Где лечить ребенка с аутизмом

Содержание:

Исследование. Два потенциальных препарата для лечения аутизма пройдут ускоренные клинические испытания в США

Две фармацевтические компании получили разрешение на ускоренную процедуру одобрения препаратов, которые, возможно, могут уменьшить симптомы аутизма

Администрация по пищевым продуктам и лекарственным препаратам разрешила в этом году процедуру ускоренного одобрения для двух различных препаратов против основных симптомов аутизма. Оба препарата прошли предварительные клинические испытания, и теперь запланированы более масштабные испытания, которые должны точнее определить их эффективность и возможные побочные эффекты.

Вопрос-ответ. Как научить ребенка с аутизмом релаксации?

Адаптированные техники релаксации, которые могут помочь детям с аутизмом справляться со стрессом и тревожностью

Многие дети с аутизмом часто страдают от повышенной тревожности и сильного беспокойства. Один из способов помочь им – обучить простым техникам релаксации для стрессовых ситуаций.

Вопрос-ответ. Какая поведенческая терапия подходит детям с высоким уровнем навыков?

Прикладной анализ поведения при аутизме часто ассоциируется только с помощью совсем маленьким и не говорящим детям, но это неверно

Что именно мы называем высоким уровнем навыков? Как правило, это ребенок старшего возраста, либо маленький ребенок, на которого диагноз влияет в относительно небольшой степени (например, у него синдром Аспергера). Обычно такие дети могут постоянно учиться в общеобразовательном классе школы при наличии определенной поддержки. Если такой ребенок оказывается в коррекционном классе, то чаще всего это связано только с проблемным поведением.

Аутизм и общество. После психоанализа: Франция начинает преодолевать устаревшие идеи об аутизме

В области аутизма Франция отстает от соседних европейских стран на десятилетия, но сейчас родители и ученые возлагают большие надежды на новый национальный план по аутизму

В период с 2004 по 2014 год Совет Европы, организация в Страсбурге, которая занимается соблюдением прав человека на континенте, пять раз осуждала Францию за дискриминацию людей с аутизмом. По заключению Совета Европы, Франция, помимо прочего, нарушала права людей с аутизмом на образование в общеобразовательных школах и получение профессионального образования. В отчете по Франции за 2016 год эксперты из Комитета ООН по правам ребенка тоже выразили обеспокоенность тем фактом, что «дети с аутизмом продолжают подвергаться повсеместному нарушению их прав».

Интервью: «В научном мире сейчас настроение невероятного оптимизма»

Нейрофизиолог Татьяна Строганова – о новейших открытиях в области аутизма

Мы поговорили с российским нейрофизиологом, доктором биологических наук, профессором кафедры возрастной психофизиологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, руководителем Центра нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центра) МГППУ и заведующим Лаборатории исследований аутизма Татьяной Александровной Строгановой. Сегодня – первая часть этого разговора.

Вопрос-ответ. Эффективна ли дельфинотерапия?

Психолог и исследователь взаимодействия животных и людей о рисках и проблемах популярного «лечения» аутизма

Обещания целительной силы дельфинов не знают никакой меры — утверждается, взаимодействие с дельфинами помогает при синдроме Дауна, СПИДе, эпилепсии, ДЦП, аутизме, нарушениях обучения, глухоте, а теперь еще и коме. Заявления о магии дельфинов действительно экстраординарные, но подкрепляют ли их доказательства того же уровня? Ни в коей мере.

Вопрос-ответ. Почему социальная история не работает?

Социальные истории — очень полезный метод помощи детям с РАС, но по разным причинам он может оказаться неэффективным

Возможно, вы написали замечательную историю, нашли к ней идеальные картинки, заламинировали ее на всякий случай, прочитали ребенку несколько раз, но… к вашей огромной досаде, никакого эффекта не последовало. Ничего не изменилось. Что делать потом? Есть много статей о том, как написать социальную историю, но не о том, что делать, если она не оказалась волшебной палочкой, решающей все проблемы.

Интервью. Что такое «Денверская модель раннего вмешательства» при аутизме?

Одна из ведущих мировых экспертов в области РАС рассказывает для бюллетеня ВОЗ об одном из подходов к ранней помощи и о том, как обучение родителей может предотвратить инвалидизацию по причине аутизма

Психолог Салли Роджерс посвятила свою карьеру исследованиям аутизма и тому, как можно предотвратить тяжелую инвалидизацию, которая характерна для первазивных нарушений развития и часто остается на протяжении всей жизни. Она профессор психиатрии и поведенческих наук в Институте MIND Калифорнийского университета в Дэвисе, США, и одна из авторов «Денверской модели раннего вмешательства».

Исследование. Лекарственная нагрузка – проблема людей с аутизмом

Многие дети и взрослые с аутизмом принимают множество лекарственных препаратов одновременно, что может привести к серьезным побочным действиям и, возможно, даже не является эффективным

Нередко дети с аутизмом принимают два, три или даже четыре препарата одновременно. Это же относится и ко многим взрослым с аутизмом. Статистических данных по этому вопросу недостаточно, но та ограниченная информация, которая есть на данный момент, предполагает, что взрослым с аутизмом множественные препараты назначают даже чаще, чем детям. Специалистов особенно беспокоит назначение психиатрических лекарств детям, поскольку подобные препараты могут оказать нежелательное влияние на развитие мозга, кроме того, их редко тестируют на детях.

Вопрос-ответ. Можно ли добиться улучшений всего за час АВА-терапии?

Часто родители могут позволить лишь 1-2 часа занятий АВА-терапией в день или неделю. Рекомендации поведенческого аналитика о том, как использовать это время с максимальной пользой

И специалисты в области аутизма, и родители детей с аутизмом часто спрашивают меня, чего они могут добиться за 1 или 2 час занятий с применением методик прикладного анализа поведения (АВА). Ведь часто семья или учреждение может позволить лишь час терапии в день, или даже в неделю.

outfund.ru

Американские ученые из Университета Огайо (The Ohio State University) предложили новый способ улучшить состояние детей, страдающих аутизмом. Они провели исследование, в котором приняли участие 18 детей с аутизмом. У таких пациентов нередко наблюдаются и проблемы с пищеварением – для участия в исследовании были отобраны именно такие дети. Участники эксперимента прошли процедуру фекальной трансплантации – им были введены образцы кала здоровых доноров. Пересадка кала используется в клинической практике для лечения различных нарушений работы пищеварительной системы – таким образом удается изменить микрофлору кишечника и улучшить состояние пациентов.

Сначала все дети прошли двухнедельный курс антибиотиков, который помог уничтожить существующую микрофлору, после этого им вводили большую дозу фекального трансплантата, а потом (в течение 7-8 недель) они пили коктейль, содержащую низкую дозу трансплантата. Метод пересадки кала может показаться странным, однако он уже активно применяется в медицинской практике. Пациентов лечат от запоров и кишечных расстройств. Образцы для пересадки получают из специальных банков фекалий – они уже заработали в некоторых странах. Донорский биоматериал вводится пациентам через прямую кишку, а кроме того существует возможность орального приема – в составе биокапсул или специальной добавки к пище.

У детей, принимавших участие в исследовании (им было 7-16 лет), через 8 недель наблюдались явные улучшения как в поведении, так и в работе кишечника. В контрольную группу входили дети, не страдавшие расстройствами аутичного спектра. Состав микробиома пациентов, прошедших лечение, практически не отличался от состава кишечного микробиома доноров. Родители сообщили о том, что диарея и боли в желудке возникали у детей гораздо реже, а в поведение улучшилось. Авторы исследования подсчитали, что после лечения психологический возраст детей увеличился в среднем на 1,4 года. Улучшения заметили не только родители, но и врачи, наблюдавшие детей – эффект от лечения сохранялся не только сразу после окончания курса трансплантации, но и через 8 недель после его завершения.

Напомним, в настоящее время причины возникновения аутизма активно изучаются – считается, что важной составляющей является генетическая. Широко распространено мнение о том, что спровоцировать развитие болезни может вакцинация, однако это не более, чем популярный миф, который ничем не подтвержден. Эффективного лечения аутизма до сих пор не найдено – врачи предлагают как медикаментозную терапию, так и психотерапевтическое лечение.

med.vesti.ru

Новый метод лечения аутизма у детей

Британский Совет по медицинском исследованиям пришел к выводу, что звук способен остановить развитие аутизма у детей. Одно из новых направлений в медицине — метод Томатис — система аудиовокальных тренировок широко используется в более чем 400 клиниках во всем мире, и теперь появилась в Москве.

Аутизм – сложный психологический синдром, при котором ребенок самоизолируется от окружающего мира. Ученые обнаружили, что звуковое воздействие на мыщцы среднего уха способно «натренировать» ребенка слушать и воспринимать те звуки, которые не усваивались раньше. «Это очень хорошая новость — теперь стало ясно, что на мозг аутистов можно повлиять», — говорят ученые.

Метод Томатис – это система аудиовокальных тренировок, разработанная французским отоларингологом

Альфредом Томатисом и получившая всемирное признание. Посредством этого метода можно повторно обучить процессу слушания, и увеличить творческий потенциал. Лечение положительно влияет на социальное поведение и коммуникабельность ребенка. По словам доктора Жанно Оаро, единственного лицензированного врача-психиатра, практикующего метод на территории России: «Слуховая терапия по методу Томатис может значительно облегчить жизнь многих аутистов, улучшая их состояние».

По последним статистическим данным в Великобритании и США из 10 000 новорожденных около 60 детей — аутисты. По данным британского Совета по медицинском исследованиям, сообщается, что аутизмом страдают шесть детей в возрасте до восьми лет на каждую тысячу. Ранее считалось, что количество распространенность этого заболевания находится на уровне одного-двух детей из тысячи. На Западе их стараются адаптировать к окружающему миру, помочь всевозможными социальными программами .

В нашей стране родителям приходится рассчитывать на себя в борьбе с болезнью. Статистика показывает, что в России за последнее время количество страдающих аутизмом детей увеличилось более чем в 3 раза. Притом в России, по мнению доктора Жанно Оаро диагноз «аутизм» часто ставят необоснованно, даже при простой задержке в развитии речи у ребенка.

Таким образом, вопрос лечения детского аутизма в России актуален не только на уровне качественного и своевременного лечения, но и на этапе квалифицированной диагностики заболевания.

www.wday.ru

Где лечить ребенка с аутизмом

Советы, которые вы встретите здесь – не советы медика. Медицинскую консультацию может дать только врач.

На этом сайте родителем собрана практическая информация для родителей о том, какие существуют возможности лечения аутизма у ребенка. На сегодня известен целый ряд детей, которые либо “сбросили диагноз” аутизма, либо значительно улучшили свое состояние.

Их родители применяли определенные стратегии, многие из которых еще не являются до конца исследованными или официально одобренными. Другим детям те же стратегии могут не помочь – для аутизма еще не найдено стандартного лекарства, каким, например, является инсулин для диабета. Но есть методы, которые пользуются популярностью – многие родители применяют их и добиваются успеха. Для очень многих детей оказывается возможным значительное улучшение, а для некоторых и полное выздоровление.

Откуда эта информация?

В основном из англоязычного Интернета, где существует огромное количество сайтов и групп, в которых родители аутистов обмениваются опытом, обсуждают биологические методы лечения и педагогические методики, которые помогают их детям. Многие методы, о которых я узнала из Интернета, оказались очень действенными и для моего сына.

В России принят другой подход к аутизму. Лечение биологической стороны аутизма не практикуется, а педагогические методы применяются другие. На русском языке информация об известных мне методах лечения либо не существует, либо существует в очень отрывочном виде.

Я помещаю на этом сайте переводы и обзоры англоязычных материалов, собранных в Интернете. Поскольку моему сыну многое из этого явно помогает, я решила перевести некоторую информацию для других родителей, кому это может быть полезно.

Все материалы этого сайта можно копировать, распечатывать и воспроизводить в любой форме – лишь бы это шло на пользу вам и вашим детям.

Если вы правообладатель или автор чего-то, что на ваш взгляд используется на этом сайте не в том виде, как вам кажется это должно быть сделано, но при этом вы не против самого факта использования или упоминания ваших материалов, напишите мне. Если вы хотите, чтобы ссылка на ваши материалы была убрана с этого сайта, я это также сделаю по первому требованию.

lechenieautizma.org

Как понять, что у ребенка аутизм?

2 апреля в 14:15

Каждый год во всем мире 2 апреля отмечают День распространения информации об аутизме. Говорить о том, что такое аутизм и расстройства аутистического спектра (далее РАС. — Прим. ред.), необходимо потому, что чем раньше у ребенка выявлено это нарушение, тем больше у него шансов на успешную социализацию в будущем. Детский психиатр Елисей Осин рассказал The Village, чем опасны РАС, как распознать отклонения в развитии у ребенка и какие методы лечения считаются наиболее эффективными.

Елисей Осин

детский врач-психиатр, эксперт фонда «Выход»

— Что такое аутизм? Как он проявляется?

— Аутизм, или расстройства аутистического спектра, — это нарушение развития, при котором у человека с раннего возраста страдает способность эффективно вступать в социальное взаимодействие и через это взаимодействие учиться. Значительное количество умений и навыков ребенок получает через общение, в первую очередь с родителями: учится говорить, понимать обращенную речь, играть, организовывать свое время, контролировать свои эмоции, дружить и многое другое.

При аутизме способность эффективно обучаться этим навыкам снижается. И это часто проявляется задержками в развитии и коммуникации в целом: у ребенка позже или вообще не будет появляться речь или жесты, при помощи которых он будет общаться. Подрастая, ребенок с РАС часто испытывает сложности в общении со сверстниками или в играх. При этом нарушения развития у разных людей, даже во взрослом возрасте, будут очень по-разному выражены. Одни люди с РАС прекрасно разговаривают, хорошо понимают обращенную речь и в целом умеют контролировать свое поведение, но испытывают сложности в сложном взаимодействии с другими людьми — дружбе, соблюдении неписаных правил, понимании сарказма, иронии и многих других сложных социальных вещей. Другие не умеют толком разговаривать и адекватно взаимодействовать с окружающими на базовом уровне.

— Как часто выявляют РАС? У кого чаще — у мальчиков или у девочек?

— В крупных исследованиях (в зависимости от того, какие критерии РАС использовали и как проводилось то или иное исследование) процент людей с РАС колеблется в пределах 1–1,5 %, то есть диагноз РАС ставят одному-двум детям из ста. При этом в России аутизм выявляется примерно в десять раз реже — это статистика по некоторым крупным регионам. Аутизм, очевидно, несколько чаще встречается у мальчиков, и тут цифры тоже разнятся: в одних исследованиях говорится, что мальчиков с РАС в три-четыре раза больше, чем девочек, в других — что в семь-восемь раз. Но проблема в том, что у девочек часто вообще не диагностируют РАС: хотя и у мальчиков, и у девочек аутизм проявляется в нарушениях социального взаимодействия и коммуникации, часто оказывается, что у девочек проблемы чуть менее заметны и могут быть не так очевидны, потому что определенное поведение девочек, которое является одним из проявлений РАС, может считаться социально приемлемым.

— Каковы причины возникновения РАС?

— Сейчас примерно в 85–90 % случаев мы не можем определить причину развития РАС у детей. На этом часто спекулируют и пытаются выявить какие-то особенности обмена веществ или приписать развитие аутизма каким-то психологическим воздействиям и многим другим вещам, но, в общем, похоже, что это не так. РАС — это комплексное расстройство, вызванное сочетанием различных причин. Развитие РАС связывают с генетическими факторами: год от года увеличивается список генетических нарушений, которые приводят к формированию РАС. Также есть данные о том, что некоторые лекарства, которые принимает беременная (например, соли вальпроевой кислоты, прописываемые пациентам с эпилепсией), могут увеличивать вероятность возникновения РАС у ребенка. Заболевания матери во время беременности также могут увеличивать эту вероятность, как и некоторые средовые экологические факторы.

— Как понять, что у ребенка аутизм? На что в его поведении нужно обращать внимание родителям?

— Чтобы понять, что у ребенка РАС, нужно выявить, во-первых, нарушение социального взаимодействия и коммуникации, то есть сниженную способность человека вступать в эффективное двустороннее социальное взаимодействие с другими людьми. Это будет проявляться в нарушении зрительного контакта и невербальной коммуникации (сложностях в использовании жестов), нарушениях речи, то есть способности выстраивать диалог, подстраиваться и взаимодействовать с другими людьми. Эти нарушения могут выражаться по-разному, в большей или меньшей степени, но они обязательно будут у ребенка с РАС.

Другая группа симптомов— это особенности поведения: ограниченные, повторяющиеся, однообразные, стереотипное паттерны, привычки, интересы и виды деятельности. То есть у ребенка могут быть необычные повторяющиеся игры или не очень понятные привычки: он, например, много раскачивается, или пытается сохранять вокруг себя определенное постоянство, или стремится, чтобы вещи были сделаны определенным образом, или ест что-то избирательно и так далее.

Важно, что обе группы симптомов должны проявляться одновременно — нарушения социального взаимодействия и особенности деятельности. Если выявляется что-то одно, то диагноз «РАС» мы ставить не можем — это, вероятнее всего, другое заболевание.

Есть список вещей, которые мы называем «красные флажки»: это навыки и умения, которые должны сформироваться в определенном возрасте. Их отсутствие может указывать на наличие аутизма или какого-то другого расстройства развития, например глухоты или расстройства развития речи и языка. Этих «красных флажков» не очень много, и они очень простые. Чтобы заподозрить какое-то нарушение, достаточно хотя бы одного из этого списка:

Реакция на имя: после 10–12 месяцев ребенок не реагирует или очень мало реагирует на свое имя, то есть не поворачивает голову, когда его зовут, или поворачивает ее один раз из десяти обращений. В этой ситуации нужно, конечно, проверять слух и проводить диагностику наличия каких-либо нарушений развития, в том числе аутизма.

Реакция на обращенную речь: после 12–13 месяцев ребенок хорошо слышит какие-то другие вещи, но почти не обращает внимания на те ситуации, когда с ним разговаривают, что-то ему рассказывают, объясняют или показывают.

Улыбка: дети с РАС часто или мало улыбаются, или вообще не улыбаются в ответ, как будто бы не замечая, что им улыбаются.

Жесты: обычно к возрасту 11–13 месяцев у детей должен быть сформирован хотя бы один жест. Как правило, это указательный жест, но могут быть какие-то другие (например, «дай»). В обычной ситуации ребенок спокойно и активно пользуется этим жестом и довольно быстро обучается еще другим: например, «пока-пока», «да», «покорми меня» или «открой», «помоги» и так далее. Если мы видим, что жесты не формируются, то это считается поводом диагностировать РАС.

Задержка развития речи: если мы видим, что ребенок не лепечет в 12 месяцев, не пробует повторять, и к 14–16 месяцам у него не появилось ни одного слова, то это повод идти к специалистам. Если мы видим, что речь у ребенка развивается, но необычно (например, он очень много повторяет слов, букв, интересных ему названий, но не использует речь, чтобы разговаривать с другими людьми, не может попросить о чем-то, с трудом отвечает на вопросы), это «красный флажок», который мы называем «разговаривает, но не общается».

Наконец в любой ситуации у маленьких детей после года или у малышей в два года, если мы видим, что ребенок раньше умел делать что-то в области социального взаимодействия и коммуникации (например, хорошо реагировал на обращения, использовал указательные жесты или слова, много взаимодействовал), а потом перестал это делать — это всегда повод, чтобы волноваться, это никогда не нормально. У этого, конечно, может быть много разных причин, это может быть не только аутизм, но потеря любого коммуникативного умения в любом возрасте является проблемой, на которую нужно обращать внимание и с которой нужно разбираться.

— В каком возрасте можно поставить диагноз «РАС»?

— Обычно первые симптомы РАС заметны уже в возрасте 11–13 месяцев. Это как раз сниженная реакция на имя, на обращение, неумение использовать жесты или слова или своеобразное использование слов. Как правило, к 15–17 месяцам этот диагноз можно довольно уверенно поставить.

— Какие методы и подходы в лечении наиболее эффективны?

— Разговор о том, как помогать ребенку с РАС и его семье, нужно начать с очень важного утверждения: пока у нас нет лекарств для лечения РАС, нет таблеток, которые помогают людям разговаривать (по какой бы причине они ни молчали), нет лекарств для лечения нарушения понимания речи — как нет лекарств, которые помогут выучить новый язык или хорошо учиться в школе.

Все ситуации нарушения развития, как и РАС, преодолеваются в первую очередь за счет специального обучения и коррекционных процедур. В рамках подхода прикладного поведенческого анализа существуют техники, которые действительно эффективны в том, чтобы снижать симптомы, связанные с аутизмом, увеличивать способность к социальному взаимодействию и коммуникации, убирать проблемное поведение. Прикладной анализ поведения — это способ изучения поведения человека, изучения факторов, которые на это поведение влияют, и, собственно, изменение поведения человека за счет изменения этих факторов. Есть законы поведения, они очень простые (например, мы делаем то, что нам доставляет удовольствие), и с помощью знания этих законов мы можем сделать так, чтобы любой человек, в том числе человек с РАС, делал какие-то нужные нам вещи, важные для нас (например, начинал выражать себя с помощью жестов), и делал бы это постоянно за счет того, что это приносило бы ему удовольствие, радость и активно поощрялось. Из такого рода методов обучения составляют полноценные развернутые программы обучения — и вот такая программа должна быть почти у каждого ребенка с РАС. Целью этой программы будет развитие навыков социального взаимодействия и коммуникации.

Второй важный аспект связан с созданием для ребенка полноценной доброжелательной, учитывающей сложности с его восприятием среды. Чем больше люди, окружающие этого ребенка, знают, что такое аутизм, чем больше они понимают и сознают, как человек с аутизмом видит мир, какие трудности у него могут быть, и чем больше они это учитывают в своих реакциях и в организации среды обучения или работы — тем этому ребенку легче и лучше. Эти две вещи — организация обучения и правильной среды для развития — два самых главных подхода в лечении людей с РАС.

www.the-village.ru