Инвалидность для детей с аутизмом

Газета о телевидении
On-line издательство
Пресс-центр

Газета «Ярославские страницы»

Инвалидность для детей с аутизмом теперь дают на 5 лет

9 апреля премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил об упрощении порядка установления инвалидности для некоторых категорий больных, в том числе для детей с диагнозом аутизм. Что изменилось для их родителей — в нашем материале.

На совещании с вице-премьерами Медведев сообщил, что подписал постановление, которое изменяет правила признания лица инвалидом.

— Тема эта очень чувствительная. Система, которая действует сегодня, несмотря на ранее принятые решения, требует корректировки, совершенствования. Во-первых, расширен перечень заболеваний и изменений, которые в организме происходят, где уже при первичном освидетельствовании можно будет установить инвалидность бессрочно и даже заочно. И, во-вторых, при необходимости осмотра людей в тяжёлом состоянии будет учитываться их проживание в отдалённых и труднодоступных местах. Это также даёт возможность проводить освидетельствование заочно, — сказал председатель правительства.

В свою очередь вице-премьер Ольга Голодец рассказала, что изменения введены «по многочисленным обращениям инвалидов, инвалидных организаций, семей, в которых инвалиды проживают».

— Действительно, существенно изменена система установления инвалидности и устранены те сложности, с которыми связано установление инвалидности на определённый срок или бессрочно. Постановлением предусмотрена возможность устанавливать инвалидность бессрочно по целому перечню заболеваний. В данный перечень впервые включены все хромосомные аномалии, в том числе синдром Дауна, включены цирроз печени, слепота, глухота, детский церебральный паралич. Упрощён порядок установления инвалидности для таких видов заболеваний, как сколиоз, пороки развития челюстно-лицевой области, аутизм и целый ряд заболеваний, которыми, к сожалению, сейчас всё чаще болеют дети: это сахарный диабет и целый ряд других заболеваний, — сказала Ольга Голодец.

— Я напомню, что это постановление касается практически всех инвалидов, это 12 миллионов человек, из них 651 тысяча детей. Очень меняется структура заболеваний: если до 2014 года лидером по инвалидности среди детского населения были врождённые аномалии и пороки, то сейчас на первое место по детской инвалидности вышли психические расстройства и расстройства поведения. И это требует изменения работы всей системы, экспертизы и, что самое главное, реабилитации, — заключила вице-премьер.

Оба руководителя говорили о Постановлении Правительства РФ от 29 марта 2018 г. №339 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом».

Согласно этому документу «категория «ребенок-инвалид» сроком на 5 лет устанавливается: при первичном освидетельствовании детей с ранним детским аутизмом и иными расстройствами аутистического спектра».

Мы попросили прокомментировать это нововведение психолога, специалиста по работе с детьми с аутизмом, руководителя проектов некоммерческой организации «Центр социальных проектов «Участие» Галину Омарову.

— Это очень своевременное решение и мы можем его только приветствовать. В настоящее время ситуация по установлению сроков инвалидности в каждом регионе разная. Например, в Москве могут дать инвалидность сразу и до 18 лет, а в Ярославле есть примеры, когда три года подряд ребенку с аутизмом устанавливают инвалидность сроком на один год.

Процедура подготовки документов для переосвидетельствования также очень различается: где-то необходимо проходить обследование в стационаре. Но нужно понимать, что нахождение ребенка с аутизмом в больнице, в непривычной среде, будет для него травматическим стрессом, которое само по себе может приводить к ухудшению состояния.

В Ярославле у родителей есть выбор: можно оформлять документы через дневной стационар, что конечно намного гуманнее по отношению к ребенку и его семье, или проходить обследование амбулаторно. И тогда ребенка должны посмотреть психиатр, педиатр, невролог, психолог, логопед — и все это в разные дни и зачастую в разных местах. Необходимо сдать основные анализы и ЭЭГ, запросить характеристику из учебного заведения, и кого-то еще просят принести «свежее» заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). У семьи уходит около месяца на сбор документов. А через 11 месяцев все начинается заново.

Автор: Артем Светлов 13-04-2018

idvv.ru

Обсуждения

ОФОРМЛЕНИЕ ИНВАЛИДНОСТИ ♿

253 сообщения

Как оформить инвалидность ребенку с Аутизмом. Как и зачем, какие выплаты положены.

Личный опыт и полезная информация.

Я не собиралась оформлять инвалидность. Более того меня ужасно пугало слово инвалид, инвалидность и все с этим связанное. Я не хотела клеймить ребенка и собиралась восстановить сына полностью к школе и забыть диагноз как страшный сон. Так и будет! Но мне нужны деньги здесь и сейчас. Когда моему ребенку 3,5 и вокруг множество хороших терапий, специалистов и все это стоит баснословно дорого!

МЫ никому не рассказывали по аутизм сына и к специалистам на учет вставать не спешили. Мы гордо считали что деньги нам не нужны, но жизнь заставила по другому взглянуть на эту проблему.

У моей близкой подруги выпал из окна 6-летний ребенок, здоровый. С 4 этажа. Случайно. Девочка впала в кому на 17 дней. А выйдя из комы лежала обвешанная трубками и им обещали ребенка-растение. Родители молились о чуде. И чудо случилось. Ребенок на третий день выхода из комы начал возвращать в норму. И спустя неделю, девочка ходила, говорила, все понимала и помнила. При встрече она без умолку болтала о своем новом котенке, которого на радостях подарили мама с папой. Под вопросом остались только зрение. Оно не восстановилось полностью, но ребенок видел! В тот же месяц родители почти автоматом оформили инвалидность и занялись восстановлением вернувшемгося к жизни ребенку.

Именно их история заставила меня о многом задуматься: и о том как мало мы ценим жизнь, наших детей, что аутизм не самое страшное и уж точно поправимое заболевание, что инвалидность ни кому не видна и ее очень легко снять, а вот деньги за инвалидность могут существо помочь ребенку. Терапии, занятия, витамины, море, дельфины, лошади и т.д. Все что родители считают нужным. И если вы вдруг так же как и я думаете что оно того не стоит и даже не знаете сколько и чего положено…

Совокупность всех выплат по инвалидности в РФ составляет порядка 20 000 руб. в месяц.

Достаточно чтобы восстанавливать своего ребенка, получать различные терапия, покупать нужные витамины и т.д+получить хороший логопедический сад или садик для аутистов если имеется+различные льготы и помощь. ОНО ОПРЕДЕЛЕННО ТОГО СТОИТ! А главное оформление не сложное. Мы убедились в этом ЛИЧНО!

Статья про инвалидность и многое другое читайте на нашем блоге. Стоит почитать ВСЕМ. Ведь деньги на восстановления деток очень очень нужны!

m.vk.com

Инвалидность при аутизме

Психолог посоветовала поставить ребенка на инвалидность, ради того, чтобы ребенок смог получать помощь в специализированных реабилитационных центрах, на безвозмездной основе. Первой реакцией было конечно же неприятие. Потом, пораздумав, поняла, что надо помочь ребенку, во чтобы то ни стало. Но куда идти в первую очередь, к кому обращаться, какой путь предстоит для получения этой инвалидности и какие минусы и плюсы у этого статуса?

И допустим если мы ее получим, то неужели нас скоро направят в спец.центр? Нет ведь, везде же очереди.

Может ли она в дальнейшем «испортить» будущее ребенка и возьмут ли после этого статуса, в обычную школу? К слову, с поведением у нас все хорошо, нет истерик, агрессии, ходим в обычный сад. Поэтому пока плохо представляю, как это будет выглядеть. Но она сказала — вам могут дать инвалидность.

Боже, никогда не думала, что буду здесь спрашивать о таком

Мой аутист правда был всего 2 года на инвалидности, но ничего мы не получали… никакой спец. помощи вообще… кроме 7 тыс.р. пенсии ничего… нам даже дали направление в санатории, но даже с инвалидность не удалось выбить место… не знаю как у вас… у нас инвалидность-это только пенсия и все… Нам полагались бесплатно лекарства от эпилепсии и даже этого мы не получили, то их нет в аптеке для нас (бесплатников), то как-то нам выдали с просроченным сроком годности… больше я за ними не ходила… никакой более помощи не получали.

ЗолотаяТёлочка, мой года в 4 говорил как попугай (до 4 не говорил вообще), т.е. только повторял услышанное… вообще не понимал вопросов… на вопрос «как тебя зовут? повторял „как тебя зовут?“… говорил выученными, шаблонными фразами… поэтому на комиссии, когда его спросили „как его зовут?“ и он не ответит… далии инвалидность.а через 2 года, когда уже боль менее понимал вопрос-и ответил как его зовут сняли… вот так у нас в стране инвалидностью дают!!

У меня дочь практически так же разговаривает, как попугай… Немного лучше, чем год назад, но все-равно, проблемы такие есть, и немало. Скажите, пожалуйста, как у вас в данный момент дела? Что предпринимали, как лечились?

лечились мы до 7 лет только… платно на дом нанимали дефектолога и психолога, пили ноотропы и все… дальше с нас сняли инвалидность… центров у нас в городе для таких детей не было… сейчас 13 лет… ну как сказать проблемы есть и будут, чисто аутистические… т.е. что скажешь-то сделает точь-в-точь… нет у него вообще логики, нет мышления, нет самостоятельности, нет своего мнения… живет привычками всем выученным… что делать нужно каждый день ему говорить, не скажешь-все у него ступор, контролировать нужно каждый шаг, интеллект частично сохранен, учится в школе… но легко дается, то что выучить, с логикой проблемы… вот сейчас проблемы вот с геометрией вообще, ее не понимает, т.к. нет логики вообще… аутизм не лечится, его можно скорректировать, но се равно жить сможет только под контролем, без него вообще никак.

По поводу реацентров-это зависит от того, что предоставляют в вашем регионе. Исходя из своего опыта бесплатно-редко бывает хорошо. Мы сейчас ходим в «Огонек», специалисты слабые. Есть Тэтос и микрополяризация, аппаратура хорошая, невролог тоже, но это все надо делать курсами, а как вы упомянули-очереди и неизвестно, когда мы попадем туда снова. В общем, это так, скорее приятный бонус, чем реальная помощь. Санаторий вот предлагали в Алуште, правда на май. В нашем случае большой плюс это пенсия 28500. На эти средства мы оплачиваем АВА терапистов. В сад специализированный ходим, без инвалидности туда не берут почему-то. По поводу минусов. Сама инвалидность не не несет за собой никаких последствий. Проблема в постановке на учет ПНД. Если ребенок не выйдет в норму и диагноз не снимут, то не дадут водительские права, разрешение на ношение оружия и в органы не возьмут на работу. Ну, а если компенсируется, то с учета снимают и все.

Александра, Ой, я даже не думаю о том, что ребенок не выйдет в норму, настраиваюсь только на позитив и мыслю только оптимистично. да и психологи говорили, что ему нужна коррекция на 1,5-2 года, но сильная и комплексная.

По поводу пенсии — это безусловно тоже плюс и разумеется можно будет нанять специалистов, и нам тоже рекомендовали АВА, либо монтессори. Но размер пенсии в нашем регионе 14 тысяч вроде бы. Как происходит процедура оформления, куда мне идти, кого доставать, в какие двери стучать?

m.baby.ru

Медико-социальная экспертиза

В настоящее время — основным документом, руководствуясь которым эксперты бюро МСЭ решают вопрос о наличии (или отсутствии) у больного признаков инвалидности — является вступивший в силу с 23.12.2014г. Приказ Минтруда России № 664н от 29.09.2014г.

К данному Приказу имеется Приложение в виде таблицы, в которой приведена количественная (в процентах) оценка степени тяжести различной патологии (заболеваний).

Инвалидность устанавливается при процентах от 40% и выше (при одновременном наличии ОЖД в установленных категориях).
10-30% — инвалидность не устанавливается.
40-100% — соответствует категории «ребенок-инвалид» (для лиц моложе 18 лет).

Детский аутизм
7.1.2.1
В патопсихологическом синдроме на передний план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости, особенно при изменении привычной обстановки и при новых социальных контактах. Социально-коммуникативные интеракции присутствуют. Речевые навыки сформированы, используются в социально-коммуникативных контактах, в речи встречаются речевые «штампы» и стереотипы, но их количество незначительно, сформированы навыки самообслуживания. Сохраняется способность к обучению: обучается по массовой общеобразовательной программе в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов, возможна необходимость индивидуального подхода. Наличие психопатологической симптоматики заметно не сказывается на поведении и адаптации (характеризуются менее глубоким аутистическим барьером, незначительной патологией в аффективной и сенсорной сферах). Имеющиеся проявления аутизма курабельны и поддаются медикаментозной и психолого-педагогической коррекции — 10-30%

7.1.2.1 (такой же номер — ошибка в нумерации пунктов)
В патопсихологическом синдроме доминирует выраженная психопатологическая симптоматика, сказывающаяся на поведении, затрудняющая адаптацию, характеризующаяся более сложными формами аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Речь у детей данной группы более «штампованная», «стереотипная». Когнитивное функционирование, интеллектуальные и социально-коммуникативные интеракции умеренно нарушены/не сформированы по сравнению с возрастной нормой.
Обучение и получение образования возможно в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, в том числе часто при соблюдении индивидуального режима процесса обучения (обучения на дому) с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий. Нуждаются в психолого-педагогической коррекции и психосоциальном сопровождении — 40-60%

Нарушения, указанные в пункте 7.1.2.1 — НЕ ЯВЛЯЮТСЯ основанием для установления инвалидности (так как размер процентов по этому пункту менее 40%).

При нарушениях, указанных в следующем пункте (и более тяжелых) с тем же номером 7.1.2.1 (это ошибка в нумерации пунктов документа) — инвалидность УСТАНАВЛИВАЕТСЯ (так как размер процентов по этому пункту от 40% и выше.

Проблема в том, что указанные пункты Приказа 664н ориентированы на больных в возрасте ориентировочно от 5 лет и старше — в связи с чем их сложно интерпретировать в отношении больных более младшего возраста.

Есть общие принципы установления инвалидности детям в возрасте до 5-7 лет.
Основанием для установления инвалидности в этом возрасте является СТОЙКАЯ (не поддающаяся лечению в течении не менее, чем 6-12 мес. перед МСЭ) патология, ведущая к отставанию в развитии ребенка на 3 и более эпикризных срока.

В развитии детей есть понятие — эпикризные сроки.
Эпикризный срок — это период времени, в течение которого у ребенка должны появиться те или иные навыки.
На первом году жизни один эпикризный срок — 1 месяц, на втором — три месяца, на третьем — полгода.
И мы смотрим по степени задержки появления ключевых навыков.
Отставание на один эпикризный срок может быть и у здорового ребенка после перенесенного острого заболевания, это временно.

Выраженной задержкой считается отставание на три и более эпикризных срока.
Например — ребенок должен начать ходить в один год.
Если он не начал этого делать в 1 год и девять месяцев — грубая задержка, и если нарушения стойкие — то можно подумать и об инвалидности.

То же самое и по психическим навыкам.
Каждый навык имеет время своего нормального появления.
Отсутствие фразовой речи в 4 года — терпимо.
В шесть — уже грубая задержка.
Ну и параллельно смотрим понимание речи, навыки и т.д.

Применительно к Вашему случаю — возраст больного — 31 месяц (третий год жизни).
На третьем году жизни 1 эпикризный срок равен 6 месяцам.
Отставание на 3 эпикризных срока в этом возрасте соответствует отставанию на 18 месяцев (3 эпикризных срока х 6 месяцев = 18 месяцев).

Если психомоторные функции ребенка в возрасте 31 месяц будут отставать от нормы на 3 эпикризных срока, т.е. на 18 мес. и более, т.е. будут соответствовать навыкам ребенка в возрасте 13 мес. (31 — 18 = 13) или еще хуже, то это можно расценивать, как грубую задержку в его развитии и если эта задержка носит СТОЙКИЙ характер (не поддается лечению на протяжении не менее 6 мес.), то можно вести речь об установлении такому больному инвалидности.

Рассмотрим навыки ребенка в возрасте 13 мес. — согласно материалам статьи сайта:
О нарушении психомоторных функций у детей до 3-х лет в практике МСЭ
Запас понимаемых слов быстро расширяется
Словарный запас до 30 слов
Ориентируется в двух контрастных величинах (большой и малый), воспроизводит ранее разученные действия (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень)
Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)
Сам ест ложкой густую пищу

Как следует из предоставленной Вами информации — имеющиеся у Вашего ребенка навыки не соответствуют даже возрасту 13 мес., что расценивается, как грубая задержка психомоторных функций.
Если за время наблюдения и лечения у психиатра (в течении уже полугода) — у больного не отмечается заметной положительной динамики в состоянии здоровья, то такую патологию уже можно считать не только ГРУБОЙ, но еще и СТОЙКОЙ (не поддающейся лечению) и в этом случае — вероятность установления инвалидности при прохождении освидетельствования в бюро МСЭ достаточно высокая.

www.invalidnost.com

StopAutism

Продление инвалидности при аутизме

ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ. КАК ПРОДЛИТЬ ИНВАЛИДНОСТЬ РЕБЕНКУ С ДИАГНОЗОМ АУТИЗМ.

Инвалидность дают на 1 год, реже на два года. Ближе к 7 могут дать до 18 лет. В разных городах по разному! Если ребенок первый раз получает инвалидность дудут на год. Во второй раз если, не посещает садик скорее всего дадут на 2 года.

09.12.2015 состоялась наша вторая комиссия МСЭК. Все было намного проще чем первый раз. В октябре посетили психиатра без ребенка. Нам дали список кого и что пройти:
-копии СНИЛС, полиса, розовой бумажки и программы реабилитации
-Вес и рост
-Окулист
-Ортопед
-Анализ мочи
-Анализ кала
-характеристику из детского садика
Прошли специалистов платно, анализы сдали через поликлинику.

С ксерокопиями и всеми бумажками муж без ребенка отвез все психиатру. Та отправила в областную психиатрическую больницу. Через некоторое время написали там заявление на инвалидность.Нам сказали куда и когда звонить. Когда позвонили указали адрес и дату МСЭ.
В день переосвидетельствования. Очереди не было. Позвали нас первыми. Спрашивали улучшился ли и что стало лучше. Я честно отвечала что да мы улучшились, самокат, велосипед освоили, с братиком играем, говорит чаще и лучше. Задали ребенку пару вопросов. Как зовут-ответил дважды ЗОВУТ эхом. Как твои дела-ХОРОШО. Спрашивали про самообслуживание. Про энурез. Про общение с другими детьми. Спрашивали посещали ли психиатра и сколько раз. Сказала дважды. Пьете или лекарства. Сказала нет. Но что мы лечимся по другому. Заинтересовались как. Сказала что пьем Тенториум. На что мне ответили что это очень хорошо, но наверное дорого. Я понимающе покивала. Сказала что здоровье БЕСЦЕННО! И что у нас отличный прогресс. Ребенок ни разу за год не болел. И развивается.
Толпы не было. Подошло пару человек еще. Один тоже аутенок. Долго ли коротко. В 10 уже дома были, со свежей розовой справочкой на один год. Данные в пенсионный пересылаются автоматически. Никаких переоформлений бумажек как я поняла НЕ ТРЕБУЕТСЯ! Кроме соцслужбы туда НУЖНЫ бумажки.
П.С. За год что мы были на инвалидности мы получили много благ, скидок, льгот и денежной помощи. Бюрократия в России стала не такая навязчивая. Стало проще.

Удачного всем оформления и переоформления и скорейшего всем РАЗВИТИЯ!

Переосвидетельствование 2016-2017 год. Максиму 5 лет. Мы уже дважды оформляли инвалидность на год. И в этом году ждали на два года. Хотя Максим значительно улучшился по всем показателям. Особенно в речи. Мы вышли на фразу, читаем, пишем и печатаем на компьютере… НО и его отставание стало более заметно. Речь и вопросы понимает все лучше. Но не знает еще очень многого!

Это переосвидетельствование прошло особенно тяжело для меня психологически и было самым сложным и хлопотным за все года!

Специалисты и сведения были все те же:
-характеристика из садик(Максим ходит в обычный, в логогруппу). Она была скопирована с прошлой то есть специально плохой для инвалидности. Если бы мы просили для ПМПК то дали бы реальную и более позитивную. По мнению садика Максим ничего не умеет, не учится, не обслуживается, бревном лежит по среди группы….Они конечно извенялись за такую характеристику. Я расстроилась, но решила, что все что не делается…
-Рост-вес
-кровь, моча
-окулист, ортопед, логопед
-психолог

Вот этот психолог оказался вовсе не психологом и подорвал мою веру и силы и желание продолжать восстановление! Это было тестирование. Оказывается теперь это ввели всем детям такое тестирование. Тест по которому нас тестировали называет тест Векслера. И это было не полезно для нас и заранее провально! Комната была набита игрушками, чопорные тети сыпали комментариями, ценными указаниями и инструкциями.
Спрашивали правда не только на слух. Были и невербальные задания. Этот тест тестирует интеллект(зачем 5 летнему ребенку?) Тест рассчитан на детей с пяти лет и очевидно что 5 летний аутист еще много не знает!
Но Максим все таки был умничкой и старался, а это самое главное, он попробовал и попытался сделать! Его мотивация улучшилась. Но еще не хватает знаний! Чаще же всего наши дети не понимают задания и не хотят выполнять. Поэтому тест просто не учитывает особенности аутистов! Не расстраивайтесь если вам напишут УО, это лишь их оценка и название того что ребенок еще отстает и много не знает. Тест важен только в динамике. И наши дети должно улучшаться только относительно СЕБЯ!

День МСЭ: Это было самое долгое и томительное ожидание. Мы выехали в 8 утра. Думаю что все пройдет как и в прошлые года быстро. Вернулись мы домой в 3 дня. Без еды. В покрашенных коридорах и прибитых к полу скамейках…Мы были четвертые утром в очереди. Но потом был обед и мы все ждали и ждали.

Врачи правда на удивление по-доброму отнеслись к сыну. Который неожиданно расплакался в коридоре и отказывался заходить! Он играл в телефон и тут нас позвали и он расплакался от обиды что игру забрали. Врач даже сказала что она не гордая и может выйти к ребенку сама. Но Максим успокоился зашел и даже рассказал стихотворение, немного отвлекся и расслабился. Врач взяла сына ксерокопировать и печатать на принтере, Максим был счастлив, помогал, проявил огромный интерес к технике и происходящему.
Ответил другому врачу на вопросы про фигуры, четко назвав все что было нарисовано. Назвал цвета своей одежды. Рассказал стих про маму, растрогав всех трех женщин. Я как и всегда ничего не скрывала. Говорила что сын улучшается, что уже играет с братиком чаще, что в играх с детьми участвует, пусть и немного пассивно, что уже читает и пытается писать. Задавали вопросы, я отвечала.
— Мальчик у вас хороший! — инвалидность даем на 1 год
— Как на один, всем на два давали! -расстроилась я, у нас и тест по интеллекту не очень и речь слабая пока…
— Мы только тяжелым деткам даем на два. А вы развиваетесь.Ну что трудно вам раз в год приходить?
— ОЧЕНЬ сказала я представив как было мучительно обидно плохо пройти тест, слушать умности от врачей, держать Максима, сидеть голодными в очереди….
— Я могу и до 18 дать, мне не трудно. А вам это надо? Я бы не хотела для своего ребенка такого! — сказал врач.
— А на что это влияет, на школу? Я хочу на два, не хочу до 18 — слезы выступили на глаза, я никогда не думала об инвалидности на такие сроки.
— Все я даю вам до 18. Это ни на что не влияет. Школу вам выберет ПМПК. И вообще до школы вам еще долго. Успеете еще научиться всему.
Какой то странный выбор. Я все не могла выйти из кабинета. На один год и опять круги ада и до 18 лет и спокойная жизнь…СПАСИБО выдавила я. СПАСИБО. ДО СВИДАНИЯ сказал Максим. Ждали справку еще почти час. Думала что напишут все таки на год. Но написали до 2029 года. 2029.
Все что не делается наверное к лучшему! Теперь мне не надо ни о чем беспокоиться. Только заниматься сыном и его восстановления. Ни для галочки, ни для специалистов. А для себя. Просто как то грустно! И как то пессимистично что инвалидность дали так надолго. Надо наверное радоваться что теперь мне дела ни до кого нет, что не будет больше беготни, бумажек и волнения. Просто будущее все еще пугает.
Но никто за нас не сделает и не облегчит путь. Поэтому ВПЕРЕД. И только вперед. Есть еще очень много терапий которые мы не пробовали или наоборот пробовали и собираемся повторить.

Наш путь с инвалидность и опыт комиссий закончен. Но не закончено восстановление. И все еще впереди. Маленькие шаги. Новые навыки и умения и развитие. ПРЕОДОЛЕВАЯ аутизм! Чего и другим желаю!

Как Максим развивается смотрите тут УЛУЧШЕНИЯ

stopautism.ru