Характеристика на дошкольника с аутизмом образец

Характеристика на дошкольника с аутизмом образец

Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается комплекс оживления, характерный для нормально развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд мимо, сквозь человека, он не откликается на свое имя.

И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого (глаза в глаза) взгляда, и даже если смотрят на человека в упор, то просто разглядывают отдельные части лица или детали одежды. Такие дети обычно стремятся уйти от контактов с окружающими людьми. Существует мнение, что у них отсутствует желание общаться, в отличие от тревожных детей, которые хотят и ждут контактов, но по какой-либо причине боятся вступить в общение.

От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Например, 5-летний мальчик на просьбы взрослых нарисовать дерево, человечка, машинку долго и сосредоточенно работал карандашом, и всякий раз, закончив рисунок, говорил: Лестница!. У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.

Аутичным детям свойственны стереотипные механические движения и действия. Например, ребенок может вместо умывания многократно поворачивать ручку крана то в одну, то в другую сторону или бесконечно включать и выключать свет. Иногда он подолгу совершает бесцельные однотипные движения телом: раскачивается, размахивает рукой, палкой или ударяет по мячу. В нашей практике ученик 2-го класса Андрюша М. в течение всего урока просто открывал и закрывал тетрадь, не слушая объяснений учителя и не выполняя заданий.

Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает уход в себя либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самооагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения пустякам, которые так важны для аутичного ребенка.

Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Так, например, Даня К.(6 лет), отказавшись отвечать на какие-либо вопросы психолога при обследовании по методике Векслера, задания на определение невербального интеллекта (Складывание фигур, Лаби-ринт, Последовательные картинки) выполнил блестяще и с явным желанием. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними.

Иногда таким детям доставляет удовольствие коллекционировать разные предметы: камушки, бумажки, палочки. Аутисты могут быть парциально одаренными и проявлять успешность в отдельных областях: обладать абсолютным музыкальным слухом, отлично играть в шахматы, рисовать, считать. В любимом многими американском фильме Человек дождя актер Дастин Хоффман мастерски изобразил аутиста Реймонда, который блестяще отгадывал цифровые комбинации в казино.

Для аутичных детей свойственно отставание в развитии речи (хотя изредка встречаются и противоположные случаи). Важно отметить, что этот недостаток они даже и не пытаются компенсировать жестами, мимикой, в отличие от детей с задержкой речевого развития, но без нарушения общения. Если особых отклонений в развитии речи нет, ребенок все равно не использует ее в полной мере как средство коммуникации, ему трудно поддерживать разговор с другими людьми. Часто его речь представляет серию монологов, а в диалоговой речи (если она сформирована) присутствуют эхолалии (бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз).

Если аутичный ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение Я. Понятие Я чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним. Кроме того, их речи характерна фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память у таких детей как правило хорошо развита, они надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, не соответствующие возрасту и уровню развития. Не вдумываясь в смысл, они автоматически повторяют понравившиеся им фразы, приводя в восторг и умиление родителей, уверенных в связи с этим в исключительной одаренности своего ребенка.

Не воспринимая своего Я, не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей, научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.

К.С. Лебединская считает, что без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И, наоборот, при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко — и развить их потенциальные способности.

и ждите, когда он как-нибудь попросит вас надуть по новой. Или надувайте шарик частично. Затем, с шариком во рту, ждите его просьбы.

Заведите следующие игрушки: музыкальная шкатулка, юла и выпрыгивающий клоун . и когда они остановятся, ждите его просьбы повторить. Создайте свои игрушки!

Смешная шапка. Оденьте смешную шапку на голову и подтолкните ребенка её стянуть. После проделывания это несколько раз, оденьте шапку, но усложните задачу для него — пусть ему будет сложно её достать. Ждите, чтобы он так или иначе попросил шапку. Вы можете использовать вместо шапки солнечные очки или другую выделяющуюся одежду, например мягкий шерстянной шарф.

Вода. Водяной фонтан может стать игрушкой. Включите воду и пусть ребенок поиграет. Затем выключите, пусть он попросит включить.

Зеркало. Многие дети, особенно те, которые привлекательны внешне, любят свое отражение в зеркале. Воспользуйтесь его интересом и поиграйте с ним в игры. Уведите ребенка прочь от зеркала, и спросите: &ldquoГде Катя? (Миша, Петя. )&rdquo, а затем выпрыгните перед зеркалом с ним &ldquoВот Катя!&rdquo После нескольких раз, удерживайте его подальше от зеркала подольше. Пусть он даст вам знать, что хочет увидеть себя, перед тем как выпрыгнуть. Зеркала также идеально подходят для копирующих игр. Дотроньтесь до носа мамы, потом до носа ребенка до глаза папы, затем до глаза ребенка и т.д. Вы можете играть в любую игру перед зеркалом или петь песню перед ним.

Раздел 2. Предлагайте вещи по частям.

Если вы будете давать ребенку то, что он хочет, все сразу, то у него нет нужды к вам обращаться. Давая ему это маленькими порциями, вы предоставляете ему причину сообщать вам его нужды. Разломайте печенье, картофельные чипсы на части и давайте ему по одной части за раз. Таким образом, он будет обращаться к вам снова и снова. Давайте одну деталь от пазла за раз.

Некоторые игрушки легко выдавать по частям, потому как они состоят из нескольких частей. Выдавая ему паззлы, конструкторы, кольца и т.д. по частям, вы даете ему шанс обращаться к вам повторно, чтобы завершить свою конструкцию. Если он попытается вырвать все из вашей руки, спрячьте, а потом покажите, когда он попросит, (можно прятать в рукаве или кармане).

Все, кроме одной. Выдавайте ребенку все, кроме одной части, которая ему потребуется. Держите эту часть вне предела его досягаемости, но в поле его зрения. Например, выдайте ему бумагу, но не давайте ножниц, или дайте ему банку с мыльной водой, но не давайте рамку для надувания пузырей.

Способы помочь ребенку сказать &ldquoНет&rdquo, &ldquoХватит&rdquo, &ldquoВсе&rdquo, &ldquoСтоп!&rdquo

Предлагайте самую нелюбимую вещь. Предложите вашему ребенку пищу, напиток или игрушку, которую он не любит, чтобы дать ему возможность выразить, сказать &ldquoНЕТ!&rdquo

Позвольте ребенку закончить деятельность. Подождите, пока ребенку не надоест, наскучит какая-нибудь деятельность, а затем позвольте ему вам сообщить или через мимику, звук или слово, что ему достаточно. Например, продолжайте качать его на качелях (хотя, аутисты &ldquoизвестны&rdquo своей любовью к качелям. Скорее вы устанете его качать), играйте в игру снова и снова. Или позвольте ему долго играть какой-нибудь игрушкой, а потом соблазните его прервать игру с ней, показав что-нибудь еще, что он любит. (Внимание: иногда он слишком быстро закончит свою деятельность, а иногда вы устанете и заскучаете раньше).

Способы помочь ребенку сказать &ldquoпривет&rdquo и &ldquoпока&rdquo. Используйте щенков или мягкие игрушки. Спрячьте щенка или игрушку под столом, а потом позовите его по имени: &ldquoШурик!&rdquo. Покажите игрушку, помашите ей, и скажите &ldquoпривет!&rdquo Повторите это действие несколько раз и подтолкните ребенка помахать или поздороваться. В конце, покажите игрушку и подождите реакции ребенка: помахать или сказать &ldquoпривет&rdquo самостоятельно.

Используйте свое окно. Встаньте рядом с окном, махая и приветствуя каждого прохожего или машину, которая проедет. Затем через некоторое время, после очередной машины или прохожего, ничего не говорите и не делайте. Пусть ребенок сделает это самостоятельно.

Способы подтолкнуть ребенка взаимодействовать или комментировать: делайте неожиданное.

Создайте предсказуемые процедуры, а затем сделайте сюрприз. Когда ребенок привыкнет, что что-то всегда делается одинаково, сделайте неожиданное! Смена рутины воодушевит ребенка среагировать на сюрприз и, возможно, поговорить об этом. Здесь несколько примеров возможных сюрпризов.

Прячьте вещи в необычных местах. Положите его любимую игрушку в ящик с его одеждой и подождите, когда он обнаружит сюрприз. Положите его фотографию между страниц книги, которую он просматривает.

  • Просматривайте книги. Указывайте и называйте картинки. Затем укажите на картинку и ничего не говорите.
  • Смотрите в окно и выказывайте восторг тому, что вы видите: &ldquoСмотри, грузовик!&rdquo, &ldquoСмотри — кошка!&rdquo. В следующий раз, когда увидите что-нибудь интересное, продолжайте выказывать восторг, но не комментируйте.
  • Позвольте ребенку распаковывать продукты. Выказывайте большой интерес каждый раз, как достаете что-нибудь из сумки, и называйте это. Когда наступит очередь любимого лакомства, подождите, когда он оживиться или назовет его. То же самое можно проделывать в продуктовом магазине: &ldquoвот молоко&rdquo, &ldquoвот сок&rdquo. Затем встать напротив его любимой еды и ждать его реакции. Если вы думаете, что он может назвать еду, можете помочь ему. &ldquoа вот и. &rdquo и дайте ему завершить предложение.

    Предложите что-нибудь другое. Играйте игрушками, которые используют несколько частей, как паззлы, матрешки, блоки, конструктор и т.д. Давайте ребенку по одной части за раз. Затем дайте что-нибудь совершенно отличное, или часть, которая не подходит, и ждите его реакции.

    Удивите запахом. Дайте ребенку понюхать что-нибудь, что он может учуять, но не может увидеть. Будьте воодушевлены и комментируйте. К примеру, положите в духовку пиццу, принюхайтесь явно к воздуху и скажите &ldquoмммм, ням-ням, пицца!&rdquo После нескольких раз, только принюхайтесь к воздуху и ждите какой-либо реакции ребенка.

    Удивите прикосновением. Помещайте руку вашего ребенка в холодную, липкую или мокрую субстанцию несколько раз, пока не выработается шаблон. Вы можете использовать пудинг или даже воду. Каждый раз, воодушевленно описывайте ощущение (&ldquoлипко!&rdquo, &ldquoмокро!&rdquo). Затем поместите руку ребенка в совершенно отличную субстанцию и наблюдайте за реакцией.

    Используйте творческую &ldquoглупость&rdquo. Дети обожают, когда родители ошибаются. Сделайте что-нибудь глупое, и ваш ребенок обратит внимание. Когда одеваете ребенка, &ldquoнечаянно&rdquo забудьте что-нибудь из одежды, или сделайте что-нибудь неправильно. Например, ботинок носком назад.

    Используйте ситуации, когда что-то идет не так.

    Когда что-то идет не так как запланировано, используйте это время, чтобы привлечь внимание вашего ребенка. Например, когда его обед слишком горячий, не просто подуйте на него или помашите, а преувеличьте ситуацию и обыграйте, как будто это большое событие: &ldquoо!о! Слишком горячо!&rdquo. Если вы усилите ваши действия поддуванием или помахиванием, ваш ребенок может решить, что это что-то забавное, волнующее и, возможно, захочет принять участие.

    Когда все идет гладко, сделайте что-нибудь не так. Например, &ldquoнечаянно&rdquo уроните вилку во время обеда.

    Притворитесь, что вы не знаете, где вещи. Если вы притворитесь, что не знаете, где вещи, вы и ваш ребенок можете искать вместе. Он может произнести или сделать что-то новое в этой необычной ситуации. К примеру, как выходите из дома, заметьте, что не взяли его обед, перчатки или школьную сумку. Когда ребенок просит что-нибудь, например, свою игрушку, действуйте, будто они потерялась. Преувеличьте ваше расстройство и ждите его реакции.

    Притворитесь, что что-то сломано, когда это не так. Ваш ребенок ожидает, что все будет работать. Как он поведет себя, если что-то не будет? Попробуйте вставить ключ в дверь неправильно. Скажитесь &ldquoо! ключ сломан!&rdquo Подождите, когда ребенок даст вам знать, что он чувствует в этой ситуации.

    Притворитесь, что вы не в порядке. Соорудите ситуацию, когда вы &ldquoсломаны&rdquo. Например, не можете видеть того, что видит ребенок, или не можете слышать то, что может он. Играйте так долго, пока ребенок не слишком расстроится.

    Способы помочь ребенку сделать выбор . Когда вы даете ребенку сделать выбор, он пытается посылать вам сообщения и выражать, что он чувствует. Представьте, чувство силы, радости, когда ребенок чувствует, что может сказать вам, что он хочет жестами, рисунками или словами! Подтолкните ребенка делать выбор, основываясь на его предпочтениях и &ldquoнелюбовях&rdquo.

    Начните с легких выборов. Проще всего ребенку сделать выбор между двумя вещами, которые он может видеть: одно, что он действительно любит, а другое не любит. Держите выборы перед ним.

    Сначала, предлагайте любимую вещь последней. Если ребенок только учится делать выбор, он часто выбирает последний объект, который ему предлагают. Он делает это, потому что это последний объект на который он смотрит. точно так же, как в эхолалии он повторяет последнее слово, которое слышит. Помня об этом, предлагайте наиболее вероятный выбор после менее вероятного варианта.

    Позже, предлагайте наиболее вероятный выбор первым. Когда ваш ребенок уже опытен в выборе (повторяет несколько слов, которые слышит), предлагайте любимый вариант первым. Ведь надо убедиться в том, что он действительно делает выбор, а не просто берет последнюю вещь.

    Давайте ему зрительные подсказки. В начале, вашему ребенку могут понадобиться зрительные подсказки для выбора. Вы можете держать настоящие объекты в руках, указывать на настоящие объекты или указывать на рисунки с ними. (Если вы держите их в руках, возможно, ребенку будет проще, если вы будете держать их друг над другом, нежели рядом). Поэкспериментируйте и с объектами, и с картинками, чтобы посмотреть, как ребенку понравиться больше.

  • &ldquoТы хочешь шапку или мыло?&rdquo (перед выходом на улицу)
  • &ldquoТы хочешь молоко или сок?&rdquo (когда вы точно знаете, что он захочет что-то одно)
  • &ldquoТы хочешь поиграть с мячом или посмотреть видео?&rdquo (вы знаете, что он предпочтет что-то одно)

    ДА/НЕТ выбор. Если вы хотите потренировать ребенка отвечать да/нет, вы можете предлагать ему что-то, что вы знаете что он точно захочет или наоборот, точно не захочет. Пусть он видит оба предмета, чтобы он понял, что ему надо выбрать между двумя предметами. Например, держите паззл и куклу в другой руке. Вытяните куклу: &ldquoхочешь куклу?&rdquo Подтолкните его сказать &ldquoнет&rdquo. Если ребенок не может ответить, ответьте за него и покажите ему что он может сказать. Затем вытяните паззл: &ldquoхочешь паззл?&rdquo, помогите ему сказать &ldquoда&rdquo.

    Для ребенка требуется время, чтобы начать общаться. В этой главе было рассмотрено 4 цели, к которым может приблизиться шаг за шагом ребенок: 1) взаимодействовать с вами и другими людьми, 2) общаться новыми способами, 3) общаться для новых целей, 4) понимать связь между вашими словами и тем, что происходит в мире. Цели, которые вы перед ним поставите, зависят от того, на какой стадии взаимодействия с миром находится ребенок. Если ваш ребенок не посылает вам никаких сообщений напрямую, не ожидайте, что он сразу заговорит. Однако, ожидать, что он начнет обращать больше внимания на вас, — вполне реальная цель. Путем постепенной и последовательной переоценки целей и определения новых, вы поможете ребенку достичь полного раскрытия его потенциала. Во второй главе мы посмотрели, как вы можете дать ему толчок для общения. Когда вы делаете игрушки или еду менее доступной, или действуете творчески &ldquoглупо&rdquo, вы даете ребенку больше возможностей для общения. Вы как строитель и разработчик его среды, в которой бы он реагировал и отвечал на ваши действия.

    Предварительный просмотр:

    Психолого-педагогическая характеристика ребенка с расстройствами аутистического спектра.

    В настоящее время количество детей с расстройствами аутистического спектра увеличивается. Согласно современным зарубежным данным, на 250-300 новорожденных в среднем приходится один случай аутизма. Многие авторы отмечают, что синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта и может сочетаться с выраженной умственной отсталостью. Исходя из психофизических особенностей детей, имеющих данное сочетанное нарушение, необходимо правильно подобрать психодиагностический инструментарий, так как общение с детьми затруднено.

    Наиболее целесообразным в данном случае представляется использование следующих методов: метод изучения документальных источников, наблюдение, беседа, метод анализа продуктов деятельности человека.

    На основании данных, полученных при применении названных методов, можно составить психолого-педагогическую характеристику. Для составления более полной и объективной характеристики необходимо:

    Изучить медицинскую и другую, имеющуюся на ребенка документацию (характеристики. дневники наблюдений и др.) Знать семью ребенка, её состав. взаимоотношения между членами семьи, материальные условия жизни, интересы и занятия Определить цели, параметры наблюдения, способы фиксации результатов наблюдения, создать условия для проведения наблюдения Изучить и проанализировать практические работы ребенка Результаты психолого-педагогического изучения ребенка фиксировать объективно и беспристрастно Описывать индивидуально-психологические особенности познавательной деятельности, личности, общения ученика, определяющие результативность его деятельности Привлечь к подготовке материалов для составления характеристики других специалистов, контактирующих с ребенком

    В процессе педагогической практики была выработана данная схема психолого-педагогической характеристики.Схема психолого-педагогической характеристики умственно отсталого ребенка школьного возраста с РАС:

    Ф.И.О. ребенка Число, месяц и год рождения ОУ, в котором учится ребенок (с указанием типа) Класс (с указанием типа класса) и формы обучения Образовательная программа Как долго ребенок посещает данное учреждение, в том числе и у последнего учителя (указать особенности адаптации) Отражение особенностей поведения и социального взаимодействия (в том числе контактирует ли с взрослыми, детьми, с родителями, способ общения с учителем – опосредованный или непосредственный) Особенности индивидуального развития:

      Особенности двигательной сферы: общей моторики и их проявление в учебной и внеучебной деятельности тонкой моторики и их проявление в учебной и внеучебной деятельности Особенности познавательной деятельности:внимания, восприятия, мышления, памяти, речи и их проявление в учебной и внеучебной деятельности Особенности эмоционально-волевой сферы и их проявление в учебной и внеучебной деятельности Личностные особенности и их проявление в поведении ребенка, в том числе мотивация к деятельности: учебной, внеучебной Социально-бытовых навыков Актуальный уровень усвоения знаний ребенком Особенности внутрисемейных взаимоотношений между ребенком и членами его семьи и их влияние на развитие и обучение ребенка
      Дата Подпись.

      Таким образом, схема психолого-педагогической характеристики ребенка школьного возраста с расстройством аутистического спектра включает в себя в пунктах 1-6 заголовок, анкетные данные ребенка с указанием названия учреждения, даты поступления, количества лет, которые ребенок обучался в данном учреждении, тип учреждения, тип класса, вид обучения, переводы. В пункте 7, описывая особенности поведения, необходимо отразить проявления аутистические черты: трудности усвоения режима, стереотипы поведения, проявляющиеся в собственном режиме, связь с невротическими и психопатоподобными явлениями, патологические привычки, а также указать способ общения учителя с учеником: непосредственный или опосредованный (посредством зеркала, через посредника, посредством персонального компьютера или других технических средств).

      Говоря об особенностях социального взаимодействия, нужно описать реакцию на другого человека (непереносимость или сверхобщительность), механическое заражение действиями другого человека, наличие или отсутствие желания вступить в контакт, описать контакты с детьми (игнорирование активное или пассивное, стремление к физическому общению, обследование как неодушевленный предмет, страх детей).

      В пункте 8 необходимо отразить особенности индивидуального развития ребенка на начало и конец описываемого периода.

      Отражая особенности двигательной сферы, нужно описать моторный облик, указав наличие или отсутствие моторной недостаточности (заторможенности или расторможенности, угловатости, марионеточности, грациозности и плавности движений). Можно описать особенности бега (импульсивность, особый ритм, стереотипное перемежение с застыванием, бег с расставленными руками, на цыпочках), походки (деревянность, порывистость), двигательные стереотипии, отсутствие указательных жестов, затруднения в имитации движений, сопротивления в принятии помощи, особенности мимики. Важно описать нарушения координации движений, особенности выполнения тонких дифференцированных движений рук и пальцев.

      Характеризуя особенности познавательной сферы необходимо подробно описать, если это возможно, качества внимания (объем, распределение, устойчивость с учетом пресыщаемости, переключаемость, концентрацию) особенности (темп, дифференцированность, активность, целенаправленность) восприятия овладение общими понятиями и мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) умение устанавливать причинно-следственные связи ведущий тип памяти, способность использовать вспомогательные приемы для запоминанияособенности речи (импрессивной: понимание высказываний, содержащих аффективно значимые слова, выполнение инструкций в контексте и вне контекста ситуации, понимание названия предметов, действий, качеств предметов экспрессивной: наличие вокализаций, внегортанных звукообразований, способности подражать, способ выражения желаний, наличие собственных высказываний, произносительная сторона речи, лексика, грамматическая структура речи).

      Описывая особенности эмоционально-волевой сферы, необходимо отразить выносливость при общении с миром, наличие страхов, феномена тождества, отметить состояние чувства самосохранения, самоагрессию, признаки аутистической отгороженности, гиперчувствительность, волеизъявления и их направленность, признаки избирательности в контактах.

      Характеризуя личностные особенности, следует указать наличие одаренности, описать наличие или отсутствие инициативы в разных видах деятельности, самостоятельность с указанием ее степени, особенности мотивации деятельности.

      При описании состояния социально-бытовых навыков можно указать, как ребенок овладел навыками личной гигиены. Можно перечислить такие социально-бытовые навыки, как накрывание на стол и уборка стола после приема пищи, подготовка учебных вещей к занятиям, правильное размещение одежды и обуви после использования и другие.

      Актуальный уровень усвоения знаний отражается, исходя из программы, по которой обучался ребенок. Необходимо отразить достижения ребенка за описываемый период, положительную и отрицательную динамику, трудности в овладении учебным материалом.

      Очень важно объективно оценить и подробно описать особенности отношений между ребенком и взрослыми членами семьи (адекватное или неадекватное – гиперопека, игнорирование, гипоопека), и определить их влияние на его развитие (пункт 9), а также, в случае рождения младшего ребенка в семье указать наличие или отсутствие агрессивной реакции.

      Завершает характеристику указание даты ее составления, подпись составителя. В случае предъявления ее в государственное учреждение, характеристика заверяется печатью и подписью руководителя образовательного учреждения.

      Характеристика, составленная по данной схеме, может быть использована для составления коррекционных программ для развития, обучения и воспитания ребенка.

        Алмазова О.В. Психолого-педагогическая диагностика / О.В. Алмазова. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П. 2007. – 227 с. Башина В.М. Ранний детский аутизм / В.М. Башина // Альманах Исцеление. М. 1993г. – с. 154-165 Гилберг К. Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К.Гилберг, Т.Питерс. – СПб: ИСПиП, 1998 г.- 148 с. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук. – СПб. Речь, 2007. – 288 с. Морозов С.А. Положение детей с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации. Приложение 7 к Специальному докладу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М. 2006.- С.104-0109

      методические разработки, презентации и конспекты

      В презентации популярно изложена сущность раннего детского аутизма, причины его возникновения, особенности проявления и основные пути коррекции.

      Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации детей с проблемами в развитии, рассматривают семью как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможн.

      Методическая помощь классному руководителю, педагогу-психологу по психолого-педагогическому сопровождению проблемного ребенка в классе.

      Данная статья посвящена вопросам обучения ребенка с аутическими расстройствами на уроках ритмики в специальной коррекционной школе. Автор статьи детиться своим первым опытом работы с таким ребенком, х.

      Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребенка в общеобразовательном учебном учреждении: опыт, проблемы, перспективы.

      Аутизм — не беда, безразличие — беда

      Как помочь аутичному ребенку

      Аутичность (от греческого — сам ) — обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний . Такое определение аутизма дано в психологическом словаре. Этот термин, впервые введенный швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером, обозначает целый комплекс психических и поведенческих расстройств.

      Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация социальное взаимодействие воображение, эмоциональная сфера.

      В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

      Несмотря на общность нарушений в психической сфере, аутизм проявляется в разных формах. В книге О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг Аутичный ребенок: пути помощи (М. 1997) приведены примеры различных подходов к классификации аутичных детей. Так, английский исследователь доктор Л. Винг разделила таких детей по их возможностям вступления в социальный контакт на одиноких (не вовлекающихся в общение), пассивных и активных-но-нелепых . По ее мнению, прогноз социальной адаптации наиболее благоприятен для группы пассивных детей. Авторы книги предлагают в качестве основания классификации вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него и выделяют четыре основных формы проявления аутизма.

      1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг.

      2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым

      выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают,

      прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль.

      3. Захваченность аутистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень

      речевые дети, они обладают большим словарным запасом, однако они говорят сложными, книжными фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.

      4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы — недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и грамматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

      По статистике, глубокий аутизм встречается только у одного ребенка из тысячи. В повседневной практике, в детском саду или в школе, мы, как правило, сталкиваемся с детьми, имеющими лишь отдельные аутистические признаки. Среди мальчиков аутизм встречается в 4-5 раз чаще, чем среди девочек.

      Причины возникновения аутизма в настоящее время до конца не исследованы. Большинство авторов относят к ним нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У аутичных детей чаще обычного наблюдаются мозговые дисфункции, проявляются нарушения биохимического обмена. Аутизм нередко сочетается с другими психическими расстройствами.

      Портрет аутичного ребенка.

      Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У аутичных детей нарушается комплекс оживления , характерный для нормального развивающихся младенцев. Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушки. Гораздо позднее своих сверстников он начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Для него характерен отсутствующий, неподвижный взгляд мимо , сквозь человека, он не откликается на свое имя.

      Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета: портрета на стене, собственных пальчиков. У такого младенца часто наблюдаются двигательные стереотипы: он может часами раскачиваться в коляске или в кроватке, однообразно размахивать руками, длительное время издавать одни и те же звуки.

      От коллективной игры аутичные дети отказываются, предпочитая индивидуальную игру в уединении. Причем они могут одержимо годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же рисунки. Например, 5-летний мальчик на просьбы взрослых нарисовать дерево, человечка, машинку долго и сосредоточенно работал карандашом, и всякий раз, закончив рисунок, говорил: Лестница! У некоторых детей игра отсутствует вовсе, и развитие задерживается на стадии элементарного манипулирования каким-либо предметом.

      Дети с нарушениями в общении любят придерживаться определенных ритуалов, и малейшие изменения в их жизни или в режиме могут стать для них травмирующим фактором. Результатом таких изменений бывает уход в себя либо вспышка агрессии, выражающаяся в жестоком обращении с близкими, со сверстниками, животными, в стремлении крушить и ломать все кругом. Довольно часто наблюдаются вспышки самоагрессии, возникающей при малейшей неудаче. Причем находящиеся рядом взрослые часто не понимают причины взрыва ребенка, они, имея навык общения с обычными детьми, не всегда придают значения пустякам , которые так важны для аутичного ребенка.

      4-летний Жора, собираясь вместе с другими детьми средней группы детского сада на прогулку, вдруг пронзительно закричал. Он бился в истерике, расшвыривал вокруг себя вещи, катался по полу. После каждой попытки взрослых, оказавшихся рядом и пытавшихся помочь ему, он с новой силой принимался визжать и биться головой об пол. Когда все дети ушли на прогулку, а у Жоры уже, видимо, не осталось сил, он немного успокоился. Опытный воспитатель стал на ощупь искать причину срыва. Глядя ему в глаза, начал перечислять все возможные детали, которые могли расстроить Жору. Воспитатель называл одну причину за другой, но мальчик оставался безучастным. Однако через какое-то время удалось привлечь его внимание: он оживился, когда воспитатель стал поправлять ему гольфы. Затем равнодушно, не сопротивляясь, но и без радости, он согласился идти на прогулку.

      Подобная реакция аутичного ребенка может возникнуть на новую одежду, надетую мамой, на перестановку мебели, на присутствие незнакомого человека, на звук телевизора, на незнакомую мелодию, гул пылесоса.

      Аутизму не всегда сопутствует снижение интеллекта. Практический (не связанный с речью) интеллект может даже превышать возрастную норму. Так, например, Даня К. (6 лет), отказавшись отвечать на какие-либо вопросы психолога при обследовании по методике Векслера, задания на определение невербального интеллекта ( Складывание фигур , Лабиринт , Последовательные картинки ) выполнил блестяще и с явным желанием. Аутичные дети часто успешно работают с головоломками, кубиками, мозаиками, и эту склонность необходимо использовать для налаживания контактов с ними.

      Если аутичный ребенок и владеет фразовой речью, в ней, как правило, отсутствует местоимение Я . Понятие Я чуждо этим детям. Они говорят о себе во 2-м или в 3-м лице, как делают это окружающие по отношению к ним. Кроме того, их речи характерна фотографичность, неосмысленность. Поскольку механическая память у таких детей, как правило, хорошо развита, они надолго запоминают отдельные высказывания, иногда очень умные, взрослые, не соответствующие возрасту и уровню развития. Не вдумываясь в смысл, они автоматически повторяют понравившиеся им фразы, приводя в восторг и умиление родителей, уверенных в связи с этим в исключительной одаренности своего ребенка.

      Аутичные дети, как правило, ни к кому не обращаются с прямыми вопросами, уклоняются от прямых ответов на вопросы, обращенные к ним (часто они их даже не слышат). У них могут быть нарушены интонация, ритм речи, они неверно ставят ударения в словах. Научить их говорить правильно довольно трудно, так как они не осознают необходимости этого.

      Не воспринимая своего Я , не чувствуя своего тела, его границ, дети с нарушением общения испытывают и определенные трудности при формировании навыков самообслуживания. Как правило, они позже других детей научаются одеваться, раздеваться, употреблять по назначению горшок. Причем многократный показ одного и того же действия не приводит к желаемому результату: ребенок не осваивает его.

      К. С. Лебединская считает, что без своевременной диагностики и медико-педагогической помощи значительная часть этих детей становится необучаемой и не приспособленной к жизни вообще. И наоборот,

      при раннем выявлении нарушения и своевременно проведенной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко — и развить их потенциальные способности.

      Как выявить аутичного ребенка.

      Аутизм — это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист. Поскольку зачастую аутичный ребенок обладает целым комплексом характерных поведенческих особенностей, то первоочередная задача — определить, какое же нарушение является ведущим в каждом конкретном случае. Ведь проводить коррекцию всех нарушений одновременно невозможно. Однако диагностика нарушений часто вызывает затруднения даже у специалистов.

      Возможно, это связано с очень широким спектром проявлений аутизма, возможно — с недостаточной изученностью причин этого заболевания. И до тех пор, пока ученые не определят более точно, отчего возникает данный недуг, каждый раз при выявлении аутизма у детей, а значит, и при составлении коррекционной программы для каждого ребенка, будут возникать проблемы. У нас еще мало опыта такой работы, поскольку на практике мы обычно встречаемся лишь с детьми, обладающими отдельными чертами аутизма.

      Однако перечисленные трудности не освобождают нас от выполнения сложной работы по выявлению аутичного ребенка в группе детского сада или в классе. Безусловно, диагноз должен ставить только врач. Задача же педагога — выявить такого ребенка, помочь ему адаптироваться в детском коллективе и направить к специалистам. В нашей практике были случаи, когда сравнительно благополучные аутичные дети попадали к врачу только перед поступлением в школу. Если бы педагоги заметили проблемы этих детей раньше и посоветовали родителям обратиться к специалистам, наверное, адаптация ребенка к школьному обучению проходила бы более гладко.

      Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.

      Основные направления работы по выявлению симптомов аутизма у ребенка помогут определить данные, приведенные в Таблице 1. Сравнительная характеристика развития нормальных и аутичных детей заимствована из книги бельгийских психологов К. Гилберта и Т. Питерса. Однако, на наш взгляд, эти данные не должны восприниматься слишком буквально. Это всего лишь схема, содержащая определенные ориентиры работы с детьми.

      Таблица 1. Сравнительная характеристика развития детей в норме и при аутизме

      Общая характеристика РДА

      Ранний детский аутизм – нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контактов с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипностью деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Самая подробная информация заказ автобуса на нашем сайте.

      Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. Неконтактность, однако, может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда она оказывается просто характерологической чертой ребенка, но бывает вызвана и недостаточностью его зрения или слуха, глубоким интеллектуальным недоразвитием и речевыми трудностями, невротическими расстройствами или тяжелым госпитализмом (хроническим недостатком общения, порожденным социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте). Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Детский аутизм проявляется в очень разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном, и в обычном детском саду, во вспомогательной школе и в престижном лицее. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальной адаптации и требуют специальной поддержки.

      Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, и непонимание, осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и родителей. В результате у них рождается стремление «противостоять всему миру», рвутся дружеские связи, растет страх перед появлением в общественных местах – как следствие формируется вторичная аутизация всей семьи.

      Распространенность детского аутизма, по данным большинства исследователей, составляет 4–5 человек на 10 000 детей, т.е. 0,04–0,05% [Ковалев В.В. 1995 Wing L. 1974 Ritvo E.R. et al. 1985 Briston S. 1988 Gillberg Ch. 1995 Campbell M. Shay J. 1995]. Эти показатели остаются достаточно стабильными на протяжении последних десятилетий.

      Развитие этого синдрома может начинаться в возрасте от рождения до 36 мес. (3 лет) жизни ребенка. Его определяют аутистическая отгороженность детей от реального мира с неспособностью формирования общения и неравномерным созреванием (асинхронностью развития) психической, речевой, моторной и эмоциональной сфер жизнедеятельности. Для этого заболевания характерны явления протодиакризиса, недостаточное различение одушевленных и неодушевленных объектов. Поведение и игры аутичных детей характеризуются стойкими стереотипами, отсутствием подражания, недостатком реакции на окружающее и повышенной чувствительностью на условия как дискомфорта, так и комфорта. Форма общения с родными (особенно с матерью) – симбиотическая или индифферентная, т.е. без эмоциональной реакции, вплоть до отказа общения с ними.

      Смена привычного жизненного стереотипа, появление новых объектов и посторонних лиц вызывают у аутичных детей реакцию избегания либо недовольства и страха с хаотической агрессией и самоагрессией.

      Во внешнем облике больных детей обращают на себя внимание застывшая мимика, направленный в пустоту или как будто в себя взгляд, отсутствие реакции «глаза в глаза», но иногда возникает мимолетная фиксация взгляда на окружающих лицах и предметах.

      Моторика аутичных детей угловатая со стереотипными движениями, атетозоподобными движениями в пальцах рук, ходьбой «на цыпочках». Но наряду с этим у больных аутизмом возможно развитие достаточно сложных и тонких моторных актов. Речь рецептивная и особенно экспрессивная развивается слабо отсутствуют экспрессия, жестикуляция, сохраняются эхолалии, фразы-штампы, нарушено произношение звуков, нет интонационного переноса, т.е. непрерывной мелодии речи, ритма, темпа. Голос то громкий, то неожиданно становится тихим и ребенок переходит на шепот. Произношение звука может быть разным – от правильного до невнятного, иногда с необычной модуляцией. Экспрессивная речь развивается с большим отставанием, преобладает бессвязная, эгоцентрическая речь. Больные практически неспособны к диалогу. Ребенок лишен активного стремления к усвоению новых фраз и их использованию. Нарушенный синтаксический и грамматический строй речи дополнен то интонационной вычурностью, то лепетной речью, то манерным словотворчеством. Последнее сохраняется и после первого физиологического кризового периода. В более тяжелых случаях отмечаются разрыхление ассоциаций, смещение мыслей, иногда исчезновение из фраз личных местоименных и глагольных форм фразы становятся предельно краткими и отрывистыми.

      Психологическая характеристика ребенка.

      Артем Л. Возраст – 5 лет 6 мес.

      Ранний детский аутизм, общее недоразвитие речи II степени.

      Мышечный гипотонус, малоподвижность, двигательная заторможенность, вялость.

      Уровень общей моторики занижен (не может стоять на одной ноге, крутить педали велосипеда, держать равновесие). Тонкая моторика развита нормально, но затруднено обучение навыкам с применением произвольных действий (застегнуть пуговицы, завязать шнурки).

      Особенности развития познавательной деятельности.

      Внимание – устойчивое, переключение нормальное, преобладает произвольное внимание, объем внимание хороший. Ухудшается в состоянии аффективного заражения.

      Восприятие – раннее различение цветов и оттенков (с 1,5 лет) и формы (2 года), ранняя любовь к музыке, нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде). Предметный гнозис сохранен. Выраженный интерес к знаку (букве, цифре), форме, цвету.

      Память – хорошо развитая (обучение методом «глобального чтения»), зрительная память преобладает. Непроизвольное запоминание. Сохранение информации длительно. Воспроизводит полно и последовательно. Ассоциативная, опосредованная память неразвита.

      Мышление – Соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Классификацию производит, но словесные формулировки принципа работы отсутствуют. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наводящим вопросам. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок с помощью. Понимание метафор, сюжетов со скрытым смыслом отсутствует. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи, логического объяснения не дает. Наглядно-действенное, наглядно-образное мышление.

      Обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.

      Особенности поведения – игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушение коммуникативного поведения. Оторван от жизни, не умеет себя защитить. Боится стричь ногти и волосы.

      Нарушения эмоционально-волевой сферы – эмоциональная близость с родителями и с бабушкой. К сестре относится сдержанно. Остальных членов семьи знает и принимает, но потребности в них не испытывает. Чувство «я» (самосознание) не сформировано, себя и мать не разделяет, говорит о себе во 2-ом лице («Саша купается»). Самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние человека. Беспричинный смех или плач.

      Имеющиеся знания – знает дн и недели и месяцы, времена года и их последовательность, различает «правую» и «левую» части тела, определяет положение предмета в пространстве. Пишет печатными буквами. Сложности с распределением текста на листе. Знает последовательность чисел, соотносит число и цифру. Читает побуквенно.

      Уровень адаптивного поведения – отсутствуют навыки социализации. Навыки коммуникации сформированы частично.

      iskivsud.my1.ru