Группа неврозы

Неврозы — это группа функциональных заболеваний, обусловленных продолжительным пребыванием в ситуации тяжелого внутриличностного конфликта, проявляющихся исключительно мягкой (невротического уровня) симптома­тикой и нарушениями в соматовегетативной сфере.

Термин «невроз» применяется в медицине с XVIII века (Куллен У- 1776), однако его понимание существенно различается в разных пси­хиатрических школах. С развитием нозологического направления в психиатрии этот термин все чаше употребляется для обозначения грУ*1″ пы психогенных функциональных, благоприятно протекающих заболе­ваний с мягкой симптоматикой. В этом смысле от понятия «невроз» следует отличать термин «невротический уровень расстройств», указы вающий на мягкие проявления болезни вне зависимости от ее прир°дь1 (см. раздел 5.3).

I, Хотя течение неврозов в целом благоприятное, длительность забо- ания может быть различной. В большинстве случаев наблюдается выздоровление, однако нередко лечение растягивается на мно- [ё годы- Патологические стереотипы поведения больных при этом ста- (вятся привычными, меняется стиль жизни. Больные «сживаются с ,врозом», подстраивают все свое поведение под требования болезни. В ,М случае выздоровления не наступает. Подобное хроническое болез- щное состояние обозначают как «невротическое развитие личности» .раздел 15.2).

Поскольку соматовегетативные расстройства — почти обязательное явление любого невроза, в прошлом предлагалось выделять неврозы втом нарушений соответствующего органа: кардионевроз, ангионе-

в, невроз желудка, невроз кишечника. Современные представления патогенезе неврозов и клиническая практика показывают бессмы- юнность таких терминов, поскольку болезнь обусловлена в первую ередь психической дисфункцией, при этом собственно в органах оче- ой патологии не находят.

В отечественной психиатрии обычно выделяют 3 варианта невро- да: неврастения, невроз навязчивых состояний, истерический ||ввроз. Выделение ипохондрического невроза в качестве самостоя- )рльного заболевания не распространено, поскольку соматовегета- ||явная дисфункция и озабоченность состоянием своего здоровья 1ЦЮЙственны больным с любым типом невроза. Следует подчеркнуть, ЛЮ сущность соматических расстройств принципиально различает- при различных вариантах неврозов. Так, при истерии соматиче- расстройства формируются по механизму конверсии (замеще- ® в сознании непереносимого психического переживания на есное страдание). При обсессивно-фобическом неврозе жалобы ьных отражают их страх и тревожные опасения. При неврастении матические жалобы связаны с состоянием усталости и истощения, агноз «депрессивный невроз» также применяется ограниченно, Кольку снижение настроения является важным симптомом любо- Невроза, однако оно никогда не бывает столь выраженным, как « МДП.

Данные о распространенности неврозов противоречивы (у 2—20% еления) из-за расхождений в существующих классификациях, -•фометого, многие больные с неврозами либо не обращаются к врачам, |*Ибо проходят лечение у терапевтов, невропатологов и других специа- ^«Истов. Среди обращающихся к психиатрам больные неврозом соста-

22.3.1. Клинические проявления различных неврозов

Неврастения (астенический невроз, невроз истощения) [Р4§ а, характеризуется выраженным астеническим синдромом.

Типичные проявления неврастении:

• чувство утомления, слабости, истощения;

• раздражительность, повышенная чувствительность слезливость;

• соматическое неблагополучие (потливость, учащенное сердцебиение, одышка, неприятные ощущения в животе, головокружение и пр.);

• нарушения сна (трудности засыпания, поверхностный чуткий сон, сонливость днем).

Важнейшие проявления этого синдрома — сочетание раздражитель­ности с повышенной утомляемостью и истощаемостью. Больные чрез­вычайно чувствительны к внешним воздействиям и ощущениям со сто­роны внутренних органов: плохо переносят громкие звуки и яркий свет, перемену погоды, перепады температуры; жалуются на то, что они «чув­ствуют, как бьется сердце», «работает кишечник». Их часто беспокоит головная боль, сопровождающаяся чувством напряжения, пульсации, шумом в ушах. Больные по ничтожному поводу расстраиваются до слез, обидчивы. Сами сожалеют о том, что не могут сдерживать своих реак­ций. Резко снижается работоспособность, пациенты жалуются на сни­жение памяти, интеллектуальную несостоятельность. Почти всегда отмечают расстройство сна: наблюдаются трудности при засыпании, сон поверхностный, с множеством сновидений, утром больные испы­тывают сонливость, сон не приносит отдыха.

Больные неврастенией часто обращаются к терапевтам, невропато логам, сексопатологам с жалобами на перебои в работе сердца, вегета

м^-ную лабильность, снижение либидо, импотенцию. При объекгив- обследовании могут быть выявлены колебания АД, экстрасисто- часто врачами-интернистами состояние пациентов оценивается сексуальные расстройства (вагинизм), мнимая беременность, «Ещрные кровотечения.

ДЕТ Психические расстройства проявляются психогенной амнезией 1*44.0], истерическими иллюзиями и галлюцинациями, эмоциональ- (ш# лабильностью, сопровождающейся рыданием, криком, громкими ■Кдочитаниями.

ШГ’ в отличие от больных с неврозом навязчивости при истерии паци- Кда обычно не склонны ограничивать свои контакты в связи с заболе- Щнием Они принимают гостей лежа в постели или сидя в инвалидном ■весле, разливают чай левой рукой, уложив правую («парализованную») ■иовязку, охотно участвуют в беседе в случае потери способности речи, явьясняясь знаками и жестами. При этом они как бы забывают о тяже- Щд расстройствах (1а Ъе11е шсШГегепсе).

®» Больная, 48 лет, домохозяйка, пришла на прием в сопровождении мужа-во- |г енного. Причиной обращения стало тяжелое расстройство походки, жг Из анамнеза: родилась и выросла в Москве в семье военных. Единственная № дочь. В детстве была активной, собирала вокруг себя других детей, родите- ■Л1’ ли восхищались ее талантами, хвалили, прочили ей карьеру артистки.

В школе училась с трудом, считала, что преподаватели к ней придираются. )!;* Начала ходить в музыкальную школу, но потом у нее стали болеть пальцы, и родители разрешили ей прекратить занятия. Девочки в классе ее не очень

любили, считали, что она «задирает нос». Возненавидела одноклассниц, ходила в танцевальную студию и драматический кружок при Дворце пионе­ров. Дружила с парнями старше себя. После окончания школы в институт поступить не смогла, ругала отца за то, что не помог ей. Отец устроил ее тех- ! ническим работником в военную академию. В академии познакомилась с капитаном, у которого после смерти жены осталась маленькая дочь. Вышла — за него замуж, он переехал к ее родителям, дочь осталась с бабкой в Воро­неже. Через 2 года после замужества пациентка родила сына, не знала, как с ним обращаться, возложила уход за ребенком на свою мать. После родов на работу не возвращалась, вела домашнее хозяйство. Муж вскоре был направлен в дальнюю часть, она с ним не поехала, считая, что маленького сына нельзя оставлять без присмотра, Последние 10 лет муж служит в Мос­кве в штабе, получили отдельную квартиру. Год назад старшая дочь мужа попала в автомобильную катастрофу, и после лечения ей была оформлена Инвалидность. Месяц назад умерла ее бабка, муж ездил на похороны и вер- Нулся в Москву с дочерью, которая не могла жить одна.

Й( этом фоне у пациентки возникли стреляющие боли в спине, которые Усиливались утром, когда муж уходил на работу, или вечером, когда он

задерживался. Иногда не спала ночью от боли. По рекомендации невр0л толога принимала противовоспалительные средства, но они не помогал^ Муж взял отпуск и возил ее по врачам, на этом фоне появилась слабость ногах. Не могла ходить на прямых ногах, передвигалась вприсядку гусиный шагом. Невропатологи не обнаружили органического расстройства и посо ветовали обратиться к психиатру.

При осмотре: нарядно одета. Беседу ведет очень чинно, восхищается талан том врача. Удивлена («неужели такое может быть от нервов»), С удоволь ствием отвлекается на обсуждение последних телевизионных постановок и историй из жизни известных людей. Во время беседы свободно переставля­ет ноги, кладет ногу на ногу. После беседы выходит из кабинета, приседая Были назначены эглонил и коаксил. Дочь мужа вернулась в Воронеж и прИ_ гласила к себе жить школьную подругу. Постепенно у пациентки восстано­вилась нормальная походка, лишь иногда на фоне конфликтов с мужем воз­никала боль в спине,

Течение истерического невроза обычно волнообразное, выраженность симптоматики связана с действием дополнительных психотравм. При отсут­ствии признаков истерической психопатии устранение психотравмирующе­го фактора ведет к полному выздоровлению. При длительном существова­нии неразрешимого конфликта и наличии психопатических черт лечение может быть менее эффективным, симптомы многократно повторяются на протяжении жизни; формируется невротическое развитие личности.

bib.social

Системные неврозы

Системные неврозы большая группа неврозов, проявляющихся преимущественно двигательными, в том числе речевыми, или вегетативными нарушениями. К ним относятся:
1) невротическое заикание;
2) невротические тики;
3) невротические расстройства сна;
4) невротическое отсутствие аппетита;
5) энурез неорганической природы;
6) энко’през неорганической природы;
7) патологические привычки детского возраста:
— сосание пальцев (хейломания);
— кусание ногтей (онихофагия);
— мастурбация (онанизм);
— выдергивание волос (трихотилломания).

Указанные нарушения встречаются преимущественно в детском и подростковом возрасте. У взрослых они впервые возникают относительно редко и чаще являются продолжением тех расстройств, которые имели место у детей и подростков.

В прошлом системные неврозы обозначались как моносимптоматические, т.е. проявляющиеся одним признаком (например,тики, заикание, ночной энурез и др.)

Термин «системные» неврозы указывает на психогенно обусловленную дисфункцию определенной функциональной системы.

Последняя, по современным воззрениям, рассматривается как саморегулирующаяся система, состоящая из различных анатомических структур и протекающих в них физиологических процессов, выполняющих конкретную функцию, полезную для организма. Например, к функциональной системе речи относятся рот, язык, зубы, гортань, трахея, бронхи, легкие и иннервирующие их нервные образования (в том числе локализующиеся в корковых отделах головного мозга). Сочетанная и взаимосвязанная деятельность этой целостной системы обеспечивает возникновение речи. Если на каком-то уровне данной функциональной системы возникнут изменения (поломка), то речь будет изменяться. При системных неврозах речь идет о психогенно обусловленном нарушении нервной регуляции определенных систем.

Системные неврозы, в отличие от общих неврозов, не сопровождаются выраженными эмоционально-поведенческими расстройствами. Последние обычно слабовыраженны и даже отсутствуют. Это обусловлено особенностями реагирования детей младших возрастных групп на психотравму в виде преимущественно соматовегетативных и двигательных, в том числе и речевых, расстройств. У них отсутствует или слабо выражено личностное осознание и переживаемость имеющегося дефекта. Например, ребенок 4—6 лет с невротическим тиком часто индифферентно относится к данным необычным движениям, локализующимся преимущественно в области лица и головы. Лишь в последующем он будет переживать свой дефект, что создаст положительную мотивацию для эффективного лечения.

В системные неврозы включены патологические привычки детского возраста. Они согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр), отнесены в группу «Эмоциональные расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте». Не всегда эти привычки, особенно слабовыраженные, например сосание пальцев, кусание ногтей или нередко встречаемая мастурбация, являются болезнью, поэтому не следует по «каждому чиху» считать ребенка больным.

Перед названием клинических проявлений системного невроза стоит слово «невротический», например невротические тики, невротический ночной энурез, невротический энкопрез и т.д. Следовательно, выделенные в данной группе неврологические расстройства нередко имеют и другую этиологию (причину возникновения). Они могут быть внешне похожи на невроз, но нет психотравмы, породившей это нарушение, т.е. главного атрибута (неотъемлемого и существенного свойства) указанного патологического процесса. В таких случаях часто используется термин «неврозоподобные».

Классификация неврозов

Классификация неврозов, т.е. их распределение в зависимости от общих признаков, до настоящего времени не разработана, а различные попытки их систематизации не являются общепризнанными. В последней Международной классификации болезней (МКБ-10) даже нет раздела «Неврозы», а этот термин практически не используется. Они зарегистрированы под другими названиями в разных блоках класса V «Психические расстройства и расстройства поведения». Например, хорошо известная истерия обозначается как «диссоциированные (конверсионные) расстройства». Это мало что даст человеку без медицинского образования, как и врачам общей практики. При описании этих болезней мы используем классификацию прошлых лет, которая была общепризнанной в бывшем СССР, да и теперь приводится не только в популярной, но и в научной и учебной медицинской литературе (X. Ремшмидт, 2000, Р. Телле, 2000, Л. А. Булахова, 2001).

По нашему мнению, замена названия болезни новой терминологией ничего не даст больному, а только осложнит и запутает восприятие медицинских знаний.

Ниже приводится описание двух групп неврозов — общих и системных.
Общие неврозы:
1. Невроз страха.
2. Истерический невроз (истерия).
3. Невроз навязчивых состояний:
— навязчивые движения и действия (обсессивный);
— навязчивые страхи (фобический).
4. Депрессивный невроз.
5. Астенический невроз (неврастения).
6. Ипохондрический невроз.
7. Нервная (психическая) анорексия пубертатного возраста.
8. Не дифференцированные по психопатологическому синдрому неврозы.

Общие неврозы — психогенные заболевания, при которых клинически ведущими являются эмоционально-поведенческие расстройства: общая раздражительность, тревожность, страхи, эмоциональная неустойчивость, обостренное восприятие деятельности внутренних органов, повышенная внушаемость и др. Разновидности общих неврозов определяются характером этих нарушений.

Однако в дошкольном (3—б лет) и раннем школьном возрасте (б—11 лет) клинически очерченные формы большинства общих неврозов, за исключением страхов, истерических и навязчивых состояний, встречаются крайне редко, а поэтому они обычно диагностируются после 10—12 лет. Для детей характерна стертость и изменчивость клинических проявлений общих неврозов, отсутствие или минимальная выраженность переживаемости дефекта и, как следствие, отсутствие стремления к их преодолению. По образному выражению Г. К. Ушакова (1981), неврозы у детей характеризуются «отсутствием отчетливых жалоб со стороны ребенка и обилием их от окружающих».

Системные неврозы — большая группа психогенно обусловленных расстройств, т.е. возникающих под влиянием острой или хронической психотравмы, характеризующаяся обычно одним клиническим проявлением в виде двигательных, речевых или вегетативных нарушений. Более подробно об этом изложено в разделе «Системные неврозы и неврозоподобные состояния», а сейчас будет дана характеристика отдельных форм общих неврозов.

psyera.ru

Куда подевались неврозы?

Читатели, интересующиеся лечением неврозов, сталкиваются с тем, что термин «невроз» все реже применяется современными авторами. Дело в том, что нынешней систематике психических болезней используется новая терминология.

Например, вместо понятия «невроз навязчивых состояний» мы видим обсессивно-компульсивное расстройство. Истерический невроз превратился в диссоциативное или соматоформное расстройство. Невроз тревоги теперь называется генерализованным тревожным расстройством или паническим расстройством в зависимости от типа преобладающей тревоги. Правда, осталось старое понятие неврастении. При этом появилось много новых рубрик, которые ранее не выделялись: синдром деперсонализации, посттравматическое стрессовое расстройство, ипохондрическое расстройство и др.

Многообразие неврозов

Неискушенному читателю трудно разобраться во всем этом многообразии. Поскольку не все психиатры верят в психогенное (психологическое) происхождения неврозов (а в этом суть понятия невроза), было решено переименовать их в «расстройства», оставив лишь описательные характеристики – симптоматику. Так был достигнут компромисс между специалистами, придерживающимися различных воззрений.

Что же такое невроз? Невроз – это болезненное состояние, возникающее в связи с внутриличностным конфликтом, смысл которого не осознается больным, но наличие которого приводит к существенному психическому дискомфорту и сопровождается развитием невротических симптомов (в основном аффективных и сомато-вегетативных).

Симптомы эти сами по себе неспецифичны и могут встречаться не только при неврозах, но и при других заболеваниях психики, например, при депрессиях, биполярном расстройстве, шизофрении.

Чтобы верно диагностировать центр возникновения невроза, врач должен не только вскрыть специфический невротический внутриличностный конфликт, но исключить другое психическое заболевание, которое до поры может маскироваться невротическими проявлениями. При этом сходные клинические проявления имеют принципиально различное происхождение.

Поэтому всегда необходимо выявлять механизмы развившегося состояния. Нужно это не из академического интереса. Дело в том, что лечебная стратегия в большей степени зависти от причин и механизмов болезни, чем от ее внешних признаков. Заболевание психики может развиться в связи с несколькими группами причин.

Одна группа причин коренится в нарушениях структуры характера человека, что в последующем приводит к нарушениям взаимоотношений с другими людьми и/или внутреннему разладу.Другая группа причин связана с психической травматизацией (острый или хронический стресс). Третья группа причин обусловлена специфическими нарушениями обмена веществ в центральной нервной системе. Наконец, четвертая группа причин вызвана повреждением мозговых структур (так называемые органические поражения центральной нервной системы).

Международная практика

В международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) все неврозы вошли в группу «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства» (F4). Клиническая картина, соответствующая каждому расстройству из этой группы, может вызываться любой из обозначенных выше причин или их сочетанием (отнюдь не только в связи со стрессом).

Как это ни парадоксально звучит, любое расстройство из этой группы может по своей сути и быть и не быть неврозом. Поэтому диагноз, например, тревожно-депрессивного расстройства, установленный без тщательного анализа происхождения болезненного состояния, еще не дает оснований для выбора метода лечения. Следует подчеркнуть, что понимание сути происходящего с больным более важно, чем сама симптоматика. Суть всегда остается за рамками формального диагноза.

Рассмотрим пример с тревожно-депрессивным расстройством. Если речь идет о внутриличностном конфликте, нарушающем значимые отношения личности и приводящем к хроническому психологическому стрессу, то речь, по всей видимости, идет о тревожно-депрессивном неврозе. Соответственно наиболее правильная тактика лечения заключается в выявлении и коррекции этих наиболее значимых отношений, т.е. должна в первую очередь применяться психотерапия. Если происхождение тревожно-депрессивного состояния обусловлено биологическими причинами (нарушение обмена или повреждение головного мозга), то и лечение должно в первую очередь быть направлено на восстановление нарушенных механизмов. Здесь психиатр опирается на достижения современной психофармакологии и назначает лекарственную терапию.

www.neopsy.ru

Виды детских неврозов

Детям всегда уделяется больше внимания, чем взрослым членам семьи. Но даже любящие родители нередко пропускают неполадки в душевном здоровье своего ребенка, списывая их на капризы, фантазию или особенности возраста. «Вырастет — пройдет», — чаще всего говорят они, если малыш жалуется на чудовищ, живущих в темноте. А между тем, такие состояния могут стать серьезной проблемой в будущем.

Как и у взрослых, отображением душевного разлада у детей часто служат неврозы. Вот примерный перечень, с которым могут столкнуться родители:

— Невроз страха, он же — невроз тревоги. Выражается приступами боязни, короткими или длительными. Объект может быть различным. У малышей и дошкольников он чаще всего трансформируется в страх темноты и якобы живущих в ней чудовищ. У ребят постарше объект бывает конкретным — школа, ровесники.

— Невроз навязчивых состояний или движений. Выражается чаще всего в неосознанном повторении жеста идти движения: шмыганье носом, подергивания, частое моргание. Сюда же относятся и фобические неврозы, то есть определенный страх: закрытых помещений, острых предметов и т.д.

— Невроз депрессивный. Характерен для подросткового возраста. Симптомы: проблема с самооценкой, слезливость, заторможенность. Могут быть соматические проявления: нарушения сна и/или аппетита.

— Истерический невроз. Истерики — прерогатива младшего возраста. Дошкольники могут падать на пол или на землю, кричать и плакать, пытаться ударить или удариться самим. Иногда невроз сопровождается затруднением дыхания.

— Невротические энурез и энкопрез — опорожнение мочевого пузыря или кишечника. Чаще всего бывают ночью. Причиной служит чрезмерно строгое обращение с ребенком, страх перед наказанием.

— Астенический невроз, характерный для старших школьников. Вызван чрезмерными нагрузками и усталостью. Внешние симптомы: плаксивость и раздражительность.

— Невротическое заикание, особенно заметное в период становления речи. Причиной обычно является испуг или психологическая травма. У мальчиков заикание встречается чаще, чем у девочек.

— Невротические расстройства сна. Это лунатизм, ночные кошмары или просто тревожный сон. До конца не изучена эта группа неврозов, так что точных причин не установить.

Многие из этих проблем бывают только у детей и практически не встречаются во взрослом возрасте. Регулярность того или иного состояния — повод обратиться к специалисту.

www.narcohelp.com