Г селье понимал стресс как

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Общий адаптационный синдром

Общий адаптационный синдром — трехфазная неспецифическая реакция адаптации — включает: 1) реакцию тревоги, 2) стадию резистентности, 3) стадию истощения. Человек давно заметил, что когда на его долю выпадает непривычно сильная нагрузка — будь то плавание в холодной воде, штурм горных вершин или ходьба без привала — он проходит через три стадии. Вначале ему чрезвычайно трудно, затем он привыкает, обретает второе дыхание и в конце концов все же теряет силу и вынужден прекратить работу. [1]

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ ( общий адаптационный синдром ), совокупность взаимосвязанных и последовательно сменяющих друг друга изменений в организме человека и высших животных, возникающих в ответ на действие любого стрессора и направленных на повышение общей резистентности организма. [2]

Выдвинув концепцию об общем адаптационном синдроме , Селье рассматривает его как результат общих закономерностей стереотипных реакций организма, возникающих в ответ на воздействие резких раздражителей, в том числе и при интоксикациях сублетальными дозами различных ядов. [3]

Селье ( 1960) установил существование общего адаптационного синдрома при действии различных внешних агентов. Главным проявлением этого синдрома является усиленная выработка гормонов гипофиза и коры надпочечников. В то же время система гипофиз — кора надпочечников имеет существенное значение для функционального состояния желудка. [4]

Мобилизация различных регуляторных механизмов вносит известную специфичность в развитие общего адаптационного синдрома . При некоторых видах стресса во внутренней среде создаются одни сочетания медиаторов, гормонов, метаболитов, при некоторых — другие. Важное значение для специфики стресса имеют гормоны щитовидной и поджелудочной желез, кшшны, простагландины, о которых можно написать отдельную книгу. [5]

Некоторые показатели, полученные в наших опытах, носили волнообразный характер, что указывает на наличие общего адаптационного синдрома . [6]

В отличие от социального понимания последнего слова в биологии уступки не всегда имеют отрицательный смысл. Собственно, второе название стресса — общий адаптационный синдром — стало возможным только благодаря фазе сопротивления, которая проявляется и в адаптации. [7]

Исследованиями Селье и сотрудников, подтвержденными затем многочисленными авторами, установлено, что в организме, подвергнутом действию сильных агентов, развивается стереотипный симптомокомплекс изменений, не зависящих от природы раздражения. Этот комплекс, известный под названием общего адаптационного синдрома , имеет в своем течении 3 стадии: стадию тревоги, фазу резистентное н стадию истощения. Если стадия резистентное, ввиду недостаточной силы раздражителя, не переходит в стадию истощения, некоторое время наблюдается повышение выносливости организма к различным факторам внешней среды. В дальнейшем, в основном работами отечественных авторов, было показано, что повышение резистентное организма к разнообразным агентам внешней среды, можно получить, длительно воздействуя на него раздражителями значительно меньшей интенсивности. [8]

Среди последних у млекопитающих важное значение имеет комплекс реакций, обозначенный Гансом Селье ( 1960) как общий адаптационный синдром . Эта неспецифическая адаптивная реакция возникает в ответ на действие угнетающих ( стрессирующих) факторов; поэтому в литературе этот синдром чаще обозначается термином реакция напряжения или стресса. [10]

В связи с трудностями оценки адаптивных сдвигов при хроническом действии ядов и их комбинаций следует остановиться еще на одном вопросе. Анализ литературных данных относительно роли гипофиз-адреналовой системы в ответных реакциях на хронические воздействия приводит к выводу о том, что они не укладываются в классические представления о сдвигах, характерных для общего адаптационного синдрома , возникающего в ответ на острое воздействие. [11]

Селье определял стресс как совокупность общих черт в реакциях организмов на все стимулы, которые имеют тенденцию нарушать их динамический гомеоста-зис. Стресс, по Селье, представляет собой совокупность всех неспецифических изменений, возникающих под влиянием любых силовых воздействий и сопровождающихся перестройкой защитных систем организма. Эти воздействия вызывают стереотипизированные реакции, которые исследователь назвал общим адаптационным синдромом . Согласно Селье, стресс стимулирует гипота-ламогипофизарную активность и выработку адренокор-тикотропного гормона. Таким образом, под стрессом Селье понимает состояние организма, проявляющееся главным образом гормональным синдромом. [12]

В результате исследований установлено, что внешний вид и масса тела леченных ребофлавином животных не отличались от контрольных. Выявленное повышение содержания мочевины, наряду с нормализацией АЛТ, свидетельствует о повышенном обезвреживании аммиака за счет имеющегося, вероятно, гепатопротекторного эффекта. Немаловажным является тот факт, что в условиях лечения отмечается корреляционная зависимость между весовыми коэффициентами надпочечников и массой тела, что, вероятно, может характеризовать развитие стадии резистентности общего адаптационного синдрома . [13]

Селье — создатель учения о стрессе и общем адаптационном синдроме ( 1936 — 52), В. [14]

Подобно тени от рождения до последнего часа сопровождает боль человека. Как верный телохранитель, бдительный часовой организма, постоянный союзник и помощник врача она повсюду следует за ним. Воль учит нас осторожности, предупреждает о грозящей опасности, сигнализирует о болезни. И в то же время как легко превращается она в самого жестокого врага человека, сколь часто подавляет и угнетает его психику, вызывает тягостную, непреодолимую тревогу. Все, что сказано и написано о стрессе, в той или иной степени относится к боли. Но боль имеет свою специфику и, помимо общего адаптационного синдрома , характеризуется многими, только ей свойственными особенностями. Человек, страдающий от нее, только и мыслит о том, чтобы успокоить, заглушить всеми доступными средствами неотступное болевое ощущение. [15]

www.ngpedia.ru

Как снизить стресс с помощью нормирования труда

«Кадровик. Кадровый менеджмент», 2007, N 8

Сегодня понятие стресса приобрело особую актуальность, а умение справляться с ним превращается в насущную потребность.

Термин «стресс» давно уже стал настолько распространенным, что у многих сложилось впечатление, что они хорошо в нем разбираются. Многим кажется, что когда встречается знакомое слово, то и его понятие известно. Именно об этом писал канадский ученый Г. Селье, основоположник теории стресса: «Каждый человек ощущал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя хлопот выяснить, что же такое стресс. Многие слова становятся модными, когда научное исследование приводит к возникновению нового понятия, влияющего на повседневное поведение или на характер наших мыслей по коренным жизненным вопросам» [5].

Западные корпорации уже ощутили деструктивное влияние стресса на показатели деятельности своих работников: в среднем американские компании ежегодно теряют 200 — 300 млн долл. вследствие стресса. В развитых странах стресс «съедает» 5% рабочего времени. Это происходит потому, что нервозная обстановка на работе вынуждает людей брать больше выходных дней, отсутствовать по болезни, работать вполсилы, а также приводит к несчастным случаям.

Слово «стресс» в переводе с английского означает напряжение. Под стрессом Г. Селье понимал систему реакций организма в ответ на любое требование к нему, направленное на создание адаптации или приспособления организма к трудностям.

В 1972 г. Всемирная организация здравоохранения приняла такое определение: стресс — это неспецифическая (то есть одна и та же на разные раздражители) реакция организма на любое предъявленное к нему требование. Стресс — это ответ на угрозу, реальную или воображаемую [3].

Кроме этого, под стрессом понимают негативное состояние человека, когда организм не может в полной мере приспособиться к неблагоприятным условиям внешней среды. Соответственно, не полностью восстанавливаются силы после рабочего дня, накапливается усталость, меняется к худшему эмоциональное и физиологическое состояние.

Аналогичным образом стресс проявляется и на уровне коллектива. Как наиболее типичные признаки группового неблагополучия выступают:

— увеличение уровня заболеваемости персонала сверх нормативной;

— увеличение числа ошибок у работников, которые ранее их не совершали;

— снижение показателей качества работы;

— проявление нелояльности со стороны хороших сотрудников;

— ухудшение показателей текучести кадров;

— появление нетипичных конфликтов;

— напряженная атмосфера в коллективе.

Существуют следующие типы стресса, для этого воспользуемся классификацией, предложенной P.T. Wong: внутриличностный, личностный, семейный, рабочий, общественный, экологический, финансовый [4].

Остановимся более подробно на рабочем стрессе. Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, нарушение его организации может стать источником стресса.

Именно организационные факторы работы в большинстве случаев являются причиной стресса. Отметим наиболее распространенные из них:

— высокая рабочая нагрузка, недостаток времени для выполнения служебных обязанностей;

— отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства;

— недостаточное вознаграждение за труд (как моральное, так и материальное);

— невозможность контролировать рабочую ситуацию, влиять на принятие важных решений;

— двусмысленные, неоднозначные требования к работе (вы точно не знаете, что от вас ожидает руководство);

— постоянный риск штрафных санкций (выговор, увольнение, материальные взыскания);

— однообразная, монотонная и бесперспективная работа;

— нерациональная организация труда и рабочего места;

— постоянная необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (эмоциональная маска).

Если сделать более глубокий анализ, то можно увидеть, что многие из перечисленных организационных факторов имеют непосредственное отношение к нормированию труда. Следует отметить, что воздействие нормирования труда на конкретного работника, которое может осуществляться по широкому кругу различных сторон производственной деятельности, носит чаще всего негативный характер.

Современный производственный процесс, характеризующийся акцентированием внимания на людях, производственных коллективах с их обязанностями, функциями, связями, показывает недостаток знаний социологии труда, психологии, механизма воздействия норм на сознание и поведение людей у специалистов, занятых нормотворчеством. О «человеческом факторе» в рыночном нормировании стали говорить в последние годы, когда значимость воздействия норм на поведение человека существенно возросла и по смыслу изменилась. Однако данная сторона нормирования изучена слабо. В России ей не придается должного внимания, и, как следствие, потенциальные возможности нормирования труда используются не в полной мере. Для специалиста в области нормирования труда весьма важно не только учитывать поведение работников, но и понимать, каким образом они будут реагировать на то или иное нововведение, связанное с установлением или пересмотром норм труда.

Эти специалисты, как свидетельствует зарубежный опыт, должны опираться на знание типологии людей, генетико-психологическую направленность их мышления.

Словарь управления персоналом. Нормирование труда — анализ организационно-технических условий выполнения работы, методов и приемов труда и разработка мер для выполнения научной организации труда и наиболее рационального порядка (технологии) выполнения нормируемой работы с последующим установлением норм затрат труда.

Норма труда определяет величину и структуру затрат труда, необходимых для выполнения данной работы, и является эталоном, с которым сравниваются фактические затраты труда в целях установления их рациональности. Наиболее широко применяются нормы времени, выработки, обслуживания, численности, управляемости, нормированные задания.

Понимание роли и значения нормы труда весьма актуально применительно к научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и другому творческому труду с повышенной неопределенностью его содержания. В творческих коллективах наиболее злободневны проблемы совмещения свободы с дисциплиной, разнообразия и изменчивости с постоянством, независимости с подчинением, самостоятельности низовых подразделений с директивным воздействием вышестоящих структур.

Можно выделить четыре основные группы причин стресса на уровне организации, в которые в значительной мере входит деятельность, связанная с нормированием труда:

— некомпетентность сотрудников (или недостаточное развитие необходимых навыков), мешающая достигать требуемых результатов. Даже квалифицированные работники теряют чувство уверенности, когда понимают, что их давно применяемые методы работы являются нерациональными по затраченным усилиям и времени по сравнению с методами молодых работников, прошедших подготовку по программе повышения производительности. Людям не нравится чувствовать, что они терпят неудачу, особенно в глазах своих руководителей;

— предстоящие организационные изменения с исходом, непонятным сотрудникам. Одна из самых главных трудностей в достижении активного сотрудничества между инженерами-нормировщиками и работниками — страх быть уволенными в результате увеличения производительности труда. Рабочие боятся, что они, участвуя в программах повышения производительности, могут сами себя уволить с работы. Эта боязнь наиболее сильна при высоком уровне безработицы. Необходимо помнить, например, о том, что решение об устранении лишней или неэффективной операции, которое приводит к сокращению работников, может быть воспринято как посягательство на их основную потребность — социальную безопасность. Наложение квот на выработку рабочего или группы рабочих без какой-либо предварительной консультации с ними может также породить недовольство и сопротивление этому. В данном случае нормы будут мешать достижению целей, независимо от того, обоснованны они или нет;

— плохая организация работы, неэффективные бизнес-процессы, приводящие к всевозможным срывам. Проведенный анализ показывает, что управленцы довольно неоднозначно могут воспринимать комплексные исследования в области нормирования труда. Такая позиция связана с тем, что результаты исследований очень часто показывают различного рода потери и неэффективное использование ресурсов, связанные с плохим планированием и организацией, недостаточным контролем или недостатками в системе обучения кадров. Так как эти вопросы, собственно, должны решаться руководителями верхнего и среднего уровней управления, то нормирование труда напрямую говорит о недостатках в их работе.

Руководители нижнего уровня управления часто рассматривают работу инженеров-нормировщиков как деятельность, направленную на понижение их статуса, уменьшение их значимости и влияния. Повышение эффективности выполнения технологической операции, за которую длительное время отвечал такой руководитель, в результате проведенных исследований в области нормирования труда создает чувство падения престижа в глазах вышестоящих руководителей и рабочих;

— потеря веры в то, что можно что-то изменить, отсутствие реакции руководства на инициативы [1].

Анализ ситуаций, при которых нормы приносят больше вреда, чем пользы, показывает, что настоящим источником проблем являются не нормы (их величина, качество, процедура обоснования), скорее, конфликт возникает из-за способа, каким руководство аргументирует целесообразность норм рабочим. Норма-команда, норма-приказ, делающая упор на долженствование, категорическое соблюдение ее требований без уяснения ее содержательной и смысловой части, вызывает чувство протеста, обеспокоенности и внутреннего отторжения со стороны адресата.

Проведенный нами анализ показал, что существуют довольно простые принципы, соблюдение которых является весьма эффективным способом решения проблем не только снижения негативного воздействия нормирования труда на непосредственных исполнителей, но, напротив, нормирование труда будет выступать как инструмент снижения стресса.

Так, предприятие получает значительный эффект в том случае, когда каждый сотрудник становится участником программы повышения производительности труда, носителем идеи о комплексном применении системы нормирования труда и проявляет нетерпимость к потерям любого рода: сырья, рабочего времени, человеческих способностей. Одновременно с этим любой работник должен понимать сущность и смысл каждого действия и вовлекаться в их осуществление. Но как эту задачу решить?

Любое решение администрации о повышении эффективности использования труда должно сочетаться с анализом использования всех ресурсов предприятия. В противном случае можно ожидать негативной реакции со стороны рабочих на предпринимаемые попытки увеличения их производительности труда, если они видят явную неэффективность управленческих действий в целом и лично материально и морально не заинтересованы в таких попытках.

При проведении исследований трудовых процессов необходимо до каждого конкретного исполнителя донести идею о том, что объектом такого исследования является не сам работник, а непосредственная операция, которую он выполняет.

В результате усилий, направленных на улучшение социально-психологического климата в организации, возможно решение проблем не только с увеличением производительности труда, но и с повышением удовлетворенности трудом путем увеличения его содержательности, минимизации утомляемости. Кроме того, сама методика исследований предполагает честное и открытое отношение к рабочему. Попытка скрыть цель исследования порождает подозрительное отношение и негативную реакцию, в то время как открытость и честность, предоставление информации о том, что и зачем делается, о результатах работы создают нормальную деловую обстановку.

Одновременно необходимо каждого работника или их представителей в полном объеме информировать о цели и объекте, об основных принципах проведения исследований.

Успешная реализация любых мероприятий в области нормирования труда решающим образом зависит от понимания и поддержки руководителей всех уровней, и прежде всего высшего. Если директор предприятия не понимает, что именно пытается сделать инженер-нормировщик, и не оказывает ему необходимой поддержки, то ее можно не ожидать от руководителей более низких уровней.

Если руководители всех уровней способны создать удовлетворительную производственную атмосферу и определенную рабочую культуру, которая бы приветствовала и поощряла повышение производительности труда, то система нормирования труда может быть совместно принята руководителями и работниками как эффективный инструмент достижения данной цели.

Снижению противоречий в механизме взаимодействия человека и нормы в значительной степени может способствовать система производственного обучения. Организация обучения и подготовки различных категорий работников по вопросам, касающимся организации и нормирования труда, имеет своей целью пропаганду и разъяснение основных идей, принципов, роли и значения данной деятельности в достижении экономических и социальных целей предприятия. Программы обучения могут носить различный характер, но в первую очередь охватывать непосредственных исполнителей, специалистов и руководителей нижнего уровня управления. Специалистам и руководителям следует давать более продолжительную и углубленную подготовку, знакомить их с остальными методами проведения исследований, обучать использованию результатов исследования в их повседневной работе. Данная категория работников оказывает непосредственное влияние на успех функционирования и положительное восприятие системы нормирования труда в силу своего положения в структуре персонала предприятия. Их помощь и поддержка имеют жизненно важное значение. Участие руководителей среднего и высшего уровней будет иметь, скорее, психологическое значение как признание важности данного мероприятия и как фактор поддержки.

Программу обучения рабочих следует направлять и в сторону разъяснения проводимых мероприятий. Однако в случае передачи рабочим функций нормирования своего труда программы обучения должны носить более углубленный характер.

Подводя итог сказанному, можно выделить еще одну существенную роль нормирования труда, проявляющуюся в условиях производственной деятельности, — это способность нормирования выступать в качестве фактора объединения интересов предприятия и работника. Значение нормирования труда для повышения эффективности объединения интересов и потребностей персонала с интересами и целями предприятия показано на рис. 1 [2].

Нормирование труда как интегрирующий фактор интересов

предприятия и работника

│ Персонал ├────────>│Трудовая деятельность│ │ предприятия │

││Прогнозирование││ Оценка ││ Анализ и││ Аудит ││ Контроль││

││ и планирование││(аттестация)││ описание││персонала││затрат на││

││ кадров ││ кадров ││ работ ││ ││ персонал││

www.hr-portal.ru

Г селье понимал стресс как

Очень часто, говоря о стрессе, мы придаем отрицательный оттенок данному явлению. Но так ли это на самом деле? Вреден ли стресс для нашего здоровья? Как сочетаются стресс и здоровье? Давайте попробуем разобраться.

Само понятие «стресс» (от англ. stress – напряжение, давление) было введено в физиологию и психологию американским психофизиологом Уолтером Кенноном в его классических трудах по универсальной реакции «бороться или бежать». В дальнейшем знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье стал широко использовать этот термин в своих трудах.

Под стрессом Г. Селье понимал «физиологическую реакцию организма в ответ на внешний раздражитель» , а в последующем уточнил, что это «неспецифический адаптационный синдром». Иными словами, когда различные внутренние или внешние факторы вне зависимости от их природы сбивают нас с привычного жизненного ритма и наш организм пытается бороться с этим – это и есть стресс. Причем с точки зрения стрессовой ситуации совершенно неважно приятна или неприятна для нас, сложившаяся ситуация.

В результате стресса происходят значительные изменения гормонального фона организма. Поэтому причиной различных патологических изменений в нашем организме является не само по себе внешнее воздействие, а реакция нашего организма на это воздействие.

Таким образом, под стрессом понимается именно физиологическая реакция нашего организма на воздействие различных факторов , а не психологическая или эмоциональная, как обычно принято в бытовом употреблении.

СТРЕСС — физиологическая реакция организма на воздействие

различных внешних и внутренних факторов.

Так стресс – это хорошо или плохо?!

Сам Г. Селье говорил, что «стресс – это аромат и вкус жизни» . Каждый из нас может сказать, что без него жизнь невозможна. Стресс своего рода источник энергии – человек без него становится безынициативным. Во время стресса в организме вырабатываются специальные гормоны, которые способны «раскрасить» нашу жизнь и сделать ее интересной и яркой. Так значит, стресс – это хорошо?!

Если воздействие различных факторов на наш организм небольшое и кратковременное, то это действительно хорошо, а, если это длительное воздействие, то ЭТО НЕ ПРОСТО ПЛОХО, А ЗЛО .

Эффекты хронического стресса

По разным оценкам зарубежных исследовательских медицинских центров от 75 до 90% болезней связаны с длительным стрессом. Такой стресс снижает защитные свойства организма, повышает риск развития рака, сахарного диабета, туберкулеза, заболеваний сердца и других видов болезней.

Многие проблемы со здоровьем возникают или усугубляются под воздействием стресса, в том числе:

Различают два вида стресса:

  • Эустресс , который имеет два значения: во-первых , стресс, вызванный положительными эмоциями, и, во-вторых , несильный стресс, мобилизующий организм. По сути, этот вид стресса помогает нам сохранять и поддерживать жизнь, то есть оказывает стимулирующее воздействие на нас.
  • Однако необходимо имеет в виду, что с возрастом, так называемые «положительные» стрессы, могут так же оказывать негативное воздействие на человека. Об этом мы упоминали в статье «Причины усталости», когда писали о психической усталости человека.

    • Дистресс – это негативный тип стресса, который разрушает наш организм и приводит к тяжелым заболеваниям. Когда в обыденной жизни мы говорим о стрессе, проявляющемся в болезненных симптомах, имеется в виду именно этот вид стресса.
    • Стресс, как правило, условно проходит три фазы развития:

      1) Появляется состояние тревоги в ответ на воздействие незапланированной ситуации и происходит мобилизация защитных сил организма;

      2) Организм начинает сопротивляться, чтобы справиться со стрессовой ситуацией;

      3) Если наших ресурсов для борьбы со стрессом оказывается достаточно, то мы выходим победителями в борьбе со стрессом. А, если нет, то происходит истощение нашего организма, приводящее к депрессии, тяжелым заболеваниям или даже к смерти.

      Каковы причины стресса?

      Мы все по-разному реагируем на стрессовые ситуации (стрессоры). То, что для одного стресс, для другого это ничто. Факторов, вызывающих дистресс достаточно много. Можно лишь для примера назвать некоторые из них.

      Внешние факторы: непомерно тяжелая физическая или умственная нагрузка на работе, неудовлетворенность самой работой и размерами оплаты за эту работу, семейные проблемы, финансовые проблемы, потеря родных и близких, разрыв отношений со значимыми для вас людьми, эмоциональные проблемы, излишнее пребывание на солнце, курение и алкоголь, несбалансированное питание, загрязнение окружающей среды, в том числе и шумовое загрязнение, и т.д.

      Внутренние факторы: нарушение гормонального равновесия, повышенный уровень сахара в крови (диабет), высокий уровень холестерина, недостаточность или несбалансированность питания, ваше отношение к окружающей действительности и т.д.

      Что же происходит с нашим организмом во время стресса?

      Начинается его мобилизация для борьбы со стрессовой ситуацией, которая заключается в следующем:

    • учащается пульс, сердце начинает больше перекачивать крови, а с ней и питательные вещества, чтобы обеспечить все органы необходимой энергией;
    • учащается дыхание, в результате которого происходит обогащение крови кислородом, увеличивается выделение углекислого газа;
    • кровеносные сосуды, снабжающие головной мозг и мышцы, расширяются, что позволяет усилить приток к ним кислорода, питательных веществ и глюкозы;
    • усиливается кровоснабжающая функция селезенки, увеличивается приток лимфоцитов, повышается свертываемость крови, на случай ранения;
    • печень и скелетные мышцы с целью повышения энергетики организма выбрасывают в кровь дополнительное количество глюкозы;
    • расширяются зрачки, в глаза поступает больше света, что способствует улучшению зрения;
    • процесс пищеварения замедляется, сокращается выработка пищевых ферментов, в результате чего высвобождается больше энергии для мышц и головного мозга.

    Итак, наш организм подготовлен к активной борьбе со стрессом в течение непродолжительного времени. Длительное пребывание организма в таком состоянии может негативно сказаться на нашем здоровье и психике.

    Признаки и симптомы стресса

    В следующей таблице приведены некоторые общие признаки и симптомы стресса. Чем больше признаков и симптомов вы обнаружите у себя, тем критичней ваше состояние.

    Признаки и симптомы стресса

    zdorovie-muzhchiny.ru