Информационный стресс это реакция на любую информацию

5.1. Роль информационных и энергетических процессов в регуляции стресса

5.1. Роль информационных и энергетических процессов в регуляции стресса

Известно, что энергетическое обеспечение жизнедеятельности составляет содержание вегетативных и метаболических процессов. Благодаря постоянно осуществляющимся процессам метаболизма, обеспечивающим энергетические и пластические процессы, репродуцируются динамические и структурные связи между отдельными элементами. Эти процессы осуществляются благодаря открытому характеру живых систем и постоянному потоку свободной энергии.

Важным качеством информационного взаимодействия элементов живой системы между собой и системы в целом со средой для процессов управления и саморегуляции является его «усилительный» характер, что позволяет осуществлять эффективное воздействие одной подсистемы на другую. В информационной системе осуществляется процесс внутреннего преобразования (разряд) свободной энергии воспринимающего элемента, во много раз превышающий силу воздействия, являющегося поводом такого преобразования. Внешнее воздействие выступает как сигнал, несущий содержательную информацию. Чем более критична (неустойчива) система по данному параметру информации, тем меньше энергия воздействия необходима.

Начальная детерминанта поведения — «стимул» — не является просто энергетическим толчком, запускающим реакцию. Ее следует расценивать как «сигнал» в информационном понимании этого термина. Как физико-химическое явление сигнал может определяться характерными биоэлектрическими, нейрохимическими, динамическими признаками, выявленными в различных субстратах и элементах мозговых систем. Но главная сущность сигнала в его информационном значении. На уровне психического управления происходит выделение информации из сигнала и совершается это в субъективной форме. Независимо от своей модальности, сигнал оценивается не только в сенсорном, биологическом, социальном и прочих смыслах, но в категории субъективного, личностного к нему отношения. Базальными нейрофизиологическими механизмами сложной иерархии субъективных оценочных систем мозга являются альтернативные системы позитивного и негативного подкрепления. С ними связана квалификация поступающей информации в субъективной форме, в категориях «хорошо — плохо», «вредно — безвредно», «опасно — неопасно», «сложно — легко» и т. п. со всеми психологическими вариантами и оттенками, в зависимости от сложности организации мозга данного индивида, характера предшествующего жизненного и профессионального опыта, личностных особенностей и других факторов.

Характеристика процесса отражения действительности с учетом отношения личности к этой действительности является наиболее важным аспектом психофизиологического анализа механизмов развития эмоционального (психологического) стресса.

Проблема соотношения информационных и энергетических процессов применительно к вопросу психологического стресса, может быть рассмотрена на двух уровнях. Во-первых, на уровне целого организма, в аспекте уравновешивания его с окружающей средой, как соотнесение информационных сигналов внешнего мира и деятельности, как обеспечение принципа активности и самовыражения живой системы. Во-вторых, на уровне самого носителя нейродинамических систем применительно к мозговой ткани [32].

Первый аспект этой проблемы — воздействие информационных процессов высшего ранга на соматическую сферу (в плане ответных вегетативных реакций, энергетических сдвигов, поведения) особенно важен. Это проявление информационного регулирования подсистемами, где отчетливо проявляется «усилительный» характер содержательной информации. По Д. И. Дубровскому, «… это, несомненно, особый класс воздействий, качественно отличающийся от таких воздействий, как влияние на соматическую сферу химических вредностей, радиоактивного излучения или инфекционного агента. Здесь в полном объеме выявляется значение информации личностного уровня для всей системы человеческого организма, значение именно информации как таковой, ибо вызываемый его эффект в соматической сфере независим от формы сигнала, несущего эту информацию» [60, с. 350]. Применительно к проблеме стресса это положение отражает принципиальное различие понятий психологического (информационного) и физиологического стресса.

Внешние воздействия, представляющие для индивида информационную ценность — сигналы, в обобщенном понятии приобретают значение информационно-регуляторных функций. После анализа сигнала посредством механизма усиления информационные сигналы превращаются в управляющие. Очень важно, усвоена ли информация личностью и в какой мере, то есть признана правильной, принята безраздельно, с недоверием и т. д. Эти психологические описания отражают существенную сторону информационных процессов внешнего уровня. Как уже указывалось, объективно стрессовые ситуации и воздействия, воспринятые как сигналы, но не усвоенные личностью, не оказывают заметного влияния на поведение, соматические и вегетативные процессы. И, наоборот, объективно менее существенные сигналы, но сразу усвоенные личностью, вызывают значительные изменения вегетативных и энергетических процессов. В этом и сказывается роль личности. Критичность, неустойчивость данной системы по отношению к определенной (содержательной) информации вызывают значительные энергетические преобразования в системе. Свободная энергия трансформируется либо в связанную энергию новых структурных связей (например, пластические преобразования в нейрональных элементах мозга), либо на производство внешней работы.

Значительный объем информации, воспринимаемой личностью, может иметь информационно-регуляторное значение. Но в плане воздействия психического на соматическое особое значение имеет влияние эмоционально насыщенных сигналов, являющихся информацией для данной личности и включаемой ею в цикл информационно-управляющих процессов. Нейродинамические системы, осуществляющие отбор и санкционирование информации, функционируют на базе обобщённого прошлого опыта, памяти. Одним из механизмов, определяющих усвоение информации в субъективно-личностной форме, является механизм эмоций. Он включает оценочные системы мозга, связанные с системами положительного и отрицательного подкрепления. Субъективным эквивалентом такой филогенетически более древней формы отображения действительности является необразное, эмоциональное отражение.

При необразном, эмоциональном отражении объективная действительность выступает для индивида сразу в мотивационной форме, в качестве потребностей и целей деятельности. Эмоция, возникающая в ходе уравновешивания организма со средой, по своей сущности состоит в саморегуляции физиологических и психических функций организма. По П. К. Анохину [7], эмоции выступают как пример подлинной интеграции нервных и гуморальных (вегетативных, энергетических) процессов в масштабе целого организма. Взаимосвязанная с ними мотивация по принципу неразрывного, биологически сложившегося континуума «субъективное состояние — действие» объединяет согласованно и эффективно отдельные и многообразные элементы разных функциональных систем организма в новую, единую эмоционально-поведенческую функциональную систему.

Если подобные континуумы фиксированы генетически или закреплены прошлым опытом, то ответная соматическая реакция на данный сигнал, а также на субъективное состояние, вызванное информацией, содержащийся в этом сигнале, у данного индивида стереотипна. Если воздействие конкретно, то возникает конкретная биологическая реакция, скоррелированная в своих моторно-вегетативных показателях. Такие эмоциональные реакции развиваются по рефлекторному принципу. Информационное значение сигнала выступает в своей информационно-регуляторной функции, организуя эффекторное звено эмоции, а точнее, ту ответную поведенческую реакцию, которая определяется оценочным субъективным отношением индивида к воздействию [32]. Этот комплекс вегетативных и энергетических сдвигов по своей сущности эквивалентен первой стадии стресса — мобилизации энергетических ресурсов для решения срочно возникшей жизненно важной задачи. Способность к подобным реакциям при так называемых витальных эмоциях, протекающих на гиперкомпенсаторном уровне, с перераспределением свободной энергии системы, выделяющейся в максимальном объеме при биологически важной информации, усвоенной индивидом, составляет один из механизмов выживаемости индивида. Максимальное напряжение «механизмов защиты» с «аварийным» уровнем энергетических потоков возникает в системе при прагматической неопределенности угрожающей ситуации, при невозможности осуществления готовых программ деятельности, при необходимости срочного подбора новых вариантов системной организации. И в этих случаях пусковым фактором является информация, выступающая в своей информационно-регуляторной «усилительной» функции, вызывая максимальные преобразования внутренней энергии системы. Биологическое содержание этого состояния живой системы и описывается термином «эмоциональный стресс».

Развитие синдрома психологического (информационного) стресса на значимую для данного индивида информацию в существенной мере будет определяться также состоянием процессов внутриклеточной саморегуляции элементов центральной нервной системы. Они в конечном итоге обусловливают обеспечение адекватного поведения организма в стресс-ситуации. В противном случае происходит «прорыв» системы психологической адаптации индивида к информационному стресс-воздействию.

В изучении механизмов регуляции психологического стресса важным, но еще не до конца ясным остается вопрос о соотношении эмоций и стресса. В целом в ряде работ подчеркивается неразрывная связь стресса и эмоций и даже доминирующая роль эмоций в развитии стрессовых процессов [169, 179, 182 и др.]. Однако, в пользу разделения механизмов стресса и эмоций Г. Г. Аракелов приводит достаточно аргументированные данные, а именно:

«… 1) эмоции разнонаправленные (положительные и отрицательные), их механизмы различны, а стресс всегда однонаправлен — на мобилизацию жизненных сил организма, независимо от последующей направленности («знака») эмоций;

2) величина стрессовой реакции прямо зависит от силы стрессора, а иногда и превышает ее; у эмоций эта зависимость более многозначна и значительно менее жестка;

3) при всем внешнем сходстве исполнительных структур мозга (гипотоламус) конкретные зоны их инициации различны;

4) стресс и эмоции выполняют разные функции» [4, с. 48].

О специфичности механизмов развития эмоций и стресса свидетельствуют результаты исследования экстремальных воздействий информационных факторов операторской деятельности, когда проблемность и значимость сложной или опасной ситуации, возникновения «информационно-когнитивного конфликта» первично вызывают стрессовые реакции, на фоне которых зарождаются либо стенические, либо негативные (астенические) эмоции.

psy.wikireading.ru

Информационный стресс

Самым частым типом стресса современного человека является информационный. Он является подвидом психоэмоционального стресса. Более того, мнение большинства психологов сходится в том, что в основе и других видов психоэмоционального стресса также лежит информационный.

Причины и симптомы информационного стресса

Информационный стресс это защитная реакция организма человека на слишком большой поток информации, который он получает ежедневно. Зачастую эта информация является абсолютно лишней для человека и для решения его проблем. Основной трудностью является то, что человеку некуда деться от потока информации. Она обрушивается на него со всех сторон: с телевизора, радио, газет, социальных сетей, разговоров окружающих людей.

Причины информационного стресса могут быть следующие:

  1. Зависимость от информации. Несмотря на то количества негатива, которое несут средства массовой информации, человеку трудно преодолеть свою зависимость от них и перестать подолгу смотреть телевизор, общаться в соцсетях, читать газеты. Как и любой другой вид зависимости, она позволяет человеку забыть на время о своих проблемах, уйти от реальности, но точно также и усугубляет ситуацию.
  2. Неумение планировать свое время и работу. Откладывание решение задач на последний момент, постоянное состояние дедлайна приводит к тому, что слишком большое количество проблем ведет к переутомлению и стрессу.
  3. Необходимость решать сразу несколько задач. Даже если они сами по себе не вызывают никаких трудностей, то основную проблему несут постоянные переключения с одной задачи на другую.
  4. Необходимость в постоянном получении новых знаний. Чтобы не отставать от коллег в профессиональном плане, выполнять новые задания на работе, необходимо постоянно учить что-то новое, перерабатывать большое количество информации.
  5. Не так страшна сама информация, сколько ее непредсказуемость. Человек не знает, что и в какой момент времени он услышит или увидит, поэтому не может эмоционально подготовиться к событию.
  6. Общая усталость организма, которая может быть вызвана бессонницей, тяжелой работой.
  7. Симптомами информационного стресса является, прежде всего, бессонница. Анализируя и пытаясь упорядочить всю информацию, которую человек получил за день, он попросту не может расслабиться и уснуть. А утром, наоборот, появляется сонливость, заторможенность действий и реакций, что в свою очередь затрудняет восприятие новых данных. В итоге получается замкнутый круг. Вторым симптомом стресса являются головные боли, частые приступы головокружения. Меняется поведение человека, он становится агрессивным, вспыльчивым, раздражительным. Повышенное давление, потеря концентрации, ухудшение памяти, общий упадок сил – также могут указать на наличие у человека информационного стресса.

    122plus.ru

    Информационный стресс: как защититься от перегрузки?

    Современный темп жизни предполагает большое поступление информации от внешнего мира. Новостная лента, телевизионные передачи, интернет, регулярное повышение профессиональной компетенции. Человек находится в постоянном потоке различных сведений. Ему необходимо постоянно перерабатывать поступающую информацию, решать задачи, анализировать. Иногда нагрузка настолько сильная, что человек перестает воспринимать данные, наступает реакция на перегрузку – информационный стресс. Этот вид стресса проявляется как физиологическими признаками, так и эмоциональными.

    Что входит в понятие

    Любой стресс — это ответ организма на воздействие каких-либо неблагоприятных факторов. При передозировке информации человек испытывает усталость, сравнимую с выполнением тяжелой физической работы. Специалисты разделяют два вида реакций:

    • напряжение, полученное в результате деструктивных новостей;
    • стресс, связанный с переизбытком сведений.
    • Исследователи пришли к заключению, что у лиц, более шести часов наблюдающих за негативными новостями, появляется реакция беспокойства, тревожность и страх. Постоянное напоминание о трагических событиях в социальных сетях и СМИ вызывает затяжные стрессы.

      У людей, которые длительно следили за новостями о военных действиях в Ираке, было выявлено посттравматическое стрессовое расстройство.

      В случае стресса человек не может обработать определенный объем информации в единицу времени. Не может ее «переварить» и критически осмыслить. В итоге появляется опустошенность, усталость и соматические проявления.

      Причины информационной перегрузки

      Из-за чего возникает информационный стресс? Выделяют несколько причин перегрузки, к которым относятся:

    • доступность сведений и легкость их получения;
    • стремительный рост объема информации, постоянное поступление новых данных в той или иной сфере;
    • изначально большой объем информации, связанной с историческими фактами;
    • множество неточности в сведениях, провокационная и противоречивая информация;
    • поступление данных мощным неструктурированным потоком.

    Информационный фактор перегрузки в современном мире

    Эрих Фромм писал, что современный человек не имеет защиты против такого фактора, как информационный шум. Он окружен им везде. Это радио, реклама, телевидение, музыка и другая нагрузка. Шум не просветляет разум, а, наоборот, затуманивает его, делая личность уязвимой.

    Сегодня к источникам информационного шума добавились компьютерные и информационные технологии. Благодаря доступности интернета человек постоянно получает массу ненужных ему сведений. Мгновенные сообщения из социальных сетей, просмотр фотографий, чтение постов – все это ненужным грузом откладывается в сознании.

    Ученые выявили тесную закономерность между работой гаджетов и здоровьем современных людей. Реакция пользователей на проблемы с техникой, вирусные атаки, невозможность войти в интернет и потеря информации вызывает симптомы, которые объединяют такое явление, как синдром компьютерного стресса. По данным исследователей, люди, которые обращались в компьютерную поддержку, испытывали ненужную тревогу, отчаяние и расстройство от невозможности пользоваться привычным устройством.

    Современная действительность предполагает необходимость интенсивного общения, особенно в профессиональной среде. Это вызывает коммуникативный стресс. В чем выражен переизбыток общения?

  8. Отсутствие знаний заставляет теряться, человек не может ответить на вопрос, его реакция на незнание некоторых моментов – повышенная тревога.
  9. Избыток информации от конкретного человека или людей. Необходимость выслушивать массу ненужных сведений вызывает сильную усталость и напряжение.

Признаки информационной перегрузки

Признаки стресса от перегрузки информацией проявляются на трех уровнях:

  • поведенческом;
  • физиологическом;
  • психологическом.
  • Что чувствует и как ведет себя человек в ситуации информационной перегрузки?

  • Физиологические признаки: тошнота, изжога, сухость во рту. Повышается давление, присутствует скованность движений.
  • Реакция уставшего от информации человека — отключение от реальности, он не видит и не слышит сигналов окружающего мира.
  • Появляется усталость, а если стресс регулярный, то она переходит в хроническую форму.
  • Рассеянность, безразличие к поведению окружающих людей.
  • Невозможность сконцентрировать внимание, сосредоточиться на важных вещах.
  • Потеря профессиональных качеств. В условиях информационного стресса трудно сосредоточиться и принять решение.
  • Методы защиты от информационного стресса

    Информационный стресс стал нормой? Как защитить себя от перегрузки и справиться со стрессом? Рассмотрим способы, предложенные психологами.

    Избирательность

    Желательно избирательно относиться к потребляемой информации. Человек внимательно относится к пище, одежде, гигиене, почему бы не применять такую избирательность к сведениям извне?

    Мировой объем сведений на сегодня равен приблизительно 1,8 зеттабайт. Это огромная масса данных, в большинстве случаев не нужных. Стоит выбирать, что слушать и смотреть согласно своим желаниям, иначе реакция на переизбыток сведений не заставит себя ждать.

    Новости и другие интересующие события можно отслеживать на одном сайте, выбрав его из множества. На просмотр новостей стоит выделить небольшое количество времени. Пусть информация поступает дозировано. Не стоит смотреть и употреблять все подряд. Лучше выбрать одно, но качественное.

    Отметаем негатив

    Отслеживайте свои чувства и реакции при просмотре новостей. Особенно это относится к криминальным событиям, к информации с негативным оттенком. Ежедневный просмотр информации с трагическими событиями формирует у человека депрессивные мысли, он чувствует себя плохо.

    Специалисты рекомендуют ориентироваться на качество потребляемых сведений, а не на количество. Стоит задавать себе вопрос: «Это действительно принесет мне пользу?»

    Прогулка вместо компьютера

    Специалисты советуют заменять время перед компьютером и телевизором на пешие прогулки, занятия в спортзале, медитацию, хобби, плавание. Следует не забывать об общении с приятными людьми.

    Не лишайте себя сна в пользу просмотра ненужной информации. Урсула Ле Гуин, известная американская писательница, говорила, что когда информация перестает приносить пользу, самый лучший выход – поспать.

    Организация режима

    Если отрицательная реакция на информацию появляется в силу профессиональной загруженности, не нужно браться за изучение нового материала какое-то время, иначе стресс гарантирован. Организуйте режим, отдыхайте в перерывах. Ошибка многих работающих людей – минуты отдыха они посвящают социальным сетям, разбору спама, увеличивая информационную перегрузку. Когда силы восстановятся, вы сможете более эффективно освоить нужную вам новую информацию.

    Если необходимо запомнить большое количество данных, поможет составление планов и интеллектуальных карт. Для этого научитесь выделять главное.

    У современного человека есть аккаунты в социальных сетях, форумах, сообществах. Большинство из них перегружают мозг бесполезными данными. Стоит провести ревизию и оставить только те аккаунты, которые необходимы. Не стоит вступать в интернет диалоги по каждому поводу. Отвечать на бессмысленные сообщения и комментировать все фотографии подряд. Стоит отписаться от людей, которые заполняют ленту бесполезными сведениями.

    Борьба с фрагментарным вниманием

    Современный человек воспринимает потребляемые сведения поверхностно, не разбираясь в вопросе. За день он может просмотреть несколько десятков картинок, прочитать несколько ненужных текстов, написать бесчисленное количество сообщений. Но все это только загружает голову, в итоге польза от этого нулевая, в голове полная каша, присутствует реакция стресса.

    Следует справляться с фрагментарным поступлением сведений, желательно выбирать что-то одно, но разбираться в вопросе более качественно. Хороший способ – прочитать книгу от начала до конца, это структурирует сознание.

    Информационный детокс

    Попробуйте провести эксперимент – отключите на время все источники информации. Какая появляется реакция? Какие чувства появляются без отсутствия постоянного потока сведений? Понаблюдайте за собой, скорее всего вы обнаружите реакции, похожие на «наркотическую ломку». Излечиться от этой зависимости можно устроив себе информационный детокс на несколько дней.

    Психологи советуют устраивать разгрузочные дни без современных девайсов, это хорошая профилактика стресса. Еще Шерлок Холмс говорил, что нельзя заполнять свою голову бесполезными сведениями, иначе в нужный момент в ней нельзя буде найти полезные данные.

    Видео: Информационный перегруз — правда или вымысел?


    ostresse.ru

    Стресс как «вечный двигатель»

    Опубликовано в журнале «Кадры предприятия» №9 год — 2005

    В профессиональной деятельности потенциал работника может проявляться как в благоприятных условиях деятельности, так и подавляться под воздействием неблагоприятных дезорганизующих факторов. Эффект «дезорганизаторов» сказывается не только на показателях распределения рабочего времени, объеме выполненной работы, продуктивности — это всего лишь следствие. Главным является то, что «дезорганизаторы» вызывают состояние психической напряженности и приводят к изменению функционального состояния.
    В данной статье мы поговорим о том, каким образом справляться с настигающими нас «дезорганизаторами» с минимальными потерями для своего психического здоровья, сохраняя прежнюю работоспособность, а также насколько важно вовремя восполнять собственные ресурсы, и каким образом можно предотвратить создание напряженных ситуаций в деловом взаимодействии.

    Психическая напряженность и стресс

    Психическая напряженность — это психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий; она сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, однако, в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать определенным образом . Каким? Таким, чтобы защититься и уйти от негативного развития ситуации.

    Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е из. испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — С. 230.

    Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры) . Авторы словаря по психологии разделяют психологический стресс на информационный и эмоциональный. «Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в требуемом темпе при высокой ответственности за последствия решений. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр.» (курсив — О.Ш.).

    Там же. С. 386—387.
    Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — С. 386—387.

    Здесь для нас важно то, что:

    во-первых, стресс необходим для нас как предупреждение о надвигающейся угрозе. Например, вы подходите к краю обрыва, смотрите вниз. Вас охватывает дрожь, учащается пульс, повышается потоотделение. В данный момент вы находитесь в состоянии стресса. Потому что эта ситуация опасна для жизни. Поэтому стрессовая реакция организма представляет собой сигнал о том, что ваш организм в опасности и следует предпринимать действия для устранения этой опасности или выхода из зоны опасности;

    во-вторых, слова «угроза», «опасность», «обида» не просто так были выделены в определении слова «стресс». Угроза и опасность может быть объективной (как в случае с высотой) и ложной. И ответственно за это наше сознание.

    Ганс Селье, разработавший учение о стрессе, основанное на понятии общего адаптационного синдрома, говорил, что жизнь — это вечный стресс, так как мы ежесекундно должны приспосабливаться к окружающим условиям и изменять свое поведение. Тогда важно не только понять, какие именно явления являются для нас стрессорами и каков наш индивидуальный временной предел стресса (1), как это отражается на нашем самочувствии и деятельности, как мы можем предотвратить появление стрессоров или невелировать их влияние (2), какие методы регуляции эмоционального состояния мы можем применять (3), но и использовать стресс, психическое напряжение на пользу организму, вовремя применяя методы регуляции, не оставляя времени на то, чтобы организм вошел в деструктивную фазу дистресса.

    Основные стрессоры

    Формула стресса проста: измененные условия деятельности, продолжительное действие негативных факторов и необходимость приспособления влечет за собой напряжение, и как следствие — отрицательные эмоции. Если же на стадии напряжения человек осознает его причину, он может управлять ситуацией. Осознание дезорганизующего фактора есть когнитивный компонент формулы стресса и он позволяет двигаться вперед.
    После того, как вы ответите на вопрос, «Что приводит меня в состояние напряжения?», задайте себе следующий: «Что мне нужно сделать и что я могу сделать, чтобы расстаться с этими неприятными ощущениями?»
    Психологический стресс — это реакция человека на трудную ситуацию, то есть на тот фактор, который для него является трудным. Трудность — понятие субъективное, и то, с чем один человек справится в одночасье, у другого вызовет неоднозначную реакцию. Для одного человека переход на новое рабочее место или необходимость выступить без подготовки перед аудиторией не вызывает тревожных мыслей, а для другого пульс составит 120 ударов в минуту. Если сотрудник загружен работой так, что из всего плана он успевает выполнить только 50%, то возникает типичная ситуация, которую один не воспринимает как стрессовую, а говорит себе: «Не сегодня — значит завтра. Ничего страшного, я сделал все, что было с моих силах». А другой будет каждую ночь засыпать с мыслью: «Что скажет начальник? Я никудышный специалист, если не могу выполнить все в срок! Разве таких людей долго держат в компании?» Если вы испытываете негативные эмоции, напряжение, следует проанализировать, какие именно факторы вызывают у вас это состояние. Осознание трудности позволяет работать с ней, преобразуя саму ситуацию или отношение к ней. Осознание эмоций позволяет освобождаться от них.

    Многие проблемы на самом деле не являются проблемами, а являются нашим пассивным восприятием изменившейся или непривычной для нас ситуации. Практическая деятельность показывает, что осознание человеком причины стресса не является залогом изменения ситуации. Мало знать, что нужно делать, нужно начать это делать.
    Будьте активны, не забывайте о том, что к любой ситуации можно применить огромную вариацию действий.
    У каждого есть свои нетипичные методы борьбы со стрессом, например:

    отказаться от того, что раньше было привычным действием (например, бросить курить или не одевать одежду черного цвета) и наоборот, начать делать то, что раньше вам не было свойственно (например, каждое утро выпивать стакан кефира, перейти на раздельное питание или завести собаку и ежедневно ее выгуливать);

    относиться ко всему философски. Попробуйте рассмотреть свою «болезненную» ситуацию с точки зрения различных философских традиций — и знания освежите, и заново откроете для себя принцип относительности;

    заняться медитацией, йогой, пением или слушать классику;

    затеять ремонт в квартире, обратиться к помощи соседей и друзей. А те в свою очередь пусть приведут своих друзей. Ремонт будет сделан за три дня, а вы узнаете, кто действительно циклевал пол в своей квартире сам.

    А быть может вам ничего не захочется делать. И в этом будет проявляться ваш принцип активности. Если вам нужен покой, поспешите оповестить об этом своих близких, которые по доброте душевной могут слишком активно проявлять свою заботу о вас.

    Часто мы сталкиваемся с такими факторами, то есть стрессорами, на которые не можем распространить свое влияние. Например, необходимость вставать слишком рано при том, что вы «сова», или проводить весь рабочий день с неприятным для вас человеком.
    Не вставайте на одни и те же «грабли» и не боритесь с «ветряными мельницами». Ваше психическое и физическое здоровье должно быть для вас гораздо важнее, нежели желание осуществить еще одну попытку изменить то, что вам не под силу.Используйте энергию «вечного двигателя» на совершенствование себя, а не на то, чтобы пускать мыльные пузыри.

    Любая трудная ситуация, даже если мы обладаем всеми знаниями, для того чтобы справиться с ней, будет сопровождаться негативными эмоциями. Если вы будете ограничивать себя в проявлении таких негативных эмоций, как гнев, злость, обида, страх, считайте, что вы храните «пороховую бочку» в себе, не выпускаете отрицательные эмоции, освобождая место для радости и свободы. А накопление такого «богатства» гарантирует вам скорое проявление его через физическое здоровье.
    Принцип телесноориентированной терапии заключается в том, что через работу с телом происходит работа с невыраженными чувствами, комплексами, которые проявляются, находят выход через напряжение мышц в различных областях тела, нарушении дыхания, скованности движений тела и т.п. Сердечные приступы, аллергия, даже рак и обычная простуда могут быть реакцией на эмоциональное потрясение.
    Осознание, принятие и проявление эмоции — вот что нужно, когда вы находитесь в стрессовой ситуации.
    Совладать со своими эмоциями вам поможет их визуализация.
    Для того, чтобы она была эффективной, необходимо войти в состояние релаксации: примите удобное положение, расположитесь так, чтобы вам ничто не мешало, ни посторонние звуки, ни высокие каблуки; следите за своим дыханием. Теперь приступим к конкретным способам визуализации.

    Страх, неуверенность. Представьте себе ситуацию, в которой будут максимально выражены эмоции, которые вы хотите преодолеть. Например, страх выступления. Ваша задача как можно более реалистично проиграть в своем воображении эту ситуацию таким образом, как вам бы хотелось, чтобы она развивалась. Представьте, как вы уверенно входите в зал, какая у вас походка, как вы выглядите, в чем одеты, как улыбаются вам окружающие, как интересно и громко вы выступаете, вам задают вопросы и вы, чувствуя себя уверенно и спокойно, отвечаете на них.

    Злость. Представьте человека, который вам неприятен и который вызывает у вас злость. Посмотрите на него, представьте в деталях его лицо, одежду, манеры, которые вас раздражают. Далее, возьмите краски и раскрасьте его так, как вам хочется. Можете пририсовать ему крылья, хвост, сделать его смешным или грустным. Можете с тем же успехом нарядить его в забавные костюмы Карлсона или Бабы Яги. Далее начните его уменьшать в размерах. Пусть сначала он станет на голову меньше, потом по пояс вам, пусть с каждым разом он становится все меньше и меньше, пока не исчезнет совсем. Также можно работать и над страхом, создавая его полный насыщенный образ, уменьшая его в размерах, осуществляя над ним какие-либо трансформации (когда он сгорает, улетает, растворяется, уплывает и т.п.).

    Невыраженные эмоции. Если вы чувствуете какую-либо ситуацию незавершенной (будь это разговор с начальником, когда вы хотели на него повысить голос, или ситуация, когда вас не захотел выслушать ваш друг), проиграйте в своем воображении ее до того момента, когда вам бы хотелось услышать, увидеть нечто другое, нежели было на самом деле. А затем позвольте ей развиваться таким образом, как вы бы хотели. Поговорите с тем человеком, который не захотел вас слушать, разрешите себе повысить голос на начальника, ответьте на обиду. Пусть вам станет легче.

    Обида. Если вы обижены на кого-то, вас не будет покидать это чувство до тех пор, пока вы сами не отпустите эту ситуацию и не освободите себя прощением этого человека.
    Смоделируйте следующую картинку. Представьте этого человека на огромной темной сцене, освещенной прожекторами. Представьте его таким, какой он сейчас. Выскажите ему все, что накопилось у вас в душе — за что вы на него обижены, что вы не можете простить ему. Пусть он выслушает вас. Далее, когда вы все ему выскажете, представьте его совсем маленьким ребенком. Посмотрите в его глаза. Представьте, что его кто-то обидел. Подумайте о том, что он стоит один на этой темной сцене и ему одиноко и страшно, потому что никого нет рядом, кто бы любил и заботился о нем. Посмотрите в его глаза еще раз, вы увидите страх, боль и просьбу о помощи. Теперь вы испытываете к этому ребенку жалость и сочувствие. Попробуйте простить его.

    Отрицательные эмоции. Если какая-то ситуация не дает вам покоя или воспоминание о человеке вызывает у вас напряжение, можно использовать метод нейтрализации негативных эмоций. Для начала вам необходимо вспомнить яркие приятные моменты, представить ситуацию, наполненную положительными эмоциями. Окунитесь в те переживания и заново ощутите эмоциональный подъем. Можете представить экран, где развиваются эти события, и нарисовать эту картину во всех подробностях. Далее воссоздайте образ человека или ситуации, с которой связаны негативные эмоции. И попробуйте совместить эти картины. Возможно, это представится трудным, однако ваше воображение поможет вам. Можете трансформировать новую картину дальше.
    Еще один способ нейтрализации негативных переживаний заключается в том, что вы представляете трудную ситуацию на экране в виде фильма. Далее представьте, что вы нажимаете на кнопки «яркость», «резкость» и «экран», тем самым сначала убираете цвет картины, далее резкость, а затем картина становится все меньше и меньше, пока не превратится в точку. Еще один вариант работы с экраном заключается в том, что вы прокручиваете фильм назад, на начало пленки. И уже трансформируете фильм, как хотите (выключаете, изменяете сюжет, добавляете героев или изменяете роли).

    Способы повышения стрессоустойчивости

    Что может помочь нам быть более устойчивым к стрессовым факторам и преодолеть напряженные ситуации? Способы повышения стрессоустойчивости можно выразить следующими формулами:
    1. Все должно быть в меру. Старайтесь упорядочить свой трудовой режим, а также режим отдыха. Не допускайте регулярных внеплановых рабочих нагрузок и старайтесь спать не меньше 7—8 часов в сутки. На рабочем месте устраивайте временные «передышки», снабжая их положительными эмоциями.
    2. Расставляйте приоритеты. В потоке обязанностей формулируйте для себя ежедневные, недельные цели и расставляйте приоритеты. Иногда значимость «срочных» дел гораздо меньше, нежели нам кажется. Даже если вы называете себя «многофункциональным человеком», не пытайтесь успеть сразу все.
    3. Не забывайте о физической нагрузке! Запишитесь в бассейн, займитесь утренними пробежками, а зимой встаньте на лыжи. Физическая нагрузка — не только залог хорошей спортивной формы, но и нормальной работы сердца и головного мозга. Не пренебрегайте таким обычным и доступным средством, как душ. Контрастный душ снижает эмоциональное напряжение, повышает тонус, бодрит и прибавляет сил. Если вы легко возбудимый человек и вас, например, часто одолевают сильные эмоции, вам не хватит «Листа гнева». Лучше 20 раз отожмитесь, поколотите подушку или включите на всю громкость радио, чтобы не было слышно вашего крика, в этом нет ничего странного. Странно то, что некоторые люди стесняются этого. Если вы находитесь на рабочем месте не один, поднимитесь на несколько этажей по лестнице или выйдите на улицу.
    Помогает снять напряжение следующее упражнение. Стисните зубы, напрягите жевательные мышцы и усильте это напряжение. Потом медленно расслабьте челюсти и мышцы шеи, слегка приоткройте рот. Постарайтесь ощутить облегчение от снятого напряжения и запомните возникающие при этом ощущения расслабления.
    Если же вы чувствуете длительную потребность в разрядке, запишитесь на борьбу или увеличьте силовую нагрузку в тренажерном зале. Физическая активность — это самое простое, что вы можете сделать для снижения напряжения.
    4. Займитесь медитацией. Наше здоровье и наше дыхание — это зеркало нашего психического самочувствия. Учащенное поверхностное дыхание, приступы удушья, астматические приступы часто вызваны не органическими причинами, а психологическим напряжением. На сегодняшний день существует множество литературы по медитации для самостоятельного изучения. Также вы можете записаться в группы, где обучают техникам работы с дыханием, релаксации и медитации.
    5. Будьте ближе к природе. Наш современный мир перенасыщен информацией и часто организм не справляется с потоком обрушающихся на него стимулов. Если говорить о цветотерапии, то голубые и зеленые цвета оказывают благоприятное успокаивающее действие на организм человека. Они символизируют надежду, спокойствие, радость, свободу. Совместите цветотерапию с приятной прогулкой по скверу. Известно, что общение с природой помогает не только успокоиться и по-другому взглянуть на бытовые и рабочие ежедневные проблемы, но и способствует физическому выздоровлению. Фитотерапевты, например, говорят, что если вы хотите избавиться от негативной энергии, нужно прислониться к тополю, а если хотите зарядиться положительной — подойти к березе.
    6. Соревнуйтесь с самим собой, а не с окружающими. Мы живем в социуме, поэтому не удивительно, что мы постоянно сравниваем себя с окружающими, и огорчаемся когда обнаруживаем, что кто-то сильнее, чем мы, больше умеет, большего добился и т.д. Однако, это сравнение априори несправедливо и всегда приводит к стрессу. Как можно сравнивать, если у нас разные цели, разные жизненные стратегии, разные темпераменты, разные интересы, мы испытываем разные чувства к одним и тем же вещам, мы реагируем по-разному на одни и те же ситуации? Стараться нужно быть не лучше кого-то, а лучше себя сейчас. В этом случае можно говорить о победе.
    7. «Мир любой ценой» может быть опасен. Ваше стремление сохранить доброжелательные отношения с коллегами, начальником, знакомыми вполне понятно и объяснимо. Однако, если вы их поддерживаете за счет своего терпения и подавления истинных эмоций, в конце концов, это скажется на вашем психическом здоровье. Ругаете ли вы себя за свою раздражительность? Молчите ли вы, чтобы потом выносить план мести? Подавляете ли вы негативные эмоции? Помните, что подобные тактики нецелесообразны.
    8. Помните об относительности всего происходящего. На любую ситуацию можно посмотреть с разных точек зрения. Так же, как можно посмотреть на конус сбоку и снизу, увидев треугольник и круг. Помните, что любое суждение субъективно и не воспринимайте его как единственную истину. Необоснованное понижение в должности? Может быть, вас ждет лучшее место или больше свободного времени, а ведь вы так хотели больше времени уделять своему ребенку.
    9. Помните, что каждый несет ответственность за свои поступки. Ответственность предполагает возможность выбора и управления. В любой ситуации каждый человек имеет право выбора, и каждый ответственен за свой выбор. Не стоит брать на себя вину, говоря «вот если бы я сделал то и то, то…».
    10. Будьте адекватны в своих притязаниях. Если вы хотите написать десять отчетов за неделю только потому, что в таких темпах работает ваш знакомый из соседнего отдела, или хотите получить повышение через два месяца работы, то стресса не избежать. Чем больше расхождения между ожидаемым и реально возможным, тем вероятнее и сильнее стресс. Старайтесь объективно оценивать свой профессиональный уровень, свой временной предел стресса, свои ресурсы, а также возможности других людей, иначе ожидания не будут оправданы и принесут вам разочарование.
    11. Не забывайте, что изменить себя гораздо легче и надежнее, чем пытаться изменить ситуацию или другого человека. Представьте, что перед вами стоит знакомый вам человек. Задайте себе два вопроса: «Кого вы лучше знаете, себя или его?», «Смог бы он изменить ваше мнение на противоположное, и насколько бы легко вы поддались этому изменению?»
    12. Будьте честными. Если вы живете по общепринятым правилам, у вас не будет необходимости придавать особое значение оценкам ваших поступков чужими людьми. Если человек живет по законам нравственности, исправно исполняет свои обязанности, вряд ли он будет переживать о том, подумают о нем плохо или нет.
    13. Никогда не отчаивайтесь — миллионам людей в мире гораздо тяжелее вашего, и то, что произошло, не самое плохое в вашей жизни. Иногда сравнение и взгляд «сверху» помогает нам вернуться на землю. Обычно мы сравниваем себя с тем, что лежит на поверхности, что доступно для нашего восприятия, то есть самое лучшее. Потому что лучшее — не скрывается, лучшим гордятся. А то, чем гордиться не стоит, и что есть у каждого, люди стараются спрятать ото всех. И эта ситуация, которая заставляет сейчас чувствовать себя неуютно и напряженно, была у каждого, даже самого уверенного на ваш взгляд человека. Просто не каждый будет вам говорить об этом, потому что тогда он чувствовал те же самые напряжение и неуверенность. Просто этот человек справился с этой ситуацией, воспользовавшись стрессом как «вечным двигателем».

    И напоследок несколько «исцеляющих» мыслей:

    Цените не себя в этой жизни, а жизнь, которая заключается в вас. Позвольте себе быть собой, не ругайте себя за потребность остаться одному или за желание выплеснуть негативные эмоции. Принятие — залог того, что вскоре все вернется в позитивное русло.

    dis.ru