Индивидуальные коррекционные программы для детей с умственной отсталостью

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-4-х классов специальной (коррекционной) школы.

Представленная программа работает в нашем учреждении уже 7 лет и является эффективной для развития умственно отсталых детей. Программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы школьников в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.

Предварительный просмотр:

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1- 4-х КЛАССОВ

СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

Представленная программа работает в нашем учреждении уже 7 лет и является эффективной для развития умственно отсталых детей.

Умственно отсталые дети вследствие недоразвития познавательной деятельности и личности в целом испытывают определённые трудности в процессе обучения, требующем понимания сообщаемых сведений, запоминания, воспроизведения и применения их на практике. Для продвижения ребёнка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков существенно важной является специально организованная система обучения и воспитания, включающая в себя психологическую коррекцию основных психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и моторно-двигательной сфер. Особенно важным представляется формирование и развитие познавательных процессов, поскольку именно мыслительной деятельности, базирующейся на адекватном восприятии, достаточно развитых внимании и памяти создаёт основу для продвижения умственно отсталого ребёнка в развитии, способствует усвоению учебной программы и закладывает базу для социально-трудовой адаптации выпускников коррекционной школы.

Исследованиями установлено, что активизация познавательной деятельности у школьников неравномерна. В частности, у детей с лёгкой умственной отсталостью наибольшее продвижение можно заметить в первые два года обучения, а затем на 4-5-ом году и в конце обучения. Поэтому представляется целесообразным организация и проведение дополнительных коррекционно-развивающих занятий, проводимых психологом, направленных на формирование и развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида. Тем более что опыт коррекционных школ для детей с умственной отсталостью свидетельствует о том, что несформированность и недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сфер накладывает отпечаток на социальную зрелость и личностное развитие ребёнка с интеллектуальным недоразвитием.

коррекция индивидуальных отклонений младших школьников посредством формирования и развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы.

— изучать динамическую структуру познавательных процессов учащихся начальных классов для осуществления эффективного воздействия на их развития;

— стимулировать развитие компенсаторных возможностей познавательной сферы детей;

— формировать произвольность психических процессов и навыки произвольного поведения;

— развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия;

— содействовать развитию концентрации, распределению и устойчивости внимания;

— развивать слуховую, зрительную, долговременную и кратковременную память;

— развивать наглядно-образное, словесно-логическое, интуитивное мышление;

— способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;

— познакомить детей с основными эмоциями;

— способствовать осознанию детьми своих эмоций, чувств;

— способствовать обогащению эмоциональной сферы учащихся;

— формировать умение понимать эмоции других людей, воспитывать чувство эмпатии и содействовать созданию эмоционально-положительного фона общения в детском коллективе.

Коррекционно-развивающие занятия проводятся педагогом-психологом после динамической паузы. Преимущественна групповая форма работы (максимальное количество-10 человек). Индивидуальные занятия целесообразны в случае возникновения затруднений у учащихся с выполнением конкретных заданий-упражнений.

Планирование занятий осуществляется из расчёта 32 занятия в год, из которых 24 занятия направлены на коррекцию и развитие познавательной сферы и 8-на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников. Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 1 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 30-35 минут.

Структура коррекционно-развивающих занятий:

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов.

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Критерии эффективности занятий:

Положительная динамика развития познавательных процессов, нормализация уровня тревожности в ситуациях повседневного общения, нормализация эмоционального состояния, выполнение детьми диагностических заданий не ниже среднего уровня.

Отражение динамики развития осуществляется сравнением результатов входной и выходной психологической диагностики, проводимой ежегодно в начале и конце учебного года.

Для отслеживания динамики развития интеллектуальной сферы используется детский вариант методики Д.Векслера; для отслеживания динамики познавательных процессов — методика Л.А. Ясюковой «Готовность к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе». Для отслеживания характера изменения эмоционально-волевой сферы – методика Тэммл, Дорки, Амен и цветовой тест Люшера.

Литература, использованная при составлении программы:

1. Стебенёва Н. Отгадай, найди и назови. Программа для детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста. //Школьный психолог №1 2001г.

2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1988г.

3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994г.

4. Реан А.А., Костромина С.П. Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. / Как подготовить ребёнка к школе. С-Пб., 1988г.

5. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.

6. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.

7. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. М.: Аквариум, 1999г.

для учащихся 1 класса

специальной (коррекционной) школы VIII

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе. Кардинально изменяется его социальный статус – он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было, и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.

Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место в его жизни выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.

Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребенка на более высокий уровень. Это, прежде всего, выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, паять, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка и его успехов в школе.

Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы. Развитие и коррекция познавательной сферы должны осуществляться в контексте как учебной, так и игровой деятельности.

Представленные упражнения используются для развития различных познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Их можно использовать, как в групповой, так и в индивидуальной работе.

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы первоклассников в условиях психопрофилактики. Разработанные коррекционно-развивающие занятия адекватно отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.

Основная цель реализации программы:

коррекция и развитие познавательной сферы учащихся.

Основные задачи реализации программы:

  • психологическое изучение готовности ребенка к школе;
  • создание условий для формирования компонентов психологической готовности детей к школе;
  • развитие интеллектуальных способностей (мышление);
  • развитие памяти, внимания, воображения;
  • развитие познавательной активности;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • сформировать внутреннюю позицию школьника;
  • создание в классе условий для построения системы учебного сотрудничества – достигается через применения в групповой работе разнокачественных заданий для совместной деятельности и рефлексии ее результатов.
  • Предполагаемый положительный результат:

    У учащихся прошедших курс занятий по данной программе:

  • увеличивается объем кратковременной вербальной памяти;
  • совершенствуется фонематический слух;
  • развитие произвольного и непроизвольного внимания;
  • развитие мышления.
  • Предполагаемый отрицательный результат:

    Неудача в работе с определенными детьми, что связано с негативизмом этих детей к групповой работе и нехватка времени для более полного контакта с ними. С такими учащимися рекомендуется проведение индивидуальной дополнительной работы.

    Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.

    Критерии оценки эффективности:

  • снижение уровня тревожности и психической защиты первоклассников;
  • эмоциональное благополучие ребенка в классе;
  • развитие коммуникативных навыков.

nsportal.ru

Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий для детей с легкой умственной отсталостью на 2015-2016 год

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Лыхма»

к основной образовательной программе

Основного общего образования, утвержденной приказом

от 11.05.2015г. №274

коррекционно-развивающих занятий для детей с умственной отсталостью

на 2015 – 2016 учебный год

Сидорова Евгения Германовна

I квалификационная категория

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

Основной образовательной программой НОО, утвержденная приказом № 199 от 20 мая 2011г.;

Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №1087. Приказ об утверждении примерных учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ;

Проект «Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Коррекционно-развивающая психолого – педагогическая программа для детей с умственной отсталостью посвящена проблеме личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей данного вида дизонтогенеза.

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью, как залога успешной социальной адаптации в дальнейшем.

Цель программы : создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью.

• формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

• формирование образа «Я», навыков самопознания;

• развитие эмоционально – волевой сферы;

• освоение навыков работы в коллективе;

• развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.

При составление развивающей психолого – педагогической программы учитывались следующие позиции:

1. Соотношение факторов (органический дефект, социальные факторы, индивидуальные психологические особенности ребенка).

2. Соотношение деятельности психолога и педагога.

3. Содержательная наполненность психолого – педагогического воздействия определена ведущим видом деятельности (общение).

4. Взрослый выступает для ребенка образцом деятельности и отношений с миром (поведение, манера общения и т.д.).

Детям с умственной отсталостью легкой степени присущи ряд особенностей коммуникативного развития:

низкий уровень активности в отношениях; социальные отношения не становятся регулятором деятельности;

затрудненность формирования отношений вследствие эгоцентризма и неспособности вступать в совместную деятельность с другими;

сравнительно элементарная мотивация отношений;

недостаточно осознанный характер отношений и их регуляция;

нарушение избирательности отношений, как проявление неспособности учитывать индивидуальные особенности других людей, так и свои собственные.

Несформированность умственной деятельности у детей с умственной отсталостью легкой степени соответствует особенностям их эмоциональной сферы:

недостаточность дифференцированность чувств. Детям с умственной отсталостью легкой степени чаще присущи крайние, полярные чувства: они либо радуются и всем довольны, либо огорчены, плачут, сердятся. У них редко проявляются разнообразные оттенки чувств;

неадекватность, непропорциональность чувств воздействиям внешнего мира. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхность переживаний серьезных жизненных событий, быстрые переходя от одного настроения к другому. У других наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по незначительным поводам.

Общая характеристика рабочей программы.

У детей с умственной отсталостью легкой степени поздно формируется способность следовать внутриситуативным нормам и правилам поведения. Такие дети даже в подростковом возрасте не могут мысленно занимать позицию другого человека и учитывать его личное пространство.

В связи с этим была составлена развивающая психолого – педагогическая программа занятий, модифицированная на основе изученной литературы и личностного опыта, которая направлена на создание условий для личностного развития и развития коммуникативных умений и навыков детей с умственной отсталостью легкой степени.

В основе программы лежат следующие принципы психолого – педагогического воздействия:

Принцип «нормативности» развития, на основе учета возрастных, психических и индивидуальных особенностей ребенка с умственной отсталостью легкой степени.

Принцип системности развивающих, профилактических заданий.

Принцип комплексности методов психологического воздействия

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в развивающей работе (очная, заочная форма работы).

Методы и техники, используемые в программе:

Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Одним из важнейших факторов положительного воздействия арт – методов на детей с легкой умственной отсталостью являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки. Арт — методы является одной из форм психологического сопровождения детей с умственной отсталостью. Арт – методы используются при групповой форме работы и индивидуальной, которые можно разделить на директивный (деятельность ребенка в процессе занятия определенным образом организуется и направляется специалистом) и недирективный варианты. Во многих занятиях данной программы используется сочетание директивного и недирективного подходов, с доминированием первого в связи с психофизическими особенностями развития детей с легкой умственной отсталостью. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение. В других – отреагировать травматический опыт и достичь над ним контроль.

Принципы применения арт-методов:

Принцип субъективности — отношения к детям не как к пассивным реципиентам коррекционных и развивающих воздействий, но как к личностям с индивидуальным набором потребностей, установок, взглядов и т.д.

Принцип активности – всемерное вовлечение участников в разные формы творческого самораскрытия с проявлением ими инициативы и ответственности

Партнерство – уважение позиции ребенка, стимулирование его к выражению чувств и мыслей.

Обратная связь – ответ участников занятий о своих мыслях, чувствах и впечатлениях от работы и взаимодействия друг с другом и ведущим.

Интегративность – активизация и развитие в ходе занятия эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности, в пределах, обусловленных ограниченными возможностями здоровья.

Игротерапия — позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде.

Психогимнастика — в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Место предмета в учебном плане.

Программа рассчитана для детей с умственной отсталостью в возрасте от 10 до 15 лет.

Участники программы : дети младшего школьного возраста и подростки с умственной отсталостью, не имеющие текущего заболевания (эпилепсия, шизофрения, психопатоподобные расстройства личности).

Программа рассчитана на 34 занятия в год (1 раз в неделю). Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 30 минут до 1 часа.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса.

Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные — обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время; извлекать необходимую информацию из текста, реалистично строить свои взаимоотношения со взрослым.

Познавательные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять; оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости;

Коммуникативные – уметь ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Средствами формирования УУД служат психогимнастические упражнения, дискуссионные игры, эмоционально-символические и релаксационные методы.

Формирование этих УУД в младшем школьном возрасте поможет школьнику адаптироваться и подготовиться к жизни в современном обществе.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы: Основным ограничением для участников является структура органического дефекта: умственная отсталость легкой и средней степени, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами), для ведущего (педагога – психолога): отсутствие специального профессионального образования.

Система реализации внутреннего контроля за реализацией программы:

Контроль за реализацией программы осуществляет директор школы и заместитель директора школы по учебной части. Психолого-педагогическая программа утверждается директором образовательного учреждения. Педагог-психолог предоставляет итоговый отчет, в котором отражает количественные и качественные результаты реализации программы, выявляет проблемы и определяет перспективный план работы с участниками программы, исходя из их психофизиологических особенностей и индивидуального развития.

Возможные трудности в организации образовательного процесса : у учащегося нет интереса к новому виду деятельности; трудность привлечения ребенка к занятиям; у учащегося не хватает усидчивости, точности и аккуратности в работе, он постоянно отвлекается и торопится; ребенок начинает нервничать если у него, что-то не получается; проявляет агрессию; ребенок не хочет заниматься, старается сократить время занятия объясняя это своей усталостью; трудность сохранения мотивации на протяжении всего занятия.

На эффект развивающей психолого – педагогической программы влияют также следующие факторы:

Установка участников и социального окружения на психолого–педагогическое воздействие.

Клинические особенности дефекта, психосоматические особенности ребенка с умственной отсталостью.

Характерологические и психофизические особенности ребенка.

Цели: формировать знания о частях тела; развивать общую моторику, звукоподражание, мимику.
1. Установление контакта. Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.
2. Задание выполняется по показу или путем совместных действий.
Ножками топ-топ,
Ручками хлоп-хлоп.
Ножками затопали,
Ручками захлопали.

3. Определение правил работы на занятии. Упражнение «Свеча».

4. Упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса и самооценки.

5.Упражнение выполняется стоя на месте.
Зашагали наши ножки
Прямо по дорожке.
К кукле в гости мы идем
По дорожке прямо в дом.
Ходьба по дорожке, ограниченной веревкой, лежащей на полу.
6. Ритуал прощания.

7 .Упражнение «Кисточка – ласковица» (цель – релаксация, снятие психоэмоционального напряжения): психолог поглаживает кисточкой руки, лицо ребенка.

Цели: формировать знания о частях тела; развивать общую моторику, звукоподражание, мимику.
1. Мы пришли к кукле. Стучим в дом. Звукоподражание «тук-тук».
Кукла вышла из дома и говорит: «Здравствуйте!», сопровождая слово кивком. Ребенок приветствует куклу кивком или говорят слово «здравствуйте!»

2. Упражнение «Я король». Цель: отреагирование различных состояний, негативных эмоций.
3. Задание выполняется с помощью указующего жеста.
Инструкция: Покажи, где у куклы голова, туловище, шея и т.д. При затруднении педагог просит показать названные части тела на ребенке, затем на кукле.

4 .Упражнение «Мое отношение к миру». Психолог рассказывает о том, что существует такое правило «Мир, относится к тебе, как ты относишься к миру». Мы бываем, спокойны, а бываем, неспокойны, тревожны; бываем, добры и приветливы, а иногда – злы и агрессивны; бываем, внимательны друг к другу, а иногда оскорбительны. Подумайте о том состоянии, которое актуально для вас». Нарисуйте свое отношение к миру.

5. Предлагаем ребенку рассмотреть себя в зеркале. Совместно с педагогом улыбнуться, высунуть язык.
6 . Обсуждение итогов занятия.

Цели: формировать знания о предметах одежды; учить понимать простую инструкцию; соотносить предметы по величине; развивать основные движения, мелкую моторику рук.
1. Задание выполняется путем совместных действий или по показу.
Кукла, кукла, выходи!
Кукла, кукла, погляди!
Ходьба по ковровой дорожке в быстром темпе.
Чтоб до куклы нам дойти,
Надо мостик перейти.

2. Упражнение «Передаем шар по кругу» (не руками, а другими частями тела, например, головой, коленками, локтями, подбородками и т.д.).

3.Ходьба по дощечке.
Здесь детишкам не пройти,
Здесь придется проползти.
Ползание под веревкой, натянутой над полом на высоте 45 см.
4. В небольшой мешочек сложены знакомые детям предметы одежды: пальто, шапка, кофта.
«Кукле принесли одежду». Педагог достает из мешочка предмет одежды, показывает его и предлагает назвать детям. Предмет называют как отдельные дети, так и все вместе хором. Затем предметы из мешочка достает ребенок, а остальные дети называют его.

5. Упражнения на осознание себя и своего поведения.

6. Задание выполняется путем совместных действий или с помощью указующего жеста.
Игра «Оденем куклу». На столе разложена одежда для куклы. Детям по
очереди предлагается надеть на куклу один из предметов одежды.
Инструкция: Надень носки на ноги и т.д.
7. Упражнение на расслабление, снятие мышечных зажимов, телесного напряжения. Имитационные движения: поднять тяжелый чемодан; нести в руках легкий пакет, передавать по кругу горячую картошку. Поднимание тяжелой штанги, изобразить тряпичную куклу.

Цели: формировать знания о предметах одежды; учить понимать простую инструкцию; соотносить предметы по величине; развивать основные движения, мелкую моторику рук.
1. Упражнение «Кулак, палец, ладонь»

Ребенку предлагается, не договариваясь с педагогом, на счет три «выкинуть» кулак, большой палец вверх или ладонь. Упражнение можно усложнить: выкинуть определенное количество пальцев на одной руке. Обсуждение.

2. Задание выполняется совместно с детьми или с помощью указующего жеста.
На полу лежат большие и маленькие пуговицы. Педагог показывает большую пуговицу детям.
Инструкция: Дайте такую же. Дети поднимают с пола и отдают педагогу несколько больших пуговиц. Аналогично проводится работа с маленькими пуговицами.

На счет три ребенок должен подпрыгнуть и повернуться в какую – либо сторону. Задача заключается в том, чтобы участник повернулся в одну сторону, не договариваясь с педагогом.

Обсуждение. Что помогло (мешало) справиться с поставленной задачей? Что помогло бы быстрее с ней справится?

4. Нанизывание пуговиц на проволоку. Задание выполняется по показу или путем совместных действий.

5. Упражнение «Кисточка – ласковица» (цель – релаксация, снятие психоэмоционального напряжения): психолог поглаживает кисточкой руки, лицо ребенка.

Цели: формировать понятие о величине предметов (большой — маленький); учить различать голоса животных и подражать им; развивать понимание простой инструкции; развивать общую моторику и координацию движений.
1. Предлагается несколько игрушек (собака, кот, корова, медведь). Педагог показывает игрушку, называет ее и имитирует голос животного. Затем имитирует голос животного и спрашивает: Кто это? Ребенок указывают на нужную игрушку.

2. Упражнение «Ревущий мотор»

Цель: позволяет сбросить напряжение и настроится на работу

Инструкция: «Вы видели настоящие автомобильные гонки? Сейчас мы вместе с вами организуем их здесь.
3. Игра «Кто как голос подает?» На картинках изображены животные. Ребенок должен узнать животное и воспроизвести его голос.
Инструкция: Кто это? Как он говорит?
Игра проводится путем совместных действий или по показу.

4. Задание выполняется по словесной инструкции или по показу.
Мишка по лесу пошел,
Шел, шел, шел
И к болоту он пришел.
Ходьба по дорожке с имитацией походки медведя.
Прыгать он уже умеет.
Прыгать будет он смелее.
Упражнение выполняется путем совместных действий. Перепрыгивание через дощечку.
Мишка шел, шел, шел
И цветочки нашел,
Мишка цветы собирает
И в корзиночку бросает.
Упражнение выполняется по показу или с помощью указующего жеста. Корзинка находится у педагога.

5.Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица».

Цели: формировать понятие о величине предметов (большой — маленький); учить различать голоса животных и подражать им; развивать понимание простой инструкции; развивать общую моторику и координацию движений.
1. Задание выполняется по словесной инструкции или по показу.
Мишка по лесу пошел,
Шел, шел, шел
И к болоту он пришел.
Ходьба по дорожке с имитацией походки медведя.
Прыгать он уже умеет.
Прыгать будет он смелее.
Упражнение выполняется путем совместных действий. Перепрыгивание через дощечку.
Мишка шел, шел, шел
И цветочки нашел,
Мишка цветы собирает
И в корзиночку бросает.
Упражнение выполняется по показу или с помощью указующего жеста. Корзинка находится у педагога.

2. Упражнения «Меняющаяся комната».Инструкция: «Давайте будем медленно ходить по комнате, а потом представим себе, что комната наполнена жвачкой и мы продираемся сквозь нее. А теперь комната стала оранжевой – стены, пол, потолок, наполненные энергией. Мы как пузырьки Фанты летаете по комнате. А теперь пошел дождь,… мы идем грустные, усталые, мокрые… » (в ходе выполнения задания ребята предложили завершение разминки на более позитивной ноте). «Выглянуло солнышко, пригрело цветочки. Подул теплый ветерок, и маленькие парашютики одуванчика приземлились на свои места).
3. У ребенка на рабочем месте лежит по 2 цветка, разных по величине. Педагог показывает цветок детям и предлагает найти такой же, затем говорит: Это большой. хором и каждый в отдельности повторяют слово большой. Аналогично проводится работа с маленьким цветком.
5. Выполнить инструкцию. На столе стоят две вазы.
Инструкция: Возьми большой цветок. Поставь сюда. Возьми маленький цветок. Поставь сюда. Задание выполняется с помощью указующего жеста.

6. Релаксационная техника.

Цели: Гармонизация эмоционального состояния, Развитие и познание внутреннего мира ребенка, снятие напряжения, отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, Осознание и отреагирование чувств

1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.

2. Разминка. Упражнение

3. Упражнение «Лицо»

Цель: познание внутреннего мира ребенка, проработка темы взаимоотношения с родителями.

Материалы: краска, кисточка, помада ( краска для рисования по телу, иногда участники программы буквально используют ее на своем лице) .

Инструкция: ребенка просят раскрасить/ нарисовать лица женское, мужское, детское, при желании прокомментировать свою работу.

4. Упражнение «Зеркальный монстр» ( или «Победитель зеркального монстра» — участники программы изображают на зеркале то, что помогает им победить страх, тревогу, снизить напряжение ).

Цель: снятие напряжения, преодоление тревожно – фобических реакций.

Материалы: зеркало, краски, кисточка, емкость с водой.

Инструкция: попросить ребенка нарисовать на зеркале то, что его пугает, его страх. 5. Заключительное обсуждение.

6. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица».

Цели: формировать понятие о величине предметов; учить детей подражать походке животных; развивать координацию движений, тактильные ощущения, мелкую маторику, мимику.
1. У ребенка — набор предметов двух размеров: большие и маленькие ложки, тарелки, чашки, кастрюли.
Педагог ставит на стол два предмета (стакана), разные по величине. Около большого ребенок кладет большие предметы, около маленького — маленькие предметы.
Задание выполняется по показу или путем указующего жеста.
2.Зайчик скачет,
Скок, скок, скок.
За кусток, за кусток.
Прыжки на месте.
Гуси, гуси, га-га-га.
Шеи вытянули, крыльями машут.
Ходьба в быстром темпе, взмахи руками.
Мишка косолапый по лесу идет,
По лесу идет, песенки поет.
Дети идут в медленном темпе, подражая походке медведя. Задание выполняется путем совместных действий.

3. Миски наполнены горохом, водой, желудями. Ребенок выполняет движения в заполненной посуде кистями рук.
4. Ребенку предлагают брать из рук учителя желуди способом «плоскогубцы» и складывать в коробку. Задание выполняется путем указующего жеста.
5. Задание выполняется перед зеркалом, совместно с педагогом или по подражанию. Повторить мимику педагога.

Цели: Развитие навыков самопознания. Познание внутреннего мира ребенка

1. Упражнение «Чудо – кактус »

Материалы: терапевтическая сказка «Чудо – кактус», пластилин, зубочистки, цветная бумага. Инструкция: после прослушивания сказки ребенок лепит кактус, протыкает его зубочистками, украшает цветами.

Сказка: «На золотых песчаных просторах жил сердитых кактус. Он был таким мрачным и колючим, что вокруг него образовалась огромная невидимая преграда. И всякий, кто приближался к нему ближе, чем его колючки, каждый раз «ойкал» от неприятных ударов. Поэтому все в округе стали называть кактус «Дерущаяся Злюка». Из-за всех углов только и слышалось: «Ты не ходи этой дорогой, там Дерущаяся Злюка», или «Дерущуюся Злюку надо часто наказывать, вот тогда он перестанет вредничать». Но нужно сказать, что после таких слов колючки у кактуса росли еще больше и становились намного острее, чем были. И в тот момент, когда колючки стали совсем огромными, а солнце очень жарким, вдруг пошел дождь. Его капли были такими большими и свежими, что все обитатели песчаных просторов стали бегать под дождем, прыгать через лужи и громко смеяться. Спустя какое – то время дождь закончился. Выглянуло солнышко и стало щекотать своими лучами песчаных просторов…и тут один из участников такого веселья заметил, что на кактусе стали появляться красивые цветы. Тогда он подошел к Дерущейся Злюке стал петь песни и смеяться. Цветов на кактусе становилось все больше, а колючек все меньше. Увидев это, все жители стали петь песни и смеяться, встав как можно ближе к Дерущейся Злюке. Теперь на кактусе было много красивых ароматных цветов, а Дерущуюся Злюку, все стали называть Чудо – кактус.

2. Упражнение «Мир из песка» («Зыбкий мир» — использование вместо песка соли и других сыпучих продуктов ).

Материалы: пленка, песок, игрушки.

Инструкция: попросить ребенка ознакомиться с материалом, порисовать на песке или что-нибудь из него построить, сочинить историю для игрушечных персонажей, живущих в песочном мире.

3. Заключительное обсуждение.

Цели: Гармонизация эмоционального состояния ребенка. Развитие навыков самопознания. Познание внутреннего мира ребенка.

1. Упражнение «Волшебная скорлупа». Цель: развитие воображения, оказание помощи в правильном построении отношений с женщиной — матерью, коррекция проблем, связанных с идентификацией дома. Материалы: белая и коричневая скорлупа, гнездо, шаблон яйца, игрушки родителей и ребенка (или шаблоны), пластилин.

Инструкция: попросить ребенка с помощью пластилиновых шариков прикрепить яичную скорлупу к шаблону яйца. Затем попросить ребенка украсить гнездо природными материалами, поместить яйцо, шаблоны родителей и ребенка в гнездо.

2. Упражнение «Цветущий домик»

Материалы: объемные шаблон дома (коробка), гуашь, пластилин.

Инструкция: Ребенок раскрашивает шаблон дома в любой цвет, лепит из пластилина цветы и прикрепляет их к домику.

3. Упражнения «Мои достижения»

Важно, чтобы дети научились выстраивать перспективу своей жизни. Это дает им силу для преодоления возможных ошибок, кризисных периодов и сложностей жизни. Для этого можно использовать мяч или другой предмет. Тот, у кого он в руках, рассказывает о том, что ему удалось достичь в жизни. То чего он хотел и достиг. Например: «я научился играть в баскетбол», «Подружиться с кем – либо» и т.д.

4. Заключительное обсуждение.

5. Ритуал прощания. Упражнение «Аплодисменты». Упражнение «Кисточка – ласковица».

Цели: формировать понятие о величине предметов; накапливать словарь по теме «Игрушки»; развивать понимание простой инструкции; развивать основные движения, мелкую моторику рук.
Оборудование: пирамида из 5-7 колец, шишки, шары, камни, бумага, машина, кукла, кукла-неваляшка, матрешка, большие кубики.
1. На столе лежат кольца пирамиды. Учитель предлагает детям по очереди найти самое большое кольцо среди оставшихся. Последний ребенок берет самое маленькое кольцо, а затем собирает пирамиду.
2. Ребенку предлагается ощупать предметы (шишки, пластмассовые шары, камешки, бумагу).
3. На ковре стоят большие кубики. Детям предлагается ползать между ними.
4. На столе стоят игрушки (машина, пирамида, матрешка, кубик). Ребенок выполняет инструкцию.
Инструкция: Возьми машину. Дай машину и т.д. Возьми матрешку. Поставь на стул и т.д.
6. Среди знакомых игрушек стоит новая: кукла-неваляшка. Ребенок показывает новую игрушку и называет ее. Ребенок повторяет слово неваляшка. Педагог показывает, что неваляшка не хочет спать. Затем ребенок производит действия с игрушкой.
Коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелое нарушение интеллекта, показала, что при создании определенных условий они способны развиваться и социально адаптироваться.

Занятие 20, 21 «ПУТЕШЕСТВИЕ»

Психолог: Здравствуйте ребята. Вы любите путешествовать? Я очень люблю. И сегодня я повстречала настоящего путешественника Индиана Джонса, который оставил для Вас письма. Давайте откроем их посмотрим, что же там? – этап мотивации, позволяет заинтересовать учащихся, настроить на работу.

Дети: Открываю конверт (на парте конверт, внутри которого карта).

Психолог: Что же это? Правильно! Это карта! А для чего же нам эта карта? Что означает красных крестик на карте?

Дети: Ответы детей.

Психолог: Молодцы! Наш путешественник приглашает нас отправиться в путешествие и найти клад. Вы готовы? Но в путешествие могут отправиться только самые внимательные ученики. Я уверена, что вы именно такие давайте проверим это. – положительный настрой, формирование уверенности в своих силах.

Поднимите все вверх правую руку, а теперь левую руку, левой рукой покажите нос, правой рукой покажите соседа по парте, левой рукой покажите правое ухо. Умницы!! – развитие пространственных представлений, развитие внимания.

Психолог: Ребята, я убедилась вы у меня самые внимательные ребята, с Вами не страшно отправляться в путешествие. Ну что мы готовы найти клад??

Психолог: Тогда давайте внимательно посмотрим на нашу карту. Наше первое испытание – перебраться через глубокий овраг. Как же это сделать? – развитие операций мышления, проблемный вопрос

Дети: Ответы детей (перепрыгнуть)

Психолог: Я вижу вы все здесь очень храбрые и мы все вместе справимся с этим испытанием — положительный настрой, формирование уверенности в своих силах, развитие пространственной ориентировки, общей и мелкой моторики, координации движений

(Необходимый материал: сенсорная тропа для ног; дети друг за другом проходят сенсорную тропу)

Психолог: Ура! Ребята мы справились с первым испытанием! Какие эмоции у Вас были? Может кому-то было страшно – развитие эмоциональной сферы, уменя выражать свои эмоции.

Психолог: Ну что, раз Вам было весело, я уверена испытание №2 мы тоже преодолеем. (Задание № 2 «Распутать лабиринт») – развитие произвольного внимания.

Психолог: Молодцы ребята, Вы все справились! Ребята Индиана Джонс не просто так Вам дал задание с животными. Он мне рассказал одну историю про Осла, Медведя и Зайца, в которой никак не смог разобраться №3. Поможем ему?

Задумали звери построить мост. Каждый из них подал свое предложение. Заяц сказал: «Мост нужно строить из прутьев. Во-первых, его легче строить, а во-вторых, дешевле обойдется». Сидорова Евгения Германовна

  • 29679
  • 11.02.2016
  • Номер материала: ДВ-441925

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    infourok.ru