Индивидуальная коррекционная программа для ребенка с аутизмом

Программа для ребенка аутиста VIII вида школы

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Винницкая школа» Симферопольского района Республики Крым

ул. Терешковой, 8, с. Винницкое , Симферопольский район, РК, 297549тел .(0652) 33-77-26, e-mail: vinnitskayashkola@email.ua

Зам. директора по УВР

по коррекции развития аутичного поведения

для учащейся 3 класса

школы VIII вида

(индивидуальная форма обучения)

Составитель рабочей программы:

педагог- психолог Подгайская Е.Н.

Учебная программа для учащихся специальных (коррек ционных) общеобразовательных школ VIII вида (для умственно отсталых детей).

Объем программы 68 часа (2 часа в неделю).

Рабочая программа по коррекции развития составлена на основе нормативной базы:

— Конституция Российской Федерации;

— Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 17.06.2011) «Об

— Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 года №29/2065-п

«Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных)

образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с

отклонениями в развитии»;

— Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном

учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской

Федерации от 12 марта 1997 года № 288 и от 10.03.2000 № 212;

— Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в

общеобразовательных учреждениях, утвержденным приказом Министерства

образования России от 08.09.1992 года №333;

— Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН

2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и

организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года;

— Письмо Минобразования РФ от 04 сентября 1997 года № 48 «О

специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных

учреждений I-VIII видов» (с изм. и доп. от 26 декабря 2000 года);

— Письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2008 года № АФ-150/06

«Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с

ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

Характерные признаки РДА клинических вариантов являются:

— недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
— отгороженность от внешнего мира;
— слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
— неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
— недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
— приверженность к сохранению неизменности окружающего;
— неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
— разнообразные речевые нарушения при РДА;
— у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

овладение учащимися системой доступных, практически значимых знаний, умений и навыков необходимых для дальнейшей социализации и адаптации в обществе;

— преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
— развитие познавательных навыков;
— смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
— преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

-ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Рабочая программа составлена на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для учащихся, Сборник под ред. В.В.Воронковой, М.: Владос, 2011г.

Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком»

О.Яковлева «Психологическое сопровождение детей- аутистов» Киев,2013г.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. Бгажнокова И.М.

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.

(приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) -2-3 мин; дыхательные упражнения — 2-3 мин;

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Форма работы: индивидуальная.

Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.

Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.

Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.

Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.

Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

Продолжительность занятия: 40мин.

Проведение занятий: 2 раза в неделю.

Дифференцированные требования к учащихся в соответствии с уровнями обучения:

выполнять произвольные целенаправленные действия;

фиксировать взгляд на деятельности, стационарных и движущихся предметах;

выполнять простые подражательные действия по образцу и словесной инструкции;

обследовать предмет, узнавать его на картинке и находить по словесной инструкции;

соотносить два одинаковых предмета;

выполнять практические действия руками по показу и по словесной инструкции;

выбирать и раскладывать предметы контрастных цветов;

группировать по форме предметы двух контрастных форм;

выбирать по образцу и раскладывать контрастные объёмные формы;

использовать приемы наложения и приложения для их сравнения по величине;

выполнять постройки из детского строительного материала по образцу,

Календарно- тематическое планирование

Игры и упражнения

Установление эмоционального контакта, восприятия

Стереотипная игра ребенка.

Игры с мыльными пузырями, «Следи за движениями»

Развитие эмоционального контакта, моторики, саморегуляции.

«Смешиваем краски», «Поиграй с куклой». Повтори»

Развитие восприятия, эмоционального контакта, мышления.

«Найди место для игрушки» «Реагирование на сигнал»

Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры.

«Найди место для игрушки», «Найди такой»

Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений

«Покажи части тела», «Лепим тесто»

Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции.

«Прячем ручки», «Покормим птичек», «Горизонтальные линии»

Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, внимания

«Пластилиновые картинки», Переливание воды», «Открой, закрой»

«Собери», «Музыкальный молоток»

Развитие внимания, восприятия, мышления, саморегуляции.

Игры с кубиками:

«Башня», « Дай такой же», Сложи по цвету», «Делаем вместе»

Развитие эмоционального контакта, слухового и тактильного восприятия, зрительно – моторной координации.

«Погладь кошку», «Птички», «Обведи контур», «Раскрась»

«Банка мыльных пузырей», «Надуй», «Следи глазами», «Поймай».

Развитие моторики, восприятия, выполнение словесных поручений.

«Скатай колбаску», «большой — маленький», «Ударь по мячу»

Развитие восприятия, пространственного ориентирования, крупной моторики.

«Покажи части тела», «Солнечный зайчик», прыжки со стула.

Развитие сенсорного восприятия, крупной моторики, саморегуляции.

«Разложи по цветам», игра в ладушки, копирование круга.

Развитие восприятия, выполнение словесных поручений, крупной и мелкой моторики.

«Маятник на веревке», «Найди, что спрятано», «Покажи такую форму»

Развитие эмоциональной сферы, моторики, выполнение словесных поручений.

Игры с водой «Открой- закрой», «Бассейн», «Помой куклу»

«Подуем на огонек», «Холодно- горячо», «Дым внизу- вверху»

Развитие эмоциональной сферы, зрительно – моторной координации, саморегуляции.

«Фонарик», «Темно — светло», «Солнечный зайчик»

Развитие тактильных ощущений эмоциональной сферы, выполнение словесных поручений.

«Льдинка», «Тает лед», «Постучим, погремим», «Покажи цвет»

Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта.

Совместное рисование взрослого и ребенка, «Повтори»

Развитие восприятия, мелкой моторики

«Подними что упало», игры с крупами

Шнуровка, игры с песком, «Делаем вместе», «Сравни»

Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики.

«Снег идет», «Снежки», «Сравни»

Развитие сенсорных ощущений, глазомера, саморегуляции

«Холодно, горячо», «Открывай, закрывай»,

Развитие слухового восприятия, внимания, эмоциональной сферы.

«Послушай звуки», «Постучи», «Музыканты», «Повтори за мной»

Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики

«Разложи по тарелкам»

«Принеси предмет», «Построй такой дом», «Разложи»

Совместное рисование взрослого и ребенка, на песке и бумаге

«Найди такой предмет», «Разложи фигуры последовательно»

игры с ватой, газетами, «Больше-меньше»

Развитие тактильных ощущений

«Отрывай куски пластилина», «Баранки», «Чудесный мешочек»

«Пирамидка», «Бусы», «Пройди по дорожке», «Прыжки»

Развитие внимания, восприятия, мышления

«Разноцветные дорожки», «Найди такой же», «Цветное лото»

Развитие тактильных ощущений, восприятия

Пластилиновое панно, «Определи на ощупь»

Развитие внимания, мышления, мелкой моторики.

Шнуровка, «Собери бусы», «Разложи как я», Найди такой»

Развитие сенсорных ощущений, эмоционального контакта.

«Напои куклу», «Мытье посуды»,

Развитие внимания, зрительного восприятия, мышления.

«Цветные полоски», «Разложи по цветам», «Бусы»,

Развитие координации, глазомера, моторики

«Следи взглядом», «Прыжки», «Поймай и брось мяч», «Поводырь»

Развитие тактильных ощущений, моторики, наглядно-действенного мышления.

«Пересыпь крупу», «Разложи по тарелкам», «Найди такой»

Развитие навыка саморегуляции. Терапевтическая игра.

«Озеро», «Купание куклы», «Польем цветы», «Покажи цвет»

Совместное рисование взрослого и ребенка на песке и бумаге

Развитие эмоциональной сферы, восприятия, саморегуляции, сенсорики.

Свистульки, «Топаем ногами», «Хлопаем руками», «Цветные дорожки»

Развитие контакта, эмоциональной сферы, крупной моторики.

«Догоню!», «Поймай», «Самолет», «Кто сильнее»

Развитие слухового восприятия, крупной моторики, контакта, эмоциональной сферы.

«Мусорная коробка», «Подушечные бои», «Выбиваем пыль»

Развитие эмоциональной сферы, контакта, тактильных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции.

Развитие крупной моторики, представлений о своем теле, внимания.

«Футбол»,«Покажи такую форму»,

Развитие эмоциональной сферы, крупной и мелкой моторики.

«Птицы летят», «Бумажная битва», «Бумажный листопад»

Развитие крупной и мелкой моторики , эмоционального контакта.

«Лодочка», Рисование пальцами рук, «Я иду по мостику»

Развитие эмоционального контакта, саморегуляции, зрительно- моторной координации.

«Отойди и подойди», «Сделай как я», «Я несу чашку»

Развитие эмоционального контакта, зрительно- моторной координации, восприятия.

«Хоровод», «Передача ритма», «Моргалки», «Смотри и повторяй»

Развитие эмоционального контакта, крупной моторики, восприятия, саморегуляции.

«Повторяй за мной», «Птички», доска Сегена.

Развитие зрительного восприятия, зрительно – моторной координации.

«Найди такой »( по цвету),«Догонялки», «Покажи такую форму»

Развитие эмоционального контакта, зрительно – моторной координации, зрительного восприятия.

«Передача движений», «Смешиваем краски», Цветные дорожки»

Развитие восприятия, тактильных ощущений, крупной моторики.

«Поймай игрушку», игры с водой» «Буль-буль», «Бульки»

Развитие зрительно – моторной координации, восприятия, наглядно- действенного мышления.

«Найди такой (по форме), «Возьми, брось», «Собери бусы»

Развитие эмоционального контакта, восприятия, зрительно – моторной координации.

«Тени на стене»(свечка), «Дай мне…», шнуровка

Развитие тактильного ощущения, восприятия, саморегуляции.

«Тает льдинка», «Покажи…», «Повтори за мной»

Развитие мелкой и крупной моторики, внимания, восприятия.

«Печем пирог», «Покажи (части тела), «Повтори за мной»

Развитие эмоционального контакта, крупной и мелкой моторики, зрительного восприятия.

«Режем на куски», «Птицы летят», «Выбери цвет»

Развитие зрительно – моторной координации, эмоциональной сферы, восприятия.

«Огород» (из пластилина»

Развитие восприятия, зрительно – моторной координации, саморегуляции.

«Топаем ногами, хлопаем руками». «Слушай команду»

Развитие тактильных ощущений, восприятия, мелкой моторики.

«Свисток», «Открывай, закрывай», «Рисуем дождь»

Развитие тактильных ощущений, восприятия, двигательной координации, саморегуляции.

«Мыльные пузыри», «Повтори за мной», «Варим кашу, «Разложи»

Развитие зрительного и слухового восприятия, мышления, внимания.

«Забей гол»( дуть в ворота), «Покажи цвет», «Пирамидка»

Развитие слухового восприятия, саморегуляции, двигательной координации.

«Слушай команду», «Бульки»,«Покажи»,»Повтори за мной», «Поймай и брось»

Диагностика эмоциональной сферы, познавательных процессов.

infourok.ru

Программа для ребенка дошкольного возраста с аутизмом

Индивидуально-ориентированная коррекционная программа для ребенка дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра

1. Пояснительная записка.

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Совокупность различных негативных факторов способствует изменению мотивации образовательной деятельности у детей, снижает их творческую активность, замедляет их физическое и психическое развитие, вызывает отклонения в социальном поведении. По частоте распространенности ранний детский аутизм (РДА) находится на 4 месте среди различных видов патологии у детей. Пока не существует общепринятого похода к коррекции РДА ни в России, ни за рубежом.

1.2 Научная обоснованность.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

  • недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
  • недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители;
  • приверженность к сохранению неизменности окружающего;
  • однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
  • разнообразные речевые нарушения при РДА (эхолалия, алалия и др.)
  • При всем разнообразии выраженности РДА у всех детей наблюдается аффективная дезадаптация, что проявляется в неустойчивости внимания, слабости моторного тонуса, нарушении восприятия, мышления.

    Теоретическую основу индивидуально-ориентированной программы составляют: теоретические и практические разработки специалистов, работающих с детьми с искаженным развитием К.С. Лебединской, О.С. Никольской, В.В. Лебединского, Е.Р.Баенской, Т.И. Морозова и других авторов. При составлении индивидуально-ориентированной программы я использовала научно-практическое пособие, разработанное кандидатом психологических наук, доцентом СПбГУ И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» (раздел «Психологическая коррекция детей с искаженным развитием»), работу С.В. Ихсановой «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками», работу Е.А. Янушко Е.А. «Игры с аутичным ребенком и других авторов, работающих с детьми с проблемами в развитии.

    1.3 Организация межпредметных связей.

    Ведущим специалистом, реализующим программу, выступает педагог-психолог. Формируемые в процессе реализации программы умения и навыки у ребенка закрепляются учителем-логопедом, учителем-дефектологом при проведении индивидуальных занятий, а также родителями в домашних условиях в соответствии с рекомендациями педагога-психолога.

    1.4 Цель программы.

    Формирование способности к социальному взаимодействию и способности к общению, гармонизация эмоционально-аффективной сферы, формирование произвольной регуляции поведения.

    1.5 Задачи программы:

    1. Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с ребенком;
    2. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
    3. Создание эмоционально положительного настроя;
    4. Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
    5. Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;
    6. Преодоление отрицательных форм поведения (агрессия, негативизм);
    7. Организация целенаправленного взаимодействия психолога с ребенком в процессе доступной ему игры или другой формы деятельности;
    8. Формирование произвольной регуляции деятельности (умение действовать по инструкции, образцу, формирование навыков самоконтроля, формирование интереса к конечному результату своих действий);
    9. Развитие целенаправленных предметно-практических действий в процессе занятий;
    10. Развитие социально-адаптивных функций, коммуникативных навыков (учить ребенка приветствовать других людей, прощаться, соблюдать правила поведения, выполнять требования взрослых, способствовать обучению различным формам взаимодействия)

    — Формирование пространственных представлений (уровень пространства собственного тела),

    — Развитие зрительно-моторной координации, зрительного восприятия (через различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, раскрашивание и штриховка, через конструирование и работу с мозаикой и т.д.)

    1.6 Адресат программы.

    Ребенок старшего дошкольного возраста с РАС (3 группа РДА по классификации О.С. Никольской).

    1.7 Продолжительность курса: Программа рассчитана на один учебный год: период с сентября по апрель и включает индивидуальные (комплексные) занятия с ребёнком. Занятия проходят 1-2 раза в неделю продолжительностью в 60 мин.

    1.8 Планируемые результаты:

    После прохождения курса коррекционно- развивающих занятий ребенок начнет вступать в активный контакт с окружающим миром, людьми. На основе этого станет возможным развитие произвольной регуляции деятельности, познавательных процессов, пространственных представлений, зрительно-моторной координации, социально-адаптивных функций.

    1.9 Система оценки достижения

    Результативность проведенной коррекционно-развивающей работы будет оцениваться с помощью психологической диагностики, которая включает в себя: обследование ребенка по методикам «Психолого-педагогическое обследование детей раннего и дошкольного возраста» Е.А.Стребелевой, «Методическое руководство по оценке психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст» авт. М.М.Семаго и Н.Я.Семаго Н.Я. Семаго, беседа с родителями. Первичная психодиагностика (сентябрь), итоговая психодиагностика (май).

    2. Организационный раздел

    Этапы реализации программы

    psycholog-school.ru

    Развивающие программы при аутизме

    Центр «Доброе слово» разрабатывает и реализует развивающие программы для детей с аутистическим расстройством, направленные на преодоление проявлений нежелательного поведения при взаимодействии и обучении, а также на подготовку к школе и продуктивной коммуникации. Каждая коррекционно-развивающая программа применяется с учетом метода анализа поведения и АВА- терапии. Все специалисты хорошо знают, что такое аутизм и каковы его особенности. Они знакомы с технологиями работы с детьми с аутистическим расстройством и эффективно применяют их на практике.

    Развивающие программы для ребенка с аутизмом в Центре «Доброе слово»

    В Центре «Доброе слово» используется комплексный подход. Как показывает практика, он обеспечивает максимальную эффективность при развитии способностей и навыков у детей, у которых диагностирован аутизм. Мы предлагаем занятия по следующим направлениям:
    • «Запуск речи» (занятия для детей, которые не говорят, включают нейрокоррекцию, биоакустическую коррекцию, АВА-терапию, сенсорную интеграцию, вокалотерапию);
    • сенсорная интеграция (занятия, направленные на развития сенсорной сферы, дельфинотерапия, иппотерапия);
    • АВА-терапия (развитие навыков продуктивной коммуникации, обучение правильному взаимодействию детей с аутистическим расстройством);
    • нейропсихологическая коррекция (развитие межполушарного взаимодействия и функциональной зрелости отделов головного мозга);
    • АРТ-терапия (групповые занятия, нацеленные на развитие коммуникационных навыков, восприятия и продуктивного взаимодействия);
    • адаптивная физкультура (групповые занятия, цель которых – развитие способностей к сенсомоторной и нейропсихологической коррекции, адаптация детей, у которых выявлен аутизм, к участию в групповых мероприятиях);
    • кинезиойога и йоготерапия (групповые и индивидуальные занятия, направленные на развитие саморегуляции, концентрации внимания и сенсорное развитие на основе выполнения физических упражнений и асан);
    • сенсомоторная коррекция (обучение навыкам выполнения инструкций при помощи физических и дыхательных упражнений);
    • вокалотерапия (индивидуальные и групповые занятия, включающие в себя обучение правильному речевому интонированию у детей с аутизмом с повторяющейся вокализацией, постановку правильного речевого дыхания, обучение навыку хорового пения и коммуникации через хоровое пение);
    • продуктивная деятельность (групповые занятия, развивающие коммуникативное взаимодействия, игровая психология).
    Также мы проводим различные мероприятия, нацеленные на то, чтобы поддержать родителей детей, у которых выявлен аутизм. Это и мастер-классы, и занятия, на которых мамы и папы общаются с более опытными родителями, которые могут дать полезные советы.

    logopedagogika.ru

    Индивидуальная коррекционная программа для ребенка с аутизмом

    Туркина Елена Николаевна,

    В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние два десятилетия отмечается значительное увеличение количества детей с выраженными расстройствами аутистического спектра. Все больше детей с РАС встречается в специальных и общеобразовательных школах и детских садах. В этой связи одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возможностями и образовательными потребностями.

    Отечественные и зарубежные специалисты выделяют следующие, наиболее важные и характерные признаки нарушений при РАС:

    1. «Аутистическое одиночество»- отчуждение, трудности социального взаимодействия, нарушение способности к установлению эмоционального контакта с другими людьми, недостаток взаимной коммуникации;

    2. Стереотипность в поведении, наличие однообразных действий: раскачивания; взмахи руками; ходьба на цыпочках; бег по кругу; перебирание пальцами у себя перед глазами; пристрастие к необычным предметам (к веревочке, соломинке, к тюбику зубной пасты и т.д.), одним и тем же манипуляциям с ними: постукиванию, киданию, открыванию и закрыванию; стойкий интерес к отдельным сторонам предметов (обнюхивание или облизывание, постоянное ощупывание различных поверхностей);

    3. Особенности речевого развития: полное отсутствие речи, жестов, мимики; эхолалии, речевые штампы (повторение одних и тех же звуков, слов, фраз), отсутствие в речи 1-го лица, неправильное употребление местоимений, фонографическая («попугайская») речь, беглая речь, используемая особым образом.

    Кроме этого, у детей с РАС можно наблюдать непреодолимое навязчивое стремление к постоянству (возвращаться домой одним и тем же путем, носить одну и ту же одежду и т.д.), гиперчувствительность к сенсорным воздействиям (шум лифта, рев пылесоса, сигналы машин, даже дуновение ветра могут вызвать бурную реакцию ребенка- аутиста). Для большинства детей с РАС характерны трудности с приемом пищи или необычные пристрастия в еде, для многих- явления агрессии и самоагрессии. Дети с расстройствами аутистического спектра и их родители не всегда находят понимание даже со стороны специалистов: ребенок с иной, отличной от нашей психикой воспринимается некоторыми людьми с непониманием, опаской или страхом.

    Организация коррекционной работы с аутичными детьми имеет свою специфику, эффективность которой во многом зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать педагогическую, психологическую, социальную и другие виды помощи, наблюдая при этом динамику развития ребенка с РАС.

    В БОУ ВО «Областной центр ПМСС» г. Вологды имеется определенный опыт оказания помощи детям данной категории.

    На начальном этапе семья, воспитывающая ребенка с РАС, приходит на первичный прием в Центр ПМСС, где специалист уточняет причины обращения, проводит диагностическое обследование ребенка. Наиболее распространенными проблемами родители называют следующие:

  • ребенок не реагирует на собственное имя;
  • не понимает, что ему говорят, сам не говорит;
  • повторяет вопрос вместо ответа на него;
  • сопротивляется контакту, отгораживается от детей и взрослых;
  • не интересуется окружающим миром;
  • постоянно в движении, не может задерживаться на одном месте;
  • настаивает на определенных ритуалах и привычках;
  • постоянно носит с собой один и тот же предмет;
  • испытывает различные страхи;
  • паникует, истерит, когда что-то происходит не так, как обычно;
  • иногда кусает, царапает, бьет себя, выдирает волосы, разрушает предметы и т.д.
  • Возраст детей, с которыми родители приходят на первичный прием, как правило, от 3 до 5 лет. Именно в этот период начинают ярко проявляться, «манифестировать» аутистические черты. В последнее время увеличилось количество обратившихся с детьми от 2,5 лет.

    В ходе наблюдения за свободными действиями ребенка выявляются особенности его поведения, настроения, эмоциональные реакции, предпочтения; выясняется, способен ли ребенок выполнять инструкции и концентрировать внимание на заданиях, предлагаемых взрослым. По итогам диагностики специалист беседует с родителями и обсуждает дальнейшие возможные варианты работы с ребенком. Это могут быть следующие формы коррекционно-развивающей помощи детям-аутистам:

  • направление ребенка с РАС на ЦПМПК с целью определения образовательного маршрута для получения постоянной коррекционно-развивающей помощи в рамках образовательного учреждения;
  • проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с ребенком с аутизмом на базе центра ПМСС;
  • включение семьи в групповую коррекционно-развивающую работу (участие семьи, воспитывающей ребенка с аутистическими расстройствами, в занятиях семейного клуба центра ПМСС);
  • проведение периодических консультаций для родителей по оказанию помощи в развитии и воспитании ребенка;
  • привлечение различных специалистов центра (педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога) к работе с данным ребенком.
  • Индивидуальная коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с ребенком с расстройствами аутистического спектра в центре ПМСС строится на следующих базовых положениях:

  • учёт соотношения возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребенка, внимание к его способностям и сильным сторонам личности для выстраивания целенаправленной и чётко структурированной программы индивидуального образовательного маршрута (Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.) [2]
  • идея о первичности нарушения развития аффективной сферы при аутизме, о несформированности системы эмоциональных смыслов у аутичного ребенка. (Никольская О.С.) [3]
  • Главным принципом работы с данной категорией детей является положение о том, что ребенка-аутиста нужно учить всему, само ничего не получится, не появится.

    Основной целью коррекционной работы является развитие умений социального взаимодействия: формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, эмоциональных контактов ребенка и общения в целом с людьми и окружающей его социальной средой.

    Исходя из данной цели строится вся коррекционная деятельность с ребенком.

    1 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: установление контакта.

    Любая коррекционно-развивающая работа начинается с установления положительного эмоционального контакта с ребенком, однако именно у детей с аутизмом этот этап может длиться дольше и занимать большее количество времени. Преградой для общения становится негативизм ребенка, чувство страха, тревоги, «полевое», спонтанное, нецеленаправленное поведение. В ходе данного этапа специалист выясняет, что является для ребенка поощрением, в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы (мыльные пузыри, вращающиеся предметы–волчки, колесики, заводные и музыкальные игрушки).

    2 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: формирование навыков учебного поведения.

    Ведущей задачей данного этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения.

    Очень важно соблюдать принцип постепенности, дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое. На первых занятиях лучше всего сосредоточиться на одном, наиболее доступном для ребенка навыке, схема выполнения которого довольно проста. Постепенно вносятся небольшие новые элементы вариативности. Велика роль помощи педагога, особенно физической, направляющей на выполнение действия.

    Инструкции и задания на занятии формулируются четко и кратко. При этом важно подкреплять желаемое поведение ребенка с помощью значимых стимулов и похвалы, со временем постепенно снижая и отменяя использование невербального подкрепления.

    3 этап коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС: развитие познавательной сферы.

    На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей.

    По статистике, только 1 из 10 аутистов обладает так называемыми особыми способностями (музыкальными, математическими, художественными). Как правило, для развития детей, занимающихся в центре, характерно общее снижение интеллекта. Поэтому при планировании занятий учитель– дефектолог опирается на программы Л.Б. Баряевой,О. П. Гаврилушкиной, А.П. Зарин, Р.Д.Соколовой «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание», О.П.Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой «Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста». Познавательное развитие включает ознакомление с окружающим, сенсорное воспитание, формирование мышления, элементарных количественных представлений, развитие речи, коммуникативных способностей, развитие общей и мелкой моторики. На занятиях идёт работа по формированию предметной, конструктивной, игровой деятельности.

    На этом этапе также соблюдается принцип последовательности, дозирования нового материала. Очень значимым моментом для ребенка с аутизмом остается соблюдение определенного хода каждого занятия.

    Со стороны учителя-дефектолога помощь ребенку с расстройствами аутистического спектра оказывается до тех пор, пока он в ней нуждается. В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого.

    Важным условием успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройствами аутистического спектра в условиях центра ПМСС является тесная взаимосвязь с родителями, воспитывающими особого ребенка. Особенность работы с родителями заключается в формировании у них адекватного восприятия собственного ребенка, его особенного поведения, формирования активной позиции участия в коррекционном процессе. Коррекционно-развивающие занятия, проводимые учителем- дефектологом на базе центра, в основном, проходят в присутствии родителей, что является важным в создании пространства партнёрства и доверия между семьёй и педагогом. Родители лучше понимают состояние ребёнка, его проблемы, цели и задачи работы. Развивается родительская компетентность, вырабатывается единый подход к формированию тех или иных навыков. Родители проходят своеобразный практикум — как правильно организовать занятие с ребёнком дома, получают домашнее задание, уточняют со специалистом ближайшие задачи.

    Таким образом, педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях центра ПМСС имеет свою специфику:

    • различные варианты работы с детьми с РАС и их родителями;
    • особенности организации этапов индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС;
    • обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
    • При регулярном заинтересованном взаимодействии всех участников образовательного процесса коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра становится наиболее эффективной, а результаты — наиболее устойчивыми.

      1. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе /под ред. С.А. Морозова,-М.: ВЛАДОС, 2002.

      2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста – СПб.: КАРО, 2008.

      3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи,- М.: Теревинф, 2009.

      4. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации- М.: МГППУ,2012.

      ocpmcc.edu35.ru