Гениальность при аутизме

Содержание:

Болезнь аутизм – приговор или дорога к гениальности?

Все больше в мире появляется деток-аутистов. Официальная медицина разводит руками и предлагает лечение таблетками, нетрадиционные методы пестрят разнообразием и формами. Но факт остается фактом, хотя ученые активно работают над этой проблемой, до сих пор никто не знает, как лечить болезнь аутизм эффективно.

Что такое болезнь аутизм?

Откуда это у детей? Генетическое отклонение? Результат некачественных прививок? Проблема общей экологии? Последствие травмы мозга? Никто не дает вразумительного ответа на эти вопросы. Более того, специалисты сходятся на мысли, что предвидеть возникновение и излечивание болезни аутизма практически невозможно. Одни детки и без лекарств со временем поправляются, другие – остаются аутистами на всю жизнь. По всему миру появляется все больше специализированных заведений для детей-аутистов, но и они бессильны в борьбе с этой болезнью. Никто не дает прогнозов, никто не отвечает вразумительно на вопрос «откуда болезнь аутизм взялась у ребенка?» К изучению этого вопроса активно подключились психологи.

Системно-векторная психология делает в этом направлении удивительные открытия, отмечая тенденции и факты, никем до этого момента не отмеченные и требующие внимания специалистов медицины. Многие дети из группы риска могут избежать этого страшного диагноза, если в их отношении будут использованы рекомендации системно-векторной психологии.

Внимание! Данная статья написана для мам и пап деток-аутистов. Для тех, кто хочет найти прежде всего ответ на вопрос: «Почему мой ребенок заболел аутизмом?» и «Как я могу помочь ему, как мне облегчить его страдания?». В этой статье нет множества медицинских терминов и неясностей, в ней нет никаких кивков в сторону генов родителей или их неправедной жизни. В тоже время эта статья написана на научной основе и со здравым смыслом. Если Вы любите своего ребенка-аутиста и очень тщательно наблюдаете за ним, то наверняка узнаете в рассказе, приведенном ниже, свое чадо. В статье описывается природа ребенка, больного аутизмом, его мыслей и желаний, а это и есть ключ к тому, как ему выздороветь.

Каждый больной аутизмом – заданный от природы гений

Иногда на землю приходят необыкновенные детки. Уже при рождении, они отличаются от других, – они тихие и задумчивые. Не любят кричать, не любят шумные компании, не любят много людей. Любят одиночество, задумчивость и задавать вопросы, которые начинаются на «Почему?»

В потенциале они — гении. Когда-то такими пришли в этот мир Моцарт и Бах, Эйнштейн и Сахаров, Пушкин и Гёте, и тысячи других, чьи имена сегодня высечены на камнях истории. Они рождаются для того, чтобы сделать открытие, придумать что-то новое, внедрить в мир что-то необычное, перевести всё человечество на новый этап развития.

Если Вы просто для интереса прочитаете автобиографические книги одного или всех перечисленных гениев, то заметите между ними одно сходство. Все они говорят о том, что их гений не подвластен им. Гениальные стихи, удивительная музыка, открытия в физике и математике — всё это приходит людям в голову внезапно. Все, что требуется от них – это побыстрее схватить ручку и быстро записать свои мысли, зафиксировать их.

Как же гении слышат свои гениальные мысли? Для этого им при рождении дается очень тонкий слух. Многие из таких людей вполне могут быть гениальными композиторами и музыкантами. Так, Эйнштейн, например, играл на скрипке, хотя наибольшую реализацию проявил в области квантовой физики. Им задан не только тонкий слух, но и так называемый абстрактный интеллект. Они не обязательно будут использовать свой слух для сочинения музыки или музыцирования, они могут слагать стихи, совершать открытия в физике – все это имеет один и тот же корень, все эти мысли приходят через один и тот же орган – через ухо.

Итак, у всех наших «гениев» очень тонкий слух и очень нежные ушки. Пока он — маленький ребенок, это единственное его преимущество. И задача родителя – обеспечить максимально спокойную среду для своего малыша. Со временем, если ребенок растет в тихой среде, он научается использовать свой слух. Маленькие ушные локаторы такого человечка перед сном улавливают все-все шорохи вокруг, слушая колыбельную песню мамы, он также дифференцирует вокруг и другие звуки: тихий шорох листьев деревьев и песню сверчка за открытым окном, звук капающей воды в ванной, шорох мышки на чердаке. Его ушки совершенствуются и совершенствуются, в них все больше развивается умение сосредотачиваться на внешних звуках.

Взрослея и развиваясь, прислушиваясь к себе, углубляясь в свои мысли, постепенно человек растит в себе свой звуковой гений. Его интересует наука и музыка, в голову приходят новые вопросы, а значит и желание найти на них ответ. Чем лучше (читай: тише) создана для него внешняя среда, тем раньше эти природные способности проявятся в человеке. Уже в маленьком возрасте он может хотеть изучать иностранные языки, он стремится познать мир, смотрит на него под другим углом. Ему дана способность мыслить абстрактно, неудивительно, что он тянется к знаниям и ищет в них ответы, которых, возможно, пока еще нет. И, когда-нибудь, сидя тихой ночью, сосредотачиваясь на внешних дальних звуках, уже взрослый звуковичок решит какую-нибудь супер-важную нерешаемую задачу или извлечет из недр своего мозга какое-то совершенно новое и удивительно изобретение.

Итак, слуховой аппарат является главным органом звукового человека для взаимосвязи с внешним миром. К сожалению, у этого органа есть недостаток – он слишком чувствительный и нежный. Даже средние по тембру звучания звуки неприятны такому малышу, а громкие — приводят его к невероятным страданиям, к психической боли, которая на порядок выше любой физической. Постоянный крик или любой сильный шум для такого ребенка сравним с изуверской пыткой, которую практиковали в инквизиции.

Что делать маленькому звуковичку, если он постоянно подвергается такому издевательству? Человеческий организм, можно сказать, идеален по функциональности и имеет большой запас выживаемости. Например, если человеку слишком больно физически, его сознание просто отключается, и он падает в обморок. Однако если человеку невыносимо больно, то он умирает. Человек слаб и не создан для того, чтобы долго страдать от боли. Так же и маленький гений, имея очень нежный слух, имеет и возможность избежать боли, которую он испытывает от громких криков или резких звуков. Каким образом он это делает? Нет, он не падает в обморок и не умирает. Испытывая сильную слуховую боль, он уходит в себя. Он не глохнет, слух у него как бы работает нормально, но очень избирательно. То есть он научается отключать внешние звуки, как мы выключаем, например, звук у телевизора. Сначала в редких случаях, потом – на все время. Это и есть по сути болезнь аутизм.

Если хотите понять, как видит мир ребенок-аутист, включите телевизор с каким-нибудь мультиком. Подойдет советский «Ну, погоди!» или диснеевский «Том и Джери». Выключите звук и упорно смотрите на экран. Вот именно так видит мир наш маленький аутист. Как мультфильм без звука. Весь мир, включая маму и папу, — это плоский мультфильм, который не чувствуется, как настоящая жизнь, не ощущается по-человечески.

Посмотрев с этой стороны на ребенка, больного аутизмом, можно понять многие проявления его болезни. Например, больные аутизмом часто цикляться на одном действии и оно становится для них навязчивым. Не потому, что у них недостаточно разума для этого, а потому что они слишком оторваны от действительности нашего мира. Это постоянное действие, как связующее звено с этим миром. Им необходимо тяжёлое одеяло ночью, потому, что оно помогает им ощутить собственное тело. Или другой пример, когда аутисту больно, он начинает слишком громко кричать, совершенно не сопоставляя силу своего голоса с окружающей действительностью. Кстати, не так ли мы, взрослые, ведём себя с детьми, когда кричим? Для всех детей это неприятно, но для звуковика может оказаться фатально.

Причины болезни аутизм

Болезнь аутизм – это последствия сильнейшей травмы нежного слухового аппарата звукового ребенка. Получить такую травму ребенок может в разное время. Возможно еще во внутриутробном периоде, например, если мама во время беременности посещала дискотеки, создавая тем самым нереальную для будущего звуковика звуковую нагрузку. Или позже, но, как правило, всегда в раннем детстве, то есть тогда, когда у ребенка не было никакой возможности закрыть уши физически, и пришлось закрыть их с помощью «избирательного контакта». Постоянные ссоры родителей на повышенных тонах, слишком громкая музыка, навязчивые шумы и крики, визг тормозов автомобилей и завывание спортивных мотоциклов на улицах – это все, предложенное вниманию ребенка в количестве, большем чем он может адаптировать на конкретном этапе своего развития, может привести к болезни аутизм, которая проявится в определенный момент.

Стандарты и заблуждения о болезни аутизм

Сегодня общество стандартизировано. У нас у всех есть представление, как должен выглядеть человек, чтобы соответствовать нормам. У врачей есть даже специальные таблицы, по которым они проверяют человека на «нормальность». К сожалению, в погоне за стандартом они часто забывают, что гении не просто нестандартны, а супер-нестандартны. И если со всеми остальными детьми можно разговаривать очень громко, то для звуковых деток это правило — смерти подобно. Испытание их нежного слуха постоянными громкими звуками может привести к болезни аутизм.

Маленькому звуковому гению необходимо создать все условия для развития его слухового аппарата. Это максимально тихая обстановка, исключение громких, пугающих звуков, никаких криков ни на ребенка, ни вообще в доме. Единственная музыка, которая должна звучать в доме – только тихая, чтобы ребенок прислушивался к ней, и желательно только классическая. Яркий свет не будет приятен, поэтому лучше приглушить его в детской.

При разработке методик для лечения больных аутизмом звуковых детей специалисты должны учитывать эти физико-психологические особенности, особую чувствительность слухового аппарата звуковика и причины, по которым ребенок закрывается от внешнего мира.

Болезнь аутизм, а также более мягкие признаки и симптомы, относимые к расстройствам аутистического спектра, часто излечимы во многих проявлениях, если вовремя принять меры и хотя бы не усугублять тяжелые состояния ребенка неверными действиями.

Лучше понять природу звуковой гениальности, и одновременно с этим уязвимости, можно на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

100k.net.ua

Аутизм — болезнь гениальных людей

Иван не любит изменений в своей жизни — всегда ест из одной и той же тарелки, ходит гулять в одно и то же место, не любит гостей, не любит, когда папа или мама куда-то уходят — протестует и требует вернуться. Впадает в истерики, если дома переставляют мебель, покупают что-то новое.

Иван с детства страдает аутизмом. Что же означает этот термин?

Термин «аутизм» ввел в науку швейцарский психиатр Эйген Блейлер в 1910 году. В основе этого слова лежит греческое «αὐτός», что в переводе означает «сам». Этим понятием психиатр обозначил «аутистический уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость».

Вкратце аутизм характеризуется недостатком взаимодействия с социумом, ограниченными интересами и стереотипными движениями.
От чего возникает аутизм?

Ученые еще не пришли к единому мнению на этот счет. Одни считают, что возникновение аутизма обусловлено генной мутацией, другие — сбоем в развитии эмбриона в период с 20 по 40 день беременности. Такой сбой, по мнению ученых, происходит из-за вредных привычек беременных женщин.
Как развивается аутизм?

Такое заболевание дает о себе знать в первые три года развития ребенка. Дети долго не разговаривают, не обращают внимания на окружающих, не смотрят в глаза. У них могут быть трудности с развитием моторных навыков — ковыляющая походка, манера держать руки необычным способом, может быть нарушена координация движений. Они не замечают эмоций окружающих, им трудно выражать свои эмоции.

Если вовремя заметить болезнь и начать лечение, во взрослом возрасте таким людям будет легче взаимодействовать с окружающим миром.

Исследованиям британских ученых показали, что аутизм в той или иной мере встречается у каждого сотого взрослого человека.

Классификация взрослого аутизма

Аутизм у взрослых: жизненные трудности

В первую группу входят практические неизлечимые больные. Они не взаимодействуют с окружающим миром, живут в своем мире, доступ к которому закрыт для всех. Не умеют говорить. Уровень их интеллектуального развития — низкий. Они не умеют себя обслуживать, им постоянно требуется посторонняя помощь и внимание. Их никогда нельзя оставлять одних.

Ко второй группе относятся замкнутые больные. Они умеют разговаривать (но есть проблемы с речью) и могут общаться с окружающими на строго определенные темы. Содержание их разговора может казаться обычным людям абсурдным и нелогичным, «как будто из мира фантастики», и пр.

Такие люди могут часами сидеть за любимым делом, забывая о еде, сне и естественных надобностях. Они не любят новшеств, активно, иногда агрессивно, протестуют против любых изменений (например, родители меняют обои). Их движения монотонны и однообразны.

В третью группу попадают больные, обладающие определенными навыками и способностями. Они не принимают взгляды общества. Могут контактировать с окружающим, но ни на кого не обращают внимания.

К четвертой группе относятся люди, которых трудно выделить из обычной массы. Они умны, но несамостоятельны, не могут принимать решения, пасуют перед проблемами, чрезмерно обидчивы. Послушны, следуют правилам. Выделить таких аутистов среди обычных людей может только психиатр.

К пятой группе относятся люди, чей интеллект имеет уровень выше среднего и высокий. Ученые считают, что аутизм с высоким интеллектом ведет к гениальности. Среди них много талантливых людей. Такие аутисты отлично себя реализуют в математике, физике, программировании, писательской деятельности.

Кто из знаменитостей страдал аутизмом?

Аутизм и знаменитости

Считается, что многие ученые в той или иной мере страдали аутизмом. Например, Альберт Эйнштейн был одиноким ребенком, долго не разговаривал, устраивал истерики на любые изменения, до семи лет бездумно повторял произнесенные другими предложения (кстати, эхолалия — неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи — один из симптомов аутизма).

Исаак Ньютон настолько был поглощен любимым занятием, что забывал о еде и сне. Был практически равнодушен к своим немногочисленным друзьям, а иногда и даже нетерпим к ним. Он так любил свою науку, что если никто из студентов не приходил к нему на занятия, читал лекции перед пустой аудиторией.
Другие характеристики аутистов

Им трудно усвоить несловесные навыки социального взаимодействия. Например, жесты и мимику обычные дети могут понимать и повторять уже в младшем возрасте, тогда как аутисты не могут усвоить невербалику. Они не смотрят человеку в глаза или смотрят на человека как на неодушевленный предмет. Им трудно разделить с собеседником радость, горе и другие чувства, из-за чего они кажутся сторонним людям холодными и бесчувственными.
Они отличаются ограниченными наборами интересов.
Настойчиво следуют конкретным, непрактичным ритуалам (например, при поездке в машине обязательно просят проезжать через один и тот же фонтан, даже если он не по пути).
Аутисты отличаются стереотипностью движений (вертят пальцем, ладонью, хлопают ладонью о стол, совершают бесцельные странные движения телом).
У них наблюдается задержка познавательного развития, могут отсутствовать навыки самообслуживания.

Жизненные трудности больных аутизмом

Для аутистов со средним интеллектом и интеллектом выше среднего характерны такие качества как эгоцентризм (центрированность на себе) с небольшим или полным нежеланием общаться со сверстниками. Таким образом, они могут легко выпасть из коллектива, стать изгоями. Могут выбрать себе для общения одного-двух человек, о которых они высокого мнения

Из-за недоразвитых речевых навыков, неумения воспринимать конфликты и по достоинству отвечать на плохое обращение больные аутизмом часто становятся жертвами задир и обидчиков — как в подростковом, так и во взрослом возрасте.

Аутисты отличаются социальной наивностью, правдивостью, испытывают чувство неловкости при замечаниях. Поэтому такими людьми многие нагло «пользуются» себе во благо.

Поскольку страдающим болезнью Блэйлера трудно учить социальные нормы, они могут ненароком оскорбить другого, чем еще больше отталкивают от себя членов коллектива.

Больные не распознают «язык жестов», не умеют читать «между строк», поэтому плохо понимают окружающих или понимают буквально, например, услышав фразу «Звони в любое время», могут позвонить в 3 часа ночи. По этой же причине не понимают или трудно понимают юмор.

Аутисты не чувствуют телесных границ, могут нависать над собеседником, вызывая у того раздражение.

В своих увлечениях больные аутизмом могут быть очень талантливыми и обладать ценными знаниями. Из-за неумения общаться, правильно подать себя, из-за неумения преподнести ценную информацию оказываются непризнанными, «зарывая свой талант в землю».

Многие аутисты с хорошим интеллектом стремятся завести романтические отношения, но натыкаются на недостаток социальных знаний. Они могут видеть, что все вокруг говорят о любви, но не понимают, что сами должны ощутить, как выглядит это чувство? Им не с чем его сравнить, так как у большинства отсутствует привязанность к другим людям.

Не понимают жестов, которые сопутствуют романтике. Поцелуи их не интересуют, так как они как не видят в этом пользы. Объятия они воспринимают как непонятную попытку ограничить движение. Они могут испытывать сексуальные чувства, но поскольку у аутистов мало друзей, им не с кем обсудить свои желания, неоткуда получить информацию.

Поэтому часто в ситуации ухаживания они берут свои знания из кинофильмов. Мужчины-аутисты любят действовать как напыщенные мачо или театральные сердцееды, а насмотревшись порнофильмов, могут действовать как насильники. Девушки-аутистки берут свои знания из мыльных опер, не представляя, что такое поведение не соответствует современной жизни. В связи с чем они становятся жертвами насилия.

Как помочь взрослым аутистам?

Если у аутиста тяжелая форма заболевания, близким людям следует обеспечить попечение и врачебный уход за больным в течение всей жизни. Также нужно выбрать программу, по которой будет заниматься больной.

Аутисты с более легкой степенью заболевания нуждаются в коррекционных занятиях, на которых с помощью интеллекта они могут обучиться социальным нормам — например, здороваться при встрече, кивать головой при согласии, научиться выражать свои чувства, спрашивать собеседника о его чувствах, не пугаться посторонних людей. А поскольку многие аутисты могут работать, их обучают навыкам общения в рабочем коллективе.

При лечении используют поведенческую психотерапию, гомеопатию и диеты.

www.terrawoman.ua

Гениальность при аутизме

Гениев среди аутистов в тысячи раз больше, чем среди нормальных людей

Путь человечеству по дороге прогресса пробивают отдельные люди. Человечество не безлико на своем пути — у первопроходцев есть имена. Их достижения, их мужество в познании неведомого столь велики, что они известны и спустя столетия после смерти. Всех их — полководцев и императоров времен раннего христианства, художников и писателей раннего средневековья, естествоиспытателей XVIII-XIX веков, общественных деятелей 20-го века — называют одним словом — гении. Выдающиеся люди были всегда, и когда перед человечеством вставали проблемы, когда казалось, что наука, или искусство, или общественная жизнь зашли в тупик — появлялся человек, который был способен принять вызов судьбы за все человечество. Часто люди осознавали это только много лет спустя.

Мало того, современники считали выдающихся людей изрядными чудаками. Многие опыты Леонардо Да Винчи при его жизни считались сомнительными и опасными, Ван Гог закончил жизнь в сумасшедшем доме, физики конца XIX века породили массу анекдотов про чудаковатых ученых, которые варят карманные часы вместо яйца. И часто такое мнение было вполне обоснованным. Агата Кристи научилась писать, когда ей было за 30, известный математик Котельников, на теореме которого основана современная цифровая техника, ослеп в 12 лет, даже Пушкина современники считали весьма эксцентричным. По современным понятиям, место таких людей — в закрытых интернатах для инвалидов. В чем причина такого несоответствия между выдающимися способностями в профессиональной деятельности с одной стороны, и полной неприспособленностью к повседневной жизни — с другой? Отчасти ответ на этот вопрос дают исследования американских ученых, которые выделили так называемый «ген гениальности». Он обнаруживается у людей, достигших определенных успехов в различных областях деятельности, и, как правило, сопровождается «геном шизофрении». Термины взяты в кавычки, так как исследования не признаны всеми учеными.

То, что отклонения в психическом развитии от общепринятых норм часто сопровождаются выдающимися способностями в определенных областях, как правило, либо в искусстве, либо в точных науках, известно давно. Так, по результатам исследований западных ученых, процент гениев (то есть людей, способности которых существенно выше средних) среди людей с диагнозом «аутизм» достигает 20%. В то время как среди так называемых «нормальных» людей он не превышает 0,001%. Исследований отечественных ученых практически нет, так как до самого последнего времени дети с особенностями поведения (в частности, с диагнозом «аутизм») в раннем возрасте изолировались в специнтернатах с пожизненным содержанием.

В советские времена существовала закрытая инструкция Минздрава СССР, запрещавшая выдачу родителям новорожденных с явными отклонениями. На родителей оказывалось давление с тем, чтобы они подписали документы об отказе от ребенка, либо просто сообщали, что ребенок умер при родах. Если же родителям удавалось отстоять своего ребенка, то он все равно был лишен образования, специальной медицинской помощи, и в результате после смерти родителей все равно оказывался в закрытом спецучреждении.

В западных странах права людей с особенностями развития планомерно отстаиваются с конца 50-х годов. В результате разработаны методики обучения людей с особенностями, осуществляются программы социальной адаптации таких людей, формируется общественное мнение терпимости и помощи таким людям. В качестве примера можно привести фильмы «Человек дождя» с Дастином Хоффманом и «Меркурий в опасности» с Брюсом Уиллисом, где герои имеют диагноз «аутизм». По неофициальным сведениям, в корпорации Microsoft, главой которой является богатейший человек мира Билл Гейтс, 20% программистов — аутисты. А у нас, например, до 30% подростков, содержащихся в Куровском специнтернате, помещены туда в результате ошибки диагноза.

Но возникает вопрос — а стоит ли тратить годы и годы. Обучая, например, аутиста по специальным программам, не проще ли поместить его в закрытое учреждение, где он будет вести растительное существование, а все усилия направить на воспитание «нормальных» детей, глядишь, станет меньше преступников и безработных. Взглянем на этот вопрос с точки зрения общества. Что лучше — чудак, прославивший в веках страну гениальными стихами или же столь же гениальными, но непонятными математическими теориями, известными только среди специалистов, или же десяток неудачников, живущих на нищенскую зарплату по принципу «Где бы ни работать, лишь бы не работать», но зато не требующих пенсии или пособия по безработице!?

Произведем несложное вычисление. Котенок годовалого возраста вполне самостоятелен и жизнеспособен, а средняя продолжительность жизни кошки — 12 лет. Таким образом, на воспитание полноценной особи уходит 8% продолжительности жизни. С человеком дела обстоят хуже — самостоятельную жизнь человек начинает в среднем в 20 лет при средней продолжительности жизни в России 60 лет, то есть на воспитание полноценной особи уходит больше 30″ о жизни. Не правда ли, у кошек получается лучше? Объясняется все очень просто — современная жизнь (человеческая) настолько сложна, что на подготовку к ней требуется значительное время. В XVIII веке был распространен детский труд, когда на фабрики шли работать 12-летние. Сейчас проблема детского труда решилась сама собой — на какую работу возьмут 15-летнего пацана? Он же ничего не умеет делать! Так что ничего страшного, если человек учится до 30 лет, если он будет выполнять такую работу, которую 30 лет назад и представить никто не мог.

Поэтому вполне объяснимо, что на Западе очень популярно усыновление российских детей с психическими отклонениями. Это у нас ребенок с синдромом Дауна редко доживает до 15 лет, а на Западе, например в Англии, такие дети в 18 лет получают водительские права. Верхом удачи считается усыновление ребенка-аутиста. По слухам, в Европе идет целая «охота» на детей с ранним детским аутизмом — многим европейцам хочется воспитывать потенциального гения. А у нас добрые айболиты из психдиспансеров говорят родителям: «Избавьтесь от него и родите себе здорового». На Западе охотно усыновят российского ребенка-аутиста, так как в силу своих особенностей за несколько лет он не успевает затвердить догмы советской педагогики, и обучение по специальной методике идет как бы с чистого листа и дает быстрый результат, а психическая травма, нанесенная предательством родителей, быстро лечится любовью приемных пап и мам.

Таким образом, если несколько лет назад, говоря об утечке мозгов, имели в виду отъезд за границу квалифицированных кадров, то теперь утечка мозгов идет в чистом виде, без приложения сомнительных достижений советской педагогики. Необходимо немедленно изменить такой подход к людям, и особенно к детям с особенностями развития, который напоминает поведение собаки на сене: «Самому не нужно, но другим не отдам». В Германии 30-х людей с психическими отклонениями отправляли в концлагеря, а через 10 лет страна лежала в руинах, и живые завидовали мертвым. Не ждет ли такое же будущее нас, если мы не станем добрее и благоразумнее.

semjadom.ru

От Дарвина до Хопкинса. Как аутизм и синдром Аспергера влияют на звезд науки и искусства

Полотна с банками супа «Кэмпбелл» Энди Уорхола иногда ошибочно считают иронией над популярной культурой. В интервью журналу Time он говорил: «Я просто пишу вещи, которые всегда считал красивыми, вещи, которыми вы пользуетесь каждый день и о которых никогда не думаете». Возможно, любовь ко всему повторяющемуся и стереотипному, как и его социальная неуклюжесть, были проявлением аутизма. Современные психологи всё чаще говорят о взаимосвязях между аутизмом и креативностью, опровергая стереотипы об пассивности, отсутствии воображения и бесчувственности аутистов.

Аутизм как способ жить и парадигма нейроразнообразия

Диагноз «аутизм» в массовом сознании по-прежнему остается клеймом наподобие психопатии или умственной отсталости. При этом люди с аутизмом могут прекрасно адаптироваться к жизни в обществе, добиться успехов в профессии и плодотворно заниматься творческой деятельностью. Обычно в таких случаях говорят о высокофункциональном аутизме или синдроме Аспергера. Но с точки зрения современной мировой медицины правильнее пользоваться общим ярлыком — расстройство аутистического спектра (РАС), куда относятся и относительно легкие, и более тяжелые формы аутизма. Разница между ними не так уж велика. Глубокий неречевой аутист при правильной диагностике и своевременной поддержке может стать «высокофункциональным» профессором и научной знаменитостью (как это произошло с Тэмпл Грандин), а также музыкантом, художником или актером.

Аутизм считается «детским» диагнозом, в то время как синдром Аспергера часто диагностируют в зрелом возрасте. Певица Сьюзан Бойл получила его, когда ей исполнилось 48, а Энтони Хопкинс — почти на пороге 80-летия.

Другие творческие люди с подтвержденным синдромом Аспергера — музыкант Дэвид Бирн из Talking Heads и актриса Дэрил Ханна. Некоторые обнаруживают признаки аутизма в поведении Билла Гейтса, Вуди Аллена, Тима Бёртона и других знаменитостей, хотя официального диагноза никто из них не имеет — или не готов его обнародовать.

David Barth, Apes

Еще в 2001 году Стив Сильберман, один из главных авторов, пишущих на эту тему, называл аутизм «синдромом гика».

Многие сотрудники Microsoft и других корпораций Кремниевой долины являются диагностированными аутистами. Любовь к алгоритмам и развитое абстрактное мышление — одни из типичных характеристик РАС.

В некоторых случаях аутистические черты могут способствовать успехам в сфере научного и художественного творчества. Разброс талантов среди аутистов почти так же широк, как и среди «нейротипиков» (людей, соответствующих относительной психической норме), и отнюдь не ограничивается компьютерным программированием.

В 2004 году психиатр Майкл Фитцджеральд из дублинского Тринити-колледжа опубликовал книгу «Аутизм и творчество», в которой ретроспективно диагностировал высокофункциональную форму аутизма у Исаака Ньютона, Чарлза Дарвина, Льюиса Кэрролла, Альберта Эйнштейна, Микеланджело, Людвига Витгенштейна и ряда политических деятелей.

Sam Goldstein

Многие считают аутизм современным заболеванием и называют вспышку его распространения «пандемией XXI века». Скорее всего, верно другое: аутисты были среди нас всегда. Просто мы лишь совсем недавно научились это понимать.

Проявления РАС сильно зависят от психических особенностей конкретного человека. Аутизм как бы накладывается на личностные черты и одновременно становится их важной частью. Большинство аутистов не похожи на «человека дождя» из одноименного фильма с Дастином Хоффманом. Они не высчитают корень из трех за одну секунду, не обладают фотографической памятью или какими-то другими экстраординарными способностями (хотя савантов больше всего именно среди аутистов). Но это и не безвольные, замкнутые существа, которые бьются головой о стену и не могут жить без постоянной помощи и надзора.

Это такие же разные люди, как мы, «нейротипики». Но в то же время они видят мир под совершенно другим углом.

Поскольку от аутизма нельзя вылечиться или умереть, его правильнее считать не болезнью, а неврологической особенностью, которая требует скорее принятия и коррекции, чем излечения. Аутизм — это особый способ человеческого существования, вызванный аномалиями в функционировании мозга и нервной системы. Такой подход к пониманию аутизма называют парадигмой нейроразнообразия. В западных странах он постепенно вытесняет парадигму патологии, согласно которой аутистов нужно изолировать и лечить. Некоторые из особенностей аутизма могут быть крайне неприятными и болезненными и для самого человека с аутизмом, и для его близких. Но эти же особенности при благоприятных условиях могут оказаться ценными для интеллектуальной и творческой работы.

Многие аутисты обладают высокой сенсорной чувствительностью и логико-математическими способностями, развитой памятью и невероятным умением концентрироваться на своем занятии. В 2015 году исследователи из Стерлингского университета в серии экспериментов обнаружили взаимосвязь между аутизмом и высокой креативностью. По сравнению с нейротипичными людьми аутисты смогли придумать меньше способов применения предметов и решения задач. Но их способы оказались более креативными и необычными. Это значит, что у большинства аутистов хуже развито так называемое дивергентное мышление, но зато они мыслят более оригинально и, по всей видимости, могут лучше сосредоточиться на задании.

Iris Grace, Rainding Cats

Социальные игры, на которые мы тратим большую часть своего времени, большинству аутистов просто неинтересны. Поэтому они могут отдаваться своим увлечениям — какими бы странными они ни были — и гораздо меньше заботятся о мнении окружающих.

Многие аутисты показывают низкие результаты в тестах на IQ и испытывают трудности в школьном обучении. Это верно даже для таких признанных гениев, как Эйнштейн, который научился читать и писать позже своих сверстников. Но многие проблемы аутистов связаны не с их низкими ментальными способностями, а с недостатками учебных методик, негативным общественным отношением и элементарным отсутствием понимания. Чем больше мы узнаем об аутизме, тем больше оснований снять с аутичных людей клеймо недоразвитости и остановить их дискриминацию.

Что такое аутизм

Согласно международной классификации психических расстройств DSM-5, расстройство аутистического спектра определяется двумя основными характеристиками:

  • Трудности в социальной коммуникации. Трудности с установлением зрительного контакта, аномалии в жестах и языке тела (стимминг), отсутствие интереса к эмоциональной жизни других людей, неумение распознавать и выражать эмоции, неумение поддерживать близкие отношения.
  • Ограниченность, повторяемость в поведении, деятельности и интересах. Стереотипные жесты, монотонная речь, жесткое следование определенным правилам и ритуалам, узкие и фиксированные интересы, высокая перцептивная чувствительность, которая может приводить к сенсорной перегрузке — особенно среди незнакомых людей и в новом окружении.

Существует множество теорий, но причины возникновения аутизма нам до сих пор неизвестны.

У двух разных людей аутизм может проявляться совершенно по-разному. Поскольку это неврологическое отличие, а не совокупность конкретных поведенческих признаков, проявления аутизма сильно зависят от других особенностей психики человека и — в немалой степени — от его социального окружения.

Исаак Ньютон, который был патологически неспособен поддерживать светскую беседу и целиком посвящал себя научным изысканиям, возможно, демонстрировал те же признаки аутизма, что и человек, коллекционирующий изображения флюгеров или наизусть знающий транспортное расписание своего города.

В одном случае мы называем это гениальностью, в другом — «узостью интересов» и «ригидностью поведения». Разница в том, что открытия Ньютона оказались ценными и полезными для всего общества. В мире транспортных расписаний, возможно, есть свои Ньютоны и Эйнштейны, но об их существовании мы просто не никогда не узнаем.

David Barth, Vogels («Birds» in Dutch), 2008 (at age 10)

Искусство в «спектре»

Стивен Уилтшир с фотографической точностью рисует на бумаге архитектурные пейзажи. Сегодня он — один из самых известных в мире художников-аутистов. В книге «Антрополог на Марсе» Оливер Сакс одним из первых описал его творчество, сравнивая картины Уилтшира с работами других художников с РАС:

«Джесси Парк, художница, страдавшая аутизмом, рисовала лишь природные аномалии и звездное небо. Шиохиро Ямамура, тоже аутичный художник, рисовал одних насекомых, а Джонни, также художник, страдавший тем же недугом, по свидетельству наблюдавшей за ним психолога Миры Ротенберг, одно время отдавал предпочтение электрическим лампам, а если рисовал что-то другое, животных или людей, то умудрялся составлять их фигуры из тех же электрических ламп».

Для творчества многих художников-аутистов характерна одна черта: они создают свои картины от отдельных фрагментов и частей, будто кладут кирпичи.

Это качество, по-видимому, зависит от степени проявления аутизма — для некоторых других художников с РАС оно вовсе нехарактерно. Американская художница Кэти Миллер, к примеру, рисует необычные гиперреалистические портреты и пейзажи с яркими цветами и необычной перспективой. Диагноз «аутизм» ей поставили в 19 лет. В интервью для журнала Marie Claire она говорит, что именно аутизм помог ей полностью сосредоточится на работе и определил многие характерные черты ее произведений.

Для многих аутистов творчество — важнейший способ коммуникации с внешним миром. Художница из Нью-Йорка Николь Аппель рисует для близких людей портреты их личности в виде предметных композиций. Своему молодому человеку, который увлекается бейсболом, она подарила картину с детализированными изображениями бейсболистов и игровых событий. Студия, в которой она работает, находится прямо в сердце Манхэттена. Это центр Pure Vision Arts, предназначенный для людей с аутизмом и другими ментальными особенностями. Центр также организует выставки работ аутичных художников и продажи их работ.

В России тоже существуют похожие организации, хотя появились они всего несколько лет назад. Художественные мастерские — немаловажная часть первого в России центра социальной абилитации аутистов «Антон тут рядом».

В Москве и Санкт-Петербурге уже прошло несколько выставок картин аутистов.

Nicole Appel, Oysters and Teddy Bears

Дерек Паравичини страдает не только от аутизма, но и от глубокой умственной отсталости. Это не мешает слушателям и критикам называть его одним из самых талантливых джазовых музыкантов современности.

Кстати, Моцарт по сегодняшним критериям диагностики наверняка тоже оказался бы в аутистическом спектре. Он обладал очень чувствительным слухом и повышенной возбудимостью, делал непроизвольные движения руками и ногами и не умел поддерживать светские беседы. Его письма свидетельствуют о том, что у него была эхолалия — повторение слов и выражений собеседника, характерное для аутистов. Музыкальная одаренность вообще свойственна многим людей в «спектре». В музыке, как и в математике, можно удовлетворить стремление аутиста к гармонии, порядку и повторяемости.

В науке и философии можно найти еще больше недиагностированных аутистов, чем в художественном творчестве.

Судя по всему, высокофункциональным аутистом был Витгенштейн. На это указывает его ранняя дислексия, одержимость речью, неумеренный перфекционизм, неумение лгать и абсолютное пренебрежение социальными конвенциями.

Многим людям с синдромом Аспергера должно быть понятно стремление Витгенштейна разработать идеальный язык, свободный от двусмысленностей и загадок, которое он реализовал в «Логико-философском трактате».

Сконцентрированность на одной теме, граничащая с одержимостью — важнейшая характеристика как гения, так и аутиста. Эта черта была очень заметна у некоторых ученых, которые редко могут думать о чем-то другом, кроме своей работы. Сюда же относится и любовь к порядку и систематизации. Между мышлением ученого и аутиста есть много общих характеристик. Возможно, легкий аутизм в сочетании с высоким интеллектом даже способствует плодотворной научной работе.

На вопрос «как живут люди с синдромом Аспергера» один человек с этим расстройством ответил: это как если бы всех людей в мире собрали на встречу, где подробно рассказывали про эмоции и взаимоотношения, а ты в этот день был у стоматолога. По этой причине сложно представить себе психологический роман, написанный аутистом. Но среди известных аутистов есть и писатели. Это, к примеру, Донна Уильямс, описавшая свой трудный опыт взросления и социализации в книге «Никто нигде».

Исследователи предполагают, что высокофункциональными аутистами были Эмили Дикинсон, Вирджиния Вулф, Уильям Батлер Йейтс, Герман Мелвилл и Ганс Христиан Андерсен (хотя насчет каждого из них есть некоторые сомнения).

Большинство аутистов замкнуты в достаточно узкой сфере своих интересов. Но внутри этой сферы они могут сделать невероятно много. Даже легкая форма аутизма может стать источником сильных страданий, не говоря уже о постоянных неудобствах социального характера. Но аутизм не ограничивает творческие способности, а в некоторых случаях даже усиливает их. Мы должны это запомнить, если хотим понять людей с этим расстройством, которых с каждым годом по всему миру становится всё больше и больше.

knife.media