Индивидуальное обучение детей с глубокой умственной отсталостью

Рабочая программа по письму и развитию речи для индивидуального обучения ребёнка с глубокой умственной отсталостью (второй год обучения)

Рабочая программа по письму и развитию речи для индивидуального обучения ребёнка с глубокой умственной отсталостью (второй год обучения)

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Поселковая средняя общеобразовательная школа Азовского района

Директор МБОУ Поселковая СОШ: ___________

Приказ №109 от 31.08.2015 г.

Письмо и развитие речи

(обучение на дому)

Количество часов: 170

(русский язык – 102, чтение – 68)

Учитель Аликина Татьяна Иннокентьевна

Программа разработана на основе скорректированной школьной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В. Воронковой.

2015 -2016 учебный год

Рабочая программа по письму и развитию речи в 1 классе
для индивидуального обучения

Автор: Аликина Татьяна Иннокентьевна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ Поселковая СОШ Азовского района Ростовской области

Данная программа разработана для Харенко Артура Сергеевича, 4.10.2004 года рождения.

Обучать ребенка с трудностями развития намного сложнее, чем нормально развивающегося. Однако именно педагогика решает проблему его социальной адаптации.
Главное для детей с тяжелой степенью умственной отсталости — это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Дети требуют индивидуальной работы, специального отношения и ухода. Задачей школы является всесторонняя коррекция и компенсация дефектов развития детей и формирование их личности в целом. Данная учебная программа составлена для обучения ребенка с ограниченными возможностями обучения в связи с тяжелым заболеванием. В то же время данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития и соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным возможностям больного ребенка.

Рабочая программа составлена на основании Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель – НИИ дефектологии АПН СССР, Москва, 1983г., Программы специализированных( коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Подготовительный, 1-4 классы. Под редакциейВ.В.Воронковой Москва, Просвещение,2010г., Конституции РФ, ФЗ «Об образовании», Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений 8 вида (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г №29 (2065 -п), Положения об индивидуальном домашнем обучении учащихся.
Цель данной программы: исправление дефектов развития у тяжело умственно отсталого ребёнка, повышение желания учащегося учиться, общаться с окружающими, создание атмосферы познания мира
Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми-даунами – это приспособление их к жизни в условиях окружающей социальной среды:
• социализация (личная адаптация и интеграция в общество, обучение общению, межличностному взаимодействию, организация досуга);
• развитие самооценки и самопонимания, проявление себя вне привычных домашних или школьных условий, умение независимого функционирования.

Предлагаемая программа предназначена для усиления коррекционного воздействия на личностное развитие обучающегося. Предлагаются развивающие упражнения и игры. Все задания расположены по степени возрастания их сложности.
Индивидуальная работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка. Продуктивней всего является индивидуальное обучение. Целью таких индивидуальных занятий является помощь ученику в овладении новыми навыками, которые позднее он сможет выполнить самостоятельно.

Обучение грамоте
Характерное для детей с тяжелой умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражается в том, что программа носит в основном элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом является развитие речи.
Принципиально новый подход к обучению грамоте, отвергающий обязательную параллельность в усвоении букв на уроках чтения и письма, позволяет регулировать в программе зависимость между такими дидактическими понятиями, как прочность и доступность обучения.

Обучение чтению умеренно и тяжело умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности воспитанников, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетание с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы(элементы и их расположение), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука с образом буквы.
Слияние звуков в слоги, чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова(ау,уа), обратные слоги(ам,ум),а затем прямые слоги(ма,му), требующие особого вниманияпри обучению слитному их чтению, и слоги со стечением согласных. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения, постепенно усложняется и их структура. В этот период идёт очень важная работа по накоплению, уточнению и активизации словаря.

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза.
На уроках чтения в данный период прежде всего проводится работа над звуковой стороной языка, нарушение которой у умеренно и тяжело умственно отсталых детей широко распространенно. У них наблюдаются дефекты звукопроизношения как отдельных звуков, так и нескольких групп.
Большое внимание уделяется формированию у детей общеречевых навыков. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.
Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ,языка,нёба и т. д.
Развитие слухового восприятия и речевого слуха является основой для усвоения звуков речи. Дети учатся различать звуки окружающей действительности.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки направлено на подготовку к осознанию образа буквы.
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв, соединению их в слоги и слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв.
В процессе чтения и письма большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают дети. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением текстом, нои со звуком, слогом. Дети учатся воспринимать букву и слог как часть и трансформировать их в слово. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, какфишки,разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию
по письму и развитию речи( 2 год обучения)
(индивидуальное домашнее обучение)
для Харенко Артура

Так как мальчик испытывает значительные затруднения в обучении и усвоении программного материала в полном объёме, он обучается по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний. Соответственно содержание учебного материала и количество часов по темам варьируется в зависимости от возможностей обучения учащихся.
Настоящее календарно-тематическое планирование разработано на основе скорректированной школьной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В. Воронковой.
Календарно-тематическое планирование ориентировано на использование учебников для первого, второго класса специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида Автор: В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина Букварь 8 издание Москва Просвещение 2009год
А также дополнительных пособий:
Для учителя: учебники для первого класса специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида Автор: В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина; Букварь 8 издание Москва Просвещение 2009год
Для обучающихся: учебник для первого класса специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида Автор: В.В.Воронкова, И.В.Коломыткина; Букварь 8 издание Москва Просвещение 2009год.

Настоящее календарно-тематическое планирование учитывает личностно-ориентированную направленность обучения, организованного в соответствии с учебным планом. Рассчитано на второй уровень обученности, соответствующий требованиям обязательного минимума учебной программы.

Письмо и развитие речи 1 класс
(чтение — 2 часа в неделю, письмо- 3 часа в неделю )
170 часов в год

1 этап
Различение звуков окружающей действительности и их эмитация
Изучение гласных звуков и букв и, ы, э, я, е, ё, ю.

Изучение согласных звуков и букв н, м, с.
Правильное и отчетливое произнесение изучаемых звуков различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того в каком положении этот звук легче выделяется)
Находить из предложенных букв изученные и называть их
Образовывать из усвоенных звуков и букв слова (ау, уа; ам, ум, ма, му; ан, на, он, ус, и подобные)
Составление и чтение слов из двух слогов
Усвоение печатного начертания изучаемых строчных букв

2 этап
Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых
Соотнесение звука и буквы
Образование открытых и закрытых слогов, их чтение протяжно и слитно
Закрепление целостного восприятия знакомых слоговых комплексов
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур и трёхбуквенных слов из одного закрытого слова
Соотнесение слова с предметной картинкой
Усвоение печатного начертания изучаемых строчных букв
Списывание с печатного текста слогов и слов с предварительным анализом их.

3 этап
Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: р к п т
Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твёрдыми и мягкими согласными в начале слова
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур в один два слога
Соотнесение слова с картинкой, выборочное чтение слов по заданию, картинке
Чтение предложений из 2-3 слов с последующим воспроизведением их устно. Подбор иллюстрации к предложению
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв
Списывание с печатного текста слогов и слов, состоящих их усвоенных слоговых структур

4 этап
Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: з ж б
Образование и чтение открытых и закрытых слогов
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур в один два слога
Соотнесение слова с картинкой, выборочное чтение слов по заданию, картинке
Чтение предложений из 2-3 слов
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв
Списывание с печатного текста слогов и слов, состоящих их усвоенных слоговых структур

Выполнение программы предусматривает следующие умения:
• Навыки учебной деятельности: правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
• Развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи (по мере возможности): правильно произносить отдельные речевые звуки.
• Развитие слухового восприятия учащихся, развитие речевого слуха: различать звуки окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.).
• Развитие зрительного восприятия учащихся. Соотносить натуральный объект с его графическим изображением и последующее словесное обозначение. Показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
• Повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук – лук, стол – стул, палка — лапка).
• Составлять простые предложения из 2-3 слов. Делить эти составленные предложения на слова.
• Учащиеся должны понимать и выполнять действия, связанные со словами «предложение», «слово».
• Различать звуки на слух ив произношении
• Плавно читать по слогам отдельные слова и соотносить их с предметными картинками
• Слушать небольшую сказку, рассказ и отвечать на вопросы по содержанию
• Списывать с печатного текста отдельные слоги и слова

на заседания методического совета протокол № 1

videouroki.net

Индивидуальная программа для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью 1 класс.

Задачи:
Коррекционно-образовательные-
Овладение знаниями и умениями, трудовыми навыками, необходимыми для социальной адаптации.
Формирование функций речи. Включение в домашний, хозяйственный труд.
Коррекционно-воспитательные-
Формирование нравственных качеств, воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, самостоятельности.
Коррекционно-развивающие-
Исправление недостатков общего нравственного, эстетического, трудового развития, коррекция высших психических процессов. Коррекция общей и мелкой моторики.
Все учебные предметы имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы. Обучение ведется в игровой форме, строится на основе предметно-практической деятельности с использованием наглядностей. Такой подход позволяет познать окружающий мир, используя все анализаторы.
Материал по предметам расположен по принципу увеличения объема знаний с одновременным повторением, закреплением изученного раннее.

Программа рассчитана на 6 часов в неделю, занятия проходят 3 раза в неделю.
Учебные предметы по учебному плану:
1. Развитие речи.
2. Чтение.
3. Письмо.
4. Математика.
5. Музыка.
6. Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
7. ИЗО.
8. Самообслуживание.
9. Физическая культура.
10. Музыкально-ритмическое занятие.
11. Ручной труд.
12. Предметно-практическая деятельность.
Названия таких предметов, как чтение, письмо, математика являются условными.
Развитие речи.
Формирование умения соотносить названия предметов с реальными предметами, понимания смысла коротких и простых сюжетов. Учить понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей.
Учить использовать доступные знаковые системы (жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
Чтение.
Побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему. Развитие у учащихся слухового внимания и способности к звукоподражанию, привитие навыков правильно сидеть, слушать учителя.
Письмо.
Развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования письма.
Развитие и коррекция мелкой моторики, развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Формирование умения пользоваться карандашом и ручкой. Выполнение инструкций.
Математика.
Развитие умения работать с учителем, слушать учителя, выполнять инструкции. Обучение организуется на практической, наглядной основе. Учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова.
Самообслуживание
Формирование положительного отношения и интереса к бытовому труду, выработка привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности. Обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
Предметно-практическая деятельность. Учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога. Корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений.
Физическая культура.
Коррекция дефектов физического развития моторики, укрепление здоровья. Учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции.
Музыка.
Коррекция эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.
Изобразительное искусство.
Формирование эмоционально- положительного отношения к изобразительной деятельности и ее результатам, фиксировать взор, внимание.
Обучение безоценочное
Методы и приемы, используемые в обучении:
Совместные действия педагога и ученика.
Выполнение действий по подражанию и образцу.
Работа по шаблонам и трафарету.
По словесной инструкции через применение игровых приемов.
Литература.
Е.А. Екжанова, Е. А Стрелебева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- Москва «Просвещение» 2003.
А.Р. Маллер, Г. В. Цикото, Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Москва. 2003
Развитие психомоторики и сенсорных процессов.

www.uchmet.ru

Рабочая программа на тему:
Программа индивидуального обучения детей с глубокой умственной отсталостью (F-72). 3 класс

Рабочая программа для 3 класса (F-72).

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Майнский многопрофильный лицей»

Кафедра коррекционной педагогики Директор лицея

ОГБОУДПО Ульяновский институт ________________

повышения квалификации /О.Н.Михайлова/

и переподготовки работников образования 31.08.2013г.

Программа индивидуального обучения

Рахимзянова Дамира (21.03.2003г.)

ученика 3 класса ( F- 72)

на 2013 – 2014 учебный год

Срок реализации Программа разработана :

программы 1 год. учителем начальных классов

Объём программы: Горшковой Т.Ю.

8ч. в неделю,272 ч. в год. Первая квалификационная

Нормативной основой реализации рабочей программы являются:

— Закон об образовании;

-Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида .Подготовительный 1-4 классы (авторы — составители А.К.Аксёнова, Т.Н.Бугаева/под редакцией И.М.Бгажноковой – М.:Просвещение,2011г.)

-Приказ МОиН РФ №2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников ,рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования ,на 2012-2013 учебный год»;

-Учебный план специальных(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся с отклонениями в развитии ,утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации №29/2065 от 10 апреля 2002года;

-Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.98г.№17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому.»

Целью данной программы является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие способности к посильным видам трудовых операций и трудовой деятельности на специально подготовленные рабочие места, согласно перечню профессий МО РФ рекомендованных для данной категории детей.

В данной программе решаются следующие блоки задач: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и формирование общетрудовых умений.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии учащегося и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении учащегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у учащихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами школы в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Формирование общетрудовых умений и навыков – предусматривает подготовку учащихся к овладению элементами специальности младшего обслуживающего персонала и предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной.

Решение данной задачи предусматривает овладение учащимися ремеслом, которое будет адекватным особенностям структуры дефекта учащихся с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности, характерных для данного возрастного периода. Важной задачей образовательного блока остается обучение учащихся счету, письму и чтению в практической направленности, которая ведется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.

Данная индивидуальная программа была составлена для обучения Рахимзянова Дамира.

Рахимзянов Дамир ,ученик 2 класса ( 2 года обучения для детей с умеренной умственной отсталостью),соматически ослабленный мальчик в силу имеющихся заболеваний : резедуальное ограничение поражения ЦНС эпилепсия ,плохо развита речь и мелкая моторика .Движение рук неловкие несогласованные .Всегда нуждается в помощи взрослого.

Расширение представлений об окружающем мире происходит в процессе знакомства с объектами общего пользования, объектами и явлениями живой и неживой природы. Окружающий мир для каждого человека открывается в общении и через общение с людьми. Ребенку необходимо уметь устанавливать контакт со всеми, кто живет рядом с ним, научиться сотрудничать с детьми и взрослыми, благодаря этому возникают предпосылки к активности, появляется стремление к самостоятельности, и понимании собственных возможностей.

В ходе коррекционных занятий у учащихся должны быть сформированы общие представления о мире людей, которые соответствуют понятиям «Я», «Другой», «Другие» (дети, взрослые).

Неотъемлемой частью включения ребенка в окружающий мир является формирование у него чувства времени и пространства, в связи, с чем происходит и осознание слов, принятых для обозначения различных временных и пространственных отношений.

Глубоко умственно отсталые дети не ориентируются во времени и пространстве , не понимают значений слов, обозначающих соответствующие отношения, а значит, не употребляют их в собственной речи. Представления о пространстве и времени у детей с интеллектуальными нарушениями формируются с большим трудом и в более длительные сроки. Это связано с абстрактностью временных и пространственных понятий, их отвлеченностью от физических свойств предметов. У ребенка в спонтанном опыте нет необходимости использовать обозначения времени и пространства, они, как правило, задаются общим режимом жизнедеятельности и контролируются взрослыми.

Основная цель коррекционной работы в этой части – привлечь внимание детей к временным и пространственным характеристикам явлений и предметов из ближайшего окружения.

Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, элементами которых могут овладеть некоторые дети. Самые элементарные навыки чтения, узнавание зрительных образов наиболее частотных названий, помогут умственно отсталому подростку распознавать вывески на учреждениях («Продукты», «Овощи», «Аптека», «Вокзал» и др.), этикетки на товарах (мыло, молоко, сахар, чай и др.) и т. д. Усвоение даже некоторых сведений предлагаемых настоящей программой, дает основание для оптимизма в педагогической работе.

При обучении чтению и письму детей с глубокой умственной отсталостью чрезвычайно важно широко использовать игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения. Предпочтение отдается заданиям, построенным на игровом материале, в игровой форме.

Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

Под математическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умением использовать его в различных ситуациях.

Дети с выраженной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения не могут овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими трудностями.

Процесс формирования элементарных математических представлений у учащихся с выраженной умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи – социально-бытовой адаптацией этой категории аномальных детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить прежде всего выраженную практическую направленность.

Занятия по развитию элементарных математических представлений проводится 3 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.

Динамика овладения, учащимися с выраженной умственной отсталостью, математическими представлениями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал в течении всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

Обучение растениеводству предусматривает освоение таких доступных для детей и подростков действий, как полив растений, рыхление почвы, подготовка семян к посадке, изготовление почвенных смесей для комнатных растений и рассады. В ходе обучения дети осваивают выполнение определенных операций.

Содержание обучения работе с керамикой из соленого теста : предусматривается выполнение следующих действий: лепка из соленого теста, термическая обработка, после термическая обработка (роспись красками, покрытие лаком). Лепка из соленого теста, в свою очередь предусматривает освоение ряда доступных операций: замешивание теста, отщипывание, отрезание (проволокой), катание колбаски, шарика, изготовление блина похлопыванием, надавливанием, размазыванием, применением форм, защипывание, загибание, соединение отдельных частей в целое. В качестве готовых изделий из соленого теста выступают подсвечники, вазочки, декоративные плитки и элементы для панно.

Предлагаемая программа является частью системы педагогической помощи лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Данная программа имеет следующие разделы:

-учебно-тематическое планирование образовательных областей ;

-контрольно – измерительный материал образовательных областей;

учебно-методический комплекс к рабочей программе.

Критерии оценивания и измерения уровня знаний, умений и навыков у учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Доступная деятельность (игровая, предметная, коммуникативная, трудовая и др.) является источником знаний, об окружающем мире. Разнообразная практическая деятельность со временем преобразуется в индивидуальный социально значимый опыт, при этом шкала индивидуальных достижений того или иного ребенка может быть различной. Для одного уровень достижений будет охватывать самые простейшие бытовые умения, для другого – овладение навыками хозяйственно-бытового самообслуживания, умения быть полезным не только для себя, но и для окружающих, для третьего – способность к элементарному обучению чтению, письму, счету, и другому, самостоятельному обеспечению простейших социально-культурных потребностей: ходить в магазин за покупками, уметь готовить, организовать свой досуг, контактировать с окружающими людьми и др.

Все обучение детей, с умеренной умственной отсталостью, делится на несколько образовательных этапов.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что ещё предстоит ему освоить.

При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий. Предлагается оценивать результаты не в условных баллах, имея в виду число удачных попыток относительно общего числа ситуаций, требующих правильного действия, а реально присутствующий опыт деятельности. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:

  • действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);
  • действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
  • действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
  • действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);
  • действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;
  • действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

Как правило, по обучаемости, проявляющейся в овладении теми или иными знаниями, умениями и навыками учащихся можно разделить на четыре группы:

  1. Первую составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны в усвоение заданного материала.
  2. Вторую группу (25 – 30%) характеризует замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.
  3. Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к разнообразным ошибкам. Как правило, эти ученики обучаются по сниженной программе по всем разделам программы.
  4. Четвертая группа (10 – 15%) характеризуется тем, что дети обучаются по индивидуальным программам. Для них обозначается система минимальных знаний, обеспечивающих начальных основ письма, простейшего счета, чтения. Обучать таких детей необходимо в целях их социальной поддержки.

На основе приведенных характеристик оценку «удовлетворительно усвоил рекомендуемую программу данного года обучения» получают дети, если они, верно, выполняют от 35 % до 50 процентов заданий. Оценку «хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года обучения» — при выполнении от 50% до 65% заданий. Оценка «достаточно хорошо усвоил рекомендуемую программу данного года обучения», если выполнено свыше 65% заданий. При выполнении ниже 35% заданий учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут быть оценены, как «рекомендуемую программу данного года обучения усвоил на минимальном уровне» и оставлены решением ПМПК на повторное прохождение данного года обучения.

В любом случае при составлении итоговой характеристики, для прохождения Психолого-Медико-Педагогической Комиссии для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости, следует исходить от достигнутого ими минимального уровня развития, т. е. адекватного структуре их дефекта.

nsportal.ru