Формы проявления заикания

Содержание:

Дефектология

Клинические проявления, формы и степени заикания

Проявления заикания

Заикание возникает то внезапно, то исподволь, постепенно усиливаясь. Периодически оно то ослабевает, то усиливается, что вообще свойственно нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей.
Состояние речи тесно связано с общим физическим и эмоциональным фоном. Так, например, заикание обычно усиливается в момент болезни, переутомления. После того, как ребенка наказали.
Основным внешним признаком (симптомом) заикания являются возникающие в момент речи судороги в дыхательном, голосовом или артикуляционном аппарате. Чем чаще судороги и длительнее по времени, тем тяжелее заикание.

Основу заикания образует триада:

1 Речевые судороги
2 Постоянное состояние тревоги, связанное с актом речи
3 Желание скрыть дефект

Признаки заикания

При заикании возникает нарушение координации всех движений артикуляционного аппарата с появлением судорог. Шёпотная речь заметно уменьшает или даже устраняет заикание: искусственное понижение регистра голоса благоприятно действует на степень заикания.
Наиболее типичный психический признак заикания — страх перед речью, перед определёнными звуками или словами, которые особенно трудны в произношении.
Периоды возникновения первого тонуса очень разнообразны и возникают после испуга,
ушиба. Чем сильнее тонус, тем больше усилий прилагается к его преодолению и тем больше сознательное нарушение речи.
Заикание следует отличать от тахилалии — расстройства речи, близкого к заиканию и выражающегося ускоренным темпом речи. Тахилалия часто переходит в заикание и с ним сочетается.
Иногда трудно определить какое из этих нарушений первичное.

По типу судорог, периодически возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата, различают три формы (или вида) заикания: клоническую, тоническую, смешанную.

Наиболее ранняя и легкая форма заикания – клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к- к-кошка, б-б-б- бабушка, со-ба-ба-бака).

Со временем она переходит в более тяжелую форму – тоническую, при которой в речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (к…нижка, каранд…аш, зм…ея).

Встречается и смешанный вид заикания: клоно-тонический или тоно-клонический (по преобладающему характеру судорог)

Степени заикания

Различают три степени заикания: слабую (умеренную), среднюю и сильную (тяжелую).
Четких критериев определения степеней заикания нет.

В практике считают слабой степенью такую, при которой заикание проявляется едва заметно и не мешает речевому общению. Сильной степенью считается такая степень, при которой в результате длительных судорог речевое общение становится невозможным.
Кроме того, при сильной степени появляются также сопутствующие движения и эмболофразия. Это такое явление, когда по мере развития заикания появляются новые речевые уловки. Заикающийся начинает для мнимого облегчения речи добавлять стереотипные слова или звуки, например: а-а, э-э, ну, вот это, вот так, это, вот, как это.

www.medef.ru

Почему человек заикается: логоневроз у детей и заикание у взрослых

Заикание — это изменение речи, включающее в себя удлинение отдельных слогов, слов, звуков и\или их множественное повторение. Как результат – человек с данной патологией не может правильно поставить речь из-за постоянных прерываний в разговоре. Заиканию (логоневрозу) сопутствует изменение тембра голоса, ритма речи и расстройств органов дыхания.

Можно выделить ряд факторов, позволяющих дать ответ на вопрос: «почему люди заикаются»? Во-первых, это обуславливается нестабильностью нервной системы, цикличность которой вызывает у человека пребывание в хроническом стрессе, отсюда — многочисленные проявления невроза. Ярким примером будет заикание, которое появилось из-за сильного испуга, причем оно может пройти самостоятельно при нормализации психического фона. Во-вторых, это состояние наблюдается у лиц с соматическими заболеваниями и перенесших оперативное вмешательство по их поводу.

Как образуется речь

Патогенез заикания имеет свои особенности, так как речевая функция контролируется двумя мозговыми центрами – Вернике и Брока. Они располагаются в височных и лобных долях, соответственно.

Первый отвечает за постановку предложений, анализ речи, поступившей извне. Другими словами, он представляет собой слуховой центр головного мозга. А вот зона Брока отвечает за голосообразование посредством прямого воздействия на мышцы лица, которые отвечают за воспроизведение речи. При патологии происходит частичное выпадение функций той или иной зоны мозга, что приводит к неодинаковой скорости их работы, возникает заикание. В норме же эти мозговые центры действуют совместно, что и оказывает свое положительное влияние на речь в целом.

Степень выраженности заикания будет зависеть от характера и силы повреждения вышеназванных зон Вернике и Брока.

Механизм развития заикания

Судороги мышц, которые отвечают за речеообразование, возникают при прерывании передачи нервных импульсов. Когда раздражается мозговой центр Брока, судороги усиливаются, тем самым вызывая нарушение речевой функции. Звуки или отдельные слоги повторяются, начинают воспроизводиться человеком удлиненно. Заикание, как правило, чаще всего попадает именно на согласные звуки, что объясняется такой же частотой нервной импульсов.

Причины заикания у детей:

  • Наследственное заикание. Причем у мальчиков вероятность возникновения данного патологического состояния в 4 раза больше, чем у девочек. Заикание может и не проявиться вовсе, если не будет предрасполагающих к нему факторов;
  • Психоэмоциональная нестабильность. Определенные черты характера, например, сильная впечатлительность, ранимость могут оказать свое воздействие на нарушение речевой функции;
  • Заикание, как проявление поражения коры головного мозга. Органическое заикание имеет стойкий характер, не меняется под динамикой логопеда и при употреблении лекарственных препаратов;
  • Сильное эмоциональное потрясение. Резкое изменение подачи нервного импульса из-за испуга может привести к разногласию между центрами Брока и Вернике, что и вызовет патологию. Такое заикание хорошо поддается лечению, если был устранен раздражающий фактор;
  • Инфекции, которые были перенесены матерью во время беременности;
  • Сопутствующие соматические заболевания.
  • Заикание у взрослых имеет такие же причины возникновения патологии, однако в большинстве случаев оно бывает как следствие черепно-мозговой травмы или операций на головном мозге.

    Формы заикания

    По характеру проявлений заикание делится на тоническую и клоническую формы. Тоническая форма характеризуется пролонгацией конкретных звуков или слогов. Клоническая – их многочисленным повторением. Зачастую встречается смешанная форма заикания, при которой встречается как удлинение звуков и слогов, так и их повторение.

    По этиологии заболевания выделяют неврозоподобную и невротическую формы заикания.

    Невротическая форма заикания

    Невротическая форма заикания встречается у детей дошкольного и школьного возраста одинаково часто. Пусковым механизмом для ее возникновения служит сильное эмоциональное потрясение. Нарушение речевой функции отчетливо наблюдается тогда, когда ребенок испытывает волнение, и проходит самостоятельно при нормализации психоэмоционального фона. Как правило, у таких детей отсутствуют какие-либо травмы или грубые патологии в анамнезе, нет и серьезных нарушений нервной деятельности. Заикание при этой форме обуславливается неспособностью ребенка правильно адаптироваться к окружающей среде и адекватно реагировать на стрессовый фактор. Если вовремя повлиять на ребенка, то патологический процесс можно остановить. В другом случае заикание будет носить пребывающий характер – возникать каждый раз при стрессовой ситуации. Особенность характера у таких детей – это чрезмерная впечатлительность и ранимость, мнительность, тревожность. В отличие от неврозоподобной формы дети с невротическим заиканием хорошо учатся, умеют и могут правильно говорить в межприступные периоды.

    Невротическое заикание можно заподозрить и при наличии дополнительных симптомов, указывающих на нестабильность нервной системы:

  • Различные фобии;
  • Недержание мочи;
  • Раздражительность;
  • Агрессивность.
  • Более того, в школьном возрасте, когда идет становление человека как личности, ребенок может замкнуться в себе из-за наличия такого речевого дефекта.

    Неврозоподобная форма заикания

    При неврозоподобной форме заикания психотравмирующие факторы отсутствуют. Однако в анамнезе была перенесена какая-либо инфекция, гипоксия или травма черепа и\или головного мозга. Неврозоподобное заикание чаще всего возникает у детей 3-5 лет. Ребенок с данной формой патологии отстает в нейропсихическом развитии, поздно начинает разговаривать, ходить. У него постоянно присутствует слабость и повышенная утомляемость, импульсивность поступков. Первые слова он говорит после 2 лет, а словарный запас накапливается очень медленно. Когда ребенок учится формировать фразы (около 3-4 лет) начинает развиваться неврозоподобное заикание. Причем предложения, составленные этим ребенком, будут наделены рядом звуков и слогов, которых не должно быть в разговоре («Э», «А» и другие). Инвалидность при заикании зачастую встречается именно при неврозоподобной форме, хотя и не у всех детей, перенесших какую-либо внутриутробную инфекцию, развиваются грубые нарушения речевого аппарата. Инвалидность ставится специальной комиссией, при маловыраженных явлениях или невротической она не ставится, только если у последней заикание не имеет стойкий характер.

    Клиническая картина

    Симптомы заикания включают в себя нарушение речевой функции, вследствие чего речь носит прерывистый характер с многочисленными повторениями или пролонгациями слогов и звуков. Иногда наблюдается астеновегетативная симптоматика в виде усталости, тревожности, депрессии, раздражительности и многого другого. Но, несмотря на вышеперечисленные признаки, мужчин с заиканием берут в армию, если нарушения речи носят не тотальный характер (малоразличимые фразы).

    Заикание у детей

    Логоневроз имеет тенденцию своего развития в детском возрасте. Характерен астеновегетативный синдром, иногда у ребенка наблюдаются внезапные скачки голоса.

    При невротической форме выраженность заикания будет зависеть от психотравмирующего фактора, который оказал такое влияние на ребенка. При разговоре можно заметить, что мышцы лица напряжены, скованны. Речь монотонная, а при большом скоплении людей ребенок теряется и отказывается говорить. Он чувствует себя подавленным и не таким как все из-за особенностей речевого аппарата. Психика таких детей чрезвычайно ранима и легко изменяется в сторону агрессивного поведения.

    Заикание у взрослых

    Чаще всего является результатом невылеченной патологии в детстве и проявляется с яркой картиной фобического расстройства. Взрослый человек испытывает панические атаки, страх открытого или, наоборот, замкнутого пространства. Заикание сопровождается хаотичными движениями конечностей, а мероприятия, требующие общения с людьми, избегаются человеком из-за страха опозориться. Речевая функция нарушена, фразы прерывисты, голос не имеет четкой тональности и постоянно варьирует от низких значений до высоких. У некоторых больных отмечается появление такого симптома как маскированная депрессия. Причем при ней будет не только угнетение психического состояния, но и наличие постоянно меняющихся соматических жалоб (боль в животе сменяется головной болью, затем все проходит, но начинается сильный кашель и т.д.).

    Лечение заикания

    Для успешной терапии должен применяться комплексный метод преодоления заикания. Если имеет место быть невротическая форма, то тогда основное лечение будет направлено на устранение невроза. На ранних стадиях развития возможна коррекция состояния под контролем психолога и логопеда, в дальнейшем, при отрицательной динамике могут назначаться лекарственные препараты, подавляющие возбудимость центральной нервной системы. В зависимости от тяжести логоневроза применяются седативные, ноотропные и противотревожные лекарства. Так как во время нарушения речи у пациентов наблюдается судорожная активность и подергивание конечностей, целесообразен прием противосудорожных препаратов на основе вальпроевой кислоты (Пантогам, Фенибут). Хороший результат дает витаминотерапия, сульфат магния, что оказывает укрепляющее воздействие на нервную систему.

    Немедикаментозные методы

    Для коррекции заикания существует множество методов, однако все они рассчитаны на устранение определенной первопричины, поэтому занятия с логопедом должны проходить в индивидуальном порядке под консультацией психотерапевта. Психолог также необходим в данной ситуации, потому что неокрепшая психика ребенка воспринимает свою речевую особенность как что-то постыдное, что приводит к замыканию в себе и нежеланию общаться со сверстниками. Иногда положительные результаты дает групповая терапия, когда ребенок общается с детьми, имеющими такое же нарушение речи. Это помогает ребенку принять себя и, в некоторых случаях, заикание проходит само собой. Также практикуют лечение гипнозом, которое напрямую связано с устранением причины, приведшей к заиканию. А самая основная и важная задача лежит на плечах родителей, ведь именно от них будет зависеть, как ребенок поведет себя в той или иной стрессовой ситуации. Поэтому, регулярно уделяя своему ребенку время, можно предотвратить развитие логоневроза у него в дальнейшем.

    opsihoze.ru

    Виды и типы заикания

    Заикание – это вид нарушения, который проявляется расстройством темпа речи, кратковременными перерывами в момент беседы или повторным воспроизведением букв и звуков. Здоровый человек 5-7 процентов речи произносит с запинанием, но если этот процент возрастает свыше 10-ти – это считается симптомом болезни. Основные виды заикания зависят именно от артикуляции и типа течения болезни.

    Симптомы заикания схожи с клоническими и тоническими судорогами артикуляционной, а так же гортанной мускулатуры. При присутствии клонического заикания в речи замечается повторное образование слов, слогов и букв. Тоническое заикание, в свою очередь, не разрешает больному сдвинуться со звуковой паузы, чтобы перейти к произношению другого звука. От него страдает приблизительно 1-2% взрослых людей и 2-4 — детей нашей планеты.

    Этиология и патогенез логопатии

    Еще И.А. Сикорский первым подчеркнул, что заикание свойственно детям, так как у них речь еще полностью не сформировалось. Основную роль он выделял наследственности, полагая, что прочие факторы (психологический и биологический) дают лишь толчок к развитию данной болезни.

    Выделяют две основные группы причин предполагающие и провоцирующие.

    К первым причинам относят следующие:

  • наследственность;
  • заболевания, которые могут привести к повреждению мозга (герпес, менингит, энцефалит);
  • травмы плода во внутриутробном периоде и во время родов;
  • исчерпание энергетических ресурсов нервной системы (например, инфекционные заболевания).
  • Причины, которые могут спровоцировать человека заикаться разнообразны:

    • психическая травма (сильный испуг, страх),
    • подражание,
    • тахилалия (ускоренный темп речи),
    • двуязычные или многоязычные коллективы.
    • Условия, которые провоцируют заикание это — скудное эмоциональное развитие, скрытые психические и нарушение развития моторики и чувства ритма. Являющиеся причины можно скорректировать при правильном воспитании ребенка.

      В основе развития болезни выделяют нарушение в совместной функции дыхания, воспроизведения и произношения. Нарушение взаимодействия в структурах головного мозга приводит к изменению мышления и речи. Поэтому происходят нарушения в работе экстрапирамидной функции. Именно эта система осуществляет контроль над правильным перераспределением мышечного тонуса. Нарушение экстрапирамидного речевого анализатора вызывает клонические повторения (тик) или тонический спазм. Позже этот ошибочный рефлекс становится условным.

      Классификация болезни

      Выделяют такие формы заикания:

    • клонические;
    • тонические;
    • клоническа-клонические или клонико-тонические (смешенное).
    • Тонические судороги проявляются временным или длительным толчкообразным спазмом мышц. А клоническое, в свою очередь, является равномерным, не столь выраженным повторением одних и тех же судорожных движении. Обычно клоническая форма чаще встречается, так как с этой формы начинается заикание.

      Различают три степени заикания:

    • легкая – симптомы могут проявляться лишь при быстром произношении слов;
    • средняя – выраженное изменение речи появляется при сильном эмоциональном состоянии;
    • тяжелая – заикания постоянно присутствует в речи.

    Типы течения заикания:

  • волнообразное – дефект речи то усиливается, то пропадает, но имеет постоянный характер;
  • постоянное – нарушение речи постоянно прослеживается;
  • рецидивирующее – заикание может проявиться после полного исчезновения.
  • неврозоподобное – это расстройство артикуляции и моторики;
  • невротическое – развивается вследствие психической травмы.
  • Также есть и другая классификация заикания, в которой выделяют три основные формы, которые связанные с нарушением дыхания:

  • дыхание с судорожным вдохом;
  • дыхание с судорожным выдохом;
  • дыхание с судорожным вдохом и выдохом.
  • Классификация заикания зависит от вида нарушения дыхания или работы артикуляционных мышц, типа течения заболевания, степени тяжести и формы заикания.

    При помощи данной классификации врач может определить, какой дефект речи есть у человека, спрогнозировать течение и выбрать эффективное лечение именно для данного пациента.

    Симптомы заикания

    Данная таблица поможет определить симптомы заикания у человека.

    Основными симптомом этой болезни является нарушение голоса. А именно судорожное замыкание голосовых связок человека при попытке артикуляции. Люди заикаются при произношении преимущественно гласных звуков, поскольку не могут выговорить их плавно. На разборчивость речи так же влияет дыхание, психика, артикуляция и сопутствующие движения. При неправильном дыхании происходит больше потери воздуха на вдохе и выдохе, что связано с нарушением сопротивления в зоне артикуляции. Основными психическими нарушениями являются страх перед беседой и боязнь неполноценности при ошибке в разговоре. Некоторые движения заикающихся людей во время речи не являются необходимыми, но, в тоже время, производятся неосознанно. У заикающегося человека могут быть и некоторые соматические нарушения, такие как гипертрофия носовой перегородки или высокий свод неба.

    Логопатия у ребенка обычно может начаться с таких симптомов:

  • малыш не хочет разговаривать или же выдает только несколько фраз, а потом замолкает;
  • перед частью слов мальчик или девочка ставит ненужные звуки или буквы;
  • проблема перед началом речи и вынужденные остановки в середине слова или фразы.
  • При болезни в основном развиваются психические нарушения. Человек избегает общения, становится замкнутым в себе, появляется некое чувство неполноценности и другие нарушения в психической сфере. В тот же момент отмечают и физические изменения: нарушение осанки, слабость вестибулярного аппарата, плоскостопие, остеохондроз и вегето-сосудистая дистония.

    Диагностика

    Для постановки данного диагноза в первую очередь должны быть расстройство ритма речи, трудности и запоздание в начале речи и посторонние движения. Во время обследования определяется локализация, форма, течение, особенности судорог и другие двигательные или речевые дефекты. Так же для каждой формы заикания присущи своеобразные симптомы, которые помогут определить данное нарушение. Например, клоническое заикание проявляется как повтор начальных речевых фрагментов. Психолог выясняет, как ребенок или человек относится к своему дефекту.

    Если же заболевание длится больше 3-х месяцев, нужно использовать дополнительные обследования: консультация невролога, психолога и логопеда, магниторезонансная томография мозга, электроэнцефалография и другие методы диагностики.

    Основные методы терапии

    Дефект речи, так или иначе, влияют на социальную жизнь человека, что может усугубить течение заболевания. Поэтому, чем раньше будет обнаружена данная патология, тем эффективней будет лечение. Коррекция данного заболевания заключается в использовании психотерапевтических приемов. Логопед, применяя свои знания, поможет избежать дефектов речи, научит плавно и без запинки произносить слова и словосочетания. Преодоление страха публики и замкнутости в себе происходит при помощи групповых занятий.

    Устранение заикания состоит в монотонности всего разговора. Медикаментозное лечение заключается в применении успокоительных препаратов, которые помогают справиться с тревогой и стрессом. Так же с данной проблемой поможет психолог, он влияет на психические и эмоциональные травмы, которые могли вызвать заикание у человека.

    Лечебная физкультура при заикании базируется на выполнении специальных дыхательных упражнений. При этом дыхание нормализуется и происходит правильное соотношение вдоха и выдоха, темп и ритм становится плавным и непрерывным.

    В зависимости от стадии заболевания длительность лечения может варьироваться – от нескольких недель до нескольких лет.

    Неврозоподобное заикание: период возникновения, диагностика и лечение

    Заикание, или логоклония – это темпоритмическое расстройство речи, которое проявляется пролонгацией, паузами и прерыванием звуков, слогов и слов. Представленное нарушение встречается с того момента как люди научились говорить. Распространенность заикания у взрослых составляет 1%. Среди детей этот показатель выше и равен 3-4%. Кроме того, данные статистики показывают, что логоклонией в 4 раза чаще страдают мальчики. Многие думают, что единственной причиной возникновения этой патологии служит тяжелое нервное потрясение, например, испуг. Существует неврозоподобная форма заикания, которая появляется на фоне органической патологии нервной системы.

    Заикание, его виды и патогенез

    Заикание — это дефект речевой сферы, который нарушает ритмичность, замедляет темп произносимых звуков. Симптомы логоклонии (прерывание, паузы, пролонгация) в 80% случаев наблюдаются в начале предложения и в 20% — в середине. Механизм заикания состоит в повышенной судорожной готовности органов артикуляции. К ним относятся мышечный компонент глотки, мягкого неба, надгортанника, языка, а также голосовые связки. При попытке произнести звук, происходит непроизвольное сокращение представленных структур, из-за чего человек начинает заикаться.

    Исходя из представленного механизма, логоклонию разделяют на три формы:

  • Клоническая. Характеризуется непроизвольными сокращениями мышечного аппарата органов артикуляции, которые сменяются кратковременным периодом расслабления. Эпизоды отсутствия спазма проявляются произношением звука, после чего наступает препинание из-за повторной волны судорог. При этом человек повторяет отдельные слоги, слова по несколько раз.
  • Тоническая форма. Наблюдается при длительном мышечном сокращении губ, голосовых связок, языка, при котором отсутствуют эпизоды расслабления. Речь заикающихся с таким судорожным типом выглядит в виде неуместных пауз и препинаний в разговоре. Также характерным является внешний вид больного: напряженное гиперемированное лицо.
  • Смешанная форма, характеризуется периодической заменой одной формы на другую, а иногда и совместным проявлением.
  • Помимо представленной классификации форм, различают невротическое и неврозоподобное заикание. Первый вариант по-другому называют логоневрозом, возникновение которого не связано со структурной или физиологической патологией, а носит функциональный (психогенный) характер. Неврозоподобное заикание – результат органической патологии нервной системы.

    Патогенез логоклонии включает в себя нарушение работы трех процессов: дыхания, артикуляции и голосоведения, которые контролируются стриопалидарной системой. В связи с этим происходит расстройство процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга. Таким образом, происходит нарушение рационального перераспределения тонуса мышц речевого аппарата. У человека, страдающего длительное время заиканием, повышенный речевой тонус вместе с судорожной готовностью перерастают в условный рефлекс.

    Критические периоды

    Важную роль в возникновении заикания играют критические речевые периоды. Представленные периоды не являются этиологическим фактором, а только провоцируют вербальные расстройства. Во время критических периодов организм подвергается системной перестройке и сильнее подвержен речевым нарушениям.

    В развитии речевой функции выделяют три критических периода.

  • Первый припадает на возраст 1-2 лет ребенка, пиковыми считаются 12-14 месяцев жизни. В этом периоде происходит интенсивное развитие вербальной коммуникации, которое напрямую зависит от общения. До двухлетнего возраста, ребенок усваивает большой объем информации и его пассивный словарный запас равен 200 словам. Это связано с усиленным формированием речевых центров (зона Брока). В этом периоде, даже незначительные негативные факторы, могут спровоцировать тяжелые речевые нарушения.
  • Второй период (3 года) характеризуется переходом от простой речи к фразовой, с использованием многосложных слов. Организм ребенка в этом возрасте требует повышенной согласованности в нервной системе (артикуляционный аппарат, память, концентрация внимания и т.д.). Кроме того, этот период характеризуется повышенным влиянием эндокринной системы, что может приводить к негативизму, мутизму, упрямству и т.д.
  • Третий период (6-7 лет) считается критическим из-за становления письменной речи, вследствие чего нагрузка на нервную систему возрастает. Завышенные требования родителей, могут спровоцировать нервные срывы и речевые нарушения, в частности заикание в будущем.
  • Представленные критические периоды являются способствующими факторами в развитии речевой патологии и в некоторых случаях могут сочетаться с другими провоцирующими агентами. К ним относятся: генетическая предрасположенность, энцефалопатические заболевания, истощенность нервной системы, эмоциональная отчужденность.

    Речевое развитие и течение критических периодов индивидуально, и зависит от многих факторов, а именно генетики, экологии и окружения.

    Этиология неврозоподобного заикания

    При неврозоподобной форме заикания, в отличие от невротической, отсутствует связь с психологическим фактором. Основу развития представленного заикания составляют органические патологии нервной системы. К наиболее распространенным причинам невротического заикания относятся:

  • Акушерская травма, зачастую возникает при активных действиях акушер-гинекологов, подразумевающих использование щипцов, вакуум экстракции и т.д. Чаще всего это наблюдается при клиническом и анатомическом узком тазу, многоплодной беременности, массе плода больше 4 кг и неправильном предлежании плаценты. Во время родов может возникать внутричерепное кровотечение, гидроцефалия, анатомическое повреждение мозга.
  • Некоторые хромосомные и геномные аберрации проявляются внутриутробным недоразвитием нервной системы, в виде микро- и анцефалии, в результате чего нарушается регуляция всех структур.
  • Заболевания матери во время беременности. К ним относятся TORCH-инфекции, фетоплацентарная недостаточность, токсикозы, а также общие соматические заболевания. Особенно сильное негативное действие они оказывают в периоде с 4-х недель до 4-х месяцев. Кроме того, доказано тератогенное действие вредных привычек на организм плода.
  • Нейроинфекции, такие как менингиты, энцефалиты, возникающие при менингококковой инфекции, герпес вирусе, краснухе, туберкулезе и т.д. оказывают пагубное действие на нервную систему, в том числе и речевые центры.
  • Психические расстройства. К этой группе относятся люди с врожденной умственной отсталостью (олигофренией), шизофренией, маниакально-депрессивным психозом и др.
  • Сосудистые заболевания головного мозга, а именно ишемический и геморрагический инсульты в области Брока. При таких состояниях, поступление кислорода к участками головного мозга снижается или прекращается, вследствие чего возникает ишемия и нарушение речевой функции.
  • Знание причин, вызывающих неврозоподобное заикание, позволяет правильно определить дальнейшую тактику врача, назначить соответствующую терапию.

    Симптомы и методы диагностики заикания

    Заикание при неврозоподобной форме, проявляется классической клинической картиной с пролонгацией, паузами и другими темпоритмическими задержками речи. При таком виде логоклонии может наблюдаться неврологическая симптоматика. Дети с неврозоподобной формой заикания позже других начинают говорить, имеют проблемы с координацией. Артикуляционный аппарат при осмотре скованный, движения в нем затруднены. Также проявлением неврозоподобной формы является возникновение генерализованных судорог в момент заикания. Отличительной характеристикой неврозоподобного заикания от других видов, является постоянство симптомов, которые не зависят от внешних обстоятельств.

    Наличие описанной симптоматики, хоть и характерно для неврозоподобного заикания, но недостаточно для постановки этого диагноза. Для получения объективной информации используют инструментальные методы исследования. Наличие органической патологии определяют с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитно-резонансной томографии (МРТ), компьютерной томографии (КТ) и дуплексного обследования сосудов головного мозга.

    Первый метод, на основе измерения биопотенциалов, способен с высокой точность определить любые изменения в структуре коры и других отделах головного мозга. Магнитно-резонансная томография позволяет оценить состояние всей нервной системы путем горизонтальных срезов и трехмерного изображения. Представленный метод обладает высокой чувствительностью в определении онкологической патологии.

    Компьютерная томография, как и дуплексное сканирование – лучшие методы в оценке сосудистого бассейна головного мозга. Кроме того, КТ позволяет обнаружить травмы, устаревшие гематомы, абсцессы и другие структурные патологии головного мозга.

    Важно! Появление симптомов заикания без предшествующей психической травмы, может служить первым сигналом о нарушении работы нервной системы. В таком случае своевременная диагностика позволит назначить эффективное лечение и восстановить речевую функцию

    Дифференциальная диагностика и лечение неврозоподобного заикания

    Неврозоподобное заикание и логоневроз имеют подобную клиническую картину, поэтому уместно проведение дифференциальной диагностики именно этих двух заболеваний.

    simptomyinfo.ru