Холдинг терапия аутизм

Особые переводы

4 причины не использовать холдинг-терапию для ребенка с аутизмом

Оригинал: http://www.idsautism.com/sites/default/files/uploads/documents/ABA_Structure.pdf
Переводчик/редактор: Марина Лелюхина
Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста перевода для распространения в соцсетях запрещено правилами сайта. Читайте наши паблики и делитесь публикациями оттуда. Распространение текстов на других сайтах возможно только с указанием полной шапки (ссылка на оригинал, автор перевода, постоянная ссылка на перевод)

4 причины не использовать холдинг терапию в работе с ребенком с аутизмом

Существует масса ненаучных способов помощи детям с аутизмом, но едва ли среди них найдется хотя бы несколько столь же опасных и травматичных как холдинг-терапия. В теории, применимо к работе с детьми с расстройствами аутистического спектра, холдинг-терапия представляет собой насильственное удержание ребенка родителями. Считается, что этот процесс способен помочь исправить вред, нанесенный неспособностью родителей устанавливать естественные отношения привязанности со своим малышом. Сама процедура включает в себя фиксацию ребенка (иногда довольно жесткую), насильственное установление зрительного контакта и насильственное же склонение к проявлению приязни по отношению к родителю. Этот метод не просто не эффективен, он смертельно-опасен.

Ниже я привожу четыре причины НИКОГДА не использовать холдинг-терапию при работе с детьми с аутизмом

1. В его основе лженаучное заблуждение. Холдинг-терапия обрела популярность в 50-е годы, когда чаще всего в рождении особого ребенка обвиняли матерей. Психологи верили, что дети с аутизмом рождаются у «матерей-холодильников», которые просто не способны испытывать привязанность и любовь к своему ребенку. Сейчас мы знаем, что темперамент родителей не имеет никакой связи с появлением аутизма. Большинство родителей детей с РАС всю свою любовь и внимание отдают детям, а среди возможных причин этого заболевания чаще всего называют генетические нарушения. Принимания во внимание, что гипотеза, на которой была основана холдинг-терапия, была признана ошибочной, нет никакой причины использовать эту методику ни при каких обстоятельствах.

2. Холдинг-терапия игнорирует все что мы знаем о детях с аутизмом. Мысль о том, что дети с аутизмом избегают контакта с окружающими — опасный стереотип, наделавший немало бед. Многие дети с РАС очень чувствительны. Они не просто нуждаются в человеческом контакте, а ищут его всеми приемлемыми и неприемлемыми способами. Нет причин принуждать ребенка делать то, к чему он стремится добровольно. Но кроме того мы знаем, что многих детей с аутизмом расстраивают и пугают нежелательные прикосновения и зрительный контакт. Напряжение и страх могут быть настолько сильны, что это может привести к появлению нежелательного поведения, и даже регрессу навыков.

3. Это вносит путаницу в формирование представлений о телесных границах и личном пространстве. Независимо от возраста, уровня развития и темперамента, все дети должны понимать, как правильно выстраивать физический контакт с окружающими. Ребенок должен понимать, что он не должен дотрагиваться до других людей без их желания, равно как другие люди не имеют права его трогать, если ему это не нравится, а кроме того, существуют некоторые виды прикосновений ( сексуальных, или связанных с нанесением повреждений) которые неприемлемы ни в какой ситуации. Когда вы удерживаете ребенка против его воли во время сеанса холдинг-терапии, вы как бы сообщаете ему своими действиями, что это нормально, когда один человек насильно держит другого, и что взрослые имеют право не уважать личное пространство детей. Это может создать опасный прецедент, который в свою очередь может привести к тому, что ребенок в будущем будет подвергаться издевательствам, или сам будет преследовать кого-то из сверстников, а кроме того внесет путаницу в представления о допустимых и недопустимых прикосновениях.

4. Холдинг-терапия приводит к смерти. Многие дети с особыми потребностями умерли в результате повреждений, полученных в процессе сеанса холдинг-терапии. Пожалуй это самый серьезный и тревожащий аргумент против этого типа вмешательства. Дети погибали от асфиксии, голода, или просто были раздавлены взрослыми, которые использовали холдинг-терапию в ошибочном стремлении таким образом исправить проблемы в развитии и психологические нарушения у своих детей.

Нет ни единой причины подвергать детей этому опасному вмешательству, основанному на устаревших и ошибочных представлениях об аутизме. Если ваш ребенок, или ребенок ваших знакомых, страдает аутизмом, обратитесь к лечащему врачу, чтобы получить рекомендации относительно доказанных и безопасных методов терапии расстройств аутистического спектра.

specialtranslations.ru

Опасность холдинг-терапии

Холдинг-терапия представляет собой практику, которая была описана и рекомендована в книге «Holding Time», написанной Мартой Уэлч. Она предполагает вынужденное удерживание ребенка терапистом или родителем до тех пор, пока ребенок не прекратит сопротивляться, или же до момента истечения фиксированного промежутка времени; иногда ребенка не отпускают до тех пор, пока он не установит со взрослым зрительный контакт. Несмотря на то, что изначально данная техника предназначалась для аутичных взрослых, она также использовалась и для аутичных детей, подростков и детей младшего возраста с «нарушениями привязанности», а также для младенцев с «остаточной родовой травмой».
Сторонники данной практики, высказываясь в ее поддержку, утверждают, что она «идет на благо ребенка», что, в сущности, является тем же оправданием, которое люди часто используют для порки и других наказаний. Поскольку данная практика была названа «терапией», специалистам бывает трудно ее отрегулировать и помочь родителям осознать ее опасность.

Многие специалисты полагают, что данная практика полностью расходится с адекватным представлением о практике родительства, которое, в первую очередь, является взаимоотношениями, основанными на взаимном доверии. Ребенку может быть крайне трудно восстановить полное, истинное доверие к взрослому после того, как тот удерживал его против воли – независимо от «добрых намерений» родителей или последующего поверхностного поведения. Элис Миллер писала:

«Я рассматриваю [холдинг-терапию] в качестве одного из видов нарушения прав. Люди, действуя из наилучших побуждений, просто не чувствуют, что они делают, когда нарушают права другого человека – ребенка. Цель заключается в том, чтобы освободить запрещенные, подавленные чувства, однако насильственность данного метода делает совершенно невозможным извлечение какой-либо выгоды из подобного «освобождения». Сила, которая используется в рамках терапии, применяется во благо ребенка, и ребенок будет вознагражден и любим за то, что он является толерантным и позволяет этому происходить. Он поверит в то, что сила способствует его благополучию и, в конечном итоге, является выгодной. Едва ли можно представить себе более совершенный обман и искажение человеческого восприятия».

Человеческой природе свойственна нетерпимость и сопротивление применению силы. Использование принудительного удерживания ребенка родителем неизбежно порождает сильное чувство страха, смущения, беспомощности, злости и предательства, поскольку естественные попытки ребенка вырваться остаются без внимания тех людей, которых они полюбили и которым доверились. Когда ребенка удерживают силой, в конечном итоге, он понимает, что свободы можно достигнуть, исключительно уступая внешнему контролю; и это один из самых опасных уроков из всех, которые можно преподать маленькому ребенку. Их воля может сломаться, и это совсем не то, что принято называть «психологическим здоровьем». Навязывание ребенку какого-либо действия силой в условиях, когда у него нет возможности осуществить осознанный выбор, является недобросовестным поступком. Даже если бы подобные поступки приводили к эмоциональному «прорыву», их скрытая цена очень высока, поскольку нет никакой возможности избежать возникновения у ребенка чувства гнева, разочарования, обиды и предательства. Эти сильные чувства нельзя измерить в настоящем времени, и их последствия для будущего также неизвестны. Как и в случае порки или других видов наказания, может создаться иллюзия послушания ребенка, в то время как его внутренние чувства удерживаются глубоко внутри до тех пор, пока он не сможет их свободно выразить. Более того, там, где используется сила, подлинность любого «успеха» всегда оказывается под сомнением. Когда ребенок не может сказать «нет», тогда что на самом деле означает его «да»? Принужденный силой ребенок обучается симулировать поведение привязанности. И такое лицемерие лежит в основе социопатической личности.

Применение силы по отношению к ребенку всегда является фактором риска, и никогда не бывает оправданным, за исключением ситуаций, когда жизнь или здоровье ребенка оказываются в сиюминутной опасности, и лучших альтернатив не существует. Альтернативы есть: существует множество альтернатив актам насильственного подчинения ребенка его родителями. В случае несчастного или вышедшего из-под контроля ребенка лучшей альтернативой является профилактика и превентивные действия, заключающиеся в удовлетворении законных потребностей ребенка (пристальное внимание, еда, сон, внимание к скрытым аллергическим реакциям, облегчение стрессовых факторов в семье и т.п.). В случаях, когда применение силы просто неизбежно (пресловутый пример ребенка, бегущего через дорогу), она должна быть сведена к минимально возможному уровню, за чем должны следовать деликатные объяснения и извинения. Очевидно, что принудительные объятия и сдерживания, применение которых не происходит в результате непосредственной опасности, должны быть оспорены по гуманитарным соображениям. Вопреки утверждениям ее сторонников, такая практика не просто не принесет никакой пользы здоровью, а она может представлять собой серьезную психологическую угрозу:

«…одним из наиболее важных достижений в нашем понимании здоровья и болезни за последние несколько десятилетий…является определение прототипа патологических (вызывающих болезнь) ситуаций: попадание в неприятные или угрожающие обстоятельства и неспособность бороться или бежать. Когда мы можем только пассивно покоряться, наше здоровье, как правило, ухудшается. С другой стороны, возможность взять на себя инициативу улучшает здоровье».

Выдержка из книги «Научное познание любви» («The Scientification of Love»), написанной Мишель Оден в 1999 году.

Существует еще один неоспоримый довод в пользу того, чтобы бросить вызов данной процедуре: как мы можем оправдывать практику принудительного удерживания в обществе, в котором детей предупреждают (и не зря), что нужно говорить «нет» в ответ на нежелательные прикосновения? Вне зависимости от того, делают ли это родители, тераписты или незнакомые люди, физическое подавление беспомощного ребенка не является правильным. Оправдание этой практики, называемой «любовью» или «терапией», является нарушением доверия ребенка и понимания им жизни. Как и все другие формы принудительного и вынужденного послушания, удерживание силой ассоциативно связывает любовь и подчинение. Вместо корректного понимания того, как должна выглядеть настоящая любовь, ребенок, скорее всего, выстроит в своем сердце иллюзорную защиту, пытаясь осмыслить и понять окружающую его реальность.

Нежный подход, основанный на эмпатии (сопереживании), по сравнению с принудительным удерживанием является гораздо менее стрессовым для всех задействованных сторон, а также более уважительным по отношению к ребенку, который заслуживает, прежде всего, нашей любви и сострадания. Как печально, что такое прекрасное чувство, которое приносят объятия с ребенком по взаимному и обоюдному желанию, было превращено в столь бессердечную практику.

autism-aba.blogspot.com

StopAutism

Холдинг-терапия или терапия объятий

ХОЛДИНГ-это замечательная, очень простая и очень действенная терапия, почему то совсем не распространенная вообще и у нас в стране в особенности. Терапия не требует ничего кроме часа-полутора вашего времени в день и она даст вам многое: бесценное время объятий с вашим ребенком, контакт, уйдут поведенческие проблемы, улучшится речь и имитация, ведь вы будете много играть и много говорить.

Мне кажется, что данный метод сильно усложняют и не до оценивают. Все простое дает лучшие результаты. Что может быть естественнее, чем взять своего ребенка на руки и рассказать ему «Теремок» или спеть песенку? Вам гарантированы минуты близости, подарена возможность заинтересовать ребенка потешкой или новой книжкой. Вас ждет невероятные впечатления от терапии объятий, по крайней мере для меня эта терапия СТАЛА ЛУЧШЕЙ из всего что я пробовала. Она дала мне больше и при этом была проще многих других методик. Я использую данную терапию по сей день, хоть и не в таком чистом виде как раньше. Пусть и вас не смутит ничего в этой методике, она проще и полезнее чем вам кажется.

Цель холдинг терапии — образования физической связи между матерью и ребенком. Терапия помогает ребенку развить ощущение и привычку чувствовать себя комфортно на руках у мамы, родителям позволяет научиться успокаивать, переключать ребенка, лучше понимать своего малыша. Не бояться истерик и вспышек ярости своего аутенка. Такие занятия формирует возрастающее чувство взаимной привязанности между родителями и ребенком.

Что нужно для терапии: спокойная атмосфера, место где не побеспокоят и меньше отвлекающего вокруг. Несколько часов времени и желание помочь своему ребенку.

Задачи терапии объятий :

-восполнить дефицит общения

-приручить ребенка к рукам

-спровоцировать усиление вокализаций ребенка и появление новых или первых слов.

-сформировать у ребенка привязанность к близкому человеку, стремление трогать, изучать лицо мамы

-улучшить способность долго общаться и взаимодействовать.

-улучшить глазной контакт и стать физически и эмоционально ближе…

Общие правила холдинг-терапии:

-взять ребенка на колени, лицом к себе, так что бы можно было крепко обнять малыша, прижать к себе, гладить и разговаривать с малышом.

-во время тактильного контакта с ребенком говорите ему о своих чувствах, рассказывайте ребенку стихи, пойти песни, играйте в мини-игры, читайте книги, сказки, ведите беседы, ласкайте, щекотайтесь, обнимайтесь.

-можно включить суфлера с музыкой или сказками, используя наушники, можно меняться с папой местами, развлекая ребенка, вспомните все что ребенок когда то любил слушать, преувеличивайте радость от игр, гримасничайте, балуйтесь руками, меняйте интонацию и голос, используйте ролевые сказки и игры.

-не взирая на сопротивление необходимо продолжать терапию, утешать, гладить. Петь, рассказать любимую сказку. НЕЛЬЗЯ прерывать терапию в момент отпора, только после расслабления ребенка.

-в первую неделю-месяц ребенку с аутизмом эти занятия крайне неприятны, и он сопротивляется до тех пор, пока не обессилит. Крайне важно переждать этот отпор. Ребенок будет сопротивляться, это нормально. Для того, чтобы ощутить комфортное состояние, надо испытать чувство дискомфорта!

— занятие часто проводится в присутствие инструктора или с папой малыша, чтобы помочь маме удерживать ребенка, и поддерживать маму эмоционально. Желательно что бы папа ребенка иногда отдельно от мамы участвовал в терапии, что бы у них с ребенком был собственный контакт и свои развлечения.

-занятие с ребенком заканчивается после того, как стороны пришли к расслаблению, контакту глазами, крепкому объятию, душевным разговорам. После того, как ребенок прошел через сопротивление, а мама смогла его успокоить, уговорить, добиться физического расслабления.

— не обязательно «разрешение» будет в конце, и один раз, состояние сопротивление может нарастать несколько раз в течении терапии.

-первое занятие может длится 1-4 часа, волнообразно, череда объятий и силы, слез и сказок, разговоров и утешения.

-не пугайтесь сопротивления вашего ребенка. Он может активно вырываться, плакать, злиться, драться, ругаться. Говорите с ним, утешайте, ласкайте. Сопротивление не продлится долго, за ним обязательно последует успокоение.

-Важно довести занятие до полного расслабления ребенка, вы поймете когда оно наступит, ребенок посмотрит вам в глаза, физически обмякнет, расслабится, доверится. Именно в такой момент вы можете насладится обществом друг друга и поговорить на самые важные темы.

-только первое занятие обычно длится очень долго и бурно, дальше будет проще и быстрее.

-последующие занятия будут очень продуктивны, ребенок будет учиться новому, слушать сказки, потешки, интересоваться частями тела, речью.

-наступление комфорта на руках у матери очень важно, нужно научиться регулировать напряжение ребенка. Где то настоять на том чтобы ребенок смотрел и слушал, чтобы подвести его к активному сопротивлению, и как следствие — к расслаблению.

-занятия желательно проводить ежедневно, не меньше месяца, лучше полгода или год.

— желательно чередование мамы и папы, тройных терапий.

-после долгого перерыва возможно новое сопротивление ребенка контакту.

— лучше если время и место холдинг терапии будет неизменным, а вот содержание меняться и усложняться, новые сказки, стихи, чтение книг, разговоры, планы на будущее.

— важно что бы занятие было познавательным(имитация, речь,новые знания) и очищающим(сближение, единение. расслабление).

-не стоит проводить терапию если вы или ребенок болен или плохо себя чувствуете.

-если у ребенка эмоциональный срыв, плохое поведение, следует провести внеплановую терапию, помочь ребенку расслабиться.

-скоро вы научитесь справляться со вспышками вашего ребенка и поведенческих проблем станет намного меньше. Вы всегда сможете утешить, отвлечь любимой песенкой, вы научитесь настаивать и в любой трудной ситуации сможете успокоить своего ребенка на руках.

Что можно делать на терапии объятий:

-разучивать потешки, обыгрывать стишки и песенки(по кочкам, рельсы-рельсы, песни Железновых и т.д)

-читать и рассматривать книжки, фотографии, альбомы

-баловаться руками, языком, имитировать

-изучать счет на пальцах, рисовать на теле буквы

-смотреть карточки, показывать Где, Кто, Покажи?

-повторять за мамой звуки и слоги, учить новые слова

-обниматься и делать массаж всего тела(в том числе с маслом, мячиками, растираться и т.д.)

-прятаться вместе под плед или одеяло, укачиваться, крепко-крепко обниматься

-изучать лицо и тело друг друга, гладить своего ребенка и щекотать

-говорить с ребенком на откровенные темы, строить планы на будущее, вспоминать прошлое, высказывать свои обиды

Первые наши объятия и последующие подарили мне бурю эмоций, дали ощущения близости, нужности, радости от общения со своим ребенком. Я искала эту терапию, она нужна была мне, что бы сблизиться с ребенком, научиться утешать, дополучить телесного контакта нам обоим, ведь в жизни ребенок давал так мало. Результат от холдинг терапии был замечен практически сразу, ребенок стал лучше и охотнее сидеть на руках, стал заглядывать в глаза, просить какие то понравившиеся игры и песенки. В ближайшие дни от начала терапии ребенок НАКОНЕЦ-то научился имитировать и сказал свое первое слово ПАПА…

Да, мой сын оказывал бурное сопротивление, брыкался, визжал и сопротивлялся как мог. Терапия была очень насыщена эмоционально, у меня часто болела голова, я и сын много плакали, шло очищение и сближение. И эти секунды нашей близости останутся в моей памяти навсегда.

Минуты когда сын гладил меня по лицу, когда улыбался мне и смотрел совсем по другому в мои глаза, когда прижимался всем телом и затихал на моих руках…Они стоили ВСЕГО!

Очень подробно о том как мы начинали холдинг терапию, как проходили наши самые первые и последующие объятия, чему сын учился и что мы собственно делали на руках написано в моей книге «Как я снова начала улыбаться» Главе 9 Холдинг терапия или наши обнимушки!

stopautism.ru

Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения

В последние годы зафиксирован стремительный рост количества детей с синдромом аутизма и расстройствами аутистического спектра. При этом до сих пор не существует единого мнения об этиологии этих расстройств, так же, как и общих, универсальных представлений об эффективных и адекватных способах их терапии.

В этих условиях наиболее продуктивным представляется анализ длительного опыта практической помощи детям с аутизмом и их семьям, об эффективности которого можно судить по результатам многолетней работы. Такой опыт, в частности, накоплен в рамках лаборатории Института коррекционной педагогики, специализирующейся на данной проблематике. Рассматривая подобный опыт, важно четко обозначить и обосновать применяемые методы работы, что, в свою очередь, позволит родителям более уверенно получать помощь, а научному сообществу трезво и адресно оценивать конкретную практику и определенные научные взгляды. Кроме того, нам необходимо отделить себя, как из принципиальных соображений, так и для оказания осмысленной и эффективной помощи родителям и детям, от научно и этически неприемлемых взглядов и практик, сложившихся на сегодняшний день в «мире» аутизма.

Метод работы, о котором идет речь в данной публикации, сформировался в результате адаптации холдинг терапии, автором которой является американский психиатр М.Велч, к отечественной системе коррекционно-развивающей работы при аутизме.

Теоретическим основанием нашего подхода к коррекции синдрома являются фундаментальные исследования О.С.Никольской [10, 11] и Е.Р.Баенской [2, 3], которые подтверждают идею о нарушении формирования системы эмоциональной организации сознания и поведения при аутизме. Признаки такого нарушения можно обнаружить у ребенка с формирующимся аутизмом в младенческом и раннем возрасте [2, 3]. Они обусловлены врожденной биологической дефицитарностью ребенка (нарушением активности и снижением порогов аффективного и сенсорного дискомфорта [10, 12]), и, к сожалению, затрудняют, искажают возможность образования ранней связи «мать-дитя». Между тем, хорошо известно, насколько важна полноценная эмоциональная связь с матерью для нормального развития ребенка [5, 6]. Именно для того, чтобы иметь возможность сформировать такую связь, или, в части случаев, сделать ее более полноценной, мы решили ввести в арсенал своих методов коррекционной помощи холдинг терапию М. Велч [14, 15].

Холдинг терапия Марты Велч

Марта Дж. Велч – доктор медицины, практикующий психиатр и исследователь, специализирующийся на детском развитии и психотерапии семейных отношений; является признанным международным авторитетом в сфере исследований детского развития и его нарушений. Доктор Велч изобрела метод, который первоначально был назван «холдинг терапией», а позже переименован автором в «метод регуляторной связи». В настоящее время данный метод используется в коррекции широкого спектра расстройств детского поведения, но его открытие и первоначальное использование было связано с практической помощью семьям, воспитывающим аутичных детей.

По описанию М. Велч, процедура холдинга состоит в следующем: мать берет ребенка на руки и удерживает его в положении, которое позволяет ей установить прямой зрительный контакт. Ребенок может некоторое время быть спокойным, но затем начинает сопротивляться контакту. Отец, находясь рядом с матерью, помогает сдерживать сопротивление ребенка. При этом оба родителя пытаются объяснить ему, как важно быть всем вместе, говорят о своих чувствах, просят не уходить, т.е. удерживают его не только и не столько физически, сколько эмоционально, вплоть до того момента, когда он перестает сопротивляться, устанавливает контакт глазами, расслабляется, начинает улыбаться, проявляет нежность. [15]

М.Велч подчеркивает, что пока ребенок сопротивляется контакту, родители должны словесно выражать свои чувства – надежды, разочарования, заботы, но главное — свою привязанность и любовь к ребенку. Если родители проявляют упорство, не отпускают ребенка, несмотря на его агрессию, и продолжают говорить ему о своих чувствах, борьба сменяется нежной близостью с интенсивным зрительным контактом, когда ребенок гладит мать по лицу, когда с ним можно спокойно поговорить. На этой стадии, которую М.Велч назвала «стадией разрешения», холдинг завершается. Доктор Велч рекомендует проводить холдинг ежедневно 1 раз, а также во всех ситуациях, когда ребенку плохо (либо он прямо выказывает это, либо плохо себя ведет).

В одной из первых публикаций М.Велч (1983) приводятся четыре истории работы с семьями, воспитывающими аутичных детей. Поскольку дети, с которыми проводилась холдинг терапия, посещали и педагогические занятия, не только родители, но и все занимающиеся с детьми специалисты отмечали, что на фоне холдинга улучшалось их внимание, способность к контакту, исследовательская активность, уменьшалось стереотипное поведение. Все четверо смогли в дальнейшем обучаться в школе.

Данные о положительных результатах холдинг терапии с аутичными детьми содержатся также в публикациях последователей М.Велч, работающих в разных странах. Так, например, в Германии и Чехии холдинг терапию популяризировала д-р И.Прекопп [13]. В ее первой публикации анализуются данные работы с 37 семьями, воспитывающими аутичных детей. Из них 8 – отказались от предложенной холдинг терапии, так как мамы считали, что их ребенок слишком сильный, и удержать его будет невозможно, либо по каким-то другим причинам не хотели или не могли проводить терапию. В остальных семьях у 19 детей был диагностирован синдром Каннера, у 6 – синдром Аспергера, у 4 – аутизм в сочетании с органическим поражением головного мозга. Возраст детей варьировал от 2,5 до 17,5 лет. 6 детей из 25 не выносили телесного контакта, мамы 12 детей говорили, что их дети успокаиваются быстрее, если их оставить в покое.

Холдинг проводился 1-2 раза в день, сначала – только под наблюдением специалиста. В результате уже через 6 месяцев все дети, независимо от возраста, стали более спокойными, уменьшились стереотипии, увеличились возможности и активность в контакте. Ни у одного ребенка не возросло тревожное поведение, напротив, эти тенденции существенно уменьшились. У 5 детей повысился интерес к тому, что происходит в окружающей среде, у 3 детей с эхолалиями появилась фразовая речь, они начали отвечать на вопросы, 1 ребенок во время холдинга впервые начал использовать в речи первое лицо, 1 ребенок с исходно выраженной мышечной гипотонией стал энергичнее, начал активно двигаться. Дети с синдромом Аспергера стали интересоваться человеческими отношениями, их контакты с людьми стали более гибкими. У детей с синдромом Каннера доктор Прекопп наблюдала большее разнообразие в обращении с объектами, использовании игрушек. Все матери признавали, что холдинг дал стимул эмоциональному росту их детей. Никто из них не выразил желания прекратить холдинг в будущем.

Позже И. Прекопп дополнила холдинг терапию некоторыми приемами семейной терапии, и распространила свой метод работы («холдинг по Прекопп») на семьи, воспитывающие детей с различными отклонениями эмоционального развития [13].

Статистически достоверная оценка эффективности любой семейной психотерапевтической практики, к числу которых, без сомнения, относится холдинг терапия, является сложной задачей. Для получения статистически значимых результатов требуется «представительная выборка испытуемых», а в практике одного добросовестно работающего специалиста на протяжении длительного времени может быть лишь несколько семей. Поэтому нам представляются особенно значимыми результаты исследования, в котором оценивались данные, одновременно предоставленные несколькими практиками [16]. Они были получены в процессе терапии, в основе которой также была процедура холдинга (PPCI – «терапия детско-родительскими объятиями»). Испытуемые – 102 ребенка с серьезными поведенческими расстройствами и их семьи. До начала терапии и через год холдинга состояние детей и их поведенческие нарушения оценивались двумя стандартизированными тестами – Achenbach CBCL (оценочный лист поведения Ахенбаха) и RADQ (опросник расстройств привязанности Рэндольфа). Были получены статистически достоверные результаты, которые свидетельствовали о 50-процентном снижении поведенческих проблем у 96 из 102 детей за год терапии. В целом можно сказать, что холдинг терапия привела к значительному и длительному улучшению поведения у большинства детей.

Что касается практики коррекции детского аутизма с помощью холдинг терапии, то наиболее интересен для нас опыт итальянского врача М.Заппеллы [17], которая включила холдинг терапию в комплексную помощь семьям, воспитывающим аутичных детей, еще в 80-е годы прошлого века. Она пишет о том, что первоначально не считала роль семьи в коррекционной работе с аутичными детьми ведущей; с каждым ребенком занимались, в основном, специалисты. Продолжительная работа (на протяжении 8 лет) показала, что только те дети, которые имели эмоциональную поддержку в семье, прогрессировали. Остальным не удавалось сохранить приобретенные навыки после того, как заканчивался курс коррекционной работы. Был сделан вывод о необходимости активного включения семьи в работу с ребенком.

Примечательно, что тот вариант холдинг терапии, который использовала доктор М.Заппелла, она называла «усложненным холдингом», так как провоцировала матерей на продолжение контакта «лицом к лицу» с ребенком уже после того, как «классический» холдинг завершен. При этом подчеркивалась важность постоянного контакта семьи с психологом, задачей которого являлась также и гармонизация отношений в семье аутичного ребенка.

alldef.ru

Центр развивающих инновационных методик

центр Арлекин

Динамика развития речи, согласно нашим наблюдениям, была всегда разной, в зависимости от того, говорил ли ребенок раньше или нет. Детям, речь которых нормально развивалась до двух-трех лет, а затем регрессировала достаточно было нескольких сеансов холдинга, чтобы спровоцировать возврат некоторого количества аффективных высказываний (ситуативных, аффективных воспоминаний, цитат из любимых раньше книг). Более сложной в этом случае была задача сохранения и поддержания речевой активности ребенка на определенном уровне не только в ситуации холдинга, но и в течение дня, для чего требовались усиленные дефектологические занятия. Без занятий слова, появившиеся в результате холдинг-терапии, пропадали, и требовались недели, а иногда и месяцы для того, чтобы вывести речь на более стабильный уровень.
Дети, которые не пользовались речью до начала холдинг-терапии, нуждались в длительной работе (от двух месяцев до трех лет) по растормаживанию и закреплению в ежедневной речи отдельных слов и коротких высказываний, хотя аффективные высказывания и короткие восклицания появились на холдинге достаточно быстро — после 2-15 занятий; В возрасте свыше 6 лет увеличивалось понимание речи, возникали отдельные аморфные слова и звукоподражания, но о полноправном становлении речи говорить не приходится, что связано с физиологическими особенностями отмирания речевых функций в возрасте от 6 лет. Однако короткие слова бывали часто достаточными, чтобы ребёнок мог кратко изъясняться, так как появлялись слова «да», «нет», «мама», «бо-бо» (больно). 10) холдинг-терапия, по нашим наблюдениям, оказала положительное влияние на родителей в тех семьях, где ее применяли не менее трех месяцев (шестнадцать семей). Родители отмечали, что чувствуют себя более уверенно в отношениях с ребенком, лучше понимают его проблемы, желания. Холдинг показал родителям, что у их ребенка есть и возможность, и стремление к контакту. Холдинг помог почувствовать глубину тревоги, страха и эмоционального напряжения, которые испытывает ребенок и подобрать ключик к снятию его напряжения. 11) Ценное свойство холдинг-терапии обнаружилось также в том, что она организует регулярную работу родителей с ребенком, постепенно вписываясь в режим дня. Дети быстро привыкают к определенным часам занятий, и, как отмечают многие родители, ребенок сам стал приходить в определенный час, садиться на руки и требовать, чтобы с ним занимались. Регулярность холдинг-терапии гарантирует стабильность развития ребенка. В тех семьях, где холдинг-терапия не прекращалась, у детей не было ни одного аффективного срыва, и все они (правда, каждый в своем темпе) продвигались в психическом развитии.
Проблемы и сложности холдинг-терапии:.
Необходимо отметить, что семья и специалист, ведущий холдинг-терапию, сталкиваются с рядом серьезных проблем. Первая из них — это временный аффективный дисбаланс, который наблюдался почти у всех аутичных детей в первые месяцы холдинга. Он связан с ломкой стереотипов жизни аутичного ребенка, прежде всего — стереотипов контакта. Его симптомы таковы:
— усиление аутостимуляции вне ситуации холдинга (встречается в 30%),
— расстройство сна (встречается в 7%)
— усиление на начальном этапе агрессии, негативных влечений, общего негативизма ( у 23% детей)
— большая возбудимость и расторможенность ребенка ( у 30-32% детей)

Но отметим, что перечисленные симптомы всегда сочетались с возрастанием активности, контактности ребенка и с другими положительными сдвигами в его психическом развитии. Подобные проявления часто сопутствуют не только холдинг-терапии, но и первым этапам любой целенаправленной интенсивной работы по развитию аутичного ребенка. В результате интенсивной коррекционной работы оковы аутизма ослабляются и ребёнку открывается постепенно широта мира, что его с одной стороны пугает, с другой вызывает повышение активности. Ведь этот новый мир надо исследовать, узнать, понять.
Поэтому важно подготовиться к возможному появлению негативных симптомов и «подстелить соломку».

centr-razvitia.ucoz.ru