Ибо дал нам бог духа не боязни

Победа над страхом

Прежде всего, хочу напомнить вам, что страх никогда не исходит от Бога. Страх исходит от сатаны. Во 2-м послании к Тимофею 1:7 написано: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия». Страх в любых его формах является проявлением царства тьмы. Страх – один из правящих духов. Когда я проповедую о страхе, я часто называю страх «господствующим духом», или духом, который сатана использует для того, чтобы управлять Божьим народом и мешать ему подчиняться Господу Иисусу Христу.

Множество людей не могут исполнить своё призвание только из-за того, что всякий раз, когда они пытаются сделать шаг вперёд, дьявол нагоняет на них страх, чтобы остановить их. А может быть, он запугивает и вас? Через страх сатана лишает Божий народ радости жизни. Страх, как говорится в 1-м послании Иоанна 4:18, мучает человека.

Советую вам провести инвентаризацию своих страхов. Чего боитесь вы? Что вам нужно сделать, но вы боитесь? Сатана всегда пытается поразить нас страхом. Страх – одно из его основных орудий, это даже не винтовка, а пушка. Каждый из нас должен уметь прогонять страх. Дьявол несёт страх, но вы не бойтесь. Давид сказал в Псалмах: «Когда я страшусь, уповаю на Тебя». В моменты, когда Бог предлагает вам сделать важный шаг, войти на новую территорию, проявить больше веры и преданности, вы, скорее всего, будете ощущать страх. Но если вы уверены, что Бог ожидает от вас этого шага, тогда положитесь на Него и двигайтесь вперёд.

Мне приходится применять этот принцип постоянно. Как-то мы поняли, что нам нужны дополнительные помещения под офисы. В то же самое время мы нуждались в двух дополнительных сотрудниках, которым потребовались бы рабочие столы, компьютеры, телефоны, стулья и т.д. Мы стояли перед выбором. Мы молились о росте, который позволил бы нам больше помогать людям. И выросло всё: заказы на покупку кассет, количество конференций, телефонных звонков, писем и т.д. Время пришло, и Бог начал действовать. Нам нужно было решать: оставаться на месте, в привычном комфорте или двигаться вместе с Богом к новым рубежам. Если бы мы не арендовали дополнительные помещения и не наняли дополнительных сотрудников, мы бы не поспели за ростом. Я признаюсь, что страх попытался остановить меня. В голове крутились мысли: «Джойс, ты прыгаешь выше головы… Это очень большие расходы… А ты уверена, что рост будет продолжаться?»

Конечно, мы не хотим поступать по-своему и выйти из Божьей воли, но когда Бог движется в каком-то направлении, нужно без страха следовать за Ним. В ситуации, которую я вам описала, мне нужно было выбирать: следовать своим умозаключениям или следовать водительству своего сердца. Сатана поражает страхом разум и эмоции. Но даже когда вас трясёт от страха, слушайтесь голоса своего сердца. Пусть Святой Дух ведёт вас. А когда вам страшно, уповайте на Господа.

Вот некоторые наиболее распространённые виды страха: страх перед нищетой, страх одиночества, высоты, закрытых пространств, самолётов, собак, котов, бактерий, птиц и т.д.; страх быть отверженным, страх совершить ошибку, страх перед неудачей, страх выйти замуж, даже страх быть привлекательной. Страх перед прошлым и страх перед будущим. Этот список можно продолжать ещё долго. Мы взяли в библиотеке список всех известных фобий. Он состоит из четырёх страниц. В него входит даже фобафобия – боязнь страха. Этот список ещё более убедил меня в изощрённости сатаны в этой сфере.

В Своём Слове Бог сказал: «Не бойся, ибо Я с тобой», и Он очень осторожно работает с нами в этой сфере, чтобы избавить нас от рабства страха и вывести на свободу. Каким бы ни был ваш страх, однажды вам придётся посмотреть в глаза своему страху и не убежать. Вы сможете! Просто возьмите Иисуса за руку, ведь Он с вами. Если вы боитесь людей, облечённых властью, придёт время, когда вам придётся стоять лицом к лицу с чиновником высокого ранга и постараться не трястись от ужаса. Бог это устроит. Он будет рядом с вами, но вам нужно будет решить: я пройду через это. Или вы опять сбежите?

Если вы стоите на одном из таких перекрёстков в своей жизни, не бойтесь, пройдите через это. Не каменейте от ужаса, Бог держит вас за руку, смело идите вперёд. Помните, страх мучает, а Бог желает избавить вас от всех ваших мучителей.

www.joycemeyer.ru

Ибо дал нам бог духа не боязни

Глава 16. Страх

Неверие в обетования Божьи держит христиан в рабстве страха.

Страх — это душевная реакция на определенные мысли, слова (нередко вызванные дьяволом) или обстоятельства. Негативные мысли вызывают чувство страха, которое может легко возобладать над человеком.

Христиане часто ищут служения, направленного против их «страхов», и даже верят, что им необходимо освобождение от духа страха. Но обычно проблема заключается вовсе не в этом. Верующие не имеют духа страха:

«…Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7).

Почему же верующий живет в страхе? Потому что он позволяет душе возобладать над духом. Вместо того чтобы подчинить ее Богу. Жизнь его духа может воздействовать на душу так. как того хочет Бог. В духе есть сила, любовь и здравый смысл, но все эти качества не могут поселить в душе человека, если дух не имеет приоритета в его жизни.

Бог не говорит, что мы должны исследовать причины своего страха. Он просто говорит нам: «Не бойся!» — не менее чем 366 раз в Писании! Он объясняет нам, почему не стоит бояться: потому что Он пообещал всегда быть с нами. Если Иисус со мной и Дух Его во мне, то бояться я могу лишь в том случае, если позволю своей душе возобладать над духом.

Я всегда был очень боязливым человеком, и даже сейчас моя обычная реакция во многих ситуациях — испытывать страх. Очень часто отклик моей души на определенные ситуации именно таков. Если я буду находиться под влиянием своих страхов, то буду парализован до такой степени, что не смогу ничего делать. Но я научился позволять Духу наполнять мою душу Истиной. Я имею в виду. Что я говорю Истину Слова Божьего самому себе. Я намеренно заполняю свое сознание Истиной. Чтобы она повлияла также на мои чувства и когда это происходит, страх начинает отступать. Невозможно доверять Богу и в то же время бояться.

Мне часто приходится принимать решение идти вперед, несмотря на то, что у меня остается чувство страха. Но вера в Бога подразумевает определенное положительное действие. Вам не стоит ждать, пока чувство страха полностью исчезнет, чтобы сделать шаг послушания и противостать ситуации. Порой мы должны сделать выбор и повиноваться Богу, невзирая на чувство страха.

Люди также почти всегда ощущают страх, когда противятся замыслам Божьим. Похоже, что Он намеренно избирает людей, которые чувствуют себя неспособными исполнить свое призвание, и делает так, чтобы они полностью доверялись Ему.

Господь ясно дает понять, что страх — это всего лишь их душевная реакция на то, чего Он от них хочет. Он открывает нам, что для Него не важно, кто эти люди. Он не просит людей повиноваться Ему своими собственными силами. Важно лишь то, Кто Он такой. А Он — Тот, Кто всегда с ними, Кто заботится о них и защищает их, если они живут в послушании Ему.

Господь сказал Аврааму:

«…Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика» (Быт. 15:1).

Когда Моисей боялся вернуться в Египет, чтобы противостоять фараону и вывести народ Божий из рабства, Он сказал Моисею: «…Я буду с тобою…» (Исх. 3:12). И Моисей должен был пойти во имя Того, Кто сказал: «Я есмь Сущий». Бог подтверждал и подверждал ему Свои слова, и в результате Моисей исполнил свою задачу.

Когда ангел Божий явился Гедеону, выколачивающему пшеницу из точила, чтобы скрыться от Мадианитян, которых он очень боялся, ангел сказал: «…Господь с тобою, муж сильный!» (Суд. 6:12). Когда Гедеон проявил болезнь исполнить то, что поручил ему Господь, он услышал от Господа:

«…Мир тебе, не бойся, не умрешь» (Суд. 6:23).

Иеремия не решался следовать своему призванию и быть пророком для нации. И Господь был строг по отношению к нему.

«Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь» (Иер. 1:7 — 8).

И когда Бог призвал Иезекииля пророчествовать Своему непослушному народу, Он сказал: «…не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятежный дом…» (Иез. 2:6).

Думается, что Господь смотрит на страх как на следствие того, что вы имеете веру в себя. И выход здесь прост: верьте в Него, в то, Кем Он является, и что Его присутствие рядом с вами.

В некоторых кругах, среди тех, кто занимается консультациями, подобные методы борьбы со страхом совершенно не популярны! Однако это Истина!

Человек, который с легкостью поддается чувству страха, позволяет своей душевной жизни преобладать над духом. Он верит в свои негативные мысли и чувства, и не позволяет, чтобы сила, жизнь и любовь Духа проникли в его душу и наполнили ее.

Господь знает, что каждого из нас ждут времена испытаний, но Он дал нам чудесные обетования относительно того, как Он будет проводить нас через эти времена:

«…Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты — Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я — Господь, Бог твой, Святой Израилев, Спаситель твой…» (Ис. 43:1 — 3).

Вы принадлежите Господу; Он избрал и призвал вас быть Его. Поэтому Он обещает заботиться о вас разными способами и удовлетворять все ваши нужды.

«Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом» (Фил. 4:19).

Как бы не были сложны ваши обстоятельства, никто и ничто не может забрать Его присутствие или Его Духа от вас. Ничто не отлучит вас от Его любви, той совершенной любви, что изгоняет любые страхи.

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38 — 39).

И ко всему этому Павел говорит, что мы «все… преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:37).

В свете этих истин, кажется бессмысленным зацикливаться на своих страхах или пытаться анализировать причины их возникновения. Как только ваше сердце и разум будут обращены к истине, вы сможете вновь жить в вере, а не в страхе.

Господь сказал Иисусу Навину:

«…Буду и с тобою; не отступлю от тебя и не оставлю тебя» (И.Навин 1:5).

Эти слова содержали в себе силу и утешение, так необходимые Иисусу Навину в то время, когда перед ним стояла задача ввести Божий народ в землю обетованную и завоевать ее. Должны были произойти чудеса, чтобы им удалось победить все народы, населявшие эту землю. Поэтому Господь вложил в него потребность жить в Истине и дал ему ободряющие обетования:

«Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им. Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно. Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь» (И. Нав. 1:6 — 9).

Жить в вере и послушании Слову Божьему было насущно необходимым для того, чтобы Иисус Навин мог получить тот успех и процветание, которые Бог пообещал ему. Точно так же дело обстоит и с нами. Господь хочет, чтобы вы, как и любой другой из Его детей, добивались успеха и процветали. Но это может произойти только в том случае, если дети Его изберут ходить в Истине (см. 3 Ин. 3 — 4). Поэтому Бог предупреждает Иисуса Навина, что тот не должен быть побежден своими обстоятельствами. Он знал, что Его слугу ждут и тяжелые времена, а не только часы триумфа.

Бог хочет, чтобы ваша душа процветала. Так что ходите в Истине, и не позволяйте обстоятельствам формировать ваш образ мыслей.

Повеление Бога «Не бойся», которое неоднократно повторяется в Библии, — это не нечто поверхностное, что уводит человека от ответа на его нужду. Бог знает, что это, наоборот, единственный способ удовлетворить его нужду.

Стоит вам начать концентрироваться на своей душе, как туту же появятся страх, внутренняя борьба, неудача и разочарование. Стоит вам взглянуть на себя или подумать, что вам самому придется как-то справляться с ситуацией, как тут же у вас возникнет чувство страха. Но это не значит, что Бог забрал от вас Своего Духа или что вам нужно исцеление души. Это всего лишь указывает на то, что вам вновь нужно подчинить жиз0нь своей души духу. Нужно чтобы жизнь Духа могла проникнуть в вашу душу, принеся туда Его любовь и силу. И тогда вы вновь сможете радоваться в Господе.

«Горы сдвинутся и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь» (Ис. 54:10).

www.kingdomjc.com

Глава 41.
СТРАХ

Мир оставлю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается. (Ин. 14:27).

Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему. Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих. (Пс. 90:10-11).

Ибо дал нам Бог Духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. (2 Тим. 1:7).

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение, боящийся не совершенен в любви. (1 Ин. 4:18).

Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною. Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих, умастил елеем голову мою, чаша моя преисполнена. (Пс. 22:4,5).

Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем; «Авва, Отче!» (Рим. 8:15).

Так что мы смело говорим; «Господь мне помощник и не убоюсь, что сделает мне человек». (Евр. 13:6).

Живущий под кровом Всевышнего, под сению Всемогущего покоится. Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем. Язвы ходящей в мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысячи и десять тысяч одесную тебя, но к тебе не приблизится. (Пс. 90:1, 4-7).

Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнетения, ибо тебя бояться нечего, и от ужаса, ибо он не приблизится к тебе. (Ис. 54:14).

Будешь ли переходить через воды, Я с тобою,- через реки ли, они не потопят тебя, пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. (Ис. 43:2).

Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. (Пс. 45:2).

Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. (Пс. 59:1).

Не приключится тебе зло и язва не приблизится к жилищу твоему. (Пс. 90:10).

Боязнь пред людьми ставит сеть, а надеющийся на Господа будет безопасен. (Прит. 29:25).

Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими! Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сению от пререкания языков. (Пс. 30:20,21).

Ты — покров мой, Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления. (Пс. 31:7).

Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь — крепость жизни моей: кого мне страшиться? (Пс. 26:1).

Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно, и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь. (Ис. 54:17).

Я, Я Сам — Утешитель ваш. Кто ты, что боишься человека, который умирает и сына человеческого, который то же, что трава. И забываешь Господа, Творца своего, распростершего небеса и основавшего землю и непрестанно, всякий день страшишься ярости притеснителя, как бы он готов был истребить? Но где ярость притеснителя? (Иc. 51:12-13).

Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет. Потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления. (Прит. 3:25,26).

www.otkrovenie.de

Бог побуждает нас взывать: Авва Отче! (Рим 8:15); то же самое внушает нам и любовь к Нему и ближним, чтобы мы любили друг друга. Любовь происходит от силы и безбоязненности.

Гомилии на 2-е послание к Тимофею .

Свт. Феофан Затворник

Послание имеет две части: первая, большая и главнейшая, наставительная для святого Тимофея (см.: 1, 7 — 4, 8); вторая, меньшая, в роде послесловия и приписки, лично святого Павла касающаяся,— обстоятельственная (см.: 4, 9 — 22). Можно, однако ж, полагать, что для Апостола, оставленного почти всеми, главная нужда была позвать к себе святого Тимофея,—для чего потребовалось объяснить и свое положение. Но как он не знал определенно, останется ли в живых до прибытия святого Тимофея, то и пишет ему наставления о пастырствовании в дополнение к данным в Первом Послании. Наставления сии он мог бы передать святому Тимофею и лично по прибытии его. Но как не мог наверное полагать, что дождется его в живых будучи, то рассудил поместить их в Послании. Таким образом, для святого Тимофея и для нас главнейшею частию стоит первая — наставительная. Ею мы и ограничим разделение Послания, назвав последнюю, обстоятельственную, — послесловием.

Не даде духа страха, δειλιασ,— робости, несмелости. «Не для того мы получили дух, чтоб робеть, но чтоб дерзновенствовать. Многим Бог дает и дух страха, например, на войне, как читается в Писании. И нападе, говорит, на ня дух страха (ср.: Исх. 15, 16), то есть Бог вложил в них страх. Напротив, тебе он даровал дух силы» (святой Златоуст).

И целомудрия. «Целомудрием он называет или здравие ума и души, или то, чтобы мы жили целомудренно, и старается вразумить нас и отклонить от невоздержания» (святой Златоуст),— чтоб не только сами мы были целомудренны и разумны, но и «других уцеломудривали и научали разуму» (блаженный Феофилакт). Обыкновенно под целомудрием разумеется чистота от всякой плотской скверны. Дух благодати, пришедши и воспринят быв сердцем, отрешает его от пристрастия ко всему чувственному и вкус к тому отбивает. Если же это водворяется в сердце, то какое место найдет при нем плотское вожделение? Духа приявшие и бывают чисты сердцем. Но тот же Дух есть и Дух разума, который, пришедши, научает всему и по ведению, и по жизни (см.: Ин. 14, 26). Посему можно принять, что в настоящем месте разумеется это последнее. У Апостола стоит: σωφρονισμου — уцеломудрения, подание здравомыслия и навсегда, и особенно в нужном случае, что сказать и как поступить, как и Господь обетовал: дастбося вам в той час, что возглаголете (Мф. 10, 19); в один час дастся, что возглаголете, а в другой, как поступить долженствуете. Таким образом, здесь можно разуметь деятельное, даруемое пастырям, благоразумие.

Вот что дает дар рукоположения рукоположенному: дух силы, любви и премудрости, или делает «сильным, любительным, здравоумным» (Амвросиаст). Соответственно сим частям дара рукоположения святой Павел дает и наставления рукоположенному святому Тимофею. Яко получившему дух силы, заповедует: а) небоязненно и не стыдясь проповедуй о Господе Спасителе, строго держась преданного мною тебе (см.: 1, 8—18); яко получившему дар любви, заповедует: б) как воин, как борец и как оратай — трудись над братиями, да и тии спасение улучат (см.: 2, 1 — 13); яко получившему дух премудрости и здравоумия, заповедует: в) не ввязываться в словопрения с противниками истины, а кротко вразумлять их, не оставляя без внимания и не добре живущих (см.: 2, 14 — 3, 9).

Второе послание к Тимофею.

Блж. Августин

Толкования на послания святого Павла (2 Тим 1:7).

Блж. Феофилакт Болгарский

То есть не для того мы получили духа, чтобы робеть, но чтобы быть сильным в искушениях и иметь дерзновение. Многим Бог дает и духа страха, как написано в книге Исход: да нападет на них страх (Исх. 15:16), то есть Бог вложил в них страх.

Любви и к Богу, и к ближним. Ибо и то, чтобы Бога любить, как Отца, имеем мы от Духа, делающего то, что мы взываем: Авва, Отче (Рим. 8:15). И то, чтобы непоколебимыми пребывать в любви к ближним, есть дар, происходящий от Божественной силы; соблазны же, напротив, происходят от трусости и малодушия. Однако и нам должно прежде всего показать то, что зависит от нас самих.

Или: чтобы мы были разумны, с здравым умом, в здравом состоянии; или: чтобы, духом своим здравомыслили, и если постигнет нас какое-либо испытание, мы приняли бы его к руководству; или: чтобы и других уцеломудривали и научали разуму.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 2 Тим. 1:7

Свт. Иоанн Златоуст

Здесь, в сей главной части, можно видеть два отделения: А) в первом говорится о самой пастырской деятельности. Это собственно наставительное отделение (см.: 1, 7 — 3, 9).—А: Б) во втором святой Тимофей воодушевляется к достодолжному прохождению ее по всем частям (см.: 3, 10 — 4, 8). Это воодушевителъное отделение. Оба отделения, в частях своих, соответствуют одна другой.

НАСТАВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (1, 7-4, 8) ОТДЕЛЕНИЕ НАСТАВИТЕЛЬНОЕ (1, 7-3, 9)

Подразделение наставлений для первого отделения указывает сам святой Павел в 7-м стихе, определяя свойства дара Божия, получаемого чрез рукоположение.

Не бо даде нам. Бог духа страха, но силы и любве и целомудрия

Нам — кому? И вообще христианам, и тем паче Апостолам и преемникам их. Поелику о даемом от Бога духе говорится вслед за упоминанием о даре Божием чрез рукоположение; то прямее будет разуметь здесь под: нам — святого Павла со святым Тимофеем, — как бы так: нам с тобою. Но как и общий дух христианский таков же, то различать сие в Толковании не настоит надобности.

Но силы. «Бог дал нам благодать Святаго Духа не для того, чтобы боялись опасностей за благочестие (за веру Христову), но чтобы небоязненно исповедали ее и возвещали, исполняясь Божественной силы (в чувстве благодатной силы от Бога)» (блаженный Феодорит). Спаситель говорил и Апостолам, посылая их на проповедь: пред цари и владыки ведени будете имене Моего ради во свидетельство им — и гнать будут вас, как и Мене: не убойтеся их (ср.: Мф. 10, 18, 23, 26). И святого Павла воодушевлял: не бойся, но глаголи и да не умолкнеши (Деян. 18, 9). И он в чувстве силы от Бога исповедал: вся могу о укрепляющем мя (Флп. 4, 13). В чувстве силы и всякий христианин, по принятии благодати, исходит на дело свое — дело жизни о Христе Иисусе; и на робостный вопрос: кто мя избавит от тела смерти сея,— в себе самом слышит ответ: закон духа жизни о Христе Иисусе свободил мя есть от закона греховнаго и смерти (ср.: Рим. 7, 24; 8, 2).

И любве. Излияние любви в сердцах неразлучно с дарованием благодати Святаго Духа, как свидетельствует тот же Апостол в другом месте: любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам (Рим. 5, 5): любы Божия,— первое, любовь к Богу; ибо Дух благодати, возродив, вселяет чувство сыновства, по коему возрожденный исповедует, что Бог Отец ему есть, и с сыновнею любовию возносится к нему, взывая: Авва Отче! (ср.: Рим. 8, 15),— с любовию, столь сильною и глубокою, что ничто уже, ни на небе, ни на земле, разлучить его не может от сей любве Божия (Рим. 8, 39). Любы Божия,— второе, — любовь Божественная, полная и всеобъемлющая,— к братиям. Дух Божий, возродив, вселяет чувство братства со всеми возрожденными, по коему они исповедуют сердцем, что все суть сыны и дщери одного Бога, — одну духовную Божию составляют семью; почему и имеют друг друга как единоутробных, не языком, а чувством сердца, готовы бывая на всякие жертвы во благо им. Это чувство у Апостолов и их преемников получает особую широту, и они искренно сознают себя должными не иудеям только, но варваром и Еллином, мудрым и неразумным (ср.: Рим. 1, 14), всегда готовы бывая всем быть вся, да всяко некия спасут (ср.: 1 Кор. 9, 22). Так разумеют все наши толковники. Сокращенно всех совмещает блаженный Феофилакт: «любви, и той, что к Нему (Богу), и той, что к ближним. Ибо и то, чтобы Бога любить, как Отца, имеем мы от Духа, делающего то, что мы взываем: Авва Отче! И то, чтоб неколеблемыми пребывать в любви к ближним, дар есть, от Божеской силы бывающий; как, напротив, то, чтобы соблазняться ими (возмущаться недобрыми их к нам отношениями) бывает от робкой боязливости и малодушия». Последнее не только свидетельствует об отсутствии любви, но и погашает ее, как объясняет святой Златоуст: «любовь происходит от силы и безбоязненности; ибо, обыкновенно, ничто столько не разрушает любви, как боязливые опасения и подозрение предательства».

Толкование на второе послание к Тимофею.

Прп. Ефрем Сирин

ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия

Ибо не дал тебе Бог, посредством руки моей, духа боязни, но силы, чтобы ты противостоял нападениям преследователей, — и любви и целомудрия, чтобы чрез это назидал ты и утешал верных.

Прп. Иоанн Кассиан

Есть две степени страха, и одна из них — начинающих, то есть тех, которые находятся еще под игом рабского страха, о котором говорится у пророка: раб господина своего убоится (Мал 1:6). Также в Евангелии: я уже не называю вас рабами; ибо раб не знает, что делает господин его (Ин 15:15), и потому говорит: раб не пребывает в доме вечно (Ин 8:35). Спаситель побуждает нас переходить из состояния мучительного страха в состояние полной свободы любви и дерзновения друзей и чад Божиих. Также и блаженный апостол, перешедший силою Господней любви низшую степень рабского страха, свидетельствует об обогащении себя от Господа большими дарованиями.

Собеседования 11.13.

Как никто не обладает надлежащими мудростью, разумением, советом и крепостью, не является сознательно благочестивым или благочестиво сознательным, как никто не испытывает трепетного страха перед Богом — если не воспримет дух премудрости и разума… совета и крепости… ведения и благочестия… и страха Божьего (Ис 11:2-3); как никто не имеет истинной силы, искренней любви, богобоязненного целомудрия, кроме как через дух силы и любви и целомудрия, — так и без духа веры никто не будет верующим надлежащим образом.

Послания 194.

Блж. Феодорит Кирский

Ибо дал нам Бог благодать Всесвятого Духа не для того, чтобы боялись мы опасностей, грозящих нам за благочестие, но чтобы, исполняясь Божественной силы, горячо возлюбили Его и уцеломудривали в себе бесчиние вселившихся в нас страстей.

Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы

И любви

И целомудрия

Лопухин А.П.

bible.optina.ru