Генетические заболевания аутизм

Аутизм: генетические причины

Масштабное исследование аутизма показало, что это заболевание может быть вызвано очень разными генетическими причинами. Хотя уникальные генетические вариации у страдающих аутизмом детей встречаются лишь чуть чаще, чем в обычной популяции, в результате всесторонних исследований удалось выявить некоторые особые структуры в поврежденных генах.

По всей видимости, множеству очень разных отклонений в поведении, объединяемых общим названием «аутизм», соответствует еще бòльшее число генетических причин. Самое масштабное на сегодняшний день генетическое исследование страдающих аутизмом детей и их родителей выявило у таких больных целый ряд новых генетических вариаций.

Изучая редко встречающиеся вариации числа копий в виде случайных делеций или вставок в сегментах ДНК, каждая из которых наблюдается у менее 1% людей, ученые обнаружили новую группу генов, которые у некоторых таких больных повреждены, а также некоторые мутации, которые у больных детей есть, а у их родителей — отсутствуют.

— Мы выяснили, что аутизм может быть вызван многими разными генетическими отклонениями, — говорит Рита Кантор, профессор медицинского факультета им. Дейвида Геффена при Калифорнийском университете в Лос Анджелесе, специалист по генетике человека и психиатрии, одна из авторов нового исследования, опубликованного в сетевой версии журнала «Нейчур» 9 июня (журнал «Сайентифик Америкэн» выпускает издательство Нейчур).

Ученые исследовали кровь 996 страдающих аутизмом детей из США, Канады и Европы и сравнили ее с кровью, взятой в 876 случаях у их родителей и у 1287 здоровых детей европейского происхождения. В ходе анализа проверяли примерно 1 миллион из 10 миллионов вариантов генов, имеющихся в геноме человека.

Анализы подтвердили, что несколько вариаций числа копий, связь которых с аутизмом была выявлена ранее, действительно являются его причиной, но обнаружили и группу других генов (SHANK2, SYNGAP1, DLGAP2 и локус DDX53-PTCHD1, связанный с икс-хромосомой), мутации в которых, тоже, по-видимому, вызывают аутизм. Ученые обнаружили также, что 5,7% генетических отклонений, имевшихся у больных детей, отсутствовали в ДНК обоих их родителей. По-видимому, эти ошибки копирования вызваны мутациями в яйцеклетке и / или в сперме.

— Хотя связь перетасовок цепочек в геноме с аутизмом обнаружена уже довольно давно, выявление многих новых отклонений это серьезное достижение ученых, — говорит Саймон Грегори, адъюнкт-профессор медицинской генетики, работающий в «Центре генетики человека» университета в Дьюке, сам не участвовавший в этом исследовании.

Эти новые научные данные получены в результате работы «Консорциума по исследованию генома больных аутизмом», в котором участвуют около 120 ученых из 50 научных ведомств 19 стран. Это лишь один из многих коллективов, занимающихся исследованием причин аутизма.

Главное — где!

Мы, люди — такие разные из-за целого ряда случайных мутаций на разных участках генома. Именно из-за них мы отличаемся друг от друга не только внешним видом, но и поведением.

Те или иные вариации числа копий в ДНК есть у всех, но лишь немногие страдают аутизмом, — говорит Кантор. — Далеко не все из множества вариаций генома являются причиной этого заболевания. Только вариации числа копий, встречающиеся в определенных генах, с большой вероятностью приводят к аутизму.

— У детей, страдающих аутизмом на 20% больше поврежденных генов в виде вариаций числа копий, чем у здоровых, — поясняет Кантор. Новое исследование выявило именно те вариации числа копий и те генетические отклонения, которые характерны для людей, страдающих аутизмом.

У 10-15% таких больных, например, у тех из них, кто страдает «синдромом хрупкой икс-хромосомы», или хромосомными отклонениями, причина заболевания — одна из известных мутаций одного гена. Но для многих из них одной из причин болезни стали редкие или уникальные комбинации еще не расшифрованных генетических вариаций.

— Оказалось, — говорит Кантор, — что каждая из множества разнообразных причин болезни встречается гораздо реже, чем считалось раньше.

Структуры среди хаоса

Грегори говорит, что поскольку каждая отдельная вариация числа копий или каждый отдельный генетический сбой у страдающих аутизмом встречается редко, вряд ли каждая (каждый) из них по отдельности может стать причиной болезни.

Он отмечает, что раз потенциальных причин аутизма так много (это и вариации числа копий, и точечные мутации и эпигенетические, то есть, унаследованные мутации), очень важно выявить общие цепочки метаболических реакций, поскольку способы прерывания таких цепочек для разных индивидов могут оказаться разными.

А пока ученые достигли определенных результатов в деле выявления поврежденных генов и цепочек. Многие исследованные ими гены относятся к определенным категориям, например, клеточному механизму передачи сигналов в мозгу, и они могут оказаться одной из причин характерных для больных аутизмом задержек в развитии.

Ученые обнаружили также у детей, страдающих аутизмом, много таких поврежденных генов, которые характерны также и для умственно отсталых детей. Грегори говорит, что это совпадение неудивительно, поскольку именно эти гены отвечают за передачу сигналов в мозгу и за умственное развитие.

— Диагноз конкретного больного не зависит от того, какие у него гены повреждены, — отмечает Кантор. — У двух детей с очень сходными отклонениями в поведении могут быть очень разные комплекты вариаций числа копий. И наоборот. Раньше диагноз основывался исключительно на поведенческих особенностях. Теперь же, когда удалось приоткрыть генетические причины болезней, стало ясно, что они гораздо разнообразнее сложившегося ассортимента диагнозов.

Совокупность причин

Исследования на близнецах показали, что однояйцевые близнецы, то есть, обладающие одинаковым набором генов, гораздо чаще страдают этой болезнью оба, чем просто двойняшки. По мнению Кантор, это означает, что заболевание в значительной степени обусловлено генетически. Другие же ученые исследуют иные возможные причины, такие как эпигенетический и экологический факторы.

— Причины сложны, они не сводятся к нарушениям в каком-то одном гене, а затрагивают и соседние с ним, а возможно, имеют и экологическую природу, — говорит ученая. — Это как айсберг, у которого видна только вершина.

Даже ученые, сами не участвовавшие в исследовании, отдают должное его масштабности, считая, что оно позволит получить более широкую картину генетических дефектов, связанных с аутизмом. «Только такие широкие генетические исследования, как это, позволят дополнительно выявить те редкие вариации, которые тоже связаны с этой болезнью, отметила в своем электронном сообщении Дороти Грайс, адъюнкт-профессор клинической детской психиатрии Колумбийского университета и Психиатрического института штата Нью-Йорк.

Хотя исследование было таким объемным, оно выявило лишь около 3% генетических причин аутизма, говорят сами исследователи.

Многие считают, что необходимы еще более масштабные исследования. По мнению Кантор, только в 10 раз более объемное исследование, охватывающее 10 тысяч больных аутизмом детей и столько же анализов, позволит подтвердить результаты на более обширном материале и почти наверняка обнаружить новые редкие генетические вариации. Чтобы обнаружить другие виды генетических вариаций, вызывающих аутизм, необходимо применять высокопроизводительные способы распознавания последовательностей всего генома целиком.

Как лечить — неизвестно

Становится все более очевидным, что поскольку различных заболеваний, объединяемых общим названием «аутизм», очень много, лечение нацеленное на какой-то отдельный ген или точечную мутацию, применяемое для некоторых других болезней, скорее всего, поможет лишь немногим страдающим аутизмом.

— Наверное, лекарства или лечебные процедуры должны воздействовать на целые категории причин, а не на отдельные конкретные гены, — говорит Кантор. Ученые должны также глубже изучить отдельные вариации числа копий и поврежденные гены, чтобы понять, как конкретно они могут вызывать аутизм.

Продолжение и расширение генетических исследований, вероятно, поможет составить более подробную карту генетических сбоев, вызывающих аутизм, а это, в свою очередь — наметить возможные способы лечения.

А для некоторых сопутствующих аутизму заболеваний, таких как «синдром хрупкой икс-хромосомы» и «синдром Ретта», по словам Грайс, способы лечения уже найдены и проходят клинические испытания.

Будущие исследования помогут не только наметить пути лечения, но и разработать более простые способы диагностики. — Когда-нибудь, когда мы узнаем о генах гораздо больше, мы сможем анализировать ДНК ребенка до рождения, и распознать в ней возможные «черные метки», — говорит Кантор.

Грегори же напротив, считает, что поскольку каждый отдельный из множества генетических маркеров аутизма встречается даже реже, чем предполагалось ранее, простые тесты на основные вариации могут оказаться менее эффективными, чем при других заболеваниях. Он считает, что понадобится целый комплекс анализов — генетических, геномных и эпигенетических. Хоть это и непросто, — замечает он, — главное — совершенствовать методы диагностики, поскольку чем раньше поставлен диагноз аутизма, тем в большей степени удается скорректировать поведенческие отклонения.

dislife.ru

Диагностика и лечение аутизма 10 месяцев назад

Новости Наука

Генетическое исследование выявило сотни типов аутизма

Аутизм сопровождается узнаваемой симптоматикой, но его генетическая картина значительно сложнее
(иллюстрация Lisk Feng).

О распространённом заболевании, известном врачам как аутизм, науке известно очень немногое. Такой диагноз ставится в том случае, если ребёнок выражает явное нежелание проявлять социальные взаимодействия с окружающими людьми и стремиться повторять одни и те же действия с одинаковой степенью интереса.

Учёные научились выявлять аутизм у новорождённых детей, обнаружили, что симптоматику заболевания могут облегчить кишечные бактерии, и выяснили, что женский мозг от аутизма защищён лучше мужского. Однако, считают авторы нового исследования, до сих пор никто из их коллег не заглянул в корень проблемы.

«Если вы видели ребёнка с аутизмом, это не значит, что вы знаете что-то об этом заболевании. За последние пять лет нашего исследования мы поняли, что генетика, лежащая в основе данного расстройства, демонстрирует сотни, если не тысячи, разных видов аутизма», — говорит соавтор исследования генетик Дэвид Ледбеттер (David Ledbetter) из Системы здравоохранения имени Гейзингера в Пенсильвании.

Как и животных сегодня делят на виды, не только по их внешнеим признакам, но и на основе знаний их генетического кода, так и заболевания необходимо делить на виды не посредством классификации симптомов, а путём тщательного изучения генетики пациента, решили исследователи. Ведь аутизм может возникнуть вследствие множественных мутаций в одном гене или нескольких, а также вследствие всего одной мутации.

За несколько десятилетий изучения генетических нарушений, тесно связанных с аутизмом, таких как синдром Ретта и синдром ломкой Х-хромосомы, учёные поняли, что люди с нарушением в одном и том же гене часто имеют схожие симптомы. За последние десять лет достижения в области технологий секвенирования и анализа ДНК позволили предположить, что то же самое часто справедливо и для людей с так называемым идиопатическим аутизмом, или аутизмом неизвестной причины.

Ещё в середине 2000-х годов исследования показали, что люди с аутизмом, как правило, являются носителями множества копий генных вариаций, делеций или дупликаций крупных участков ДНК, которые охватывают несколько генов. Учёные также обнаружили, что люди, у которых имеется одинаковое количество копий, часто имеют схожую симптоматику.

Изучение группы из 200 пациентов с похожими изменениями в хромосомах позволило понять, какие приблизительно бывают генетические предпосылки у аутизма. Анализы показали, что люди с вариациями в хромосомной области, называемой 16p11.2, часто проявляют симптомы расстройств аутистического спектра: в 20% случаев, если наблюдалась делеция на этом участке ДНК, и в 10% случаев, если была обнаружена дупликация.

За последние пару лет появилась возможность более пристально взглянуть на ДНК людей, страдающих аутизмом, и проанализировать все последовательности, кодирующие белки. А это около 1% из примерно трёх миллиардов пар оснований, которые составляют каждый геном человека. Такой подход показал, что многие люди, страдающие аутизмом, имеют мутации, не встречающиеся у людей без подобных расстройств, но лишь немногие люди с аутизмом имели одни и те же мутации.

«Несмотря на то, что мы проанализировали генетический материал более чем 2500 пациентов, страдающих аутизмом, мы почти ни разу не увидели один тот же ген, поражённый у двух разных людей», — рассказывает ведущий автор нового исследования Эван Эйхлер (Evan Eichler), профессор геномных наук в университете Вашингтона.

Для того чтобы разделить аутизм на подгруппы и связать генетическую картину со специфической симптоматикой, учёные должны были выявить повторные мутации — те, которые возникают неоднократно, а не всего один или два раза.

Для этого была собрана крупная международная команда учёных, в которую входили генетики из Бельгии, Нидерландов, Швеции, Австралии и Китая. Специалисты собрали базу данных, охватывающую 6000 детей и взрослых, имеющих симптомы расстройств аутистического спектра и диагноз задержки в развитии. В контрольную группу входило несколько тысяч здоровых человек.

В ходе этого масштабного исследования, которое проводится с 2011 года по сей день, выяснилось, что симптомы аутизма диагностируются у людей, имеющих различного рода вариации в спектре из 200 генов, ассоциирующихся с заболеванием. До сих пор учёным удалось связать практически любую симптоматику с генетической картиной из тысяч возможных вариантов, о чём сообщается в статье журнала Nature.

Самым очевидным случаем стала взаимосвязь мутации в гене CHD8 с определёнными симптомами: нарушения сна, широко раскрытые глаза и макроцефалия. Тем не менее, умение диагностировать это заболевание не даёт понимание того, как можно излечить данную форму аутизма, сообщают исследователи.

В дальнейшем, чтобы понять, как помочь каждому пациенту, которому диагностировали аутизм, учёные планируют выявить общую закономерность в генетике заболевания и всех его подтипах. Исследователи из Вашингтонского университета уже выявили 50 генов, которые зависят от активности CHD8, но им ещё предстоит рассмотреть 199 генов, связанных с аутизмом, и понять, каково их влияние на остальные участки ДНК.

Генетики сообщают, что путь до разработки персонализированной терапии для каждого пациента с аутизмом будет долгим и тернистым. Однако они уверены, что изучение генетической картины вкупе с симптоматикой является единственно верным способом исследования аутизма и создания эффективного и безопасного метода лечения этого заболевания.

www.vesti.ru

Исследование. Основы генетики аутизма

Базовая информация о последних данных генетических исследований аутизма

Исследователи знают, что аутизм связан с генетическими факторами, еще с 1970-х годов, когда одна команда выявила, что аутизм одновременно присутствует у идентичных близнецов чаще, чем у не идентичных. С тех пор ученые пытаются определить потенциальные генетические причины аутизма. За последние десять лет, благодаря новым технологиям декодирования ДНК, этот процесс значительно ускорился.

По мере прогресса подобных исследований, ученые выявили множество разных генетических изменений, которые могут привести к аутизму. Но чем лучше ученые разбираются в человеческой ДНК, тем сложнее оказывается ее влияние на развитие аутизма.

Как ученые определяют, какие гены влияют на аутизм?

Первое исследование аутизма среди близнецов было проведено в 1977 году. Несколько команд ученых сравнивали уровень аутизма среди близнецов, и они выявили, что для аутизма есть очень высокий уровень наследования. Если у одного идентичного близнеца есть аутизм, то существует 80% вероятности, что у второго близнеца он тоже будет. Для не идентичных близнецов эта вероятность составляет 40%.

Тем не менее, развитие аутизма нельзя объяснить только генетикой. Очевидно, что это состояние также связано с различными факторами окружающей среды, хотя среди ученых существуют разногласия о том, в какой степени аутизм определяется генами, а в какой – окружающей средой.

Многие факторы окружающей среды связаны с риском аутизма, например, к ним относятся инфекционные заболевания матери во время беременности и осложнения во время родов. Эти факторы могут взаимодействовать с генетическими факторами, что приводит к развитию аутизма или может усилить его проявления.

Существует ли «ген аутизма»?

Нет, можно сказать, что такого гена нет. Есть синдромы, связанные с мутацией в одном гене, которые могут привести к аутизму, например, синдром ломкой Х-хромосомы и синдром Ретта. Однако среди случаев аутизма, не связанных с синдромами, менее чем 1% случаев вызваны мутацией в каком-то одном гене. Так что нет какого-то одного «гена аутизма», то есть, нет какой-то одной генетической мутации, которая есть у каждого человека с аутизмом. Кроме того, похоже, что нет такого гена, мутации в котором будут каждый раз приводить к аутизму.

Список генов, которые связаны с аутизмом, постоянно растет. На данный момент исследователи определили 65 генов, которые в наибольшей степени связаны с аутизмом, и еще 200 генов, которые демонстрируют не такую сильную связь. Большинство этих генов играют важную роль в коммуникации между нейронами головного мозга, или они контролируют экспрессию других генов.

Каким образом эти гены могут быть связаны с аутизмом?

Изменения, то есть мутации, в этих генах могут привести к аутизму. Некоторые мутации влияют на одну базовую пару ДНК, на одну «букву». На самом деле, у каждого из нас есть тысячи генетических вариаций. Если какая-то вариация встречается у 1% населения или более, то она считается «распространенной» и называется одиночным нуклеотидным полиморфизмом или ОНП.

Распространенные вариации обычно влияют на развитие неявным образом, но их комбинации могут привести к аутизму. «Редкие» вариации, которые встречаются у менее чем 1% населения, оказывают гораздо более сильное влияние. Многие известные мутации, связанные с аутизмом, относятся именно к редким. Обнаружить факторы риска среди распространенных вариаций намного сложнее, хотя такие исследования ведутся.

Другие изменения, которые называются вариации числа копий (ВЧК), связаны с удалением или дублированием участков ДНК и часто включают множество генов.

Более того, мутации, которые могут способствовать аутизму, не обязательно находятся только в генах, которые составляют лишь 2% генома. Ученые пытаются изучать оставшиеся 98% генома, чтобы заметить отклонения, связанные с аутизмом. Пока эти генетические особенности очень мало изучены.

Все мутации являются вредными?

Нет. На молекулярном уровне последствия мутаций очень разные, даже если речь идет об ОНП. Мутации могут быть вредными или безобидными в зависимости от того, насколько они влияют на соответствующую им функцию белка. Например, некоторые мутации заменяют одну аминокислоту в белке на другую. Если такая замена не изменит действие белка, то такая мутация, скорее всего, будет безвредной. Другие мутации могут внедрить знак «стоп» в ген, и в результате производство белка прекратится слишком рано. В результате, белок будет слишком коротким и будет функционировать неправильно, если вообще будет функционировать.

Как у людей появляются мутации?

Большинство мутаций наследуются от родителей, и это относится как к распространенным, так и к редким мутациям. Они также могут спонтанно возникнуть в яйцеклетке или сперматозоиде, и тогда эта мутация будет присутствовать только у ребенка, но ее не будет у родителей. Исследователи обнаруживают такие мутации «de novo», когда они сравнивают ДНК людей с аутизмом с ДНК членов их семей без аутизма. Спонтанные мутации после зачатия обычно являются «мозаичными», то есть они влияют только на некоторые клетки организма.

Генетики могут объяснить, почему аутизм чаще встречается у мальчиков, а не у девочек?

Возможно. У девочек с аутизмом обычно больше связанных с ним мутаций, чем у мальчиков. Иногда мальчики с аутизмом наследуют такие мутации от матерей, у которых нет проявлений аутизма. Эти данные предполагают, что у девочек может быть резистентность к мутациям, связанным с аутизмом, и им нужен более сильный «генетический удар», чтобы это расстройство у них развилось.

Можно ли выявить эти мутации до рождения ребенка?

Во время стандартного обследования во время беременности делается анализ на возможные хромосомные аномалии, в том числе на ОНП. Существуют пренатальные генетические тесты на некоторые синдромы, которые могут быть связаны с аутизмом, например, на синдром ломкой Х-хромосомы. Однако тест не сможет выявить все возможные вариации, которые потенциально связаны с аутизмом. Кроме того, даже если у ребенка есть эти редкие мутации, невозможно определить, будет ли у ребенка в дальнейшем диагностирован аутизм, так как генетические особенности говорят только о вероятности такого развития.

Также смотрите:

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfund.ru

Аутизм- заболевание или явление

Аутизм — болезнь или явление.

Примеры описаний симптомов аутизма можно обнаружить в исторических источниках задолго до появления самого термина «аутизм».

Аутизм в современном понимании.

Аутизм — это нарушение развития человека, характеризующееся отклонениями в поведении, общении и социальном взаимодействии. Аутизм находит свое выражение в различных формах. Кроме этого, проявления аутизма могут присутствовать при других расстройствах.

Справканекоторые специалисты считают это явление, умственным расстройством, некоторые психосоматическим.

Так откуда же появилось это явление, которое нельзя называть болезнью. Начнем с симптомов.

Симптомы аутизма

Ученые выделяют три признака, по которым можно определить, что человека наблюдается аутизм:

  • Нарушение социального взаимодействия
  • Трудности при общении с другими людьми
  • Особенности поведения
  • Нарушение социального взаимодействия

    У человека, страдающего аутизмом, не получается построить здоровые взаимоотношения с другими людьми, что очень важно, находясь в обществе. Нарушение может быть настолько серьезным, что может повлиять на взаимоотношения матери и ребенка в начале жизни ребенка. Важно знать, что ребенок с данным синдром показывает свою привязанность к матери и другим людям, которые о нем заботятся. Однако, способ при помощи которого ребенок с аутизмом выражает свою любовь и привязанность, сильно отличается от способов нормальных детей. Если ребенок мало общается с другими детьми и своими родителями, то врачи не всегда могут определить диагноз аутизма. При развитии ребенка его взаимодействие с обществом становится все более странным. Особенности поведения часто касаются визуального контакта, выражения лица и положения тела. Обычно ребенку с аутизмом трудно установить какие-либо взаимоотношения со сверстниками, и чаще всего ребенок остается изолированным от общества. Также ребенок не выражает заинтересованности в играх или каких-либо видах деятельности по сравнению со сверстниками. Дети с таким расстройством не желают играть в какие-либо игры. В тяжелых случаях дети могут не замечать присутствие других людей.

    Общение (трудности при общении с другими людьми)

    У аутистов обычно нарушены коммуникативные способности, т.е. способность к общению с другими людьми. Такие люди могут просто не понимать, что им говорят, такие дети могут не понимать смысл некоторых детских игр, таких как прятки, например.

    Аутисты часто не участвуют в диалоге. Обычно то, как выражается другой человек, ими воспринимается как нечто непонятное. Речь аутистов обычно монотонная, лишенная эмоций. Фразы чаще всего оборваны, например, аутист произносит: «хочу воды», вместо того, чтобы сказать «я хочу воды». Часто люди, страдающие аутизмом, повторяют предложения и фразы, сказанные другими людьми. Например, вы можете сказать «посмотри на самолет!», а ребенок или взрослый повторяет: «самолет», не понимая, что произносит. Такое повторение слов и фраз носит название эхолалия. В то время как многие люди полагают, что это признак ума (повторение песен и др.), аутисты чаще всего не понимают содержания того, что говорят.

    У ребенка или взрослого, страдающего аутизмом, может наблюдаться острая чувствительность, например, сенсорная или тактильная. В результате у человека наблюдается сильная непереносимость громких звуков или толпы, визуальной и тактильной стимуляции. Для некоторых аутистов вечеринка или шумные компании могут иметь опасные последствия. Ярлыки на одежде могут восприниматься этими людьми как нечто болезненное. Также непереносимыми вещами могут быть: хождение босиком, игра с моделированием вещей (например, аппликации), праздничный торт. С другой стороны у человека могут наблюдаться неразвитые реакции на такие же виды стимуляции. Аутист вместо того, чтобы говорить может закричать или подносить что-либо к глазам. Поведение человека, страдающего аутизмом, нельзя предсказать. Такие люди часто трогают различные предметы, чтобы ощутить их форму. У многих детей и взрослых, страдающих аутизмом, может быть нечто вроде ритуала. Даже такое занятие как принятие ванны может быть очень трудным для аутиста: ему требуется определенный объем воды в ванне, точная температура воды, одно и то же полотенце и мыло, которыми он пользовался раньше. Так же может наблюдаться нецеленонаправленное поведение или действия.

    Например, человек может постоянно дергать себя за волосы или наматывать их на палец, ходить на цыпочках, хлопать в ладоши и др. Ребенок или взрослый может постоянно играть в одну и ту же игру, или носить с собой одну и ту же игрушку. Например, ребенок может выстроить все свои игрушки в ряд, а взрослый тоже самое может делать с одеждой, повторяя каждый день одно и тоже действие. При любой попытке помешать аутисту, с его стороны можно ожидать непредсказуемую реакцию, включая то, что он может наброситься. Те предметы, которые можно поворачивать, открывать или закрывать больше всего привлекают внимание аутистов. Если аутиста оставить одного, то он часами может сидеть в одиночестве, крутить или поворачивать какой-либо предмет, включать или выключать свет. У некоторых аутистов вырабатывается особенная «любовь» к каким–либо неодушевленным предметам, таким как скрепки или кусочек бумаги.

    Аутизм попал в научную литературу как психическое расстройство несколько десятилетий назад, и уже многие годы идет изучение и выявление причин этого расстройства. Ученые так и не пришли к выводу, что именно является причиной аутизма. Однако, аутизм, несомненно, расстройство биологического и психологического характера.

    Биологический характер происхождения аутизма

    В поддержку биологической теории развития аутизма, некоторые придерживаются мнения, что различные неврологические расстройства могут сопутствовать аутизму. Аутизм в этом случае является одним из симптомов неврологического расстройства. Например, к таким расстройствам можно отнести склероз (генетическое расстройство), синдром хрупкой X-хромосомы, синдром Ретта и некоторые врожденные дефекты, связанные с процессами метаболизма в организме человека. Аутизм может быть результатом нескольких неврологических расстройств, которые влияют на работу мозга и развитие человека в целом. «Чистый» аутизм редко встречается, как правило, он сопровождается другими расстройствами или является результатом этих расстройств.

    Существует связь между аутизмом и приступами эпилепсии. Такая связь выражается двумя путями: прежде всего, многие пациенты (20-30%) страдают от припадков. Во-вторых, у таких пациентов с припадками в результате может развиться аутизм. Часто аутизм путают с синдромом Ландау-Клеффнера. Этот синдром также известен как приобретенная эпилептическая афазия. У некоторых детей с таким синдромом может внезапно пропасть речь, особенно рецептивные навыки общения (способность к пониманию), часто при этом возникает аутизм. У таких детей, как правило, характерная для их поведения электроэнцефалограмма (запись электрических сигналов мозга). Потеря речи и другие нарушения, возникающие ввиду этого расстройства, случаются в возрасте 4 лет, и поэтому вышеописанный редкий синдром не сложно отличить от аутизма, который может присутствовать от рождения. Однако в последние годы у некоторых детей, у которых нет припадков, наблюдается синдром Ландау-Клеффнера. Важность вышеописанных сведений заключается в том, что синдром Ландау-Клеффнера возникает спонтанно и в некоторых случаях его можно лечить при помощи кортикостероидов. Связь между данным синдромом и аутизмом приводит к тому, что требуется проводить электроэнцефалограмму людям, страдающим аутизмом. Патологическую электроэнцефалограмму можно зафиксировать, когда человек спит (для этого требуется 12 часов). У многих детей и взрослых наблюдается патологическая электроэнцефалограмма, но редко у кого можно обнаружить синдром Ландау-Клеффнера. Нужно заметить, что кортикостероиды в больших дозах могут вызывать такие побочные эффекты, как увеличение веса, высокое артериальное давление, диабет, нарушение роста человека, раздражительность, ослабление иммунной системы, появлению язв во рту и др. Многие из побочных эффектов являются обратимыми.

    Могут применяться и другие виды лечения, начиная от типичных антиконвульсантов, и заканчивая операцией. Трудно оценить эффективность лечения синдрома Ландау-Клеффнера ввиду того, что симптомы синдрома могут спонтанно исчезнуть.

    Психологический характер происхождения аутизма

    Самый простой способ донести информацию до обычных людей и что бы это информация запомнилась, необходимо все подкреплять примерами, а лучше сразу продемонстрировать на практике. Так вот представьте себе, что Вам очень хочется спать, отдохнуть от прошедшего дня. Отдохнуть от полученной в огромных количествах информации разного рода. Вам не хочется общаться ни с кем. Вы хотите одного — побыть в тишине и одиночестве. Цель –дать отдохнуть мозгу от напряжения. И вот Вы пришли в свою квартиру, приготовились и легли в свою уютную кровать. Но вдруг начинает звонить телефон, звонить входной звонок, начала работать дрель у соседей, которые вечно что-то ремонтируют. Что произойдет с Вами? Психическое неудовлетворение происходящим. Что Вы будете делать ? Вы, возможно пойдете разобраться с соседом, попросить его, что бы прекратил ремонтировать, поднимете трубку телефона или ее отключите. И последнее с досадой посмотрите во входной глазок, что бы узнать, кто этот пришел к Вам в неурочный час, когда вы никого не ждете. Позже или впустите человека, поговорите с ним или сделаете вид, что никого нет дома. Позже Вы успокоитесь и, в конце концов, найдете способ отдохнуть своему организму от преизбытка информации. А теперь представьте – есть беременная женщина, она вынашивает плод (мальчика или девочку), и по-простому сказать является для народившегося, но живого человека, и домом, и кроватью.

    А вот теперь самое главное – Что делать плоду, если его одолел массив информации, из различных источников электро-радиооборудования, из различных источников, различных СМИ. Кругом вибрации, волны различного информационного ряда. Мама-дом вся «упакована» современными гаджетами – мобильный телефон, айфон, планшет и плюс ко всему в декретном отпуске делать нечего — сидит около компьютера целыми днями напролет. И этот вот мощнейший поток информации воздействует на плод. Что же касается взрослых, то аутизм — родной брат депрессии, с кучей родственников — маний, фобий и комплексов. И в том и в другом случаях организм человека вырабатывает для себя психологическую защиту, при котором задействует свои нервы и мозг. В результате построения такой защиты и получается, в одном из своих проявлений та или иная степень аутизма. Но есть еще ряд мнений, которые мы обязаны рассмотреть. И рассматривать будем применительно к детскому возрасту человека, о взрослых речь пойдет в других работах.

    Является ли аутизм генетическим заболеванием ?

    Некоторые неврологические расстройства могут быть связаны с аутизмом, то вопрос, является ли аутизм генетическим заболеванием сложный. Можно с уверенностью сказать, что такие расстройства как синдром хрупкой X-хромосомы и склероз являются наследственными явлениями. В ходе последних исследований было выявлено, что одной из причин аутизма, можно считать нарушение участка на хромосоме 13, в некоторых семьях аутизм передается из поколения в поколение. В других же семьях не удается выявить случаев аутизма в прошлых поколениях, однако, он может присутствовать у ребенка, его братьев или сестер. Результаты этого исследования подтверждают, что вскоре будет найден ген аутизма. (это мнение ученых и не больше, а мнения бывают ложными).

    Однако у многих детей, которые страдают аутизмом, не обнаруживается близких родственников с этим заболеванием. Причиной аутизма может служить окружающая среда, например, влияние вредных веществ и прочее.

    Главные проявления аутизма: патологическое развитие или отставание в развитии ребенка, невозможность ребенка контактировать с окружающими миром и людьми, патологические виды поведения, не характерные для других детей. К трем годам, если ребенок болен аутизмом, то это будет четко выражаться. Во многих случаях у ребенка на первом году жизни может не наблюдаться патологий в развитии, однако к трем годам, как было сказано выше, аутизм находит свое выражение.

    Если не развивается речь или ребенок не может общаться с другими людьми к трем годам, то можно заподозрить аутизм. Установление диагноза данного явления начинается с тщательного изучения истории болезни пациента и проведения медицинского обследования. Обследование пациента с аутизмом должно проводиться тем специалистом, который не только разбирается в аутизме, но и в других похожих расстройствах, которые могут имитировать симптомы аутизма. Требуется проведение неврологического и психического обследования, чтобы правильно определить диагноз. Например, слабость и понижение рефлексов на одной стороне тела может дать врачу вполне исчерпывающий ответ, вероятно, имеются структурные патологии мозга, и требуется проведение магнитно-резонансной томографии.

    История болезни пациента и тщательное обследование помогут врачу точно определить диагноз явления, а также выявить другие возможные расстройства и явления, которые в большой степени обуславливают наличие аутизма у пациента. У ребенка, который не говорит (нарушено развитие речи), должен быть проверен слух. Для нормального развития речевого процесса, необходимо слышать звуки, как на низких, так и на высоких частотах. Даже, если сохранен рефлекс поворачивать голову туда, откуда идет звук (например, при хлопанье в ладоши), то не всегда при этом развита речь.

    Существует два основных вида исследования слуха: поведенческая аудиометрия и слуховые вызванные потенциалы ствола головного мозга. Человек во время обследования находится в комнате, ему подаются различные тоны и звуки, его задача отвечать на эти звуки. Врач фиксирует все реакции, выраженные пациентом; при втором виде исследования, человек также находится в комнате в спокойном состоянии, ему даются наушники. В наушниках подаются тоны и звуки разной частоты, все электрические реакции отслеживаются на мониторе. Если человек в состоянии проходить данный вид исследования слуха, то он используется врачами, прежде всего. В зависимости от истории болезни пациента и характерных проявлений явления, врач может назначить анализы крови и мочи. Такие анализы могут быть необходимы для диагностики расстройства, т.к. оно может являться генетическим, связанным с нарушением метаболизма.
    Если результаты неврологического обследования нормальные, то обычно не требуется проводить компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию. Однако же если в ходе неврологического обследования врач обнаружит патологии мозга, то необходимо проводить магнитно-резонансную томографию. Обследование аутиста логопедом также очень полезно, а во многих случаях просто необходимо т.к. специалист может зафиксировать нарушения речи и назначит соответствующее лечение расстройства.

    Ранний детский аутизм является весьма распространенным заболеванием, этиология которого до сих пор неизвестна. Известно, что аутизм встречается с частотой 6:10000 и болеют им преимущественно мальчики. В России статистика по явлению — аутизм не ведется. В США в 1990 годах один ребенок с признаками аутизма на одну тысячу детей, в настоящее время аутизм в США диагностируют в соотношении один ребенок, с признаками аутизма на сто детей. Вот такая картина.

    Аутизм характеризуется нарушениями социальной адаптации, нарушениями развития коммуникации и нарушениями психики.

    Синдром раннего детского аутизма (РДА)

    Под термином аутизм понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воз­действия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой». Аутизм как симптом встречается при доволь­но многих психосоматических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы и даже месяцы жизни ре­бенка), занимает центральное, ведущее место в клинической кар­тине и оказывает тяжелое негативное влияние на все психическое развитие ребенка. В таких случаях говорят о синдроме раннего детского аутизма (РДА), который считают клинической моделью особого — иска­женного — варианта нарушения психического развития. При РДА отдельные психосоматические функции развиваются замедленно, тогда как другие — патологически ускоренно. Так, нередко развитие гнозиса опережает праксис (при нормальном психическом разви­тии — наоборот), а иногда не по возрасту богатый словарный за­пас сочетается с совершенно неразвитой коммуникативной функ­цией речи. В ряде случаев наблюдаются не все требуемые для ус­тановления диагноза РДА клинические характеристики, хотя не возникает сомнений, что коррекция должна опираться на методы, принятые в работе с аутичными детьми; в такой ситуации нередко говорят об аутистических чертах личности.

    По критериям, принятым Всемирной организацией здраво­охранения (ВОЗ), при аутистическом расстройстве личности от­мечаются:

    — качественные нарушения в сфере социального взаимодейст­вия;

    — качественные нарушения способности к общению;

    — ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведе­ния, интересов и видов деятельности.

    Аутизм встречается чаще, чем изолированные глухота и сле­пота, вместе взятые, однако статистические данные о его рас­пространенности неоднозначны, на что есть свои причины:

    1) недостаточная определенность диагностических критериев, их качественный характер;

    2) различия в оценке возрастных границ синдрома (в России — не старше 15 лет, в странах Западной Ев­ропы, США и Японии — без возрастных ограничений);

    3) разли­чия в понимании причин РДА, механизмов его развития, самой сущности аутизма.

    Чаще всего в последние годы в отечествен­ной и зарубежной литературе называют цифру в 15-20 случаев на 10 тыс. новорожденных, причем у мальчиков аутизм встреча­ется в 4-4,5 раза чаще, чем у девочек. Отмечается также, что частота аутизма с течением времени имеет явную тенденцию к росту и не зависит от национального, расового, географическо­го и многих других факторов, что подчеркивает не локальный, а общечеловеческий характер этого тяжелого психического рас­стройства.

    Причины аутизма недостаточно ясны. Общепризнана большая роль генетических факторов в этиологии РДА, и сейчас практиче­ски все известные исследователи биологических основ аутизма согласны, что, по крайней мере, большая часть случаев РДА на­следственно обусловлена. Механизм наследования не ясен, но он заведомо не моногенный, т. е. развитие РДА зависит не от одного гена, а от группы генов. Наиболее вероятным считается так называемый мультифактори-альный механизм. Это означает, что генный комплекс обеспечи­вает передачу не самой патологии, а предрасположенности к ее развитию и реализуется лишь при наличии неспецифического ма-нифестного (провоцирующего) фактора, который может быть как экзогенным (внешним — травма, инфекция, интоксикация, психо­травма и т.д.), так и эндогенным (возрастной криз, конституцио­нальные особенности и др.). Такая точка зрения очень привлека­тельна уже тем, что лучше других позволяет объяснить большое клиническое многообразие синдрома РДА, особенно если при­нять гипотезу В.П.Эфроимсона, что реализация мультифактори-ального комплекса возможна при наличии хотя бы одного пато­логического гена, а не всего комплекса или определенной его час­ти. Эта же гипотеза позволяет также объяснить, почему популя­ция лиц с аутизмом количественно растет, хотя не самовоспроиз­водится.

    Тонкие генетические механизмы наследования РДА изучены очень слабо.

    Органическое поражение ЦНС рассматривается в связи с этио­логией аутизма более 50 лет. Как показывает опыт, у большинства детей с диагнозом РДА при внимательном исследовании обнару­живаются признаки органического поражения ЦНС, однако их происхождение и квалификация устанавливаются сложно. По­пытки связать РДА с определенной локализацией поражения бы­ли, но для того, чтобы делать определенные выводы, накопленно­го материала пока недостаточно.

    Психогенный фактор рассматривается в США и Западной Ев­ропе в рамках психоаналитического подхода. В отечественной литературе есть указания на то, что психогенный аутизм возмо­жен, но четких характеристик этих форм нет. По нашим представ­лениям, психогенный фактор может:

    а) быть манифестным для любых форм РДА;

    б) вносить вклад в формирование третичных образований РДА (невротические расстройства в связи с пережи­ванием своей несостоятельности) при достаточном уровне интел­лекта и самосознания;

    в) служить причиной вторичной аутизации при сенсорных дефектах и других вариантах депривационного психического развития.

    Признаки и симптомы раннего аутизма

    Они проявляются еще на первом году жизни.

    1. Ребенок очень редко улыбается;
    2. Неадекватно реагирует на малые раздражители (например, свет или незначительный шум могут сильно напугать его);
    3. У ребенка отмечается задержка речи;
    4. Малыш никогда не смотрит в глаза родителям, не фокусирует взгляд на их лицах;
    5. Ребенок вообще не привязан к матери (не плачет при ее уходе и не улыбается при ее появлении);
    6. Ребенок агрессивно настроен к другим детям, не желает играть с ними и общаться;
    7. Ребенок не проявляет интереса к новым игрушкам, предпочитает играть только с одной.
    8. Классификация раннего аутизма

      Характеризуется полной отрешенностью от происходящего. При общении ребенок испытывает крайний дискомфорт. Даже родители не могут добиться от ребенка улыбки или взгляда. Ребенок может даже игнорировать голод и мокрые пеленки. Избегает взглядов глаза в глаза и телесных контактов.

      Характеризуется активным отвержением окружающей среды. Ребенок очень избирателен в своих контактах с внешним миром, общается только с родителями и близкими людьми. Привыкает к одной одежде, к определенной обстановке и еде. Любое отклонение от привычной среды приводит к нервному срыву. Ребенок этой группы наиболее остро испытывает чувство страха, реагируя на него агрессией.

      Характеризуется захваченностью аутистическими интересами. Ребенок стремится укрыться от окружающего мира в каких-либо своих интересах. Эти интересы не носят познавательного характера, они мрачные, устрашающие, агрессивного характера. Ребенок годами разговаривает на одну тему, рисует один и тот же сюжет.

      Характеризуется тем, что ребенку чрезвычайно трудно взаимодействовать с окружающей средой. Это самый легкий вариант аутизма. Ребенок данной группы отличается ранимостью и уязвимостью. Избегает отношений, если чувствует какие-то недомолвки или преграды, и очень зависим от чужого мнения.

      Синдром раннего детского аутизма – это не только проблема детского возраста, но и проблема взрослых, так как аутизм не лечиться и никуда не уходит с годами. Однако ранняя диагностика и коррекция данного явления помогают адаптировать больных аутизмом к окружающей среде и социуму.

      «Ребенком дождя» называют ребенка, который болен аутизмом. Многие родители полагают, что их ребенок не начал разговаривать в три года и не идет на контакт с взрослыми людьми и сверстниками только потому, что он индивидуальность. Поэтому, услышав от врачей диагноз «аутизм», они долго не могут в это поверить. А ребенок-аутист испытывает дискомфорт, живя в мире нормальных людей. Он не может понять ни их чувств, ни эмоций.

      Аутизм у детей является загадочным заболеванием, при котором у каждого пациента имеются свои симптомы. Однако каждому больному аутизмом присущи общие черты, которые и дают снования полагать о наличии этого явления. Признаки и симптомы детского аутизма зависят от возраста. Поэтому выделяют четыре основных группы признаков и симптомов: ранний аутизм (у детей до двух лет), детский аутизм (у детей от двух до одиннадцати лет), подростковый аутизм и аутизм взрослых.

      Возраст — от 2 до 11 лет

      У детей старше двух лет остаются все те симптомы, которые характерны для раннего аутизма (не откликается на свое имя, не смотрит в глаза собеседнику, играет в одиночестве и т.д.), а также к ним присоединяются и другие:

    9. Ребенок не желает принимать участие в беседах, никогда не начинает разговор и вообще не стремится к общению;
    10. Ребенка интересует только один вид деятельности (музыка, рисование, математика);
    11. Может повторять одно и то же слово либо звук постоянно;
    12. Если происходит смена привычной обстановки, ребенок впадает в панику;
    13. Ребенок с трудом приобретает навыки, в школе не может научиться читать и писать.

    Возраст – от 11 лет

    В том возрасте дети, страдающие синдромом аутизма, обычно приобретают простые навыки общения с людьми, однако все равно предпочитают одиночество. Период полового созревания у детей с аутизмом протекает намного сложнее, чем у обычных детей. Они становятся агрессивными, могут находиться в депрессии. Ученые до сих пор не могут установить причины возникновения аутизма у детей. Теорий по этому поводу существует много, однако ни одна из них так и не нашла подтверждения клинически. Большинство ученых считает, что аутизм детский – наследственное заболевание. Однако дети-аутисты рождаются в абсолютно благополучных семьях.

    Ученые выяснили, что чаще всего аутизм поражает первенцев.

    Не исключают, что среди прочих причин, медицинской причиной данного явления является вирусная инфекция (краснуха, корь, ветрянка) матери во время беременности. Она способствует органическим изменениям строения головного мозга ребенка, что в дальнейшем приводит к детскому аутизму.

    Возраст — от 11 до 18 лет

    Подростковые годы – это период максимально активного общения за всю нашу жизнь. Это время, когда дети познают самих себя и взрослеют. Это невероятно «социальное» время, когда то, что вы говорите и как вы себя ведете, имеет большое значение для сверстников. И это — то время, когда подростки-аутисты оказываются в наиболее стрессовых ситуациях за всю свою недолгую жизнь.

    Как и другим подросткам, им требуется помощь, чтобы справиться со своей возрастающей чувственностью. У некоторых людей по достижении подросткового возраста состояние улучшается. У других же проявления болезни могут усиливаться вследствие напряжения и замешательства, связанного с этим непростым жизненным периодом.

    И именно в этом возрасте многие подростки-аутисты осознают, насколько сильно они отличаются от своих сверстников. Они начинают понимать, что у них мало друзей или же их вовсе нет, и что они не ходят на свидания и не планируют свою карьеру. Для некоторых осознание этого становится стимулом к развитию своих коммуникативных навыков и адаптации в обществе, другие еще больше уходят в себя.
    Существуют различные формы аутизма. Многие люди уверены в том, что образ аутиста, созданный Дастином Хоффманом в фильме «Человек дождя», характерен для всех людей, страдающих от этой болезни. Некоторые люди с аутизмом действительно напоминают героя Дастина Хоффмана, но не меньше людей, и, возможно, даже больше, обнаруживают высокофункциональный аутизм. Эту форму явления не всегда можно обнаружить со стороны. Часто, окружающие, незнакомые с больным, даже и подумать не могут о том, что у него аутизм.

    Какова жизнь подростка-аутиста?

    Это сложный вопрос. Прежде всего, это зависит от тяжести болезни. Подростки с высокофункциональной формой аутизма учатся в обычных классах и даже в классах для отличников, участвуют в жизни школы и, несмотря на некоторые трудности в общении, практически не отличаются от своих сверстников. С другой стороны, жизнь подростков с ярко выраженными проявлениями аутизма гораздо сложнее. Многим их них требуется обучение в специальных школах, а также индивидуальный комплекс лечебных мер. Большинство подростков с тяжелой формой аутизма не в состоянии заботиться о себе самостоятельно и удовлетворять основные потребности без посторонней помощи.

    Так как при аутизме возникают сложности с коммуникацией, у большинства детей-аутистов нет возможности узнать, как принято себя вести в обществе. Поэтому этому их нужно обучать. Неспособность вписаться в рамки определенных социальных ситуаций травмирует психику ребенка и приводит его к отказу от участия в таких ситуациях. Это может касаться игр со сверстниками, школы или работы. Воспитание ребенка-аутиста, особенно в случае, если он страдает от тяжелой формы явления, — это трудная задача.

    Проявления аутизма у подростков

    Симптомы аутизма у подростков различаются. Но есть несколько признаков, которые помогают определить, что перед вами подросток-аутист. Это позволяет понять его поведение и вести себя соответственно. Многие подростки с аутизмом предпочитают проводить время в одиночестве и не показывают стремления заводить друзей. Некоторые из них говорят о том, что они ощущают «сенсорную перегрузку». Из-за обостренной чувствительности звуки кажутся громкими и пугающими, а свет кажется чересчур ярким.

    Главным признаком аутизма у подростков является нарушение социального развития. Им сложно взаимодействовать с окружающими, иногда они неправильно считывать социальные сигналы. Часть мозга, отвечающая за распознавание и проявление человеческих эмоций, недостаточно развита, поэтому улыбка или нахмуренные брови для подростка-аутиста не имеют той эмоционального оттенка, как для другого среднестатистического ребенка.

    Формы поведения подростков-аутистов

    Некоторые подростки, страдающие от этого явления, ведут себя очень тихо и отстраненно. Они не понимают, почему важно устанавливать с окружающими зрительный контакт, и не делают этого. Кроме того, им сложно строить речь. Зато они могут общаться с помощью жестов. Другие подростки-аутисты гиперактивны. Они не понимают, как в обществе принято выражать расстройство и разочарование, и могут проявить агрессию и раздражение. Некоторые из них тяжело переносят любые изменения и отрицательно реагируют на отклонения от установленного распорядка.

    Для тяжелых форм болезни характерны одержимость какими-либо объектами или идеями, а также склонность к стереотипным повторяющимся действиям. Во взволнованном состоянии они часто совершают различные движения, такие как взмахи руками или раскачивания тела.

    Проявление понимания по отношению к подросткам-аутистам

    Подростки с аутизмом могут обучиться правилам поведения в обществе. Многие из них прилагают большие усилия, чтобы научиться интерпретировать эмоции и реагировать в соответствии с ситуацией. У таких подростков тоже есть чувства. Сложнее всего научить их выражать эти эмоции таким образом, чтобы окружающие понимали их. Но многие подростки, страдающие от аутизма, развивают в себе умение выражать свои мысли и чувства и справляться со сложными для них ситуациями в течение многих лет. Чем раньше начинается лечение болезни, тем больших успехов в области социального взаимодействия они могут добиться. Очень важно проявлять понимание к подросткам-аутистам, которые ограничены рамками своих возможностей. Также необходимо поощрять их и хвалить за положительные результаты развития. При общении с такими подростками также нужно проявлять терпение и благожелательность.

    Аутизм у взрослых представляет собой расстройство, скорее всего психического состояния, вызывающее резкое снижение уровня социализации и адаптивных способностей. Если детскую патологию такого характера обнаруживают довольно поздно, то у взрослого человека признаки нарушений более чем заметны окружающим.

    Установить факторы, которые провоцируют аутизм, специалистам до сих пор не удается. Расстройство психики у зрелых людей связывают с наличием генных мутаций и патологических изменений, которые часто выявляют у новорожденных. Списывают это на то, что процессы развития болезни были замедлены и начали проявляться только с возрастом.

    Аутизм у взрослых характеризуется такой симптоматикой:

  • безразличное отношение к происходящему вокруг;
  • отсутствие эмоций;
  • равнодушие;
  • замкнутость;
  • нежелание идти на контакт с другими людьми;
  • осуществление общения только с близкими родственниками;
  • сложности в налаживании связи с обществом;
  • снижение способностей к обучению и восприятию информации.

Они практически все время поглощены своими мыслями, выполняют непонятные и однообразные движения, раскладывают предметы и одежду в странном, только им понятном порядке. Аутисты словно имеют какую-то навязчивую идею, которая вызывает равнодушие к окружающему миру и отбивает интерес к жизни. В то же время события и явления, которые не вписываются в привычную картину их обитания, могут вызвать панику, страх, приступ гнева. Аутизм у взрослых может стать причиной крайне неадекватного поведения. В некоторых случаях аутисты могут неосознанно причинить вред близким и незнакомым людям, а также навредить самим себе. Если психическая болезнь протекает в тяжелой форме, то больные неспособны справиться даже с собственными потребностями и не могут обслужить себя (одеться, обуться, поесть, посетить туалет). Такие взрослые аутисты нуждаются в постоянном уходе, который им могут обеспечить близкие родственники или работники специальных медицинских учреждений, если такая форма присутствует, значит кроме аутизма, есть еще и заболевания психосоматического характера.

Аутизм у взрослых — разделение на группы

В зависимости от типа поведения, психосоматически больных людей можно разделить на несколько групп, для которых свойственны такие поведенческие черты:

  • У больных отсутствует какое-либо желание взаимодействия с социумом. Это свидетельствует о крайне сложной форме патологии, которую практически невозможно излечить.
  • Общение с окружающими осуществляется необычным способом, который понятен только самим больным. Все новое и необычное аутисты воспринимают критично. Выполняют однообразные движения, раскачиваются в стороны, размахивают руками. У них наблюдается отсутствие аппетита, потребности поспать, погулять на свежем воздухе. Физическая активность значительно снижена. Лечение может дать результаты, но существенное улучшение случается редко.
  • В поведении взрослых аутистов преобладает эгоизм. Такие люди могут идти на контакт с другими, но вовсе не считаются с их мнением и чувствами. С неохотой отрываются от своих странных, привычных им занятий. Психосоматически нездоровые взрослые могут позаботиться о себе, но дается им это с большим трудом. У взрослых аутистов с такими признаками часто выявляют особенные навыки и способности, развивая которые, можно уменьшить выраженность признаков болезни.
  • В данном случае психическое расстройство протекает практически бессимптомно. Аутизм у взрослых этой группы проявляется в сильной обидчивости по любому поводу и без, предельном послушании близких людей и полной зависимости от них. Такие аутисты не могут самостоятельно принять решение даже в самой обычной бытовой ситуации. Они руководствуются правилами и инструкциями, которые им навязывают родители и другие члены семьи.
  • Больным свойственны свои странности, которые могут выражаться в определенных талантливых качествах. Не редко аутизм легкой формы влияет на развитие их способностей к точным наукам, рисованию, написанию книг, музыке.
  • www.b17.ru