Имбецильность психология

Имбецильность

Самое неприятное, с чем могут столкнуться родители, это с различными заболеваниями своего ребенка. Желая здоровья своему чаду, родители тяжело переносят известие, что их ребенок страдает имбецильностью. Данное заболевание может проявляться у детей от вполне здоровых родителей в различной степени. Определяется заболевание необратимыми последствиями, определенной характеристикой и различными причинами появления.

Имбецильность невозможно вылечить самостоятельно. Если врачи диагностировали данное заболевание, то сайт психиатрической помощи psymedcare.ru может предоставить первую научную информацию о данной болезни, чтобы родители знали, что происходит с их ребенком.

Что такое имбецильность?

Рассматриваемое заболевание часто является врожденным состоянием, то есть ребенок уже рождается больным. Однако есть случаи из жизни, когда имбецильность приобретается в первые годы жизни. Что это такое? Имбецильностью называется заболевание, при котором ребенок отстает в интеллектуальном и умственном развитии. Становится это понятным не сразу, а со временем, когда ребенок значительно отстает в своем развитии от остальных.

Имбецильность – это средняя степень олигофрении. Проявляется сразу после рождения или в первые годы жизни.

Распознать имбецила достаточно легко по его психическим проявлениям и физиологии:

  • Мышление и эмоции инертны, тугоподвижны.
  • Счет ограничивается предметами, а чтение – по слогам.
  • Неспособность к быстрой смене обстановки.
  • Повторение за другими простейших движений и труда.
  • Повышенная внушаемость и слепое подражание.
  • Детей с данным расстройством встречается 4 на 10000. Среди всех больных олигофренией 20% составляют имбецилы.

    Главной особенностью имбецильности являются когнитивные нарушения в памяти, мышлении, речи, интеллекта. Уровень развития имбецила достигает 6-летнего возраста. Его круг общения очень узок, ограничен родственниками, семьей и небольшой группой посторонних людей.

    Имбецилам трудно воспринимать звуковую информацию. Сами они редко пользуются речью. Несмотря на это, они могут усваивать простые слова и выражения, чтобы в будущем выразить свои мысли.

    Они внушаемые, неряшливые, часто страдают повышенным аппетитом (обжорством). В большинстве своем имбецилы нуждаются в посторонней помощи, поскольку сами себя не могут обслуживать. Тем не менее какие-то базовые поступки и действия они способны совершать и усваивать.

    Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд. Дети с имбецильностью могут посещать школу и усваивать знания на уровне начальных (счет, письмо, чтение). У них сохраняется нормальная физическая активность. Они могут социально адаптироваться и даже общаться с некоторыми людьми.

    Характеристика имбецильности

    Заболевание характеризуется снижением интеллектуального развития, которое не соответствует возрасту ребенка. Таким образом, главной характеристикой имбецильности является коэффициент интеллекта, который равен 20-50.

  • Резко выраженная имбецильность составляет 20-35 IQ.
  • Умеренно выраженная имбецильность составляет 35-50 IQ.
  • Имбецилы способны воспринимать окружающую речь, однако сами они не способны выстраивать сложные фразы. Они используют простые слова и предложения. Речь при этом неточна и бедна, поскольку активный словарь вмещает не более 200-300 слов. Мышление примитивно, конкретно, последовательно. Преимущественно память, мышление, воля и внимание у них неразвиты. Запас знаний низкий.

    Характеризуется имбецильность следующими признаками:

  • Возможность привить элементарные навыки.
  • Способность к обучению письму, счету и чтению.
  • Внушаемость.
  • Отсутствие инициативы.
  • Потерянность при попадании в новую обстановку.
  • Инертность.
  • Возможность самостоятельно себя обслуживать при обучении.
  • Имбецилы способны совершать какую-то работу (подметать полы, перематывать нитки, мыть посуду и пр.). Данная работа должна включать физические навыки, а не умственную деятельность. Если обучить их физическому труду, то они смогут себя обеспечивать.

    На эмоциональном уровне имбецилы менее разнообразные, чем здоровые люди, однако более раскрытые, чем идиоты:

  • Адекватное реагирование на похвалу и порицание.
  • Привязанность к родным.
  • Внушаемость, что может сделать их асоциальными личностями, если их будут окружать плохие люди.
  • Невозможность приспособления к новой обстановке.
  • Отсутствие абстрактного и обобщенного мышления.
  • Следует отличать умственную отсталость от деменции. Первое заболевание является врожденным или приобретенным в первые годы жизни, тогда как деменция проявляется в середине жизни или в престарелом возрасте.

    Причины и симптомы имбецильности

    Имбецильность проявляется в конкретных симптомах, которые ярко выражены. Причины ее возникновения также разнообразны. Это могут быть патологии половых клеток родителей, которые участвуют в оплодотворении, также неправильное развитие плода во время беременности или различные инфекционные или черепно-мозговые травмы во время родов или в первые годы жизни.

    Таким образом, причинами имбецильности являются:

  • Генетические мутации.
  • Зрелый возраст родителей (после 40 лет).
  • Патологии в обмене веществ: фенилкетонурия, сахарный диабет, болезнь Гоше и пр.
  • Гормональные нарушения, которые привели к перезреванию половых клеток.
  • Хронические тяжелые болезни матери.
  • Недостаточное питание матери при беременности.
  • Ионизирующее облучение.
  • Курение или алкоголизм во время беременности.
  • Попадание в организм беременной женщины ядов, тяжелых металлов, химических веществ и пестицидов.
  • Употребление наркотиков или злоупотребление лекарствами.
  • Несовместимость резус-факторов матери и ребенка.
  • Хроническое стрессовое и нервное перенапряжение.
  • Травмы во время родов.
  • Инфекционные заболевания матери при беременности (ОРВИ или инфекционные болезни половой системы).
  • Чрезмерные стрессы.
  • Сложности при рождении ребенка.
  • Неполноценное питание малыша, нехватка некоторых элементов.
  • Травмы мозга у малыша.
  • Гидро- и микроцефалия.
  • Нарушение головного кровообращения у ребенка.
  • Неблагополучная обстановка в среде, в которой ребенок находится: насилие над ним, алкоголизм или наркомания родителей, слабоумие родителей, нечеловеческие условия проживания и пр.
  • Эти факторы приводят к различным степеням развития имбецильности. Симптоматика варьируется то в меньшую, то в большую сторону.

  • Отсутствие обобщенного и абстрактного мышления.
  • Возможность обучения простейшим навыкам, но под постоянным уходом.
  • Нарушение логической и механической памяти.
  • Рассеянность внимания.
  • Примитивная речь, состоящая из подлежащих и сказуемых, без применения второстепенных членов.
  • Улавливание интонации, жестов и мимики говорящего, но без понимания смысла сказанного.
  • Легкая отвлекаемость, несконцентрированность.
  • Ограниченный словарный запас (около нескольких сотен слов).
  • Малый объем памяти.
  • Примитивность речи, неправильное произношение некоторых слов, отсутствие способности построить сложное предложение.
  • Долговременное запоминание, искажение воспоминаний.
  • Эгоцентризм.
  • Малый запас знаний.
  • Внушаемость при малой критичности осмысления информации.
  • Непонимание абстрактных понятий.
  • Повторение за другими слов и фраз.
  • Отсутствие склонности к анализу, деланию выводов, сопоставлению.
  • Неадекватное сексуальное поведение.
  • Отсутствие правильного самоухода из-за неряшливости, несистематичности, неаккуратности.
  • Ограниченность в интересах.
  • Моральная незрелость, которая проявляется в отсутствии сопереживания, чувства долга, совестливости, сочувствия.
  • На физиологическом уровне ребенок поздно начинает ползать, ходить, говорить. Он неустойчив, его походка шаткая. Мелкая моторика практически не развивается, движения угловатые и некоординированные. Выражение лица застывшее, туповатое. Отмечаются различные отклонения:

    1. Оттопыренные уши.
    2. Неправильный прикус.
    3. Приросшие мочки.
    4. Неправильный овал черепа.
    5. Грубое строение лицевой части.
    6. перейти наверх

      Степени имбецильности

      В зависимости от выраженности и глубины симптоматики, выделяют различные степени имбецильности: легкую, среднюю и тяжелую. Главным признаком является отставание в умственном развитии. Получение новых знаний дается с трудом. Больше усваиваются элементарные понятия, навыки и информация. В привычной обстановке имбецилы больше адаптируются к окружающей среде. Однако при попадании в незнакомую обстановку теряются. Здесь необходимо постоянное руководство.

      Имбецилы являются легко внушаемыми, поэтому их поведение полностью зависит от того, в какой среде они находятся. Их сексуальность имеет явные раскрепощенные признаки и распущенность, когда они ничего не стесняются. В еде они такие же неряшливые и необузданные. Часто страдают обжорством.

      Всех имбецилов можно разделить на две группы:

    7. Первая – живые, подвижные, активные.
    8. Вторая – равнодушные, апатичные, вялые, безразличные.
    9. По чертам характера их делят на:

    10. Общительных, добродушных, покладистых, приветливых.
    11. Злобных и агрессивных.
    12. Как лечат имбецильность?

      Поскольку имбецилы являются больными людьми, которые нуждаются в постоянном уходе, они подвергаются специализированному лечению. Их помещают в специальные школы, где они обучаются простейшим навыкам и находятся под постоянным присмотром.

      Лечение включает комплекс мероприятий:

    13. Назначение нейролептиков, ноотропов и транквилизаторов.
    14. Занятия с логопедами, психоневрологами.
    15. Обучение на дому.

    Обычная школа таким детям не подходит, поскольку они отстают в своем развитии и обладают различными дефектами (шепелявостью, косноязычностью, заиканием). Они способны усвоить знания начальной школы, однако до более сложных операций дело не доходит.

    Госпитализация в психиатрическую больницу назначается лишь в том случае, если имбецилы были подвержены асоциальному кругу общения. Они становятся опасными для общества, поэтому их следует изолировать.

    Среди препаратов назначаются:

  • Гормональная терапия (Тиреоидин) при гипотиреозе.
  • Препараты Мышьяка и Хлоридина, антибиотики назначаются при токсоплазмозе и врожденном сифилисе.
  • Сульфаниламидные препараты и антибиотики прописываются при мозговых инфекциях.
  • Успокоительные лекарства при возникновении вспышек агрессии.
  • В основном все сводится к коррекции поведения и усвоению элементарных знаний и навыков, которые позволят больному существовать в мире.

    Имбецильность не излечивается, поэтому прогноз здесь становится неутешительным. Однако лекарственные препараты и специальный уход за больным ребенком помогут в обучении его элементарным навыкам, которые помогут ему адаптироваться к социуму. Профилактика болезни должна начинаться еще до зачатия ребенка на уровне консультации родителей. Далее многое зависит от беременности и родов женщины. При благоприятных условиях заболевание вообще не представляет угрозы малышу.

    psymedcare.ru

    Имбецильность — умственная отсталость (олигофрения) средней степени тяжести, которая носит врожденный характер или развивается в первые годы жизни. При имбецильности наблюдаются внешние признаки недоразвития интеллекта, отставание в физическом развитии, примитивность речи, проблемы с памятью, низкая способность к обучению (уровень IQ — 25 — 50). У детей с данным отклонением усилены бессознательные инстинкты, ограничен кругозор, повышена внушаемость, а мышление последовательно, но отличается примитивностью. Лица, страдающие имбецильностью, не способны проживать самостоятельно, но могут обучаться элементам самообслуживания. Нарушения в течение жизни не прогрессируют и частично могут корректироваться.

    Содержание

    Характеристика идиотии и ее степеней была дана во втором томе первого научного руководства по психиатрии «О душевных болезнях», которое Эскироль издал в 1838 г.

    Эскироль не пробовал работать с больными детьми, считая попытки их обучения пустой тратой времени. При этом в 1837 году Э. Сеген, ученик Эскироля, по поручению учителя занялся индивидуальным воспитанием идиота, используя опыт французского врача Итара, воспитывавшего «Аверонского дикаря» (мальчика, изолированного от человеческого общества до 12 лет). Поскольку Сегену удалось добиться значительных успехов в обучении больного некоторым навыкам, Эскироль порекомендовал Сегену исследовать группу слабоумных детей, которые находились в психиатрической лечебнице в Биссетре.

    В XIX веке благодаря трудам С. С. Корсакова, Д. Н. Зернова, W. Griesinger и др.было установлено, что самой распространенной причиной «идиотизма» является раннее поражение мозга. И. П. Мержеевский (1871 г.), изучавший случаи микроцефалии, считал, что идиотия возникает в результате перенесенных заболеваний.

    В начале XX века для выявления олигофрении стали использовать шкалы оценки интеллекта, однако тесты Бине-Симона и их разновидности оказались неэффективными для изучения олигофрении, поскольку врожденное слабоумие охватывает личность целиком, а на коэффициент интеллекта может влиять соматическая ослабленность или неблагоприятные условия жизни.

    В 1935 г. Л. С. Выготский сформулировал концепцию психологических особенностей умственной отсталости. Он полагал, что олигофрения (в том числе и олигофрения в стадии имбецильности) характеризуется в первую очередь недоразвитием абстрактного мышления.

    К концу XX века было выявлено и описано множество наследственных синдромов, которые сочетаются с умственной отсталостью (синдром Сотоса, Прадера-Вилли и др.), благодаря чему терапевтические возможности значительно расширились. В настоящее время успешно лечится имбецильность, вызванная токсоплазмозом, фенилкетонурией и др.

    Количество лиц с умственной отсталостью постоянно растет (в основном увеличивается число лиц с легкой степенью умственной отсталости). По данным А. А. Свинцова и И. В. Мотора (1995 г.), число детей-инвалидов за 15 лет увеличилось в 4,8 раза (легкая умственная отсталость выявлена у 32,9%, а тяжелая и глубокая – у 67,1%).

    Разница в соотношении мужского и женского пола в младенческом возрасте минимальна, но уже в дошкольном возрасте преобладают лица мужского пола (1,5:1 и выше).

    Имбецильность у ребенка может быть вызвана:

  • воздействиями повреждающих факторов, которые влияют на плод через организм матери;
  • инфекционными заболеваниями матери на протяжении беременности;
  • недостаточным общением с ребенком на протяжении первых лет жизни.
  • Энцефалиты (воспаления головного мозга). Энцефалит может быть клещевым (вирус проникает в ткани мозга на 2 — 3 сутки после укуса клеща), вирусным, коревым, поствакцинальным (развивается под влиянием аутоиммунных механизмов, которые реагируют на введение вакцин АКДС, АДС и антирабических прививок).
  • Цитомегаловирусную инфекцию, передающуюся после пубертатного периода в большинстве случаев половым путем и протекающую у беременных под «маской» ОРВИ. Особенно опасна первичная инфекция, при которой вирус легко передается трансплацентарным путем плоду.
  • Сифилис, при котором заразившиеся через плаценту дети в результате поражения мозга, печени и других органов часто недоразвиты как умственно, так и физически.
  • Токсоплазмоз и др.
  • К повреждающим факторам, вызывающим имбецильность, относятся:

  • никотин, тормозящий маточно-плацентарное кровообращение и вызывающий кислородное голодание мозга;
  • бытовые токсины.
  • Важную роль в патогенезе имбецильности играет период онтогенеза, в котором на развивающийся мозг воздействует патогенный фактор. Различные патогенные факторы способны вызывать на определенном этапе онтогенеза однотипные изменения в мозгу.

    75% от всех случаев умственной отсталости развиваются при внутриутробном поражении.

  • многочисленные физические дефекты (в зависимости от причины развития имбецильности может наблюдаться неправильный рост зубов, заячья губа и др.);
  • отставание в физическом и умственном развитии;
  • подчиняемость, повышенную внушаемость, часто приводящую к асоциальному поведению;
  • способность выполнять только несложные действия, что вызывает некоторые трудности при самообслуживании.
  • Лица, страдающие имбецильностью, обычно самостоятельно едят, занимаются несложной работой по дому, опрятны. При должном обучении некоторые из них усваивают элементарные знания (могут читать по слогам и считать деньги и предметы).

    Перемена обстановки вызывает у больных своеобразную негативную реакцию.

  • анализ анамнеза заболевания (в каком возрасте стали заметны признаки имбецильности и т.д.), изучение истории беременности;
  • ЭЭГ, позволяющую выявить нарушения активности головного мозга;
  • КТ и МРТ головы, которые позволяют выявить признаки повреждения мозга.
    • соответствующих гормонов при наличии эндокринных нарушений (йодсодержащих гормонов при гипотиреозе);
    • сульфата магния или лазикса при необходимости дегидратации.
    • При гемолитической болезни новорожденных проводят снижающее тяжесть поражения нервной системы обменное переливание крови, а при фенилкетонурии назначается диета с ограничением фенилаланина.

      Обязательно правильное воспитание, позволяющее привить больным навыки самообслуживания.

      Профилактика

      liqmed.ru

      Общие сведения

      К умственной отсталости (олигофрении) относят группу различных патологических состояний, которые возникли по причине органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (период внутриутробного развития и до 3-х лет). Разные по клинике и происхождению состояния объединяет врожденное недоразвитие психики, основным проявлением которого является интеллектуальная недостаточность.

      Первое известное описание врожденного слабоумия и выделение его разновидностей в зависимости от степени глубины нарушений принадлежит Дюфуру и датируется 1770 годом.
      В 1806 г. Пинель определил врожденное слабоумие как «более или менее абсолютное нарушение функций разума и/или чувства», и предположил, что это состояние является формой сумасшествия.

      Критерии разграничения умственной отсталости в 1820 рассматривал Жан-Этьен Доминик Эскироль, описавший идиотию как отдельное состояние и разделивший ее на три степени в зависимости от выраженности нарушений речи.

      Легкую форму идиотии Эскироль назвал имбецилизмом. Хотя этот термин использовали и до Эскироля, именно он закрепил данный термин за умственной отсталостью средней степени тяжести (до Эскироля имбецилизмом называли любое проявление идиотии или клинической группы слабоумия, которая соответствует современному пониманию деменции).

      Олигофрения в степени имбецильности выявляется в 20 % от всех случаев умственной отсталости.
      В середине XX века общее количество выявленной в разных странах умственной отсталости составляло около 1% от всей популяции (по исследованиям A. Kushlick (1968); J. Tizard (1953); L. Wing (1970)). ВОЗ в то же время указывала, что число лиц с умственной отсталостью составляет 1-3 %.

      Согласно международной классификации болезней, выделяется:

    • Выраженная имбецильность, для которой характерны резко выраженные неврологические, психические, интеллектуальные и личностные проявления, а имеющиеся сопутствующие дефекты указывают на наличие аномального развития нервной системы или ее клинически значимого повреждения. IQ в большинстве случаев находится в пределах от 20 до 34. У больных отсутствует понимание причинно-следственных связей, абстрактных представлений и ценностей, запас слов и понятий очень ограничен, представления о числах, времени и пространстве неполноценны.
    • Умеренная имбецильность, при которой органические неврологические проявления, нарушения в когнитивной и личностной сфере менее выражены, а IQ находится в пределах от 35 до 49. Мышление ситуационное и предметно-конкретное, способность к образованию отвлеченных понятий ограничена, речь отличается косноязычием и аграмматизмом, а эмоциональная сфера – бедностью. Темпы психического развития замедленны, присутствует незначительная моторная недостаточность и разнообразные неврологические симптомы (парезы, поражение некоторых черепно-мозговых нервов, нарушения чувствительности). Возможно наличие аутизма и эпилепсии.
    • Причины развития

    • наследственными заболеваниями;
    • грубым нарушением диеты беременной (отказ от мяса без компенсации необходимых веществ и т.д.);
    • недостатком йода в организме беременной или в рационе ребенка в раннем возрасте (от новорожденности до 2-3 лет);
    • травмами головного мозга ребенка в процессе родов (внутричерепная родовая травма, асфиксия плода и новорожденного);
    • К наследственным заболеваниям, вызывающим имбецильность, относят:

    • Фенилкетонурию (болезнь Феллинга), при которой в результате нарушения обмена фенилаланина образовавшиеся промежуточные продукты обмена веществ оказывают токсическое влияние на нервную систему ребенка. Слабоумие при данном заболевании носит прогрессирующий характер (к 3-4 годам достигает тяжелой формы). Сопровождается диспластическими нарушениями, гиперкинезами, незначительной микроцефалией, наличием мышиного запаха и др. симптомами.
    • Хромосомные нарушения, среди которых наиболее распространенными являются связанный с трисомией 21 хромосомы синдром Дауна (встречается с частотой 1:500), трисомия-Х у девочек и синдром дубль-Y у мальчиков (1:1000), возникающий при нарушении числа половых хромосом (от 47 до 49) синдром Клайнфелтера у мальчиков (1:1400) и вызванный отсутствием одной хромосомы синдром Шерешевского-Тернера (1:3300) у девочек, обусловленный отсутствием фрагмента 5-й хромосомы синдром «кошачьего крика» (1:4000), возникающий при трисомии 18-й хромосомы синдром Эдвардса (1:6800) и обусловленный трисомией 13-й хромосомы синдром Патау (1:7600).
    • Среди инфекционных заболеваний беременных, способных привести к развитию имбецильности у ребенка, выделяют:

    • Токсикоз беременных, который возникает в связи с беременностью и проходит в раннем послеродовом периоде. Вызывающие заболевание токсические вещества до настоящего времени не выявлены, но известно, что при токсикозе поражается плацента и плодное яйцо. На развитие токсикоза оказывают влияние хронические заболевания матери, употребление алкоголя, никотина или наркотиков, стрессы и др. негативные факторы.
    • Краснуху, которая в большинстве случаев передается от матери плоду (чем меньше срок беременности, тем больше вероятность заражения и нарушений развития плода).
    • алкоголь, вызывающий необратимые изменения еще не сформировавшегося головного мозга и других органов и систем;
    • наркотические вещества, оказывающие токсическое влияние на организм плода;
    • ионизирующее излучение;
    • Причиной имбецильности может также быть возникающая при резус-несовместимости крови матери и плода гемолитическая болезнь новорожденных, гиперфункция коры надпочечников (синдром Иценко-Кушинга), возникающее при гипофункции щитовидной железы низкое содержание ее гормонов (синдром гипотиреоза), повышенное содержание в крови гормонов щитовидной железы (синдром гипертиреоза).

      На развитие имбецильности оказывает влияние локализация патогенного фактора, обширность поражения и сопротивляемость организма ребенка.

      Признаки имбецильности включают:

    • выраженную неврологическую симптоматику (наличие параличей, парезов, нарушений различных видов чувствительности, поражений черепно-мозговых нервов, выпадений корковых центров различных анализаторных систем);
    • проявления простейших рефлекторных актов;
    • недоразвитие речи (произносят только простые короткие фразы, не понимают сложную по смыслу речь, не способны к полноценной развернутой речи, испытывают трудности при восприятии или порождении предложений);
    • недоразвитие памяти (с трудом запоминают короткие отрывки стихотворения и др.);
    • неспособность к абстрактному мышлению (при обучении могут освоить примитивный счет, научиться различать предметы, но не способны связывать предметы и явления в одну смысловую группу);
    • недоразвитие воли (задание выполняется только под постоянным контролем, а при отсутствии контроля больной быстро отвлекается);
    • вспышки агрессивности и другие эмоциональные нарушения;
    • Диагностика

    • осмотр психиатром, который включает оценку интеллектуальных способностей пациента в процессе беседы (развитие речи и уровень социальной адаптации, наличие привязанностей) и при помощи специальных шкал и тестов;
    • Лечение имбецильности в большинстве случаев сугубо симптоматическое. Лечащий врач в зависимости от симптоматики назначает прием:

    • нейролептиков, психостимуляторов или транквилизаторов;
    • ноотропных препаратов и витаминов, улучшающих кровоснабжение мозга;
    • противосудорожных препаратов;
    • Имбецильность требует занятий с логопедом для коррекции речи, желательно посещение дефектолога.

    • регулярное посещение беременной женщиной акушера-гинеколога;
    • проведение раннего генетического (скринингового) исследования;
    • отказ от вредных привычек и правильный режим дня;
    • сбалансированное питание беременной и ребенка в первые годы жизни.