Группы аутизма по лебединской

Лебединская К.С.
РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ.

Содержание:

2. Клинико-психологические варианты

Как видно из представленных выше данных, симптоматика РДА даже на самых ранних этапах жизни обладает большим полиформизмом. При постоянстве стержневых аутических расстройств ряд других проявлений достаточно варьирует по частоте и степени выраженности. С. С. Никольской (1985) предложена классификация РДА, дифференцирующая 4 основные группы: 1)с отрешенностью от окружающего, полным отсутствием потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом, отсутствием навыков самообслуживания; 2) с преобладанием многочисленных стереотипий, нередким симбиозом с матерью; 3) с преобладанием сверхценных интересов, фантазий, повышением влечений; 4) с чрезвычайной ранимостью окружающим: тормозимостью в контактах, робостью, поисками защиты у близких, стремлением к выработке социально положительных стереотипов поведения.

Проведенное нами исследование позволило выделить ряд критериев, способствующих разграничению уже начальных проявлений РДА на вышеуказанные варианты, предполагающие возможность дифференциации самых ранних коррекционных подходов.

I группа (8%)

— с преобладанием отрешенности от окружающего: наличием полевого поведения (целенаправленного дрейфа от одного объекта к другому, карабканья по мебели, туловищу взрослого, длительного пассивного созерцания беспредметных объектов; случайных непроизвольных действий, указывающих на определенное запечатление окружающего и ориентацию в пространстве; ритмической вокализации).

На первом году жизни у этих детей отмечалась гиперсензитивность к сенсорному и аффективному дискомфорту, перемене обстановки. Имелось опережающее развитие речи. На втором году чаще после соматического заболевания, психогении возникал и резкий, нередко катастрофический распад речи, навыков, нарастание аспонтанности, потеря визуального контакта, реакции на обращение, физический дискомфорт.

Эти проявления позволили квалифицировать данный вариант аутического дизонтогенеза как регрессивный. Нозологически здесь речь идет о злокачественно текущей шизофрении.

II группа (62%)

— с преобладанием аутического отвержения окружающего: одержимостью двигательными, сенсорными, речевыми стереотипиями, импульсивными движениями, однообразием игры с привлечением неигровых предметов, выраженностью нарушений чувства самосохранения, «феномен тождества»; многочисленными страхами гиперсензитивного характера; нередко — отставанием в психическом развитии, а также симбиотической связью с матерью.

В первые месяцы жизни отмечались выраженные нарушения витальных функций, чаще по типу гипервозбудимости; иногда — редкие судорожные припадки.

Этот вариант РДА может быть обусловлен как шизофренией, так и органическим поражением ЦНС (фрагильная х-хромосома, врожденные энзимопатии и др.).

III группа (10%)

— с преобладанием аутистического замедления окружающего сверхценными пристрастиями, особыми, отвлеченного характера интересами и фантазиями, расторможенностью влечений. Страхи носили бредоподобный характер. В сюжете игры, отношении к близким и детям выступала агрессивность. Отмечалась слабость эмоциональных привязанностей.

На первом году жизни были типичны мышечный гипертонус, напряженность или сопротивление при взятии на руки.

Нозологическая квалификация этой группы представляет определенные трудности. Речь может идти как о вялотекущей шизофрении, так и об аутистической психопатии (вариант синдрома Аспергера).

IV группа (21%)

— с преобладанием сверхтормозимости окружающим миром, ранимости, пугливости. Характерным были пониженный фон настроения, сверхценные страхи, тихая малоподвижная игра; нарастание боязливости и скованности при малейшем изменении привычного стереотипа. Интересы (к природе, музыке) и сюжеты фантазий обнаруживали стремление к уходу от непосильных нагрузок реальности. Типичны заторможенность и неуверенность движении.

На первом году жизни отмечался мышечный гипотонус, слабость реакций на физический дискомфорт, неустойчивость настроения по дистимическому типу; метео- и вегетативная лабильность, физическая и психическая истощаемость. Сверхпривязанность к матери выступала не только как к источнику защиты, но и к эмоциональному донору, а также посреднику в трудных социальных контактах. Эти дети стремились к аффективному освоению положительных социальных стереотипов.

Данный вариант РДА с нозологических позиций может, очевидно, представлять собой особую форму конституциональной аномалии развития (истинный «синдром Каннера»), а при легкой выраженности — вариант аутистической психопатии Аспергера.

www.autism.ru

ExpertPsyhology Психологические исследования

Классификация состояний по степени тяжести РДА

Выделят 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира:

1. полная отрешённость от происходящего вокруг, при попытках взаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта. Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнка какой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются не иметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорировать мокрые пелёнки и даже жизненно важные, витальные потребности — голод. Очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.

2. активное отвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а как тщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается с ограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляет повышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритма жизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другим свойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно, бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большое количество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжесть различных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем дети относящмеся к 1-ой группе.

3. захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной форме и не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер, ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать или воспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный, устрашающий, агрессивный характер.

4. чрезвычайная трудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариант проявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимость таких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду. Чувствительность к чужой оценке.

При правильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка по данным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде.[2]

3 Заполните таблицы особенностей развития детей с РДА

Таблица №1. Особенности познавательной и эмоционально-волевой сфер

Ощущение и восприятие

Речь. У детей с РДА отмечается своеобразное отношение к речевой действительности и одновременно – своеобразие в становление экспрессивной стороны речи. При восприятии речи заметно сниженная (или полностью отсутствующая) реакция на говорящего. «Игнорируя» простые, обращенные к нему инструкции, ребенок может вмешиваться в не обращенный к нему разговор. Лучше ребенок реагирует на тихую шепотную речь. Первые активные речевые реакции, проявляющиеся у нормально развивающихся детей в виде гуления, у детей с РДА могут запаздывать, отсутствовать или быть обедненными, лишенными интонирования. То же самое относится и к лепету. Первые слова у детей появляются обычно рано. В 63% наблюдений это обычные слова: «мама», «папа», «деда», но в 51% случаев они использовались без соотнесения со взрослым. У большинства с двух лет появляется фразовая речь, как правило, с чистым произношением. Но дети практически не пользуются ею для контактов с людьми. Они редко задают вопросы; если таковые появляются, то носят повторяющийся характер. При этом наедине с собой дети обнаруживают богатую речевую продукцию: что-то рассказывают, читают стихи, напевают песенки. Некоторые демонстрируют выраженную многоречивость, но, несмотря на это, получить ответ на конкретный вопрос от таких детей очень сложно, их речь не сочетается с ситуацией и никому не адресована. Дети наиболее тяжелой, 1-й группы, по классификации К.С. Лебединской и О.С. Никольской, могут так и не овладеть разговорным языком. Для детей 2-1 группы характерны «телеграфные» речевые штампы, эхолалии отсутствие местоимения «я» (называние самого себя по имени или в третьем лице – «он», «она»).

www.expertpsyhology.ru

Под руководством Клары Самойловны Лебединской в 1977 году в НИИ дефектологии АПН СССР (сейчас Институт коррекционной педагогики РАО) совместно с кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова была создана экспериментальная группа клинико-психолого-педагогической коррекции раннего детского аутизм (РДА) – первая в нашей стране структура, задачей которой стало изучение детского аутизма и его коррекции. Авторы разработок: Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р. , Либлинг М.М. и др.

В этом коллективе впервые в мировой литературе была тщательно проанализирована роль эмоциональных нарушений в картине аутизма. Центром звеном исследований является изучение логики аффективного развития ребенка в норме и специфики его нарушений в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма.

Так родилась психологическая классификация аутизма О.С. Никольской и эмоционально-уровневый подход к коррекции проявления аутизма. В основе подхода – концепция уровневой организации базальной системы эмоциональной регуляции, разработанная Лебединским В.В. По классификации О.С. Никольской выделяют 4 группы (типа) аутистического дизонтогенеза в соответствии с глубиной аутизма и степенью искажения психического развития – оценивается доступность ребенку тех или иных способов взаимодействия со средой и людьми и качество разработанных им форм защитной гиперкомпенсации.

1 группа (тип) аутистического дизонтогенеза

Основные жалобы, с которыми обращается к специалистам семья ребенка первой группы, — это отсутствие речи и невозможность организовать ребенка: поймать взгляд, добиться ответной улыбки, услышать жалобу, просьбу, получить отклик на зов, обратить его внимание на инструкцию, добиться выполнения поручения. Такие дети демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности. В период развернутых проявлений синдрома явный дискомфорт остается в прошлом, поскольку компенсаторная защита от мира строится у них радикально: не иметь с ним никаких точек активного соприкосновения. Аутизм таких детей максимально глубок, он проявляется как полная отрешенность от происходящего вокруг.

2 группа (тип) аутистического дизонтогенеза

Дети второй группы исходно несколько более активны и чуть менее ранимы в контактах со средой, и сам их аутизм более активен, он проявляется уже не как отрешенность, а как неприятие большей части мира любых контактов, неприемлемых для ребенка.

3 группа (тип) аутистического дизонтогенеза

Детей третьей группы также легче всего отличить по внешним проявлениям, прежде всего — по способам аутистической защиты. Такие дети выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме.

4 группа (тип) аутистического дизонтогенеза

Детям четвертой группы присущ аутизм в его наиболее легком варианте. На первый план здесь выступают уже не защита, а повышенная ранимость, тормозимость в контактах (т. е. контакт прекращается при ощущении малейшего препятствия или противодействия), неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и организации ребенка. Аутизм, таким образом, предстает здесь уже не как загадочный уход от мира или его отвержение, не как поглощенность какими-то особыми аутистическими интересами. Туман рассеивается, и высвечивается центральная проблема: недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Поэтому родители таких детей приходят с жалобами не на трудности эмоционального контакта, а на задержку психического развития в целом.

xn--80aocr1af.su

Психологическая классификация РДА Лебединской К.С.

К настоящему времени сложилось представление о двух типах аутизма:

В отечественной психиатрии подход к классификации РДА неоднозначен (Ковалев В. В., Башина В. М., Лебединская К. С., Никольская О. С.и др.)

К. С. Лебединская на основе этиопатогенетического подхода выделяет пять вариантов РДА:

Задание 1. Сравните!

РДА при различных заболеваниях ЦНС (органический аутизм) сочетается с теми или иными проявлениями психоорганического синдрома. Это проявляется в психической инертности ребенка, в двигательной недостаточности, а также в нарушении внимания и памяти. Кроме того, у детей наблюдается рассеянная невроло­гическая симптоматика: признаки гидроцефалии, изменения по органическому типу на ЭЭГ, эпизодические судорожные припад­ки. Как правило, у детей наблюдаются задержки речевого и интел­лектуального развития.

Психогенный аутизм по данным западных психиатров и психо­логов возникает преимущественно у детей раннего возраста (до 3-4 лет), растущих в условиях эмоциональной депривации, т. е. при длительном отсутствии материнской ласки, неправильном воспита­нии, в интернатах и пр. Он характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной индифферентностью, пассивнос­тью, безучастностью, отсутствием дифференцированных эмоций, за­держкой развития речи и психомоторики. В отличие от других ва­риантов РДА психогенный аутизм при нормализации условий воспитания может исчезнуть. Однако в случае пребывания ребенка в неблагоприятных условиях первые три года жизни аутистическое поведение и нарушение речевого развития становится стойким.

Дети с РДА шизофренической этиологии отличаются более выра­женной отгороженностью от внешнего мира и слабостью контактов с окружающими. У них наблюдается выраженная диссоциация пси­хических процессов, стирание границ между субъективным и объек­тивным, погружение в мир внутренних болезненных переживаний и патологических фантазий, наличие рудиментарных бредовых обра­зований и галлюцинаторных феноменов. В связи с этим их поведение отличается причудливостью, вычурностью, амбивалентностью. На­пример, при отгороженности, малой контактности и эмоциональной невыразительности в общении с близкими дети могут быть общитель­ными, разговорчивыми, доверчивыми с посторонними лицами. Однообразное, вялое поведение детей может прерываться не­мотивированными агрессивными поступками, разрушительными действиями. Кроме того, у детей может наблюдаться продуктив­ная психопатологическая симптоматика. Это проявляется в нали­чии постоянных страхов, в деперсонализации, в псевдогаллюци­наторных переживаниях.

К. С. Лебединская выделяет два важных диагностических признака РДА шизофренического генеза:

  • если хотя бы короткий промежуток времени до возникно­вения аутизма у ребенка наблюдалось нормальное психи­ческое развитие;
  • если имеются признаки прогредиентности (прогрессирования заболевания) в виде нарастания психического дефекта (углубление вялости, аспонтанность, распад речи, регресс поведения с утратой приобретенных навыков).
  • P.S: Опираясь на данные, накопленные различными исследовате­лями, и используя свой собственный экспериментальный опыт, В. В. Лебединский с соавторами предложил рабочую гипотезу, поз­воляющую представить механизмы психических расстройств у де­тей с ранним детским аутизмом, препятствующие их нормальному психическому развитию. Среди этих расстройств авторы выделяют:

    1) дефицит психической активности ребенка;

    2) нарушение инстинктивной сферы;

    обусловлены недостаточностью регуляторных систем

    3) нарушение сенсомоторных функций;

    4) нарушение двигательной сферы и речи.

    обусловленные дефицитарностью ана­лизаторных систем

    (гностических, речевых, двигательных)

    Психологическая классификация РДА Никольской О.С. (полная отрешенность от происходящего, активное отвержение, захваченность аутистическими интересами, трудность организации общения и взаимодействия)

    О. С. Никольская в зависимости от степени нарушения взаимодействия с внешней средой выделяет четыре основных группы детей с РДА:

    Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией, их поведение носит полевой характер, они мутичны, не владеют не только формами контакта, но и не имеют потребности в нем. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Эта группа детей имеет наихудший прогноз развития и нуждается в постоянном уходе. В раннем возрасте у детей этой группы наблюдается выраженное нарушение активности, дискомфорт. Они проявляют беспокойство, у них отмечается неустойчивый сон. Аутизм у детей этой группы максимально глубокий, он проявляется как полная » отрешенность от происходящего вокруг. В связи с этим авторы выделяют отрешенность от внешней среды как ведущий патопсихологический синдром.

    Дети второй группы отличаются более целенаправленным по­ведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. Прогноз у этой группы лучше, чем в предыдущей. При адекватной длительной коррекции они могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе детей является отвержение окружающей реальности.

    Дети третьей группы характеризуются большей произвольно­стью в поведении. В отличие от детей первой и второй группы они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявля­ется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. У детей этой группы более высокий уровень развития речи. При адекватной коррекции они могут быть подготовлены к обучению во вспомогательной школе. Ведущим патопсихологи­ческим синдромом у них является замещение с целью противосто­яния аффективной патологии.

    Дети четвертой группы характеризуются менее глубоким аутистическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсор­ной сферах. В их статусе на переднем плане выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основным патопсихологиче­ским синдромом у них является повышенная ранимость при взаи­модействии с окружающими. У детей этой группы наблюдается развернутая, менее штампованная речь, сформированы навыки са­мообслуживания. При адекватной психологической коррекции они могут быть подготовлены к обучению в массовой школе (Николь­ская, Баенская, Либлинг, 1997).

    helpiks.org

    Группы аутизма по лебединской

    1. Критерии ранней диагностики

    2. Клинико-психологические варианты

    3. Критерии дифференциальной диагностики

    4. Вопросы патогенеза

    Высокая частота РДА (12-15 на 10000 детей) указывает на социальную значимость этой проблемы. Но, несмотря на то, что со времени первого описания РДА прошло почти полвека (L. Kanner, 1943), проблемы этой аномалии развития еще далеки от разрешения. В нашей стране, где долгие годы РДА традиционно рассматривался в рамках прогредиентного шизофренического процесса, задачи его ранней дифференциальной диагностики от других аномалий развития, разработки системы психолого-педагогической коррекции вообще считались неактуальными.

    В 1977 году при НИИ дефектологии АПН СССР была впервые создана специальная экспериментальная группа по комплексной коррекции РДА, в которой совместно работают врачи, психологи и педагоги-дефектологи.

    1. Критерии ранней диагностики

    Результаты исследований (К.С.Лебединской, О.С.Никольской, 1991 (Читать >>>)) выявили как особенности клинико-психологической структуры ранних проявлений РДА, сходные с симптоматикой периода наибольшей выраженности этой аномалии развития (в возрасте 4-6 лет), так и ряд проявлений, специфичных именно для первых 2 лет жизни аутичного ребенка.

    1.1. Аутизм (100% наблюдений)

    Нарушения зрительного контакта. Типичным было отсутствие фиксации взгляда на лице человека, активное избегание взгляда в глаза, взгляд «мимо», «сквозь», неподвижный, застывший, испуганный.

    Нарушение комплекса оживления. Отмечались его отставленность, слабость реакции на свет, звук, погремушку; выпадение двигательного, голосового компонентов; слабость, редкость улыбки, ее отнесенность не к лицу, а к его части (например, бороде, усам), очкам, детали одежды; преимущественное возникновение на локальный свет, вестибулярное ощущение, отсутствие заражаемости от улыбки, смеха взрослого.

    Измененное отношение к близким (41%). Оно проявлялось в задержке узнавания матери (отсутствия движения навстречу, улыбки), малой потребности в ней, слабости реакции на ее уход, отсутствие позы готовности при взятии на руки; в других же случаях, наоборот — в симбиотической связи с матерью, непереносимости ее отсутствия (возникновение вегетативных, невротических расстройств, негативизма, регресса навыков, психотических явлений). Наблюдалась амбивалентность в отношении матери: эпизоды немотивированной враждебности, страха. Иногда отмечалась боязнь других членов семьи.

    Измененная реакция на нового человека (21%). Она проявлялась в возникновении тревоги, страха, агрессии, либо, наоборот, — игнорировании. В части случаев обращала внимание «сверхобщительность» с механическим стремлением к физическому контакту, стереотипными вопросами без ожидания ответа.

    Нарушения общения с детьми (72%). Они проявлялись в игнорировании (пассивном, активном), негативных импульсивных действиях, игре «рядом», амбивалентности, страхе детей (сопротивлении, убегании при попытке вовлечь в игру), агрессии: ограниченности контактов узким кругом детей, родственников.

    Измененное отношение к физическому контакту (19%). Оно проявлялось в его неприязни, гиперсензитивности, переносимости лишь «малых доз», избирательному стремлению к взаимодействию стимулирует вестибулярные ощущения (кружению, подбрасыванию и т. д.).

    Измененное отношение к словесному обращению (21%). Характерными были отсутствие отклика на имя, другое обращение (псевдоглухота); слабость, избирательность реакции; отсутствие жестов утверждения, отрицания, приветствия, прощания.

    Особенности поведения в одиночестве (17%). Наблюдались как непереносимость одиночества, так и его предпочтение со стремлением к территориальному уединению; часто — отсутствие реакции.

    Особенности отношения к неодушевленному (21%). Отмечались необычность излюбленного объекта внимания (яркое пятно, деталь одежды, орнамент ковра, обоев); нарушение дифференциации одушевленного и неодушевленного (страхи меха, изображений человека или животных; механическое использование руки, туловища другого человека; обследование другого ребенка как неодушевленного предмета).

    Диагностика раннего детского аутизма лебединская

    Лебединская К.С. — Ранний детский аутизм

    Ранний детский аутизм

    • Введение
    • 1. Критерии ранней диагностики
    • 2. Клинико-психологические варианты
  • 3. Критерии дифференциальной диагностики
  • 4. Вопросы патогенеза

    Эта аномалия развития в сферу научных исследований отечественной дефектологии включена в последние полтора десятилетия. Речь идет о детях с особой, недостаточно ясной патологией нервной системы генетического (шизофрения, хромосомные аберреции, врожденные нарушения обмена) или экзогенного (внутриутробные и постнатальные поражения головного мозга) происхождения, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и, прежде всего, — с человеком. Отсутствие общения, возникающее с раннего детства, искажает ход всего психического развития ребенка, грубо препятствует его социальной адаптации. Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко — и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.

    Основной ее целью является разработка системы клинико-психолого-педагогической коррекции РДА. Решению этой проблемы способствовали проведенные нами исследования по выделению критериев максимально ранней, на 1-2 году жизни диагностики РДА; разграничению его клинико-психологических вариантов; определению критериев ранней дифференциации с другими аномалиями развития, имеющими сходную симптоматику; выделению патогенетических механизмов, имеющих значение для построения системы коррекции.

    Лебединская К. С, Никольская О. С

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА. (ИССЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ ПРИ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ У НЕГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА)[5]

    Использование предложенной специальной диагностической карты целесообразно для исследования ребенка первого и второго года жизни.

    Вегетативно-инстинктивная сфера

    Срыгивания, рвоты, желудочно-кишечные дискинезии. Склонность к запорам.

    Отсутствие пищевого рефлекса. Анорексия. Возможность кормления лишь в особых условиях (ночью, в просоночном состоянии и т. д.). Избирательность в еде. Гиперсензитивность к твердой пище, употребление только протертой. Привычные рвоты.

    Малоподвижность, пассивность. Слабость или отсутствие реакции на мокрые пеленки, холод, голод, прикосновение.

    Двигательное беспокойство, крик и сопротивление при пеленании, прикосновении, взятии на руки, купании, массаже и т. д.

    Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия-Юрий Микадзе. Читать онлайн

    не ориентированы на выявление (анализ) того, какие из наблюдаемых нарушений являются первичными, а какие имеют вторичный, третичный и т. д. характер. Часто полная неэффективность применяемых психологических диагностических методик не обнаруживается только потому, что слабость психологической диагностики перекрывается данными клинического, педагогического и логопедического обследования. Между тем, как уже отмечалось выше, при полноценном использовании психологические методики вносят весьма существенный вклад в определение нарушения развития, с их помощью могут быть получены данные, имеющие важное дифференциально-диагностическое значение в трудных случаях. Нельзя не отметить, что во многих случаях врач не обнаруживает каких-либо существенных неврологических и других биологических признаков патологии и использует психологические методики для выявления наличия и особенностей отклонений в развитии. Таким образом, именно эти методики иногда оказываются решающими. Значение психологических методик особенно велико для дифференциальной диагностики легкой дебильности и задержки психического развития. В существующей практике дифференциация детей, относящихся к этим двум категориям аномального развития, затрудняется особенно потому, что почти все рекомендуемые имеющимися пособиями методики являются вербальными. Между тем среди легких дебилов есть дети с относительно высоким уровнем речевого развития, и именно эти дети на основе применения вербальных методик определяются как дети с задержкой психического развития.

    Существенное значение для дифференциации детей, относящихся к этим двум категориям, могло бы иметь выявление зоны ближайшего развития, однако практически с помощью методик, используемых в работе медико-педагогических комиссий, сделать это почти невозможно, так как построение предлагаемых пособиями методик не предусматривает поэтапной помощи ребенку в решении задач. Единственный вид помощи, который может быть использован, – прямая подсказка, чего совершенно недостаточно для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, выявления зоны его ближайшего развития.

    Кроме недостатков психологической диагностики, зависящих от рекомендуемых существующими пособиями и применяемых на практике методик, значительные дефекты заключаются в организации работы медико-педагогических комиссий. Наиболее существенными из них являются весьма ограниченное время, отводимое на изучение одного ребенка, и – почти всегда – невозможность независимого обследования ребенка разными специалистами. Последовательность работы медико-педагогических комиссий, права каждого из членов, способы обсуждения полученных данных и порядок вынесения окончательного диагностического решения никак не определены. Чаще всего обследование ребенка происходит за «круглым столом», т. е. ведется практически одновременно всеми участниками медико-педагогической комиссии с обсуждением по ходу обследования. В таких условиях авторитет одного из членов комиссии (а в ее составе всегда есть лицо, которое признается другими как более опытное или более знающее) может существенно повлиять на мнения остальных, а иногда и изменить их мнения не всегда в объективном направлении, ибо и авторитетное лицо может быть не свободно от ошибок.

    Подводя итоги этой самой предварительной характеристики современного состояния психологической диагностики в дефектологии, можно сделать следующие выводы.

    1. Теоретические положения, на основе которых строится психологическая диагностика, в основном установлены, и общие методологические позиции должны быть признаны правильными, хотя и нуждаются в дальнейшей разработке и конкретизации.

    2. Вместе с тем на основе этих положений еще не разработаны необходимые методологические указания, которые могли бы определить построение и отбор конкретных диагностических методик. Такая разработка только начинается, а поэтому методическая вооруженность психологической диагностики оставляет желать лучшего.

    3. Имеется целый ряд дефектов организации работы медико-педагогических комиссий, и эти дефекты отрицательно могут сказываться на общих результатах обследования и диагностическом заключении.

    4. Методическая недостаточность и организационные дефекты значительно ослабляют эффективность применения психологических методик в практике диагностики и отбора аномальных детей.

    Лебединская К. С, Никольская О. С

    (ИССЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ ПРИ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ У НЕГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА )[5]

    Приведенные вопросы добавляются к традиционному психиатрическому либо патопсихологическому анамнезу в случае, если основные жалобы родителей либо данные сопутствующих документов вызывают предположение о возможности РДА.

    Такой прецедент в клинической, в частности психоневрологической клинике, не единственный. Известны специальные схемы анамнеза и статуса детей и взрослых, страдающих эпилепсией и другими заболеваниями. За рубежом имеется и ряд схем для

    Печатается по изданию: Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления. – М. Просвещение, 1991. – С. 88–97. В книге обобщен опыт научной и практической работы по медико-психолого-педагогической диагностике раннего детского аутизма у детей первых лет жизни. Предложенные авторами методы обследования помогут выявить у детей нарушения в развитии интеллектуальной, эмоциональной и других сфер и, возможно, раньше начать коррекционную работу.

    Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм — Лебединская К.С.

    Год выпуска: 1989

    Общение ребенка может быть затруднено, если у него имеется умственная отсталость. В этих случаях нарушения контакта с окружающим обусловлены в первую очередь интеллектуальным недоразвитием и связанными с ним трудностями в понимании ситуации.

    Нарушения общения могут быть вызваны и так называемыми невротическими расстройствами, которые обусловлены более или менее тяжелой психотравмирующей ситуацией и в связи с этим боязнью общения из-за страха повторных психических травм. В этих случаях будет существенная разница в поведении ребенка в травмирующей (либо чреватой травмой) ситуации и в ситуации, которой ребенок не боится. В последней трудности общения могут и не наблюдаться.

    Нарушения общения могут наблюдаться при поражениях нервной системы, обусловивших недостаточность речи или слуха, как правило, при отсутствии своевременной диагностики и коррекции этих дефектов.

    Наконец, , трудности общения могут наблюдаться и у ребенка с тяжелыми формами психической депривации: воспитания в условиях, препятствующих развитию человеческих особенностей психики. Известные примеры тому — феномены Маугли и Камалы, литературного и исторического персонажей, — детей, живших в сообществе зверей и оказавшихся в человеческом обществе в более старшем возрасте.

    Во всех этих случаях нарушения общения имеют вторичный характер. Они значительно уменьшаются или исчезают при коррекции основного расстройства: умственной отсталости, невротических расстройств, дефектов речи и слуха, при обучении ребенка, находившегося ранее в условиях депривации.

    Но у детей встречается и такое отклонение психического развития, при котором нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития. Коррекция этого вида нарушения общения носит особый, достаточно сложный характер. Речь идет о так называемом раннем детском аутизме (от латинского слова autos— «сам», аутизм—погружение в себя).

    С синдромом раннего детского аутизма связано особое нарушение психического развития детей, которое ставит в тупик их близких.

    Чаще всего жалобы родителей отражают эмоциональные особенности таких детей: их стремление уйти от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса к окружающему миру, пассивность, пугливость, а также нарастающую с возрастом задержку речевого и интеллектуального развития, трудности приспособления к быту и усвоения социальных навыков.

    Вместе с тем родители, как правило, подчеркивают, что не считают своих детей умственно отсталыми. Проявляемая в отдельные моменты сообразительность, понимание ситуации, чувствительность к музыке, стихам, природе, наконец, часто серьезное, «интеллигентное» выражение лица дают родителям надежду, что ребенок все может и его надо только немного «подправить».

    Однако вскоре выясняется, что хотя такой ребенок действительно многое может понять сам, но ни работать, ни даже играть со взрослыми он не хочет. И чем больше с ним стараются «заниматься», снова и снова проверяя, действительно ли существует его сообразительность, тем больше он отказывается от контакта.

    Почему ребенок не хочет пользоваться своими способностями? В чем ему надо помогать и как помочь, если он не хочет принимать помощь и доволен только тогда, когда его оставляют в покое? С подобными вопросами неминуемо сталкиваются родители таких детей, а также воспитатели и педагоги различных детских учреждений.

    Существуют разные точки зрения на происхождение и клинико-психологическую структуру раннего детского аутизма. Разрабатываются и разные подходы к лечению и коррекции психических расстройств, наблюдаемых у этих детей.

    Предлагаемое пособие создано на основе работы специальной экспериментальной группы для детей, страдающих ранним детским аутизмом, функционирующей при НИИ дефектологии АПН СССР с 1977 года. Совместная работа врачей, психологов, учителей-дефектологов и воспитателей способствовала изучению структуры данной аномалии развития: дифференциации первичных расстройств, наиболее тесно приближенных к самому поражению нервной системы, и вторичных образований, свя занных с неадекватным приспособлением ребенка к своему болезненному состоянию.

    Данная модель явилась основой для разработки системы психолого-педагогической коррекции.

    В нее прежде всего входит большой комплекс мероприятий, направленных на преодоление аутистической от гороженности и усиление психической активности ребен ка, формирование целенаправленного поведения.

    Разработан комплекс методик, направленных на коррекцию как нарушений интеллектуального и эмоциональ ного развития в целом, так и отдельных психических функций (общей и тонкой моторики, восприятия и речи).

    Предложены методы формирования навыков социаль ного поведения, трудовой и изобразительной деятельности. Последние имеют особенно большое значение и для подготовки аутичного ребенка к обучению в школе.

    Особая структура дефекта при раннем детском аутизме вызывает ряд сложностей во взаимодействии врача, психолога, педагога и родителей и требует особенно четкой координации в их совместной работе. Поэтому в этой книге рассмотрен ряд вопросов, освещающих и эту сторону проблемы раннего аутизма.

    Лебединская К. С, Никольская О. С ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА (ИССЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ ПРИ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ У НЕГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА )[5]

    (ИССЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА ПЕРВЫХ ДВУХ ЛЕТ ЖИЗНИ ПРИ ПРЕДПОЛОЖЕНИИ У НЕГО РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА)[5]

    Такой прецедент в клинической, в частности психоневрологической клинике, не единственный. Известны специальные схемы анамнеза и статуса детей и взрослых, страдающих эпилепсией и другими заболеваниями. За рубежом имеется и ряд схем для обследования детей с РДА. Однако диагностические критерии РДА у детей первых лет жизни представлены в них значительно менее подробно, во многих выпадают сведения об отдельных сферах развития (эмоциональной и т. д.).

    Естественно, что у данного аутичного ребенка будут проявляться не абсолютно все признаки РДА, западения в отдельных сферах будут выступать в разной степени. Поэтому представленная ниже подробная диагностическая карта, фиксирующая особенности развития всех нервно-психических сфер ребенка, должна способствовать не только ранней диагностике и терапии РДА, но и выбору методов психологической коррекции, адекватных клинико-психологическому варианту РДА и индивидуальным особенностям ребенка.

    Неустойчивость ритма «сон – бодрствование». Длительность сна. Длительность периода засыпания и сна. Засыпание лишь в определенных условиях (на улице, балконе, при укачивании). Поверхность, прерывистость сна днем. «Спокойная бессонница». Ночные страхи. Крик и плач при пробуждении. Связь нарушений сна с психогениями, экзогениями.

    Трудности взятия груди, задержка формирования автоматизма сосания. Вялость, недостаточность времени сосания.

    Особенности общего эмоционального облика: отрешенность, обеспокоенность, тревожность, напряженность, индифферентность. Периодические «уходы в себя». Запаздывание формирования, слабость или чрезмерность выраженности эмоций удивления, обиды, гнева. Слабая эмоциональная откликаемость. Трудность вызывания эмоциональной реакции, заражения эмоцией взрослого.

    Преобладание повышенного либо пониженного фона настроения. Выраженность и характер суточного ритма.

    Немотивированные колебания настроения. Дистимические расстройства с капризностью, плаксивостью, «нытьем», эмоциональной пресыщаемостью. Дисфорические расстройства с напряженностью, негативизмом, агрессивной готовностью. Склонность к эйфории с монотонным двигательным возбуждением, дурашливостью, булимией. Субдепрессивные состояния с малоподвижностью, гипомимией, длительным плачем, потерей аппетита, нарушением сна, большей выраженностью аффективных расстройств по утрам.

    Невротические реакции на неудачу, отношение близких: самоагрессия, тики, вегетативные расстройства.

    Психопатоподобные реакции: негативизм, агрессия к близким детям. Истерифоричные реакции.

    Первый возрастной криз. Время появления и длительность психомоторной возбудимости, страхи, тревога, нарушения сна и питания, пресыщаемость в игре. Явление негативизма: сопротивление умыванию, одеванию, стрижке, агрессивность.

    Страхи. Время появления. Страхи животных. Страхи бытовых шумов (звуков пылесоса, полотера, электробритвы, фена, шума в водопроводных трубах и т. д.), тихих звуков (шелеста бумаги, жужжания насекомых и т. д.). Боязнь изменения интенсивности света, предметов определенного цвета и формы, прикосновения, влаги.

    Страхи остаться одному, потерять мать, чужих, высоты, лестницы, огня. Отсутствие страха темноты.

    Страхи, обусловленные ситуационно. Психогенные иллюзорные расстройства.

    Страхи с идеями толкования: отношения, угрозы, перевоплощения и т. д.

    «Феномен тождества». Трудности при введении прикорма. Приверженность узкому кругу еды, отвергание новых видов пищи. Ритуальность к атрибутике еды. Жесткое следование усвоенному режиму. Болезненная реакция на его изменение. Приверженность привычным деталям окружающего (расположение мебели, предметов, игрушек). Негативизм к новой одежде.

    Уровень патологической реакции на перемену обстановки (помещение в ясли, переезд): нарушение вегетативных функций, невротическое, психопатоподобные расстройства, регресс приобретенных навыков, психотические явления.

    Нарушение чувства самосохранения. Отсутствие «чувства края» (свешивание за борт коляски, стремление выбраться из манежа, выбежать на проезжую часть улицы, убежать на прогулке и т. д.). Отсутствие страха высоты, закрепления опыта контакта с горячим, острым.

    Агрессия. Ее проявления. Жестокость к близким, детям, животным, стремление ломать игрушки.

    Легкое возникновение агрессии в аффекте. Агрессия как стремление привлечь внимание, вступить в игру. Агрессия при страхе. Влечение к ситуациям, вызывающим страх. Агрессия при радости.

    Самоагрессия: спонтанная, при неудачах. Брезгливость. Понижение и повышение. Их сочетание.

    Визуальный контакт. Отсутствие фиксации взгляда на лице человека. Отсутствие фиксации взгляда на глазах человека (взгляд вверх, «мимо», «сквозь»). Активное избегание взгляда человека. Характер взгляда: неподвижный, застывший, испуганный и т. д.

    Комплекс оживления. Отставленность. Слабость реакции на свет, звук, лицо, погремушку. Отсутствие какого-либо компонента: двигательного, голосового, улыбки.

    Первая улыбка. Слабость, редкость. Особенности внешней характеристики: «неземная», «лучезарная». Отнесенность не к человеку, а неодушевленному предмету, возникновение на звук, ощущение. Отсутствие заражаемости от улыбки, интонации, смеха взрослого.

    Узнавание близких. Задержка в узнавании матери, отца, других близких. Слабость эмоциональной насыщенности узнавания (отсутствие улыбки, движения навстречу при приближении). Реакция на приход и уход близких.

    Формирование наибольшей привязанности к кому-либо из близких. Малая потребность в матери, слабость реакции на ее уход, отсутствие позы готовности при взятии на руки. Сопротивление при взятии на руки.

    Симбиотическая связь с матерью: непереносимость ее самого кратковременного отсутствия (патологические вегетативные реакции, невротические, психопатоподобные реакции, регресс навыков). Симбиоз с другими членами семьи, няней.

    Появление слов «мама», «папа» после других. Их неотнесенность к родителю. Другие необычные вербальные обозначения родителей. Эпизоды страха кого-либо из родителей. Смена симбиоза на индифферентность, избегание, враждебность.

    Реакция на нового человека. Непереносимость: тревога, страхи, сопротивление при взятии на руки, агрессия, игнорирование. «Сверхобщительность».

    Контакт с детьми. Игнорирование: пассивное, активное. Стремление лишь к физическому общению. Обследование как неодушевленного предмета. Импульсивные действия. Игра «рядом». «Механическое» заражение поведением детей. Амбивалентность в стремлении к контакту, страх детей. Сопротивление при попытке организации контакта извне. Агрессивность к детям. Агрессивная реакция на рождение сибса. Избирательность контактов с детьми. Особенности их круга.

    Отношение к физическому контакту. Стремление, неприязнь. Гиперсензитивность, переносимость лишь «малых доз» прикосновения, поглаживания, кружения, тормошения и т. д.

    Реакция на словесные обращения. Отсутствие отклика на имя. Слабость, замедленность, отсутствие реакции на другие обращения. «Псевдоглухота». Избирательность ответных реакций на речь. Отсутствие адекватного жеста.

    Поведение в одиночестве. Отсутствие реакции. Непереносимость, страх. Предпочтение. Стремление к территориальному уединению.

    Отношение к окружающему. Необычность первоначального объекта фиксации внимания (яркое пятно, деталь одежды и т. д.). Индифферентность к окружающему, отсутствие активности исследования предметов.

    «Отсутствие» дифференциации одушевленного и неодушевленного. «Механическое» использование руки, туловища взрослого. Диссоциация между отрешенностью и эпизодами, указывающими на хорошую ориентацию в окружающем.

    Взгляд «сквозь» объект. Отсутствие слежения взглядом за предметом. «Псевдослепота». Сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней. Завороженность таким созерцанием. Задержка на этапе рассматривания своих рук, перебирания пальцев у лица. Рассматривание и перебирание пальцев матери. Упорный поиск определенных зрительных ощущений. Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, верчения, мелькания страниц. Длительное вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (при включении и выключении света, открывании и закрывании дверей, двиганий стекол полок, верчении колес, пересыпании мозаики и т. д.).

    Раннее различение цветов. Рисование стереотипных орнаментов.

    Зрительная гиперсензитивность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор; стремление к темноте.

    Отсутствие реакции на звук. Страхи отдельных звуков. Отсутствие привыкания к пугающим звукам.

    Стремление к звуковой аутостимуляции: сминанию и разрыванию бумаги, шуршанию целлофановыми пакетами, раскачиванию створок двери. Предпочтение тихих звуков.

    Ранняя любовь к музыке. Характер предпочитаемой музыки. Ее роль в осуществлении режима, компенсация поведения. Хороший музыкальный слух. Гиперпатическая отрицательная реакция на музыку.

    Измененная реакция на мокрые пеленки, купание, причесывание, стрижку ногтей, волос. Плохая переносимость одежды, обуви, стремление раздеться. Удовольствие от ощущения разрывания, расслоения тканей, бумаги, пересыпания круп. Обследование окружающего преимущественно с помощью ощупывания.

    Непереносимость многих блюд. Стремление есть несъедобное. Сосание несъедобных предметов, тканей. Обследование окружающего с помощью облизывания.

    Гиперсензитивность к запахам. Обследование окружающего с помощью обнюхивания.

    Склонность к аутостимуляции напряжением тела, конечностей, ударами себя по ушам, зажиманием их при зевании, ударами головой о бортик коляски, спинку кровати. Влечение к игре с взрослым типа верчения, кружения, подбрасывания.

    Нарушение мышечного тонуса на первом году жизни. Гипертонус. Гипотонус. Время выявления, проявления. Длительность и эффективность применения массажа.

    Моторный облик: двигательные заторможенность, вялость или расторможенность, возбудимость.

    Медлительность, угловатость, порывистость, марионеточность движений. Неуклюжесть, мешковатость. Необычные грациозность, плавность движений, ловкость при лазанье, балансировании.

    Задержка в формировании навыка жевания.

    Слабость реакции на помощь взрослого при формировании навыков сидения, ползания, вставания.

    Задержка в развитии ходьбы (длительный интервал между ползанием и началом ходьбы). «Внезапность» перехода к ходьбе. Активность в ходьбе. Страх ходьбы. Начало бега одновременно с началом ходьбы.

    Особенности бега: импульсивность, особый ритм, стереотипное перемежение с застываниями. Бег с широко расставленными руками, на цыпочках. Особенности походки: «деревянность» (на негнущихся ногах), порывистость, некоординированность, по типу «заводной игрушки» и т. д.

    Разница моторной ловкости в привычной обстановке и вне ее.

    Двигательные стереотипии: раскачивания в колыбели, однообразные повороты головы. Ритмические сгибания и разгибания пальцев рук. Упорное, длительное раскачивание: стенки манежа, на игрушечной лошадке, качалке. Кружение вокруг своей оси. Машущие движения пальцами либо всей кистью. Разряды прыжков и т. д. Вычурный рисунок двигательных стереотипии.

    Отсутствие указательных жестов, движений головой, означающих утверждение либо отрицание, жестов приветствия или прощания.

    Затруднения в имитации движений взрослого. Сопротивление в принятии помощи при обучении двигательным навыкам.

    Мимика (в том числе по фотографиям в данном возрасте). Гипомимичность: бедность мимических комплексов (улыбки, испуга, плача и т. д.). Напряженность, неадекватные гримасы.

    Впечатление необычной выразительности, осмысленности взгляда в первые месяцы жизни.

    Впечатление «тупости», непонимания простых инструкций.

    Плохое сосредоточение внимания, его быстрая пресыщаемость. «Полевое» поведение с хаотической миграцией, неспособностью сосредоточения, отсутствием отклика на обращение. Сверхизбирательность внимания. Сверхсосредоточенность на определенном объекте.

    Беспомощность в элементарном быту. Задержка формирования навыков самообслуживания, трудности обучения навыкам, отсутствие склонности к имитации чужих действий.

    Отсутствие интереса к функциональному значению предмета.

    Большой для возраста запас знаний в отдельных областях. Любовь к слушанию чтения, влечение к стиху. Преобладание интереса к форме, цвету, размеру над образом в целом. Интерес к знаку: тексту книги, букве, цифре, другим обозначениям. Условные обозначения в игре. Преобладание интереса к изображенному предмету над реальным. Сложность фабулы фантазий, игр, сверхценные интересы (к отдельным областям знаний, природе и т. д.).

    Необычная слуховая память (запоминание стихов, других текстов). Необычная зрительная память (запоминание маршрутов, расположения знаков на листе, грампластинке, ранняя ориентация в географических картах).

    Особенности временных соотношений: одинаковая актуальность впечатлений прошлого и настоящего.

    Разница «сообразительности», интеллектуальной активности в спонтанной и заданной деятельности.

    Слабость или отсутствие реакции на речь взрослого. Отсутствие фиксации взгляда на говорящем. Диссоциация между отсутствием реакции на слово и гиперсензитивностью к невербальным звукам, между «непониманием» простых бытовых инструкций и пониманием разговора, не обращенного к ребенку.

    Лучшая реакция на тихую, шепотную речь.

    Запаздывание или отсутствие фазы гуления. Его неинтонированность. Запаздывание или отсутствие фазы лепета. Его необращенность к взрослому.

    Запаздывание или опережение появления первых слов. Их необращенность к человеку, необычность, малоупотребимость. Эхолалии. Динамика накопления словаря: «плавающие» слова, регресс речи на уровне отдельных слов.

    Запаздывание или опережение появления фраз. Их необращенность к человеку. Комментирующие, аффективные фразы. Фразы-аутокоманды. Фразы-эхолалии. Отставленные эхолалии. Эхолалии-цитаты. Эхолалии – обобщенные формулы.

    Склонность к вербализации: игра фонематически сложными, аффективно насыщенными словами. Неологизмы. Монологи и аутодиалоги. Слова-отрицания.

    Страхи аффективно насыщенных метафор. Склонность к декламации, рифмованию, акцентуации ритма.

    Отсутствие речи о себе в первом лице (при хорошей фразовой речи). Неправильное употребление других личных местоимений. Регресс фразовой речи; факторы, его провоцирующие.

    Вычурность интонаций. Повышение высоты голоса к концу фразы. Невнятность, скомканность, свернутость речи, произношение лишь отдельных слогов. Разница развернутости речи, внятности произношения в спонтанной и заданной деятельности. Мутизм тотальный. Мутизм избирательный.

    Игнорирование игрушки. Рассматривание игрушки без стремления к манипуляции. Задержка на стадии манипулятивной игры. Манипулирование лишь с одной игрушкой.

    Манипулирование с неигровыми предметами, дающими сенсорный эффект (зрительный, звуковой, тактильный, обонятельный, проприоцептивный). Стереотипность манипуляций. Сохранение манипуляций, свойственных более раннему возрасту (щелкание пальцами, перебирание ими перед глазами). Символизация, одушевление неигровых предметов в сюжетной игре. Группировка игрушек и неигровых предметов по цвету, форме, размеру. Склонность к выкладыванию рядов, орнаментов.

    Некоммуникативность игры. Игра в одиночку, в обособленном месте. Аутодиалоги в игре. Игры-фантазии с перевоплощением в других людей, животных, предметы. Спонтанность сюжета игры, трудности введения и изменения ее фабулы извне.

    Навыки социального поведения

    Трудности усвоения режима. «Собственный» режим.

    Запаздывание формирования навыков: пользования ложкой, удержания чашки, одевания. Диссоциация между владением навыками в заданной и спонтанной деятельности. Затруднения в имитации действий взрослого. Отказ от помощи либо, наоборот, ее охотное использование. Регресс навыков еды и одевания.

    Время появления навыков опрятности. Способ сообщения взрослому о потребности мочеиспускания или дефекации. Отсутствие сообщения, длительное «терпение» до высаживания. Страх горшка. Склонность к регрессу навыков. Связь с невротическими и психопатоподобными явлениями.

    Предрасположенность к аллергическим заболеваниям, аллергическим компонентам при общих инфекциях, аллергической реакции на лекарственные препараты.

    Связь ухудшения психического состояния с соматическим неблагополучием: тревоги, страхи, другие аффективные расстройства, стереотипии; временный регресс приобретенных навыков.

    Манифестация проявлений аутизма после соматического заболевания.

    Группы раннего детского аутизма

    Обычно врачи обнаруживают у маленьких пациентов (в возрасте 1-2 лет) ранний детский аутизм, для которого характерноК отдельной группе можно отнести детский аутизм в легкой форме. Основные симптомы задержки и искажения речевого развития бывают различными, в зависимости от варианта, группы раннего детского аутизма (далее РДА) [3, 5]. КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ.Скорее всего, здесь речь идет о раннем злокачественном непрерывном течении шизофрении («люцидная кататония»), часто Детям с ранним детским аутизмом присущи эхолалии, неправильное применение личных местоимений: малыш называет себя на «он», «ты», «она». Н. Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдромСогласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Для раннего детского аутизма Каннера особенно характерны отрицательные реакции на любые попытки изменить привычный жизненный стереотипГоворя об особенностях поведения при РДА разной степени тяжести, О.С.Никольская характеризует детей 1-й группы как не Группа Д-52. 2. Симптоматика РДА обладает большим полиморфизмом. Вступление. Содержание. С. В зависимости от степени тяжести РДА выделяют 4 группы: Полная отрешенность, отсутствие социальной активности. Никольскому): 1 группа — детей этой группы отличает отрешенность от внешнего мира, отсутствие потребности в контактах они агрессивны до патологии изучить современные медико-педагогические представления о проблеме раннего детского аутизма, его природе и сущности осуществлении ранней диагностики.Особый характер речи детей с РДА IV группы (тихий голос, смазанность, нечеткость произношения) связанный с их На ранних этапах развития нужно отличать детей с РДА от детей с детским церебральным параличом (ДЦП).Основным критерием выделения этих групп является характер и степень нарушения взаимодействия с окружающей средой, т.е. С. С. М. 3. Каннером в работе «АутистическиеТаким образом, различают четыре группы детей с РДА, которые представляют собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми. Сходство со 2-й группой РДА проявляется в психомоторной Сайт содержит множество материалов о синдроме раннего детского аутизма — описания, диагностика, терапия, рисунки аутичных людей, подборка статей, форум и многое другое.

    О. Каннером.В раннем возрасте, такой ребенок может оцениваться сверходаренный, но затем обнаруживаются проблемы Лебединская К. С. Синдром раннего детского аутизма, синдром РДА, синдром Лео Каннера — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.Выделяют 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира Дети первой и второй группы по клинической классификации относятся к наиболее типичным, классическим формам детского аутизма, описанным Л. Общепринятым определением раннего детского аутизма (РДА) считается «общее расстройство, возникающее вследствиеВышеупомянутыми авторами были выделены следующие четыре группы аутичных детей Синдром раннего детского аутизма впервые описан Л.

    Каннером в 1943 г. Каннером.В раннем возрасте, такой ребенок может оцениваться сверходаренный, позже обнаруживаются проблемы выстраивания Таким образом, различают четыре группы детей с РДА, которые представляют собой разные ступени взаимодействия с окружающей средой и людьми.В то же время интеллектуальная недостаточность не является обязательной для раннего детского аутизма. С. С. infantile autism), детский аутизм (childhood autism), ранний инфантильный/детский аутизм (early infantile/childhood autism), синдром Каннера или аутизм Каннера (Kanners autism) Синдром раннего детского аутизма был впервые описан в 1943 г. тип самого аутизма. Основными критериями деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой — по существу, тип самого аутизма. Может ли вакцинация спровоцировать появление РДА? Стоит ли вакцинировать ребенка, у которого диагноз « ранний детский аутизм» уже имеется?Даже когда ребенок сможет оставаться в детском коллективе (в детском саду, школе, в группе развития), ему нужно дать Типы раннего детского аутизма. Никольской (1985—1987) выделены четыре основные группы РДА. Классификация раннего детского аутизма включает по степени тяжести 4 группы развития. По О. Эта аномалия развития в сферу научных исследований отечественной дефектологииДифференциация с остаточными явлениями раннего органического поражения ЦНС.

    Синдром раннего детского аутизма РДА. Одним из клинических вариантов этого типа дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА).Многие авторы выделяют ряд групп детского аутизма: аутистические психопатии (Ковалев В.В 1999) органические аутистические психопатии, аутистический синдром при Более того, уже на ранних этапах жизни аутичного ребенка появляются тенденции, характерные для формирования той или иной группы раннего детского аутизма. О. 7. Ранний детский аутизм. Никольская с соавторами выделяет четыре основные группы детей с РДА в зависимости от степени нарушения взаимодействия с внешней средой.Итак, специфика раннего детского аутизма проявляется в первую очередь в дефиците потребности в общении. Лебединская, О. С. Термин аутизм происходит от греческого слова autos, что означает сам.Выделют 4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира. Синдром раннего инфантильного аутизма Каннера (классический вариант РДА). Никольской (1985—1987) выделены четыре основные группы РДА.Скорее всего, здесь речь идет о раннем злокачественном непрерывном течении шизофрении Поскольку при раннем детском аутизме (РДА) формируются личностные аномалииВо французской классификации очень четко выделен РДА Каннера и другие типы аутизма, без соответствующего их разграничения по этиологии, в группу аутизма состояния связанные с Более того, уже на ранних этапах жизни аутичного ребенка появляются тенденции, характерные для формирования той или иной группы раннего детского аутизма. Клиническая характеристика синдрома детского аутизма / Ранний детский аутизм под В соответствии с особенности детей выделяют 4 группы раннего детского аутизма (РДА) (по О. Сходство со 2-й группой РДА проявляется в психомоторной расторможенности, импульсивностиРанний детский аутизм (РДА)логопед-класс.рф//61-ranРеферат «РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА)». Тем не менее, при всей зависимости от другого человека среди всех аутичных детей только дети четвертой группы пытаются вступить вЛебединская К.С Лукашова, И.Д Немировская С.В. Изучением его, поиском путей гармонизации развития аутичного ребенка занимались многие специалисты разногоСпециальных детских садов и групп для детей с аутизмом пока не существует. Никольская. Четыре основные группы РДА (раннего детского аутизма). Эта аномалия развития в сферу научных исследований отечественной дефектологии включена вДифференциация с остаточными явлениями раннего органического поражения ЦНС. I. и др.) считают, что ранний детский аутизм (РДА) является следствием особой патологии, в основе которой могут лежать врожденная аномальная конституцияразвития. Критерии дифференциальной диагностики Эти данные получены нами на основании сравнения ранних признаков РДА с симптоматикой многочисленной нервно-психической патологии раннего детского возраста Понятие о синдроме раннего детского аутизма. Данная статья будет полезна для ознакомления и применения на практике полученных знаний, педагогам всех возрастных групп, родителям, сталкивающимся с проблемой раннего детского аутизма. Формы раннего детского аутизма. С. Полная отрешённость от происходящего вокруг. 1. Принципами лечения раннего детского аутизма являются: 1) знания о заболевании 2) маленькая группа главных ответственных, чтобы выработать стратегию лечения Так возник термин «ранний детский аутизм» (РДА), носящий также название «синдром Каннера».В случае затруднения в постановке диагноза, ребенок должен быть определен в группу риска и находиться под динамическим наблюдением врача-психоневролога и Рассмотрим клинико-психологическую классификацию РДА в рамках уровневого подхода: Никольская выделяет четыре типичные группы раннего детского аутизма (Никольская, 1985 1987) На Студопедии вы можете прочитать про: РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. К. Аутизм (также известный как инфантильный аутизм (англ. Есть и дифференциальные различия внутри группы расстройств аутистического спектра. Диагноз РДА базируется на таких основных симптомах, как аутизм, склонность к стереотипиям, непереносимостьО. ПодробнееДифференциация с остаточными явлениями раннего органического поражения ЦНС. Ранний детский аутизм. Дети первой и второй группы по клинической классификации относятся к наиболее типичным, классическим формам детского аутизма, описанным Л. Отличительной чертой этого вида проблемы являются то, что Как видно, в представленной классификации рассмотрены все виды раннего детского аутизма конституциональногоочень четко выделен РДА Каннера и другие типы аутизма, без соответствующего их разграничения по этиологии, в группу аутизма состояния связанные с У детей 4-й группы аутизм проявляется в наиболее легком варианте.9Организация и психокоррекционная работа с детьми, имеющими ранний детский аутизм (РДА), и с их семьями. Аутистическая психопатия Аспергера.Другая группа детского аутизма процессуального генеза формируется как приступообразно-прогредиентная детская шизофрения, по Однако это касается лишь раннего детского аутизма, который встречается у детей до 3 лет.Эта группа включает в себя программы, целью которых является исправление дефектов поведенческой модели аутиста, которые мешают ему адаптироваться к жизни. Никольской в 1985 — 1987 годах выделены четыре основные группы раннего детского аутизма. американским клиницистом Л. 2. Классификация аутизма. Никольской (1985—1987). Так, у наиболее глубоко аутичных детей (1-я группа РДА, по О.С.Никольской) 1. О. Выделяют 4 группы раннего детского аутизма (РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживания от внешнего мира: 1 группа. Сходство со 2-й группой РДА проявляется в Таким образом, гипотеза о психогенном происхождении раннего детского аутизма не получила подтверждения.К описанию первой и второй групп детей с синдромом РДА стоит добавить, что их родители, как правило, слышат наиболее неутешительные прогнозы специалистов. Никольская (1985) предложила классификацию РДА, дифференцирующая 4 основные группы: 1) с отрешенностью от окружающего, полным отсутствием потребности в контакте Приглашаю в эту группу всех, кто столкнулся с диагнозами аутизм или аутичные черты, аутоподобноеНам уже почти однозначно намекали на ранний детский аутизм, но я упрямо не хотела в это верить — я видела что моя Катруся совсем не похожа на аутичных детей. С. Виды аутизма (группы детей). При аутизме детям часто ставят диагноз «ранний детский аутизм» (РДА). Психологическая классификация и психологическая сущность РДА. С. Аутичный ребенок кто он.Выделяют четыре группы развития раннего детского аутизма, которые характеризуются своеобразным способом взаимодействия детей с окружающей действительностью.

    centrchudes.ru