Гештальт терапия депрессия

Стратегии работы с депрессией в гештальт-терапии

Стратегия терапевтической трансформации отношений с депрессией, или почему хомяки предпочитают жить в клетках.

— Свински живешь, хозяин!
— У меня была депрессия.
— Так ведь депрессия, а не паралич.
М. Веллер

Сколько бы ни говорили сейчас о том, что депрессия стала привычным явлением в наши дни, это вовсе не облегчает ее мучительных симптомов. Как бы хорошо ее ни диагностировали и сколько бы ни издавали трудов о природе депрессии, человеку, находящемуся в этом тяжком состоянии, почти невозможно выбраться из него самостоятельно.

Почти. И это хорошая новость! Нам остается только делать то, что для нас возможно, а невозможное подтянется. Я хочу уточнить свою мысль — в большом количестве случаев с депрессией можно справиться и самостоятельно, и — что облегчает задачу — при помощи психолога, к примеру, гештальт-терапевта.

Итак, что же возможно для человека в депрессии? А что невозможно? Самый простой ответ, который может прийти в голову человеку, подавленному большую часть дня, потерявшему интерес и способность получать удовольствие, практически ежедневно ощущающего усталость и потерю энергии — это: «Лежать и помирать». Парадоксально, но это ответ на оба вопроса. Человек в этом состоянии не может ни справиться с грустью и подавленностью, вернув себе радость и интерес к жизни, ни смириться, наконец, со своей никчемностью, слабостью, виновностью, беспомощностью. Получается, что «лежать и помирать» — одновременно и возможно и невозможно.

К теме пользы фасилитации и трансформации процесса я надеюсь вернуться в другой статье. А пока вспоминается старая логическая задачка про неразрушимый столб и всеразрушающее ядро. Что будет, если они встретятся?
В поисках ответа на этот вопрос ваш ум будет заплетаться все больше и больше, вы будете все крепче обосновываться в замкнутом кругу собственных стереотипов мышления, если. Оставим пока вопрос открытым и вернемся к этому чуть позже.

А ведь, кажется, и сама жизнь не скупится на такие головоломки. Только, при чем тут жизнь? В данном случае, мы имеем дело с определенным образом мышления: мысли запускаются автоматически. Эти мысли не раз уж перечислены в различных справочниках и учебниках, они так и называются: «автоматические». Иногда они оборачиваются «депрессогенными убеждениями», но суть предмета от этого не меняется. Итак, коротко обозрю далеко не полный их список:

  1. Я чувствую, что весь мир против меня.
  2. Во мне нет ничего хорошего.
  3. У меня ничего не получается?
  4. Никто меня не понимает.
  5. Я расстраиваю людей
  6. Кажется, я так больше не могу.
  7. Я хотел бы быть другим человеком.
  8. Я так слаб.
  9. Моя жизнь идет не так, как мне хочется.
  10. Я совершенно разочарован в себе.
  11. Ничто больше не радует.
  12. Я больше не могу это выносить.

И др.
( по М. Уильямс, Дж. Тисдейл и др.)

Если приглядеться — каждая из этих установок содержит в себе скрытую, очень хорошо замаскированную потребность. В ней-то и кроется ключ к разгадке всех тайн депрессивного состояния. Только человек, попавший в замкнутый круг своего способа мышления и восприятия, не в состоянии приглядеться. Внимание рассеяно, не хватает концентрации и сосредоточения, к сожалению. (В порядке самопомощи здесь очень рекомендую практику медитации, но об этом — в другой раз).

У меня есть любимая английская пословица, она гласит: «Когда на море шторм, на берегу много умных». И это хорошо, что есть берег. Давайте попробуем «с берега» внимательно посмотреть на любое из перечисленных убеждений. Например, «никто меня не понимает». Какая здесь скрытая потребность? Не торопитесь. Вероятно, не та, что бросается в глаза. На то она и скрытая. Когда человек хочет, чтобы его поняли, что он делает? Вероятно, сначала определяет предмет понимания: «Что я хочу донести?», а потом, вероятно, заботится о языке, на котором это нечто надо донести, ведь люди живут на разных языках. Из практики могу сказать, что многим, страдающим депрессией, далеко не до такой активной деятельности и «заботы о». Им страстно хочется активного в сочувствия и заботы со стороны близких и дальних. И ведь лечит такая активная забота и «спасательство». Поначалу. Пока депрессия не перешла в хроническую форму и не стала обслуживать «вторичную выгоду». Помните тот анекдот про лягушку? «Новейшие исследования показывают, что если лизать лягушачий пот, то можно излечить депрессию. Только вот когда вы прекращаете его слизывать — у лягушки снова начинается депрессия».

Сам того не замечая, человек получает в руки инструмент по «извлечению любви из окружающих». Со вторым и более разом инструмент затупляется, работать с ним становится невозможно, неудобно, больно. А другого нет.

Возвращаясь к установке «Никто меня не понимает» или, в переводе на понятный, «Я хочу любви», осмелюсь, опять же из практики, заявить, что любви не получают те, кто сам не любит. Свежая мысль, не правда ли? Но от этого она не теряет своей актуальности. Рецепт счастья прост, вот только воплощается трудно: Счастье = Любовь+Безусловность.
Каждый, находящийся в депрессии, жаждет одного или нескольких ингредиентов из этого рецепта. Только проблема в том, что ждет он этого — из окружающей среды. Знаменитый гештальт-терапевт Пол Гудман писал: «нет такой функции в любом организме, которая не была бы причастна окружающей среде самым существенным образом. И наоборот, реальная окружающая среда, место, это то, что выбрано, организовано и приспособлено организмом».

Вот, что получается: хочешь любви — люби, хочешь безусловности — не ставь никаких никому условий, словом, хочешь быть счастливым — будь им. Ведь счастье — это не, что человек имеет, а то, что он при этом испытывает.
Поэтому, если мы помогаем себе или другому выйти из депрессии, мы обязательно уделяем время и силы, много времени и сил, проработке защитных механизмов, которые удерживают человека от «деланья» того, что соответствует его запросу быть любимым и счастливым. Здесь по-разному бывает: то ли запрос не ясен (конфлюэнция первого рода), то ли жду, что сами догадаются (конфлюэнция второго рода), то ли «если бы я был на что-то годен, я бы справился» (интроекция), то ли «я никому не нужен» (проекция чистой воды), то ли попросту боюсь говорить о своей потребности в привязанности — сам как-нибудь справлюсь (ретрофлексия). Вариаций здесь много — стратегия одна: осознавать надо ведущую потребность, а также и то, что мешает ее удовлетворить, вернее, сказать: «как я себе мешаю ее удовлетворить».

Здесь на ум приходит сцена из знаменитого фильма Андрея Тарковского. Сталкер, рискуя жизнью, ценой жесточайшего преодоления, достигает со своими «клиентами» комнаты исполнения заветных желаний. Сам не заходит туда. Никогда. Почему? Ответ столь же прост, сколь и загадочен: В этой комнате не надо загадывать желаний. Исполняются сами: заветные. Учитель зашел туда однажды и проснулся миллионером. И не смог этого пережить. Не того он ждал от себя.

Наша задача — помочь осознать человеку его действительную потребность, поскольку именно ее можно назвать ядром, вокруг которого создается равновесие в поле организм – среда. Потребности — это не что иное, как та самая жизненная сила, которая движет человека в его развитии и поддерживает его волю к жизни.

Гештальт-терапия, в отличие от психоаналитического подхода, считает, что человек свободен в своем волеизъявлении. Он может выбирать, как вести себя, не будучи жестко ограничен своими инстинктами. И в основе такого свободного выбора лежат как раз потребности, которые могут быть осознаны. Выбор направлен на удовлетворение потребностей, а не на борьбу с ними.

Потребность, которая в данный момент наиболее актуальна и выделена из других, фоновых потребностей, должна быть довлетворена немедленно (в гештальт-терапии это называется фигурой), иначе она рискует «зависнуть» в фоне, стать невротической или привести к депрессии. Осознавая свои действительные желания, человек организует свое поведение в соответствии с ними, становится адекватным сам себе и взаимодействует со средой удовлетворяющим его образом. Терапевту всегда очень важно понимать, как организовано взаимодействие человека, находящегося в депрессии, с потребностью.

Как правило, депрессивный пациент переживает нехватку любви или лишение привязанности как неосознанную печаль. Он не горюет по утрате, не расстается с тем, что для него особо ценно (привязанность к близкому человеку, к ценностям и т.п.). Эта нестерпимая (или обесцененная значимыми близкими) печаль и является пусковым механизмом депрессивной реакции. А между тем, если человек, осознанно переживает печаль, он верит в поддержку других и принимает ее. Тогда депрессия не возникает.

Кто-то из известных людей сказал: «Депрессия — это состояние отсутствия печали там, где печаль была бы уместна».

Итак, вернемся к детской задачке. Чего же нам не хватает для ее решения? Все как нельзя проще: непротиворечивости. Ну не могут в одной данности существовать эти два понятия: неразрушимый и всеразрушающий. Не решается задачка при таком некорректном условии. Замкнутый круг получается. Устраним противоречивость мышления — решим задачу. Либо столба такого нет, либо ядра. Выбирайте. Как там говорится? Решить задачу — значит понять ее. Так же и с депрессией — хочу того, не знаю чего, и все делаю (или не делаю ничего) для этого. Поди, реши такой ребус! Тут не обойтись без осознавания потребности — раз, и без согласования поведения с потребностью — два.

Подведем итоги, обозначив фокусы терапевтической работы с депрессивным клиентом:

1. Устанавливаем контакт, развиваем мотивацию на психотерапевтическую работу.

2. Осознаем основную потребность, формулируем реальный запрос.

Это — работа кропотливая, но именно она определяет направление всей нашей психологической деятельности. Это — как качество цемента для строительства дома. Именно здесь решается, по верному или ложному пути мы пойдем с нашим клиентом. (Не очень люблю это коммерческое наименование человека, с которым работаю, однако в контексте определения запроса, оно более или менее уместно).

3. Усиливаем «комплаенс», то есть приводим действие в соответствие с запросом.

На этом этапе, как я уже упоминала, будем работать с защитными механизмами, которые мешают человеку, находящемуся в состоянии депрессии, выстроить адекватное удовлетворению «нарывающей» потребности поведение. Это наши кирпичики, бревна, блоки — словом, основной строительный материал. Собрав информацию о способах депрессивного человека, как он мешает себе быть счастливым (механизмах сопротивления), мы получаем доступ к строительному материалу, то есть организации процесса преобразования как такового (контакта).

4. Параллельно с этим не забываем время от времени «пользоваться уровнем и отвесом», проверять «качество поставляемого материала», а именно:

  • повышаем уровень поленезависимости (переводим локус контроля на себя любимого, перестаем видеть причины наших бед в обстоятельствах и других людях)
  • осознаем скрытый смысл симптоматики депрессии (так называемая «вторичная выгода» от страдания — кормушка нашего хомяка; тут важно заменить кормушку в клетке на честно обнаруженные сокровища – на осознанное использование полученного опыта)
  • разграничение ответственности и вины (это — сама по себе интересная тема, заслуживающая отдельного внимания). Однако, отмечу здесь ретрофлексивный характер самообвинения и действенный, активный характер ответственности. Это важно, поскольку исцеление (в гештальт-терапии, психодраме, соматической терапии травмы и других психотерапевтических подходах происходит через активное действие, через тело и освоение новых форм реагирования)

5. Когнитивная проработка прогнозируемого будущего.

Для реализации любых — грандиозных и не очень — проектов необходимо завершить незавершенное в прошлом и прожить то, что происходит в настоящем. Иначе кровлю, ожидающую под тоннами строительных отходов, не сможем обнаружить и водрузить на причитающееся ей место.

6. Последнее, на что важно обратить наше внимание — это работа с осознаваниями, новыми смыслами, свежим видением значения и ценности жизни. ОТК, так сказать. Дом построен и сдан в эксплуатацию.

Когда осознаны потребности и механизмы, мешающие их реализации, создаются все условия для того, чтобы не снижать больше напряженность и ценность фрустрируемой ранее потребности путем обесценивания своего существования и потери смысла жизни. Можно искать способы ее удовлетворения, расширяя свой ролевой репертуар и обогащая инструментарий для преобразования действительности.

Таким образом, вместо клетки мы построили новый дом для нашего хомяка. Только одно допущение — это должно быть по его собственному проекту. Другими, человеческими, словами, мы совершили с Вами беглую ревизию наших возможностей в помощи людям, находящимся в депрессии. Очень надеюсь, что Вам было полезно прочитать мои соображения и обобщения на эту тему, как психологам, так и тем, кто знаком с депрессией не понаслышке, а по собственному опыту. Тема интересная, нужная, надеюсь еще вернуться к ней в дальнейших статьях. Но в других ракурсах — психодраматическом, сомато-травмо-терапевтическом и бодинамическом. Желаю Вам здоровья и счастья.

www.paracels.ru

Техники работы с депрессией

Техники работы с депрессией. (практические упражнения). Писаревский К.Л.

Депре́ссия (от лат. deprimo «давить», «подавить») — это психическое состояние, характеризующееся депрессивной триадой:

— утратой способности переживать радость (ангедония);

— нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью.

Прежде чем начать использовать техники, убедитесь, что форма вашей депрессии не является органической. В данном случае, вам сможет помочь врач — психотерапевт. Органическая или эндогенная депрессия это та депрессия, которая вызывается физиологическими причинами. Например: болезни щитовидной железы или печени, могут вызвать одну из форм эндогенной депрессии. Если же вы исключили для себя органическую форму, то используйте приемы описанные ниже. Однако, важно помнить о том, что максимально эффективную помощь, вам может оказать только профессионал.

Стратегически, психотерапия депрессий стремиться к достижению двух целей: исчезновению симптомов депрессии, а так же задействованию и развитию собственных психологических механизмов борьбы личности с депрессией. Во многом психотерапия депрессии строиться на выявленных ресурсах пациента. Такими ресурсами могут стать те навыки больного, с помощью которых он успешно справлялся со своими трудностями в прошлом, его достижения, опыт положительной самооценки, профессиональные успехи и поддержка друзей или родных, увлечения. Полезен вопрос и о том, какими качествами своего характера пациент гордится, что ему импонирует в себе. Вероятно, наиболее известными феноменами процесса психотерапии являются : катарзис ( эмоциональная разрядка, отреагирование ) , инсайт ( озарение, понимание событий и явлений ) вера в выздоровление и копинг (навыки, умение владеть собой ). Однако, следует отметить, что на практике эти феномены нередко проникают друг в друга, комбинируясь в процессе психотерапии.

Когнитивно — бихевиоральная терапия — более молодое направление в психотерапии. Главной идеей КБТ является зависимость эмоций и поведения человека от его мыслей.

У всех людей есть так называемые автоматические мысли. Это мысли, которые приходят нам в голову автоматически, и не оспариваются нами. Например, пациентка рассказывает, что у неё сильно испортилось настроение, после того, как на неё посмотрел начальник. После анализа этой ситуации выяснилось, что у неё промелькнула автоматическая мысль «Если начальник посмотрел на меня, значит он не доволен мною!», и именно она испортила женщине настроение.

Если научиться улавливать эти мысли, проверять их правильность («Что говорит о том, что мой начальник недоволен мною?»), и оспаривать, то можно получить мощное средство регуляции собственного эмоционального состояния. За автоматическими мыслями стоят глубинные убеждения о себе, о людях, об окружающем мире, которые формируются в детстве и часто не осознаются. С ними тоже можно работать, осознавая и изменяя, если это нужно. В КБТ широко используется система домашних заданий и поведенческих упражнений. КБТ более краткосрочна, чем психоаналитическая терапия (20-40 занятий 1 раз в неделю).

Давайте поподробнее остановимся на некоторых особенностях мышления, которые могут приводить к депрессии.

  • Перфекционизм. Вы уверены, что вы должны достигать во всём только наилучшего результата. Люди, страдающие депрессией, редко бывают удовлетворены тем, что они делают, потому что они ставят себе очень высокие стандарты. Перфекционизм заставляет их работать с перенапряжением, что вызывает сильное истощение и постоянную тревогу за результат.
  • Чёрно-белое мышление. Вы думаете по принципу «всё или ничего» — «Если я сделал что-то наполовину, значит я ничего не сделал», «Или я победил или я проиграл». Такой способ мышления очень опасен, потому что не позволяет человеку видеть промежуточные варианты развития событий.
  • Катастрофизация. Когда происходит какая-то мелкая неприятность, Вам кажется что произошла катастрофа. «Если мой ребёнок получил в школе двойку, то это значит, что он не сможет учиться!». Катастрофическое мышление вызывает сильную тревогу и отнимает много энергии.
  • «Я должен». Вы постоянно говорите себе, что Вы должны: быть хорошим мужем/женой, родителем, сотрудником, всегда всё успевать, не злится на других людей… Список можно продолжать до бесконечности. Так называемая «тирания долженствования» не позволяет человеку получать удовольствие от жизни и уделять время себе.
  • Это далеко не все мысли, которые способствуют развитию депрессии. Многие из них есть у любого человека, но у пациентов с депрессией они занимают большую часть времени. Бороться с такими мыслями и научиться более реалистичному мышлению помогает психотерапия.

    Первое. Задайте себе вопрос. Для чего мне нужно избавиться от депрессии? Для того чтобы что? Формулируйте свой ответ не с позиции мотива, чтобы уйти от, а говорите себе о том, к чему вы хотите прийти. Например: здоровье, работа, деньги, друзья, семья и т.д. Перечислите для себя эти цели. Задайте себе вопрос: насколько они реалистичны? Если нужна корректировка, скорректируйте их.
    Второе. Очень важно понять, что у каждого симптома есть так называемые вторичные выгоды. Депрессия в этом плане не исключение. Что значит вторичные выгоды? С одной стороны, человек может жаловаться на то, что у него депрессия, а с другой стороны, он получает так называемые блага от той формы поведения, в которой он находиться будучи в депрессивном состоянии. Это все происходит на бессознательном уровне. Одна из форм проявления вторичных выгод, это так называемое снятие ответственности за свою жизнь и возможно за жизнь тех, с кем вам приходиться общаться. Поэтому первое: задайте себе вопрос, какие выгоды я получаю, будучи в депрессивном состоянии? Это может казаться абсурдом, но это так. Именно выгоды и перечислите их для себя. Вам нужно найти как минимум пять. Это позволит вам взглянуть на вашу депрессию немного с иной стороны.
    Третье. Прощание с депрессией. Ощутите вашу депрессию в теле. В какой части тела она располагается? Что это за чувство, какой оно величины, какого оно цвета? Обычно, это сгусток серого или серо-черного цвета. Ощутили — отлично. Теперь представьте себе, что она располагается в пространстве перед вами. Увидели? Хорошо. Обратите внимание на ее форму, объем, цвет и величину. Отметьте, что вы чувствуете в тот момент, когда вы на нее смотрите. Ощутили, хорошо. После этого, поблагодарите ее. Найдите те слова, которые будут выражать вашу искреннюю благодарность. Ведь она столько времени жила с вами и столько времени вы были вместе. Скажите ей о том, что в свое время она была вам нужна для того, чтобы. (перечислите все вторичные выгоды, которые вы получали благодаря депрессии), но теперь, настало время вам расстаться и вы можете самостоятельно двигаться по жизни. Скажите ей о том, что вы ее отпускаете. Обратите внимание на то, что происходит с вашей депрессией после ваших слов. Посмотрите, как она меняет свой цвет и форму. Наблюдайте за тем, как она медленно- медленно исчезает из вашего поля зрения. Отметьте то, что вы чувствуете в своем теле в том месте, где до этого была ваша депрессия.
    Четвертое. Ресурс. Подумайте о том, какого качества вам не хватает для того, чтобы начать полноценно двигаться по жизни. Что это за ресурс? Это может быть жизненная энергия, чувство уверенности в себе, и т.д. Представили, хорошо. После этого представьте себе этот ресурс в виде некого образа, сгустка энергии или предмета, который находиться перед вами. Обратите внимание на то, какой он формы, объема, цвета. Приглядитесь к нему внимательнее. Обратите внимание на то, что вы чувствуете глядя на этот ресурс. Что вам хочется сделать? После этого, позвольте этому ресурсу войти в ту часть вашего тела, где раньше находилась депрессия. Разрешите ему раствориться в вашем теле и отметьте для себя то, что вы чувствуете теперь? Ощутите это прилив новой энергии и побудьте в этом состоянии несколько секунд.
    Пятое. Целеполагание. Представьте себе, чего вам хочется достичь в жизни. Это может быть ваша профессиональная реализация, семейные отношения, хобби и т.д. Выберите только одну цель для одной проработки. Представьте ее в образе картинки, фильма или череды картинок. Представили? Отлично. Теперь увидьте себя со стороны, достигшей этой цели. Обратите внимание на детали. Увидьте себя настолько отчетливо, насколько вы это можете. Что вы делаете, что это за место и время, кто вас окружает? Представили? Хорошо. Теперь побудьте в этом состоянии, позволяя вашему бессознательному раз за разом проигрывать эту ситуацию. Обратите внимание на ощущения в вашем теле. Если чувствуете, что необходима корректировка цели — сделайте и повторите упражнение опять.

    Фокусы терапевтической работы с депрессивным клиентом:

    1. Устанавливаем контакт, развиваем мотивацию на психотерапевтическую работу.

    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается — требуется время и особая поддержка, чтобы человек захотел что-то менять в своей жизни. Это — как фундамент при строительстве дома.

    Не могу не вспомнить нашего домашнего хомяка, который неистово грыз прутья и отчаянно пытался носом поднять дверцу клетки, стремясь на свободу. Когда же его выпустили, он так же настойчиво стал искать свою кормушку и не успокоился, пока и ее не выставили наружу. Тогда он залез в нее всеми лапами, и ему было уже откровенно наплевать, куда его в этой кормушке отнесут. Хоть назад в клетку — не имеет значения. Лишь бы не лишиться своей привычной кормушки.

    2. Осознаем основную потребность, формулируем реальный запрос.

    3. Усиливаем «комплаенс», то есть приводим действие в соответствие с запросом.

    4. Параллельно с этим не забываем время от времени «пользоваться уровнем и отвесом», проверять «качество поставляемого материала», а именно:

  • снижаем уровень тревожности (осознаем страхи и учимся с ними обращаться)
  • разграничение ответственности и вины (это — сама по себе интересная тема, заслуживающая отдельного внимания). Однако, отмечу здесь ретрофлексивный характер самообвинения и действенный, активный характер ответственности. Это важно, поскольку исцеление (в гештальт-терапии, психодраме, соматической терапии травмы и других психотерапевтических подходах происходит через активное действие, через тело и освоение новых форм реагирования)

    5. Когнитивная проработка прогнозируемого будущего.

    6. Последнее, на что важно обратить наше внимание — это работа с осознаваниями, новыми смыслами, свежим видением значения и ценности жизни. ОТК, так сказать. Дом построен и сдан в эксплуатацию.

    Техника реатрибуции особенно полезна при работе с клиентами, склонными к самобичеванию и/или принятию на себя чрезмерной ответственности. Терапевт может применить следующие тактики: а) рассмотреть «факты», вызвавшие самокритику (как в описанном выше случае); б) показать клиенту, что он исходит из разных критериев при оценке собственного поведения и действий других людей (двойной стандарт); в) оспорить убежденность клиента в том, что он «на сто процентов» ответствен за неблагоприятную ситуацию.

    Желаю вам успехов на пути к личностному росту.

    www.b17.ru

    Про гештальт-терапию и про депрессию

    Разьясните, пожалуйста, что такое гештальт-терапия и где с этим методом можно ознакомиться. Можно ли при ее помощи избавиться от длительной депрессии?
    С уважением, Ирина.

    Ответ

    Спасибо Вам за вопрос. Полагаю, что ответ на него будет интересен многим.

    Хотя ответить на такой вопрос сложно, поскольку, если честно, мне непонятна его причина. Ирина, хотите ли Вы узнать о гештальт-терапии с целью пойти учиться на гештальт-терапевта или просто для расширения кругозора, или хотите избавиться от деспрессии и знакомый психотерапевт практикует именно этот метод, или соседка увлекается гештальтом, а Вы хотите избавить от депрессии кого-то из своих близких?

    В зависимости от ситуации, можно рекомендовать и способ знакомства с этим направлением, например почитать, что на эту тему находит Яндекс, либо посмотреть учебные заведения, которые готовят специалистов по гештальту, либо составить разговор с практикующим гештальт-терапевтом, чтобы понять способы его работы.

    Поскольку контекст ситуации мне неизвестен, то предлагаю Вам достаточно общую информацию. Начнем с определений из словаря. В данном случае, Словаря по общественным наукам.

    Гештальтпсихология (Gestaltpsychology) — направление в психологии, исходящее из целостности человеческой психики, не сводимой к простейшим формам. Гештальтпсихология исследует психическую деятельность субъекта, строящуюся на основе восприятия окружающего мира в виде гештальтов.

    Далее.
    Гештальт
    Gestalt
    От нем.Gestalt — целостная форма
    Гештальт — психическая структура как целостное образование, состоящее из различных элементов, воспринимаемых не как простая их сумма, а как единое целое.

    Теперь давайте разбираться — о чем это?

    Гештальт-терапия занимается рассмотрением отношений человека с внутренней и внешней окружающей средой. Для того, чтобы понять эти отношения, необходимо уметь выделять себя в этой среде, уметь устанавливать границы.

    Восприятие человека устроено таким образом, что выбирает и фокусируется на том, что важно и интересно, назовем это «объект», это может быть предмет, человек, чувства, взгляды, все, что угодно, остальное, окружающее этот «объект» является «фоном». По каким-либо причинам, в той же самой «картинке», человек может переместить свой взгляд на другой объект, выделив его из общего фона, таким образом, получается, что ситуация не изменилась, но в ней человек видит другой объект, а остальное отходит на второй план, становясь фоном.

    Гештальт-терапия работает с тем, чтобы сделать восприятие человека более целостным, а его отношения с внутренним и внешним миром более осмысленными, наполненными и гармоничными.

    Основная мысль гештальтпсихологии строится вокруг целостности, которую, по мнению гештальтистов, невозможно понять анализируя и складывая отдельные части.

    Главная цель гештальт-терапии — достижение более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, своей мыслительной деятельности и других процессов, связанных с жизнедеятельностью, а также, насколько это возможно, более полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений.

    Таким образом, гештальт-терапевт помогает расширить опыт осознавания, в результате чего, клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, соотнося свои действия с тем, что происходит с ним и вокруг него.

    В данное время гештальт-терапия переживает значительный подъем во всем мире и, особенно, в Европе. Множество институтов заняты практикой и преподаванием гештальт-терапии во всех концах света.

    Это в общем о гештальт-терапии.

    Теперь к вопросу, можно ли с помощью нее избавиться от длительной депрессии. Полагаю, что исходя из вышеописанного, ответ очевиден.

    Депрессия от лат.Depressio – подавленность. Депрессия — болезненное состояние подавленности и заторможенности психической деятельности; состояние разочарования. Это расстройство, которое характеризуется снижением способности получать удовольствие от жизни, повышением раздражительности, усталости, печали и отчаяния. Человек, чувствуя себя одиноким, усталым, беспомощным, несчастным, концентрируется на неудачах и разочарованиях. Окружающий мир кажется ему пустым и серым.

    Причины депрессии могут быть разные, также как и методы лечения. Однако, в большинстве случаев, психотерапия является основным методом коррекции. Есть мнение, что если человек с помощью психотерапевта или самостоятельно справляется с состоянием депрессии, то это дает ему возможность делать это также в будущем и даже более эффективно.

    С помощью гештальттерапии специалист может помочь страдающему депрессией человеку восстановить целостность восприятия, наладить контакт с собой и окружающим миром.

    Что касается выбора специалиста, то мое личное мнение: более важный критерий, в данном случае, — это доверие, которое возникает или нет при общении с психотерапевтом. Если по каким-либо причинам доверие к специалисту не возникло, это вовсе не означает, что направление в котором он работает, неэффективно для Вас. Кроме моего личного мнения, скажу еще об исследованиях по поводу определения эффективности лечебных факторов среди практикующих терапевтов. Результаты исследования в данной области показали, что люди указывают на схожие факторы, независимо от направления, в котором работает их терапевт. Гораздо большую значимость имеет возможность на начальном этапе установить теплые, понимающие, «человеческие» отношения. Вышесказанное подробно описано в работах Ирвина Ялома, который, в том числе, этими исследованиями занимался.
    Поэтому, на мой взгляд, отношения с терапевтом, его личностные и человеческие факторы имеют бОльшее значение, чем направление, в котором он работает.

    Однако, стоит заметить, что доверие к терапевту является необходимым именно на начальном этапе. Объясню почему. Лечение депрессии, тем более длительной, предполагает встречи с психотерапевтом в течение определенного времени и за время работы отношение может неоднократно меняться до противоположного, и это вполне нормально. Не буду надолго останавливаться на этом вопросе, поскольку это имеет отношение к психотерапии вообще, а не только к гештальт-терапии.

    Наталия Вавилина

    Один комментарий

    Ирина, здравствуйте. Я прошла обучение в институте гештальта и соответственно работаю в парадигме гештальта. Гештальт — это гуманистическое, т.е. ориентированная на человека, направление в психологии. Лейтмотивом всего обучения, а теперь и моей работы — является принцип «не навреди!» К тому, что сказано Наталией Вавилиной, могу только добавить. Неважно, какими техниками владеет и работает терапевт — терапевт всегда работает прежде всего собой, своей личностью, своим жизненным опытом. Важно то, состоялась ли ваша встреча (в широком смысле слова) с терапевтом или нет, это тот человек, с кем вы готовы пройти ой, какой непростой путь к себе настоящей через переживания, иногда слезы, иногда боль? Желаю успехов..

    webcommunity.ru