Функциональный аутизм

Аутизм у детей: интервью с психотерапевтом

Семейный психотерапевт, педагогический консультант (MA), ведущая групп

PT: Что такое аутизм?

Натали: Вот уже около десяти лет ко мне обращаются родители детей с пугающим диагнозом: АУТИЗМ. Обращаются обычно после диагностики или после направления педиатра или детского психолога на обследование. Обращаются со страхом, отчаяньем, надеждой. Так что же такое аутизм и что делать, чтобы помочь ребёнку?

Аутизм – это расстройство, связанное с нарушением развития головного мозга, характеризующееся недостатком социального взаимодействия, нарушением коммуникации, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Классический аутизм (синдром Каннера), синдром Аспергера и неспецифическое первазивное нарушение развития (PDD-NOS) вместе с другими расстройствами относятся к аутичному спектру (ASD).

Сегодня принято пользоваться термином «расстройство аутичного спектра» (ASD) для всех вышеперечисленных нарушений. Различают также высоко- средне- и низко-функциональный аутизм в зависимости от IQ и от способности обходиться без посторонней помощи в повседневной жизни.

PT: Насколько, на ваш взгляд, аутизм распространен в наши дни?

Натали: Статистика в разных странах и регионах существенно разнится: от 0.1 до 1.5%. Соотношение мальчиков и девочек – 4:1 (мальчиков в четыре раза больше). За последние 20 лет число тех, у кого диагностирован аутизм резко выросло. Пока неясно, увеличилась ли реально распространённость расстройства или всё объясняется изменившимся подходом к диагностике.

PT: Начиная с какого возраста можно диагностировать аутизм?

Натали: Чем в более раннем возрасте проведена диагностика – тем раньше можно начать специализировано заниматься с малышом, а значит — достичь лучших результатов. Да и у родителей будет больше времени для того, чтобы справиться с шоком и настроиться на серьёзную и длительную работу.

Если раньше утверждали, что диагностировать аутизм можно только с двух-трёх лет, то сейчас в Израиле существуют медицинские центры, которые проводят диагностику и в более раннем возрасте. В таком случае можно направить ребёнка в специализированный развивающий садик и начать комплексную работу с родителями и ребёнком.

PT: Какие признаки в поведении ребенка должны насторожить родителей?

Натали: Родители детей «аутят», с которыми я работаю или работала раньше, говорят о следующих признаках:

  • отсутствие или нарушение зрительного контакта, ребёнок не смотрит в глаза или смотрит слишком пристально;
  • позднее возникновение «лепета», «разнобой» при обмене звуками со взрослыми;
  • сильно ограниченный или «необычный» словарный запас, в котором могут присутствовать редкие для данного возраста слова и отсутствовать базовые (мама, папа);
    • эхолалия — повторение чужих слов;
    • ребёнок мало улыбается, его мимика отличается от мимики сверстников, часто репертуар мимических реакций ограничен;
    • необычная жестикуляция, иногда раскачивается или «машет» руками или ходит «на носочках», жесты реже сопровождаются словами;
    • слабая реакция на попытки общения, сложность в установлении контакта, несоциальная речь, «декламирование»;
    • ребёнок не откликается или редко откликается на собственное имя, при отсутствии проблем со слухом;
    • дети редко обращаются с просьбами и не делятся своими переживаниями;
    • реверсия местоимений, например, в ответ на вопрос: «Как тебя зовут?» ребёнок отвечает: «Тебя зовут Cаша», не заменяя слово «тебя» на «меня». Не используют или редко используют местоимение «я».
    • при попытке указать им рукой на какой-либо объект они часто смотрят на руку, а не на объект, и сами редко указывают на объекты;
    • возникает сложность в переходе от отдельных слов-обозначений к связному языку;
    • может быть трудно играть в игры, требующие воображения, часто играют с предметами, расставляя их в определённом порядке, любят «раскручивать» предметы или крутиться на месте. Иногда проявляют к предметам и к деталям предметов (колёса машин, часть игрушки) больший интерес, чем к людям;
    • часто избегают общения с другими детьми, особенно с ровесниками;
    • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения, стереотипное повторяющееся поведение;
    • устойчивый интерес к определённой области или предмету, интерес к ограниченному числу тем (динозавры, числа, космос и т.д.)
  • им сложно понять чувства или намерения другого человека, сложно проявлять эмпатию, сопереживать;
  • ребёнок может очень сильно реагировать на слабый раздражитель (запах, свет, слабый шум, вид ткани, из которой сшита одежда) и не реагировать на сильный (громкое падение предмета, сильное прикосновение, плач другого ребёнка);
  • Конечно же, это далеко не все признаки, на которые стоит обращать внимание. Кроме этого, наличие одного или даже нескольких признаков ещё не говорит о том, что у ребёнка аутизм. Это лишь причина обратиться к врачу, поделиться сомнениями и попросить направление на диагностику.

    Диагностику может провести только детский врач-психиатр или врач по раннему детскому развитию или детский психолог, специализирующиеся в данной области. В Израиле для диагностики аутизма необходимо заключение двух специалистов.

    PT: Ученые и ведущие специалисты как-то продвинулись в вопросах аутизма за последние годы? Кто-то выяснил в чем причина аутизма?

    Исследований много, но однозначных ответов пока нет. В последнее время всё больше исследований говорят о связи аутизма с генами и генными мутациями.

    PT: Есть ли какие-то данные, кто в группе риска?

    Натали: В группе риска те, в семьях кого есть родственники на спектре, например, братья детей-аутистов (в меньшей степени – сёстры).

    PT: Какие, на ваш взгляд, методики в лечении аутизма самые эффективные? В чем заключается их принцип?

    Натали: Речь идёт скорее не о лечении, а о создании таких условий, в которых ребёнок с нарушениями аутичного спектра мог бы максимально реализоваться и максимально адаптироваться к жизни в обществе. Я имею в виду развитие языковых и речевых функций, коммуникативных и социальных навыков, умение распознавать чувства и намерения окружающих и т.д.

    В своей работе с семьями, где есть ребёнок на спектре, а подбираю методики под конкретного ребёнка и его родителей. Часто это сочетание таких подходов, как структурированное обучение (TEACCH), прикладной анализ поведения (ABA), работа над речью и прагматикой языка и обучение социальным навыкам.
    Многим родителям и детям подходит методика д–ра Гриншпана («Время на полу») – игровая терапия, в рамках которой взрослый общается с ребенком по схеме, представляющей собой определенные стадии эволюции общения. Кстати, эта методика хороша и для деток с задержкой развития.

    Как семейный психотерапевт, могу сказать, что рождение ребёнка с особенностями развития меняет динамику внутри семьи и влияет на каждого из её членов, включая братьев, сестёр, а иногда и старшее поколение. На родителей ложится дополнительная психологическая, физическая и финансовая нагрузка. Для успешного продвижения и максимальной адаптации ребёнка очень важно эффективное взаимодействие всех членов семьи, их взаимная помощь и поддержка. Хорошо, когда всё это существует. Если нет – стоит приложить усилия и сделать максимум, для создания этих условий. Это условия для успеха вашего малыша.

    PT: Некоторые специалисты говорят, что если аутизм диагностирован рано и ребенком активно занимаются, то к семи годам он может стать вполне полноценным ребенком и пойти в обычную школу. Это так?

    Натали: Любой ребёнок – полноценный! Даже если у него серьёзные проблемы с коммуникацией! У детей-аутят масса талантов, многие из них необыкновенно музыкальны, некоторые прекрасно разбираются в технике, решают сложные математические задачи. Да, я понимаю, что любая мама с радостью променяла бы все эти таланты на возможность своего ребёнка «просто» ходить в школу, дружить со сверстниками и общаться, как общается большинство детей. Но давайте не будем считать адаптацию к школе единственным критерием успеха.

    Продвижение и развитие ребёнка зависит от той работы, которую ежедневно совершают окружающие его взрослые. Чем раньше начнётся эта работа, тем лучше. Но ранняя диагностика и интенсивная работа — не единственное, что влияет на результаты. Многое зависит от данных ребёнка.

    В Израиле большинство детей с диагнозом «аутизм» ходят в обычные школы. Иногда это специализированные классы, иногда – обычный класс. В таком случае ребёнок имеет право получить личную «помощницу» на часть часов, проведённых в школе или даже на все учебные часы. Среди моих клиентов есть детки, которые учатся (и хорошо учатся!) в обычных классах, получая минимальную помощь. Я уверена, что ещё немного и они станут совсем самостоятельными. Но есть и такие, кто не может без постоянной помощи, несмотря на интенсивную работу родителей и педагогов.

    PT: Что представляет собой аутизм в запущенных стадиях?

    Натали: Пожалуй, не совсем корректно говорить о стадиях аутизма. Мы можем рассматривать отдельно интеллектуальные, коммуникативные и социальные навыки ребёнка (здесь, к сожалению, не всё зависит от нашего желания продвинуть ребёнка и вложенного труда). И отдельно – ту работу, которая ведётся.

    Так, например, при той же самой работе ребёнок с более высоким уровнем IQ будет продвигаться быстрее, а ведь это всего один из факторов, влияющих на продвижение. Есть ещё эмоциональный интеллект, общее состояние здоровья, атмосфера в семье, готовность и умение взрослых быть в максимальном контакте с ребёнком и многое другое.

    Конечно, если с ребёнком не заниматься, картина может быть печальной: отсутствие интереса к происходящему, отсутствие речи, стереотипные движения, приступы агрессии. Но даже самая интенсивная работа не всегда приводит к желаемому результату. И это – не вина родителей или педагогов – у каждого ребёнка свой потенциал. Невозможно сравнивать продвижение детей с совершенно разными данными.

    PT: С какого возраста начинать лечение уже малоэффективно и нерезультативно?

    Натали: Никогда не поздно начинать. Но чем раньше начата работа, тем лучше, тем больше можно сделать.

    PT: Есть мнение, что в России в вопросах аутизма мы отстаем от остального мира. Здесь его позже диагностируют, лечат не тем и не так и мало специалистов. Что можете сказать?

    Натали: К сожалению, я не знаю, как обстоят дела в России, как работает в этой сфере официальная российская медицина, психология и педагогика. Но я верю, что многое зависит от родителей, от их готовности помочь своему ребёнку.

    Сегодня можно получить консультацию и даже постоянно наблюдаться у лучших специалистов по всему миру, не выезжая из России. К счастью, современные технологии это позволяют. Я и сама консультирую по скайпу родителей из разных стран.

    PT: Что бы вы сказали и посоветовали родителям детей, страдающих аутизмом?

    Натали: То, что произошло, уже произошло, и хуже уже не будет. Будет только лучше, потому что теперь вы вместе с вашим ребёнком двигаетесь ВПЕРЁД!

    Найдите самых лучших специалистов, которых можете себе позволить, специалистов, рекомендациям которых вы сможете доверять.

    Знайте, что для аутичного спектра часто характерны «регрессии», когда ребёнок перестаёт «уметь» то, что умел раньше. Не пугайтесь и не отчаивайтесь, когда это происходит. Обычно всё восстанавливается. Идите вперёд. Шаг за шагом. Не тратьте силы на сожаления и поиски причин.

    Общайтесь с теми, кто даёт вам силу и поддержку. Делайте то, что наполняет вас энергией. Отдыхайте!

    Присоединитесь к группе поддержки для родителей или создайте такую. Приглашайте в группу специалистов, советы и рекомендации которых могут быть полезны.
    Поддерживайте интересы своего ребёнка. Проводите больше времени вместе, занимаясь тем, что приятно ему и вам. Бывайте на природе. Слушайте музыку. Читайте.

    Если можете, заведите собаку с добрым и терпеливым характером.

    Не сравнивайте своего ребёнка ни с кем. Он – уникален!

    Помните, как было тяжело в первое время. Как только найдёте в себе силы – начните помогать другим родителям с детками на спектре.

    Обнимайте своего ребёнка, говорите ему о своей любви, о своей вере в его силы, даже если вам кажется, что он вас не слышит. Ему это необходимо. Если ребёнок не позволяет себя обнять, делайте это ночью, когда он спит.

    Радуйтесь каждой мелочи, каждому маленькому шагу вашего ребёнка. Для него – это огромное достижение!

    psyhologytoday.ru

    Высоко функциональный аутизм признаки

    В целом данный термин выступает в качестве субъективного понятия, поскольку медицина не имеет таких представлений и определений. Аутизм представляет собой серьёзное нарушение, поэтому такие субъективные термины служат лишь для того, чтобы обозначить место ребёнка в континууме и чтобы выявить серьёзность.

    На сегодняшний день между профессионалами нет какого-либо согласования определения границ данного заболевания, но для того чтобы разграничивать обыкновенный и высоко функциональный аутизм, необходимо знать все уровни. Ещё в прошлом веке учёные обнаружили, что дети, у которых уровень интеллекта выше 70, выполняют когнитивные тексты несколько иначе, нежели дети с более низким уровнем интеллекта. Также следует отметить, что все эти дети страдали аутизмом. Модели поведения у этих групп детей также различались между собой, а другие исследователи в качестве модели для сравнения обыкновенного аутизма с высоко функциональным выбрали разные показатели по уровню интеллекта.

    Распространённость данной особенности пока является не известной, так как границы данного нарушения окончательно не выявлены. Но если брать за базовый показатель уровень интеллекта в 70 единиц и более, то необходимо и даже возможно полностью определить распространитель данного нарушения. То есть он распространяется приблизительно в следующем соотношении: 1:10 000. Как правило, такой вид аутизма больше характерен для мужчин.

    Очень часто можно наблюдать споры между учёными касательно того, если сформировать предположение по-другому, то: является ли синдром Аспергера высоко функциональным аутизмом? Это действительно так, однако некоторые даже не видят какой-либо взаимосвязи между этими элементами. Но учёные доказали, что при проведении исследований некоторых симптомов были выявлены одни и те же аномалии в коре головного мозга, что свидетельствует о правоте первой группы учёных.

    Но когда проводились исследования, то были сделаны совершенно противоположные выводы: в 1996 году было проведено исследование, которое показало, что есть в целом три группы, которые имели некоторые аспекты. Если сравнивать симптомы, то можно также отметить некоторые основные выводы, сделанные на их основании. Группа Аспергера отличается от других групп, поскольку есть навыки и способы привлечения внимания других. Если говорить о развитии речи у всех групп, то в этом аспекте никаких различий обнаружено не было.

    Также у детей с высоко функциональным аутизмом обнаружена вербальные мыслительные способности. Нельзя утверждать о том, что сегодня имеются какие-либо точные знания о развитии аутизма, поскольку учёным так и не удалось прийти к какому-то конкретному выводу, однако можно сделать вывод, что синдромы при обыкновенной аутизме в его лёгкой форме и при высоко функциональном аутизме значительно различаются, и это вызвано особенностями поведения детей, которые страдают от данных интересных особенностей.

    xn—-7sbbpetaslhhcmbq0c8czid.xn--p1ai

    До определенного времени малознакомое заболевание — аутизм (ранний детский аутизм) — в настоящий момент становится все более распространенным. Происходит это, в том числе и по причине все большего распространения информации о нем. Проблема диагностики аутизма разрабатывается учеными всего мира достаточно широко, и потому расширяются диагностические возможности, становится, к большому счастью, все больше квалифицированных специалистов, действительно способных провести дифференциальную диагностику и поставить правильный диагноз. А ведь еще несколько лет назад ситуация была действительно катастрофической и ребенка — аутиста могли причислить к числу умственно отсталых или поставить диагноз «шизофрения». Есть страны, где аутизм оказался практически «модным», например, США. По данным статистических исследований, носителем аутичных черт там становится каждый восьмой ребенок. Вероятно, это один из примеров гипердиагностики. Не в последнюю очередь это происходит и потому, что данный диагноз закрепляет за родителем пожизненную ренту по уходу за ребенком, а также более широкие образовательные возможности, которые государство гарантирует особенным детям, даже если они просто имеют некоторые аутичные черты.

    Действительно, ребенок, страдающий аутизмом, может нуждаться в постоянном, пожизненном присутствии близкого человека, который мог бы решать повседневные, бытовые проблемы и осуществлять уход. Нередко даже функциональному аутисту (условно специалисты делят аутизм на функциональный, когда человек способен проявлять самостоятельность, выполнять некоторые виды работы и тем или иным способом эффективно взаимодействовать с окружающим миром, и нефункциональный), сложно бывает решать ряд бытовых и прочих проблем.

    Почему и когда появляется аутизм неизвестно до сих пор. Но многие факты о данном расстройстве все же стали более понятными:

  • детский аутизм — это следствие нарушения развития и функционирования центральной нервной системы
  • Проявляется он всегда в раннем возрасте (от рождения до трех лет). Однако нередко приходится сталкиваться с обратными картине, наблюдаемой в США, случаями: недостаточной и несвоевременной диагностикой аутизма. Увы, порой родители ребенка-аутиста впервые обращаются к специалистам за помощью в 5-7 лет, когда время для оказания эффективной помощи может быть безнадёжно упущенным. Это происходит либо по причине неготовности, невозможности принять информацию и признать, что с ребенком что-то не так. Это по-человечески вполне понятно, но эффективность лечения аутизма зависит от своевременности начала реабилитации и коррекции.
  • Аутизм никак не связан с образом жизни родителей, местом их проживания, уровнем образования и порядком рождения детей в семье. Однако, есть данные, что процент детей-аутистов больше, если они рождаются у матерей старше 35 лет.
  • Среди мальчиков аутистов больше, чем среди девочек, но точное соотношение по различным выборкам установить сложно.
  • Если один из детей в семье уже страдает аутизмом, то вероятность, что данное заболевание обнаружится у младших сиблингов (кровных братьев и сестер) возрастает.
  • Детский аутизм не равен умственной отсталости, но ребенок — аутист может отставать в своем развитии от сверстников, что связано с особенностью восприятия и усвоения им информации, поступающей из окружающего мира.
  • В мире нет данных, полученных из серьезных источников, которые бы свидетельствовали о полном излечении аутизма. Это означает, что полностью аутизм неизлечим, но возможна коррекция и реабилитация ребенка — аутиста, позволяющая ему в итоге посещать детские дошкольные учреждения общего типа и общеобразовательные школы.
  • Ребенок — аутист обладает очень низкими порогами чувствительности по отношению к любым внешним раздражителям: свету, звуку, тактильной стимуляции и даже лицам окружающих людей, что так же влияет на его особенности взаимодействия с окружающим миром. Иными словами, обычные с точки зрения здорового человека раздражителя для него являются невыносимо сильными.
  • Ребенок — аутист, вопреки ложному мнению псевдоспециалистов, не является ребенком — индиго. Да, каждый аутичный ребенок исключительно необычен, но аутизм — не избранность, а тяжелое неврологическое заболевание, которое требует профессионального и своевременного лечения.
  • Некоторые дети — аутисты обладают исключительными способностями, например, к счету в уме, сочинению стихов и прочее. Но это, увы, не дает гарантии того, что каждый ребенок —аутист обладает необычными и исключительными особенностями.
  • Важно: каждое явление в поведении или особенностях развития ребенка имеет под собой вполне объяснимую и реальную причину. Преступлением по отношению к ребенку являются попытки объяснить его необычность псевдонаучными явлениями «дети-индиго», «дети-кристаллы» и проч. Это может звучать красиво, но опасность подобного объяснения кроется в том, что упущенным для своевременной помощи оказывается время. Например, наилучшее время для речевого развития — это возраст от 3 до 5 лет. Более позднее начало коррекции может быть менее успешным и драгоценное время окажется упущенным безвозвратно.

    Диагностику аутизма должен проводить профессиональный врач — невролог и врач — психиатр. Аутизм — это заболевание, и, несмотря на трудности коррекции, правильная постановка диагноза — это залог эффективного лечения.

    Основной целью лечения аутизма является выравнивание темпов развития ребенка, его адаптация в обществе, прививание навыков самообслуживания, взаимодействия с окружающими и, по возможности, способности к саморегуляции.

    Психологическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация, работа психиатров, неврологов, психологов и дефектологов способны создать условия для полноценного развития ребенка — аутиста, а его родителям дать необходимую информацию и внутренние ресурсы для поддержки.

    www.depressia.com

    Высокофункциональный аутизм: симптомы и лечение

    Высокофункциональный аутизм — основные симптомы:

  • Раздражительность
  • Задержка речевого развития
  • Недостаточность абстрактного мышления
  • Неуклюжесть
  • Склонность к инфекционным заболеваниям
  • Ночные пробуждения
  • Склонность к стереотипному поведению
  • Трудности с невербальной коммуникацией
  • Избирательность в питании
  • Узконаправленные интересы
  • Заторможенная моторика
  • Невозможность правильно показывать эмоции
  • Монотонные действия
  • Плохая адаптация к новым условиям
  • Трудности с засыпанием
  • Чуткий сон
  • Непрогнозируемость поведения
  • Повышенное спокойствие
  • Однотипное поведение
  • Бестактность
  • Высокофункциональный аутизм (син. синдром Аспергера) — общее нарушение развития. Такой диагноз ставят людям с аутизмом, чей коэффициент интеллекта выше 70. Характерные черты такой формы заболевания заключаются в неуклюжести действий, трудностях в социальных навыках, задержке в речевом развитии.

    Точные причины возникновения проблемы в настоящее время достоверно неизвестны, однако считается, что пусковым механизмом выступают структурные аномалии в некоторых областях головного мозга.

    Клиническая картина специфичная и выражается в нестандартном мышлении, чрезмерном внимании к деталям, трудностях в обобщении информации и чрезмерном восприятии чужих эмоций.

    Диагноз устанавливается только на основе данных изучения клинической картины, психиатрических и неврологических экспертиз. Однако благодаря характерной симптоматике с диагностированием не возникает проблем.

    Лечение сводится к устранению симптомов, развитию навыков социального взаимодействия, постоянной психологической и педагогической поддержке пациентов.

    Высокофункциональный аутизм — нарушение, при котором у людей сохраняется способность к социализации. Специалисты из области психиатрии ставят такое расстройство на одну планку с другими нарушениями аутистического спектра, среди которых:

    • ранний детский аутизм или синдром Каннера;
    • детское дезинтегративное расстройство;
    • синдром Ретта;
    • атипичный аутизм или неспецифическое первазивное нарушение развития.
    • Согласно данным исследований, клинические признаки, которые удовлетворяют всем критериям заболевания, встречаются менее чем у 1 % из всего количества школьников. Стоит отметить, что примерно у каждого третьего ребенка отклонение остается недиагностированным. Известно, что патология примерно в три раза чаще встречается среди представителей мужского пола.

      На сегодняшний день не выяснены точные причины развития синдрома. К группе предрасполагающих факторов относятся:

    • аутоиммунная реакция материнского организма, что влечет повреждение некоторых участков головного мозга плода;
    • негативное влияние профилактических прививок, в частности от кори и паротита;
    • появление ребенка на свет раньше положенного срока;
    • гормональный дисбаланс — повышенное или пониженное содержание кортизола, высокий уровень тестостерона;
    • гиперактивность;
    • синдром дефицита внимания;
    • отягощенная наследственность;
    • влияние токсических веществ на организм будущей матери, особенно в 1 триместре;
    • протекание внутриутробных или постнатальных вирусных инфекций — краснуха, герпес, токсоплазмоз и цитомегалия.
    • Однако ни одно из вышеуказанных предположений не имеет 100 % подтверждения.

      Достоверно известно, что болезнь не проявляется как следствие:

    • неадекватного воспитания ребенка;
    • эмоциональных травм, полученных в раннем возрасте;
    • жизненного опыта детей.
    • Симптоматика

      Основными клиническими проявлениями принято считать такие симптомы:

    • проблемы с невербальной коммуникацией;
    • однотипное поведение и монотонные действия;
    • заторможенная моторика;
    • стереотипизированная речь;
    • узконаправленные, но глубокие интересы.
    • У пациентов с подобным диагнозом нередко развиваются социальные трудности, но уровень интеллекта средний или выше среднего.

      Чаще проявления отклонения становятся заметными, начиная со 2–3 года жизни ребенка. Признаки:

    • повышенное спокойствие или, наоборот, чрезмерная раздражительность, подвижность;
    • проблемы с засыпанием;
    • частые ночные пробуждения;
    • чувствительность сна;
    • избирательность в питании;
    • задержка речевой активности — часто такие дети начинают разговаривать не раньше 4 лет;
    • плохая адаптация к новым условиям, например, посещение детского сада;
    • отказ от контакта со сверстниками;
    • частая подверженность инфекционным и воспалительным болезням;
    • неспособность выражать собственное эмоциональное состояние;
    • предпочтение общества взрослых или лиц младшего возраста;
    • непрогнозируемость поведения;
    • бестактность.
    • У подростков отмечают развитие депрессивного состояния, мысли о суициде, наркотическую или алкогольную зависимость.

      Среди особенностей интеллекта и вербального общения у детей с подобным расстройством стоит выделить такие состояния:

    • недостаточное развитие абстрактного мышления;
    • невозможность самостоятельно решать даже самые легкие задачи;
    • проблемы с применением своих знаний на практике;
    • постоянное пребывание в мире своих мыслей и фантазий;
    • опережение речевого развития;
    • медленная или, наоборот, ускоренная речь;
    • присутствие речевых шаблонов;
    • неспособность первому начать разговор или поддержать беседу;
    • повышенная способность к изложению мыслей в письменном виде;
    • семантическая дислексия.
    • Сенсорные и моторные особенности:

    • повышенная восприимчивость к внешним раздражителям;
    • стереотипность поведения;
    • чрезмерная педантичность;
    • строго определенные гастрономические пристрастия;
    • присутствие необычных навязчивых страхов, например, боязнь дождя;
    • нарушение моторных навыков и координации движений;
    • неуклюжесть действий;
    • нарушение осанки или походки.
    • При протекании подобного синдрома отмечается:

    • невозможность понять действия, слова и поведение окружающих людей;
    • необычная манера речи;
    • непонимание невербальных знаков;
    • чрезмерная увлеченность какой-либо темой.
    • Стоит отметить, что степень выраженности и присутствие тех или иных симптомов будет сугубо индивидуальным.

      Сильные стороны людей, страдающих от синдрома Аспергера:

    • внимание к деталям;
    • логические рассуждения;
    • одаренность в одной области;
    • игнорирование мнения окружающих людей;
    • ярко развитое визуальное восприятие;
    • прямолинейность и честность;
    • верность и отсутствие осуждения.
    • Проблемными областями принято считать:

    • непонимание общей картины происходящего;
    • невосприятие чужих эмоций;
    • отсутствие мотивации к занятиям, которые не относятся к сфере интересов;
    • трудности с выделением важной информации в разговоре;
    • невозможность планирования долгосрочных задач.
    • Высокофункциональный аутизм у взрослых обладает аналогичными симптомами, а при отсутствии лечения признаки будут более ярко выраженными.

      Диагностика

      Выявить характерные черты заболевания могут родители, воспитатели в детском саду или учителя начальных классов, клиницисты из различных сфер медицины:

    • педиатр;
    • логопед;
    • детский невролог;
    • детский психолог.
    • изучение истории болезни не только ребенка, но и его близких родственников;
    • сбор и анализ жизненного анамнеза пациента;
    • ознакомление с данными касательно протекания беременности;
    • анкетирование родителей, близких, воспитателей или учителей;
    • наблюдение за ребенком;
    • специфические нейропсихологические тесты;
    • детальный опрос родителей — для выяснения наличия и степени выраженности клинических признаков.
    • Чтобы исключить органические повреждения головного мозга, могут понадобиться:

      Лабораторные исследования не имеют диагностической ценности.

      Окончательно подтверждается диагноз «высокофункциональный аутизм» детским или подростковым психиатром.

      Специфической терапии в настоящее время не существует. Лечение направлено на купирование некоторых клинических проявлений и нормализацию самочувствия.

      Высокофункциональная форма аутизма предполагает прием таких медикаментов:

    • нейролептики;
    • транквилизаторы;
    • антидепрессанты;
    • успокоительные вещества;
    • психостимуляторы;
    • иммуномодуляторы.
    • Лечение в обязательном порядке должно включать такие пункты:

    • работа логопеда с пациентом;
    • выполнение упражнений лечебной гимнастики;
    • физиотерапия;
    • тренинги социальных навыков;
    • когнитивно-поведенческая психотерапия.
    • Успех лечения во многом зависит от адекватного психологического и педагогического сопровождения больного.

      Профилактика и прогноз

      Высокофункциональный аутизм развивается по неизвестным в настоящее время причинам, поэтому специфической профилактики болезни не существует.

      Снизить вероятность формирования отклонения можно, соблюдая такие рекомендации:

    • консультирование у генетика — показано парам, решившим завести ребенка;
    • контроль над адекватным протеканием беременности;
    • постоянное наблюдение за гормональным фоном;
    • исключение травм головного мозга;
    • регулярное посещение педиатра;
    • ежегодное прохождение всестороннего обследования в медицинском учреждении.
    • Прогноз синдрома в целом благоприятный — раннее обращение за квалифицированной помощью и полноценная терапия дают возможность людям, которым был поставлен диагноз «высокофункциональный аутизм», учиться в общеобразовательной школе, жить самостоятельно, трудиться на обычной работе, достигнуть колоссального успеха в интересующей области и завести собственную семью.

      Следует учитывать, что отсутствие терапии приведет к усугублению детских проблем, связанных с синдромом, во взрослой жизни.

      Если Вы считаете, что у вас Высокофункциональный аутизм и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: педиатр, невролог, психолог.

      Также предлагаем воспользоваться нашим сервисом диагностики заболеваний онлайн, который на основе введенных симптомов подбирает вероятные заболевания.

      Тугоухость – патологическое состояние, характеризующееся резким или постепенным снижением слуха. Ухудшение способности воспринимать звуки может быть как кратковременным явлением, так и следствием серьёзных заболеваний. Тугоухость может начать прогрессировать из-за употребления некоторых синтетических лекарственных средств, на фоне недугов инфекционной природы и прочее.

      Дебильность – является самой лёгкой степенью умственного расстройства. Может быть врождённой или стать приобретённой в течение нескольких первых лет жизни. С возрастом ребёнка данная форма отсталости в умственной деятельности не развивается, а при правильном лечении немного корректируется. Дети с таким нарушением не способны к абстрактному мышлению, построению длинных фраз и логическому соединению нескольких процессов.

      Хронический гепатит – воспалительно-дистрофическое поражение печени, ведущее к нарушению её функциональности и длящееся более полугода. При данной патологии дольковая структура органа сохраняется, но в нём происходят воспалительно-дистрофические изменения, и без лечения болезнь перерастает в цирроз, который может стать причиной летального исхода. Вот почему лечение хронического гепатита С и других форм должно проводится под пристальным контролем врача, который индивидуально подбирает дозировку лекарств и дополняет терапию средствами народной медицины.

      Силикоз лёгких – это патологическое состояние, вызванное длительным воздействием пыли, содержащей двуокись кремния, на дыхательные органы человека. Данное патологическое воздействие приводит к разрастанию соединительной ткани и образованию узелков в лёгочной ткани.

      ВИЧ – коварная инфекция, которая не проявляет себя в течение длительного времени. Поэтому симптомы ВИЧ у женщин определить крайне сложно, особенно на ранней стадии, ведь они носят общий характер, никак не говорящий о наличии вируса в организме. В то же время, если своевременно не приступить к противовирусной терапии, длительность жизни пациентки уменьшается, так как симптомы болезни прогрессируют и, в конце концов, приводят к развитию СПИДа. Первые симптомы болезни не дают представления о причинах их появления, поэтому лечение заболевания затрудняется общеклиническим характером этих проявлений и невозможностью поставить диагноз во время инкубационного периода.

      При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.

      simptomer.ru