Индивидуальное сопровождение ребенка с умственной отсталостью

Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью в условиях специального коррекционного образовательного учреждения

Об инициативе

Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью в условиях специального коррекционного образовательного учреждения

В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности – детям с умеренной умственной отсталостью (по МКБ – 10 F -71). Психолого-медико-педагогическое сопровождение выделенной категории лиц с особыми образовательными потребностями является одним их главных условий организации системы коррекционно-развивающей работы с ними. Система психолого-медико-педагогической помощи и образовательных услуг может быть организована в условиях СКОУ VIII вида.

Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития [2].

В специальном коррекционном образовательном учреждении осуществляется формирование службы сопровождения, в задачу которых входит не только помощь в преодолении трудностей в обучении, но и работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, обеспечению условий для коррекции и развития личности, защите прав воспитанников, а также дальнейшей успешной социализации в обществе.

Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности [4].

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому в нашем курсовом исследовании особое внимание было уделено подбору методик для изучения детей с умеренной умственной отсталостью и анализу работы специалистов по психолого-медико-педагогическому сопровождению.

Е. И. Казакова под психолого-медико-педагогическим сопровождением понимает систему разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливающей работы с детьми, которая осуществляется по этапам и корректирует проблемные ситуации, связанные с трудностями поведения и обучения ребенка [1].

Специалисты, занимающиеся изучением данной категории учащихся школ VIII вида: Воронкова В. В., Аксенова Л. И., Маллер А. Р., Лебединский В. В., Сухарева Г.Е., Певзнер М.С., Рубинштейн С.Я., Забрамная С. Д. Шипицина Л. М., Цикото Г. В. и др. Под умеренной умственной отсталостью понимается средняя степень психического недо­развития. Интеллектуальный коэффициент составляет 49-35. Она характери­зуется не сформированными познавательными процессами. Мышление конк­ретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий [3].

В ходе практической части нашего исследования, нами были подобраны и адаптированы методики различных авторов, среди которых С. Д. Забрамная, Э. Сеген, Д. Равен, для педагогического изучения детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью: «Матрицы Равена», «Обучающий эксперимент», «Доска Сегена», «Определение понятий», «Узнай фигуры».

По нашему мнению, использование данных методик позволяет выявить особенности развития детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью. Затем на основе полученных данных разработать индивидуальную карту ребенка по реализации деятельности психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью.

В ходе изучения специальной литературы, мы рассмотрели различные виды индивидуальных карт. И остановили свой выбор на индивидуальной карте психолого-медико-педагогического сопровождения, которая включает следующие пункты.

Общие сведения о ребенке: Ф.И.О. несовершеннолетнего, дата рождения, место рождения, адрес проживания, состоит ли на учете в ППДН, состоит ли на внутришкольном контроле.

Анализ кризисной ситуации: без опеки (попечительства), беспризорность, безнадзорность, потеря жилья, конфликтная ситуация (в семье, в школе и т. д.), медицинские показания, отсутствие средств к существованию, усвоенные вредные привычки.

Медицинское заключение: анамнез, состоял на учете у врачей, заключение, рекомендации.

Характеристика семьи: состав семьи, материально-бытовые условия, аномалии в семье, в роду, наличие обстоятельств, травмирующих ребенка (пьянство, ссоры, безнадзорность и т. д.).

Общее состояние здоровья: диагноз, группа здоровья, состояние слуха, состояние зрения, аллергический анамнез, непереносимые продукты, непереносимые лекарства, ортопедический режим, заключение, рекомендации, пути поддержки и коррекции.

Учебные знания и умения: математические, состояния чтения и письма. Звукопроизношение.

Особенности учебной деятельности: работоспособность, утомляемость, отношения к затруднениям, выполнения домашних заданий.

Характеристика личности: любознательность, прилежание, трудолюбие, отношение к школе, эмоциональная отзывчивость, отношение к себе, са мооценка.

Коммуникативное развитие: учебная деятельность, взаимоотношения с одноклассниками, внеучебная деятельность, взаимоотношение с воспитателем, одноклассниками, статус в классе.

Проявление нравственных качеств.

Информация о проводимых профилактических мероприятиях: социально правовой блок, психолого-педагогичекий блок, медицинский блок, внеклассная работа. Информационная справка.

Таким образом, писхолого-медико-педагогическое сопровождение – это система разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливающей работы с детьми, т.е. комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации несовершеннолетних. Индивидуальная карта детей по реализации психолого-медико-педагогического сопровождения, по нашему мнению, должна включать следующие пункты: общие сведения о ребенке, анализ кризисной ситуации, медицинское заключение, характеристика семьи, общее состояние здоровья, учебные знания и умения, особенности учебной деятельности, характеристика личности, коммуникативное развитие, проявление нравственных качеств, информация о проводимых профилактических мероприятиях.

1. Казакова, Е. И./ Система комплексного сопровождения ребёнка: от концеп ции к практике. Психолого-педагогическое медико- социальное сопровождение развития ребёнка //Е. И. Казакова – материалы Всероссийской научно-практической конференции – Спб., 1998.

2. Казакова, Е. И. /Сопровождение развития – новая образовательная технология. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка//Е. И. Казакова – СПб., 2001.

3. Маллер, А. Р./Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью//А. Р. Маллер, Г. В. Цикото – учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений – М.: Академия, 2003 – 208 с.

4. Шипицина Д. М./Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ре бёнка//Л. М. Шипицына – М., 2003 – 528 с.

eduidea.ru

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с умственной отсталостью

Дети с умственной отсталостью — это дети, страдающие в результате органических поражений головного мозга (главным образом его коры), нарушениями в развитии психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, словесно-логического мышления, памяти, речи, воображения). При умственной отсталости органическая недостаточность мозга носит неусуглубляющийся характер, действие вредоносного фактора уже остановливается, и ребенок становится способен к развитию, которое подчиняется общим закономерностям формирования психики, и имеет свои особенности. Эти особенности развития обуславливаются типом нарушений центральной нервной системы и его последствиями. Известный отечественный психиатр Г.Е. Сухарева выделила три группы причин возникновения умственной отсталости: 1) неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза;2) патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм); 3) родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы.

Психическое развитие ребенка с нарушениями интеллекта без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Прежде всего отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Отсутствие активности отмечается во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Это прослеживается как в отношении ребенка к предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, так и в его социальном поведении — пассивном отношении к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе. К концу дошкольного возраста у детей с нарушениями интеллекта оказываются несформированными присущие дошкольникам в норме формы деятельности:предметная, игровая, изобразительная; познавательные процессы: восприятие, память, мышление; плохо развита речь; отмечается существенное недоразвитие моторики. Наряду с отставанием в развитии прослеживаются качественные отклонения. При этом большинство отклонений являются вторичными. Накопление этих отклонений начинается уже в раннем возрасте и препятствует дальнейшему развитию.

Семья — это первый социальный институт, куда попадает ребенок с самого его рождения и находится долгий период времени. С ее помощью ребенок начинает познавать окружающий мир и адаптироваться в нем. Проблемы, возникающие в семье с появлением ребенка с умственной отсталостью, оказывают сильное влияние не только на психическое и эмоциональное состояние родителей, но и на состояние детей. На данный момент проблема семейного воспитания детей с умственной отсталостью стоит достаточно остро. Влияние хронической стрессовой ситуации; трудности принятия ребенка с особенностями и налаживания взаимоотношений внутри семьи; недостаточность знаний об особенностях развития ребенка и умений, позволяющих осуществить коррекционно- развивающую работу; недостаточно высокий культурно-образовательный уровень родителей; низкий уровень благополучия семей. Весь этот спектр проблем влечет за собой искажение функций семьи, а также нарушение внутрисемейных и родительско-детских отношений.

Неправильное воспитание ребенка в семье, методы воспитания, рассчитанные на детей с нормальным развитием, могут явиться источником грубых вторичных отклонений в развитии. Поэтому необходимо предупреждать вторичные характерологические и псевдокомпенсаторные образования уже в дошкольном возрасте. Основной задачей семейного воспитания является создание условий для полноценного развития ребенка, воспитание такой личности, которая может существовать в обществе. На каждом возрастном этапе семейное воспитание реализует свои особые задачи. В процессе воспитания ребенка с умственной отсталостью задачи семейного воспитания конкретизируются сучетом структуры дефекта ребенка. К сожалению, во многих семьях, воспитывающих ребенка с умственной отсталостью, эти задачи реализовываются в искаженном виде или не реализуются вовсе. Специалисты должны помочь родителям найти адекватный состоянию ребенка стиль воспитания, в котором главным фокусом будет баланс необходимой опеки и требований, предъявляемых ребенку на разных этапах его развития. Одной из самых веских причин нарушения процесса воспитания в семье, имеющей ребенка с умственной отсталостью, является низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей. Родители, воспитывающие ребенка с отклонениями в развитии, должны не только знать психологические особенности его развития, но и иметь определенные умения и навыки, которые они могут применять в процессе целенаправленного воспитательного воздействия.

Дефектологи и психологи хорошо знают, что успех работы с ребенком во многом зависит от уровня педагогических и психологических знаний и умений, который наблюдается у родителей умственно отсталых детей. Семья играет огромную роль в системе комплексной реабилитации ребенка с особыми образовательными потребностями. Без включения родителей в образовательных процесс, взаимодействия с образовательным учреждением нельзя готовить об успешности комплексной реабилитации ребенка с особенностями развития.

В современной специальной педагогике и психологии не сложился еще единый и методологический подход к определению сущности психолого- педагогического сопровождения воспитания детей с умственной отсталостью. Но опираясь на анализ психолого- педагогической литературы можно выделить основные положения организации психолого- педагогического сопровождения: 1. Психолого-педагогическое сопровождение должно рассматриваться как систематическое целенаправленное и непрерывное коррекционное воздействие, ориентированное на семью в целом, а не только на ребенка. Целью сопровождения является создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность позитивного развития ребенка и самореализации родителей. Результатом данной работы должны стать: изменения качества жизни семьи в лучшую сторону, образ жизни, который удовлетворяет потребности всех ее членов. 2. Ориентация сопровождения на решение проблем личного и межличностного уровня семьи. 3. Психолого-педагогическое сопровождение должно рассматриваться как метод создания условий для принятия оптимальных решений в различных ситуаций выбора. Оно должно решать задачу реабилитации семьи в социокультурном пространстве, усиливая ее самостоятельность и самоконтроль ситуации. 4. Главной идеей сопровождения выступает необходимость развития не только ребенка, но и семьи, именно поэтому психолого- педагогическое сопровождение подразумевает отказ от категорических решений. Все решения сопровождения должны носить только рекомендательный характер. 5. Родители и все члены семьи включаются в коррекционно- воспитательный процесс и должны выступать в качестве субъектов коррекционно- воспитательного процесса. 6. Важно соблюдение системного подхода в применении средств, методов, приемов, мер коррекционного воздействия при работе с родителями, чтобы дать понять важность работы над собой ради помощи своему ребенку. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в системе мероприятий, направленных на оказание помощи и поддержки семье ребенка с умственной отсталостью. Анализ специальной литературы позволил выделить такие модели помощи в семье как педагогическая, психологическая, диагностическая, медицинская и социальная. Большая часть работы осуществляется воспитателями или учителями вместе с дефектологом, психологом и социальным педагогом. В практике педагоги, осуществляют в жизнь его направления благодаря психолого-педагогическим средствам, в рамках различных форм и моделей взаимодействия с родителями.

Основными направлениями в системе психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с умственной отсталостью являются, во- первых, психолого- педагогическое просвещение родителей, во- вторых, психокоррекционная работа. Под психолого-педагогическим просвещением подразумевается систематически проводимая работа и теоретически обоснованная программа по просвещению родителей, целью которых является формирование совокупности знаний, умений и навыков, овладение которыми способствует сплочению, организации жизни семьи так, чтобы появилась возможность создания условий, способствующих удовлетворению потребностей ребенка. Психолого- педагогическое просвещение родителей детей с умственной отсталостью осуществляется с использованием разных форм работы: коллективные, индивидуальные и формы наглядной стендовой информации.

Проблема психокоррекционной помощи семьям дошкольников с умственной отсталостью остается недостаточно разработанной в специальной психологии. Под психологической коррекционной работой с семьей ребенка с умственной отсталостью понимается комплекс воздействий, направленных на гармонизацию личностной структуры и семейных взаимоотношений, а также решение существующих психологических проблем, обусловленных нарушением внутрисемейных взаимоотношений. Впервые методика психокоррекционной работы была предложена В.В.Ткачевой. Основными целями психокоррекционной работы с родителями по ее мнению являются: 1. Формирование у родителей позитивного отношения к ребенку и оптимистичного взгляда в будущее. 2. Обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с умственной отсталостью. 3. Преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей детей с умственной отсталостью. Задачи этого направления включают — формирование новых жизненных ориентиров у родителей;- коррекцию взаимоотношений; — коррекцию психологического состояния и неадекватных реакций у родителей; — гармонизацию отношений между матерью и ребенком, с одной стороны, и членами семьи- с другой стороны, членами семьи и ближайшим окружением. Психокоррекционная работа проводится психологом и включает в себя психологическую диагностику, консультирование, психокоррекционные мероприятия.

С учетом имеющихся данных составлены методические рекомендации для специалистов и родителей по взаимодействию в воспитании ребенка с умственной отсталостью. Работа с семьями воспитанников должна проводиться как индивидуально, так и по группам. Оба варианта взаимодополняют друг руга и могут реализовываться параллельно. Педагогам и дефектологам нужно не только проводить нравоучительные беседы и лекции, а вести искренние разговоры, проводить индивидуальные консультации, круглые столы, где можно будет размышлять вместе с родителями над разными вопросами. Воспитатель и дефектолог должны подходить к работе с семьей очень деликатно: быть внимательными и слушать все, что говорят родители и дети; понимать, что каждая семья индивидуальна по составу, социальному статусу; иметь в виду, что у каждого родителя имеются свои ожидания от них и что родительские представления о содержании воспитания ребенка могут быть несколько иными, чем у педагогов. Поэтому для плодотворной работы специалистам следует глубоко изучить семью ребенка, чтобы лучше понять особенности семьи, потребности, трудности, с которым она сталкивается и ожидания результатов от воспитательного и образовательного процесс, строить воспитательную деятельность с учётом того, что личность ребенка формируется в семье. Стараться использовать все разнообразные формы работ с родителями, а не ограничиваться беседами и родительскими собраниями три раза в год. Перед психологами стоит сложнейшая задача — предоставление помощи по улучшению семейного микроклимата, решению внутрисемейных, межличностных конфликтов, устранению тревожности у родителей. Психолог должен вести просветительскую работу с родителями и воспитателями для повышения уровня их психологических знаний, формировать у них способность к взаимопомощи и взаимодействию, проводить работу для улучшения самооценки и чувства ответственности у родителей. В его компетенцию входит проведение совместных занятий родителей с детьми с целью укрепления их связи и установления между ними партнерских и сотруднических отношений. Тем самым он помогает находить новые пути к активному взаимодействию ребенка и родителей. Психолог должен не только давать им необходимый минимум информации, а создавать для них возможности для творческого подхода к воспитанию своего ребенка, вселять уверенность в успехе своей деятельности по воспитанию ребенка. Социальный педагог в дошкольном учреждении должен исполнять роль посредника между детьми и взрослыми, между семьями и государственными службами. Выступать в роли защитника законных прав и интересов детей и их родителей; помогать родителям и воспитателям в решении проблем; играть роль эксперта в постановке социального диагноза и определять методы компетентного вмешательства. Социальный педагог должен предвосхищать и оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций в семьях, а также способствовать ее реабилитации. Он содействует созданию чувства безопасности психологического комфорта. Работа социального педагога должна охватывать всех участников процесса воспитания ребенка. Им должны проводиться работы по социальному развитию ребенка, профилактике негативных явлений и оказанию помощи находящимся в сложной жизненной ситуации, активизации воспитательного потенциала родителей. Специалисты должны совершенствовать свое мастерство в области общения и установления контакта с семьей. Важно помнить, что изучение семьи должно проводиться ненавязчиво и с согласия родителей ребенка.

Родителям следует принимать активное участие в воспитательном и образовательном процессе своего ребенка, быть чуткими и уделять ребенку должное внимание: всегда находить время для занятия с ним и создавать благоприятную коррекционно-воспитательную среду дома. Чаще обращаться за советами и помощью к специалистам, знать права своего ребенка, помнить о необходимости соблюдать единство требований к воспитанию ребенка.

Таким образом, направления работы специального образовательного учреждения с семьей умственно отсталого ребенка могут быть весьма разнообразными. Все они направлены на привлечение родителей к взаимодействию со специалистами и формировануют у родителей мотивацию к тесным контактам с педагогами, воспитателями, психологами. Сочетание всех форм организационной работы с семьями ребенка с умственной отсталостью позволяет повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и вовлечь их в коррекционно-развивающую, реабилитационную и досуговую работу с детьми.

В результате грамотной реализации психолого-педагогического сопровождения семьи дошкольника с умственной отсталостью у родителей должно измениться отношение к ребенку, должно прийти понимание особенностей развития ребенка, а вместе с этим — понимание необходимости проведения коррекционно-развивающей работы. При успешном включении семьи в процесс развития ребенка у родителей должна выработаться активная позиция в воспитании своего ребенка.

1. Круглова Ю.А. Психолого- педагогическое сопровождение семейного воспитания учащихся с недоразвитием интеллекта: учеб.метод.пособие/ Ю.А. Круглова – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 155с.

2. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Психология» /В.В. Ткачева.– М.: Психология Московский психолого-социальный институт, 2006. – 319с.

3. Прокопьева М.М. Психология семьи. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений /М.М.Прокопьева, М.Д. Находкина.- Якутск: Издат. дом СВФУ, 2013.- 144с.

4. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Том 3/ Г.Е. Сухарева. – М.: МЕДГИЗ, 1955. – 335с.

e-koncept.ru

Комплексное сопровождение детей с умственной отсталостью в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида

Транскрипт

1 Комплексное сопровождение детей с умственной отсталостью в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида Учитель-дефектолог МДОУ д/с 12 Плужник В.Н. Наше дошкольное образовательное учреждение является детским садом компенсирующего вида. В нем функционируют две группы для детей с умственной отсталостью и консультативная группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Группы разновозрастные, смешанные (от 3 до 8 лет). Дети поступают к нам по решению городской ПМПК и, конечно, с согласия родителей. Обучение детей с умственной отсталостью осуществляем по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. Мы решаем комплексные, социально значимые задачи, нацеленные на создание максимально комфортных условий для интеграции умственно отсталого ребенка в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение в этом процессе ребенка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. Решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные и образовательные. В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка. Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств. Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность

2 взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Блок оздоровительных задач определяет условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья воспитанника дошкольного учреждения. В нем определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья. В рамках данного блока планируются все возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обучение детей приемам и навыкам, значимым для их жизнедеятельности и здоровья как важнейшего условия жизненного благополучия. В этом же блоке осуществляется также весь комплекс лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для детей с умственной отсталостью. Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Организованный таким образом педагогический процесс позволяет объединить в рамках каждого блока деятельность конкретных специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медперсонала, родителей с ребенком) и подчинить их работу общим целям и задачам. Все перечисленные задачи решаются всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения. Все специалисты работают под руководством учителя-дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционноразвивающей деятельности. Работа учителя-дефектолога в дошкольном учреждении компенсирующего вида включает в себя следующие направления деятельности: психолого-педагогическое обследование ребенка, выявление его индивидуальных особенностей развития и потенциальных возможностей в целях разработки индивидуальных программ коррекционного обучения; планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности; анализ динамики развития каждого ребенка в процессе коррекционноразвивающей деятельности; текущий мониторинг состояния воспитанника детского сада; участие в подготовке и проведении педагогических мероприятий: утренники, праздники, досуговые и другие мероприятия;

3 осуществление связи со специальной (коррекционной) общеобразовательной школой 30 VIII вида, с ПМПК; консультации педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы, знакомство родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития; участие в координации взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения. Учитель-дефектолог ежедневно проводит подгрупповую и индивидуальную коррекционно-развивающую деятельность с детьми своей группы. Материал лексической темы, разработанный учителемдефектологом, включается во все виды коррекционно-развивающей деятельности (познавательной, физкультурной, музыкальной, изодеятельности), а также в режимные моменты. Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития и сформированности запаса знаний и представлений. Учитель-дефектолог и воспитатель работают с подгруппами параллельно. При составлении сетки коррекционно-развивающей деятельности, определяющей нагрузку на ребенка в течение дня и недели, руководствуемся нормативными документами, в которых отражены максимально допустимые нагрузки и рекомендации по сочетанию их различных видов. Например, если учительдефектолог проводит с первой подгруппой математическое развитие, воспитатель со второй подгруппой — по развитию изобразительной деятельности. После десятиминутного перерыва подгруппы меняются. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Третья коррекционно-развивающая деятельность всегда носит динамический характер — это или музыка, или физкультура. Работа воспитателя включает в себя следующие направления деятельности: проведение специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности по подгруппам, организация совместной и самостоятельной деятельности детей; воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения; организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов; применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе; консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей. Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя. Он первым принимает ребенка в группу и встречается с его родителями.

4 Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе. В процессе их выполнения воспитатель проводит наблюдение и изучение детей, по результатам этих наблюдений у воспитателя должно сложиться представление о каждом ребенке: преобладающее настроение, аппетит, сон, поведение, коммуникативная культура, сильные и слабые стороны личности, сформированность навыков самообслуживания, способности к овладению формирующими навыками в специально организованной и свободной деятельности. В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагогапсихолога крайне необходимо. Работа педагога-психолога включает в себя следующие направления деятельности: психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми; участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей; повышение уровня психологической компетентности педагогов детского сада; консультативная работа с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье. На начало года психологической службой проводится углублённое обследование эмоционально-личностного развития каждого воспитанника группы; совместно с учителем-дефектологом определяется коррекционноразвивающий маршрут. Педагог-психолог проводит индивидуальную и подгрупповую коррекционно-развивающую деятельность. Работа с семьей ребенка находится под постоянным вниманием психолога. Именно он работает со всеми членами семьи, улучшая микроклимат семьи, согласовывая единые требования семьи и педагогического коллектива, предъявляемые к ребенку. Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего воспитания. Музыкальный руководитель: осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей; определяет место музыкально-ритмических занятий в системе коррекционно-развивающего воспитания; учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара; отслеживает динамику развития у ребенка музыкально-ритмических видов деятельности; использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики. Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических

5 способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов. Через музыкальное воспитание у некоторых безречевых детей можно добиться появления активной речи. В некоторых случаях, то, что учителюдефектологу порой не удается развить у ребенка только вербальными и наглядно-практическими средствами, музыкальный работник может вызвать на музыкальной коррекционно-развивающей деятельности, поскольку ребенок на них более раскрепощен, эмоционально настроен и открыт для контактов в доступной и интересной для него деятельности. Тесное взаимодействие инструктора по физической культуре обеспечивает реализацию различных форм организации двигательной активности детей. Инструктор по физической культуре: осуществляет укрепление здоровья детей; совершенствует психомоторные способности дошкольников; изучает двигательную сферу воспитанников с умственной отсталостью, основные движения, общую и мелкую моторику, статический и динамический праксис, смысловую организацию движений: умение выполнять действия по речевой инструкции в целях достижения определенного смысла. Особенности планирования коррекционно-развивающей деятельности по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. Детский психиатр: определяет нервно-психический статус детей; следит за изменениями в состоянии каждого ребенка в процессе коррекционного воздействия; консультирует специалистов ДОУ по вопросам индивидуального подхода к детям и выбора соответствующих условий их дальнейшего обучения; осуществляет консультирование родителей. Медицинская сестра: осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров; осуществляет тесное взаимодействие дошкольного учреждения с детской поликлиникой. Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству родителей, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Основные направления взаимодействия с семьей:

6 коллективные (собрания, «Дни открытых дверей», «Круглые столы», тематические праздники — где родитель может видеть достижения своего ребенка; семинары-практикумы где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике); индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов, «Служба доверия»); наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ). В школу детей выпускаем через школьную ПМПК. С целью преемственности между дошкольным образовательным учреждением компенсирующего вида и специальной (коррекционной) общеобразовательной школой 30 VIII вида, систематически организовываются «Круглые столы» для родителей детей с ОВЗ, на которых отмечается тот факт, что у детей-выпускников детского сада 12, значительно улучшен психический статус, дети социально адаптированные к окружающей среде, у них сформирован интерес к школе и учебной деятельности. Эти встречи помогают родителям будущих первоклассников получить компетентные ответы специалистов на множество своих вопросов. С целью формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ, в детском саду стало традицией проведение «Недели инвалидов», в рамках которой воспитанники всех групп нашего детского сада под руководством педагогов, организовывают совместные праздники: читают стихи, поют песни, танцуют, разыгрывают театральные сценки. Таким образом, эффективность работы учреждения компенсирующего вида определяется степенью взаимопонимания и профессионального сотрудничества среди специалистов дошкольного учреждения. Апрель 2013г.

docplayer.ru