Иппотерапия при неврозах

Иппотерапия — лечение и реабилитация с помощью лошадей

Многие животные благотворн6о воздействуют на физическое и психическое здоровье человека. Так, «собачники» и «кошатники» прекрасно знают, что общение с пушистыми любимцами может избавить и от плохого настроения, и от головной боли.

Иппотерапия – это особенный вид реабилитации и лечения многих заболеваний, который заключается в общении с лошадьми. Официальная медицина часто называет иппотерапию лечебной верховой ездой. Данный метод одобрен далеко не во всех государствах, но в РФ признан как действенная терапия множества болезней.

В чем сила коней и лошадей?

Лечебный эффект общения с лошадью замечателен своим двойным действием: на психоэмоциональную сферу и на костно-мышечную систему.

Поэтому иппотерапия как метод лечения используется и неврологами, и психологами, и специалистами, которые лечат самые разные патологии органов и систем (от воспалительных заболеваний мочеполовой сферы до ДЦП).

Во время езды верхом тело наездника испытывает необычайную физическую нагрузку: в работу включаются мышцы, бездействующие в обычном состоянии. Также иппотерапия способствует укреплению чувства равновесия пациентов.

И, кроме того, необходимость каждую секунду во время езды верхом контролировать все движения и положение тела требует серьезной активной работы множества мозговых центров.

Поэтому у проходящего курс реабилитации человека нормализуется работа нервной системы, проходят симптомы невротических расстройств. Все вышеперечисленные эффекты делают иппотерапию разновидностью лечебной физкультуры.

Следует отметить еще один положительный «физический» эффект иппотерапии: в процессе верховой езды движения лошади массируют ноги и таз сидящего на ней человека. Эффект усиливается тепловым воздействием, потому как температура тела лошади – около 38 градусов.

Иппотерапия – это не только езда на лошади, но и уход за ней, общение с этим величественным животным. Эта часть курса помогает снять присутствующий в жизни каждого из нас стресс, привести в норму психические процессы, снизить возможные последствия перенапряжения и хронической усталости.

А еще общаться с лошадью очень приятно, ведь даже в целом равнодушные к братьям нашим меньшим люди не могут не восхититься красотой, силой и грацией лошади.

Что особенно важно для детей инвалидов – так это воспитательный эффект иппотерапии. Ухаживая за лошадью, человек учится быть внимательным, чутким, заботливым, вырабатывает желание и способность прислушиваться к мнению и потребностям близких.

Еще один замечательный эффект от таких занятий – укрепление уверенности в себе. Обычно не только неуверенные, стеснительные, но и достаточно открытые люди впервые садятся на лошадь с опаской. Она ведь такая большая и сильная… А вдруг не станет слушаться?

Поэтому неумелые наездники так испуганны и растерянны. Но через несколько занятий лошадь привыкает к новому седоку – и начинает его слушать, понимать… Это поистине невероятное ощущение!

Работая вместе с таким сильным и красивым зверем, как лошадь, управляя им, человек чувствует себя сильнее, ощущает себя воином, покорителем природы – и в то же время неотъемлемой ее частью.

Все это вместе способно кого угодно излечить от неуверенности и растерянности. Выработанная уверенность в своих силах начинает автоматически проявляться в обычной жизни: человеку становится проще принимать решения, не боясь неудач и смотря с надеждой в будущее.

Для больных, которым чрезвычайно тяжело общаться с людьми, иппотерапия – практически единственная возможность социального самовыражения. Для таких людей лошадь может стать настоящим другом, который всегда выслушает, и – кажется – все понимает. Они могут делиться с лошадьми своими проблемами, планами, идеями.

Лечебный эффект иппотерапии:

  • преодоление вынужденной гиподинамии;
  • развитие силы мышц;
  • восстановление либо улучшение функционирования самых разных систем и органов;
  • социальная адаптация людей с ограниченными физическими возможностями.
  • Формы проведения занятий лечебной верховой ездой

    Иппотерапию можно проводить и в группах, и индивидуально. Для инструктора по лечебной верховой езде обязательно наличие высшего медицинского, психологического либо педагогического образований, прохождение специальных курсов по подготовке инструкторов иппотерапии и, конечно, умение ездить верхом.

    Первые пробные занятия длятся совсем недолго – минут десять – пятнадцать. Постепенно продолжительность занятий увеличивается до одного часа.

    Периодичность занятий – два – три раза в неделю; курс занимает от полутора месяцев и дольше (все зависит от эффекта терапии и желаний самого пациента). Исцеление от тяжелых форм хронических заболеваний иногда требует не месяцев, а лет регулярной реабилитации.

    Чем же иппотерапия отличается от обычных занятий верховой ездой? Езду верхом лечебной делает соблюдение ряда требований:

    1. Тщательный расчет и контроль интенсивности физической нагрузки. Дозирование физической нагрузки в зависимости от состояния пациента.
    2. Постепенное повышение интенсивности и временной продолжительности физической работы.
    3. Горячее желание самого пациента взаимодействовать с лошадью и активное его участие в процессе реабилитации либо исцеления.
    4. Подбор животных со спокойным, мягким характером.
    5. Сочетание лечебной верховой езды с другими методами терапии.

    Иногда пациенты либо их родные боятся, что лошадь, зверь априори свободолюбивый и непредсказуемый, может намеренно либо случайно нанести больному вред.

    Это практически невозможно, потому как лошади, работающие с больными людьми проходят строжайший отбор и даже курс обучения.

    Поэтому лошадь на занятиях иппотерапией – это, можно сказать, второй инструктор, так же сильно, как и первый, заинтересованный в выздоровлении пациента.

    Первый критерий отбора лошадей для реабилитации – по характеру. Животные должны быть спокойными, непугливыми и очень дружелюбными к человеку.

    Кроме того, копытные должны быть физически сильными, чтобы для них не составляло труда нести сразу двоих – пациента и инструктора.

    Отобранные по этим критериям лошади проходят обучение от года до трех лет – и только после этого допускаются к работе с больными. И, что совершенно естественно, все лошади, занятые в курсах иппотерапии, проходят регулярный осмотр у квалифицированного ветеринара.

    Иппотерапия для детей инвалидов с ДЦП:

    Кому помогут величественные животные

    Показания для назначения иппотерапии:

    • детский церебральный паралич или ДЦП;
    • аутизм у взрослых и детей;
    • невроз;
    • легкие формы шизофрении;
    • невропатия;
    • вегетососудистая дистония (ВСД);
    • патологическая гиподинамия самого разного происхождения;
    • нарушения двигательной активности у детей;
    • различные речевые патологии, в том числе логоневрозы;
    • синдром дефицита внимания, гиперактивность;
    • слепота, глухота;
    • синдром Дауна;
    • олигофрения с психопатоподобными нарушениями поведенческой стратегии;
    • остеохондроз;
    • нарушения осанки, сколиоз;
    • стенокардия и другие формы атеросклероза;
    • артериальная гипертензия;
    • реабилитация пациентов с алкогольной и наркотической зависимостями;
    • хронические стрессы.
    • тяжелые стадии остеопороза;
    • острая и хроническая формы остеомиелита;
    • гемофилия;
    • эпилепсия;
    • тяжелые патологии почек;
    • аллергия на шерсть лошадей.

    Слово маме детей с синдромом Дауна

    Мы очень хотели детей, но все никак не получалось… бились-боролись-старались четырнадцать лет… И вот у нас родились близняшки Саша и Лиза! Обе – с синдромом Дауна. Долгожданное счастье родительства резко превратилось в кромешный пахнущий лекарствами ад…

    Доченьки родились совсем слабенькими… Доктора, больницы, лекарства, массажи, лечебная физкультура, занятия с разными специалистами отодвинули не то, чтобы на второй, а на десятый план всю остальную жизнь. Мы очень горевали, но не прекращали надеяться. И вот начали появляться результаты: дети научились держать головки, смеяться, целоваться! Но девочки никак не «хотели» становиться на ножки…

    Лизочка пошла в два с половиной года, а вот Саша перешагнула трехлетие, так и не встав на ножки. И тогда мы записались на занятия иппотерапией. Сначала малышки очень боялись больших фыркающих, машущих гривами и хвостами зверей. Но понемногу привыкли. Сначала Саша ездила на лошади вместе с мамой, а потом согласилась проехаться сама. Это было невероятное счастье! Ребенок был в восторге, а родители не могли сдержать слез! Саша начала ходить примерно через месяц занятий с лошадками.

    Алина, 34

    Иппотерапия – не просто действенный, а уникально эффективный метод исцеления от целого ряда тяжелых хворей. Занятия с лошадью – это и единение с природой, от которой современные люди так безжалостно оторваны урбанистической действительностью, и оздоровление тела, восстановление его силы и естественной гибкости, и исцеление, пробуждение души.

    Понятно, что лошади – это не панацея, занятия иппотерапией обязательно нужно совмещать с выполнением других рекомендаций лечащего врача. И, тем не менее, этот метод лечения помог уже многим людям: как серьезно больным, так и практически здоровым – улучшить свою жизнь, обрести исцеление и душевный покой.

    neurodoc.ru

    Наталья Исаенко: «Иппотерапия – уникальный вид реабилитации детей»

    Дозированная вер­хо­вая езда и физи­че­ские упраж­не­ния на лошади нашли широ­кое при­ме­не­ние во всем мире при лече­нии и реа­би­ли­та­ции паци­ен­тов. Об этом рас­ска­зы­вает член Национальной Федерации лечеб­ной вер­хо­вой езды и инва­лид­ного кон­ного спорта, дипло­ми­ро­ван­ный инструк­тор по иппо­те­ра­пии в Москве Наталья Николаевна Исаенко.

    — В чем суть метода иппо­те­ра­пии — лече­ния с помо­щью лошади?
    — Основное лечеб­ное воз­дей­ствие заклю­ча­ется в ими­та­ции ходьбы. Вспомните, как идет лошадь. Своей спи­ной она создает целую дви­га­тель­ную схему и пере­дает ее чело­веку. Пациент сидит вер­хом, а его тело, шея — весь орга­низм рабо­тает так, словно он идет сам.

    Для ребенка, кото­рый испы­ты­вает затруд­не­ния в дви­же­ниях из-за забо­ле­ва­ния, иппо­те­ра­пия неза­ме­нима. Поставив малень­кого паци­ента на иду­щую лошадь, у него начи­нают рабо­тать те самые мышцы, кото­рые задей­ство­ваны у чело­века при ходьбе. То есть слож­ные трех­мер­ные дви­же­ния, кото­рые совер­шает лошадь, застав­ляют рабо­тать тело именно так, как это про­ис­хо­дит, когда мы сами дви­га­емся.

    — Каким кри­те­риям должна отве­чать лошадь для иппо­те­ра­пии?
    — Действительно, не каж­дая лошадь под­хо­дит для про­ве­де­ния иппо­те­ра­пии. Лошадь под­би­ра­ется невы­со­кая, широ­кая в спине, с креп­кой пояс­ни­цей, по нраву — урав­но­ве­шен­ная, спо­кой­ная, поз­во­ля­ю­щая про­во­дить на ней любые мани­пу­ля­ции, в том числе и сов­мест­ную езду инструк­тора с паци­ен­том. Более всего под­хо­дят рус­ские и вла­ди­мир­ские тяже­ло­возы, бело­рус­ские упряж­ные, лошади вят­ской породы.

    «Поставив малень­кого паци­ента на иду­щую лошадь, у него начи­нают рабо­тать те самые мышцы, кото­рые задей­ство­ваны у чело­века при ходьбе»

    — Как найти под­хо­дя­щий кон­но­спор­тив­ный ком­плекс для заня­тий иппо­те­ра­пией?
    — В первую оче­редь в поис­ках такого ком­плекса для детей может помочь леча­щий врач. Если он до конца не осве­дом­лен в осо­бен­но­стях каж­дого из них, то руко­вод­ствуй­тесь в своем выборе основ­ными пара­мет­рами: извест­но­стью кон­но­спор­тив­ного ком­плекса, широ­той пред­став­лен­ных услуг, ква­ли­фи­ка­цией спе­ци­а­ли­стов по иппо­те­ра­пии, бли­зо­стью к месту житель­ства, реко­мен­да­ци­ями дру­зей. Если же никому из вашего окру­же­ния не при­хо­ди­лось зани­маться в дан­ном кон­но­спор­тив­ном ком­плексе, как вари­ант, можете пред­ва­ри­тельно посе­тить его и позна­ко­миться с иппо­те­ра­пев­том. Это все­гда лучше, нежели заочно читать отзывы в Интернете. Поскольку, во-пер­вых, они не все­гда отра­жают реаль­ное поло­же­ние вещей, а во-вто­рых, не предо­став­ляют необ­хо­ди­мой инфор­ма­ции о кон­крет­ных спе­ци­а­ли­стах.

    Чаще всего роди­тели при­хо­дят сами, но обя­за­тельно должно быть заклю­че­ние врача с диа­гно­зом и помет­кой, что про­ти­во­по­ка­за­ний для заня­тий иппо­те­ра­пией нет. Многие дети, пере­жив­шие опыт обще­ния с лоша­дью, посвя­щают ей свои рисунки. Мы их бережно хра­ним в надежде, что мно­гим детям мы помогли в борьбе с такими непро­стыми забо­ле­ва­ни­ями, как дет­ский цере­браль­ный пара­лич, син­дром ран­него дет­ского аутизма, задерж­кой психо-рече­вого раз­ви­тия и дру­гими нев­ро­ло­ги­че­скими и психо-эмо­ци­о­наль­ными забо­ле­ва­ни­ями.

    — При каких забо­ле­ва­ниях пока­зана иппо­те­ра­пия и заня­тия реа­би­ли­та­ци­он­ной вер­хо­вой ездой?
    — Заболевани­ями, при кото­рых пока­зана иппо­те­ра­пия, явля­ются раз­лич­ные формы ДЦП, аутизм, син­дром Дауна, задержки психо-рече­вого раз­ви­тия, нев­ро­ло­ги­че­ские нару­ше­ния, вызы­ва­ю­щие про­блемы с опорно-дви­га­тель­ным аппа­ра­том, нев­розы, страхи, депрес­сия. Также курсы иппо­те­ра­пии и заня­тия реа­би­ли­та­ци­он­ной вер­хо­вой ездой бла­го­при­ятно ска­зы­ва­ются при исправ­ле­нии осанки, ско­ли­о­зах, Х-образ­но­сти ног, пси­хо­ло­ги­че­ских про­бле­мах и нару­ше­ниях соци­аль­ной адап­та­ции, рас­се­ян­ном скле­розе, состо­я­нии после инфаркта и инсульта.

    Что каса­ется сте­пени успеш­но­сти и эффек­тив­но­сти таких заня­тий, то это все­гда инди­ви­ду­ально. Учитывается не только изме­не­ние физи­че­ских пока­за­те­лей, но и эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, общее улуч­ше­ние каче­ства жизни. Стоит отме­тить, что обще­ние ребенка с любыми живот­ными бла­го­творно вли­яет на психо-эмо­ци­о­наль­ный фон. А лечеб­ные заня­тия на таком круп­ном живот­ном, как лошадь, уни­кальны и не имеют ана­ло­гов.

    — Имеются ли про­ти­во­по­ка­за­ния для про­ве­де­ния заня­тий иппо­те­ра­пией?
    — Среди основ­ных про­ти­во­по­ка­за­ний выде­ляют эпи­леп­сию, онко­за­бо­ле­ва­ния (или менее 3 лет ремис­сии), лом­кость костей, аллер­гию на живот­ных, язву желудка в острой ста­дии и дру­гие забо­ле­ва­ния, гро­зя­щие внут­рен­ними кро­во­те­че­ни­ями, грыжи пояс­нич­ного отдела позво­ноч­ника. Условными про­ти­во­по­ка­за­ни­ями, при кото­рых заня­тия воз­можны с уве­дом­ле­ния леча­щего врача, явля­ются отслойка сет­чатки, лом­кость сосу­дов, хро­ни­че­ские вывихи тазо­бед­рен­ных суста­вов.

    — Каков сред­ний срок заня­тий иппо­те­ра­пией?
    — Сроки заня­тий по иппо­те­ра­пии раз­лич­ные и зави­сят от серьез­но­сти забо­ле­ва­ния. Считается, что опти­маль­ный курс состав­ляет 3 месяца при заня­тиях 2 раза в неделю. Для устой­чи­вого резуль­тата воз­можно про­дле­ние курса на более дли­тель­ный период. Многие дети с такими забо­ле­ва­ни­ями, как ДЦП и аутизм, зани­ма­ются по несколько лет. Фактически иппо­те­ра­пия ста­но­вится посто­ян­ной частью реа­би­ли­та­ци­он­ной про­граммы для таких детей.

    « Подбор мето­дов инди­ви­дуа­лен: в зави­си­мо­сти от воз­раста и состо­я­ния здо­ро­вья паци­ента»

    — Имеются ли огра­ни­че­ния по воз­расту для заня­тий иппо­те­ра­пией и лечеб­ной вер­хо­вой ездой?
    — Минимальный воз­раст для заня­тий иппо­те­ра­пией от полу­тора-двух лет. Для детей дошколь­ного и школь­ного воз­раста преду­смот­рены инди­ви­ду­аль­ные и груп­по­вые (школь­ные группы) заня­тия на пони — лоша­дях низ­ко­рос­лых пород. Это пре­крас­ный вид раз­вле­че­ний для детей, при­ви­ва­ю­щий любовь к живот­ным и ответ­ствен­ность.

    — Существуют ли вза­и­мо­за­ме­ня­е­мые методы реа­би­ли­та­ции?
    — Лечение на лошади уни­кально. Однако можно назвать вза­и­мо­до­пол­ня­е­мые методы реа­би­ли­та­ции и вос­ста­нов­ле­ния здо­ро­вья детей и взрос­лых, кото­рые в соче­та­нии с иппо­те­ра­пией дают пре­крас­ные резуль­таты. Например, пла­ва­ние, мас­саж, ЛФК, дру­гие виды ани­ма­ло­те­ра­пии (напри­мер, дель­фи­но­те­ра­пия). Подбор мето­дов инди­ви­дуа­лен: в зави­си­мо­сти от воз­раста и состо­я­ния здо­ро­вья паци­ента назна­ча­ется своя мето­дика реа­би­ли­та­ции.

    — Насколько раз­ли­ча­ются резуль­таты лече­ния с заня­ти­ями иппо­те­ра­пией и без них?
    — Приведу несколько при­ме­ров. Для ребенка со спа­сти­че­ской фор­мой ДЦП, не сидя­щего — резуль­та­том заня­тий стало умень­ше­ние спа­стики, улуч­ше­ние коор­ди­на­ции, само­сто­я­тельно стал сидеть и ходить с под­держ­кой. Занятия про­хо­дили в тече­ние года. Второй при­мер. Ребенок с аутиз­мом, дислек­сией, силь­ной интро­вер­сией стал спо­со­бен к адек­ват­ному обще­нию при дли­тель­но­сти заня­тий в тече­ние 3 лет. Или еще. Ребенок с заи­ка­нием и нали­чием стра­хов зани­мался в тече­ние 5 меся­цев, в резуль­тате чего также были достиг­нуты поло­жи­тель­ные резуль­таты: снято заи­ка­ние, воз­росла уве­рен­ность в себе, повы­си­лась само­оценка. В любом слу­чае при явной эффек­тив­но­сти такого лече­ния в ком­плексе с дру­гими оздо­ро­ви­тель­ными меро­при­я­ти­ями по реа­би­ли­та­ции, одно­знач­ных про­гно­зов делать нельзя, поскольку потен­циал каж­дого паци­ента рас­кры­ва­ется за раз­лич­ное время и на раз­лич­ном уровне.

    — Как про­хо­дит обу­че­ние спе­ци­а­ли­стов по иппо­те­ра­пии, на базе какого основ­ного обра­зо­ва­ния?
    — Как пра­вило, воз­мож­ным базо­вым обра­зо­ва­нием для буду­щего спе­ци­а­ли­ста по иппо­те­ра­пии может быть: зоо­тех­ни­че­ское, меди­цин­ское, пси­хо­лого-педа­го­ги­че­ское. Обучение про­во­дится в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных цен­трах под эги­дой Национальной феде­ра­ции лечеб­ной вер­хо­вой езды и инва­лид­ного кон­ного спорта. О про­фес­си­о­на­лизме иппо­те­ра­певта, в первую оче­редь, гово­рит ини­ци­а­тив­ность, чут­кость и тер­пе­ли­вость.

    Из архива пресс-службы КСК «Битца»

    Читайте также в рубрике «Интервью с экспертом»

    16 мая, 14:48
    Максим Куликов: «Наше исследование поможет людям с недержанием» X 448 K 0

    med-info.ru

    Иппотерапия при неврозах

    Опубликовано Редакция в 2/08/12 • Категории СТАТЬИ

    Проблема инвалидности занимает особое место в ряду социальных проблем. Согласно данным ООН, в начале 90-х годов в мире насчитывалось около 500 миллионов инвалидов, что составляет около 10% населения Земли. В развитых странах этот показатель выше среднемирового значения: в США около 20% населения являются инвалидами. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения количество людей имеющих инвалидность имеет тенденцию к росту.

    Одним из инновационных методов реабилитации лиц с ограниченными возможностями является иппотерапия.

    В переводе с греческого «иппо» (hippos) означает лошадь. С давних времен люди знали, что верховая езда благотворно влияет на здоровье человека и способствует активному долголетию. Иппотерапия, или, иначе, верховая езда, — это современный, достаточно распространенный ныне метод лечения детей с ограниченными возможностями, страдающих нарушениями мозговых функций, опорно-двигательного аппарата или регуляторными нарушениями системных функций организма.

    В России использование иппотерапии началось с открытия в 1991г. в Москве детского экологического центра «Живая нить». Позднее иппотерапия вошла в комплекс реабилитационных средств, применяемых для детей-инвалидов на базе отдыха «Зеленый огонек» под г. Луга.

    Иппотерапия, как одна из технологий социальной работы с людьми с ограниченными возможностями, представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия это занятия инвалидов верховой ездой на лошадях, проводимые по специальным методикам, различающимся в зависимости от заболевания наездника и задач, для решения которых используется иппотерапия.

    Иппотерапия — это лечебная гимнастика на лошади.

    По сравнению с традиционным восстановительным лечением иппотерапия имеет значительные дополнительные преимущества. Как лечебная физическая культура, она основана на использовании биологической функции живого организма — функции движения, которая имеет два человека не только биологическое, но и социальное значение. Иппотерапия действует на организм как единое целое и по своей сущности не локалистична. Этим объясняется успешность ее применения при различных заболеваниях. Она позволяет восстановить и даже улучшить физическое состояние лиц с ограниченными возможностями двигательного аппарата, а также способствует решению конкретных психолого-педагогических задач и вопросов психосоциальной реабилитации и интеграции инвалидов.

    Основы оздоровительного воздействия верховой езды на инвалидов с ДЦП заключаются в естественных движениях лошади, позволяющих всаднику организовывать и систематизировать свои движения.

    Среди факторов воздействия иппотерапии на инвалида одним из наиболее действенных можно считать координаторную нагрузку. При посадке на лошадь формируется определенная схема фиксации тела. Всадник удерживается, прежде всего, напряжением приводящих мышц бедер, фиксирующих таз в седле или непосредственно на теле животного. В удержании тела в вертикальном положении значительную роль играют система координации и активность мышц таза и спины. Нагрузка на мышцы нижних конечностей может регулироваться при изменении степени опоры на стремена (при их использовании) при сильной опоре степень напряжения приводящих мышц ниже, при слабой — выше.

    Само по себе опора на стремена в фиксации тела здорового человека играет не столь значительную роль. При посадке инвалида, страдающего двигательными расстройствами, ее значение возрастает. Опора осуществляется прежде всего на стоны, фиксированные в стременах, которые сохраняют подвижность, как минимум, в сагиттальной плоскости и ограничивают ее во фронтальной. В таком случае создается возможность перемены нагрузки на мышцы не только задней, но и передней части голеней при относительной фиксации голеностопного сустава в положении, близком в физиологическому. И наконец, всадник может удерживаться в сагиттальной плоскости, поддерживаясь руками за поручни специального иппотерапевтического гурта или вспомогательный ремень на шее животного.

    Поступательные движение лошади периодически изменяющую нагрузку на мышцы туловища и конечностей всадника, участвующие в удержании его на лошади, что несет в себе естественный элемент тренинга. Симметричность нагрузок по всем осям предусматривает необходимость симметричного функционирования всех групп мышц, обеспечивающих посадку занимающегося. Данный фактор важен при работе с инвалидами, имеющими асимметричными двигательные расстройства.

    Можно выделить также воздействие на мускулатуру всадника низкочастотных колебаний тела движущейся лошади, приводящих у него к снижению повышенного тонуса и возрастанию объема движений в конечностях.

    Дозированные нагрузки на вестибулярный анализатор, несущие элементы тренинга, стимулирую нормализацию его функции, что улучшает статико-кинетическую организацию моторики способствуя обретению лицами с ограниченными двигательными возможностями уверенности в движениях. Это влечет за собой уменьшение выраженности фобических расстройств, связанных самостоятельным передвижением.

    Нейрофизиологическое воздействие упомянутых колебательных движений движущегося животного на систему вестибулярного анализатора сводится к усилению притока импульсов по его проводящим путям. Следствием этого является стимуляции глубинных структур головного мозга, определяющих функциональное состояние двигательного анализатора влечет за собой изменение функционального состояния нейромоторного аппарата, при котором становиться возможным воздействие на патологические двигательные стереотипы.

    Достижение реальных результатов в коррекции двигательных нарушений в ходе занятий иппотерапией содействуют изменениям и в социально-психическом статусе инвалида, приводит к повышению его самооценки, жизненной активности, нарастанию мотивации к реабилитационному процессу.

    Таким образом, лечебная физкультура как метод реабилитации лиц с детски., церебральным параличом занимает в комплексной терапии одно из ведущих мест и служит естественно-биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению нарушенной функции опорно двигательного аппарата.

    Специфика иппотерапии с учетом возрастных, социальных и медицинских особенностей детей с ограниченными возможностями

    Процесс социализации личности ребенка-инвалида с ограниченными возможностями значительно затруднен и отличается от подобного процесса у «обычных» детей. Связано это, с одной стороны, с недостатками физического, интеллектуального или психического развития самого ребенка, с другой стороны, с различными ограниченными в социальной среде (например, с архитектурными барьерами или стереотипами в отношении инвалидов).

    Иппотерапия — лечебная верховая езда (далее ЛВЕ) — один из методов коррекции личностного развития детей-инвалидов с ограниченными двигательными возможностями, в частности, больных детским церебральным параличом (ДЦП). Опыт проведения иппотерапии показывает, что ее роль велика в становлении движений и поз, в осуществлении произвольного контроля над своим телом, развитии произвольного внимания, снижении тонуса мышц, тренировке вестибулярного аппарата, развитии удержания вертикализации тела, а также балансировке тела. Верховая езда способствует укреплению и формированию всех групп мышц, при этом не нагружая сердце. Еще одним положительным моментом является возможность организации занятий по иппотерапии как в условиях города (в конно-спортивных комплексах), так и в сельской местности. Главным требованием проведения иппотерапии является точное соблюдение техники безопасности.

    В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, клиент инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого.

    Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. Под влиянием физических упражнений отмечается усиление функции вегетативных систем. Иппотерапия воздействует на организм человека через два фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии. Так, при лечении неврозов, детских церебральных параличей, умственной отсталости, раннего детского аутизма основным воздействующим фактором является психогенный. При лечении же постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, занимающегося. [Джосвик Ф., М.Киттередж, Л.Макковен, К.Макпарлэнд, С.Вудз «Вопросы и ответы». Пособие по терапевтической верховой езде. — МККИ, Москва, 2000] А.Атмаджан отмечает, что лечение с использованием лошади в качестве посредника облегчает личности, страдающей неврозом, избавление от заторможенности, смягчает тревожное состояние и дает возможность совершать правильные поступки. При психозах у взрослых лечение с использованием лошади в качестве посредника облегчает больным доступ к реальности, как во времени, так и в пространстве. При аутизме у детей лечение осуществляется с использованием лошади в качестве посредника и с применением не словесного диалога «язык жестов», с соблюдением тишины, дистанции. А. Атмаджан подчеркивает, что лошадь требует постоянного к себе внимания и за счет этого возрастают способности человека адаптироваться к реальности. Для человека страдающего психическими расстройствами положение верхом на лошади оказывается «выигрышным» по сравнению с положением терапевтов: «Я наверху, они внизу».

    Верховая езда требует от ребенка концентрации внимания, осознаваемых действий, умение ориентироваться в пространстве. На занятиях иппотерапией соблюдаются основные принципы психотерапевтического воздействия: единство места и действующих лиц; единство времени; единство действий.

    В психотерапевтических взаимоотношениях лошадь является:

    • истинным посредником во взаимоотношениях иппотерапевта и всадника;
    • получателем информации, (команда всадника подаваемая лошади стоять, двигаться, поворот и т.д.);
    • усилителем послания (реакция лошади на команду всадника);
    • немедленным передатчиком ответа (повиновение лошади и выполнение ею команд всадника).
    • А. Атмаджан отмечает, что использование метода иппотерапии в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты:

      1. Облегчает снятие заторможенности.

      2. Уменьшает чувство тревоги

      3. Организует адаптацию к реальному пространству и времени.

      4. Способствует достижению самостоятельности.

      Иппотерапия, как показывает опыт, есть особая форма психотерапии, и является эффективным методом реабилитации лиц с нарушением умственного развития.

      Во время занятий иппотерапией обеспечивается одновременное включение в работу всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку занимающийся инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым побуждает к активной работе все основные мышечные группы.

      Кроме того, ни один из видов реабилитации не вызывает у занимающегося такой разнонаправленной мотивации к самостоятельной активности, которая сопутствует занятиям иппотерапией: ребенок, испытывает огромное желание сесть на лошадь почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Такая сильная мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, благодаря которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременное уменьшение количества и объема гиперкинеза «при детском церебральном параличе», что, дает возможность обучать клиента правильному построению основного поведенческого фона.

      Можно назвать два основных фактора воздействия иппотерапии на занимающихся: это эмоциональная связь с животным и достаточно жесткие, требующие активной мобилизации физических и психических усилий условия езды на лошади. Именно их сочетание и создает уникальную терапевтическую ситуацию, присущую исключительно этому методу. К наиболее важным терапевтическим факторам иппотерапии относятся: комплексная активизация и мобилизация организма — физическая, мотивация, психологическая. Характерной особенностью данного метода реабилитации является то, что занятия иппотерапией, проходящие в эмоциональной насыщенной атмосфере сопровождаются, как правило, общим подъемом активности занимающихся, повышением настроения, психического статуса.

      Иппотерапия способствует активности познавательной сферы психики занимающихся. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий, как при езде, так и при уходе за животным активизирует психические процессы. Происходит развитие слухо-моторной и зрительно-моторной координации занимающихся.

      Сходство иппотерапии с другими видами ЛФК состоит в том, что иппотерапия — лечение движением лошади. Принципиальным отличием иппотерапии от других методов реабилитации является комплексность воздействия ипотерапии на физическую и психическую сферу занимающихся. Под комплексностью воздействия иппотерапии следует понимать одновременное реабилитационное воздействие на физическое и психическое состояние здоровье клиентов. Принципиальным отличием иппотерапии от других технологий является то, что она располагает физиотерапевтическими возможностями, так как температура лошади на 1-1,5 градусов выше тела человека. Можно отметить также одновременное оказание тренировочного и ослабляющего воздействия на мышцы занимающегося через трехмерные колебания спины лошади. Когда человек приходит на занятия иппотерапиеи он видит перед собой не людей в белых халатах, а манеж, лошадь и инструктора. Процесс реабилитации воспринимается всадником как процесс обучения навыкам верховой езды.

      Критерии эффективности иппотерапии как инновационной технологии социальной работы с людьми с ограниченными возможностями можно условно подразделить на две группы: медицинские и социальные.

      К медицинским критериям относятся:

      а) происходит укрепление и тренировка мышц тела пациента, причем особенностью воздействия является то, что происходит одновременно тренировка слабых мышц и расслабление спастичных;

      б) происходит укрепление равновесия. Этот эффект достигается из-за того, что во время лечебной верховой езды (ЛВЕ) имеет место постоянная необходимость в сохранении всадником равновесия на протяжении всего занятия без перерывов ни на один момент;

      в) улучшается координация движений и пространственной ориентации. Это происходит, потому что во время тренировок имеет место постоянная необходимость в ориентировании всадника на пространстве манежа;

      г) улучшается психо-эмоциональное состояние занимающихся, повышается уровень самооценки личности. Этот результат достигается за счет того, что во время занятий ЛВЕ человек начинает ощущать себя не больным и слабым, каким он чувствует в обычной жизни, а всадником, который управляет большим сильным и грациозном животным, который слушается и выполняет его команды;

      д) в процессе верховой езды они не используют никаких приспособлений, связывающих их с их инвалидностью. Они используют то же самое, что и обычные всадники. Успехи в освоении навыков верховой езды и искусства управления лошадью повышают, как ничто другое, самооценку личности и придают больным людям уверенность в своих силах, веру в себя. Нельзя не отметить этический аспект влияния иппотерапии как на инвалидов, так и на их родителей.

      Положительное значение имеет показания: нет возрастного ограничения, почти нет противопоказаний. Согласно данным исследования А. Атмаджан, проведенным на базе Университета «Париж — Север», лошадь может выступать в качестве посредника между больным аутизмом и окружающей действительностью. Это происходит за счет того, что взаимодействие с лошадью происходит на не вербальном уровне, что позволяет больному как бы оставаться внутри своего комфортного мира и одновременно выходить из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптироваться в ней.

      Таким образом, социальная реабилитация, как и реабилитация в целом — это еще и процесс, реализующийся на основании принципов и положений, по заведомо определенной программе и подразумевающий деятельность по активному приспособлению личности к окружающей среде и окружающий среды к личности.

      Принципы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями с применением метода оздоровительная верховая езда:

      — во-первых, комплексность, т.е. включение в процесс медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий;

      — во-вторых, адресность, или индивидуальный подход в занятиях;

      — в-третьих, регулярность, занятия проводятся еженедельно, в одно и то же время;

      — в-четвертых, общедоступность, занятия ЛВЕ ограничиваются незначительным списком противопоказаний и достпуны для большинства детей.

      Основные положения социальной реабилитации с применением метода лечебной верховой езды:

      1. считаем, что ребенок с ограниченным возможнстями (как и в прочем и любой ребенок) — это индивид с чертами личности, формирующийся в процессе социализации. Дети, называемые нами инвалидами, в силу той или иной причины постоянно не могут обходиться без помощи посторонних людей. Тогда как дети с ограниченными возможностями — это дети, которые частично самостоятельно осуществляют самообслуживание, передвигаются, общаются, обучаются и т.п., и только в некоторых случаях прибегают к помощи окружающих. Следствие инвалидности — всегда ограничение жизнедеятельности, но ограничение жизнедеятельности не всегда приводит к инвалидности.

      2. ребенок становится личностью тогда, когда самостоятельно начнет совершать деятельность (сначала с помощью взрослого, затем без него). Поэтому в социально-реабилитационные мероприятия должны быть включены занятия, позволяющие развивать у детей статико-моторную, психологическую, познавательную функции организма.

      3. семья ориентирует ребенка, прежде всего, на членов семьи, затем на социальное окружение и общество в целом. Поэтому в процессе социальной реабилитации необходимо присутствие родителей.

      4. социализация — это двухсторонний процесс, при котором происходит социализирующее воздействие как родителей на ребкнка, так и наоборот. Поэтому важно не только присутствие членов семьи, но и совместная деятельность детей и родителей (художественное творчество, игры, верховая езда, консультации).

      5. специалист в области социальной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями (в нашем случае специалист социальной работы) становится существенными агентом социализации, посредством которого ребенок приобретает необходимый ему опыт, овладевает элементарными знаниями, способами поведения. Он организует работу других специалистов (психолога, педагога, врача, инструктора) в достижении единой цели, координирует деятельность по реабилитации ребенка, становится для его семьи советчиком и помощником.

      К социальным критериям относятся:

      а) Улучшения коммуникативных функций занимающихся.Этот результат достигается за счет того, что во время занятий, всадники общаются и действуют совместно с иппотерапевтами и коноводами и друг с другом.

      б) Проведение соревнований по конному спорту среди лиц с особенностями развития способствует повышению уровня самооценки клиентами самих себя, своих возможностей и своего потенциала. Проведение соревнований так же способствует изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Видя всадника на лошади, люди видят в нем именно всадника, а не человека с проблемами. Видя, что люди с ограниченными возможностями могут заниматься таким сложным видом спорта как конный, нормальные люди начинают понимать, что инвалиды это такие же люди как они, могут то же, что и все, но даже больше, потому что не всякий здоровый человек умеет ездить верхом.

      в) Посредством улучшения физического, психологического и эмоционального состояния, иппотерапия способствует улучшению эффективности и качества процесса социализации личности реабилитируемого.

      г) За счет совместной деятельности иппотерапия способствует интеграции инвалидов в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.

      д) С помощью занятий иппотерапии происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными. Для некоторых людей с ограниченными возможностями, особенно с умственной отсталостью это связано с тем, что люди с умственной отсталостью могут под контролем успешно выполнять работу конюха и эта работа может стать для них профессией, которая станет для них опорой в будущей самостоятельной жизни и послужат средством их интеграции в жизнь общества, что является основной задачей реабилитации.

      Владение навыками верховой езды дает возможность перейти от зависимости к новому качеству — качеству человека, управляющего большим животным, направляющего его в необходимую для себя сторону. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль. Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

      А.А. Сухова, М.А. Шкурко

      ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан», г. Казань, ФГУ «ФБ МСЭ»

      1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников // Игра и самостоятельная деятельность в системе воспитания. Таллин, 1984г.

      2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд.- СПб.:С-Пэ 2002г.

      3. Грачев Л. Социальная защита детей — инвалидов в Российской

      4. Федерации // Социальное обеспечение. 1994. № 8

      5. Жмуров В.А. Психопатология, Москва, 2002г.

      6. Закон Российской Федерации № 181 — «О социальной защите инвалидов в РФ» в редакции ФЗ от 4.01.99 № 5 — ФЗ.

      7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков; Санкт-Петербург, 2003г.

      8. Кавокин С. Реабилитация и защита инвалидов // Человек и труд. 1999 №8

      9. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка: Учебн. Пособие. М., 1997.

      10. Ким Е. Н. Независимая жизнь для лиц с ограниченными возможностями. Деятельность московского клуба инвалидов «Контакты- Г.М., 1997

      11. Словарь — справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. Наук проф. Е.И. Холостовой. — М: Юрист, 2004г.

      mfvt.ru