Интернет зависимость нарушение сна

Что такое интернет-зависимость? Как от нее избавиться

В настоящий момент рассматривается вопрос о включении интернет-зависимости в американскую классификацию болезней DSM-V. Это свидетельствует как о распространённости данной проблемы, так и об признании значимости интернет-зависимости как проблемы современного общества. Как и любая другая зависимость, пристрастие к интернет предполагает постоянную потребность в наличии объекта зависимости, неспособность объективно воспринимать окружающее в отсутствие объекта.

Существуют как биологические предпосылки зависимостей (нестандартная реакция организма на алкоголь или психоактивные вещества), так и психологические (инфантилизм, травмирующие ситуации). Люди, склонные к разного рода зависимостям, характеризуются стремлением к «уходу от реальности» — избеганием проблем, предпочитая зависимое поведение поиску путей разрешения сложных ситуаций.

В настоящий момент выделяют несколько разновидностей интернет-зависимости:

  • в первую очередь это игромания, патологическое пристрастие к компьютерным, в том числе онлайн-играм;
  • стремление совершать покупки через интернет, интернет-шоппинг;
  • просмотр материалов эротического и порнографического характера (киберсексуальная зависимость);
  • зависимость от новой информации, постоянный серфинг в поисках новостей;
  • виртуальные знакомства, пристрастие к общению в сети.
  • Особенную привлекательность в качестве средства «бегства от реальности» Интернет придают следующие особенности:

  • Невероятно широкие возможности для общения, при этом нет необходимости удерживать внимание конкретной личности – при желании легко можно найти следующего собеседника. Кроме того, при интернет-общении невозможна угроза здоровью, а рейтинг говорящего часто не зависит от его интеллектуальных или физических способностей.
  • Анонимность общения. Недоступная ранее свобода обмена информацией, побуждающая к откровенности и возможности обсуждения самых интимных вопросов.
  • Практически бесконечный поток информации – в интернет всегда найдётся что-то новое, свежее, возможности поиска здесь практически безграничны, а поэтому привлекательность для человека, зависимого от свежей информации – чрезвычайно высока.
  • Возможность реализации самых удивительных фантазий. В интернет человек может создать себе любой образ, сменить пол, возраст, вероисповедание, испытать новый сексуальный опыт. Это пространство с неограниченной свободой действий, правда, только виртуальных.

Критерии интернет-зависимости – такие же, как у любых других видов патологических пристрастий. Это видимый ущерб в любых сферах жизни – финансовой, психологической, межличностных отношениях, социальной, или даже ущерб здоровью.

Как и для любого психического заболевания, у интернет-зависимости существуют характерные симптомы, психологические и физические:

  • Физические признаки более явные, однако их появление – свидетельство длительно имеющейся проблемы интернет-зависимости. Это головные боли и боли в спине, расстройство пищеварения, боли в суставах кисти, нарушения сна.
  • Психологические симптомы интернет-зависимости это: пренебрежение социальными контактами ради интернет-серфинга, постоянное увеличение времени онлайн, плохое настроение и раздражительность при отсутствии компьютера и наоборот, эйфория при его использовании. Интернет-зависимость у подростков часто проявляется снижением успеваемости или отказом от учёбы. Особенно тревожным признаком является ложь относительно своего времяпрепровождения.
  • Распространённость интернет-зависимости

    Были предприняты неоднократные попытки исследовать распространённость интернет-зависимости. Статистика в большинстве случаев предоставляет информацию о 1-2% зависимых от интернет людей, однако следует учитывать ограниченность аудитории опросов. Некоторые исследователи допускают, что до 10% населения подвержены патологическому пристрастию к интернет-серфингу.

    Лечение интернет-зависимости

    На первый взгляд патологическое пристрастие к интернет может показаться более приемлимым, чем, например, увлечение азартными играми или алкоголизм. Не следует забывать, что в возникновении зависимости виноват не факт наличия интернет, а особенности личности. При смене условий либо в случае, когда сёрфинг в сети перестанет удовлетворять потребности зависимого, на смену интернет может прийти любая другая патологическая склонность. Поэтому цель терапии – не отлучить человека от интернет, а изменить личность, устранить необходимость решения проблем через патологические пристрастия.

    Существует ряд сайтов и форумов для оказания поддержки интернет-зависимым людям. Даже в русском секторе интернет создана соответствующая служба психологической помощи. Однако большинство психиатров считает, что эффективным лечение интернет-зависимости может быть только при очном общении со специалистом. Разработаны различные формы как групповой, так и индивидуальной терапии.

    Следует понимать, что ответ на вопрос «как избавиться от интернет-зависимости» предполагает длительную работу по психологической реабилитации пациента, выработке у него привычки решать проблемы, а не избегать их.

    Основные мишени психотерапевтической работы:

  • недостаточный контроль над желаниями, импульсами;
  • низкая самооценки;
  • отсутствие умения работать с эмоциями, особенно негативными.
  • Целями лечения интернет-зависимости является повышение адаптируемости пациента в обществе и его самооценки, обучение стратегиям контроля эмоций, прививание навыков заботы о собственном душевном и физическом самочувствии, обучение постановке целей и их достижению.

    Методы лечения интернет-зависимости разнообразны. Это может быть работа как с самим зависимым, так и с его окружением, групповая или поведенческая психотерапия.

    Когнитивно-поведенческий подход к лечению предполагает выявление деструктивных мыслей и поступков, их фиксация и замена конструктивными. Методы могут быть самыми различными, например ведение дневника с записью времени, уделяемого тому или иному виду деятельности и мыслей, сопровождающих эту деятельность.

    Групповая психотерапия при наличии опытного специалиста, осуществляющего незаметное руководство процессом общения в группе, может быть очень эффективной. При таком виде работы возможен обмен мнениями, путями решения проблемы, советами, которые гораздо лучше воспринимаются от такого же пациента, чем от малознакомого психотерапевта.

    Работа с семьёй интернет-зависимого является обязательным условием его исцеления. В большинстве случаев у членов семьи таких людей имеются и другие виды зависимостей. Внутрисемейные отношения в этом случае неискренние, в них присутствуют разнообразные манипуляции. При работе с такой семьёй необходимо обучить её членов справляться с собственными зависимостями, оздоровить психологический климат в семье, развить эффективные коммуникации между родственниками.

    В случаях крайне запущенных форм интернет-зависимости возможно её медикаментозное лечение. Для этого используют антидепрессанты из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Их использование повышает уровень серотонина, соответственно уменьшая депрессивную склонность, повышая настроение и устраняя тревожность. При их применении снижается также уровень агрессивности, уменьшается вероятность суицида. Чаще всего применяются такие препараты, как флувоксамин и эсциталопрам.

    Профилактика интернет-зависимости

    Гораздо эффективнее поиска путей как избавиться от интернет-зависимости – вовсе не допустить её развития. С самого раннего возраста необходимо приучать детей к мысли, что компьютер и интернет – средства образования и работы, а не развлечения. Отношение к компьютеру как к рабочему инструменту – самая результативная профилактика интернет-зависимости.

    Важно проведение разъяснительной работы среди школьников начиная с младших классов: лекции, игры, презентации на тему интернет-зависимости. Возможно приглашение групп подготовленных людей из региональных Центров просвещения с разработанными готовыми сценариями агитбригад. Зависимость от интернета больше присуща детям старшего возраста и подростками, поэтому особое внимание следует уделять этим возрастным категориям. Им нужно разъяснять технику безопасности при работе за компьютером с целью сохранения здоровья, информировать их об образовательных ресурсах сети.

    Крайне важно предоставлять альтернативные возможности времяпрепровождения: открывать спортивные секции, кружки, организовывать центры досуга. Также есть необходимость повышать психологическую образованность населения, проводить тренинги и обучать преодолению травмирующих ситуаций.

    Интернет-зависимость: признаки, борьба, лечение

    onevroze.ru

    Памятка для родителей – Интернет-зависимость

    Как выявить признаки интернет-зависимости у ребенка:

  • Оцените, сколько времени ребенок проводит в Сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
  • Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в Интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в Сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.
  • Понаблюдайте за сменой настроения и поведением вашего ребенка после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.
  • Причины возникновения зависимости

  • Генетическая предрасположенность.
  • Слабость, неразвитость психики, силы воли.
  • Сложности общения в реальном мире. Комплексы.
  • Уход от проблем в реальности: в интернете и играх можно то, что нельзя в реальной жизни.
  • Получение неограниченного удовольствия.
  • Отсутствие хобби и интересных занятий.
  • Недостаток общения и внимания от окружающих.
  • Сниженная самооценка
  • Последствия зависимости от компьютера

  • Переутомление, головные боли, ухудшение памяти, внимания.
  • Снижается работоспособность, снижается успеваемость.
  • Портится зрение, искривляется позвоночник, болит желудочно-кишечный тракт.
  • Боли во всем теле из-за малоподвижности, ожирение.
  • Снижение иммунитета без воздуха и прогулок.
  • Теряются навыки непосредственного общения.
  • Односторонность развития, снижение кругозора.
  • Нарушение адекватного восприятия реальности.
  • Конфликты со сверстниками и учителями.
  • Психические нарушения: бессонница, депрессия, замкнутость, суицидальные попытки, уход из дома.
    Если вы обнаружили возможные симптомы интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
    • Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее.
    • Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и прочее). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.
    • Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате, – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок.
    • Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий, например от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
    • Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями, при этом общаясь друг с другом вживую. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
    • Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время выпадет из жизни интернет-сообщества.
    • В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.
    • Куда обратиться?

    • Помощь детям при интернет — зависимости в Морозовской больнице.
    • Получить консультацию специалиста и записаться на прием можно по телефонам регистратуры Неврологического отделения КДЦ Морозовской ДГКБ ДЗМ

      (г. Москва Пожарский пер., 7) 8 (495) 695-0159; 8 (495) 637-5415

      Регистраторам, осуществляющим запись, обязательно надо сказать: «ребенку требуется консультация по поводу зависимости от компьютера».

    • Филиал №7 ГБУЗ «МНПЦ наркологии ДЗМ» Москва, Шверника ул., д. 10 «А» Амбулаторно реабилитационное отделение: бесплатные реабилитационные программы для игроманов; помощь родственникам.
    • Возможность получить одну консультацию анонимно, очно.

    • Детский наркологический центр МНПЦ наркологии ДЗМ. «Квартал». Лечение интернет-зависимости, группы для интернет-зависимых и их родителей.
    • Ленинский пр., 89а. Регистратура: 8(499) 783-2767

      Ординаторская: 8 (499) 783-2763

      Социальная служба: 8 (499) 132-8832

      Работают с жителями г. Москвы до 18 лет, очно, консультируют по телефону.

      Всероссийский детский телефон довериядля детей, родителей и педагогов

    • На линии помощи «Дети онлайн» оказывают профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи
      факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
      и Фонда Развития Интернет.
      8 (800) 250 00 15
    • Анонимно, бесплатно, конфиденциально с 9:00 до 18:00по рабочим дням

      sch480c.mskobr.ru

      Интернет-зависимость: признаки проблемы и способы лечения

      Интернет-зависимость — заболевание, распространенное среди подростков и взрослых людей, характеризующееся постоянным нахождением во Всемирной сети. Существует несколько видов этого расстройства, каждый из которых отличается друг от друга своими симптомами. Диагностику этого заболевания осуществляет врач-психиатр, а лечение — психотерапевт (с помощью лекарств) и психолог, который осуществляет психологическую поддержку больного и его близких людей.

      Интернет-зависимость (интернет-аддикция) — психическое заболевание, которое характеризуется потерей и отсутствием самоконтроля, постоянным непреодолимым желанием находиться в сети Интернет и неспособностью оттуда выйти. Это болезнь современного общества до конца еще не изучена. Согласно проведенным исследованиям известно, что длительное пребывание во Всемирной паутине приводит к изменению сознания человека: происходят патологии в работе головного мозга, что это ведет к негативным последствиям — потере обучаемости и невозможности глубоко мыслить.

      Этот недуг возникает на фоне возможности компенсации в Сети своих нереализованных потребностей в реальной жизни (общения, любовных отношений, дружбы и секса). Фактором развития интернет-аддикции является неправильное воспитание, неблагоприятный психологический климат в семье и отсутствие духовности. Согласно статистике, к зависимости от Интернета склонны лица со слабым характером, повышенной внушаемостью и заниженной самооценкой вследствие различных неудач (потеря работы, разрыв отношений).

      Способствуют формированию зависимости от Интернета следующие принципы воспитания:

    • вседозволенность;
    • безнаказанность перед родителями;
    • отсутствие отчетности о проделанной работе.
    • Определение интернет-аддикции происходит на основе наличия у человека основных признаков этого расстройства:

    • Пациент находится в состоянии эйфории в момент пребывания в Интернете.
    • Если он не может по каким-то причинам выйти в Сеть, отмечаются агрессия, уныние и апатия.
    • Зависимого от Интернета нельзя никаким образом отвлечь от монитора для того, чтобы он вышел погулять, сходил в магазин и т. д. Больной со временем перестает общаться с реальным миром, друзьями и родственниками. Таким образом, происходит потеря социальных контактов.
    • Интернет-зависимый постоянно проверяет свою почту в Сети, обновляет страницу на социальных порталах. Больной постоянно обсуждает темы Интернета даже с теми людьми, которые не разбираются в этой сфере. Происходит потеря ощущения времени, т. е. человек не замечает, как быстро пролетают часы: он может зайти в Интернет на несколько минут по какому-то «важному делу», а в итоге выходит через несколько часов.

      В момент нахождения в Интернете пациент забывает о каких-то своих планах по дому, работе. По мере прогрессирования расстройства социальные сети, почта посещаются автоматически, без какой-либо конкретной цели. В некоторых случаях зависимый тратит большое количество денежных средств на развлечения в Сети и скрывает это, что вызывает конфликты в семье.

      Отмечаются жалобы пациента на боли в глазах, суставах. Наблюдаются нарушения сна (бессонница) и питания. Больной становится агрессивным и тревожным, если ему сообщают негативные новости.

      Отмечается отсутствие критики к своему болезненному состоянию. Родственники жалуются на то, что больной стал безответственным и безынициативным. Он отрицает свою болезненную увлеченность компьютером. Важным признаком наличия интернет-зависимости является проведение в Сети более 5 часов в день.

      Наблюдаются нарушения внимания, несоблюдение личной гигиены. На фоне этого расстройства возникают конфликты с близкими, которые в дальнейшем могут повлиять на эмоциональное состояние больного. Происходит нарушение памяти.

      Выделяют несколько видов интернет-зависимости, которые описаны в таблице:

      В развитии интернет-аддикции выделяют три этапа:

      1. 1. На первом происходит знакомство человека с Интернетом. Он выбирает для себя форму виртуальности, которая для него подходит.
      2. 2. Второй этап характеризуется отдалением пациента от реальности — он тратит все больше и больше времени на пребывание в Интернете.
      3. 3. На третьем этапе отмечаются ярко выраженные симптомы зависимости и изменение личности пациента.
      4. Диагностика этого расстройства осуществляется врачом-психиатром и психологом. Важное диагностическое значение имеет сбор жалоб со слов пациента и со стороны родственников, а также установление причины развития зависимости. Вследствие отсутствия критики у пациентов более объективными являются жалобы со стороны близких ему людей.

        С целью выявления особенностей личности и эмоциональной сферы применяются психологические тесты. Такую диагностику проводит психолог. Это необходимо для того, чтобы помочь врачу назначить соответствующее лечение в соответствии с состоянием пациента. При наличии соматических патологий следует направить больного к окулисту, неврологу и другим специалистам для назначения симптоматической терапии.

        Лечение этого расстройства осуществляется врачом-психотерапевтом и заключается в устранении депрессивного и агрессивного состояния пациента. Таким людям необходима психологическая поддержка с целью восстановления уровня самооценки, формирования иерархии потребностей.

        Психолог помогает пациенту улучшать отношения в социуме и решать проблемы, а также формировать новые увлечения, которые могут заменить время пребывания в Сети. Следует оказывать психологическую помощь и близким больного с помощью рекомендаций. Запрещено наказывать человека, отключая Интернет, потому что это является стрессом для больного, может развиться депрессивное состояние. Нужно стараться поддерживать зависимого человека и помочь ему преодолеть трудности.

        Кроме этого, рекомендуется медикаментозное лечение. Интернет-зависимому назначают антидепрессанты (Амитриптилин), успокоительные (Персен) и снотворные. Если у пациента присутствуют соматические расстройства, то следует обратиться к узким специалистам для получения рекомендаций.

        Прогноз заболевания благоприятный. При своевременном обращении к врачу можно избежать негативных последствий как для больного, так и для его близких. Людям, которые имеют предрасположенность к развитию этого расстройства, следует избавиться от общения с интернет-зависимыми.

        Профилактика заключается в активном и здоровом образе жизни. Нужно найти любимое хобби и работу, чтобы посвящать этому как можно больше времени. Следует встречаться со своими друзьями, активно отдыхать и совершать пешие прогулки на свежем воздухе.

        neurofob.com

        Интернет-зависимость: причины и лечение

        Интернет-зависимость у детей — это реальность (зарегистрирована как заболевание в справочнике DSM-V). По данным Центра социологии и психологии РФ, на 2016 год в России в зоне риска (под угрозой попасть в зависимость) уже находятся 78% детей в возрасте от 5 до 14 лет.

        Суть проблемы: определение интернет-зависимости

        Но строить свое отношение к ребенку на базе пугающей статистики или оценивать заболевание как «детскую чуму XXI века» нельзя. Зависимость при должном контроле — это естественное состояние.

        Но она может перерасти в аддикцию. Этот термин был введен в психологию в 1995 году и означает опасное отклонение в поведении человека, которое сопровождается:

      5. потерей чувства реальности;
      6. нарастающей апатией;
      7. сокращением числа интересов;
      8. внезапными вспышками потери контроля;
      9. потерей здоровой критики.
      10. Дети и подростки в зоне риска

        Дети с пяти лет более остальных подвержены аддикции и нуждаются в ее профилактике. Будучи эффективным развивающим каналом, интернет становится для их родителей спасением (способом отдохнуть, включив малышу мультик), так несформированная личность подпадает под влияние фактора риска.

        Ребенок быстрее взрослого адаптируется к любым условиям — он быстро привыкает и втягивается в виртуальную структуру. У подростков ситуация складывается иначе, но угрозы это не снижает.

        С 10–12 лет они переживают стадию переходного возраста (комплексы, сомнения, страхи — все это обостряется). На фоне усиленных эмоций дети уязвимы для интернет-зависимости, так как виртуальное пространство дает им иллюзию значимости и ощущение участия в социуме.

        Причины интернет-зависимости у детей

        Возрастные особенности поведения являются не основной причиной заболевания интернет-зависимостью у детей. Так же, как алкоголизм или наркомания, аддикция у ребенка более вероятна при условиях:

      11. гипертрофированной заботы со стороны родителей;
      12. дефицита внимания;
      13. частых ссор в доме — очень характерные причины зависимости;
      14. неблагополучных событий (потеря в семье, развод родителей, нападение на улице).
      15. В состоянии стресса не до конца сформированная личность инстинктивно ищет пространство, в котором ей будет тепло и уютно. Мир социальных сетей или онлайн-игры становятся такой площадкой.

        На первом шаге сам по себе «побег от реальности» неопасен, это естественная реакция. Проблема появляется, когда в своем «убежище» ребенок начинает получать эмоциональные бонусы. Это могут быть яркие победы в игре, признание в любви от анонима в Сети.

        Такие положительные «метки» становятся тем же, чем являются наркотики для наркомана. Они меняют биохимию мозга — способствуют выделению эндорфинов, адреналина. Выбросы гормонов оказываются настолько сильными, что привычные радости из реальной жизни на их фоне меркнут.

        Формы и степень заболевания

        В международном сообществе психиатров существует единая классификация форм интернет-зависимости. Всего их шесть, но специалисты считают, что дети до 15 лет подвержены только трем:

      16. увлечение социальными сетями;
      17. веб-серфинг: беспричинное «блуждание» по раскрученным сайтам. Как правило, основной целью такого действия ребенка является отвлечение от текущих проблем (страх перед экзаменом, ссора с родителями). Это не что иное, как попытка убить как можно больше времени;
      18. онлайн-игры — самая агрессивная по проявлению симптомов заболевания у ребенка форма зависимости.
      19. Выделяют и четыре степени зависимости.

      20. Условная норма, естественное развитие личности. Дети проявляют естественный интерес к каналу информации. Они участвуют в известных социальных проектах, охотно делятся впечатлениями с родителями. В поведении нет очевидных изменений: успеваемость в школе на уровне, сон не нарушен (минимум 6–8 часов подряд), есть аппетит.
      21. На второй стадии ребенок может потерять счет времени, заигравшись за компьютером. Но явных признаков зависимости у него не наблюдается: есть нежелание отвлекаться от монитора, выключать компьютер, но поводом для скандала это не становится. Аппетит в норме, хотя учащаются случаи приема еды за компьютером. Успеваемость хорошая, учителя не жалуются на прогулы.
      22. На третьей стадии у людей формируется конкретное предпочтение, выбор в пользу виртуального мира. Ребенок неохотно ходит в школу, теряет интерес к друзьям и родным в реальной жизни, стремится каждую свободную минуту провести за дисплеем. Могут наблюдаться нарушения сна, повышенный или недостаточный аппетит.
      23. Сильная психологическая зависимость. Каждый разговор о компьютерах с родителями вызывает у ребенка истерику. На улице он проводит не больше 2–3 часов в неделю. За компьютером — от трех часов в день. Успеваемость ухудшается. Аппетита может не быть (или наоборот). Общих интересов с членами семьи нет.
      24. Как избавиться от зависимости ребенка

        Включаться в борьбу надо уже со второй стадии по всем видам зависимости. На третьей специалисты рекомендуют проводить полноценную терапию с посещением психотерапевта. Преодолеть негативное влияние «фактора удовольствия» на IV стадии без профессионального вмешательства нельзя.

        Программа лечения интернет-зависимости у детей строится в индивидуальном порядке. Здесь родителям нужно четко понять три правила.

      25. Каждое позитивное решение должен принимать он сам. Дело мамы и папы — мотивировать и поощрять.
      26. Де-факто для того, чтобы выйти из-под влияния и вернуться в здоровое современное общество, ребенок должен отказаться от ценного для него стиля жизни. Ребенку необходимо дать альтернативу, которая компенсирует его личные потери.
      27. Собственный пример для детей до 7–8 лет действует эффективнее всего. Пока мама или папа остаются такими же зависимыми от интернета, их детям сложно избавиться от проблемы.
      28. В программе лечения интернет-зависимости следует использовать комплексные решения. Варианты, на которых можно построить терапию:

      29. семейные традиции: вылазки на пикник каждое второе воскресенье, рыбалка по субботам, поход в пиццерию по пятницам — ребенок на подсознательном уровне начнет переключаться;
      30. формирование круга интересов: книги, лепка, танцы, спорт, музыка. Нужно найти то, чем ребенок так же «заболеет», и необязательно это должно быть одно направление;
      31. вербальное общение: обсуждение интернета, его угроз и возможностей, интересных игр. Нужно переиграть сына или дочку в той игре, которой он или она увлечена, чтобы заговорить со своим чадом на одном языке.
      32. Если заболевание проявляется физическими нарушениями (сон, аппетит, перепады настроения), задействовать необходимо и внутренние резервы, и внешние. Серия консультаций с психологом на первых порах обязательна.

        rusplt.ru