Глубокая степень умственной отсталости характеристика

Глубокая степень умственной отсталости

Глубокая умственная отсталость встречается в 1 % случаев от всех наблюдающихся умственно отсталых лиц. В большинстве случаев в ее происхождении устанавливается органическая этиология. Обычно это последствия тяжелой патологии беременности, родов, мозговых инфекций, или тяжелых черепно-мозговых травм в первые три года жизни. Причиной глубокой умственной отсталости могут быть также наследственные заболевания, сочетающиеся с поражением ЦНС. Коэффициент умственного развития ориентировочно оценивается ниже, чем 20. Это означает, что глубоко умственно отсталые субъекты весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Их психика – на низких ступенях развития.

Понимание и использование речи в лучшем случае ограничивается выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Речь им часто заменяют отдельные нечленораздельные звуки. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-пространственные навыки, и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в самообслуживании. Наиболее тяжелые из них не плачут, не смеются, не узнают окружающих. Их внимание ничем не привлекается. Они с трудом ориентируются. Реагируют только на боль. Отсутствуют элементарные навыки самообслуживания, не умеют играть. Речь и жесты не понимают. Наблюдаются аффекты гнева, стремление к нанесению себе повреждений (кусают свои конечности, бьются головой о стену, мебель). Часты проявления сексуального возбуждения – безудержный онанизм. Одни апатичны, вялы, другие – злобны, раздражительны, крикливы, агрессивны. Часто имеются оказывающие влияние на подвижность больных тяжелые неврологические и другие соматические нарушения, такие как эпилептиформные припадки, а также расстройства зрения и слуха. Диагностика возможна на первом году жизни. Среди многочисленных признаков особо выделяются нарушения статических и моторных функций: задержка в появлении дифференцированной эмоциональной реакции, неадекватная реакция на окружение. Наблюдаются тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что лица с глубокой степенью умственной отсталости вынуждены вести лежачий образ жизни. Лица с глубокой степенью умственной отсталости в основном находятся в учреждениях Министерства социальной защиты.

Вопросы и задания.

1. Дайте психолого-педагогическую характеристику лиц с незначительной степенью умственной отсталости.

2. Дайте психолого-педагогическую характеристику лиц с умеренной степенью умственной отсталости.

3. Дайте психолого-педагогическую характеристику лиц с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости.

СИСТЕМАТИКА ФОРМ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.

С самого начала изучения умственной отсталости исследователи были убеждены в его многообразии.

Классификации, основанные на степени тяжести интеллектуального дефекта.

Первой попыткой дифференциации умственной отсталости было выделение Ф. Пинелем (1806) четырех видов идиотии, Ж.Э-Д. Эскироль (1838) стал родоначальником классификации умственной отсталости по такому признаку, как время приобретения слабоумия. Именно он сравнил идиотию с бедняком, который никогда не имел богатства, а приобретенную деменцию с состоянием постепенно разоряющегося богача. Отечественный ученый П.П. Малиновский (1847) различал врожденное и неврожденное слабоумие, подробно описал дефекты и уродства у больных с врожденным слабоумием и считал, что «врожденное слабоумие и бессмыслие никогда не излечиваются».Такой пессимистический подход долгие годы предопределял отношение клиницистов к детям с умственной отсталостью как бесперспективным в плане лечения. В новом определении Американской ассоциации специалистов по психической отсталости (1992) умственная отсталость обозначается как «значительное ограничение настоящего функционирования», при этом коэффициент интеллекта IQ имеет составляет 70 и ниже.

Наиболее распространенной классификацией является дифференциация умственной отсталости по степеням на идиотию, имбецильность, дебильность.

Классификации, созданные на основе психологических и клинических признаков.

Разнообразие симптоматики умственной отсталости послужило причиной появления классификаций, созданных на основе психологических и клинических признаков. Г.Я. Трошин (1915) выделяет апатичных, боязливых, сенситивных и т.д умственно отсталых индивидов. К. Шнайдер (1949), разделив умственно отсталых лиц на хвастливого болтуна, закоренелого ханжу, бессмысленно упрямого, инертно-пассивного, невольно показал всю несостоятельность такого подхода к систематизации.

С расширением знаний о причинах психического недоразвития, особенно после выявления того, что оно может быть результатом заболеваний и других вредностей, воздействующих на мозг плода и младенца, возникло много этиологических классификаций (Азбукин Д.Н., 1936;Озерецкий Н.И.,1938; Kohler C., 1963; Tredgold A., 1956).

Наиболее раннее и простое дихотомическое деление умственной отсталости основано на предполагаемом эндогенном происхождении одних форм и экзогенном других. Эндогенный синдром понимается как генетически обусловленное состояние психического недоразвития. Типичным для него считают отсутствие неврологических симптомов и грубых характерологических изменений (Исаев Д.Н.). Экзогенный синдром возникает при повреждениях или инфекционных поражениях мозга в пренатальный, натальный и постнатальный периоды. Психическая неполноценность в этих случаях сочетается с расстройствами перцепции и нарушениями поведения. При всем многообразии положительных сторон, данные классификации в недостаточной степени отражают многообразие клинических проявлений умственной отсталости.

Систематика по этиологическому признаку получила развитие в этиопатогенетических классификациях. Одна из первых этиопатогенетических классификаций принадлежит W. Strohmayer (1926), который две основные группы психической отсталости делил на отдельные формы в зависимости от разных критериев (особенностей развития, времени поражения, этиологических факторов и др.). Отечественные ученые М.О. Гуревич (1932), С.Я. Рабинович (1940), дифференцируя различные группы олигофрении, стремились учитывать не только качество вредности, но и время ее действия, а также течение и интенсивность заболевания, нарушившего психическое развитие.

Наиболее известной является классификация Г.Е. Сухаревой (1965). В связи с концепцией автора о зависимости характера поражения от времени воздействия этиологического фактора, его качества и тяжести, выделяют три группы олигофрений. Внутри каждой группы проводится дифференциация по этиологии.

Первая группа обусловлена патологией генеративных клеток родителей – эндогенная олигофрения.

Вторая группа связана с вредностями, действовавшими в течение внутриутробного периода (эмбрио- и фетопатии) – эмбриопатическая олигофрения.

В третью группу входят формы, которые были обусловлены повреждением центральной нервной системы в натальном и раннем постнатальном (до трех лет жизни) периоде. Это так называемая экзогенная олигофрения.

Этиопатогенетические классификации вполне приемлемы для клинических исследований, лечения и профилактики, но для социального прогноза и для оценки обучаемости детей они недостаточны.

studopedia.org

Менеджмент

Клинико-педагогическая характеристика глубокой умственной отсталости

Глубокая умственная отсталость (F73). Уровень когнитивных способностей (IQ) до 20, соответствует возрасту до 3 лет. Неспособны к пониманию и выполнению требований или инструкций. Часто недержание мочи и кала. Моторика грубо нарушена. Тяжелые неврологические нарушения.

При глубокой умственной отсталости минимальное развитие сенсомоторики позволяет в некоторых случаях при систематической тренировке добиться резко ограниченных навыков самообслуживания лишь в подростковом возрасте, что делает необходимым постоянный уход за больными. Большинство пациентов остаются неподвижными и неспособными контролировать физиологические отправления. Элементарное общение достижимо лишь на невербальном уровне.

Чем более выражена интеллектуальная недостаточность, тем раньше она обращает на себя внимание. Возможности выявления резко усиливаются с началом обучения в школе, достигая пика к 10—15 годам, после чего постепенно снижаются до 1% популяции.

Умеренные и более тяжелые формы интеллектуальной недостаточности равномерно представлены во всех социальных слоях общества, тогда как легкие формы значимо доминируют в малообеспеченных семьях, где число таких детей достигает 10 — 30%. Соответствует идиотии.

Идиотия (от греч. — невежество, собственный, существующий для себя, или, иначе,— существующий без общения с окружающими) — самая тяжелая степень умственной отсталости.

К идиотам относят детей с грубым недоразвитием мозга и глубоким снижением всей психической деятельности. У таких детей аномалии развития психики сопровождаются глубокими нарушениями чувствительных и двигательных функциональных систем.

Речь у детей-идиотов часто отсутствует, у них не может быть полностью сформирована какая-либо речь, они плохо понимают обращения к ним. Такие дети спонтанно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях. У некоторых детей-идиотов возникают импульсивные вспышки гнева, злобы, что выражается в бурном двигательном возбуждении, крике, агрессивных действиях по отношению к себе или окружающим (царапаются, кусаются и пр.). Нередко их единственной речевой реакцией на приятные или неприятные для них раздражители являются протяжные или отрывистые крики, мычание. В более легких случаях идиотии имеет место сравнительно большая динамика в развитии. Дети живее реагируют на раздражители внешней среды. У них формируются статические функции, начинает развиваться речь (произносят отдельные слова). Проведенные исследования показали, что систематические занятия с этими детьми по развитию речи оказались успешными: у некоторых из них увеличился словарный запас, возникло понимание коротких фраз.

Эти больные совершенно необучаемы, они не могут усвоить навыки опрятности, их невозможно приучить к самообслуживанию.

У них резко снижены реакции на разнообразные внешние раздражители (световые, звуковые, вкусовые, иногда даже на болевые и др.). У некоторых повышен пищевой рефлекс.

Не различая вкуса, они часто тянут в рот все, что попадает в руки (землю, куски известки, тряпки, собственный кал).

Для части детей-идиотов характерна неподвижность (сидят или лежат в кроватях); иногда у них возникают однообразные, навязчивые движения. У них настолько выражены нарушения двигательной сферы, что они не могут самостоятельно передвигаться. Другие более беспокойны: они долго повторяют одни и те же стереотипные движения или действия (раскачивают головой или всем туловищем, перебирают пальцы или предметы, попадающие им в руки, открывают или закрывают дверь). Эти дети ползают или бегают; то и другое они прерывают внезапными остановками. Все эти движения и действия носят автоматизированный, бесцельный и хаотичный характер. Некоторые дети-идиоты отвечают на раздражения, поступающие из внешней среды, но их ответные реакции примитивны, однообразны. Иногда ответные реакции носят неадекватный и запоздалый характер.

У страдающих идиотией преобладает пассивно-равнодушное настроение, иногда сменяющееся кратковременными вспышками ярости, безмотивного и хаотического возбуждения, обусловленными, как правило, чувством голода.

У отдельных детей-идиотов развивается чувство привязанности к лицам, которые за ними ухаживают. Однако эта привязанность нестойкая и легко исчезает, если ребенок какой-то период не связан с ухаживающим за ним человеком. Музыка на большинство детей действует успокаивающе. В процессе длительной и упорной воспитательной работы дети приобретают некоторые навыки самообслуживания и опрятности.

Умственно отсталые лица с идиотией судебно-психиатрическую экспертизу не проходят.

lartdoll.net

Автореферат и диссертация по медицине (14.00.18) на тему: Клинико-социальная характеристика впервые признанных инвалидов вследствие умственной отсталости

Автореферат диссертации по медицине на тему Клинико-социальная характеристика впервые признанных инвалидов вследствие умственной отсталости

На правах рукописи

□03053681 РУДОВА Ольга Борисовна

ВПЕРВЫЕ ПРИЗНАННЫХ ИНВАЛИДОВ ВСЛЕДСТВИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

14.00.54 — «Медико-социальная экспертиза

и медико-социальная реабилитация»

диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Работа выполнена в Федеральном государственном учреждении «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Научные руководители: Доктор медицинских наук, профессор

КИНДРАС Галина Петровна

Доктор медицинских наук, профессор ГРИШИНА Лидия Павловна

Доктор медицинских наук, профессор ОВСЯННИКОВСергей Алексеевич

Доктор медицинских наук ШАХОВА Елена Викторовна

Федеральное государственное учреждение «Московский научно-исследовательский институт психиатрии Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Защита состоится « Ы/аР ¿ГУ_ 2007 г.

в / -часов на заседании диссертационной Совета К208.041.03 при ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава» (1174.19, Москва, ул. Донская, д.43, корп. 5). Почтовый адрес: 127473, Москва, ул. Делегатская, д. 20/1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного медико-стоматологического университета (127206, г. Москва, ул. Вучетича, д. 10а). п / л

Автореферат разослан « ¿У » 2007 года.

Ученый секретарь диссертационного Совета кандидат медицинских наук, доцент

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИ СТИКА РАБОТЫ

Среди многих проблем современной психиатрии проблема инвалидности и реабилитации занимает особое место (И. Я. Гурович, 1998; В. С. Ястребов, 1998; Д. И.Лаврова, 2005; Н. Ф.Дементьева, 2002; Р. М. Войтенко, 2002; Г. П. Киндрас, 2004 и др.). Это связано как с общей распространенностью психических болезней, так и с преобладанием среди больных лиц молодого и трудоспособного возраста. Из числа освидетельствованных в специализированных бюро МСЭ больные с умственной отсталостью в городах составляют 17-20%, в сельской местности — 30-40% (Р. М. Войтенко, 2000). В Российской Федерации среди больных с умственной отсталостью, освидетельствуемыхвбюроМСЭ, инвалиды 1 группы составляют около 3-5%, 2 группы-33% и 3 группы-62%; в психиатрических домах-интернатах и психиатрических больницах число инвалидов 2 группы, страдающих умственной отсталостью, составляет 50%; имеются определенные трудности реабилитации данного контингента. (С. Н. Пузин, 2005; Л. П. Гришина, 2003; О. С. Андреева, 2004). Вступивший в действие в 1995 г. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» внес существенные изменения в понятия «инвалид», «инвалидность», «медико-социальная экспертиза» и определил новую концепцию инвалидности и реабилитации инвалидов, направленную на интеграцию инвалидов в семью и общество. В соответствии с данным законом, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 535 утверждены «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

В связи с изложенным возникла необходимость изучения закономерностей формирования инвалидности вследствие одного из основных инвалиди-зирующихзаболеваний -умственной отсталости; уточнения принципов и критериев медико-социальной экспертизы и реабилитации; определения потребностей в различных видах реабилитации инвалидов при данной патологии.

На основе комплексного медико-социального исследования инвалидности вследствие умственной отсталости у взрослого населения разработать научно обоснованные критерии медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с данной патологией.

1. Выявить особенности динамики показателей первичной инвалидности вследствие умственной отсталости в Ростовской области за период 1999-2005 гг.

2. Изучить социально-гигиеническую характеристику контингента впервые признанных инвалидами вследствие умственной отсталости.

3. Определить современные подходы медико-социальной экспертизы и критерии оценки ограничений жизнедеятельности при умственной отсталости.

4. Изучить потребность инвалидов вследствие умственной отсталости в различных видах медико-социальной реабилитации.

5. Разработать научно обоснованные рекомендации по формированию комплексных программ медико-социальной реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости.

Научная новизна работы

Работа является научным трудом, посвященным всестороннему изучению проблем инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости в свете современной концепции инвалидности.

Впервые,-в соответствии с современной концепцией инвалидности, изучены динамика показателей первичной инвалидности и социально-гигиенические особенности контингента инвалидов вследствие умственной отсталости по целому ряду социально-значимых параметров.

Разработаны современные подходы медико-социальной экспертизы и критерии определения инвалидности при умственной отсталости с учетом оценки ограничений жизнедеятельности и нуждаемости в мерах социальной защиты.

Выявлены социальные потребности инвалидов вследствие умственной отсталости, нуждаемость их в различных видах медицинской, психологической и социальной реабилитации.

Разработаны научно-обоснованные рекомендации по формированию комплексных программ медико-социальной реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости.

Практическая значимость работы

Полученную в результате проведенного исследования новую информациюо социально-гигиенических особенностях первичной инвалидности вследствие умственной отсталости необходимо использовать при разработке комплексных программ по предупреждению и снижению инвалидности при психических болезнях.

Предложенные медико-социальные критерии определения инвалидности при умственной отсталости могут быть применены в практике работы бюро МСЭ, что обеспечитунифицированный подход к медико-социальной экспертизе лице данной патологией.

Выявленные социальные потребности инвалидов вследствие умственной отсталости рекомендуется учитывать органам и учреждениям системы здравоохранения и социальной защиты для планирования и реализации

адресной медико-социальной помощи.

Сформулированные с учетом современной концепции инвалидности комплексные программы медико-социальной реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости рекомендуется использовать в работе врачей-экспертов и реабилитологов для достижения наиболее полной и эффективной реабилитации данного контингента лиц.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Данные социально-гигиенической характеристики первичной инвалидности вследствие умственной отсталости, обусловливающие специфику мер медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.

2. Современные подходы медико-социальной экспертизы и критерии оценки ограничений жизнедеятельности при умственной отсталости с учетом современной концепции инвалидности.

3. Сведения о дифференцированной потребности инвалидов вследствие умственной отсталости в различных видах медико-социзльной помощи для планирования и оказания им адресной социальной помощи.

4. Научно-обоснованные рекомендации по составлению комплексных программ реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости для повышения эффективности реабилитации этой категории лиц.

Работа прошла апробацию на межотделенческой конференции Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.

Внедрение результатов исследования в практику

Разработанные автором медико-социальные критерии определения инвалидности внедрены в практику деятельности бюро МСЭ гг. Ростова-на-Дону, Рязани, Ярославля, Липецка, Воронежа, Иваново, Федерального бюро медико-социальной экспертизы.

По теме диссертации опубликовано б работ, одна из них в журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Объем и структура диссертации

Работа изложена на 137 страницах печатного текста, состоит из введения, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы. В указателях литературы приведены публикации 118 отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме.

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цель, задачи, научная новизна и научно-практическая значимость работы, изложены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе представлен аналитический обзор отечественных и зарубежных исследователей, посвященный вопросам распространенности и реабилитации больных и инвалидов вследствие умственной отсталости, анализируется комплекс факторов, способствующих возникновению и развитию данной патологии. Проведенный анализ литературных данных позволил выявить ряд нерешенных вопросов в области медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации указанной категории инвалидов, обосновать актуальность исследования, сформулировать цель и задачи диссертационной работы.

Вторая глава посвящена методике и организации исследования. Настоящая работа является комплексным клинико-экспертным, социально-гигиеническим и экспертно-реабилитационным исследованием и включает 3 этапа.

I этап — социально-гигиенический. На этом этапе проведено изучение динамики первичной инвалидности вследствие умственной отсталости в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области. Период наблюдения — 1999-2005 гг. Базы исследования — 3 психиатрических филиала медико-социальной экспертизы г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. Единица наблюдения — лицо, впервые признанное инвалидом вследствие умственной отсталости. Исследование сплошное. Объем исследования — 7514 человек, впервые признанных инвалидами вследствие психических болезней, из них инвалидами вследствие умственной отсталости — 1129 человек. Социально-гигиенический аспект исследования посвящен изучению характеристики контингента впервые признанных инвалидов вследствие умственной отсталости в г. Ростове-на-Дону и области. Источники информации — статистическая форма 7-собес, статистические талоны, статистические сборники Госкомстата Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Методы исследования первого этапа: выкопировка данных, социально-гигиенический, аналитический, статистический.

II этап — клинико-функциональный, посвящен изучению клинико-функциональных и психологических особенностей инвалидов вследствие умственной отсталости для решения задач медико-социальной экспертизы. Исследование выборочное. Использован метод типологической выборки и направленного отбора. Объем исследования — 512 инвалидов (впервые признанных) вследствие умственной отсталости. Использовались клинические, экспериментально-психологические исследования; методы социальной диагностики: оценки профессионально-трудового, образовательного, социально-бытового статусов инвалида.

III этап — экспертно-реабилитационный, посвящен определению потребностей инвалидов вследствие умственной отсталости в различных видах медико-социальной помощи и формированию комплексных программ реабилитации. Число наблюдений — 512 инвалидов вследствие умственной отсталости. Методы исследования: анкетирование, интервьюирование, клинический, метод экспертных оценок.

При реализации всех аспектов исследования осуществлена математическая статистическая обработка материала на ЭВМ с применением программ «Microsoft Excel», «Microsoft Graf», «Supercalk 5» и др.

Третья глава посвящена изучению динамики первичной инвалидности вследствие умственной отсталости за 7 лет и социально-гигиенических особенностей контингента инвалидов вследствие умственной отсталости по данным бюро МСЭ г. Ростова-на-Дону и области.

Анализ показал, что в структуре первичной инвалидности вследствие психических болезней инвалидность вследствие умственной отсталости в среднем составила 15,6%.

Изучение динамики численности впервые признанных инвалидами вследствие умственной отсталости в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области за указанный период выявило следующие тенденции: наибольшее количество инвалидов было признано в 2000 г. (250 чел, что составляло 17,7% от общей численности всех впервые признанных инвалидами вследствие психических заболеваний за этот год), в последующие три года отмечалось снижение числа инвалидов вследствие умственной отсталости и составляло в 2003 г. — 123 человека, в 2004 г. — 121 человек, в 2005 г. — 86 человек (15,5%, 15,9% и 16,1% соответственно) (табл. 1, рис. 1).

Общие сведения о первичной инвалидности а г. Ростове-на-Дону и Ростовской области за период 1999-2005 гг.

Годы Всего признано инвалидами впервые (абс. число) В том числе вследствие психических расстройств Из них вследствие умственной отсталости

1999 36316 1892 5,2 189 10,0

2000 42490 1411 3,3 250 17,7

2001 41297 1192 2,9 204 17,1

2002 31150 932 3,0 156 16,7

2003 30418 792 2,6 123 15,5

2004 26240 762 2,9 121 15,9

2005 24171 533 2,2 86 16,1

Всего за 7 лет 232082 7514 3,2 1129 15,0

Веред, за год 33155 1073 3,2 161 15,6

«1 общее число впервые признанных инвалидами вследствие психических расстройств, взятоеза 100 %

| удельный вес впервые признанных и и вал идами вследствие умственной отсталости в контингенте ЙПИ вследствие психически к расстройств (в %)

Рис. 1.7дельный вес инвалидов вследствие умственной отсталости в общем контингенте инвалидов вследствие психических расстройств в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области за 1999-2005 гг. (в %)

\Ш 2000 Mil 2ОТ2 2000 2Ш 2005 в

Изучение распределения впервые признанных инвалидами вследствие умственной отсталости в зависимости от степени выраженности интеллектуальной недостаточности за этот период было следующим: наибольшее количество во все годы составляли лица с легкой умственной отсталостью — от 70,4% в 1999 г. до 84,0% в 2005 г.; второе место по численности занимали больные с умеренной и тяжелой умственной отсталостью — от 29,6% в 1999 г. до 16,0% в 2005 г. Всего за семь лет наблюдения инвалидов с легкой умственной отсталостью было 897 человек или 79,5 %, с имбецильностью — всего 232 человека или 20,5 % от общего числа.

Уровень первичной инвалидности вследствие умственной отсталости среди трудоспособного населения г. Ростова-на-Дону и области снижается с 1,00 инвалида в 2000 г до 0,47 и 0,32 инвалидов в 2004 и 2005 гг. и в среднем составляет 0,65 инвалида на 10 тыс. населения (табл. 2, рис. 2).

Уровень первичной инвалидности вследствие умственной отсталости в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области (на 10 тыс. населения)

Годы Число впервые признанных инвалидами трудоспособного возраста (абс.число) Уровень первичной инвалидности возрасте (на 10 тыс. трудоспос. населения)

Всего за 7 лет 1129 —

В среднем за год 161 0,65

й ИШ Ste Bè; Bœ Яй Ii.

1999 2000 2001 2С02 2003 2004 MOS

Рис. 2. Уровень первичной инвалидности вследствие умственной отсталости в трудоспособном возрасте в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области за 1999-2005 гг. (на Ютыс. трудоспособного населения)

Анализ возрастной характеристики впервые признанных инвалидами вследствие умственной отсталости предусматривал выделение 3-х возрастных групп: первая группа — женщины до 44 лет, мужчины до 49 лет; вторая группа: женщины 45-54 лет, мужчины 50-59 лет; третья группа: женщины 55лет и старше, мужчины 60 лет и старше. Проведенное изучение распределения впервые признанных инвалидами вследствие умственной отсталости за период с 1999 г. по 2005 г. выявило, что в 100,0% случаев они являлись лицами трудоспособного возраста, Отмечается преобладание инвалидов первой возрастной группы (от — 92,0% в 2000 г. до 96,5% в 2005 г.). В первой возрастной группе значительно преобладали лица мужского пола (от 54,4% в 2001 г. до 71,2% а 2002 г.).

Анализ распределения впервые признанных инвалидами вследствие умственной отсталости по полу показал, что в исследуемой группе количество мужчин во все годы значительно превышало количество женщин, в среднем мужчины составили 63,2%, женщины — 36,8 %,

Анализ структуры инвалидности в зависимости от ее тяжести выявило преобладание эо все исследуемые годы инвалидов 3 группы (от 76,2% в 1999г. до 69,8% в 2005г.). Инвалидов I группы с 1999 г. по 2005 г. не было.

Анализ причины инвалидности вследствие умственной отсталости свидетельствовал, что у большинства (от 79,4% в 1999 г. до 80,8% в 2005 г.) установлена причина инвалидности «инвалидность с детства»; более редкой причиной является «общее заболевание».

Изучение трудового стажа у впервые признанных инвалидами вследствие умственной отсталости показало, что значительное количество инвалидов (81,0%) имели трудовой стаж до 4 лет; 6,3% инвалидов имели трудовой стаж от 5 до 9 лет; у 4,8% исследуемых трудовой стаж составлял 10-14 лет; лица с трудовым стажем от 15 до 19 лет составляли 3,2%; трудовой стаж от 20 до 24 лет отмечался у 1,5% инвалидов; 3,2% имели трудовой стаж 25-29 лет.

Изучение уровня образования у впервые признанных инвалидами вследствие умственной отсталости, выявило преобладание лиц, окончивших 8 классов школы-интерната VIII вида (от 60,7% в 1999 г. до 59,7% в 2005 г.). Лица, не имеющие образования, составили от 10,0% в 1999 г. до 10,6% в 2005 г. Меньше всего был удельный вес инвалидов со средним общим образованием (от 3,2% в 1999 г. до 5,3% в 2005 г.).

Изучение трудовой занятости лиц с умственной отсталостью показало, что большинство больных (от 84,4% в 1999 г. до 83,5% в 2005 г.) до наступления инвалидности не работали. После наступления инвалидности выявилось существенное число неработающих лиц (от 94,7% в 1999г. до 92,9% в 2005 г.), что обусловлено тяжестью заболевания, отсутствием сети лечебно-трудовых мастерских при Л ПУ, отсутствием работы специализированных цехов при промышленных предприятиях для инвалидов с психическими расстройствами, сужением сети надомной работы.

Исследование причин незанятости инвалидов свидетельствовало, что в 50,8% случаев инвалиды не работали по состоянию здоровья, в 46,3% испытывали сложности при трудоустройстве, в 1,1% не работали из-за неудовлетворительных условий труда, в 1,8% — из-за низкой оплаты труда.

Исследование зависимости первичной инвалидности от лечения определило, что в 1999 г. 11 больных (5,8%) получали комплексное лечение в психиатрических стационарах и 94 человека (50,0%) получали амбулаторное лечение по поводу нарушений поведения. В 2003 г. численность пациентов, прошедших стационарное лечение, увеличилась на 1,2%, в то же время

тяжесть инвалидности уменьшилась (количество инвалидов II группы уменьшилось с 30,0% в 2000 г. до 22,0% в 2003 г.).

Четвертая глава посвящена разработке критериев инвалидности при умственной отсталости на современном этапе.

fio степени тяжести умственной отсталости (основной критерий — интеллектуальная недостаточность) инвалиды распределилисьследующим образом: подавляющее число инвалидов (412 человек) страдали легкой умственной отсталостью-80,5%, второе место (56 человек) состав ля л и больные с тяжелой умственной отсталостью -10,9%, больные с умеренной умственной отсталостью составляли- 8,6% (44человека) (рис. 3).

И Тяжелая умственная отсталость (резко выраженная имбецильность)

□ Умеренная умственная отсталость (умеренная имбецилыюстъ)

□ Легкая умственная отсталость (дебильность)

Рис. 3. Структура инвалидности по степени тяжести умственной отсталости.

Выделение степеней умственной отсталости имеет решающее значение при принятии экспертных решений. Поскольку в группу инвалидов с легкой умственной отсталостью вошли умственно отсталые с различным диапазоном интеллектуальной недостаточности, в целях более дифференцированной оценки глубины их интеллектуального дефекта выделялись больные с легкой, умеренной и выраженной степенью дебильности, с обязательным указанием степени выраженности поведенческих расстройств.

Группа с легкой умственной отсталостью из 412 человек (включающая асе степени дебильности) была разделена на подгруппы а зависимости от

наличия или отсутствия нарушений поведения. Подавляющее число инвалидов (58,0%) страдали умеренной дебильностью без нарушений поведения, второе место по количеству (15,5%) занимали лица с умеренной дебильностью и нарушением поведения, меньшее количество составляли лица с легкой дебильностью и значительными нарушениями поведения (12,9%). Часть больных страдала выраженной дебильностью с нарушением поведения (10,4%) и без нарушений поведения (3,2%).

В категории инвалидов с умственной отсталостью женщины составляли 33,8%, мужчины — 66,2%. Отмечалось преобладание лиц молодого трудоспособного возраста.

В анамнезе у всех лиц, страдающих умственной отсталостью, отмечались различные этиологические факторы — эндогенной, экзогенной природы или их сочетание. Наиболее часто (в 53,9% случаев) отмечалось кислородное голодание развивающегося мозга; механические травмы во время родов (29,3%); интоксикации — 21,0% (алкоголизм матери, нарушение у нее функции печени или почек, гормональные дискорреляции в организме беременной) и др.

Патогенез умственной отсталости зависит от характера этиологического фактора, его интенсивности, продолжительности действия, а также определяется периодом онтогенеза, на который пришлось воздействие вредности. Наиболее грубые пороки мозга и всего организма возникали при поражении в период закладки, формирования органов и их дальнейшей диффе-ренцировки.

При изучении амбулаторных карт в исследуемой группе в 83,0% случаев диагноз «умственная отсталость» был установлен за 10-15 лет до обращения в бюро МСЭ. Во всех этих случаях отмечалось отсутствие прогредиен-тности заболевания. Обращение в бюро МСЭ было обусловлено такими факторами как потеря родителей, обеспечивавших социальную и трудовую адаптацию больных; невозможность трудоустройства после приобретения профессии (после окончания ПТУ и пр.); закрытие предприятия, на котором трудились больные; присоединение сопутствующих заболеваний (черепно-мозговая травма, алкоголизм, сосудистый процесс и др.); декомпенсация патохарактерологических расстройств.

При экспериментально-психологическом исследовании 512 инвалидов с умственной отсталостью использовалась методика оценки интеллекта по

Векслеру, которая подтвердила «тотальное» недоразвитие, при котором страдает познавательная деятельность и психика в целом.

Методикой оценки интеллекта по Векслеру выявлено, что в исследуемой группе в 10,0% случаев Ю (коэффициентумственного развития) находился в пределах 20-34 баллов, что соответствует выраженной интеллектуальной недостаточности; в 8,4% случаев Ю составил 35-49 баллов, что соответствует умеренной интеллектуальной недостаточности; в 81,6% Ю составил 50-70 баллов, что соответствует легкой степени интеллектуальной недостаточности.

При разграничении степеней задержки умственного развития учитывались выраженность и особенности имеющихся нарушений. Как косвенный критерий принимались во внимание также невозможность освоения больными программы общеобразовательной школы или недоступность овладения школьными знаниями даже по вспомогательной программе.

Анализ группы из 53 инвалидов (10,4% от всей группы из 512 инвалидов) с умственной отсталостью легкой степени и значительными нарушениями поведения (дебильность легкой степени) выявил, что 10,0% инвалидов получили образование в объеме 4-5 классов массовой школы, 90,0% закончили вспомогательную школу. При психопатоподобном типе дефекта отмечались умеренно выраженные ограничения способности к обучению и трудовой деятельности, а также ограничение способности к контролю за своим поведением.

В группе с умственной отсталостью легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения (умеренная дебильность), состоящую из 303 инвалидов (59,2% от всей группы из 512 инвалидов), еще в дошкольном возрасте выявлено отставание в психомоторном развитии; около 60,0% инвалидов этой группы окончили 6-8 классов вспомогательной школы, остальные-лишь 5-6 классов. При основном типе олигофренического дефекта отмечались умеренно выраженные ограничения способности к обучению, к трудовой деятельности; а при психопатоподобном типе олигофренического дефекта — умеренно выраженные ограничения способности к общению, к контролю за своим поведением.

В группе с умственной отсталостью легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения (выраженная дебильность), состоящую из 56 инвалидов (10,9%), отставание в психомоторном

развитии обнаруживалось в дошкольном возрасте — ходить и говорить дети начали к 3 годам, простейшая фразовая речь сформировалась к 4-5 годам, всего 67,0% из них закончили 4-6 классов вспомогательной школы. При основном типе олигофренического дефекта выявлялась грубая неврологическая симптоматика. Указанные расстройства обусловливали выраженные ограничения способности к обучению, к трудовой деятельности, к передвижению. При психопатоподобном типе олигофренического дефекта имели место выраженные ограничения способности контролировать поведение.

В группе с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, состоящую из 100 инвалидов (19,5%), познавательная деятельность нарушена таким образом, что они могут образовывать представления. Образование понятий, для них невозможен или резко затруднен, отсутствует способность к абстрактному мышлению, обобщениям. У лиц с нерезко выраженной имбецильностью при психопатоподобном типе дефекта на первый план выступает выраженное ограничение способности контролировать свое поведение и ограничение способности к общению. У лиц с резко выраженной имбецильностью на первый план выступает выраженное ограничение способности к обучению, общению, передвижению. Резко выраженные неврологическая симптоматика и двигательные нарушения ограничивают способность к самообслуживанию.

Среди больных, направленных на первичное освидетельствование с умственной отсталостью, чаще всего встречался психопатоподобный тип дефекта (около 42,0%), основной тип дефекта отмечался реже (около 36,0%), сложный тип дефекта наблюдался у 22,0% инвалидов.

На основании проведенного комплексного клинико-функционального исследования, изучения социального и профессионального статуса были сформулированы медико-социальные критерии инвалидности при умственной отсталости.

Основными критериями для определения у больных умственной отсталостью признаков инвалидности третьей группы служат нарушения, обусловливающие ограничение способности к труду, общению и к контролю своего поведения первой степени, атакже ограничение способности к обучению первой и второй степени выраженности: умственная отсталость легкой степени (легкая дебильность) сумеренно выраженными аффективно-волевыми нару-

шениями и снижение интеллекта в степени легкой умственной отсталости (умеренная дебильность) с основным типом олигофренического дефекта.

Для выявления у больных с умственной отсталостью признаков второй группы инвалидности служат снижение интеллекта, предопределяющие ограничение способности к обучению и трудовой деятельности второй и третьей степени и ограничение способности к общению, передвижению, ориентации и способности контролировать свое поведение второй степени: умственная отсталость легкой и умеренной степени (умеренная и выраженная дебильность, нерезко выраженная имбецильность), с выраженными аффективно-волевыми и психопатоподобными расстройствами и тяжелая умственная отсталость.

В качестве критериев для определения первой группы инвалидности при умственной отсталости являются нарушения, обусловливающие ограничение всех категорий жизнедеятельности третьей степени в связи с наличием значительно выраженных функциональных нарушений: тяжелая умственная отсталость с выраженными двигательными нарушениями и резко выраженной неврологической симптоматикой; глубокая умственная отсталость.

Пятая глава посвящена медико-социальной реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости.

Для решения вопросов медико-социальной реабилитации инвалидов с умственной отсталостью изучена структура потребности 512 инвалидов с умственной отсталостью, впервые проходивших медико-социальную экспертизу в 3 психиатрических филиалах МСЭ г. Ростова-на-Дону и области в 1999-2005 годы (табл.3).

По данным проведенного исследования 100,0% нуждались в диспансерном наблюдении, 38,0% — в стационарном восстановительном лечении и 91,8% — в амбулаторном восстановительном лечении, 69,5% — в психотерапевтических мерах, 16,6% — в санаторно-курортном лечении. Потребность в мерах профессиональной реабилитации была меньшей и составила: в профориентации — 30,8%, в профессиональном обучении — 46,2%, в рациональном трудоустройстве — 52,4%. Среди мер социальной реабилитации наибольшая потребность отмечалась в материальной помощи — 58,5%, в социально-бытовом обслуживании — 54,2%, в социально-психологической адаптации — 38,8%, в натуральной помощи — 35,6%, в юридических консультациях-29,4%.

Потребность инвалидов с умственной отсталостью в различных видах медико-социальной реабилитации

№ Виды реабилитации, Количество инвалидов

п/п средств и услуг

II группа (%) III группа (%) Всего (%)

1. Медицинская реабилитация 1. Восстановительная терапия

— стационарное восстан. лечение 40,6 24,4 38

— диспансерное наблюдение 100 100 100,0

— амбулаторное восстан. лечение 90,9 93,4 91,8

— санаторно-курортное лечение 15,6 17,2 16,6

— психотерапия 60,4 27,4 69,5

2. Профессиональная реабилитация

1. Профориентация 7,3 40,5 30,8

2. Профессиональное обучение 16,2 58,4 46,2

произзодственная адаптация 5,8 24,2 20,3

4. Рациональное трудоустройство 25,7 61,3 52,4

3. Социальная реабилитация 1. Социально-бытовая адаптация

— постоянный посторонний уход — — —

— периодический посторонний уход 10,3 — 10,3

средства для быта 3,1 2,6 5,7

— устройства и приспособления

для адаптации жилища 10,4 4,4 14,8

2. Социально-бытовое обслуживание 45,2 40,3 54,2

адаптация 36,0 41,2 38,8

4. Организация досуга 10,7 — 10,7

5. Социальная помощь 33,1 53,1 38,5

бытовых условий 31,1 44,9 40,5

— натуральная помощь 33,0 31,6 35,6

— материальная помощь 43,0 57,4 58,5

6. Социально-правовая помощь 19,0 21,7 21,6

— юридические консультации 8,0 32,0 29,4

— доступ к информации

в реализации прав и льгот 29,5 31,8 36,5

Сведения об этих потребностях важны для формирования комплексных программ реабилитации и оказания адресной социальной помощи инвалидам. При составлении программы медицинской реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости ориентировались прежде всего на мероприятия, направленные на развитие и восстановление психических функций. При формировании программы профессиональной реабилитации у инвалидов вследствие умственной отсталости предпочтение отдавалось мероприятиям, направленным на формирование устойчивых практических знаний, навыков и умений. При формировании программ социальной реабилитации для контингента инвалидов вследствие умственной отсталости с «тяжелыми группами инвалидности» учитывалась потребность этих лиц в разнообразных мероприятиях по социально-бытовой адаптации и включала: консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации инвалидов и их семей; обучение инвалидов самообслуживанию; обеспечение техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими; организацию жизни инвалидов в быту. В программу социаль-но-средовой адаптации входили следующие мероприятия: психотерапия, психологическая коррекция, психологическое консультирование; оказание помощи в решении личных проблем; консультирование по правовым вопросам. Комплексные программы реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости включают медицинские, психологические, профессиональные и социальные аспекты реабилитации. Реализация на практике разработанных комплексных программ реабилитации данного контингента инвалидов позволит осуществлять наиболее полную социальную интеграцию их в общество.

1. Умственная отсталость в структуре первичной инвалидности вследствие психических заболеваний в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области за период 1999-2005 гг. составляет в среднем 15,6%. Уровень первичной инвалидности вследствие умственной отсталости среди трудоспособного населения г. Ростова-на-Дону и области снижается с 1,00 инвалида на 10 тыс. населения в 2000 г. до 0,47 и 0,32 инвалидов в 2004-2005 гг. и в среднем составляет 0,65 инвалида на Ютыс. населения.

2. В структуре первичной инвалидности в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности преобладали инвалиды с легкой умственной отсталостью — 79,5 %.

3. В контингенте впервые признанных инвалидов вследствие умственной отсталости преобладали мужчины, которые составляли в среднем 64,2%, женщин было 35,8% от общего числа. Все инвалиды были трудоспособного возраста, преобладал возраст от 30 до 49 лет (от 92,0% в 2000 г. до 96,2% в 2002 г.). В структуре инвалидности в зависимости от ее тяжести преобладали инвалиды 3 группы (от 76,2% в 1999 г. до 69,8% в 2005 г.), значительно меньше количество инвалидов 2 группы — от 23,8% в 1999 г. до 22,0% в 2003 г. В большинстве случаев (от 79,4% в 1999 г. до 80,8% в 2005 г.) причиной инвалидности являлась «инвалидность с детства».

4. Определены медико-социальные критерии инвалидности вследствие умственной отсталости.

Основными критериями для 3 группы инвалидности являются:

— Снижение интеллекта в степени легкой умственной отсталости (легкая дебильность) с умеренно выраженными аффективно — волевыми нарушениями и психопатоподобным поведением. Указанные расстройства ограничивают способность контролировать свое поведение, способность к трудовой деятельности и к обучению 1 степени выраженности.

— Снижение интеллекта в степени легкой умственной отсталости (умеренная дебильность) с основным типом олигофренического дефекта, что ограничивает способность к обучению 1-2 степени, ктрудовой деятельности -1 степени, общению — 1 степени.

5.0сновными критериями 2 группы инвалидности являются:

— Снижение интеллекта в степени легкой и умеренной умственной отсталости (умеренная и выраженная дебильность, нерезко выраженная имбе-цильность), с выраженными аффективно — волевыми и психопатоподобны-ми расстройствами, что ограничивает способность контролировать свое поведение, способность к трудовой деятельности, к общению, к передвижению 2 степени, к обучению — 2-3 степени.

— Снижение интеллекта в степени тяжелой умственной отсталости, что ограничивает способность к обучению 2-3 степени выраженности, ктрудовой деятельности — 2-3 степени, к общению, к передвижению и ориентации -2 степени.

б.Основными критериями 1 группы инвалидности являются:

— Снижение интеллекта в степени тяжелой умственной отсталости с выраженными двигательными нарушениями и резко выраженной неврологической симптоматикой, глухотой, частыми эпилептиформными припадками.

— Снижение интеллекта в степени глубокой умственной отсталости с выраженным недоразвитием речи, моторики, диспластичностью тела, простейшими полярными эмоциями.

Указанные расстройства приводят к ограничению всех категорий жизнедеятельности 3 степени выраженности.

7. Потребность в реабилитационных мероприятиях инвалидов вследствие умственной отсталости была различной. В амбулаторном лечении она составляла 93,4%, в психотерапевтических мероприятиях — 69,5%, в стационарном-38,0%, в санаторно-курортном лечении -16,6%. Потребность в мерах профессиональной реабилитации составила: в рациональном трудоустройстве — 52,4%, в профессиональном обучении — 46,2%, в профориентации — 30,8%. Среди мер социальной реабилитации наибольшая потребность отмечалась в материальной помощи и в социально-бытовом обслуживании.

8. Рекомендации по составлению дифференцированных программ индивидуальной реабилитации основываются на анализе клинико-функцио-нальных данных, категориях ограничений жизнедеятельности и степени их выраженности, показанных и противопоказанных видах трудовой занятости, с учетом возраста, уровня адаптации инвалида, реабилитационного потенциала и возможности его реализации.

1. Результаты изучения социально-гигиенических характеристик инвалидов вследствие умственной отсталости по целому ряду социально значимых параметров являются оперативной информацией для органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты для разработки комплексных мер, направленных на профилактику инвалидности, совершенствование реабилитации и усиление социальной поддержки данной категории инвалидов.

2. Разработанные современные методические подходы и медико-социальные критерии определения инвалидности при умственной от-

сталости могут служить методическими рекомендациями для специалистов Л ПУ и учреждений медико-социальной экспертизы с целью повышения качества экспертного обслуживания данной категории инвалидов.

3. Полученные данные о социальной потребности инвалидов вследствие умственной отсталости рекомендуется использовать в качестве информационной базы для разработки комплексных программ реабилитации и оказания адресной медико-социальной помощи.

4. Разработанные рекомендации по формированию комплексных программ медико-социальной реабилитации инвалидов вследствие умственной отсталости рекомендуются для внедрения в работу реабилитационных учреждений и бюро МСЭ, что позволит повысить качество и эффективность реабилитационной помощи этому контингенту лиц.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Рудова О.Б. Медицинские и социальные аспекты инвалидности и реабилитации больных олигофренией. / Рудова О.Б., Микова Е.И. // Ж. Достижения и проблемы кардиологической реабилитации. — Ростов-на-Дону: Изд. РГМУ, 2003. — С. 64-68.

2.Рудова О.Б. Медицинские и социальные аспекты первичной инвалидности и реабилитации умственно отсталых детей. / Залевская Т.В., Рудова О.Б. // — Ростов-на-Дону: Ж. «Научная мысль Кавказа», 2003. -С.96-98.

3.Рудова О.Б. Социально-гигиеническая характеристика инвалидности вследствие олигофрении в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области. / Рудова О.Б., Меметов С.С. // Материалы Российской научно-практической конференции специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии, посвященной году инвалидов. -М, 2004.-С. 31-32.

4. Рудова О.Б. Первичная инвалидность вследствие олигофрении в г, Ростове-на-Дону и Ростовской области период 1999-2003 гг. / Рудова О.Б. // Материалы IV научной сессии Ростовского Государственного медицинского университета. — Ростов-на-Дону, 2004. — С. 369-370.

5.РудоваО.Б. Основные направления реабилитации умственно отсталых детей по результатам статистической обработки данных первичной инвалидности. / Бочеева Е.А., Залевская Т.В., Рудова О.Б. // Материалы I научно-практической конференции психиатров и наркологов с международным и всероссийским участием. — Ростов-на-Дону, 2004. — С. 87-89.

6.Рудова О.Б. Медико-социальные особенности первичной инвалидности вследствие умственной отсталости в трудоспособном возрасте. / Рудова О.Б. // Ж. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. М., 2005. № 2. — С. 29-31.

Заказ №6. Объем 1,2 уел, печ, л. Тираж 100 экз. Отпечатано в РИК «Деловой мир», г. Ростов-на-Дону, ул. Сиверса, 29

medical-diss.com