Истерические состояния у детей

Истерия у детей

Истерия – это аффективное состояние, с выбросом отрицательных эмоций, приводящее к потере самообладания. При истерии нет явных патологических изменений, для нее характерна обратимость психических расстройств. На электроэнцефалограмме нарушений не наблюдается. Вспышка злобы и неконтролируемого гнева сопровождается движениями рук и ног и нежеланием ходить и стоять. Чаще всего детские истерики встречаются в возрасте от 2-х до 3-х лет. Но иногда истерии могут быть и в 6 лет, и в 9 лет. Чаще истерика бывает у девочек.

Причины истерии.

Истерика – это сигнал тревоги, что родители ведут себя неправильно по отношению к малышу, не чувствуют своего ребенка и не понимают его. Так эмоционально протестует ребенок, когда он хочет выразить свое сопротивление, когда не понимает значения слов – «подожди», «чуть позже», «завтра». Провоцируют приступы некоторые заболевания, психическое или нервное перенапряжение, посещение детского сада, травмы, неблагополучная обстановка в семье, избалованность малыша, чрезмерная опека или, наоборот, недостаток внимания, вседозволенность, противоречивость требований родителей.

У кого чаще бывает истерия

Подвержены истерии внушаемые дети с характерными для истерического типа чертами: повышенная ранимость, высокая эмоциональность, лабильность, желание оказаться в центре внимания, фантазийность. Истерика чаще встречается у детей в возрасте 2-3 лет, когда у ребенка появляются интересы, не совпадающие с интересами родителей. Он пытается их отстоять, но не знает, как выразить себя и прибегает к тем проявлениям, которые ему доступны. У некоторых детей – уравновешенных и спокойных – период отрицания проходит незаметно, но у слабых, нерешительных или, наоборот, независимых детей, возможна бурная реакция. Этой реакцией ребенок отстаивает свои интересы и утверждает свое независимое «я». Если он обратил внимание на себя своей истерикой, то дальше начнется манипулирование взрослыми. Он умело заставляет родителей делать то, что считает нужным.

Истерия – симптомы.

Истерика устраивается, если есть хоть один зритель. Спектакль тем ярче и зрелищнее, чем больше зрителей. Ребенок падает, катается по земле (по полу), изгибается дугой, опираясь о поверхность головой и пятками («истерическая дуга»), сучит ногами, рычит, стонет, всхлипывает, громко плачет, кусается. Ребенок не адекватно реагирует на просьбы окружающих, поэтому что-либо объяснять ему в такие моменты не стоит. Припадки разнообразны в своих проявлениях, поэтому описывать все симптомы не имеет смысла, но в них можно выделить 3 стадии.

3 стадии истерии.

1 стадия — стадия крика, когда ребенок кричит и ничего не видит вокруг.

2 стадия — стадия двигательного возбуждения, когда ребенок начинает сучить ногами, кидает всё, что попадается под руку, может биться головой о стенку. В этой стадии состояние ребенка может напомнить приступ эпилепсии, но в отличии от эпилептического припадка, нет прикуса языка, не бывает непроизвольного мочеиспускания. Зрачки будут реагировать на свет.

3 стадия — стадия всхлипывания и общего обессиливания. В этой стадии можно спокойно подойти и помочь ребенку встать, не обсуждая происшедшее. Сознание во время приступа может быть помрачено, поэтому прошедшее иногда ребенок вспомнить не может.

Если вы начнете его жалеть, утешать и успокаивать, если он поймает ваш взгляд, наполненный тревогой и беспокойством, тем самым вы подольете масла в огонь. Приступ станет еще ярче и громче. Истерический припадок необходимо прерывать как можно скорее и ни в коем случае не идти на поводу у истерики.

Как успокоить ребенка при истерии и как бороться с детской истерикой

www.wp-german-pediatria.ru

Неврастения и истерия у детей, симптомы и лечение

Неврастения и неврастенические состояния развиваются на основе своеобразия типа нервной системы, а также под влиянием неблагоприятных факторов, особенно перенапряжения сил, переутомления, наличия хронических инфекций, интоксикаций и т. п. Под истерией понимают уже настоящий эндогенный невроз с преобладанием психических симптомов. С точки зрения учения Павлова об условных рефлексах неврастения характеризуется преобладанием процесса раздражения и слабостью процессов торможения. Для истерии характерно, наоборот, преобладание тормозного процесса и слабость процесса раздражения, с потерей нормальной гибкости баланса между ними. В норме деятельность больших полушарий основана на взаимодействии процессов раздражения и торможения в зависимости от внешних условий. При патологических случаях превалирует или крайнее возбуждение или глубокое торможение. В результате коллизии факторов раздражения и торможения расстраивается нормальная функция головного мозга, который на время оказывается как бы блокированным. Если такое состояние кратковременно, возбудимость коры восстанавливается, если оно поддерживается, то выявляется уже более серьезное нарушение функции коры. Извращение функции коры обусловливает и все поведение ребенка. Существуют три главных причины кортикальных неврозов: утомление и истощение клеток коры, конфликты между раздражением и тормозным процессом, действие интенсивных раздражителей. В зависимости от типа нервной системы характер расстройств будет различен. Одни реагируют состоянием возбуждения, другие — торможения.

Симптомы неврастенических состояний многообразны. На первый план выступают понижение работоспособности в связи со слабостью памяти, неспособность сосредоточиваться, вялость, понижение интересов. В связи с этим происходит изменение характера, ненормальные наклонности, заикание, недержание мочи. Постепенно появляются головные боли, тяжесть в голове, потеря аппетита, рвоты, запоры. Часто присоединяются расстройства сна, бессонница, ночные страхи. При исследовании отмечают повышение кожной чувствительности в виде парестезии, повышение чувствительности к холоду, теплу. Со стороны сосудодвигательной и секреторной сфер наблюдаются приливы крови к голове, быстрая смена в окраске лица, повышенная потливость, яркий дермографизм; со стороны двигательной сферы — дрожание, особенно в пальцах рук и веках, повышение сухожильных рефлексов, понижение рефлекса слизистой глаза и зева. Отмечаются также учащение пульса, повышение кровяного давления.

Симптомы истерии. Как уже сказано, в основе патогенеза истерии лежит функциональная слабость коры, ее пониженная возбудимость и быстрая истощаемость. В условно-рефлекторной деятельности коры доминируют защитные отрицательные фазовые состояния. Наркотическая, уравнительно-тормозная, парадоксальная и ультрапарадоксальная фазы сменяют одна другую в зависимости от состояния возбудимости больших полушарий, а это ведет к тому, что сильные раздражители дают слабые условные рефлексы, а слабые дают интенсивные реакции.

Можно выделить два типа истерии детей. При одном имеется слабость и корковой и подкорковой области, и все безусловные рефлексы малы, двигательные рефлексы слабы, быстро угасают. При другом типе имеется только слабость коры при достаточно сильной подкорковой функции, такие дети имеют повышенные безусловные рефлексы и медленно и слабо образуют условные. Высокая и низкая возбудимость может сохраняться длительное время и вести к развитию анестезий, параличей, каталепсии.

Обычно истерия может начинаться и в возрасте 3 лет, наиболее же часто она наблюдается в школьном возрасте. Чем старше ребенок, тем больше истерия по проявлениям приближается к истерии взрослых. В отличие от взрослых, у детей истерия нередко отличается моносимптоматичностью и массивностью. Одним из наиболее распространенных симптомов являются истерические припадки в виде реакции на какое-либо волнение. Припадок может начинаться ощущением сердцебиения, затруднением дыхания, подкатыванием комка к горлу, плачем, смехом, движениями рук. Часто развивается истерический обморок, при котором полной потери сознания не бывает. Падая в обморок, больные соблюдают предосторожности, не наносят себе повреждений. Могут присоединиться судороги то тонического, то клонического типа, иногда в виде опистотонуса. Приступы появляются особенно легко в подходящей обстановке под влиянием подражания, внушения, там, где дети замечают производимый ими эффект.

Характерной чертой истерии является тенденция к развитию статической возбудимости и в связи с этим к развитию сегрегатных, или разделенных, состояний больших полушарий.

Другими характерными истерическими симптомами являются двигательные и чувствительные расстройства. Для истерических параличей характерно появление их под влиянием душевных волнений, отсутствие изменений рефлексов и признаков дегенеративной атрофии. Обычно утрачиваются определенные функции, но элементарные движения сохраняются. Истерические контрактуры представляют результат простого активного напряжения мышц. Дрожание у истериков выражено различно и меняется в зависимости от психических влияний. Боли, анестезии, гиперестезии, парестезии зависят от психических воздействий и не соответствуют анатомическому распределению чувствительной иннервации.

Картину истерии дополняют спазмы пищевода, энурез и энкопрез, расстройства речи, заикание, невралгии, головные боли, бессонница, приступы страха, сумеречные состояния.

Таким детям свойственна ненормальная эффективность, болезненная мнительность, стремление быть центром внимания, капризность, лживость.

Профилактика

Профилактика при этих состояниях нервной системы должна играть видную роль. Сохранение здорового организма, нормальные условия санитарного режима, достаточное питание, ограждение от чрезмерных напряжений имеют большое значение. Нужно бороться с резкими депрессивными влияниями на психику, содействовать физиологической эйфории. Только правильное социальное воспитание, общение с другими детьми, естественная обстановка жизни создают необходимые для нормального развития условия. Профилактике очень помогает создание специальных психоневрологических диспансеров. Роль школьного врача заключается в своевременном выделении и обследовании таких детей.

В отдельных случаях желательно поместить ребенка в санаторий, пионерлагерь, обеспечить ему покой на несколько недель. Очень важно предоставление ребенку свежего воздуха, возможности заняться спортом, экскурсиями, проделывать водные процедуры. Из диеты желательно устранить пряности, шоколад, какао, ограничить потребление мяса, яиц, молока. Одновременно надо внушать ребенку доверие к самому себе, успокаивать его, отвлекая внимание, развлекать. Полезно общеукрепляющее лечение в виде витаминов, железа, глицерофосфатов. Бром необходим для общего успокоения и устранения бессонницы (2-3% бромистый натрий по чайной или десертной ложке). При этом надо умело учитывать индивидуальную тормозную силу и интенсивность рефлексов, которые желательно затормозить.

В основе лечения истерии должна лежать психотерапия с выявлением очагов перевозбуждения. В легких случаях ее можно проводить и в домашней обстановке, но тяжелые формы требуют уже изолирования от семьи. Для лечения наиболее выгодны тишина и слабые раздражители. Очень важно осторожно, но систематически развивать кортикальную регуляцию, выявлять скрытые очаги перевозбуждения. Допустимо осторожное применение водолечения, массажа, снотворных, в дальнейшем постепенная и осторожная тренировка нервной системы.

www.blackpantera.ru

Причины

Как известно, у детей наблюдается преобладание первой сигнальной системы, отвечающей за зрительные, слуховые и иные чувственные сигналы, над второй, отвечающей за условно-рефлекторные связи. Поэтому дети реагируют на все внешние раздражители в первую очередь эмоционально, поскольку еще не способны к обдумыванию, а также критическому отношению к тем событиям, которые происходят вокруг. Данные особенности делают детей особенно ранимыми и чувствительными к воздействию внешней среды.

Надо сказать, что формирование и развитие высшей нервной деятельности у ребенка на всех без исключения возрастных этапах во многом зависит от следующих факторов:

  • биологических особенностей детского возраста,
  • воздействия внешней среды,
  • системы воспитания.
  • Так, слабость внутреннего торможения, которая свойственна детскому возрасту, может быть усилена баловством и слишком снисходительным отношением к ребенку. Чересчур сильное подавление инициативности и самостоятельности ребенка приводят к развитию черт характера слабого общего типа, к сохранению и во взрослой жизни рефлекса естественной осторожности.

    В душе ребенка созревает конфликт между крайне высоким уровнем притязаний, а также абсолютной невозможностью достичь желаемой цели. При этом винят за свои неудавшиеся намерения дети истерического типа, как правило, других (родственников, друзей, преподавателей), но не себя. Дети и подростки, которые страдают истерическим неврозом, не в состоянии адекватно оценить свои реальные возможности, а, следовательно, найти правильные пути решения той или иной проблемы.

    Родителям не следует впадать в панику, поскольку при данном виде невроза в большинстве случаев прогноз благоприятен для ребенка и его дальнейшего развития. При своевременном обращении к врачу, при правильно организованном процессе лечения и благоприятной домашней обстановке истерия будет излечена. Если в жизни ребенка возникнут новые психотравмирующие факторы, это может привести к усилению невротических реакций. Если психическая травма приобретет хронический характер, неврозы вполне могут приобрести и затяжное течение.

    Знаменитый ученый И. Павлов посвятил свой научный труд деятельности двух больших полушарий головного мозга, отвечающих за два основных процесса – раздражение и, соответственно, торможение. Данные процессы, уравновешивая друг друга, обеспечивают нормальное функционирование коры головного мозга. Следует отметить, что в отдельных случаях наблюдается преобладание того или иного процесса, который обуславливает поведение человека.

    В случае, когда преобладают раздражительные процессы, может развиться неврастения, следствием которой и является истерия. У детей подобное состояние развивается довольно часто. Причиной возникновения истерии может стать какой-либо патологический процесс или состояние, связанное с функционированием высшей нервной системы.

    Кроме того, истерия развивается у детей вследствие неправильной модели воспитания, вызывающей у ребенка своеобразную реакцию, провоцирующую появление у ребенка черт характера, манеры поведения, не свойственной общепринятым нормам. Развитие истерии сопровождается появлением симптомов органического выпадения. Проще говоря, при отсутствии органического поражения ЦНС наблюдается неадекватное поведение ребенка.

    Истерические реакции зачастую проявляются у детей, которые ежедневно в своем окружении наблюдают истеричное поведение со стороны взрослых. Причинами истерии могут стать наказания, тяжелые переживания и сильный испуг.

    Клиническая картина

    Зачастую истерии подвержены дети именно школьного возраста, особенно девочки в период своего полового созревания. При этом проявление истерии у детей отличается от истерического поведения взрослых. Так, почти в 100% случаев в поведении преобладает какой-либо один симптом. Клиническая картина истерики у детей очень разнообразна и зависит, прежде всего, от окружающей ребенка в повседневной жизни обстановки.

    Развитие истерии у подростков и детей бывает вызвано наследственностью. Так, если истерическому ребенку в жизни встретится заика, то это состояние может спровоцировать у него аналогичное заикание. Даже заболевание глаза может повлечь за собой истерическое и судорожное смыкание век, причем даже после того, как причины подобного состояния исчезнут. Чем старше ребенок, тем большая вероятность развития достаточно сложных форм истерии, встречающихся у взрослых.

    Наиболее известная форма детской истерии – это астазия-абазия, при которой больной утрачивает способность стоять и ходить, но при этом сохраняются все движения и мышечная сила в ногах при принятии положения лежа. Так, поставленный на пол ребенок пошатывается, судорожно хватаясь за любую опору, но, как правило, держится на ногах и не падает. Движения рук сохранены в полном объеме. При положении «лежа» движения в ногах больного сохранены, расстройств координации не наблюдается, мышечная сила достаточная. Отметим, что степень выраженности данной формы истерии может быть разной: от неуверенности в процессе ходьбы, пошатывания и поиска опоры до полной утраты возможности передвигаться. Интересен тот факт, что такое демонстрирование своей беспомощности дети проявляют исключительно в присутствии взрослых.

    Приведем основные симптомы, которые могут свидетельствовать о развитии у ребенка истерического невроза:

    • болевая кожная чувствительность, наблюдающаяся на определенном участке тела, либо, напротив, полная бесчувственность,
    • бессонница,
    • головная боль,
    • сильное сердцебиение,
    • спазмы в области живота,
    • тошнота,
    • отсутствие аппетита,
    • приступы удушья,
    • депрессивное состояние.

    Иногда дети с истерическим неврозом жалуются на то, что они потеряли ощущение собственного «Я», испытывают чувство отчужденности, думают одновременно о нескольких вещах, при этом не могут сосредоточиться ни на одной. Последние признаки схожи с шизофреническими переживаниями. Все перечисленные симптомы могут быть почерпнуты детьми и подростками из книг, а также с чьих-то слов. Дети приписывают себе симптомы чужого невроза, демонстрируя это заболевание с большой убежденностью.

    Но не думайте, что ребенок вводит вас в заблуждение относительно своего состояния. Он не выдумывает, это вовсе не преднамеренная симуляция. Это просто один из видов истерического невроза. Дети с истерическим неврозом стараются произвести впечатление на окружающих своей болезнью, выставить на всеобщее обозрение свои фобии, нарушения, а также провалы в памяти. Таким именно образом они пытаются привлечь к себе максимум внимания. Если же это им не удается сделать, то их жалобы усиливаются, к тому же могут возникнуть новые симптомы. Истерия у детей сопровождается достаточно быстрой сменой симптомов, а также жалоб (все зависит от ситуации).

    Лечение


    Детская истерия хорошо поддается лечению, однако гарантий того, что она не появится снова, нет. Как же справиться с приступами ярости и истерии? В первую очередь необходимо исключить ситуации, травмирующие психику, не заводить с детьми обидных и оскорбительных разговоров. Надо научиться сглаживать острые моменты, переключать внимание на другие темы. Важно избегать общества людей, которые провоцируют приступы!

    Помните о том, что истерию, являющуюся реакцией на тяжелую душевную травму, лечат лишь медики. Лечится истерия с учетом индивидуальных особенностей характера, а также психики ребенка. Иногда достаточно профилактических мероприятий для борьбы с этим заболеванием. Но при тяжелых случаях ребенок лечится в стационаре, причем с применением психотерапии. В наиболее тяжелых случаях рекомендуется прибегнуть к лечению гипнозом.

    Когда истерия – это следствие воспитания, то следует исключить раздражающие ситуации, больше бывать на природе, дарить детям лишь положительные эмоции, говорить им хорошие слова, поощрять их достижения.

    Можете прибегнуть к фитотерапии. Посадите горшечную розу, которая улучшит домашний климат. Было замечено, что растение под названием «бальзамин» нейтрализует отрицательную энергию конфликта, благодаря чему атмосфера в доме станет более мягкой и душевной.

    Облегчить проявления невроза можно с помощью лекарственных трав:

    1. Холодный настой валерианы поможет снизить повышенную детскую возбудимость, облегчит судороги. Так, две чайные ложки мелко нарезанных корней заливаем вечером стаканом воды, после чего накрываем крышкой и оставляем до утра. Утром настой размешиваем, даем осесть ему. Не процеживать! Принимается настой по одной столовой ложке трижды в день.
    2. Листья дикой малины с сухими цветками либо без них воздействуют благоприятно при заболеваниях неврозом. Берем одну столовую ложку листьев, завариваем стаканом кипятка, настаиваем один час. Пьется настой вместо чая в неограниченном количестве.

    1. Настой ромашки аптечной, боярышника, а также мяты перечной и других лекарственных трав и растений благотворно влияют на больные нервы.
    2. Профилактика

      Говоря о профилактике истерии у детей, особое внимание следует уделить организации среды, в которой проживает ребенок. Благотворно на детскую неокрепшую психику влияет и пребывание в коллективе, где ребенок хорошо общается со сверстниками, занимается физкультурой. Такое положительное влияние внешней среды способно изменить в лучшую сторону не только психику, но и поведение ребенка.

      Родители должны обеспечить ребенку спокойную и тихую обстановку, оградив его на какое-то время от влияния людей, больных истерией. Берегите своих любимых детей, дарите им любовь и ласку, будьте внимательны к своим детям!

      www.herbalist.ru

      Истерические приступы у детей

      Чрезвычайное нервное возбуждение, выражающееся у детей в плаче, катании по полу, безудержных воплях, в беспорядочном размахивании конечностями, соотносится с приступом истерики.

      Если случаются истерические приступы у детей, то бессмысленно пытаться достучаться до них обычными методами, что-то доказывая или объясняя, ведь он, понимая эффективность подобного воздействия на взрослых, пользуется истерикой вполне осознанно для получения желаемого.

      Первопричины детской истерики

      Прежде всего, первопричины детской истерики скрываются в конфликте детских и родительских интересов, поскольку с взрослением у малыша возникают собственные желания, зачастую идущие вразрез с желаниями взрослых.

      Типичными ситуациями, провоцирующими истерические приступы, являются:

      • неумение вербального выражения личностного неудовлетворения;
      • желание любым способом сконцентрировать на себе внимание;
      • стремление получить нечто абсолютно необходимое и сию минуту;
      • болезненное или после болезненное состояние;
      • неумеренная забота со стороны взрослых, соседствующая с патологической строгостью;
      • слабовыраженное отношение взрослых к поступкам ребенка;
      • отсутствие системы поощрения и наказания;
      • прерывание занятия, которое изначально интересно.
      • перейти наверх

        Как вести себя при появлении истерик?

        Чаще всего родители теряются и не знают, как себя вести при появлении истерик. А ведь именно от их поведения будет зависеть, насколько эффективно они смогут справляться с ними в последующем. Не стоит стремиться, во что бы то ни стало прекратить истерику, ублажая малыша, она закончится сама собой, если относиться к ней спокойно и соответствующим образом на нее реагировать.

        Однако лучше всего истерику не допускать, т.е. борьба с истерикой – это борьба с возможными причинами, реагировать на нее нужно еще до возникновения. Поэтому лучше всего научиться вычленять из поведения ребенка те моменты, которые явно предшествуют возгоранию истерического припадка. Ведь нередко бывает и так, что капризы малыша, ей предшествующие, невыполнимы в силу объективных причин (ребенку хочется конфет, а их дома нет, ребенку хочется на улицу, а там – ливень).

        Стоит заметить, что часто истерические приступы у ребенка вспыхивают непроизвольно, из-за неумения его управляться с собственными эмоциями. В период приступа малыш дико кричит, расцарапывает лицо, начинает стучаться головой в стену, либо в пол кулаками. Достаточно часто приходится сталкиваться с появлением непроизвольных судорог, называемых «истерическим мостом», при них тело ребенка изгибается дугой.

        Следует принимать во внимание и тот момент, что из-за выраженно яркой эмоциональной окраски, истерика может подкрепляться проявлениями агрессии и крайнего раздражения, которые пропадают если исчезает внешняя заинтересованность.

        В большинстве случаев, первые признаки истерики возникают вскоре после года, а своего максимума достигают примерно в 2,5-3 года от роду. Чтобы избежать истерики, следует стараться распознавать ее признаки, когда ребенок, например, начинает хныкать, поджимать губы и сопеть. Очень полезно уловить этот момент и успеть переключить внимание на какой-либо объект, способный заинтересовать ребенка и отвлечь его.

        Отвлекающим объектом может быть и книга, и игрушка, и переход в другое помещение, и выглядывание в окно, чтобы увидеть и обсудить, что там происходит. Все эти методы становятся бессмысленными, когда приступ истерии уже начался. Поэтому, прибегая к некоторым приемам, все же удастся снизить повторяемость приступов, если не совсем их прекратить.

        Что делать при приступе истерики у ребенка:

      • Соблюдать режим и гарантировать отдых ребенка, избегая его переутомления.
      • Выделять для игр достаточно времени.
      • Прояснять малышу возникающие у него чувства, например: «Ты рассердился из-за того, что мы не пошли гулять». В последующем это даст возможность ребенку высказывать свое недовольство, не доводя его до истерик.
      • Дать ребенку понимание того, что существуют конкретные пределы, нарушение которых недопустимо в принципе.
      • Стараться вести себя так, чтобы ребенок мог проявить свою самостоятельность, понимая, что он уже достаточно взрослый для совершения некоторых дел.
      • Оставлять за малышом право выбора, особенно когда это не идет в разрез с основными планами, т.е. дать ему возможность выбрать, где гулять – в парке или во дворе, например.
      • Если выбор отсутствует как таковой, то о предстоящем действии сообщать как о констатации факта: «Мы идем в магазин».
      • Когда ребенок уже начал плакать, то можно попросить его найти и принести какую-нибудь его любимую игрушку.
      • Причины истерики до двух лет

        До 1,5 лет каприз – форма проявления усталости и перенапряжения, после и до двух лет – попытки манипулирования с целью достижения личных притязаний. К этому возрасту ребенок уже осознал значение слова «нет» и начинает им активно пользоваться, а, не добиваясь результата, переходить к жесткому протесту, выражающемуся в истерических припадках, что вводит большинство родителей в ступор. Вот в этом и кроются основные причины истерики до двух лет.

        Как реагировать? Стараться предотвратить, тем более что истерике нередко сопутствует упреждающий каприз типа: «Хочу и все тут, не буду никогда, дай сейчас же, купи немедленно». Если упредить не удалось, то не пытаться успокоить, это только раззадоривает и стимулирует продолжение. Нельзя ребенка бросать в приступе истерики, это его может только напугать. Твердость, непоколебимость и спокойствие – вот главные критерии поведения в создавшейся ситуации.

        Еще один принцип – не уступать, поскольку в этом случае однажды удавшийся опыт может быть транслирован и на дальнейшее поведение с родителями. Физическое наказание – тоже не метод, можно лишь усугубить ситуацию.

        Игнорирование требований в сочетании с крепкими объятиями малыша, с повторением ему о своей любви, могут удержать его от срыва. Но если он вырывается и при этом злиться, не стоит удерживать его силой, лучше отпустить. Когда он противиться тому, чтобы остаться с кем-то из взрослых, когда родителям необходимо уйти, следует уходить сразу, не оттягивая момент ухода.

        Истеричный ребенок в три года

        Это период, когда возникает желание ощущать себя взрослым и уж тем более – самостоятельным. Истеричный ребенок в три года начинает осознавать себя личностью и нередко этот возраст сопровождается беспримерным упрямством и негативизмом, ярко выраженным своеволием. Время, характеризуемое фразой: «Всему вопреки, все наперекор».

        Истерика? Отучить от них возможно, но без попыток сломить, без фокусирования на признаках плохого поведения. Вместе с тем ребенок не должен ощущать, что истерикой вообще можно чего-то достичь. Наиболее правильным будет стремление переключения внимания на что-то другое, например, на совместную игру, на просмотр мультиков. Естественно, что на пике истерики это делать уже совершенно бессмысленно.

        Будет полезным для предотвращения истерик научиться уходить от тех ситуаций, которые могут их спровоцировать. В частности, избегать положений, когда ребенок может сказать свое веское: «Нет!» Весьма правильным будет формирование ситуации, когда якобы есть выбор, хотя на самом деле он отсутствует. Например: «А давай погуляем. Ты где хочешь развлечься, во дворе или в парке?»

        При достижении четырехлетнего возраста припадки истерии постепенно проходят и связано это с тем, что ребенок в достаточной степени начинает владеть речью и уже словами может высказать свое недовольство или желание.

        psytheater.com

        Истерический невроз у детей

        Такое заболевание, как истерический невроз, известно уже давно. Древнегреческие лекари объясняли его блужданием в организме матки («истерия» от греческого hystera – матка). В 19 в. Шарко связывал появление истерии с наследственными факторами. Именно тогда были заложены научные основы исследования заболевания. И лишь в начале 20 в. истерия стала рассматриваться как вид невроза.

        Истерия – форма невроза, для которой характерны разнообразные двигательные, чувствительные, вегетативные и аффективные расстройства. Заболевание может сопровождаться судорожными гиперкинезами, потерей чувствительности, обмороками, преходящими параличами, галлюцинациями, глухотой, слепотой и т.п.

        Истерический невроз у детей

        Внешние проявления истерии, наверное, знакомы всем родителям. Ребенок часто капризничает, бьется о пол, кричит, плачет и т.п. Но нужно отличать невроз от педагогической запущенности, хотя – причины те же. До определенного момента родители во всем потакали своему чаду, а потом ввели ограничения. И ребенок не в состоянии понять непоследовательность поведения родителей. Он не хочет подчиняться, устраивает сцены. Хотя ему самому не сладко. Но малыш ничего не может с собой поделать: это происходит само собой.

        Другая причина появления истерии у ребенка – это отсутствие эмоционального внимания со стороны близких. Дети своим вызывающим поведением пытаются привлечь внимание. Всегда спокойный и тихий ребенок вдруг становится неуправляемым.

        Основные причины заболевания:

        • тяжелая психическая травма или психическое переживание;
        • частые умственные перегрузки, быстрое переутомление;
        • неумение отдыхать;
        • ослабляющие организм заболевания (к примеру, грипп).
        • Истерический невроз: симптомы

          Истерия всегда появляется из-за какого-либо психического расстройства. Поэтому симптомы часто возникают по принципу самовнушения: у ребенка наблюдаются те болезненные реакции, которые ему «выгодны» в данных условиях. Такая особенность истерического невроза объясняет изменчивость и крайнее разнообразие симптомов:

        • истерические припадки;
        • расстройства чувствительности;
        • функциональные нарушения органов чувств;
        • нарушения речевого и двигательного аппарата;
        • функциональные расстройства внутренних органов;
        • нарушения психики.
        • Диагностирование истерии

          Основанием для установления диагноза служат характерные для истерии клинические проявления. Вовремя обследования такие дети часто стонут, плачут, нарочито вздрагивают всем телом. Могут наблюдаться тремор рук, повышение сухожильных и двигательных рефлексов.

          Лечение истерического невроза

          Основной метод – психотерапия и общеукрепляющие процедуры.

          alsariya-baby.ru