Готовая курсовая на тему профилактика стресса объект исследования


Микронаушники

Исследование профессионального стресса у педагогов

Введение 3
1. Теоретические основы изучения профессионального стресса 6
1.1. Феномен стресса в психологической литературе 6
1.2. Анализ различных подходов в изучении стресса 9
1.3. Психологический анализ деятельности педагога 11
2. Эмпирическое исследование профессионального стресса у педагогов с различным стажем педагогической деятельности 14
2.1. Планирование эмпирического исследования 14
2.1.1. Объект и предмет исследования 14
2.1.2. Методика исследования 14
2.1.3. Участники исследования 15
2.1.4. Формулирование цели и гипотезы исследования 15
2.1.5. Исследовательский дизайн 15
2.2. Проведение эмпирического исследования 16
2.2.1. Описание процедуры проведения исследования 16
2.3. Обработка результатов исследования и их обсуждение 16
Заключение 20
Список литературы 22
Приложение 1 24
Приложение 2 28
Приложение 3 29

В условиях современной жизни с ее интенсивными нагрузками, напряженным ритмом, расширением сфер человеческой деятельности тема моей курсовой работы весьма актуальна. Это обусловлено ее непосредственной связью с решением важнейших практических задач – повышением эффективности труда и сохранением здоровья человека. Сказанным объясняется то пристальное внимание, которое уделяется проблеме функциональных состояний, в том числе и проблеме профессионального стресса.
В процессе выполнения работы, в рамках которой часто возникают конфликтные ситуации, появляется и растет неуправляемое раздражение на всех вокруг, стимулирующее возникновение напряжения и стрессового состояния.
Особым психическим состоянием, развивающимся под влиянием чрезвычайных условий и сложных рабочих ситуаций, является стресс.
Понятие “стресс” впервые возникло в физиологии для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, неспецифической реакции организма (“общего адаптационного синдрома” – по Г.Селье) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Понятие было введено в 1936 году Гансом Селье. Позднее оно стало использоваться для описания состояния индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом, биологическом и поведенческом уровнях.
Изучением проблемы стресса занимались помимо Г. Селье такие ученые как: Р. Лазарус, К. Леви, С. Майер, Л.А. Китаев-Смык и другие.
Надо отметить, что у педагогов стресс является неотъемлемой частью их деятельности. Педагог в своей деятельности сталкивается с рядом стрессогенных факторов: неудовлетворительные условия работы, большая эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, необходимость постоянно работать с людьми, отдаленность результатов деятельности во времени.
Образовательно-воспитательная система является сложной развивающейся, а существенными характеристиками таких систем выступают конфликтность и слабая предсказуемость. Высокая напряженность педагогического труда приводит к глубоким личностным изменениям педагога: повышенной категоричности, тревожности, ригидности, ролевой перегрузке, напряжению, что в последствии может послужить предпосылкой эмоционального выгорания, профессиональным деформациям личности. Все эти изменения являются причиной стресса.
Но, несмотря на негативные стороны профессии педагога, неуважения к их трудоемкому делу со стороны общества — педагог несет в своей деятельности очень важную и необходимую функцию: воспитание и обучение детей. А, как известно, дети — наше будущее. Поэтому умение справляться со стрессом, противостоять ему важно и необходимо для педагога, поскольку от этого зависит внутренняя гармония, баланс, профессиональное совершенствование и развитие его личности. Только «здоровый» педагог может воспитать здоровую личность ребенка.
Поэтому данная работа посвящена исследованию профессионального стресса у педагогов школы № 60 с различным стажем педагогической деятельности.
Цель работы заключается в следующем: сравнить уровни выраженности профессионального стресса педагогов школы № 60 с различным педагогическим стажем.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать и систематизировать теоретические источники по рассматриваемой проблеме.
2. Апробировать методику диагностики уровня профессионального стресса у педагогов школы № 60.
3. Провести сравнительный анализ уровня выраженности профессионального стресса у педагогов с разным педагогическим стажем.
4. На основе проведенного исследования разработать систему мероприятий по профилактике профессионального стресса у педагогов.
Объект исследования — педагоги школы № 60 со стажем педагогической работы до 3 лет, педагоги со стажем более 10 лет.
Предмет исследования — профессиональный стресс педагогов со стажем педагогической деятельности до 3 леи и более 10 лет.
Гипотеза исследования — у педагогов со стажем работы более 10 лет уровень профессионального стресса выше, чем у педагогов со стажем педагогической деятельности до 3 лет. Молодые специалисты, люди со стажем до трех лет, более гибкие, мобильные личности, поскольку профессиональная деятельность еще не наложила отпечатка на их личность, у них еще не возникли различные деформации и деструкции личности. Специалисты, имеющие стаж работы более 10 лет, подвержены воздействию профессиональной деятельности на личность, поэтому они менее стрессоустойчивы.

1. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для технических вузов. — СПб.: Питер, 2000. – 608 с.
2. Касл Б.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде \ Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия Сост. А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. -М., 1995. – 270 с.
3. Китаев – Смык Л.А. Психология стресса. — М., 1983. – 470 с.
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 480 с.
5. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1997. – 340 с.
6. Фролов И.З. Психофизиологический стресс и качество деятельности человека – оператора \ Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия Сост. А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. — М., 1995. – 670 с.

ic.diplomatt.ru

Пути профилактики стресса у современных рос. школьников 11 класса

Важным аспектом в профилактике стресса является саморегуляция, обучить приемам которой может преподаватель ОБЖ на занятиях.
Необходимость саморегуляции возникает в тех случаях, когда старшеклассник сталкивается с новой, трудноразрешимой, необычной для него проблемой, которая однозначного решения не имеет или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция требуется и в ситуации, когда старшеклассник ощущает нарастание тревожности, агрессии, находится в состоянии повышенного физического и эмоционального напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям.

Актуальность темы исследования.
Существование проблемы безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Ключевая роль в обеспечении безопасности отдельной личности принадлежит образованию.
Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ведущая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет основы безопасности жизнедеятельности через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизни в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПУТЕЙ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА У СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ 11 КЛАССА 5
1.1. ПОНЯТИЕ «СТРЕСС» И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ 5
1.2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОВ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ 11 КЛАССА 10
1.3. ЗНАЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
ГЛАВА III. АВТОРСКАЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ СТРЕССА У ШКОЛЬНИКОВ 11 КЛАССА И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 32
3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ АГРЕССИИ 32
3.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИ Показать все КОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К СОБСТВЕННЫМ ОШИБКАМ 37
3.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПОСОБОВ ВЫХОДА ИЗ ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ 39
ВЫВОДЫ 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

author24.ru

РЕФЕРАТ. Выпускная квалификационная работа 114 с., 11 рис., 11 табл., 42 источника, 4 прил.

Транскрипт

1 РЕФЕРАТ Выпускная квалификационная работа 114 с., 11 рис., 11 табл., 42 источника, 4 прил. Ключевые слова: Стресс, конфликт, стрессогенные факторы, эффективность труда, организационный стресс. Объектом исследования являются методы управления стрессами в ООО «Империал». Цель работы Анализ системы управления стрессами в ООО «Империал». В процессе выполнения бакалаврской работы проводились исследования методом валидных тестов и анкетирования. В результате исследования были разработаны рекомендации по профилактике и преодолению профессионального стресса для работников ООО «Империал». Степень внедрения: В компании ООО «Империал» были использованы рекомендации по профилактике и преодолению профессионального стресса, что позволило существенно снизить уровень стресса в условиях деятельности данной компании.

2 2 Определения В данной работе применены следующие термины с соответствующими определениями: Стресс (от англ. Stress напряжение, нагрузка; состояние повышенного напряжения) совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Организационный стресс психическое напряжение, которое связанно с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в определенной организационной структуре (в организации или в ее подразделении), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах. Стрессор фактор, который вызывает состояние стресса. Неспецифический раздражитель или же воздействие, которое вызывает стресс. Конфликт более острый способ разрешения противоречий в целях, взглядах, интересах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки норм и правил.

3 3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.4 1. СТРЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ Понятие стресса и его основные характеристики Особенности организационного стресса и факторы его возникновения Система управления стрессами в организации Методы управления стрессами Взаимосвязь стрессов с конфликтами в организации и управление ими Последствия стресса для психики человека АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ В НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ «Империал» Общая характеристика компании «Империал» Анализ количественного и качественного состава работников «Империал» Анализ стрессовых ситуаций у работников «Империал» Теоретические предпосылки исследования Классификация операторов по типу поведения в условиях стресса Анализ системы управления конфликтами в организации Рекомендации по результатам исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 98

4 4 ВВЕДЕНИЕ Для создания развитой среды в коллективе, способствующей формированию делового сотрудничества и переход от межличностных отношений к деловым отношениям важны разные аспекты. Одним из главных аспектов является стресс, который испытывается на рабочем месте. В наше время стресс стал одной из глобальных проблем. Большинство ситуаций, вызывающих нервное напряжение, связаны именно с работой, профессиональной деятельностью. Возникновение стрессовых ситуаций может произойти по разным причинам, но чаще всего из-за стиля менеджмента в организации. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными многие работники сознательно подвергают себя перегрузкам, что приводит к нервному и физическому истощению. Актуальность темы. Стресс является главной социальной проблемой, которая имеет влияние на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом. В последние годы для населения России значимость этой проблемы очень растет, это связано с процессами общественно-экономических изменений и настоящим экономическим кризисом. У современного человека стресс происходит чаще всего из-за переутомления на работе, когда он пытается выполнить работу лучше, но потом силы иссякают, и он начинает работать все хуже и хуже. Для человека стресс стал обычным явлением, поэтому существенно снижается работоспособность, ухудшается здоровье, возрастает вероятность принятия неправильных решений, провоцируются конфликтные ситуации. В связи с этим создаются различные технологии, направленные на защиту от воздействия стрессовых ситуаций. Предназначение стресс-менеджмента (.т.е управления стрессом) это как раз то, что необходимо для полноценной жизни. Не нужно бороться с самим

5 5 собой, пытаясь подавить стресс, необходимо научиться им управлять. То есть создать ресурс, который поможет двигаться по жизни. На данный момент стресс является неотъемлемой частью рабочего места. Его провоцируют: неуверенность в рабочем месте, большая конкуренция на рынке, интенсивно изменяющаяся внешняя среда, повышенные требования к подчиненным, большой объем поступающей информации, необходимость взаимодействовать с большим количеством людей Все эти факторы приводят к переутомлению и, в итоге к стрессу. На нефтяных предприятиях все чаще используются достижения научно-технического прогресса, что очень облегчает, но не исключает труд человека. Труд становится более значимым, растет цена ошибки специалиста. Эти факторы требуют введения термина «человеческий фактор». Даже одна ошибка работника может закончиться катастрофой, гибелью людей или банкротством организации. Любая деятельность в компании строго регламентирована должностными инструкциями, согласно которым работник выполняет определенные функции. Определить влияние на результат труда личных качеств, можно зная структуру функциональных обязанностей. Указанные обстоятельства способны определить насколько актуальна проблема рассмотрения стресса и стрессоустойчивости человека в экстремальных условиях его производственной деятельности, которая способна вызвать конфликты и противоречия, преодалевать которые необходимо при помощи профилоктических мероприятий, которые изучены на основе природы стрессов. Особую актуальность при этом приобретают задачи, связанные с управлением производственным стрессом, в условиях реальной промышленной деятельности. Суть проблемы Социальные условия быстро меняются и стресс становится повседневным явлением, которое требует механизма разроботки управления и научного осмысления.

6 6 Цель работы: проанализировать систему управления стрессами в нефтяной компании «Империал» Основные задачи: рассмотреть понятие, основные характеристики стресса рассмотреть особенности и факторы возникновения стресса изучить взаимосвязь конфликтов и стрессов провести анализ воздействия стрессовых ситуаций на оперативный персонал компании «Империал» разработать рекомендации по управлению стрессами в компании «Империал» Предметом дипломной работы является система управления стрессами в ООО «Империал» Объект работы методы управления стрессами в ООО «Империал» Согласно основной гипотезе, управлять производственным стрессом можно только при наличии определенных знаний о зависимости возникновения ситуаций стрессового характера от совокупности производственных условий работы персонала.

7 7 1.СТРЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ 1.1 Понятие стресса и его основные характеристики Стресс (от англ. Stress напряжение, нагрузка; состояние повышенного напряжения) совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). [1] Во время стресса обычные эмоции заменяются беспокойством, которое вызывает нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие ввел Г. Селье для того чтобы обозначить неспецифическую реакцию организма на любое неблагоприятное действие. Его изучения показали, что разные неблагоприятные причины утомление, страх, обида, холод, болезнь, унижение и множество других факторов вызывают в организме однотипную комплексную реакцию не зависимо от того, какой именно раздражитель действует на него в этот момент. При этом раздражители могут и не существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. Во время стресса человек может контролировать свои эмоции, анализировать всю ситуацию и принимать адекватные решения. В наше время в зависимости от стрессового фактора выделяют разные виды стресса, которые ясно выражены физиологически и психологически. Психологический стресс разделяется на информационный и эмоциональный. Если человек не может справиться с задачей, не успевает принимать верные

8 8 решения в нужном темпе при высочайшей степени ответственности, т.е., когда появляется информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях опасности, обиды и т.д. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. 1. Реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, которая повышает устойчивость по отношению к определенному действию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи происходит за счет второстепенных задач. 2. Стадия сопротивляемости — стабилизации всех параметров, которые выведены из равновесия в первой фазе, и закреплены на новом уровне. Внешнее поведение недостаточно различается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных запасов. 3. Стадия истощения, может привести к значительному ухудшению самочувствия, так же к разным болезням и даже в некоторых случаях к смерти. Этапы развития стрессового состояния у человека: 1. Возрастание напряженности; 2. Собственно стресс; 3. Снижение внутренней напряженности. Первый этап строго индивидуален своей продолжительностью. Одни люди могут завестись в течение 2-3 минут, а у других нарастание стресса может проходить на протяжении нескольких дней или даже недель. Но в любой ситуации, состояние и поведение человека, который попал в стрессовую ситуацию, меняется на отрицательный знак. Спокойный и сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, или даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. На первом этапе прекращается психологический контакт в общении, возникает отчуждение, дистанция в деловых отношениях с сотрудниками.

9 9 Люди прекращают смотреть друг другу в глаза, у них происходит резкое изменение предмета разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады. Самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение. Второй этап развития стрессового состояния проявляется так, что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). Волна деструктивного стресса способствует на психику человека отрицательно. Он может не вспомнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Большинство позже отмечают, что во время стрессового состояния они сделали то, что никогда бы не сделали в спокойной обстановке. Чаще всего все впоследствии очень жалеют об этом. Второй этап, также как и первый, по своей продолжительности строго индивидуален от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Потратив всю свою энергию, человек начитает чувствовать усталость, опустошение, и утомление. Третий этап, человек останавливается и возвращается к самому себе, часто переживает чувство вины ( Что же я сделал ), и дает себе слово, что этот кошмар больше никогда не повторится. Но, к сожалению, через какоето время стресс повторяется вновь. Причем, каждый человек имеет свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарий может усвоиться в детстве, когда у родителей происходит конфликт на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Поэтому, кто-то переживает стресс, чуть ли не каждый день, но в небольшом количестве (не слишком агрессивно и без существенного вреда для здоровья окружающих). А кто-то несколько раз в год, но чрезвычайно

10 10 сильно, полностью теряя над собой контроль и находясь как бы в стрессовом угаре. Усвоенный стресс в детстве, может происходить не только по частоте и форме проявления. Также повторяется направленность стрессовой агрессии: на себя и на окружающих. Кто-то винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. А кто-то обвиняет всех вокруг, но только не себя. Стресс значительно воздействует на работу человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-своему реагируют на однообразные психологические нагрузки. У одних людей наблюдается мобилизация сил, повышение активности и эффективности деятельности. Опасность, с одной стороны, подстегивает человека, заставляет его вести себя смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать разрушение деятельности, быстрое снижение ее эффективности, пассивность и общее торможение. В стрессовой ситуации поведение человека зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, которая включает умение быстро оценивать обстановку, умение быстро ориентироваться в неожиданных ситуациях, волевую собранность и решительность, опыт поведения в похожих ситуациях.[2] 1.2 Особенности организационного стресса и факторы его возникновения Организационный стресс психическое напряжение, которое связанно с преодолением несовершенства организационных условий труда, с высокими нагрузками при выполнении профессиональных обязанностей на рабочем месте в определенной организационной структуре (в организации

11 11 или в ее подразделении), а также с поиском новых неординарных решений при форс-мажорных обстоятельствах.[3] Организационный стресс определен внутриорганизационными факторами трех уровней: групповое взаимодействие, личные характеристики персонала, организационная среда, а также внешними стресс-факторами. Иначе говоря, организационный стресс проявляется в напряжении адаптационных механизмов личности в ответ на определенную организационно-производственную ситуацию. Так же к организационным стрессам можно отнести высокие профессиональные требования, ролевые конфликты, экстремальные условия деятельности для определенных профессий. Главной причиной и общим признаком организационного стресса является присутствие внутреннего конфликта между требованиями со стороны организации, привлекательностью работы в ней, ожиданиями и реальными возможностями сотрудника. Главными поводами организационного стресса выступают слабости руководства и неудовлетворительный психологический климат. В последнем случае нарушается профессиональная взаимовыручка коллег. Поэтому возможность обсудить профессиональные проблемы, получить одобрение, поддержку и успокоения от понимания того, что коллеги переживают те же трудности, ограничена. Выделается ряд причин, которые усиливают возможность появления стрессов. Если руководитель будет знать их, он сможет организовать работу так, чтобы максимально уменьшить их воздействие. 1. К стрессу приводят особенности трудового процесса (высокие нагрузки, которые требуют концентрации усилий, сходство работы, надобность выполнить большинство самых разных действий, вследствие чего увеличивается темп деятельности, отсутствие времени для отдыха всё это чаще всего приводит к физическому и психическому истощению).

12 12 Для того, чтобы этого избежать помогает разумная организация труда, при которой специалист не получает перегрузки, а периоды работы чередуются с отдыхом. 2. Очень высокая ответственность, которая возлагается на работника или руководителя (с этим фактором можно справиться при помощи психологических методов людям свойственно преувеличивать опасности и необратимость каких-то неприятных событий, это нужно учитывать). Ни один человек не обходится без ошибок. Даже руководители, которые достигают высокие должности, делали когда-то ошибки. Важность не в том, чтобы не допускать ошибки, а в том, чтобы их признавать в нужное время и прилагать усилия для их исправления. Если самовнушение не помогает, и страх перед ошибкой остается очень сильным нужно обращаться к психологу. 3. Неблагоприятная духовная обстановка в коллективе (может показаться на первый взгляд, что работа идет своим чередом, и все обязанности работников выполняются нормально). Тем не менее, качество работы действительно постепенно уменьшается. Проблема в том, что отношения в коллективе конфликтные, и работники не только перестают помогать, а в это время пытаются незаметно нанести друг другу ущерб. 4. В некоторых организациях руководители осознанно создают такие условия работы, из-за которых сотрудники будут соперничать друг с другом. Иногда бывает, что это делают для того, чтобы отвлечь внимание подчиненных от недостатков самого руководителя. В построении отношений на соперничестве есть смысл, соперничество сильный повод для более высоких достижений. Но в итоге эта система приводит к утомлению и истощению работников, т.к. в состоянии борьбы ни один человек не может жить долгое время. В такой ситуации выигрывает самый выносливый, но даже он в скором времени начинает сдавать свои позиции. Это не означает, что от соперничества нужно

13 13 отказываться. Задача руководителя обеспечить рациональный компромисс между двумя крайностями. Где можно обойтись без соперничества, без него нужно обходиться. 5. Очень маленькая нагрузка, которая вызывает беспокойство, тревожность и чувство безнадежности. Специалист, не получающий работы, которая соответствовала бы его возможностям, начинает сомневаться в своей ценности и положении в организации, и ощущает себя невознагражденным. 6. Более секретной причиной стресса является конфликт ролей, появляется, когда к работнику предъявляются противоречивые требования. Чаще всего такая ситуация получается в результате нарушения принципа единоначалия: два руководителя могут дать работнику противоположные указания. Конфликт ролей появляется из-за разности между нормами неформальной группы, к которой принадлежит специалист и требованиями формальной организации (человек хочет чтобы его приняла группа и в то же время старается следовать требованиям руководства чувствует беспокойство и напряжение). 7. Причина, обратная. Определяется в неопределенности ролей (ситуация, когда работник не совсем осознает то, что от него ждут), здесь требования уклончивы и неопределенны. Если человек не знает, что ему нужно делать, как это делать и как эти действия будут оценены возникают беспокойство и тревожность. 8. Причина нередко: однообразная и неинтересная работа. Люди, у которых есть более интересная работа, менее проявляют беспокойство и они в меньшей степени подвержены физ.ическим недомоганиям. Понятие инт.ересной работы — относительно. То, что инте.ресно одному, вряд ли будет неинте.ресно другому, след.овательно, при ра.зрешении стрессовой ситу.ации не стоит исхо.дить из штамп.ов.

14 14 9. Стресс может так же появиться как следствие плохих физических условий (высокая или низкая температура, плохое освещение, очень сильный шум). Факторы, вызывающие стресс, можно разделить на следующие виды: 1. Организационные факторы, связанные с положением человека в организации. работа, не соответствующая уровню квалификации человека; отсутствие перспективы роста; внутренняя конкуренция; плохие коммуникации; плохие условия труда; повышенные требования высшего руководства и т.п. 2. Внеорганизационные факторы, которые связаны с воздействием внешней среды на человека, находящиеся за пределами организации длительное отсутствие работы; конкуренция на рынке труда; экономический кризис в стране; экологические и политические проблемы, неопределенность 3. Личностные факторы, вызванные психологическими проблемами человека. заниженная или завышенная самооценка; эмоциональная неустойчивость; нереализованные потребности и т.п. Перед тем как приступить к мероприятиям, которые снимают симптомы стресса, следует понимать причины его возникновения, поскольку зачастую причиной организационных проблем оказываются внешние по отношению к личности факторы. Человек постоянно взаимосвязан с окружающей средой, в которой существуют стрессовые факторы. Стресс может проявляться как в

15 15 психологических, так и поведенческих реакциях, природа реакции зависит от индивидуальности человека. Кто-то более чувствителен к стрессу, а кто-то использует механизм защиты, для того что бы противостоять негативному влиянию окружения. Помимо негативного влияния стресса, он может развивать человека. Неко.торые виды стре.сса повышают иммунитет. Но ст.ресс так же мо.жет и осла.бить физи.ческую и психоло.гическую способность ч.еловека боро.ться со стрессовыми фак.торами. Средни.й уровень стрес.са способствует увеличению эффективности труда. Так как при низ.ком уровне стре.сса у челов.ека нет стимулов д.ля совершенс.твования, потому что его умст.венные и физичес.кие способн.ости не задейств.ованы в полной м.ере. При испытании чрезмерного стресса, ресурсы человека истощаются. Стресс не возникает из пустоты: его основанием является большинство факторов, которые называют стрессовыми и которые объективно существуют в нашем окружении. Модель, представленная на (рис. 1.), позволяет проанализировать разные факторы окружения человека, которые ведут к проявлению стресса и появлению защитной реакции.

16 16 Рис.1. Модель стресса 1.3 Система управления стрессами в организации Управление стрессами это процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью адаптации личности к стрессовой ситуации, овладения методами их нейтрализации всем персоналом организации и устранения источников стресса. [4] Стресс носит в себе комплекс физических, химических и других реакций человека на стрессоры в окружающей среде, их действие выбивает из равновесия физиологические, а так же психические функции. Стресс может иметь для человека негативное и позитивное значение. Он в определенных условиях способствует мобилизации усилий работника на решение производственных задач или достижение личных целей. Из за конфликтов большое заслуживает рассмотрение отрицательных сторон этого

17 17 явления. Стрессы неизбежны, так как являются частью жизни каждого. Особенно непредвиденные изменения на работе и в семье, могут вывести человека из равновесия и привести к несоответствию его состояния окружающей обстановке. Из за такого несоответствия, в свою очередь, снижается уровень организованности, порождается утомление, пассивное отношение к работе, чувство опасности, ослабление умственных способностей, рост кровяного давления, нарушение трудовой дисциплины и т.п. Все это приводит к потерям в организации из-за увеличения количества несчастных случаев, роста текучести кадров, снижения качества работы, преждевременной смерти работников. Для того, чтобы избежать подобные потери, нужно обязательно установить причины стрессов, которыми являются стрессоры. В табл.1. приведена классификация стрессоров и их последствий. Для того, чтобы избежать страшных последствий стрессов нужно научиться справляться с ними, поэтому существуют методы для нейтрализации стрессов. С их учетом составляются индиви.дуальные прог.раммы нейтрализации стре.ссов. На ур.овне организации обуч.ают работников способам расслабления и изменения повед.ения, выявления индив.идуальных стрессов, пров.одят семинары.

18 18 Таблица 1. Классификация стрессоров и их последствий Стрессоры Стрессоры в окружающей среде Личные стрессоры Последствия Производственные: Потреб.ности Субъективные: перег.рузки (недогрузки) Над.ежды расстр.ойство нео.бъясненные перемены и д.остижения пере.утомление из.менение расписания Эм.оциональная чув.ство тревоги плохое оборудов.ание устойчивость чу.вство вины Ролевые: Ги.бкость Поведенческие: рол.евой конфликт То.лерантность опа.сность инцидента роле.вая неясность Не.ясности «не.хорошие» отв.етственность за работников Са.мооценка разговоры не.достаток поддержки Когнитивные: не.достаток статуса сла.бые решения Структурные: плохая сла.бая коммуникация со.средоточенность нед.остаток соучастия Ф.изиологические: неп.равильно построенная иерархия высокое содержа.ние Карьерные: холестерина за.медленное (слишком быстрое) язвен.ная болезнь продвижение по служб.е серде.чно-сосудистые несп.раведливость заболевания не.достаток возможностей для Организационные: пр.одвижения про.гулы отсутствие необход.имой подготовки тек.учесть кадров Отношенческие: ни.зкая отнош.ения с: руководством производительность подчиненными тр.уда коллегами неудовлетворенн.ость клиентами работой раб.очими Внеорганизационные: отнош.ения в семье сос.тояние экономики обстоятельства жи.зни рост прес.тупности ро.ст цен

19 Методы управления стрессами Методы преодоления стресса условно можно разделить на проблемноориентированные (изменение стрессора), комплексные, прямые и эмоционально-ориентированные (изменение отношения). Стрессор фактор, который вызывает состояние стресса. Неспецифический раздражитель или же воздействие, которое вызывает стресс. Проблемно-ориентированные методы преодоления стресса эффективны в отношении стрессоров, которые мы можем изменить сами или на которые мы можем повлиять. К ним относятся методы прямого действия на стрессор. Совокупность приемов прямого влияния на стрессор включает в себя методы проблемно ориентированные (направленные непосредственно на сам стрессор), и методы эмоционально-ориентированные (направленные на оценку, реакцию, реагирование и т.п.). Это более эффективный, но и более сложный этап преодоления стресса. Как можно определить случаи, когда, когда можно будет применить метод «прямого действия» на стрессор? 1. Оценить в чем заключается причина стрессовой ситуации. В неумении выполнить или в незнании? Задайте себе вопрос «во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор». Например: в присутствии всех ли лиц появляется неловкость публичного выступления, или только в присутствии определенных лиц. При недостатке умений выполнить надо научиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам общения, методам принятия

20 20 решений и определения проблем), а при недостатке знаний научиться, что следует делать. 2. Оценить способ изменения ситуации. В ситуациях, которые относятся к межличностным отношениям, нужно также учитывать последствия, которые могут появиться вследствие изменения этих отношений. Прямые действия, которые направленные на устранение источника стресса без соответствующих навыков могут обернуться вовсе неадекватным решением проблемы. К неуправляемым стрессорам, которые неподвластны нашему поведению можно отнести условия, ситуации, людей и их поведение, которые мы не можем изменить, но которые являются для нас факторами стрессовой ситуации. Например, «очереди», «неудобно стоящий пассажир», «вечно обгоняющие водители», «давка на перроне» и т.п. При таких ситуациях нужно понимать проблему и ее неуправляемость с нашей стороны. Это будет первый шаг к преодолению стрессовой ситуации. Иногда может хватить даже одного шага для того, чтобы стресс был преодолен. Необходимо понять, помогает ли раздражение или «назидание» в разряжении создавшейся ситуации. Как правило, нет. Негативные эмоции способны приводить к новым негативным эмоциям, питая сами себя. Но это совсем не значит, что если мы не в силах управлять данным стрессором, то мы даем возможность стрессору управлять нами. Если мы сможем в ответ на стрессор управлять своими эмоциями, то это значит, то, что мы можем контролировать свои эмоциональные реакции на него, даже если мы не сможем управлять стрессором. Эти навыки относятся к эмоционально-ориентированным методам преодоления стресса. К более простым и эффективным для освоения методам можно отнести такие как: 1. Обучение прогрессирующей мышечной релаксации; 2. Метод глубокого дыхания;

21 21 3. Визуализация. Помимо перечисленных факторов стрессоров не маловажно знать факторы, которые могут вызвать стрессовую реакцию, но, по сути, не являются стрессорами, а появляются в результате нашей интерпретации фактора как стрессора. На самом деле наша оценка стрессовой ситуации как определяется тем, что именно для нас значит, стрессор и как мы его оцениваем. Огорчения и тревогу следуют не сами события, а то, как мы их для себя оцениваем. Самим источником стрессовой ситуации иногда может быть неадекватное убеждение (например, «Жизнь должна быть справедливой», «Я должен быть совершенен»). Педанты часто подвержены стрессу, так как ставят недостижимые цели. Преодоление таких стрессоров относятся к, так называемым, когнитивным стратегиям. Изменение неадекватного убеждения, убеждения, что окружающие и мы должны соответствовать каким то определенным стандартам зачастую является источником стрессовой реакции. Как это предотвратить: 1. Отказаться от нерациональных убеждений, жестких и нереалистичных требований к себе и окружающим. 2. Обучение самовнушению (диалог с самим собой). Развитие позитивных превозмогающих гнев и раздражение утверждений: например «Не раздувай из мухи слона», «Я сделаю это со временем», «Я могу справиться, если составлю план», «Это не сложно», «Если это не получится, то я попытаюсь снова», «Я могу поздравить себя, если сделаю это». 3. Нежелательные мысли. Методы преодоления нежелательных мыслей требуют определённых знаний. Многие из них относятся к техникам самовнушения, которые освоены до состояния совершенства с использованием методов визуализации (зрительного представления)

22 22 наиболее труднопреодолимых стрессовых ситуаций. При овладении этим методом можно себя мысленно «заставить» остановиться в момент визуализации и сменить «декорацию». Даже самый простой метод самовнушения и само убеждение может помочь избавиться от нежелательных, навязчивых мыслей («Это не так страшно», «Сейчас я ничего не могу изменить», «Подумаю об этом завтра» и пр.). Самооценка это осмысление проблемы и выработка определенных навыков для управления стрессом. Это более эффективные методы управления стрессорами, так как она дает возможность осознанно формировать отношение, выбирать стиль поведения. Самооценка это ключ к определению проблем, которые обусловлены стрессом. Методы самооценки могут быть совершенно разными, но не маловажно, чтобы все они соответствовали принципам: что я смогу изменить, что главное именно для меня. Для выполнения самооценки помогает ведение дневников. Все стрессоры записываются, так же регистрируются реакции на него, а после этого делается самоанализ и оценка: чтобы узнать, что можно было бы избежать и что для этого нужно и пр. Самооценка помогает осмыслить проблемы. Отработка навыков управления стрессом то есть выработка умений рационального реагирования (релаксация, глубокое дыхание, самовнушение, когнитивные стратегии отказ от иррациональных убеждений). Черты характера, поведения, которые помогают преодолевать стрессоры: нал.ичие социальных на.выков общения и упр.авления конфликтами; умен.ие работать в кол.лективе, не бр.ать всю раб.оту на себя, считая, что друг.ие сделают ее ху.же; умен.ие управлять с.воим временем; навы.ки межличностного общ.ения; ум.ение правильно рас.пределять нагрузки и «план.ировать дела»;

23 23 умен.ие определить приор.итеты при выпо.лнении дел; умен.ие рационально рас.пределять ресурсы (лю.дские, финансовые); не дел.ать или ст.араться не делать неско.лько дел одновременно; умение вып.олнять все воврем.я и не оставлять мел.кие дела на «потом»; умение план.ировать дома.шнюю работу; умение исполь.зовать перерывы в ра.боте для отд.ыха или пе.реключения на др.угие проблемы увер.енность в себе; умен.ие распределить обяз.анности по дому меж.ду членами семьи; профессиональная компетентность; умен.ие ставить конк.ретные достижимые и реа.льные цели, нау.читься «поощ.рять себя» за их вып.олнение; уверен.ность (но не само.уверенность) в пове.дении; чест.но.сть и трудол.юбие и т.п. Главным стрессовым фактором может быть не один фактор или событие, а комплекс сложных, взаимосвязанных и взаимопереплетающихся факторов, которые в итоге формируют уровень социальной адаптации человека то есть его способность сохранять равновесие и иметь достойное качество здоровья и жизни. Примером может послужить приведенная ниже методика оценки уровня прогнозирования и социальной адаптации, связанных с ней расстройств и здоровья. Что же может помочь определить ситуации, когда может быть использован метод «прямого действия» на стрессор? оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, которые относятся к межличностным отношениям, нужно принимать к сведению послед.ствия, которые мог.ут быть ито.гом измене.ния этих отноше.ний. Прям.ые действия, кот.орые направленны на устра.нение источника стр.есса без соотве.тствующих навыков, могут обер.нуться весьма неадек.ватным решением проб.лемы («Маст.ер на все руки» м.ожет

24 24 нане.сти вред себе, окру.жающим и прибору цит. С. Грем.линг и С. Ауэрбах). оц.енить причину стрессо.вой ситуации. В неум.ении выполнить или в незнан.ии? Спросите себя: «Во всех ли си.туациях развивается стр.ессовая реакц.ия на этот фактор?» Напр.имер, в прис.утствии всех ли лиц возн.икает неловкость пуб.личного выступления, или тол.ько в присут.ствии определенных л.иц. При недостатке нав.ыков выполнения ну.жно научиться преодо.леть тревогу (обу.чение методам опре.деления проб.лем и принятия решений, на.выки социального общения, уверен.ности в себе, мет.одам общения), а при недо.статке знаний — нау.читься, что надо дел.ать. 1.5 Взаимосвязь стрессов с конфликтами в организации и управление ими Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессов, которые имеют защитно-адаптационный характер, направленный на повышение устойчивости человека к воздействию неблагоприятных жизненных обстоятельств. Стресс, и в том числе реакция работников на конфликты по месту своей занятости, эмоциональные срывы в межличностных отношениях, которые вызываются бестактностью и грубостью сослуживцев, в первую очередь руководителей. Конфликт более острый способ разрешения противоречий в целях, взглядах, интересах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки норм и правил. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.

25 25 Причины конфликта это факты, ситуации, явления, события, предшествующие конфликту и вызывающие его при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия. Причины конфликтов раскрывают источники их возникновения и определяют динамику течения. Развитие и возникновение конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов: 1. Объективных 2. Организационно управленческих 3. Социально психологических 4. Личностных. Объективные и организационно управленческие факторы носят объективный характер, а социально психологические и личностные факторы носят характер субъективный. Объективными причинами конфликтного взаимодействия считаются те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые приводят к столкновению их интересов, ценностей, мыслей и т. п. ограниченность ресурсов, которые распределяются, влечет недостатки в организации труда. В организациях ресурсы всегда ограничены, и руководство обязано грамотно распределять оборудование, материалы, человеческие ресурсы и финансы между разными группами сотрудников. Различие в целях определяет принципиальность взглядов людей, противоречивый характер личностных систем убеждений и стиль их поведения. Различие целей исполнителей в системе управления часто создает противоречия между ними. Это вызвано сложностью структур управления, потому что подразделения практически самостоятельно формулируют задачи своей деятельности, которые со временем могут противоречить друг другу.

26 26 ошибки управления это неправильные решения, которые вызываются необоснованным выбором методов регулирования производственной деятельности, нерациональным распределением задач, необъективной оценкой результатов работы сотрудников и неумением квалифицированно решать вопросы социально-психологических программ трудового коллектива. Повышение профессионально культурного уровня руководителей через их владение практическими навыками, своевременное обучение, формирование рыночного мышления, обучения методами разрешения конфликтов в коллективе своевременно позволит определять «узкие» места и не дать возникнуть нежелательных конфликтов. слабая разработка нормативно правовых процедур, отсутствует решение межличностных противоречий и объективных критериев оценки, стандартные способы защиты интересов работников способствуют возникновению противоречий. отсутствие необходимости для нормальной жизнедеятельности благ (низкая заработная плата) определенно повышает уровень конфликтности в организациях и в обществе. Человек, находящийся в неблагоприятном положении и который не реализовал свой потенциал, более конфликтен по сравнению с теми, у кого подобные проблемы решены. Катализаторами конфликтов в организации являются неудовлетворительные коммуникации, несовместимость сотрудников, плохая сплоченность трудового коллектива, невозможность нужного общения. Только тогда объективные причины перерастают в источники реального конфликта, когда препятствуют реализации потребностей лица или коллектива и не удовлетворяют групповые или индивидуальные интересы.

27 27 Все приведенные причины могут привести к каждому из рассмотренных ранее видов конфликтов. Но все же существуют причины, которые довольно часто встречаются. Так, 75-80% межличностных конфликтов затрагиваются и порождаются материальными интересами отдельных работников, то есть ограниченностью ресурсов, подлежащих распределению, хотя внешне это может проявляться как несовпадение личных взглядов, характеров, моральных ценностей. Конфликты между группой и личностью в основном обусловлены расхождением групповых и индивидуальных норм поведения. Межгрупповые конфликты вызываются чаще всего расхождением во взглядах и интересах, эти различия зачастую сводятся к борьбе за ресурсы. Объективные условия определяют особенности деятельности для многих участников социального взаимодействия, но лишь для отдельных лиц, чьи интересы нарушены, они могут вызвать определенный конфликт. Субъективные причины конфликтов вызваны прямым взаимодействием людей в процессе объединения их в социальные группы и индивидуально-психологическими характеристиками. Главным образом это обусловлено искажением информации и значительными потерями в процессе коммуникации. Часто информация искажается через ее субъективное восприятие, нехватку времени, нечеткую и неправильную интерпретация. Другая часть может намеренно удерживаться собеседником, если ему невыгодно сообщать об этом. Много информации в устной форме ее передачи в ходе разговора не усваивается из за проблемы с быстрым пониманием или невнимательности. социально-психологическими факторами конфликтов является несбалансированное взаимодействие людей, психологическая несовместимость. К возникновению социально-психологических конфликтов может привести непонимание людьми того, что во время обсуждения проблемы

28 28 противоположность позиций может быть вызвана не реально расхождением во взглядах оппонентов, а подходом к этой проблеме с разных сторон. личностные факторы конфликтов обусловлены особенностями психики человека (эгоцентризма, уровнем настойчивости, степени ее возбудимости, устойчивости к стрессам, самооценки и т. п.) Нельзя пропускать тот факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель и его действия, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много «мелочей» и позволяет себе личные выпады, а также он является недоверчивым и злопамятным, всегда публично демонстрирует свои антипатии и симпатии. Также причинами конфликта могут стать беспринципность руководителя, тщеславие и чванство, ложное понимание им единоначалия как неоспоримого принципа управления, грубость и резкость в обращении с подчиненными. Многие конфликты могут возникнуть по вине руководителей, которые стремятся находить лазейки и обходить нормативные и директивы акты, продолжая незаметно все делать посвоему. Не проявляя должной требовательности к себе, они превыше всего ставят личный интерес и вокруг себя создают атмосферу вседозволенности. Несдержанность менеджера, неспособность правильно оценить ситуацию и найти правильный выход из нее, неумение учитывать и понимать образ чувства и мыслей других людей порождают конфликт. Описанные типы субъективных и объективных причин конфликтов очень часто встречаются, однако они не исчерпывают всех возможных вариантов. Управление конфликтом предполагает умение поддерживать его ниже того уровня, на котором он становится угрожающим для группы, организации, межличностных отношений. Правильное управление

29 29 конфликтом может привести к его разрешению, то есть к устранению проблемы, вызвавшей конфликт, и восстановлению взаимоотношений сторон в том объеме, который необходим для обеспечения деятельности. Управление конфликтом может определяться в достижении консенсуса, завершении, урегулировании, предотвращении, профилактике, ослаблении, подавлении, отсрочке и т. д. Межличностное управление конфликтом рассматривается известной схемой К. Томаса (см. рис. 2.), которая описывает разные стратегии поведения в конфликтной ситуации в зависимости от двух основных характеристик: степени сотрудничества в удовлетворении интересов других и степени настойчивости в удовлетворении собственных интересов. В терминологии Томаса это избегание, приспособление, конкуренция (подавление), компромисс и сотрудничество. Рис.2. Основные стратегии поведения в конфликте адаптация: изменение поведения, сглаж.ивание противоречий, перестройка своей позиции, отказ от собственных интересов;

30 30 изб.егание: уклонение от конфл.икта, стремление выйт.и из конф.ликтной сит.уации, не разреш.ая ее; конк.уренция: подав.ление, открытая бор.ьба за свои инте.ресы, сопер.ничество, отстаивание своей поз.иции; компром.исс: урегулирование раз.ногласий путем взаимных уступок; сотрудниче.ство: совместн.ый поиск реш.ения, удовле.творяющего интересы двух сторон. Р. Верде.рбер и К. Вердербер пред.лагают 15 общих советов по управлению конфликтными ситуациями: 1. Внимание к пар.тнеру по общению и пред.оставление возмо.жности высказаться. 2. Доброжелательное отношение. 3. Естест.венность, отраже.ние своих чувств и чувств собе.седника. 4. Учас.тие, сочувствие и терп.имость к слабостям. 5. Подче.ркивание общности инте.ресов, целей и зад.ач. Нахо.ждение в пози.ции партнера того, с чем можно сог.ласиться. 6. Призн.ание правоты собе.седника там, где это действ.ительно так. 7. Самоко.нтроль, выдержка и спокойн.ый тон. 8. Обр.ащение к фактам. 9. Не.многословность, лаконичн.ость и вербализация осно.вных ключевых мыс.лей партнера. 10. Вы.сказывание вслух и объяс.нение понимания про.блемы, вопросы парт.неру по ее про.снению. 11. Возможность рассмотрения альтернативных решений. 12. Демонс.трация заинте.ресованности в решении пробл.емы и готовности разде.лить ответ.ственность за это. 13. По.вышение значимости парт.нера. 14. Поддерж.ание контакта вербал.ьными и неверба.льными средствами на протяже.нии всей ситуа.ции общения.

31 В слу.чае агрессивной конфл.иктной ситуации пос.тараться отключиться от нее. Постав.ить эмоциональный ба.рьер («Защита!»). Рекомен.дации для решения кон.фликта через сотрудничест.во: 1. Призн.айте наличие пр.облемы. 2. Опи.шите конфликт ч.ерез: пове.дение (Когда ты вкл.ючаешь радио. ) послед.ствия (. я отвлека.юсь и не могу соср.едоточиться на работе) чувс.тва (. испытываю бес.покойство и досаду) 3. Старай.тесь другому челове.ку не позволять ме.нять тему разговора («У вс.ех включено р.адио. »). 4. Пред.ложите разумное реше.ние на основе об.щих ценностей («У в.сех нас бывает вр.емя, когда необ.ходимо сосре.доточиться. »). 5. Пре.жде чем столкнетесь с дру.гим человек.ом, продумайте, что ск.азать, чт.обы выразить просьбу коро.тко и ясно («Что я дол.жен сказать?»). Большое значение в управлении конфликтами имеет ведение переговоров для того чтобы достичь взаимного согласия. Выдвигая определенные предложения по определенным проблемам, партнеры по переговорам ставят целью одновременное удовлетворение своих интересов и интересов других сторон. Результатом переговоров является план решения проблемы, выяснение доли участия партнеров в ее решении и взаимные обещания конкретных действий. Участие в конфликтных ситуациях часто сопутствует усилением стрессового состояния человека. Конфликт представляет собой сложные отношения между оппонентами, отмеченные сильными эмоциональными переживаниями. Участие в конфликте предполагает затраты нервов, сил и эмоций, а это может привести к хроническому или разовому стрессу. Также неадекватное восприятие ситуации, которая происходит через стрессовое состояние одного из ее участников, достаточно часто приводит к конфликтам.

32 32 Стресс, как и конфликт, очень тесен с потребностями человека и невозможностью реализовать их, а это приводит к огромному усилению действия психологических механизмов защиты и физиологических возможностей. Человек в состоянии стресса может совершить невероятные (по сравнению со спокойным состоянием) поступки: во время стресса в кровь выбрасывается большое количество адреналина, мобилизуются все резервы организма и возможности человека резко растут, но только на определенный промежуток времени. Продолжительность такого периода и последствия для организма у каждого человека свои. В целом считается, что непродолжительный и небольшой стресс может быть даже полезным для выполнения работы и безвредный для человека, а значительный и длительный может привести к разным нежелательным последствиям. По данным исследований физиологов, если стресс длится на протяжении месяца, года и уже стал причиной какоголибо заболевания, вернуть физиологические функции организма в норму практически невозможно. В целом стресс это явление достаточно обычное и распространенное. Незначительные стрессы безвредны и неизбежны, но чрезмерный стресс создает проблемы, как для лица, так и для организации в выполнении поставленных задач. Психологи считают, что люди все больше и чаще страдают от чувства собственной уязвимости, нанесенных ему обид, неуверенности в завтрашнем дне. В результате подчиненный находится в состоянии внутриличностного конфликта, результатом чего является его стрессовое состояние. Если же подчиненный уверен в своей правоте и настаивает на ней, то непременно возникнет конфликт с начальником, следствием которого может послужить увольнение этого работника из организации.

33 33 Конфликтные ситуации нередко сопровождаются сильными эмоциями, которые переходят в стресс. Умелое управление стрессом помогает предотвратить конфликты, а в случае их возникновения — грамотно их решать. Непродолжительный и небольшой стресс может не сильно влиять на человека, а длительный и значительный выводит из равновесия как психологические, так и физиологические функции, что отрицательно сказывается на работоспособности, здоровье, эффективности труда и отношений в коллективе (в таком случае его называют дистресс). Факторы, вызывающие стресс — это воздействие на человека со стороны внутренней и внешней среды, что приводит его в стрессовое состояние. Основные факторы, влияющие на появление стресса человека в организации: внутриорганизационные, личные и организационные. Организационные факторы определяются позицией индивида в организации, в том числе, плохими отношениями с сотрудниками, отсутствием работы, соответствующей его квалификации, отсутствием перспектив роста и наличием конкуренции на рабочих местах и др. Рассмотрим примеры организационных факторов: недостаточные нагрузки сотрудника, по которым у работника нет возможности показать свою квалификацию в полной мере; недостаточно хорошее понимание работником своей роли и места в коллективе, производственном процессе; необход.имость одновременного выполн.ения различных зад.ач, не связан.ных между со.бой, но сроч.ных. неуча.стие работников в управл.ении организацией, принят.ии решений по дальнейш.ему развитию деят.ельности организации в перио.д резкой смены направ.лений ее активности; Мно.гие фирмы Зап.ада имеют цел.ые программы при.влечения персо.нала к фирменным де.лам и разработки страт.егических реш.ений,

34 34 осо.бенно при необхо.димости увеличения объ.ема производства или улуч.шения качества изде.лий, выпускае.мых. Внутриорган.изационные факторы выз.ывают возникновения стре.ссов в результате дейст.вия таких обстоят.ельств как: кризисное состояние экономики страны; конкуренция на рынке труда; отсутствие работы или длительный ее поиск; семейные трудности. Личные факторы, вызывают состояние стресса, начинают действовать под влиянием нереализованных потребностей личности, заниженной или завышенной самооценки, эмоциональной неустойчивости, и т.д. Существует достаточно большое количество разновидностей стрессов. Хронический стресс предполагает наличие постоянной (или такой, что существует длительное время) значительной моральной и физической нагрузки на человека (постоянный успех, долгий поиск работы, выяснение отношений), в результате которой его физиологическое или нервнопсихологическое состояние является очень напряженным. Острый стресс — состояние человека после определенного явления или события, в итоге которого он потерял психологическое равновесие (ссоры с близкими людьми, конфликт с начальником). Физиологич.еский стресс по.является от физической пере.грузки орган.изма и воздейств.ия на него вредных факто.ров окруж.ющей среды (сильн.ые запахи, недостаточная освещенность, по.вышенный уровень шума высокая или ни.зкая температура в рабочем поме.щении). Психологический стресс явля.ется следствием нару.шения психологическ.ой устойчивости личн.ости из целого ряда пр.ичин: оскорб.ленного самолюбия или р.аботы не соответствующей его к.валификации.

35 35 Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок или от информационного вакуума. Также сегодня выделяется так называемый «менеджерский тип стресса», он обусловлен многими причинами, которые связанны с деятельностью менеджеров и их взаимоотношениями с людьми в условиях сложных рыночных отношений. При динамическом изменении окружающей среды и конъюнктуры рынка, возрастает конкурентная борьба, и поэтому нужно принимать оперативные адекватные управленческие решения, чтобы обеспечить устойчивого развития организации, и ее конкурентоспособности. Управление стрессом может осуществляться как на уровне работника так и на уровне компании. Управление стрессом на уровне компании может осуществляться по таким взаимосвязанным направлениям как: проектирование работ; Групповое взаимодействие и принятие решений; Расстановка кадров и их подбор; Постановка конкретных, реальных задач; Программы направленные на оздоровление работников. Расстановка кадров и их подбор. Известно, что разные по характеру и содержанию работы в разной степени влияют на создание стрессовой ситуации. Работники поразному реагируют на такие ситуации, когда одни подвержены стрессу в значительной степени, а другие в гораздо меньшей. Поэтому при подборе и расстановке кадров эти явления должны быть приняты во внимание, чтобы избежать негативных социальных и экономических явлений. Постановка конкретных, реальных задач, даже достаточно сложных, снижает не только опасность возникновения стресса, но и обеспечивает высокий уровень мотивации работников. Помимо этого, позитивным

docplayer.ru