Ганс селье учение о стрессе

Учение о стрессе. Характеристика общего адаптационного синдрома

Стресс – универсальная неспецифическая нейрогормональная реакция организма на повреждение или сигнал угрозы жизни или благополучия организма, проявляющееся в повышении резистентности организма. Многообразие форм проявлений стресса, причин возникновения эффектов его влияния на здоровье и профессиональную деятельность обусловливается тем, что практически любой человек в течение своей жизни неоднократно переживает это состояние. В то же время обширность пространства жизненных явлений и событий, индивидуальных особенностей человека, связанных с проявлением стресса, определяют многоплановость этого понятия, а подчас и недостаточную его четкость. Ганс Селье сказал, что «стресс, подобно теории относительности, является научной концепцией, которая страдает от смешения в сознании представлений, отражающих хорошее знание проблемы и недостаточное ее понимание».

Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих.

Теория стресса впервые предложена Г. Селье в 1936 г., опубликована в 1950 г., а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних работах автора.

В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы. Основное содержание теории может быть обобщено в четырех положениях.

1. Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.

2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители, нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.

3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора.

4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей по предупреждению и купированию стресса – их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом.

Стадия тревоги возникает при первом появлении стрессора. В течение короткого периода снижается уровень резистентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и организм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессов разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

Стадия резистентности (сопротивления) наступает в случае продолжительного воздействия стрессора и необходимости поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функциональных систем.

Стадия истощения отражает нарушение механизмов регуляции защитно-приспособительных механизмов борьбы организма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьшаются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Г. Селье предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет другой – «глубокой». Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо, как считает Г. Селье, и ведет к гибели или к старению.

www.healdisease.ru

Концепция стресса Ганса Селье

Ученый-биолог Ганс Селье (1907-1982 гг.) получил первое образование в Пражском университете на медицинском факультете. В дальнейшем продолжал обучение в Риме и Париже. В 1932 году эмигрировал в Канаду. Европа находилась на пороге войны. Канада стала его вторым домом, где он и описал теорию, весь труд своей жизни. Теория стресса Селье стала огромным вкладом в развитие современного общества каким мы его знаем сейчас.

Ганс Селье долгие годы возглавлял институт экспериментальной медицины и хирургии (с 1976 г. носит название Международный институт стресса).

Вопреки всеобщему мнению, термин «stress» (с англ. «давление») первым ввел вовсе не Селье, а американский физиолог Уолтер Кэннон. Он использовал его в своей теории об универсальной реакции выживания «бороться или бежать». Ганс Селье долгое время старался избежать использования термина «стресс». В своей первой работе в 1936 г. канадский физиолог описывает теорию «общего адаптационного синдрома». Подобное избегание было связано с популяризированным использованием термина, который обозначал нервно-психическое перенапряжение, тогда как теория канадского физиолога Селье описывала в том числе физиологические процессы.

Только спустя 10 лет, в 1946 году, Селье в полной мере вводит в свои труды термин «стресс» обозначая открытое им общее адаптационное напряжение (ОАН).

Первые открытия

Задолго до канадца Ганса Селье — во второй половине 19 века — ученый, француз Клод Бернар впервые открыл постоянство процессов внутри живого организма при любых изменениях внешней среды, а через 50 лет Кэннон ввел понятия «гомеостаз» и «стресс».

Кэннон обнаружил, что при эмоциональных и физических потрясениях происходит повышение артериального давления, усиливается дыхание. Все процессы направлены на увеличение притока крови к внутренним органам и максимальное насыщение их кислородом. Именно эта реакция (стресс) и поддерживает постоянство внутренней среды (гомеостаза).

В 1926 году, будучи студентом второго курса, Ганс Селье впервые обнаружил стереотипный ответ организма на раздражитель любого характера. Его заинтересовало, почему у пациентов с разными диагнозами наблюдается совпадение множества симптомов. При инфекциях, повреждениях костной системы, онкологических заболеваниях присутствует потеря аппетита, снижение мышечной массы, апатия, бледность кожных покровов, общая слабость организма.

Однако, эти наблюдения были незаслуженно забыты. К своему открытию физиолог вернулся только спустя 10 лет, в 1936 г. Ставя лабораторные опыты на животных, ученый обнаружил, что процессы внутри организма животного, вызванные инъекциями вытяжек из желез, идентичны процессам, вызванным травмами, инфекциями, нервным перевозбуждением и другими заболеваниями. Селье называет эту реакцию «синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». В дальнейшем этот синдром получил известность как «общий адаптационный синдром (напряжение)», а также как «синдром биологического стресса».

В 1936 г, в журнале «Nature» вышла первая небольшая публикация, описывающая «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». Эта публикация стала важной вехой в жизни ученого, началом всемирной известности теории стресса.

Концепция Селье оказала значительное влияние на многие научные направления. Стресс, как реакция, рассматривается в медицине, психологии, социологии и других областях науки о человеке.

Природа стресса

Стресс – сейчас каждый использует этот термин, называя так любое нервное напряжение, испуг и даже усталость. В популярной психологии описывается множество способов избавления от стрессового перенапряжения и утверждается, что стресс мешает полноценной жизни человека. Но что же вкладывал в это понятие сам ученый? Стресс запускает цепочку физиологических процессов, которые могут спровоцировать практически любое заболевание, от инфаркта до рака. Однако так ли страшен этот процесс? Как утверждал Селье «стресс это не только зло, не только беда, но и великое благо, ведь без стрессов различной природы наша жизнь была бы скучна и однообразна».

По теории Селье, стресс представляет собой не столько вред от перенапряжения организма, сколько важнейший процесс адаптации, тренировки организма. Стресс призван повышать сопротивляемость, тренировать защитные механизмы тела и психики.

Изначальное значение термина «стресс» — это реакция организма на внешний или внутренний раздражитель любого генеза, который по силе превышает пределы текущей адаптивности организма. Такие раздражители носят название «стрессоры». К стрессорам относятся изменения окружающей среды (температурные изменения, изменения влажности), столкновение с другими живыми существами (нападение диких животных), внутренние процессы в психике человека, социальные условия и так далее.

Для первобытного человека стрессорами являлись в основном внешние факторы (голод, холод, нападение зверей). Именно благодаря этим факторам организм человека выработал типичный ответ на стрессор, который состоял в мгновенной мобилизации организма для противостояния. Сегодня, как и в первобытные времена, организм человека отвечает на раздражители реакцией мобилизации. Активизируется эндокринная функция, в кровь выбрасываются соответствующие гормоны, и тело получает ресурс для борьбы или бегства.

Но не только большое количество раздражителей действует на организм разрушительно. Отсутствие либо нехватка стрессоров могут привести к снижению адаптивности организма и ухудшению качества жизни. Например, дети растущие в стерильной обстановке чаще подвержены болезням в осложненной форме.
Само отсутствие впечатлений может стать негативным стрессором. В психологии апатию и потерю интереса к жизни связывают с недостатком впечатлений. Скука, рутина и одиночество заставляют людей искусственно создавать себе стрессовые ситуации.

Стадии стресса

Ганс Селье разделял стрессовую реакцию организма на три стадии:

  1. Стадия тревоги.
  2. Стадия резистентности.
  3. Стадия истощения.

При появлении раздражителя организм испытывает тревогу, включается мобилизующая функция. Если стрессор сильный, то уже на стадии тревоги живое существо может погибнуть (пример: пожар и долгое воздействие высоких температур, сильный испуг приведший к остановке сердца).

Если адаптационных ресурсов в организме достаточно, наступает черед стадии резистентности. На этом этапе признаки тревоги практически отсутствуют, уровень сопротивляемости организма повышается. Слабое и долгосрочное воздействие стрессора приводит к тому, что этап резистентности заканчивается приспособлением организма и приобретением новых качеств, усилением адаптивности.

Сильное, длительное воздействие агрессивного фактора приводит к стадии истощения. Возвращаются симптомы стадии тревоги, но уже не кратковременные, а приводящие к патологическим изменениям в организме.

Преимущества концепции Селье

Преимуществом теории Селье считается то, что она собирает в единую картину множество разрозненных реакций и симптомов. Такой подход позволяет целостно оценивать всю цепочку адаптационного синдрома.
В своей книге «Стресс без дистресса», Селье подводит итог своей работе, давая такое определение стрессу: «это неспецифический ответ организма на любой раздражающий фактор».
Почему же ученый называет стресс – неспецифическим ответом организма? Дело в том, что любые агрессивные факторы вызывают специфическую реакцию – при повышении температуры окружающей среды тело потеет, охлаждая организм, а в мороз кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются, таким образом уменьшаются теплопотери. При угрозе физическому здоровью извне организм мобилизирует мышцы для бегства. Любое лекарство, которое мы принимаем, обладает собственным, специфическим воздействием.

Однако, кроме специфических реакций на каждое агрессивное воздействие, в организме человека происходят также и неспецифическая реакция на каждое воздействие. Эти реакции призваны восстановить нормальный баланс организма за счет повышения адаптивности. Именно эти реакции и составляют сущность стресса. Неспецифичные реакции организма объединяют все виды воздействий, дают целостную картину и позволяют влиять на процесс стресса, изучать его и оказывать помощь пациентам.

Академик В.В. Парин высказывает по этому поводу мнение, что теория Селье в корне изменила подход ко многим заболеваниям, а взгляды ученого нашли самое широкое распространение. Труд жизни канадского физиолога по праву считается одним из фундаментов в развитии современной медицины и психологии.

Критика теории Селье

В своей концепции Селье не рассматривал роль центральной нервной системы в механизмах стресса. По мнению многих ученых от медицины и психологии, это является недостатком теории. Однако физиолог признавал, что роль ЦНС недооценена, но сосредоточил исследование своей жизни вокруг эндокринной системы человека.

Последователи Селье признают участие центральной нервной системы в механизмах развития и возникновения стресса, высказывая предположение, что стрессор в первую очередь влияет на нервную систему, которая в свою очередь запускает ответ эндокринной функции. Подобное развитие теории стресса Селье подтверждается многими исследованиями в области психологии. Опыт жизни многих людей показывает, что реакция организма на стресс существенно зависит от состояния психики, от того как сам человек воспринимает происходящее.

Видео: Наталья Кучеренко, психолог, лекция на тему «Стрессы»


ostresse.ru

Основные положения учения Г. Селье о стрессе

Основоположник учения о стрессе канадский физиолог Ганс Селье опубликовал результаты своих оригинальных исследований в 1936 г.

По представлениям Г. Селье, стресс являет собой неспецифический ответ животного организма на любой стимул большой силы и длительности воздействия (холод, жара, чрезмерная физическая нагрузка, смертельная опасность в лице хищника, изоляция стадного животного и т. д.). Умеренный систематический стресс повышает адаптивные свойства, снижает эмоциональную реактивность организма. В то же время затянувшийся стресс и стресс, усиливающийся дополнительными стресс-факторами, приводит к негативным морфофункциональным изменениям организма вплоть до гибели.

Для моделирования стресса Г. Селье использовал холод как стресс-фактор, выбрав объектом своих наблюдений лабораторных крыс. 100 животных были посажены в холодовую камеру, в которой поддерживалась температура воздуха около О С. Ученый отметил, что в течение первых 1-2 суток у животных появлялись признаки тревоги. Вскрытие 10 крыс показало, что под влиянием холода у животных уменьшилась масса тимуса и несколько увеличилась масса надпочечников. Однако более детальное изучение надпочечников выявило истощение их коркового слоя. Обычные для этой части надпочечников жировые капли с кортикостероидными гормонами отсутствовали. Желудок крыс был покрыт язвами.

Через 48 часов исследователь изъял из холодовой камеры еще 20 животных и поместил их в другую холодильную камеру, где температура среды была значительно ниже, чем в первой камере. К этой группе дополнительно были подсажены крысы из лабораторного вивария, содержавшиеся при комнатной температуре. Убой крыс показал, что опытные животные (предварительно подвергавшиеся холодовому воздействию) оказались неспособными выдержать дальнейшее понижение температуры среды обитания.

Через 5 недель часть крыс из холодовой камеры с температурой 0°С вместе с контрольными животными была перемещена в холодильник с отрицательной температурой. Вскрытие показало, что предварительное длительное содержание крыс в камере с нулевой температурой повысило жизнеспособность животных. Масса надпочечников у них была увеличена, изъязвленность желудка была незначительной.

Опыт с содержанием крыс при 0°С продолжили. Но через несколько месяцев у животных стали развиваться признаки нервного и физического истощения, а далее крысы стали погибать. Эксперимент позволил ученому описать стадийный характер адаптационных изменений к холоду. Впоследствии было доказано, что описанная Г. Селье реакция крыс на холод не является специфическим ответом на холодовый раздражитель, а имеет общий характер. Описанная постадийная реактивность животного организма проявляется и при воздействии на него других раздражителей большой силы. Подобным же образом отвечают на стрессор не только лабораторные крысы, но и другие животные.

После обобщения экспериментального материала Г. Селье пришел к заключению, что в генезисе стресса выделяются 3 стадии. Первая стадия — стадия тревоги — развивается в течение нескольких часов (от 6 до 48). Эта стадия сопровождается формированием у животного определенного эмоционального напряжения (страх, тревога, боль, голод), т. е. дискомфортного состояния. На стадии тревоги в организме происходят морфофункциональные изменения. Уменьшается масса вилочковой железы, селезенки, печени, лимфоузлов. Происходит изменение лейкоцитарной формулы крови, в частности исчезают эозинофилы. Активизируется ось гипоталамус-гипофиз-надпочечники. Под влиянием возбуждения симпатической системы в кровь выбрасывается большое количество адреналина, который изменяет физиологическое состояние многих систем. В результате у животных учащается дыхание, развивается тахикардия, повышается артериальное давление.

Гипоталамус усиливает секрецию кортиколиберина, в ответ на что гипофиз усиливает выброс в кровь аденокортикотропного гормона (АКТГ). В свою очередь, АКТГ с током крови достигает надпочечников и запускает механизм выделения в кровь образующихся в корковом слое надпочечников гормонов кортикостероидного ряда.

Вторая стадия — стадия резистентности (или адаптации) — характеризуется тем, что организм мобилизует все свои ресурсы на преодоление стрессовой ситуации. Кортикостероиды подготавливают различные системы организма к преодолению стресс-воздействия. На фоне готовности опорно-двигательного аппарата к интенсивной работе (бегство от опасности) уже под влиянием адреналина глюкокортикоиды стимулируют глюконеогенез и восстанавливают уровень глюкозы в крови, который был понижен на первой стадии вследствие адреналовой накачки. На второй стадии стресса фиксируют увеличение массы надпочечников и высокую концентрацию кортизола и гидрокортизона в крови животных. Если организму удается адаптироваться к стресс-фактору, то происходит восстановление гомеостаза и нормализуется работа всех физиологических систем.

В случае, когда стресс затягивается, развивается качественно новое состояние организма — третья стадия стресса, известная как стадия истощения. На третьей стадии отмечают атрофирование лимфоидной системы. Белки, составляющие лейкоциты, плазменные белки и белки, образующие структуры лимфатической системы, используются организмом в процессе глюконеогенеза для синтеза глюкозы. Развиваются множественные повреждения слизистых оболочек (например, желудка, двенадцатиперстной кишки). На третьей стадии стресса поражение лимфатической системы сопровождается снижением как общего, так и специфического иммунитета. На этой основе у животных возникают вторичные патологии с инфекционным началом.

Д. Вейсс провел серию опытов на крысах, чтобы продемонстрировать нервное начало язвенного процесса в желудке при стрессе. Крыс помещали в специальные фиксирующие тело клетки.

В двух устройствах животные одновременно получали удар электротоком в хвост. Третья крыса служила контролем и воздействию электрического тока не подвергалась. Одна из опытных крыс всегда за 10 с до электрического удара слышала прерывистый звуковой сигнал. Вторая опытная крыса также оповещалась о грядущем болевом раздражении электротоком, однако звуковой сигнал не был регулярным и имел случайный характер. Обследование животных показало, что крыса, регулярно получавшая оповещение об ударе электрическим током, не имела язвенных повреждений желудка. Другая крыса, для которой удар током всегда был неожиданным, имела тяжелые изъязвления желудка.

В другом эксперименте крысе на фоне звукового предупреждения представлялась возможность уклониться от болевого фактора (залезть на специально установленную площадку). Оказалось, что такая возможность уклониться от неблагоприятного фактора имела еще более выраженное защитное значение. В таких экспериментальных условиях у крыс язва желудка не возникала. Результаты опытов убедительно свидетельствовали о том, что предсказуемость стресс-фактора смягчает его негативное влияние на животный организм. А наличие возможности уклониться от его воздействия за счет поведенческих реакций обеспечивает животному адаптивный результат.

Таким образом, было доказано, что психосоматические реакции животного резко изменяют глубину стресс-воздействия.

Стресс-реакция на неблагоприятный фактор не ограничивается симпатоадреналовым ответом. Стрессор через канал «кора-таламус-гипоталамус» стимулирует в гипоталамусе образование соматолиберина, который усиливает выделение гипофизом гормона роста (СТГ). Гормон роста противодействует метаболическим эффектам инсулина, чем способствует гомеостазу глюкозы и жирных кислот в стрессированном организме. Кроме того, СТГ в развитии адаптационного синдрома ослабляет и эффект действия АКТГ на надпочечники.

Помимо отмеченных гормональных процессов стрессор запускает и тиреоидную реакцию. Выглядит это следующим образом. Под влиянием тиреолиберина гипоталамуса гипофиз выделяет дополнительное количество тиреотропного гормона (ТТГ), который активизирует секреторную функцию щитовидной железы. В свою очередь, гормон щитовидной железы тироксин повышает чувствительность клеток печени и мышц к действию катехоламинов, повышает основной обмен организма (минутный объем легочной вентиляции, потребление кислорода, частоту сердечных сокращений, артериальное давление крови).

Стрессовое воздействие на организм животных затрагивает и нейросекреторную активность ряда мозговых ядер. Так, при стрессе вследствие возбуждения гипоталамуса активизируется синтез β-липопротеинов — предшественников эндогенных опиатов: дофамина, энкефалина, эндорфина, динорфина. А опиаты понижают психогенную реактивность, повышают стресс-устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов. Опиаты нормализуют соматические ответы на стресс-фактор, т. е. оптимизируют поведение животного. В конечном счете опиаты способствуют формированию стадии резистентности и противодействуют развитию стадии истощения.

Кроме эндогенных опиатов на эмоциональную адаптацию животного оказывают влияние и другие биохимические и физиологические факторы, например ГАМК-эргическая система, парасимпатические ядра и др.:

  • гаммааминомасляная кислота (ГАМК) известна как тормозной нейромедиатор, способный подавлять избыточную эмоциональную стресс-реактивность. Кроме того, в промежуточном мозге ГАМК превращается в гаммаоксимасляную кислоту (ГОМК), которая также имеет антистрессорные свойства;
  • простагландин PgE присутствует в структурах мозга и снижает чувствительность нервных клеток к катехоламинам. Другими словами, простагландин PgE обеспечивает адекватность реакций организма на воздействие стрессора на первой и второй стадиях стресса;
  • парасимпатическое влияние тройных ядер гипоталамуса и вагусных долей продолговатого мозга стимулирует восстановительные процессы и константы гомеостаза, чем способствуют развитию стадии резистентности.

Таким образом, реакция адаптации складывается под влиянием двух противоборствующих систем: а) системы, мобилизующей энергоресурсы животного организма на обеспечение адаптивного поведения в ущерб иммунной защите; б) системы, ограничивающей глубину стресс-реакции и уровня самоповреждения. Баланс этих систем, в свою очередь, определяется, с одной стороны, модальностью и силой стрессора, и с другой стороны, индивидуальной эмоциональной и стрессовой устойчивостью конкретного животного.

www.activestudy.info

2.1. УЧЕНИЕ О СТРЕССЕ

Впервые понятие “стресс” (по англ. stress — напряжение, давление) ввел канадский ученый Ганс Селье. Более полувека назад он создал концепцию, получившую всемирное признание. На основе многочисленных экспериментальных исследований Селье установил, что под воздействием разного рода раздражителей — стрессоров (холод, переутомление, страх, разочарование, унижение и др.) возникает стереотипная, однозначная реакция, названная им “общий адаптационный синдром”. Этот синдром и лежит в основе стресса — состояния напряженности организма, проявляющееся в активизации его защитно-адаптационных механизмов в ответ на воздействие чрезмерного стрессора (по силе, частоте или продолжительности влияния).

Общий адаптационный синдром имеет три фазы, соответствующие стадиям развития стрессового состояния:

*тревоги — мобилизации антистрессовых сил благодаря повышению секреции гормонов надпочечника — кортикоидов и адреналина;

-*сопротивления — приспособления к трудной ситуации путем повышения стрессорезистентности организма в результате усиления выработки гормонов и включения физиологических механизмов в антистрессовый процесс;

*истощения – потери способности организма противодействовать стрессорному воздействию в связи с резким уменьшением или исчезновением антистрессовых резервов .Таким образом, динамика развития стресса, перехода от одной фазы к другой определяется уровнем возможностей организма противодействовать стрессорному воздействию, который зависит как от интенсивности и продолжительности влияния стрессора, так и от резервных защитных сил организма и умения противостоять стрессорам.

В настоящее время наибольшее признание получила классификация стрессоров, согласно которой различают физиологические стрессоры (вызывающие чрезмерные нагрузки на организм из-за больших физических усилий, высокой или низкой температуры, сильного шума и других) и психологические, среди которых доминирующее место занимают эмоциональные стрессоры – психологические факторы, приводящие к развитию стрессового состояния в результате того, что они порождают аффективные переживания.

Эмоциональные стрессоры, точнее психоэмоциональные, имеют наиболее широкое распространение и, чаще всего, являются причиной стрессообусловленной патологии. В зависимости от характера порождаемых эмоций, согласно концепции Г. Селье, психологические стрессоры разделяются на две группы:

Первая. Дистрессоры – стрессоры, вызывающие выраженные отрицательные эмоции. Вследствие разного влияния на организм их делят на две группы:

1. Вредоносные дистрессоры – болезнетворные (патогенные, деструктивные) эмоциональные стрессоры. Сила их отрицательного воздействия на организм превышает его антистрессовые возможности, что ведет к развитию второй, а порой и третьей фазы стрессового состояния.

При этом Г. Селье, как и другие авторы, подчеркивает, что эмоциональные стрессоры, ведущие к развитию дистрессового состояния у современного человека, для наших далеких предков зачастую не являлись вредоносными. И не только потому, что они вызывали естественную защитную реакцию, переводившую организм на “военное положение” в период опасности, мобилизуя его психофизиологические резервы.

Первобытный человек не испытывал выраженное отрицательное влияние чрезмерного стресса благодаря тому, что использовал в психотравмирующей ситуации мощное антистрессовое средство — включал “мышечно-эмоциональный механизм”. Он, к примеру, при оскорблении или унижении набрасывался на обидчика, вступая с ним в схватку, или убегал от него, в случае если тот оказывался сильнее. Под влиянием больших физических усилий изменялся путь движения адреналина (“стрессогенный гормон”) – направлялся он от сердечно-сосудистой системы к мышечной, вследствие чего нейтрализовывалось его вредоносное воздействие.

Современный же человек не может нарушать этические нормы поведения, принятого в цивилизованном обществе и уподобляться дикарю. В результате этого неотреагированные отрицательные эмоции нередко приводят к развитию дистрессового состояния (при низком уровне стрессоустойчивости или неумении использовать средства психотерапевтической самопомощи).

Дистрессоры условно подразделяются на внешние и внутренние. К первым относятся стрессогенные факторы, находящиеся во внешней среде, вне организма человека. Чаще всего источником негативно-эмоциональных переживаний, ведущих к дистрессу, являются трагические события, напряженные межличностные отношения, трудноразрешимые жизненные проблемы, фрустрационные ситуации.

К внутренним дистрессорным факторам относятся болезни внутренних органов, вызывающие страдания из-за неблагополучного течения заболевания (болей, дискомфортного состояния) или постоянных переживаний вследствие опасения возможности развития неприятных ситуации, например, при недержании мочи, кала. Американские специалисты по проблемам стресса, в частности Роберт Эллиот (руководитель института Медицины стресса), включают в состав внутренних стрессоров также и внутриличностные конфликты. М. Япко (1992) — известный американский психотерапевт, считает, что “стресс — общая черта всех депрессий”. В.А.Бодров (1995 г.), ссылаясь на “общепринятые классификации психологического стресса” относит к внутренним дистрессорам нереализованные притязания и потребности, бесцельность существования и ряд других внутриличностных и личностных психотравмирующих факторов.

Негативный, деструктивный стресс могут порождать и “малые дистрессоры пролонгированного действия” — каждодневные мелкие неприятности, постоянные придирки и упреки, хроническая неудовлетворенность жизнью и др.

Дистрессоры особенно вредны, если они множественные или когда психотравмирующие ситуации не чередуются с приятными событиями.

2. Мобилизующие дистрессоры. Оказывая кратковременное воздействие на организм, они вызывают развитие “оптимального уровня стресса” (Г. Селье). В отличие от вредоносных дистрессоров, при их воздействии формируется лишь начальная фаза стресса, когда происходит процесс мобилизации антистрессовых резервов организма. Об их положительном эмоциональном воздействии свидетельствуют, прежде всего, данные медико-педагогических наблюдений за детьми, воспитанными в разных условиях по уровню стрессовых нагрузок (см. 7.1).

В семьях, где детей чрезмерно опекают, воспитывают в тепличных условиях — оберегают от стрессов и не учат умению преодолевать жизненные трудности — чаще всего вырастают личности с низким уровнем стрессоустойчивости.

Обоснованность представления о влиянии типа воспитания на стрессоустойчивость подтверждают и экспериментальные исследования. Показателен в этом отношении следующий пример. Одна группа крыс содержалась в максимально комфортных условиях, вторая — в условиях кратковременного стресса, а третья подвергалась чрезмерному стрессированию. Наибольшая продолжительность жизни оказалась во второй группе.

Исследования деятельности головного мозга на молекулярном уровне, проведенные Ф.З. Меерсоном, показали, что при кратковременном дистрессе возрастает количество эндорфина и антиоксидантов (следует признать, что целебное действие антиоксидантов впервые доказала группа российских ученых, изучавших этиопатогенез онкологических заболеваний под руководством акад. АН СССР Н.М. Эмануэль — биохимик Д.Г. Кнорре, клиницист В.А. Барсель и др.).

Вторая. Эустрессоры – эмоциональные стрессоры, вызывающие положительные эмоции.

К ним относятся стрессоры, оказывающие благотворное воздействие на деятельность организма в результате того, что они вызывают сильные, но кратковременные положительные эмоции (ликование, бурную радость, душевный порыв) или умеренные положительные эмоции в течение длительного времени (высокий уровень удовлетворенности жизнью — трудом, бытом и т.д.).

Эмоциональные эустрессоры также, как и дистрессоры, вызывают стрессовое состояние. Но процесс его развития завершается, как правило, в первой стадии, когда мобилизуются и активизируются защитные механизмы организма и происходят физиологические изменения, положительно влияющие на деятельность организма. Чаще всего отмечаются эустрессорные состояния при достижении больших успехов, продолжительном преодолении трудных преград, разрешении сложных жизненных проблем, успешной самореализации жизненного потенциала.

действующие положительные эмоции, вызывающие эустресс, наблюдаются в основном у людей, относящих себя к “довольным жизнью, счастливым”.

Чрезмерное эустрессовое воздействие подчас может привести к печальным последствиям. Выдающийся древнегреческий поэт-драматург Софокл, пьесы которого показывают и в современном театре, скончался от радости, когда его под аплодисменты толпы венчали лавровым венком. Отец П. Бомарше умер от смеха во время чтения сыном пьесы “Севильский цирюльник”. В литературе описаны случаи смерти болельщиков от бурной радости, когда их любимая команда побеждала, и родителей, когда они внезапно получали сообщение о том, что их дети, объявленные мертвыми, живы.

Таким образом, согласно концепции Г. Селье и его последователей, стресс является не только причиной возникновения многочисленных недугов, снижения трудоспособности, ухудшения межличностных отношений и несчастных случаев. Стресс может быть и позитивным, благотворно влияющим на организм, если психологические стрессоры вызывают положительные эмоции или слабые негативные эмоции в течение кратковременного периода.

При этом последствия отрицательных стрессорных воздействий зависят не только от их интенсивности (силы, длительности, частоты) и значимости для индивида, но и от уровня стрессоустойчивости, его защитно-адаптационных возможностей и умения мобилизовать резервы “антистрессовой защиты” с помощью средств аутопсихотерапии, психотерапевтической самопомощи и педагогической психотерапии.

www.medlinks.ru