Инфантильность и неврозы

Инфантильность: это плохо или хорошо?

Инфантильность – это особые свойства поведения человека, характеризующие его как незрелую личность, неспособную принимать обдуманные, взвешенные решения. Как правило, подобная детскость и незрелость являются продуктом воспитания, а не сбоя в процессе созревания головного мозга.

Инфантильный человек попросту избегает всяческой ответственности – ему ничего не мешает «взять жизнь за хвост и что-то поменять в ней», но отсутствует само стремление к таким активным действиям.

Тогда как, инфантилизм – это патологическое состояние, подразумевающее под собой задержку психологического становления личности по какой-либо объективной причине. К примеру, кислородное голодание мозга при внутриутробном формировании плода. Несоответствие поведения человека возрастным характеристикам становится особенно заметным к моменту поступления в школу. В дальнейшем оно только прогрессирует.

Истоки инфантильности, по мнению специалистов из разных стран, занимающихся подобной проблемой, следует искать в детских годах человека. Из множества выявленных ими причин, можно указать несколько основных:

  • гиперопека родителей – ребенок не имеет возможности принимать самостоятельные решения и учиться на своих ошибках, у него появляется привычка перекладывать ответственность на других людей;
  • постоянная нехватка внимания и любви со стороны близких родственников – ситуация, когда малыш большую часть времени предоставлен самому себе, своеобразная педагогическая запущенность, во взрослой жизни такие дети стремятся возместить себе упущенное ощущение заботы;
  • тотальный контроль – если детей заставлять отчитываться буквально за каждый сделанный ими шаг, то в противовес они начинают своим инфантильным поведением выражать своеобразный протест, мол, получайте, что хотели, отказываюсь брать на себя ответственность;
  • вынужденное быстрое взросление – если ребенку, в силу жизненных обстоятельств, пришлось чересчур рано столкнуться с необходимостью принимать важные решения, то впоследствии он может стремиться избегать ситуаций, когда требуется делать выбор.
  • Иногда платформой для инфантильности становятся заболевания внутренних органов, к примеру, истощение нервной системы – когда у клеток мозга просто не хватает энергии для полноценной деятельности. Или же возникающий инфантилизм у женщин в силу недоразвития яичников – дефицит выработки половых гормонов приводит к отставанию созревания высшей нервной деятельности.

    Симптоматика

    Среди всего разнообразия симптомов, которыми можно описать поведение человека-инфанта, можно выделить следующие наиболее характерные признаки инфантильности:

    • неумение и нежелание принимать важные решения, за которые потом придется нести личную ответственность – в ситуациях, когда требуется срочно что-то решить, такой человек постарается максимально переложить задачу на плечи коллеги, родственника, или же пустит все на самотек;
    • неосознанное стремление к иждивенчеству – инфантильные люди могут хорошо зарабатывать, но вот обслуживать себя в быту не приучены или просто ленятся, стараясь всячески избегать повседневных обязанностей;
    • крайне выраженный эгоцентризм и эгоизм – ничем не обоснованная уверенность в том, что весь мир должен вращаться вокруг них, их просьбы должны незамедлительно выполняться, тогда, как сами они постараются найти тысячу оправданий собственным невыполненным обязательствам;
    • сложности в отношениях с коллегами, партнерами, супругами – нежелание трудиться над отношениями приводит к тому, что, в конце концов, такие люди остаются одинокими даже в собственной семье;
    • инфантильная женщина может веселиться на каком-то мероприятии или вечеринке, тогда как в квартире у нее будет не убрано, а холодильник сияет пустыми полками;
    • частая смена работы – инфантильный мужчина всячески оправдывает себя тем, что к нему чересчур придираются или заставляют перерабатывать, поэтому они всю жизнь проводятся в поиске такого места работы, где бы им платили больше, а требовали меньше.

    Люди–инфанты живут буквально, как мотыльки – одним днем. Зачастую у них нет накоплений «про запас». Они не стремятся к самосовершенствованию, потому что уверены, что и так хороши, их все устраивает в себе.

    Виды инфантилизма

    Для полноты описания такого расстройства, как незрелость личности, необходимо отметить, что оно может выражаться в различных формах. Так, психический инфантилизм – это замедленное взросление ребенка. Происходит некоторая задержка становления личности малыша – в эмоциональной либо волевой сфере. Такие дети могут демонстрировать высокий уровень логического мышления. Они интеллектуально очень даже развиты и способны себя обслуживать. Однако, при этом их игровые интересы всегда преобладают над учебными и познавательными.

    Физиологический инфантилизм – чрезмерно замедленное или нарушенное телесное развитие, влекущее за собой сбой в формировании высшей нервной деятельности. Чаще принимается за легкую степень умственной отсталости. Только тщательная дифференциальная диагностика высокопрофессиональным специалистом расставляет все по своим местам. Причинами ее появления могут стать перенесенные беременной женщиной инфекции или же кислородное голодание плода. Признаки инфантилизма у такого ребенка может объединить фразой «хочу себя проявить, но не могу».

    Психологический инфантилизм – человек имеет вполне здоровую в физиологическом отношении психику, он вполне соответствует по развитию своему возрасту. Но им сознательно выбирается «детское» поведение. К примеру, из-за перенесенной психологической травмы – как своеобразная «защита» от агрессивной внешней реальности. Затем привычка отгораживаться и перекладывать ответственность за себя на других становится нормой поведения.

    Особенности у мужчин

    Основная масса отличий в проявлении инфантильности у полов кроется в социальных взглядах, принятых в том или ином обществе. Если смотреть на проблему с этой точки зрения, то инфантильность у мужчин – это признак их несостоятельности как защитника, «добытчика». Такое поведение в большинстве социальных групп осуждается.

    Доминирует в таких отношениях родитель. Поэтому и став взрослым мужчина–инфант не берет на себя никакой ответственности – за себя, свою семью. Во многих ситуациях он ведет себя, как ребенок. Инфантилизм у мужчин довольно часто проявляется в избегании конфликтов, необходимости решать проблемы, уходе от реальности в выдуманные отношения, к примеру, в компьютерные игры.

    Зато такой мужчина – душа любой компании. Он искренне радуется любому празднику и поводу повеселиться. Он всегда готов стать организатором вечеринки, но только если финансировать ее будет кто-то другой. С деньгами он практически не умет обращаться и их зарабатывать.

    Признаки психопатии у мужчины могут наиболее ярко проявляться в его конкуренции с собственными детьми. Он искренне обижается, если жена уделяет ему меньше внимания или покупает больше вещей не ему, а ребенку. Скандалы и ссоры в такой семье будут происходить все чаще, если женщина не научится находить равновесие в отношениях с мужем и потомством.

    Особенности у женщин

    На инфантильность у женщин общество смотрит более благосклонно. Часто подобная «детскость» даже поощряется – многим мужчинам приятно баловать свою избранницу или воспитывать ее иногда. Отдельные мужья именно таким способом утверждают свое эго.

    Женщинам же импонирует роль зависимых – это значительно облегчает их существование в плане принятия важных решений. Перекладывание своих забот на «сильные мужские плечи» издавна поощрялось и приветствовалось в европейском обществе. Однако, реалии наших дней таковы, что подобное поведение порою приводит к катастрофе в отношениях – два инфанта, столкнувшись, не в состоянии помочь друг другу.

    Иногда за инфантильностью скрываются симптомы астении у женщин – авитаминозы, хроническая усталость, тяжелые стрессовые ситуации приводят к тому, что нервная система не выдерживает. Стремясь себя сохранить, женщина начинает уходить от реальности, становясь вялой, апатичной. После восстановления запасов витаминов и микроэлементов, а также энергии представительница прекрасной половины человечества вновь будет активной, яркой, веселой и жизнеутверждающей.

    Если же стремление веселиться – это преобладающая черта характера женщины, без желания задумываться о будущем, обеспечивать себе благополучие и комфорт собственными силами, речь может идти о психологической инфантильности. Поощрение подобного поведения может закончиться вседозволенностью и распущенностью, вплоть до нарушения уголовной ответственности. Наказание и «отрезвление» порою бывает чересчур резким и жестким – отбывание срока в местах лишения свободы.

    Как избавиться от инфантильности?

    Инфантильному человеку довольно трудно осознать имеющиеся у него проблемы с принятием решений. Немногие находят в себе силы бороться и предпринимать шаги по улучшению своей жизни – обретение самостоятельности. Чаще всего таким людям требуется помощь профессиональных психологов.

    Положительных результатов удается добиться быстрее, если обращение за помощью было предпринято на ранних этапах формирования расстройства личности, в детские годы жизни человека. Отлично зарекомендовали себя групповые и индивидуальные тренинги.

    Чтобы правильно организовать процесс воспитания и становления ребенка, родителям можно порекомендовать:

  • чаще советоваться с детьми, спрашивать их мнение по каждому важному для них событию жизни;
  • не пытаться искусственно создавать для ребенка чрезмерно комфортных условий – узнавать обо всех трудностях, к примеру, в школе, совместно их решать, а не взваливать проблему только лишь на свои плечи;
  • записать его в спортивную секцию – так в нем будет формироваться ответственность и целеустремленность;
  • побуждать ребенка к общению со сверстниками и людьми старшего возраста;
  • избегать мышления категориями «мы» – разделять себя и малыша на «я» и «он».
  • Если интеллектуальное снижение было спровоцировано очаговой ишемией, тогда понадобиться квалифицированная помощь невролога, медикаментозное лечение.

    Специалисты могут лишь давать рекомендации, как избавиться от инфантильности во взрослом возрасте – пересмотреть свои жизненные приоритеты, попробовать жить отдельно от родителей, найти такую работу, которая будет требовать принятия решений, но без чрезмерной ответственности. Можно попробовать пошаговое планирование – ставить перед собой вполне достижимые цели и стремиться к ним.

    psi-doctor.ru

    Что такое невроз и как его можно вылечить?

    Что такое невроз?

    Невроз – чрезвычайно полиморфное (многоликое) расстройство и часто врачи различных специальностей в нем видят какие-то проявления своей патологии. Даже вернее было бы сказать, что просто многие заболевания включают субъективное страдание и неврозоподобные (похожие на невроз) проявления. Говоря проще, многие заболевания включают такие симптомы как недомогание, снижение активности, астению (снижение физиологического и психологического тонуса), раздражительность, головные боли, нарушения сна и вегетативную дисфункцию…

    Неврозы сегодня по научному называются «Невротические расстройства». Они входят в диагностическую рубрику МКБ-10 «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Эти расстройства объединены в одну большую группу в силу их исторической связи с концепцией невроза и связи основной части этих расстройств с психологическими (обратите внимание!) причинами.

    Невроз (невротическое расстройство) по определению Бориса Дмитриевича Карвасасркого – это психогенное (как правило, конфликтогенное) пограничное расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека, проявляется в специфических клинических феноменах при отсутствии объективных соматических (заболевания органов и систем человека) и психотических явлений (психических болезней).

    Для невротического расстройства характерны три сущностных черты (это отличает их от других пограничных расстройств):

    1. Обратимость патологических нарушений, независимо от их длительности.

    2. Психогенная природа заболевания, которая определяется существованием связи между клинической картиной болезни, особенностями личности и патогенной психотравмирующей ситуацией.

    3. Специфичность клинических проявлений, состоящая в доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств.

    Какие бывают типы неврозов?

    Для диагностики невротического расстройства кроме выявления расстройства невротического уровня необходимо установить причинно-следственную связь психотравмирующих переживаний и личностных особенностей с возникновением этих расстройств.

    В отечественной неврозологии принято выделять три основных клинических формы невроза:

    1. Истерический невроз.
    2. Неврастения.
    3. и Невроз навязчивых состояний.

    Все остальные названия — это просто частные синдромы, как например ОКР (Обсессивно-компульсивное расстройство). Имеется ввиду клинически, что это невроз навязчивых состояний с фобическим синдромом.

    В МКБ-10 (современная классификация болезней) основным клиническим формам проявлений(!) неврозов есть несколько: F44 – диссоциативные (конверсионные) расстройства; F48 – неврастения; F40-42 – тревожно-фобическое расстройство, другие тревожные расстройства и обсессивно-компульсивное расстройство.

    Единственный специалист, который обосновано занимается неврозами – это врач психотерапевт. Другие врачи могут оказать помощь в снижении субъективного страдания вследствие невроза, но каузального (причинного) влияния на это заболевание оказать не могут. Это относится, к сожалению и к психологам тоже.

    Какова прична невротического расстройтсва?

    Разберем типичный пример невротического расстройства: пациентку О. 35 лет беспокоят панические атаки. Почему они возникают? Причиной панических атак часто являются внутренние противоречия личности (у О. это двойственное отношение к матери: она с одной стороны не может принять доминирование матери над ней, а с другой стороны, не может обойтись без ее помощи в воспитании ребенка), инфантильность личности О. (она не готова самостоятельно решать свои проблемы), а также возникшую психотравмирующую ситуацию (сложности в близких отношениях и расстование с молодым человеком, увольнение с работы). В такой ситуации панические атаки работают как удивительный и чудовищный адаптационный механизм – они позволяют конфликтовать с матерью, одновременно требовать помощи в уходе за ребенком и объяснять причину профессиональной дезадаптации. Если механически убрать панические атаки – пациентке станет еще хуже.

    Причына невроза у пациенти О. триада факторов — личность (инфантильность и внутренне противоречие) — психотравмирующая ситуация (сложности с устройством личной жизни и увольнение с работы) — болезнь (наническая атака решает все проблемы)

    Кто и как лечит невроз?

    Терапевт поликлиники распознает это состояние как переутомление и недосыпание и поставит диагноз «вегето-сосудистая дистония» (например) и назначит оздоровительный режим, витамины, «правильное питание», бета-адреноблокаторы. Но у пациентки О. повышение артериального давления определяется стрессом, обусловленного реальными проблемами в жизни, а само переутомление обусловлено стремлением пациентки доказать, что она имеет право уважать себя и будет чрезмерно заниматься домашними делами и поисками работы.

    Невролог в этом случае распознает приступообразный характер расстройства и поставит диагноз «диэнцефальные кризы на фоне остеохондроза» (у кого нет остеохондроза при нашем образе жизни!?) назначит общеукрепляющее лечение, транквилизатор и «массаж воротниковой зоны головы». Но у пациентки вегетативная дисфункция является следствием неразрешенных внутриличностных противоречий, они действительно проявляется диэнцефальными приступами, но они являются следствие психологического напряжения, длящегося годами.

    Психиатр распознает этот состояние как «панические атаки на фоне невротической депрессии». Назначит антидепрессант и транквилизатор клоназепам (например), которые, действительно, уменьшат частоту панических атак и улучшат настроение. Но у пациентки депрессия обусловлена личностным кризисом, а панические атаки — неразрешимыми внутриличностными противоречиями.

    И лишь только врач-психотерапевт ставит диагноз «невроз навязчивых состояний с паническими атаками», приглашает в партнеры медицинского психолога и вмести с ним проводит психотерапию, помогает пациентке справиться с инфантильными чертами личности, помогает преодолеть личный кризис и способствует обретению себя. И как только в панической атаке больше нет необходимости она исчезает. Навсегда!

    Иногда путь к психотерапевту по этому «медицинскому лабиринту» занимает 3-10(!) лет. Там еще может появляться эндокринологи, гастроэнтерологи, гинекологи (у женщин), кардиологи, иммунологи. Модными участниками медицинского лабиринта сегодня становятся т.н. «андрологи и специалисты по простатологии» (у пациентов-мужчин с неврозами действительно снижается потребность в сексуальных отношениях и почему бы действительно не пролечить потенциальный простатит), а также «специалисты» по гельминтам и кишечным паразитам. Еще хуже, когда к медицинскому лабиринту присоединяются целители и экстрасенсы.

    У одного нашего пациента с паническими атаками путь к психотерапевту занял 7 лет, на этом пути пациент потратил на диагностические и лечебные мероприятия в разных клиниках более 80 000 евро. Лечение в нашей клинике продолжалось 13 месяцев. В индивидуальную психотерапевтичческую программу были включены 1) краткосрочная динамическая психотерапия, 2) групповая динамическая психотерапия, 3) экзистенциальная групповая психотерапия, 4) и пару совместных встреч с пациенткой и матерью.

    www.b17.ru

    Инфантильный невроз

    ИНФАНТИЛЬНЫЙ НЕВРОЗ (INFANTILE NEUROSIS). Термин, введенный в обиход Фрейдом для описания психических нарушений, которые рассматриваются как общие для всех людей при столкновении с эдиповым комплексом. На пике развития того, что Фрейд назвал “инфантильной генитальной организацией” (фаллической фазой), “. доминирующее значение приобретает интерес к гениталиям и их деятельности, к тому, чего немного не достигло созревание” (Freud, 1923). Эта генитальная направленность сопровождается универсальными фантазиями обладания объектом противоположного пола, завистью, ревностью, гневом в отношении объекта своего пола, сменяющими друг друга конфликтами и желаниями привязанности идеализируемого объекта своего пола. Зависть к пенису, страх кастрации, страх утраты любви, низкая самооценка и чувство вины могут появляться как манифестации этого ядерного конфликта.

    Понятие инфантильного невроза стало центральным в психоанализе после случаев маленького Ганса и “человека-волка” (Freud 1909, 1918). В настоящее время оно имеет два значения: 1) прототипического источника интрапсихических конфликтов эдипова комплекса; 2) метапсихологического конструкта, относящегося к внутренней структуре и организации инфантильной личности, возникающим в результате конфликта. Во втором значении инфантильный невроз характеризуется вызывающим тревогу интернализированным конфликтом и структурой Я, способной ответить на сигнал тревоги соответствующими защитами и компромиссами. С явными симптомами или без таковых эта интрапсихическая организация составляет основу будущего невроза взрослого.

    Неврозы начинаются с интрапсихического конфликта. Исторически существовала тенденция недооценивать возможности предшественников Я и Сверх-Я в формировании интрапсихического конфликта на ранних стадиях развития. Согласно современным представлениям, интернализация конфликта начинается во второй половине второго года жизни (Mahler, 1975). Большое значение для совладания с эдиповым конфликтом имеет выход из восстановительного кризиса. Специфические трудности, связанные с эдиповым комплексом, в сочетании с требованиями зарождающегося Сверх-Я, усиливают возможность невротического конфликта.

    Однако инфантильный невроз предполагает не только интернализированный конфликт, но также определенную стадию психического структурирования. Борьба Я с инстинктивными влечениями все более поддерживается со стороны Сверх-Я. С обретением Сверх-Я большей консолидации во внутреннем мире возникает организованный набор норм и источник наказаний; нарушение внутренних норм приводит к внутреннему порицанию, то есть чувству вины. Наградой за следование этим нормам или целям является чувство гордости и повышение самооценки. Соответственно, уменьшается вероятность внешних влияний на внутренние неупорядоченные компромиссные решения, и Я действует все более независимо от внешней поддержки. Другими словами, классическая формула формирования невроза на сегодняшний день вы¬глядит следующим образом: “. конфликт, за которым следует регрессия; регрессивные цели, повышающие тревогу; тревога, отраженная защитой; разрешение конфликта посредством компромисса; формирование симптома” (A. Freud, 1971, с. 80).

    Хотя исторически понятие инфантильного невроза использовалось для описания эдипова конфликта, симптомов и как метапсихологический конструкт, следует, по-видимому, ограничить этот термин только рамками метапсихологических построений. Как уже отмечалось, интернализированный конфликт возникает еще до формирования эдипова комплекса. Это значит, что пациенты с доэдиповым конфликтом могут тем не менее быть невротиками, а пациенты, которых невротиками не считают (с пограничными, нарциссическими, характерологическими и даже шизофреническими расстройствами), обладают эдиповыми желаниями и конфликтами. Кроме того, инфантильный невроз не является клинической диагностической категорией — этот термин нельзя использовать для обозначения констелляции наблюдаемых симптомов. В самом деле, симптоматика, которую считали показателем инфантильного невроза, например фобические и обсессивные проявления, может иметь множество динамических форм.

    См. детский невроз, конфликт, психосексуальное развитие, развитие, сепарация-индивидуация, эдипов комплекс.

    Психоаналитические термины и понятия: Словарь/ Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина/Перев, с англ. А.М. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. — М., 2000.

    ponjatija.ru

    ИНФАНТИЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ

    По многим причинам диагностика инфантильных невро­зов достигла больших успехов, чем в какой бы то ни было другой области. И прежде всего потому, что, как известно с первых шагов психоанализа, они не только сравнимы с невро­зами взрослых, но и являются их «моделью и прототипом» (49, с.

    В фундаментальных трудах по психоанализу мы находим заверения, что детские неврозы дают для правильного пони­мания неврозов у взрослых «так же много, как детские сны для понимания сновидений взрослых» (53, с. 9). Изучение инфантильных неврозов, говорится далее, предохраняет от

    ошибок при анализе неврозов взрослых (52, с. 363), поскольку «невроз в зрелости раскрывается, как правило, как прямое продолжение инфантильного заболевания» (там же, с. 364).

    Между невротическими симптомами у детей и взрослых наблюдаются прямые соответствия. Истерия в обоих случаях демонстрирует беспочвенные страхи, острые приступы страха, и их конверсии в телесные симптомы: истерическую рвоту и страх отравления; боязнь открытого пространства и боязнь животных. Лишь клаустрофобия у детей встречается реже, зато чаще возникают ситуативные фобии — перед школой, зубным врачом и т. п. Навязчивый невроз у детей и взрослых проявля­ется как повышенно-болезненная амбивалентность и выража­ется в церемониях засыпания, навязчивой страсти к умыва­нию, навязчивых идеях, действиях, пристрастии к магическим числам, словам и жестам или их избегании, избегании или навязывании прикосновений и т. д. Детским задержкам в иг­рах и учебе соответствуют взрослые задержки в продуктивной деятельности. Общие симптомы: запрет на проявление агрес­сии, на обнажение своего тела, на проявление любопытства и, как следствие, неспособность к конкуренции. И лишь особен­ности формирования невротического характера несколько раз­личаются у детей и взрослых.

    Еще более важное значение, чем соответствие симптома­тики, имеет тот факт, что неврозы у детей и взрослых развива­ются одинаково. Классическая этиологическая формула гла­сит: 1) начальное достижение сравнительно высокого развития инстинкта «я» (у детей к фаллически-эдипальной, у взрослых — к генитальной сексуальности); 2) непереносимые страхи или разочарования на этой ступени (у детей — страх кастрации);

    3) регрессия от соответствующего возрасту уровня к прегени­тальным точкам фиксации; 4) активизация инфантильных сек­суально-агрессивных импульсов, желаний, фантазий; 5) воз­никающее на этой почве чувство вины, мобилизующее защиту «я»; 6) защитная деятельность, ведущая к компромиссным образованиям; 7) и, наконец, результат — невротические сим­птомы или нарушения характера, различающиеся точками

    фиксации, к которым деградирует инстинкт, содержанием от­вергнутых фантазий и выбором механизмов защиты, которы­ми пользуется «я» (вытеснение, реактивное образование, про­екция, обращение против себя самого и т. д.).

    На заре психоанализа, когда к аналитику попадали только предварительно отобранные дети, мы считали, что большин­ство пациентов страдает именно инфантильными неврозами. Однако переход от частной практики к работе в детских кон­сультациях и больницах и получение огромного материала, требовавшего аналитического изучения, в корне изменил и это представление.

    Первое разочарование состояло в том, что симптомы у де­тей, в отличие от взрослых, не обязательно связаны со строе­нием личности в целом, а часто возникают отдельно или свя­заны с симптомами и свойствами характера другой природы и происхождения. Симптомы навязчивого невроза — церемонии засыпания, навязчивые числа и т. п. — нередки у детей, кото­рых по их беспокойности, неконтролируемости, импульсив­ности следовало бы отнести к истерикам. Точно так же исте­рические конверсии, фобии, психосоматические симптомы — у тех, кто демонстрирует навязчивый невроз. Хорошо воспи­танные, социально приспособленные, разумные дети вдруг совершают диссоциальные поступки. Дети, никому не подчи­няющиеся дома, соблюдают дисциплину в школе, и наоборот.

    Следующим разочарованием стало открытие, что отдель­ные формы инфантильных неврозов совершенно необязатель­но порождают тот же невроз у взрослых.

    прикосновениям и т. п. (то есть проявляют симптомы навяз­чивого невроза), вполне могут стать шизоидами или шизофре­никами.

    О причинах таких несоответствий существует несколько предположений. Очевидно, что, даже если изначальный ин­стинктивный компонент один и тот же (например Л анально­садистический), «я» выбирает один из двух патологических выходов, и этот выбор происходит на фоне продолжающегося развития. Желание смерти, агрессии, ощущение себя несчаст­ным, приемлемые на одном уровне, отвергаются на следую­щих как враждебные «я»: тем самым симптоматика изменяет­ся от диссоциальности к навязчивости. Точно так же при созревании «я» телесные защитные формы (конверсия, избе­гания) уходят на задний план, и их заменяет защита в психи­ческих процессах (числа, магические формулы, изоляции), то есть истерические симптомы заменяются навязчиво невроти­ческими. Одновременное присутствие симптомов истерии и навязчивого невроза иногда объясняется просто: истерические дети в анально-садистический период приобретают дополни­тельные симптомы, которые соответствуют защитной борьбе этого периода. В других случаях, когда навязчивый невроз еще только формируется, беспочвенные страхи, фобии и другие истерические симптомы сохраняются как наследие уже прой­денной стадии развития.

    Амбивалентные конфликты у маленьких детей, страдаю­щих навязчивым неврозом, следует, по-видимости, расцени­вать как раннее проявление раздвоения, дисгармонии структу­ры личности, которые являются предвестниками позднейших тяжелых психотических (шизофренических) расстройств.

    Психопатологических явлений, присущих детству, гораздо больше, чем можно было предположить, основываясь на изу­чении взрослых. Опыт позволяет нам выделить как бы ядра, вокруг которых группируются различные симптомы. Так, на­пример, все типичные навязчивые симптомы, церемониалы, ритуалы, приступы страха, фобии, психосоматические нару­шения следует отнести к группе симптомов инфантильного

    невроза. А такие явления, как неприятие существования объек­тивного мира, отказ от соотнесения себя с реальностью, — к группе симптомов инфантильного психоза. Кроме того, суще­ствует множество других (не обусловленных органически) нарушений: сложности с питанием и отходом ко сну у младен­цев; неконтролируемость мышечной активности и речи, не­способность соблюдать чистоту, сложности с обучением; пер­вичные нарушения нарциссического либидо и более поздние нарушения объектных отношений; состояния, порожденные тенденциями к разрушению или саморазрушению, или некон­тролируемыми сексуальными или агрессивными тенденциями; запоздалое развитие или инфантилизм личности. Причем та­кие дети нередко вообще не достигают фаллически-эдипаль- ной стадии, на которой и формируются неврозы. У других ос­таются недоразвитыми, примитивными защитные механизмы, и тогда их симптомы свидетельствуют скорее о прорывах ин­стинкта, чем о борьбе с ним «я». А у обладателей неразвитого «сверх-я» не бывает моральных требований, глубоко осознава­емых конфликтов и чувства вины.

    До сих пор существуют лишь описательные и отнюдь не достаточные картины развития эти нарушений. Некоторые из описанных явлений, вероятно, следовало бы оценить как пред­невротические, которые по мере созревания и структурализа- ции личности могут превратиться в типичные неврозы. Дру­гие — это, скорее «неудавшиеся» неврозы, т. е. безуспешные, незаконченные и кратковременные попытки «я» одержать верх над инстинктами.

    medic.news