Глубокая депрессия у подростка

Депрессия у подростков

Интенсивный ритм жизни, высокие требования действительности, жесткие стандарты соответствия социума, непрекращающийся поток разноплановой информации стали для многих современников привычными явлениями. Однако существующий в обществе уклад вещей является для организма человека интенсивным, непрерывным, длительно воздействующим, накапливающим свое негативное воздействие на психику стрессовым фактором.

Головной мозг многих взрослых адаптировался к воздействию определенных стрессоров и в состоянии обеспечить адекватную защиту организма, задействовав различные механизмы «оборонительных» реакций. Однако полностью несформированная, неокрепшая, незрелая психика детей и подростков зачастую становится беззащитной перед многими стрессовыми факторами. К тому же, присоединения гормонального хаоса в период полового созревания не лучшим образом сказывается на эмоциональной сфере подростка, нередко выливаясь в разнообразные пограничные невротические реакции или трансформируясь в психические патологии, зачастую проявляясь в виде депрессии.

В пубертатном периоде происходит масштабная переоценка и замена идеалов: подросток перестает идеализировать своих предков, стремится к отдалению от родителей, однако в большинстве случаев он психологически не готов совершить такое символическое «убийство» бывших кумиров. Истинная физиологическая «разбалансированность» эмоционального фона проявляется в беспрестанной смене настроения: приступах плаксивости, периодов хандры, моментов гнетущей тоски, которых сменяет фаза психомоторного возбуждения и эйфоричного ликования.

В юношеском возрасте даже незначительные трудности воспринимаются как непреодолимые проблемы, приносящие невыносимую боль. Смерть родителей, неблагополучная атмосфера в семье, разрыв отношений с «первой любовью», неудовлетворительная успеваемость в школе, социальная изоляция, неудачи в начинаниях вызывают у детей сильнейшую негативную эмоциональную реакцию, формируя депрессию и нередко подталкивая к акту отчаяния – попыткам самоубийства.

Согласно многочисленным источникам статистических данных, депрессия у подростков различной степени тяжести наблюдается у 60-80% подростков, причем в большинстве случаев меланхоличные состояния, длящиеся более двух недель, требуют оказания профессиональной медицинской помощи. В детском и отроческом периоде проблема суицидального поведения стала предметом пристального внимания ученых всего мира. Согласно данным американской психиатрической ассоциации именно самоубийства являются основной причиной смертности среди детей и молодежи: ежегодно более 500 000 представителей молодого поколения делают суицидальные попытки, из них 5 000 случаев оборачиваются летальным исходом.

Расстройство пубертатного возраста несет в себе высокий риск развития депрессий в период зрелости. Исследования, проводимые в больнице Модсли, показали, что следствиями депрессии у взрослого индивида часто являются долгосрочные проблемы с адаптацией в социуме, стойкие трудности в личностных отношениях, повышенный риск суицидального поведения (у более 44 % участников выборки).

Депрессия у детей и подростков: причины

Установлены и подтверждены многочисленные факторы, влияющие на формирование депрессии. В большинстве клинически зафиксированных случаев, расстройство, возникшее в возрастном периоде от 12 до 25 лет, имеет наследственную природу (генетическая предрасположенность к патологиям психической сферы). Депрессия у детей и подростков значительно чаще наблюдается в тех случаях, когда в семье один или оба родителя страдают данным недугом в тяжелой форме и периодически проходят психотерапевтическое лечение.

Вторым по значимости фактором, провоцирующим депрессию у подростков, выступает неблагополучная атмосфера в семье. Взросление в неполной семье, пьющие родители, отсутствие единой стратегии воспитания наследников, частые ссоры и выяснения отношений между родственниками, завышенные, несправедливые требования к ребенку оказывают огромное негативное влияние на детскую психику.

Толчком для развития расстройства у подростка являются разнообразные факторы, в основе которых – влияние окружающей среды при изъянах личной идентификации ребенка (неадекватный либо неверное представление о самом себе). Непонимание близких, недостаточный уровень успеваемости в школе, низкий социальный статус семьи, отсутствие авторитета среди сверстников, искаженная сексуальная ориентация, невозможность достичь видимых высот в спорте – веские аргументы для сознания отреагировать на происходящее депрессией.

Ювенальный возраст — кризисный период психологического взросления, совпадающий с масштабной гормональной перестройкой в ходе полового созревания. Гормональные изменения вызывают сбой в работе нейромедиаторов, управляющих эмоциональной сферой, и возникающий дефицит определенных химических веществ запускает механизмы развития депрессии. В пубертатный период отчетливо проявляется подростковый комплекс:

  • подростки сверхчувствительны к оценке посторонними их внешности и способностям,
  • их поведение сочетает крайнюю самонадеянность и ультимативные суждения,
  • душевная чуткость и внимательность уживаются с бездушием и черствостью,
  • застенчивость и скромность чередуются с развязностью и вульгарностью,
  • стремление быть признанным обществом соседствует с демонстративной независимостью и свободолюбием,
  • непринятие общепринятых норм и правил, отрицание авторитетов идет в ногу с сотворением и обожествлением кумиров.
  • Важным фактором в формировании расстройства является неустойчивость и конфликтность самооценок, имеющих ригидный (негибкий), сильно колеблющийся, дезорганизующий характер. Низкий уровень самооценки, образование самомнения под влиянием внешних оценок, отрицательный окрас ретроспективного, актуального и прогностического взгляда на свою личность – идеальная платформа для психических патологий.

    Депрессия у подростков: симптомы

    Зачастую симптомы депрессии у подростков проявляются изменением поведения и частой сменой настроения. Ребенок, страдающий расстройством, избегает социальных контактов, прерывает отношения с друзьями, предпочитает быть в одиночестве. Ниже приведены ведущие симптомы депрессии у подростков:

  • Частые болевые синдромы: головная боль, дискомфорт в эпигастральной области;
  • Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость, чрезмерная отвлекаемость;
  • Невозможность самостоятельно выработать верное решение;
  • Безответственное отношение к своим обязанностям;
  • Снижение аппетита или неумеренная потребность в пище;
  • Скандальная, бунтарская манера поведения;
  • Чувство гнетущей тоски;
  • Беспричинное беспокойство;
  • Ощущение безнадежности и бесперспективности будущего;
  • Бессонница, прерывистый сон, сонливость в дневное время;
  • Внезапная утрата интересов;
  • Употребление алкогольных напитков, наркотических средств;
  • Раздражительность, агрессивность;
  • Возникновение навязчивых мыслей о смерти.
  • Вынесение диагноза подростковая депрессия проходит на основании проводимых психиатром собеседований с ребенком и его окружением, учитывая результаты специально адаптированных для детского возраста психологических тестов. Стадия и тяжесть расстройства, наличие риска суицидальных действий и, соответственно, построение схемы лечения определяется после детального изучения клинической картины заболевания.

    Подростковая депрессия: лечение

    На сегодняшний день разработано и с успехом используется множество методик лечения депрессии у подростков, включающие назначение фармакологических препаратов и проведение сеансов психотерапии.

    В случае, когда депрессивное расстройство протекает в легкой форме, не отягощено суицидальными мыслями и социально-опасным поведением, первым выбором способов лечения является когнитивно-поведенческая терапия. Недуг, имеющий реальную причину его формирования – явную неблагополучную обстановку в семье, успешно преодолевается после проведения сеансов семейной психотерапии. Работа профессионального психолога с детьми с заниженной самооценкой, нерешительными, мнительными и робкими подростками направлена в первую очередь на формирование адекватного самоприятия, новых личных стандартов, активной жизненной позиции и ощущения собственной значимости.

    В случаях, когда у подростка наблюдается острое либо затяжное течение депрессии, возникает необходимость в использовании медикаментозной или комбинированной схемы лечения, нередко проводимой в условиях стационарного учреждения. Назначение антидепрессантов, нейролептиков и анксиолитиков пациентам детского и подросткового возраста – серьезная и ответственная задача, так как некоторые препараты данных классов могут провоцировать возникновение или усиление симптомов иных психических расстройств. Например: торговые названия СИОЗС с действующим веществом Fluoxetine предпочтительны при депрессивных состояниях, протекающих с двигательной заторможенностью и повышенной сонливостью, в то время как они усугубляют симптоматику у больных с психомоторным возбуждением, страдающих бессонницей или испытывающих паническую тревогу, нередко вызывая маниакальные проявления. Если соблюдать все буквы закона, то существует лицензия на использование антидепрессантов в возрастной категории до 15 лет только для Amitriptylinum. Однако на практике применяют и иные более современные «щадящие» психотропные средства в эффективной терапевтической дозировке, которые обладают минимумом побочных эффектов.

    Для того, чтобы подросток ощутил действенную пользу от назначаемых препаратов, он должен не только строго соблюдать все врачебные предписания, но и стать активным участником процесса преодоления депрессии.

    ПОДПИШИСЬ НА ГРУППУ ВКонтакте посвященную тревожным расстройствам: фобии, страхи, депрессия, навязчивые мысли, ВСД, невроз.

    Невротическая депрессия – заболевание, возникшее вследствие воздействия психотравмирующего события. Для расстройства характерна затяжная форма невроза. Недуг может сопровождаться различными синдромами: астеническим, тревожно-фобическим, ипохондрическим. Первые признаки расстройства проявляются после воздействия на человека стрессовых факторов, причем интенсивность которых может быть не ярко выраженной, однако сама ситуация является для больного субъективно значимой проблемой. Наследственная роль (генетическая предрасположенность) в […].

    Суицидальное поведение: признаки, способы предотвращения

    Суицидальное поведение – образ мышления и патологическая форма действий пассивного типа, чрезвычайно опасный способ ухода от разрешения жизненных проблем.

    Причины возникновения депрессии

    Исследования, проведенные экспертами из Университета Канзаса, изучив причины депрессии у свыше 2500 пациентов психиатрических клиник США, установили основные факторы риска развития депрессии. К ним относятся: Возраст от 20 до 40 лет; Изменение социального положения; Развод, разрыв отношений с близким человеком; Наличие в предыдущих поколениях актов суицида; Потеря близких родственников в возрасте до 11 лет; Преобладание […].

    depressia.info

    Как распознать подростковую депрессию

    В каждом возрасте свои проблемы, и счастливое время юности не исключение. Как распознать признаки депрессии у подростка и предупредить попытку суицида читайте в этой статье.

    Содержание

    По данным статистики в последнее время в России ежегодно кончают жизнь самоубийством более 700 подростков, а уйти из жизни пытаются более тысячи.

    Для родителей, учителей и всех тех, кто работает со школьниками, важно уметь распознать признаки депрессии, которая часто становится причиной суицидального настроения.

    Причины возникновения ↑

    Иногда кажется, что юность – это самое лучшее и счастливое время в жизни. Так какая же депрессия у подростков? Какие у них могут быть проблемы, спросите вы, если денег зарабатывать не надо, за тебя отвечают родители, ты молод, здоров и все еще впереди?

    Отравить жизнь может следующее:

  • одиночество, отсутствие друзей, любви и понимания со стороны родителей;
  • психологическое насилие в семье, постоянные унижения, обвинения и угрозы, отвержение успехов и ущемление прав личности подростка;
  • травмирующие события, такие как смерть близких, развод родителей, физическое насилие;
  • низкая самооценка, причиной которой является неприязнь к собственному телу, отсутствие успехов в учебе и личной жизни;
  • критический взгляд на собственное будущее;
  • гормональные изменения.
  • Причиной возникновения депрессии может быть и биологическая предрасположенность, и психические проблемы: депрессивный или маниакальный тип личности, тревожные расстройства.

    Признаки депрессии у подростков ↑

    Чаще всего о наличии психического неблагополучия свидетельствуют те же физические проявления, что и при обычной болезни:

  • Отсутствие аппетита. Если подросток мало ест, он не обязательно болен. Опасение должно вызвать резкое и продолжительное уменьшение количества поедаемой пищи, отсутствие интереса к любимым блюдам.
  • Общая вялость, упадок сил. Подросток не хочет заниматься делами, за которые обычно брался с энтузиазмом: не уделяет внимание хобби, не общается с друзьями.
  • Бессонница или, наоборот, сонливость.
  • Головная боль, нарушение работы желудочно-кишечного тракта, ослабленный иммунитет.
  • О депрессии говорит и поведение подростка. Начинать беспокоиться нужно, если ребенок:

  • часто плачет, грустит изо дня в день;
  • говорит о своей ненужности, о том, что все глупо и бесполезно;
  • страдает от чрезмерного чувства вины, воспринимает близко к сердцу любую неудачу;
  • не хочет выходить из дома и общаться;
  • раздражителен, зол и враждебен без видимой причины, испытывает ненависть к благополучию окружающих;
  • не может сосредоточиться, занимается хуже, чем обычно;
  • проявляет интерес к трагическим и мрачным сюжетам, картинам, музыке.

Какие книги против депрессии особенно популярны? Читай далее.

Депрессивному подростку трудно принимать решения. В 16 лет человек определяется со своей специальностью, готовится к поступлению. Депрессивный подросток не проявляет интереса к своему будущему, он безразличен или настроен крайне негативно ко всем предложениям.

Симптомы суицидального поведения ↑

Подросток, желающий свести счеты с жизнью, ведет себя по-разному. Он может как отчаянно стремиться к контакту, громко жаловаться и искать сочувствия, так и уходить глубоко в себя, вяло, односложно отвечать тихим голосом.

Тревожные звоночки в таких состояниях это:

  • Стремление к самоповреждению: желание ударить себя, нанесение царапин и ран, безответственное отношение к медицинским препаратам, повышенный интерес к их действию и последствиям передозировки.
  • Разговоры о загробном мире, бремени жизни. Подросток прямо или косвенно говорит о том, что смерть – это благо, избавление от проблем и бесконечных страданий.
  • Отсутствие интереса к собственным успехам, их принижение.
  • Обесценивание ранее значимых вещей. Подросток перестает просить деньги, раздает дорогие вещи, игнорирует любимые занятия, безразличен к своему внешнему виду.
  • Злоупотребление алкоголем и другими расслабляющими веществами.
  • Повышенный интерес к опасным местам. Подросток рискует своей жизнью, безразличен к последствиям.
  • Когда обращаться к специалисту ↑

    Попросить помощи врача стоит, если вы заметили, что у ребенка:

  • продолжительное время плохое настроение, апатия, грусть или сильная злость;
  • непроходящее физическое недомогание;
  • появились суицидальные мысли или мотивы в творчестве;
  • желание причинить себе боль;
  • асоциальное поведение.
  • Важно понимать, что даже демонстративное высказывание желания покончить с собой может иметь печальные последствия.

    Если ребенок привлекает к себе внимание и шутит на тему собственной смерти, это не показатель его избалованности и безделья, это звоночек о том, что его мучают сильные внутренние переживания.

    Лечение подавленности у детей ↑

    Для того чтобы избавить подростка от депрессии, родителям необходимо принять то, что у ребенка проблемы и отнестись к ним серьезно. С высоты собственного опыта им может казаться, что все эти переживания из-за ерунды или, что еще хуже, из-за дурного характера.

    Из чего складывается лечение атипичной депрессии? Узнай из статьи.

    Что такое глубокая скрытая депрессия? Читай далее.

    Подростки и так склонны к обвинению и унижению себя. Родители должны объяснить ребенку, что они в любом случае любят его и он ни в чем не виноват.

    Есть различные способы лечения, прекрасно сочетающиеся между собой:

  • Обращение к семейному или детскому психотерапевту. Специалист поможет выявить причины депрессии, укрепить самооценку подростка, помочь ему начать открыто выражать свои чувства, развить способность решать проблемы, взаимодействовать с социумом. Обращение к психотерапевту предотвратит проблемы, которые могут возникнуть у ребенка во взрослой жизни.
  • Фитотерапия. Успокаивающие травы помогут в лечении легкой формы и устранении напряжения.
  • Улучшение взаимоотношений в семье. Родители должны больше слушать ребенка, проводить с ним время. Можно найти общее хобби, совершать совместные вылазки на природу. Активность, солнце и свежий воздух также способны помочь справиться с эмоциональным упадком.
  • Детский врач-психиатр, если посчитает нужным, может выписать ребенку антидепрессанты.
  • Профилактика подростковой апатии ↑

    Множество проблем в школе и со сверстниками у подростков появляется из-за неблагоприятных отношений с родителями. Ваш ребенок будет намного счастливее, если вы будете выполнять несколько правил:

  • У вас должны быть доверительные отношения. Подросток может скрывать свое расстройство, если не хочет разочаровать или испугать родителей. Нужно объяснить ему, что его внутреннее состояние намного важнее внешнего благополучия.
  • Важно укреплять самооценку подростка: не критиковать его личные качества и внешность, хвалить не только за успехи, но и за попытки что-то сделать.
  • Нельзя возлагать на ребенка большие ожидания, он может не выдержать такой ответственности. Это отдельный человек со своей судьбой, и как бы вам ни хотелось, чтобы он выиграл все призы, нельзя требовать этого.
  • Интересуйтесь жизнью ребенка, но не стремитесь все контролировать. Для того чтобы он мог принимать самостоятельные решения, у него уже в детстве должна быть свобода в выборе одежды, друзей и увлечений.
  • Показывайте на личном примере, как решать проблемы. Дети учатся у родителей, поэтому если вы требуете смелости и открытости, а сами нерешительны и замкнуты, ребенок будет вести себя как вы, но при этом заниматься самобичеванием за несоответствие вашим ожиданиям.
  • Любите ребенка таким, какой он есть.
  • Подростковая депрессия – часто встречающееся заболевание. Оно особенно болезненно, так как ребенок еще не имеет сил и навыков справиться с жизненными трудностями.

    Иногда депрессивное состояние похоже на капризы и избалованность, но нельзя обманываться этим, как бы ни хотелось списать все на дурной характер. В таких ситуациях ребенку требуется максимум вашего внимания и участия, даже если вы обращаетесь к специалисту.

    Видео: Как понять происходящее

    Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook, Google Plus или Twitter.

    Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

    gopsy.ru

    Депрессия у детей и подростков

    Более 6 млн молодых людей страдают каким-нибудь психическим расстройством, значительно подрывающим их способность взаимодействовать с другими людьми – дома, в школе или в коллективе. Глубокая депрессия – это одно из психических, эмоциональных и поведенческих расстройств, которое появляется в детстве или в подростковом возрасте. Депрессия у детей может привести к плохой успеваемости в школе, употреблению спиртных напитков или наркотиков, и даже довести до самоубийства. Положительный момент заключается в том, что депрессия – это заболевание, имеющее определённые симптомы и поддающееся лечению действенными медицинскими средствами, и как у многих других заболеваний, раннее обнаружение и лечение увеличивает шансы на успешное выздоровление.

    Полезно знать

    Учимся распознавать признаки депрессии

    Признаки детской и подростковой депрессии разные по степени тяжести и продолжительности и могут сильно отличаться от признаков, свойственных взрослым. Молодые люди с депрессией могут испытывать сложности, справляясь с повседневными делами и обязанностями, трудности в общении с другими, а также обладать низкой самооценкой. Детские и подростковые психиатры советуют родителям и другим близким для подростка взрослым обращать внимание на следующие признаки:

    Мысли о смерти или самоубийстве

    Существует определенная вероятность попытки самоубийства у молодых людей, у которых на фоне депрессии развились такие дополнительные симптомы, как бессонница, панические приступы и галлюцинации. Детские и подростковые психиатры рекомендуют в случае проявления одного и больше подобных симптомов обращаться за квалифицированной помощью.

    Связи между депрессией и самоубийством

    Что могут сделать родители (взрослые)?

    Если родители (взрослые) столкнулись с тем, что подросток переживает депрессию, им следует:

    В случае, если вас не устраивает предоставляемая медицинская помощь, обсудите этот вопрос с тем, кто её предоставляет, узнайте больше информации, поищите помощи у других врачей.

    Помочь всегда возможно

    Для детей, страдающих депрессией, важное значение имеет ранняя диагностика и лечение. Детей, у которых проявляются симптомы депрессии, следует показать детскому и подростковому психиатру, для своевременной постановки диагноза и назначения лечения. При постановке диагноза могут использоваться психологические тесты, лабораторные исследования и консультации с другими специалистами. Всестороннее лечение может включать лечебную психотерапию, мониторинг, постоянное оценивание состояния и, в некоторых случаях, психиатрическое лечение. Лучше, чтобы план лечения разрабатывался совместно с членами семьи, а если это невозможно, то ребенок или подросток должен быть задействован при принятии решений.

    Статья подготовлена Национальной ассоциацией по психическому здоровью Канады
    Перевод: Татьяна Александровская,
    Центр «Азбука для родителей»

    roditeli.ua

    Подростковая депрессия

    Человечество развивается очень медленно. Когда-то, в период возникновения моды на обычную и научную фантастику, люди искренне считали, что появление вычислительной машины с современными способностями откроет дорогу к звёздам, позволит не только побывать на Марсе, но и выйти за пределы Солнечной системы. Машины с невероятными ресурсами появились, но используются в основном для ведения бухгалтерии, упорядочивания делопроизводства, управления бизнес-процессами самых обычных предприятий, игр и просмотра видео. Энтузиасты шестидесятники сказали бы, что это то же самое, что забивать гвозди микроскопом.

    У такого состояния дел несколько причин, а одна из них воспитание детей, которое предусматривает то, что родители стремятся создавать своё подобие, а не кого-то превосходящего их самих. Никакое развитие социума невозможно, если сын будет точной копией отца.

    Не нужно пытаться искать в этом утверждении какие-то нотки троцкизма или, упаси Господь, фашизма. Никто не предлагает забирать детей в интернаты и плодить там поколения, оторванные от предков. Однако родителям не худо помнить о том, что их дети принадлежат им достаточно условно. Юный человек должен развиваться так, как это подсказывает ему его сердце. Это может выражаться и в любви, и в выборе своей специализации, чему в нашей стране уделяется крайне мало внимания.

    Жизнь по чужим правилам

    Любой нажим на человека является детерминацией. Он и взрослыми-то переносится не очень хорошо. Но у взрослых есть закреплённая законодательством свобода. Они могут разводиться, увольняться, делать из своей жизни то, что считают нужным. Подростки же такой возможности практически лишены. Исключение составляет лишь просьба к органам опеки о том, чтобы ребёнка забрали из семьи и поместили в интернат, с которой может обратиться к органам опеки он сам. Во всём остальном до наступления совершеннолетия дети подневольны семье и школе. Если эта власть используется как-то так, что справедливость этого использования видят только взрослые, то подросток попадает в достаточно жёсткие психологические клещи. Пока они существуют рано думать думать о том, как избавиться от подростковой депрессии.

    Средства массовой информации создали иллюзию того, что депрессия у подростков и следующий за ней суицид — это явление совершенно новое, а потом связали её с Интернетом. Такая подача проблемы связана более с политической конъюктурой, чем с реальностью. Процент детского и юношеского суицида и отклонений во все времена был примерно одинаковым. Сейчас нам с ужасом рассказывают про детскую наркоманию, но ничего не говорят о том, сколько детей страдало алкоголизмом в советские времена. Эта потребность в компенсации чего-то и подражательства кому-то существовали всегда. И причина её не только в общем несовершенстве человеческой природе, но и в двойственности негативного влияния, которое оказывают некоторые родители.

    Оно выражается двумя характерными чертами.

    1. Нажим на личность подростков. Родители могут требовать от детей чего-то, что кажется им правильным. К примеру, они обладают реальной возможностью устроить своё чадо в какой-то ВУЗ, поскольку кто-то из дальних родственников занимает там ответственный пост. В результате ребёнок, который мечтает стать художником или художницей и имеет к тому задатки, вынужден зубрить математические теоремы и изучать физику. Реальность всё расставляет по своим местам. Даже став студентом человек не испытывает никакого удовольствия и либо бросает учёбу, либо потом всю жизнь неизвестно по какой причине работает бухгалтером.
    2. Дети, чувствуя вызванный родителями дискомфорт, впитывают от них ещё и все отрицательные черты. Если отец пьёт, то сын непременно последует его примеру. В доме часто происходят скандалы? Будьте уверены в том, что и ребёнок тоже станет изрядным скандалистом.
    3. Эти «формовочные» принципы и создают основные причины депрессии у подростков. Посмотрим популярные передачи в стиле ток-шоу. Как часто там звучит фраза «ребёнок рос в благополучной семье»? Достаточно для того, чтобы заинтересоваться тем, что вообще понимает социум под «благополучием». Это возможность родителя обеспечивать ребёнка материальными благами. Просто по той причине, что любовь какими-нибудь проговариваемыми критериями не обозначить. Числового эквивалента у неё нет. Однако иногда реальную силу этого «благополучия» можно увидеть ещё и в программе «Следствие вели» с Леонидом Каневским. В одном из сюжетов сын убивает ножом отца, а заодно и мать. Он тоже рос в «благополучной» семье, а его отцом был доктор наук, матерью — одна из преподавательниц ВУЗ-а. Только папа имел весьма оригинальные представления о том, что такое воспитание. Если кто-то из его сыновей был замечен в неблаговидном поступке, то виновного ставили на стул, а все другие члены семьи обязаны были в него плевать. Таким методам воспитания поразились не только зрители, но и суровые сотрудники правоохранительных органов. Трагедия же произошла тогда, когда один из сыновей, уже будучи вполне взрослым, влюбился. Отец категорически возражал против его избранницы.

      Семейные истоки проблем

      Этот пример показывает крайность. Такое происходит далеко не всегда, но он же очень хорошо иллюстрирует бессмысленность психотерапии подростков в отрыве от семейной психотерапии. Правда, никаких радужных перспектив понимание этого факта не создаёт. Современным родителям намного проще думать о том, что такое подростковая депрессия в общем случае и искать её причины в чём угодно, только не в том, что лежит на поверхности. Представить себе ситуацию, когда вся семья работает с психологом очень сложно. Даже представить. На практике же такое происходит так редко, что почти никогда. Тем не менее, работа с самим подростком может быть полностью бессмысленной, если в семье что-то не так. Какой смысл тогда искать симптомы депрессии у подростков, а тем более — начинать активную терапию?

      Особенности подростковой психологии можно понять только постоянно повторяя про себя слово «подневольный» в самых разных формах.

      Рассмотрим один характерный пример.

      Муж, глава семейства, приходит домой пьяным чуть ли не каждый день. Есть такая стадия алкоголизма, когда употребляют много, иногда суррогаты алкоголя, но от этого не валяются больными несколько дней после возлияния. Организм настраивается на постоянную дозу алкоголя и может функционировать долгий срок. Жена устраивает скандалы. Есть и такие женщины, которые говорят всё и сразу своим мужьям, хотя те находятся в таком состоянии, что не очень помнят, как их зовут. Крик, шум, летающие по комнатам тарелки и мебель. Всё это происходит на глазах детей. Привыкнуть можно ко всему. Со взрослым свидетелем такой драмы могло бы уже случиться что-то недоброе. Дети и подростки обладают одной удивительной особенностью. Их психика очень серьёзно защищена… Они с лёгкостью испытывают деперсонализацию, поскольку обладают способностью превратить её в игру. Как только подросток перестаёт ощущать своё «я» в силу того, что включаются защитные механизмы — он легко и просто представляет себя кем-то. Поэтому дети из нашего примера забиваются в свою комнату и даже умудряются там играть, слушая крики скандала.

      Утром семья спокойно завтракает, дети отправляются в школу, а родители идут на работу. Не следует думать, что реактивные депрессии у детей и подростков «вырастают» из подобных причин. Дети так и жили бы без каких-либо психологических проблем, если бы дело происходило на необитаемом острове. Проблемы начинаются тогда, когда они попадают в среду, которая лучше, чем среда их постоянного обитания. Рано или поздно они погостят у бабушки, где никаких скандалов нет и никто не пьёт, или окажутся в гостях у друзей, где подобного не наблюдается. И вот тогда-то и возникнет почва для неразрешимых противоречий, которая и становится причиной депрессии у детей и подростков.

      Выражается она не совсем так, как у взрослых.

      Подростковая депрессия симптомы может иметь более физические. Это хроническая потеря сил, быстрая утомляемость, снижение иммунитета, расстройство сна. У детей депрессии очень часто проходят на фоне чего-то ещё и имеют более яркие черты.

      К примеру, если взрослый мужчина хочет купить автомобиль, но жена настаивает потратить деньги на ремонт в квартире, то он вряд ли будет плакать и кричать. Ребёнок же легко позволяет себе такую роскошь. В остальном реакция может быть идентичной — это уход в себя, потеря интереса к тому, что могло бы его вызвать, снижение трудоспособности и подобное. У детей всё это происходит намного быстрее. Если реактивная депрессия взрослого легко затягивается на долгие недели, то у ребёнка она может исчезнуть уже на третий день. Поэтому далеко не в каждом случае следует задаваться вопросом о том, что делать, если у подростка депрессия… Иногда — совершенно ничего.

      Неизбежность подростковых депрессий

      Характерно, что взрослые чаще всего пытаются распознать именно реактивные черты детской депрессивности. Им кажется, что если ребёнок потерял интерес к играм и стал хуже учиться, то это в этом есть какая-то причина на уровне обиды:

      • не купили игрушку;
      • не та одежда;
      • отказали в возможности получить удовольствие;
      • просто не дали денег на карманные расходы.
      • Между тем, особенно в период начала полового взросления, дети могут испытывать депрессию, которая ничем не отличается от депрессии взрослых. Она идёт изнутри и не имеет причин ни в виде соматических заболеваний, ни каких-то ещё. В таком случае признаки депрессии у подростков практически ничем не отличаются от взрослых аналогов. Более того, не испытать хоть один раз депрессию невозможно в период взросления, когда ребёнок превращается в юношу, и в период кризиса среднего возраста. В этом нет ничего страшного и можно найти много полезного. Характерно, что подростки умудряются сделать это сами, но, поскольку не имеют жизненного опыта, то часто решают проблемы неадекватными способами. Это смело можно назвать наибольшим фактором риска, которая создаёт депрессия в подростковом возрасте. Поэтому крайне важно выстроить доверительные отношения с юношей или девушкой. Сложность в том, что сами они не понимают природы своего состояния. Друг на друга накладываются три фактора.

      • Естественное физиологическое взросление организма и изменение характера течения многих биологических процессов.
      • Возникновение социальной ответственности, которая связана с вступлением во взрослую жизнь.
      • Появление новых ценностей. Представители противоположного пола впервые становится не только приятелями или друзьями, но чем-то большим.

    При этом ряд оценок событий и отношение к жизни в целом остаётся на 50% детским. Так, множество юных преступников совершают преступления так, как они раньше играли в индейцев или войнушку. Многое, как и в детстве, воспринимается в игровой форме. Поэтому невозможно ответить на вопрос о том, как вывести из депрессии подростка исключительно по-взрослому. Они уже почти взрослые, но всё ещё дети.

    Отличия детской психотерапии

    Наилучшие методики даёт когнитивная терапия в её игровых формах. Основная стратегия — это использование того, что есть.

    К примеру, если ребёнок слишком агрессивен, то можно попробовать порекомендовать ему секцию боевых искусств. Не нужно опасаться того, что там он научится драться и применит навыки на улице. Если и произойдёт что-то негативное, то это будет связано с чем угодно, но только не с занятиями карате или ушу. Точно также попытки замкнуться в себе можно превратить в чтение художественной литературы, занятия живописью или изучение точных наук. При этом ничего и никогда не следует навязывать.

    Правильная детская и подростковая психотерапия должна строиться на щадящих принципах.

    Одной из наиболее часто встречающихся ошибок, которые делают взрослые, — это попытки добиться того, чтобы подросток был постоянно чем-то занят. Тогда детей чуть ли не заставляют записываться во множество кружков, которые вместе со школьными занятиями превращаются в непосильный груз.

    Один из сюжетов программы «Пусть говорят» был посвящён истории самоубийства юной студентки. Кроме обучения в институте она посещала ещё несколько кружков, секций и групп, а одна из них была посвящена карьерному и личностному росту. Возникло подозрение, что причиной суицида была некомпетентная работа, связанная с психологией личности. Однако подозрения достаточно быстро развеялись. В эту группу было записано около 50 человек, и никто из них в окошко не выпрыгнул, только одна студентка. Причина в слишком большой нагрузке, которая превратила жизнь в постоянные занятия чем-то: бальными танцами, учёбой в институте, личностному росту, английским языком. Студентка — не совсем подросток, но что-то общее всё же есть. Парадокс в том, что примерно такой режим иногда создают родители, которые решают проблему, как избавиться от подростковой депрессии.

    Почему-то им кажется, что если ребёнок бездельничает, то в этом есть что-то дурное. На самом деле пассивность может быть формой активности, только внутренней и незаметной. Совершенно не нужно этому противодействовать.

    Детские желания

    Одна из лучших морально-этических основ не только воспитания, но и подростковой психотерапии заключается в уважении к желаниям юношей и девушек. Здесь мы попытаемся провести очень интересный эксперимент. Присоединяйтесь… Нужно всего лишь прочитать фразу, а потом прервать чтение этой статьи и записать своё мнение на этот счёт.

    В жизни должны быть удовлетворены все желания, которые сам человек намерен удовлетворить. Каждый свободен в формировании и реализации своих желаний.

    Вот тут прерываем чтение и записываем. Мы же сейчас угадаем то, что вы записали…

    Если вы человек обязательный, ответственный и считающий себя правильным, то суть вашего сочинения сведётся к тому, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Более экзотичные натуры наверняка давно уже прочитали множество статей о технологиях исполнения желаний, поэтому они больше внимания уделят тому, что мысль материальна. Совершенно нелепое, кстати, утверждение. Ну а пессимисты сделали запись о том, что это не получается. Очень хочется купить дом в Майами или где-то на Кипре, но — увы, возможностей нет. Всё как в том тосте из бессмертной комедии: «Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями».

    Прежде всего, поделимся своим удивлением. Под желаниями мы понимаем стремление что-то сделать или получить. Что именно — не так уж и важно. Ремонт в квартире или книгу написать, машину купить или на хорошую работу устроиться. Мы и не думали про какие-то низкие желания — ограбить банк или, не дай Бог, совершить какое-то насилие. Совершенно не понятно, почему начинается разговор про свободу от общества. Вполне объяснимо, что кто-то хочет накопить денег и побывать в Индии, посмотреть своими глазами на храмы и природные памятники. Очень даже можно понять и автора этих строк, если он скажет, что хочет дописать эту статью и сделать её полезной для читателей. Можно понять и ребёнка, который хочет какой-то гаджет или, чтобы ему позволили завести собаку. Но откуда берутся опасения о том, что желания окажутся какими-то аморальными? Мы теряемся в догадках…

    Не совсем верны и рассуждения про возможности. Люди очень редко хотят невозможного. К примеру, мечтают стать космонавтами только совсем маленькие дети. Желания подростков и взрослых всегда более осуществимые, чем это может показаться. Психотерапия детей и подростков должна учитывать, что они умеют испытывать более яркие эмоции, не только положительные, но и отрицательные. Если чего-то хочет, но не может реализовать желание, взрослый, то он достаточно умело «включит» комплекс оправдания ситуации. Молодёжи же кажется, что вполне нормально, естественно, правильно обладать чем-то или играть какую-то роль. Они видят это доступным. Чаще всего подростки не могут и не хотят оправдывать невозможность осуществить желаемое. С их точки зрения все они вполне осуществимы…

    Предположим, что из-за запрета родителей завести собаку началась реактивная депрессия у подростка. Что делать в таком случае? Позволить, согласиться, купить? Но родители не планировали. Никто не даст гарантию того, что сын или дочь сами будут выгуливать питомца, заботиться о нём — кормить, поить, купать и воспитывать. Достаточно быстро эта обязанность будет делегирована родителям, а они этого не хотят. Выкидывать же потом живое существо рука не поднимется. Допустим, что родители оказываются очень даже умными и начинают откровенные беседы. Достаточно быстро ребёнок и сам понимает, что ему только кажется, что он способен просыпаться на час раньше, чтобы прогуляться с пёсиком. Он и в обычный-то срок поднимается с большим трудом, а тут — на час раньше. Одного этого достаточно, чтобы осознанием собственной неорганизованности была вызвана подростковая депрессия, причины которой не только отказ со стороны родителей, но и понимание того, что измениться вряд ли получится.

    В таком случае не следует спешить предпринимать какие-то меры и думать о том, как помочь подростку выйти из депрессии. Она является лишь признаком формирования и развития личности. Порекомендуйте ему всё же пересилить себя и просыпаться пораньше, а заодно и принимать участие в уборке, но в период «до», пока никакого щенка ещё нет. Он должен понять, что всё зависит от него самого.

    Не бывает такого, чтобы щенок ни разу не оставил ни одной лужи, а уборка дело того, чьё желание завести собаку исполнилось. Не нужно превращать это в повинность. Не смог поработать по дому, — значит ещё не готов. Это просто тест… Главное не обманывать ребёнка. Если он его пройдёт и покажет серьёзность своих намерений, то щенка придётся купить на самом деле.

    Основной секрет правильной терапии

    Гораздо сложнее найти ответ на вопрос о том, как избавиться от подростковой депрессии, если она эндогенная. Однако возраст, создавая свои сложности, даёт одно неоспоримое преимущество. Подростку проще трансформировать негатив в позитив.

    Главное — это не действовать по определённой схеме. К сожалению, этого не понимают многие родители и педагоги. Иногда они думают, что умные книги содержат пошаговые алгоритмы решения проблем. К примеру, работы опытных авторов сборника статей, в частности профессора — Ремшмидта, «Психотерапия детей и подростков» часто вызывают разочарование. В основном из-за того, что перечисляемые методики во многом направлены на усиление «Я» ребёнка и спокойному отношению к его негативным чертам. Родителям хочется как можно скорее заставить, научить, переделать, а правильная детская психотерапия вообще ничего в детях не переделывает. Она или учит их новому, или помогает развивать всё то положительное, что есть в маленьком человеке. Нравится это его родителям или нет.

    Здесь мы вновь возвращаемся к тезисам начала этой статьи. Для того чтобы понять, что такое подростковая депрессия, как бороться с таким состоянием и то к чему оно может привести нужно признать, что все попытки «сделать» из ребёнка кого-то, кем он не является и может быть не хочет, травмируют психику и носят деконструктивный характер.

    psycholekar.ru