Идиотия мкб 10

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .

Смотреть что такое «ИДИОТИЯ» в других словарях:

ИДИОТИЯ — (гр. idites особенность). Состояние идиота. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. идиотия ((гр. ididteia невежество) самая тяжелая форма врожденного психического недоразвития олигофрении ср. имбецильность … Словарь иностранных слов русского языка

Идиотия — Идиотия ♦ Idiotie Крайний дефицит интеллекта. В традиционной психопатологии слово «идиот» служило для обозначения человека, страдающего тем, что сегодня именуется тяжелой формой дебилизма (в отличие от имбецила, затронутого его легкой… … Философский словарь Спонвиля

идиотия — сущ. • слабоумие • идиотизм Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. идиотия сущ., кол во синонимов: 4 • идиотизм … Словарь синонимов

идиотия — и, ж. idiotie, нем. Idiotie <гр. idioteia частная жизнь; невежественность, необразованность. Самая тяжелая форма врожденного психического недоразвития олигофрении; то же, что идиотизм. Крысин 1998. Степень идиотии родителей безгранична. Г.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Идиотия — Термин широко применяется (хотя он недостаточно четко очерчен) с 18 го века для обозначения состояний, в которых с рождения или раннего младенческого возраста имеется первичная слабость интеллекта, ведущая к невозможности усвоения образовательных … Большая психологическая энциклопедия

ИДИОТИЯ — (от греческого idioteia невежество), наиболее глубокая степень олигофрении. При идиотии мышление и речь не развиваются, влечения и эмоции элементарны, не корригируются … Современная энциклопедия

ИДИОТИЯ — (от греч. idioteia невежество) наиболее глубокая степень олигофрении. При идиотии мышление и речь не развиваются; влечения и эмоции элементарны, не корригируются … Большой Энциклопедический словарь

ИДИОТИЯ — Серьезная умственная отсталость. Термин идиот, от которого образован этот термин, считается устаревшим (см. умственная недостаточность и умственная отсталость), но сам термин идиотия сохранился в ряде составных форм в основном медицинского или… … Толковый словарь по психологии

идиотия — и; ж. Мед. Тяжёлая форма врождённого психического недоразвития. * * * идиотия (от греч. idiōtéia невежество), наиболее глубокая степень олигофрении. При идиотии мышление и речь не развиваются; влечения и эмоции элементарны, не корригируются. * * … Энциклопедический словарь

Идиотия — Умственная отсталость глубокая МКБ 10 F73.73. Идиотия (прост. идиотизм) (от др. греч. ἰδιωτεία (idioteia) «невежество») самая глубокая степень олигофрении (умственной отсталости) … Википедия

dic.academic.ru

Идиотия мкб 10

Идиотизм – это полное отсутствие интеллекта или состояние, при котором развитие интеллекта остановилось, достигнув уровня детского возраста. Идиотизм относится к психической болезни, обусловленной задержкой в развитии умственных способностей в начале первых лет жизни. Данное заболевание относят к врожденному слабоумию. Тяжелая форма патологии отмечается полнейшим отсутствием речи, мышления, снижением болевой чувствительности.

Причины идиотизма

Причины, вызвавшие идиотизм, могут быть различными:

— случайное повреждение у новорожденного головы;

— инфекционное заболевание, осложнившееся воспалением мозга;

— генетическая предрасположенность к душевным и нервным болезням;

— пьянство, во время зачатия;

— болезни или нравственные потрясения будущей матери в период беременности;

— задержка зародышевого развития мозга;

— дурные гигиенические условия, недостаточное питание, чрезмерное укутывание головы;

— применение водки, опия в убаюкивании ребенка.

Симптомы и признаки идиотизма

Врач после осмотра больного может сделать выводы о степени слабоумия и установить диагноз. Например, для врожденного тупоумия характерна задержка развития умственных способностей, однако она настолько незначительна, что эти пациенты внешне и по поведению мало чем отличаются от нормальных людей. Тупоумие – это узконаправленное мышление, принимающее узкий спектр информации и не воспринимающее спектр информации противоположного значения. К тупоумию относят ограниченность умственных способностей, которые выражаются в несообразительности, глупости, невосприимчивости.

Идиот, страдающий тупоумием, не способен осмысливать информацию, подвергать ее анализу, производить осмысленное умозаключение и делать правильный вывод. Тупоумие обусловлено мутацией на генном уровне. У таких индивидов духовное развитие способно к незначительному прогрессу, при этом восприимчивость их слабая, а мыслительная деятельность вялая, однако у них может формироваться не существенное самосознание и они могут стать самостоятельными личностями. Ничего такого подобного не происходит при глубоких степенях идиотизма.

Глубокая степень идиотизма отмечается неспособностью к оборонительным движениям, во время инъекций идиоты не одергивают руку, а только кричат или плачут. Другие настолько беспомощны, что самостоятельно не едят и акт питания происходит после того, как будет положена пища в рот. Третьи всю жизнь не могут выучиться управлять функциями мочеиспускания, а также испражнениями, и эти акты происходят непроизвольно. Некоторые идиоты не способны пользоваться ногами для ходьбы, однако их мышцы не поражены параличом. При ходьбе движения их рук неловки, а походка неуклюжая. Речь может отсутствовать или ограничиваться произнесением отдельных нечленораздельных звуков. У других индивидов отмечается способность к речи, однако разговор напоминает детский лепет, а отдельные буквы совсем не выговариваются. У идиотов с сохранностью речи, имеются проявления умственных признаков, однако в зачаточном состоянии.

Определяют степень умственного развития больного, сравнивая его развитие с нормальным ребенком. Идиоты напоминают детей по развитию от одного года до четырех лет. Это сравнение позволяет лишь в общих чертах представить психическое состояние идиотов, также они еще различаются существенно по характеру. Одни малоподвижны, молчаливы, не восприимчивы к различным впечатлениям. Другие, наоборот, очень подвижны, подбирают блестящие предметы, кладут их в рот, всегда что-то бормочут, проявляют симпатию к определенным личностям.

У третьих наблюдаются стереотипные привычки (вертятся на одном месте, качаются, засовывают палец в рот). Многим присуща подражательность. Эта подражательность проявляется в том, что на вопросы, предлагаемые им, они отвечают этими же вопросами.

При высших степенях идиотизма речь способна быть совершенно свободной, возможно обучение идиотов письму и чтению, некоторым механическим простым работам, а также рукоделию. Такие идиоты различают предметы и людей, выполняют простые поручения, однако к дальнейшему совершенствованию они неспособны, поскольку теряются перед сложной задачей.

У высших идиотов возникают склонности к лакомствам, интерес к другому полу, который они удовлетворяют импульсивно, не удерживаясь ни стыдом, ни нравственными побуждениями.

К умственной бедности зачастую присоединяется нравственное извращение, склонность к обману и лжи в грубой форме. В целом идиоты безвредны и добродушны, однако в случае раздражения превращаются в злых и опасных личностей, не умеющих оценить последствия своих поступков.

Феномены идиотии отмечаются поразительным развитием памяти в одном направлении. Некоторые личности прославились способностью производить наизусть сложнейшие вычисления, другие выделялись феноменальным музыкальным слухом, или талантом к определенному ремеслу. Известен в истории случай идиота Минда, получивший название «кошачьего Рафаэля», поскольку замечательно рисовал кошек.

Характеристика идиотов не ограничивается только духовной стороной больных. Идиотия зачастую сопровождается физическими симптомами, например, она сочетается с параличом одной половины тела, обширными параличами или эпилептическими припадками. Нередко встречаются неправильные формы лица и черепа — асимметрия, уменьшение или увеличение головы, уродливые, искривленные формы черепа, аномалии в расстановке и неправильное развитие зубов, безобразные ушные раковины, слепота, косоглазие и другие физические недостатки. Очень часто отмечается недостаточное развитие, а также аномалии половых органов. Однако в большинстве случаях способность к половой жизни сохраняется и у некоторых больных идиотизмом женщин даже наблюдались роды.

Традиционная психиатрия выделяет несколько стадий врожденного слабоумия:

Первая стадия отмечается благоприятным прогнозом социальной адаптации пациента с применением корректирующих методик олигофренопедагогики, при условии, если слабоумие не отягощается социопатией. Наличие в анамнезе дебильности или олигофрении в ограниченной степени не выступает препятствием прохождения службы в армии.

На бытовом уровне часто под признаками идиотизма подразумевают непрактичное поведение, которое не следует путать с асоциальным или девиантным. Политкорректная психиатрия рассматривает идиотизм, как нетрадиционную интеллектуальную ориентацию, а не как клиническое отклонение от нормы.

Идиотизм согласно МКБ-10

МКБ-10 относят дебильность, имбецильность, а также идиотию к нарастающим степеням тяжести олигофрении, при этом всего выделяют четыре степени:

— легкая — IQ 50-70

— умеренная — IQ 35-50

— тяжелая — IQ 20-35

— глубокая — IQ менее 20

Излечению идиотизм не подлежит. Осуществляют попытки в лечении идиотов-микроцефалов, вырезая кусочки черепных костей, чтобы устранить черепную тесноту, мешающую росту мозга.

Специалисты ограничиваются по отношению к идиотам систематическим обучением в специальных заведениях. Они редко доживают до преклонного возраста, однако при хорошем уходе их жизнь можно продлить до нескольких десятков лет.

psihomed.com

Крайняя степень умственной отсталости – это идиотия. Для облегчения симптомов используют патогенетическое, то есть гормональное, противоинфекционное, а также симптоматическое лечение (нейролептики, успокоительные, ноотропы).

Рассмотрим патогенез и этиологию болезни, ее виды и степени нарушений, методы диагностики, лечения и профилактики.

Код по МКБ-10

Эпидемиология

Распространенность слабоумия недостаточно изучена. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения зарегистрировано около 3-5% случаев тяжелой умственной отсталости. Большой процент патологии прослеживается на территориях с воздействием экопатогенных факторов.

Эпидемиология патологического расстройства указывает на то, что чаще всего болезнь встречается у мужчин, в сравнении с женским полом. Данное соотношение больше наблюдается при легкой степени олигофрении. При тяжелой форме, то есть идиотии, существенной разницы между женщинами и мужчинами не наблюдается.

На сегодняшний день выявлено больше 300 патологических состояний, которые могут привести к идиотии. Это могут быть как эндогенные, то есть наследственные факторы, так и экзогенные, внешний факторы. Особое внимание уделяется семейному анамнезу. Опасность рождения ребенка с патологией в семье с двумя олигофренами – 42%, а при нарушениях только у одного родителя – 20%. Эндогенные формы связаны с генными мутациями и хромосомными аберрациями.

Причины идиотии

Нарушения умственного развития встречаются у пациентов разного возраста. Но если болезнь проявляется с раннего возраста, то это указывает на одну из форм идиотии.

Причины расстройства связаны с такими факторами как:

  1. Различные генетические заболевания (синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана), связанные с нарушением хромосом и строением генов, признаками физической отсталости.
  2. Вредные факторы, воздействующие на женский организм во время беременности и негативно сказывающиеся на развитии плода:
    • Ионизирующее излучение.
    • Различные химические агенты (бытовые токсины, наркотики, яды, алкоголь).
    • Инфекционные заболевания (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, сифилис).
    • Дефицит йода, который необходим для нормального развития нервной системы.
    • Неправильное питание или недоедание (дефицит витаминов и минералов патологически сказывается на развитии плода).
    • Травмы головного мозга ребенка, родовые травмы (внутричерепное кровоизлияние, сдавливание детской головки акушерскими щипцами), асфиксия.
    • Дефицит йода в пищевом рационе малыша в раннем возрасте (с рождения и до 3-4 лет).

Факторы риска

Развитие любого заболевания связано с определенными обстоятельствами или агентами (наследственные, инфекционные, вирусные, бактериальные). Факторы риска слабоумия – это ряд социально-гигиенических стрессоров. То есть здоровье беременной женщины в момент родового процесса, наличие хронических и острых заболеваний, генетические патологии, профессиональные вредности, искусственное вскармливание и даже материальное благосостояние, могут сказаться на здоровье ребенка.

Риск развития умственных отклонений и других патологий существенно возрастает, если во время беременности женщина не отказалась от вредных привычек. Курение, алкоголизм, наркомания негативно воздействуют на развитие плода в тот момент, когда закладывается его организм. Дети, рожденные такими мамами восприимчивы к различным болезням. Чаще всего это заболевания дыхательной, эндокринной и сердечно-сосудистой системы, врожденные патологии. Недоношенная беременность – это еще один фактор, повышающий возможность рождения малыша с дефектами. Такие дети могут отставать как в интеллектуальном, так и физическом развитии от своих сверстников.

Механизм зарождения идиотии связан с нарушением обмена липидов и энхимнозов, которые приводят к отложению в ЦНС липида ганлиозида. У здоровых людей ганглиозид находится в сером веществе мозга. Он имеет сложное строение, содержит множество кислот, глюкозу, сахарозу и галактозу. Патогенез основан на хроногенном факторе, то есть онтогенезе и поражении развивающегося мозга при воздействии различных патогенных факторов.

Около 75% олигофрении (легкая стадия идиотии) развивается из-за внутриутробного поражения. При наличии семейного анамнеза наблюдается сбой в работе нейронной системы, которая ведет к морфологическим изменениям мозга. Такие изменения могут стать причиной малых размеров и веса головного мозга, задержки в дифференцировании извилин и борозд, недоразвития лобных долей.

Не зависимо от степени выраженности умственных нарушений они имеют схожую клиническую картину. Прежде всего, это тотальное недоразвитие психики, проблемы с абстрактным мышлением, импульсивность, несамостоятельность, внушаемость, недоразвитость эмоций и проблемы с интеллектуальным развитием.

Симптомы идиотии

Идиотия является самой тяжелой степенью олигофрении. Для нее характерны врожденные или приобретенные в раннем возрасте патологии умственного развития, которые с возрастом усиливаются и нарастают. Болезнь дает о себе с первых дней жизни ребенка и проявляется как резкое отставание психомоторного развития. Пациенты не умеют говорить и не выражают мыслительной деятельности, они не в состоянии овладеть примитивными навыками.

Эмоциональный фон не развит, больные не узнают даже самых близких людей. Патологическое состояние диагностируют на основе раннего анамнеза и оценивания психического функционирования организма.

Как правило, люди с тяжелой степенью умственных нарушений выделяются среди здоровых. Признаки идиотии можно распознать с первых месяцев жизни ребенка. Первое, что указывает на болезнь – это нарушение строения внутренних органов. Больные с раннего возраста отстают в развитии, начинают поздно держать голову, сидеть и ходить. Даже научившись передвигаться, наблюдается отсутствие содружественных движений конечностями.

Выражение лица, как правило, лишено смысла, иногда появляется оттенок радости или злости. Лицо одутловатое, толстый язык, нескладная речь. Больные издают нечленораздельные звуки и слоги, повторяя их безостановочно. Если болезнь имеет глубокую степень, то все виды чувствительности, в том числе и болевая, снижены. Люди не различают горячее и холодное, съедобное и несъедобное.

Идиотия характеризуется преобладанием инстинктивной жизни, за больным замечается прожорливость и открытый упорный онанизм. Очень часто случаются признаки очаговой невралгии. У одних больных доминирует вялость и апатия, а у других злобные и гневные вспышки. Дети с патологией не способны обучаться и с родительского согласия пребывают в специализированных учреждениях. Даже в относительно взрослом возрасте пациенты с глубокой умственной отсталостью не в состоянии обслуживать себя, поэтому нуждаются в постоянном надзоре и уходе.

Первые признаки

Симптомы умственной отсталости появляются еще в раннем возрасте. Первые признаки зависят от таких факторов как: системное нарушение интеллекта, органические диффузные поражения коры головного мозга, выраженность и необратимость отклонений. Если хотя бы одного из этих факторов нет, то это указывает на дизонтогенез, то есть проблемы с психическим здоровьем, а не умственной отсталостью.

Первые признаки заболевания:

  • Неадекватная или сниженная реакция на окружающих.
  • Ограниченные эмоции, которые проявляются как чувство недовольства или удовольствия.
  • Отсутствует осмысленная деятельность и самообслуживание.
  • Недержание мочи и кала.
  • Недоразвитость локомоторных и статических функций.
  • Малоподвижность, вялость или однообразное двигательное возбуждение, примитивные движения (взмахи рук, раскачивание туловища).
  • Эпизодические приступы немотивированной агрессии.
  • Часто наблюдаются извращенные и повышенные влечения – поедание нечистот, онанирование.
  • Дети с идиотией не в состоянии овладеть осмысленной деятельностью, так как процесс мышления нарушен. Больные не воспринимают речь окружающих, не могут отличить близких от посторонних, не овладевают навыками самообслуживания. Поэтому за ними требуется постоянный уход и присмотр.

    Характерные черты идиотии

    Патология дает о себе знать в течение первого полугодия жизни малыша. Характерные черты идиотии – это отсутствие или слабость реакций на окружающих. Больной неспособен узнавать близких ему людей, отсутствует выразительная мимическая активность. Наблюдается маловыразительный взгляд, поздняя улыбка. С взрослением степень моторных нарушений проявляется все ярче.

    Болезнь очень часто сочетается с патологиями и пороками физического развития. Чаще всего это дефекты конечностей (шестипалость, сращение пальцев), спинномозговые и мозговые грыжи, пороки внутренних органов (сердечно-сосудистой системы, мочеполовой системы, ЖКТ).

    Главным клиническим симптомом в старшем возрасте выступает недоразвитость психических функций и отсутствие речи. С пациентами тяжело вступать в контакт, так как они не проявляются реакции на внешние раздражители. Им доступны элементарные умственные операции, в то время как психическое развитие на безусловно-рефлекторном уровне.

    Внимание при идиотии

    Глубокая умственная отсталость характеризуется полным или частичным отсутствием речи и мышление. Внимание при идиотии расконцентрированно, больной не может сосредоточиться на самых простых вещах. Отсутствует реакция на внешние раздражители, вместо речи пациенты произносят только звуки и не воспринимают обращенную к ним речь.

    Внимание таких людей ничем невозможно привлечь, они не следят за предметами, не защищаются при попытках им навредить и не прислушиваются к звукам. Чувствительность понижена, возможны дефекты обоняния и слуха. Интеллектуальная отсталость сказывает на восприятии, различных познавательных процессах и памяти. Недоразвитость эмоций, побуждений и мотивов делают невозможной жизнь в социуме.

    Умственная недостаточность имеет определенную классификацию с помощью которой можно точно определить тяжесть нарушений. Степени идиотии зависят от глубины повреждений головного мозга. Патологическое состояние имеет три стадии: имбецильность, дебильность и идиотия. Согласно международной классификации психических заболеваний, различают 4 степени нарушений. Их соотносят с характеристиками интеллектуального развития.

    m.ilive.com.ua

    Умственная отсталость – это врожденное, либо приобретенное (ребенком в возрасте до 3-х лет) снижение интеллекта. При этом в основном снижается способность к абстрактному мышлению (именно оно является основой математических способностей, логики и даже творчества). Эмоциональная сфера при этом практически не страдает – т.е. пациенты с умственной отсталостью чувствуют симпатию и неприязнь, радость и горе, печаль и веселье, возможно, эмоции умственно отсталых людей не так многогранны и сложны, как у людей с нормальным интеллектом. Важно отметить, что умственная отсталость не имеет тенденции к прогрессированию – т.е. уровень недоразвития интеллекта стабилен, а иногда интеллект даже повышается со временем под влиянием обучения, воспитания.
    Термины «дебильность», «имбецильность» и «идиотия», используемые в традиционной классификации, полностью исключены из МКБ-10. Это сделано в связи с тем, что они вышли за сугубо медицинские рамки, стали играть социальный (негативный) оттенок. Вместо них предложено использовать исключительно нейтральные термины, количественно отражающие степень умственной отсталости. На сегодняшний день выделяют 4 степени:
    1. Лёгкая — соответствует традиционному понятию «дебильность», IQ 50—69.
    2. Умеренная — имбецильность, IQ 35—49.
    3. Тяжёлая — имбецильность, IQ 20—34.
    4. Глубокая — идиотия, IQ < 20.

    Умственная отсталость легкой степени

    Внешне такие люди могут совсем не отличаться от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Часто люди с легкой степенью умственной отсталости зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие люди становятся замкнутыми (т.к. плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении). А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми. Практически все осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание. Подавляющее большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо.

    Умственная отсталость умеренная

    Люди с таким диагнозом способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного сопровождения. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.

    Умственная отсталость тяжелая

    Люди с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов. Почти все они нужны для сообщения о собственных желаниях и потребностях, их мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное. Явления и предметы, которые не знакомы детям, могут не вызывать никакой ответной реакции. Удовлетворительно различаются те предметы, что хорошо и длительно знакомы, находящиеся постоянно перед глазами. В редких случаях некоторые могут овладеть счётом видимых предметов или объединить реальные вещи в группу, например мебель или одежда. Так же имеются двигательные нарушения – походка замедленна и неуклюжа, движения рук и ног запаздывают и не имеют амплитуды.

    Умственная отсталость глубокая

    У людей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов. Речь полностью отсутствует, они издают либо отдельные слоги, либо нечленораздельные звуки, повторяя их бесконечно. Не могут отличить членов своей семьи от посторонних. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, с отсутствием сбалансированных движений рук и ног. Возможно недержание мочи и кала. Больные с глубокой умственной отсталостью себя не обслуживают и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

    www.zzeira.ru

    Медицинская учебная литература

    Учебная медицинская литература, онлайн-библиотека для учащихся в ВУЗах и для медицинских работников

    Умственная отсталость (олигофрения)

    В данной главе рассмотрена обширная группа психических расстройств различной этиологии и патогенеза, объединенных сходством основных клинических проявлений, состоящих в общем недоразвитии психики с преимущественной недостаточностью интеллекта. Для обозначения подобных расстройств используются различные термины, не всегда полностью совпадающие по значению. Термин «олигофрения» введен Э. Крепелином в 1915 г. и довольно широко используется в европейской психиатрии. В Англии и США вместо этого термина для обозначения умственной отсталости чаще используют выражения «замедление психического развития» (mental retardation) или «задержка психического развития» (mental handicap). Поскольку оценка умственного недоразвития в англо-американской традиции в основном проводится в соответствии с показателями, полученными при психологическом тестировании, понятие «задержка психического развития» включает более широкий круг расстройств, обусловленных не только ранней органической патологией, но и социально-психологическими причинами, а также возникших вследствие прогрессирующих заболеваний (эпилепсии, шизофрении). В отечественной психиатрии ранее традиционно использовался термин «олигофрения». В настоящее время все более часто применяется обозначение «умственная отсталость».

    Общие положения и систематика

    Олигофрении — это группа непрогредиентных психических расстройств органической природы, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

    В отечественной психиатрии при диагностике олигофрений важнейшая роль отводится данным клинико-психопатологического обследования и анализу динамики состояния. Предлагаются следующие основные критерии олигофрении [Сухарева Г.Е., 1965]:

    • своеобразная психопатологическая структура слабоумия с преобладанием слабости абстрактного мышления при менее выраженных нарушениях предпосылок интеллекта и относительно менее грубом недоразвитии эмоциональной сферы;
    • непроцессуальный непрогредиентный характер интеллектуального дефекта;
    • замедленный темп психического развития индивида.

    Стойкий характер расстройств, отсутствие прогредиентности не позволяют рассматривать олигофрении в качестве собственно заболеваний (процессов). В классификации НЦПЗ РАМН (см. раздел 14.2) олигофрении отнесены к патологии развития (дизонтогенезу). Однако это не означает, что при олигофрениях вообще отсутствует какая-либо динамика. Во-первых, всегда можно проследить эволютивную динамику, заключающуюся в том, что в процессе роста и взросления происходят развитие (эволюция) способностей и навыков индивида, накопление отдельных знаний, заучивание типичных ситуаций и способов поведения. Это проявляется некоторым улучшением адаптации (особенно при мягких вариантах олигофрении), иногда даже сглаживанием психического дефекта. Во-вторых, наличие органических изменений в мозге при олигофрении создает условия для периодической декомпенсации, временных патологических реакций или даже очерченных психотических состояний под влиянием возрастных кризов, различных экзогенных вредностей, а также вследствие психогений.

    Таким образом, к олигофрениям не относят расстройства интеллекта при прогрессирующих психических заболеваниях, таких как шизофрения и эпилепсия, а также расстройства интеллекта вследствие тяжелых органических повреждений (травм, инфекций, интоксикаций), возникшие в более старшем возрасте (после 3 лет), когда основные компоненты интеллектуальной деятельности уже достаточно сформировались. Следует учитывать, что при отдельных олигофрениях удается проследить некоторое прогрессирование в первые годы жизни (например, при фенилкетонурии и некоторых других наследственных энзимопатиях). Однако это прогрессирование происходит в период, когда интеллект ребенка еще не сформировался, а в дальнейшем состояние стабилизируется и формируется интеллектуальный дефект, довольно четко соответствующий признакам олигофрении.

    С точки зрения этиологии и патогенеза олигофрения представляет собой неоднородную группу. Большинство авторов предполагают связь олигофрений с наследственностью (генетическим дефектом) или с органическими экзогенными повреждениями организма в период раннего онтогенеза. Однако установить эти причины у каждого отдельного индивида удается не всегда. Считается, что на сегодняшний день можно достоверно установить природу психического дефекта не более чем у 35 % больных с олигофренией. Остальные случаи рассматриваются как «недифференцированные формы». Отмечают, что диагностические сложности обычно тем больше, чем менее выражен интеллектуальный дефект. Процентное соотношение наследственных и связанных с экзогенными вредностями вариантов олигофрении может быть проиллюстрировано данными Э. Рид и С. Рид (1965): 29 % — с достоверно наследственными формами, 19 % — с «вероятным» этиологическим значением генетических факторов, 9,5 % — с «вероятным» значением внешнесредовых факторов, 42,5 % — неясной этиологии.

    Таким образом, наследственные факторы рассматриваются как одна из важнейших причин олигофрении. В различных руководствах указывается от 200 до 300 различных наследственных заболеваний и синдромов, сопровождающихся умственной отсталостью. Среди недифференцированных форм олигофрении также отмечается высокое значение наследственных факторов. Характерно существенное различие в конкордантности по олигофрении у однояйцевых (90 %) и разнояйцевых (40 %) близнецов. Конечно, на данные генеалогических исследований влияет существенно более низкая вероятность иметь детей при олигофрении. Однако отмечается, что при браке здорового сибса умственно отсталого лица и человека с благополучной наследственностью вероятность рождения умственно отсталого ребенка существенно выше (7,3 %), чем при браке 2 здоровых лиц с благополучной наследственностью (1,3 %). Эмпирический риск умственной отсталости у сибса больного олигофренией составляет при идиотии 5,6 %, при имбецильности — 18%, при дебильности — 52,8 %.

    Высказывается точка зрения о возможном возникновении олигофрении вследствие непосредственного воздействия ионизирующего излучения и некоторых химических веществ (например, алкоголя) на генеративные клетки родителей, однако, вероятнее всего, при оценке значения этих факторов несколько преувеличивается их реальная опасность. Гораздо более существенными оказываются прием некоторых лекарственных средств и употребление матерью алкоголя непосредственно в периоде беременности. Наиболее тяжелые последствия связаны с воздействием на эмбрион в первом триместре беременности. Нередко в этом случае наблюдаются множественные врожденные дефекты органов и систем. Частота таких расстройств у больных с тяжелой умственной отсталостью составляет 35—40 %.

    Из экзогенных факторов, действующих во время беременности и способных вызвать задержку психического развития, чаще других встречаются вирусные инфекции (краснуха, грипп, гепатит, сифилис, листериоз), интоксикации, гормональный дисбаланс и соматические заболевания матери (сахарный диабет, токсикоз беременности, сердечная недостаточность), патология плаценты, резус-конфликт. Из факторов, связанных непосредственно с родами, следует указать недонашивание, стремительные роды, асфиксию в родах, реже механические травмы. Среди постнатальных вредностей чаще других наблюдаются нейроинфекции и длительные истощающие соматические заболевания в первые годы жизни.

    Для классификации олигофрений могут быть использованы различные критерии. Наиболее ранние систематики основаны на различиях в клинических проявлениях. В XIX и начале XX вв. [Гризингер В., 1867; Корсаков С.С., 1913; Крепелин Э., 1915] нередко выделяли формы олигофрений, сопровождающиеся возбуждением и раздражительностью (эретичные олигофрены) и сочетающиеся с тупым безразличием, апатией и заторможенностью (торпидные олигофрены). Наблюдения, однако, показывают, что с возрастом (особенно по миновании пубертатного периода) у части эретичных олигофренов развиваются признаки торпидности.

    В отечественной клинической психиатрии общепризнанной является классификация Г.Е. Сухаревой (1965), разделяющая олигофрении в зависимости от времени действия повреждающего фактора и этиопатогенетических механизмов:

  • эндогенные и генетические — хромосомные аберрации (болезнь Дауна), наследственные энзимопатии (фенилкетонурия, гомоцистинурия, лейциноз, галактоземия, гаргоилизм, синдром Марфана, синдром Леша—Нихена и др.), сочетанное поражение ЦНС и костной системы (дизостозы, ксеродермии);
  • эмбриопатии и фетопатии — последствия внутриутробных инфекций (краснуха, грипп, паротит, токсоплазмоз, листериоз, сифилис), последствия интоксикаций в периоде беременности (например, прием алкоголя и лекарственных средств), гормональных нарушений у матери, гемолитической желтухи;
  • вредности перинатального и постнатального периода — последствия родовой травмы и асфиксии, перенесенные в детстве травмы и инфекции (энцефалиты и менингоэн-цефалиты).
  • При всей стройности данной классификации применение ее сталкивается со значительными сложностями в связи с высокой частотой недифференцированных форм и возможностью сочетания нескольких патогенных факторов одновременно.

    В МКБ-10 задержки психического развития классифицируются в соответствии со степенью недоразвития интеллекта. При этом единственной общепринятой мерой интеллекта признается индекс IQ (см. раздел 2.5). Хотя большинство клиницистов указывают на неточность и невысокую стабильность оценок интеллекта с помощью тестовых методик, однако для приблизительной характеристики этот индекс достаточно показателен. В отличие от традиционного разделения олигофрении на идиотию, имбецильность и дебильность (см. раздел XI) в МКБ-10 выделяется 4 степени умственной отсталости (табл. 23.1).

    Таблица 23.1. Разделение олигофрений по степени задержки интеллектуального развития

    Следует учитывать, что интеллектуальный дефект не единственное патологическое проявление олигофрений. Характерна неспособность длительное время концентрировать внимание; память в большинстве случаев снижена, хотя изредка отмечается достаточно хорошая механическая память. Нередко у больных с олигофренией отмечаются нарушения поведения [Р7.*1], обусловленные не столько собственно интеллектуальным недоразвитием, сколько особенностями воспитания олигофренов, их положением в обществе. Явная зависимость от родителей делает их пугливыми, они плохо переносят смену обстановки. Плохое распознавание эмоций и поведения окружающих приводят к недопониманию ситуации и может быть причиной замкнутости. В большинстве случаев пациенты с легкими степенями олигофрении сознают свое отличие от большинства людей, пытаются скрыть свое непонимание за витиеватыми бесплодными рассуждениями, неумело стараются привлечь к себе внимание поступками, которые могут оказаться деструктивными. Довольно часто отмечается выраженная внушаемость, что может делать больных с олигофренией игрушкой в руках преступника. По примеру окружающих лица с легкой степенью умственной отсталости начинают злоупотреблять алкоголем, сквернословить. Излишнее покровительство со стороны родителей и окружающих часто лишает их инициативы, потворствует пассивности и иждивенчеству.

    У части больных развиваются психозы, проявляющиеся психомоторным возбуждением, агрессивностью, реже галлюцинациями и бредовыми идеями. Наибольшая вероятность возникновения психозов связана с наступлением пубертатного периода.

    Часто наряду с психическими расстройствами обнаруживаются неврологические и соматические дефекты, эпилептиформные припадки. Характерны двигательная неловкость, затруднение в формировании двигательных навыков, особенно заметные при тяжелых степенях олигофрении. При сканировании головы могут быть выявлены заметные локальные и общие дефекты мозга и черепа (изменение формы черепа, микроцефалия, расширение желудочковой системы, дополнительные полости в мозге, нарушение соотношения белого и серого вещества), однако у значительной части больных (особенно с легким интеллектуальным дефектом) ни при ЭЭГ-обследовании, ни при КТ и МРТ существенных отклонений от нормы не обнаруживается.

    У больных с олигофренией нередко отмечаются дефекты в иммунной системе, значительные биохимические сдвиги в основных обменных процессах. Все это может служить причиной более тяжелого течения банальных инфекций. Средняя продолжительность жизни пациентов с легкой и умеренной умственной отсталостью составляет около 50 лет, лица с глубокой умственной отсталостью обычно не доживают до 20 лет.

    Точная оценка распространенности олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1. Умеренные и тяжелые степени олигофрении равномерно представлены в различных социальных слоях общества, легкие формы достоверно чаще наблюдаются в малообеспеченных семьях.

    auno.kz