Истерический тип поведения у женщин это

Описание истерического типа личности у женщин

Запись лекций Юрия Александровича Баранова

У женщины с истерическим типом личности проявляется кокетство во взглядах, походке. Все является привлекающим внимание – разными способами: броскостью или наоборот скромностью.
Если истерическая пациентка лежит на кушетке, то это постоянное движение. Нет покоя, нет ситуации, когда она лежит – всегда двигается. Она без контроля над объектом не существует.

Одно из проявлений истерического типа личности — то, чего боюсь – то делаю. Если возникает страх, то лучше сделать шаг вперед.
Если истерическая пациентка боится, что не красивая, то она активно выставляет свою внешность. Если боится сексуальности, то она будет выставлять сексуальность.

Истерическая пациентка исключительно общительна, в то же время она очень отстранена. Она очень человечна и очень эгоистична. Таких пар, из которых состоит истерическая пациентка — их множество.

Как формируется несочитаемость, которая нормально сочетается при истерическом расстройстве?

Девочка, которая находится в руках очень заботливой мамы. Ребенок, на котором мама очень и очень сосредоточена. Но между тем, мы берем любую классическую работу и видим, что это ребенок, недокормленный вниманием. Мама активно катектирует его либидо. Ребенок возбужден и абсолютно удовлетворен в руках своей мамы. Мама, находясь рядом с ребенком, включена в эти отношения. Но появляется папа, и ребенка оставляют. Как только появляется кто-то другой, внимание переключается. Либо абсолютно катектированное либидо, либо его отсутствие. Либо абсолютная любовь, либо разочарование и абсолютная брошенность. Либо либидо переполнено, либо оно полностью отсутствует. Либо все, либо почти ничего. Брошенность приводит к депрессии.

Влияние на формирование этого типа, у матери – включенность в отношения, телесность, нежность, с другой стороны у матерей отсутствует способность вскармливать молоком. Для ребенка это — мертвая грудь – холодная, неживая.
Женщина с истерическим типом личности потом будет постоянно предпринимать попытки оживить мертвеца – это наполнить либидо мертвую грудь.
Поэтому, такие женщины очень часто влюбляются в нарциссичных мужчин. Попытка вызвать в нем чувства, которые будут ее наполнять. Вообще, удивительная способность ставить перед собой неразрешимую задачу – это еще одна базовая способность истерической пациентки.

У шизоидного пациента – когда он наполнен – грудь мертва, когда он мертв, полная грудь матери. Он уходит от мира, чтобы не убивать.
У матери истерической пациентки – грудь настолько полна, что может накормить миллионы младенцев, но это грудь, которая может исчезнуть в любой момент.

Ощущение ненадежности – это то, от чего они активно защищаются. С одной стороны много нежности, с другой стороны, холодная грудь – травма, что не можешь удержать, что ты не центр вселенной. Нет ощущения, что все ради тебя.

Базовая проблема этого типа – стабильность, безопасность и надежность.

Мама наносит огромное количество фрустраций, и в этом смысле девочка абсолютно идентифицирована по женскому типу. Будучи фрустрирована мамой, она переносит внимание на папу. Папа становится сверхценным объектом.
Девочка привыкла от мамы к ощущению любви. Поскольку она теснейшим образом с материнской грудью, она с раннего детства очень сексуализирована, очень телесна. Мама ребенка в том числе могла испытывать и сексуальное удовольствие от того, что девочка сосала грудь. Девочка переносит всю полноту отношений на отношения с отцом, потому что она впитала это. У девочки перепутаны два языка – язык человеческих отношений и язык зарождающейся генитальной сексуальности. И девочка со всей полнотой чувств направляет это на отца.

Она хочет быть для отца лучшей женщиной, чем мама. Ей хочется, чтобы папа проявлял заботу и, одновременно, ей хочется быть мальчиком для папы, активным. Она и женщина и мужчина одновременно. Она фаллична и где-то одновременно кастрирована. Это то, что в ней сочетается всегда.
И точно так же, как она могла быть наполнена грудью, такое же у нее представление по отцовской линии. С одной стороны – это то, что ее должно наполнить, а с другой стороны то, что надо оживлять. Материнская грудь и отцовский пенис – это то, что ее должно кормить. И в том числе это то, что должно обеспечивать ее безопасность.

Миф об украденной Посейдоном и изнасилованной девушке: Когда он ее изнасиловал, он спросил ее желание – она сказала, что хочет стать мужчиной. Это защита от того, чтобы в будущем быть изнасилованной.
Даже когда она делает шаг вперед (т.е. когда нападает) – она хочет получить безопасность. Она нападет и делает шаг вперед, там где ей страшно.
Она соблазняет мужчину не потому, что ей нужен мужчина, а потому что ей нужна безопасность. Опасностью для истерической пациентки является ее сексуальность.

Папа в какой-то момент начинает отодвигаться от девочки, или папа исходно не принимает девочку (из-за сексуального компонента). Папа боится просыпающейся сексуальности своей дочери. И она где-то неконкурентоспособна с мамой (ситуация неразрешенного конфликта). Всегда существует кто-то третий, кто мешает реализоваться. В ее жизни всегда присутствует третий. Создание треугольников – это особенность ее поведения и ее жизни.

У женщины с истерическим типом личности всегда конфликт между интенсивным страхом сексуальности и нереализованный конфликт. Мама может в любой момент убрать свое чувство. При этом сексуальное влечение – мощная потребность – возбуждение все-время присутствует у женщин такого типа.

Как справляться с этим конфликтом.

Сексуальность – это как взломщик, который постоянно взламывает ее душевный мир.
Бессознательный способ для того, чтобы справиться с этим — расщепить свое влечение.
Нежность отдельно, генитальность отдельно. Они не способны объединить или направить свое влечение на один объект. Тот с кем сплю, я не могу испытывать к нему нежность, потому что интересен, но тот, кто интересен — с ним нельзя спать. Потому что что-то теряется. Быть отвергнутым в полноте своих чувств.
Быть привязанной и одновременно непривязанной. Дистанция между психическим и соматическим минимальна. Истерической пациентке крайне сложно принять свою женственность. Женственность – это небезопасно. Это страх оплодотворения. Эти страхи настолько сильны, что реализуются в типично истерической символической форме.

В соответствии, со временем меняется и симптоматика. В текущее время это нереализованность нежности и чисто человеческих отношений. Сейчас истерическая пациентка не может простраивать по-настоящему глубокие сложные отношения. Это та проблема, которая выходит у нее на первый план. Она страшно боится, что она его не получит (полноценного удовольствия, о котором она знает из детства). И она его не получает, потому что этого боится.

Истерическая пациентка требует, чтобы ее язык нежности и генитальности был удовлетворен, чтобы она была услышана. Но когда мужчина слышит ее эротическое желание, то она говорит, что он не внимателен к ее романтической стороне. Когда он удовлетворяет романтическую, то не удовлетворена генитальная. И она всегда упрекает, потому что всегда не удовлетворена. В этом смысле создается ощущение, что цель – это всегда разочарование. И она воспроизводит ситуацию неудовлетворенности и небезопасности.
Она постоянно испытывает некое возбуждение. Но представление, что это тесно связано с сексуальностью – очень запретно и очень вытеснено. Это постоянные внутренние тревога и напряжение начинают дезорганизовывать ее я.

Она может внедрять свое сексуальное желание в другого. Ее взгляд, движения, они невольно провоцируют мужчину на активность. В итоге ее желание превращается в его желание. В сущности она хочет одного – чтобы другой желал ее. Потому что тогда спроецированное ею желание становится ей подконтрольно.
Ей кажется, что она контролирует все желания другого. Она превращает другого в неконтролирующий детский объект, потому что она сама ребенок, испытывающий чувство незащищенности. Делает (провоцирует) в полном очаровании невинности – в том, что она к желаниям мужчины «не имеет никакого отношения».

Все воспринимается ей – как подчинение желаниям другого. Как большая утрата. Когда она вступает в сексуальные отношения – это ситуация постоянных утрат, потому что с ней делают то, чего она не хотела. Потому что цель – это разочарование. Находится множество способов, чтобы испытать разочарование. Если ты разочарована, тогда тебе не будет больно от того, что ты привязываешься. Но еще больнее, что ты не в состоянии привязаться. Если ты привяжешься со всеми чувствами, то тебя отвергнут.

Из-за страха – чаще она не вступает в отношения, потому что этого очень хочется.
Вроде бы она постоянно экстравертирована. Ищущая внимания. Постоянно нуждается во внимании, подпитывается вниманием в силу оральности. Восприятие мира женщиной с истерическим типом личности – не контактно, она как-будто за стеклом. Ощущение перетекания возникает крайне редко. Рядом и не рядом. Нуждается в большом количестве внешних впечатлений. Это тип, который не может быть без объекта. И папа – это объект, который вызывает желание двигаться в его сторону. Объекты, которые вызывают удовольствие. Объекты не обязательно люди – это то, что вызывает возбуждение, наполненность. Взаимодействие катектирует, наполняет ее либидо.

С такой переполненностью, что делать?

Объект опасен, а чувства безопасны. Нет полной включенности. Она не может привязаться, потому что страшно. Истерическая пациентка влюбляется всегда в сильных и статусных мужчин. Чем более сильный – тем больше безопасности, тем больше можно руководить. Она фаллична – в соперничестве, в борьбе. В ощущении себя конкурентноспособной, сильной.

Частичная разрядка желания и влечения у женщины – это ее красота, обаяние, сила. В любви существует проблема. Накапливающаяся либидинозная энергия преобразуется в сильную тревогу. Заикания и тики – вещи истерической природы.
Помимо сексуальности (сексуальность это основа и ядро)очень высокая эмоциональная лабильность такой пациентки. Чувства истерической пациентки – очень сильные. Она не боится сильных чувств, она в них живет. Из-за интенсивности есть ощущение, как ни странно, поверхностности этих чувств. Только достучаться до них сложно, потому что они за стеклом, их страшно выразить.
Та же агрессия – она интенсивна и очень лабильна – метаются тарелки, стоит крик. Через 10 минут она будет говорить: «все давно прошло», т.к. у нее очень легкие переходы.
Еще одна форма – постоянные интриги. Она любит конкуренцию, она любит победы в конкуренции. Интрига это то, что заряжает, то что дает смысл и в то же время то, что держит другого человека на дистанции. Женщина этого типа легко устанавливает отношения с другими людьми, вызывает чувства, стремится к безопасности. Ей нравится любить и нравиться — тогда мир более безопасен. Она является мастером создания такой атмосферы. Если не вызывает чувства или желания – это ситуация крайне травматична. И тогда она будет стучаться, пока не достучится. Атмосфера симпатии и желания – это единственная атмосфера, которая вызывает чувство безопасности у женщины с истерическим типом.

Автор: Евгения Гайдученко. Перепечатка возможна со ссылкой на источник

psy-i.ru

Истерический характер — взгляд психоаналитика

Связь женской истерии с сексуальностью известна давно. Скрытое или неприкрытое кокетство походки, взгляда, речи выдает, прежде всего, у женщин, истерический тип характера.

В основе истерического характера у женщин – соперничество с матерью. При этом мужчины воспринимаются как сильные и восхитительные, а женщины – как слабые и незначительные. По отношению к мужчинам бессознательно проявляется страх, ненависть и зависть, а женщины воспринимаются как соперницы.

Парадоксально, но внешнее проявление сексуальности используется как защита от истинной сексуальности. Истерическая личность боится удовлетворения своего желания. Если истерическая женщина преподносит себя как весьма сексуальную, это вовсе не является настоящей сексуальной готовностью.

Хотя этот тип личности наблюдается чаще всего у женщин, не являются исключением и истерически организованные мужчины. У мужчин при истерическом типе характера может проявляться мягкость и чрезмерная вежливость, а также женственные черты лица и женственные манеры. Причины формирования истерического характера у мужчин – раннее соблазнение и фрустрированная сексуальность. В дальнейшем сексуальная сфера становится доминирующей, где мужчина стремится реализовать себя и одержать победу (в борьбе за фаллос, так как основной страх здесь – страх «кастрации», неуспеха).

Основной страх, присущий истерическим личностям обоего пола – это страх перед необходимостью, окончательностью и ограниченностью стремления к свободе. Он становится побудительным импульсом центробежных тенденций и стремления к переменам у истерических личностей. Они стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного, боятся ограничений, традиций, закономерностей и порядка, не любят привязанностей, обязанностей и какого-либо планирования. Живут от мгновения к мгновению, без четких планов и целей, в ожидании нового.

Окружающим люди такого типа часто кажутся непредсказуемыми и непостижимыми. Обычно истерические личности не осознают своего страха перед необходимостью и окончательностью. Он заменяется страхом открытых улиц и площадей (агорафобией) и страхом замкнутого пространства (клаустрофобией) или страхом перед животными.

Люди с истерической структурой личности характеризуются высоким уровнем тревоги, напряженности и реактивности – особенно в межличностном плане. Это эмоциональные, сердечные, энергичные и интуитивно человечные люди, которые часто попадают в ситуации, связанные с личными драмами и риском. Но для окружающих эмоциональность истерических личностей кажется поверхностной, искусственной и преувеличенной.

Истерические личности не делают для себя выводов из своих неудач и не приобретают опыта, если их поведение не соответствует требованиям и ожиданиям окружающих. Их склонность к соблазнам объясняется общей неудовлетворенностью собой и своей жизнью, сопровождающейся жаждой ярких впечатлений и удовольствий.

Главное ощущение себя при истерии – чувство маленького, пугливого и дефективного ребенка в мире, где доминируют сильные и чужие другие. Несмотря на то, что люди с истерическим складом личности часто выступают как контролирующие и манипулирующие, их субъективное психологическое состояние совершенно противоположно.

Стержневой поведенческой чертой является привлечение внимания к себе окружающих. Наиболее часто для этого используется общительность, специфическая показная манера поведения, преувеличение эмоциональных реакций и важности собственных мыслей, поступков, манипулирование другими. При этом попытки привлечь к себе внимание всегда сопровождаются отрицанием заинтересованности в этом и реакцией возмущения на такое предположение. Самое непереносимое для истериков – равнодушие со стороны окружающих.

Обоим полам свойственно акцентировать свою сексуальную привлекательность, для чего обычно используется поведенческий рисунок не сексуальной агрессивности, а фривольности, флирта, подчеркивания своей неотразимости. При этом часты сексуальные дисфункции – аноргазмия у женщин, импотенция у мужчин. Такое нарочито сексуальное поведение имеет целью не удовлетворение желания, а подтверждение собственной привлекательности в глазах других.

Внешняя экстравертированность поведения сопровождается эгоцентричностью, фиксацией на удовлетворении своих потребностей, пренебрежением нуждами других людей, что делает эмоционально интенсивные отношения с окружающими поверхностными и нестабильными.

Истерические личности «любят любовь». Они ищут в любви прежде всего подтверждения своего Я, воспринимают любовные отношения как кульминацию всей своей жизни. Поскольку самооценка истерических личностей зависит от доказательств любви к ним партнера, они ненасытны в средствах и способах получения этих доказательств. Нередко попадают в «любовные треугольники», где подсознательно повторяется их положение между двумя родителями. В такой ситуации истерические личности как бы возобновляют свое соперничество с матерью или отцом.

Для диагностики истерического типа личности состояние должно соответствовать, по меньшей мере, четырем из нижеследующих качеств и поведенческих стереотипов:

1) показной характер, театральность поведения или преувеличенное выражение своих чувств;

2) внушаемость, легкое подпадание под влияние окружающих или ситуативных воздействий;

3) поверхностные, переменчивые эмоциональные состояния;

4) постоянный поиск возбуждающих переживаний и деятельности, в которых субъект находится в центре внимания;

5) неадекватное подчеркивание своей сексуальности во внешности и поведении;

6) чрезмерная озабоченность своей внешней привлекательностью.

Подробнее об этом и других типах характера можно прочитать у:

— Н. Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе». — М.: Независимая фирма «Класс», 2003. – 480с.;

— Ф. Риман «Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии». – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192с.

www.b17.ru

Линия любви

Приветствуем

Когда-то нам пришлось осознать, что все удачи и неудачи в жизни и любви мы выбираем задолго до того как они случаются. Наш сайт об этом. Мы приветствуем Вас и надеемся, что если для Вас окажутся полезны те материалы, которые мы здесь разместили, Вы посоветуете посетить наш сайт тем, кто Вас любит, кого любите и уважаете Вы, всем тем, кто для Вас дорог или хотя бы небезразличен. Нам хочется верить в то, что наш сайт поможет в будущей жизни всем Вашим рожденным и ещё не рожденным деткам.
Это единственная благодарность, которую мы бы хотели от Вас получить.

С пожеланиями счастья,
один из основателей благотворительного фонда «Фидес»

Шестой тип характера

Этот тип характера формируется в том случае, когда в семье авторитет матери значительно превосходит авторитет отца. Ей принадлежит вся власть в семье, она контролирует не только поведение ребенка, но и мужа, ставя его в такое же зависимое положение, как и ребенка. Чтобы противостоять давлению матери и самоутвердится в семье, отец вынужден образовать альянс с ребенком. При этом он использует главную в возрасте 5 лет потребность ребенка в полоролевой самоидентификации — в признании своей нарождающейся сексуальности. Девочка с радостью обнаруживает, как это приятно быть девочкой — идентифицирует себя в женской роли, «обживает» свою женственность. Пассивный и зависимый отец поощряет все проявления женственности, в то время как авторитарная мать глуха к подобным проявлениям и делает акцент в воспитании на послушании и усвоении социальных норм.

Реже, но подобное случается с мальчиками в семье с деспотичным отцом и подчиненной матерью.

В семейном укладе, о котором идет речь, мать, обладающая большей, чем отец, властью – холодна и несексуальна по своей сути. Она может быть буквально не заинтересованной в сексе с мужем. Зарождающаяся сексуальность дочери ею игнорируется: «Что ты там крутишься у зеркала, там не на что смотреть, лучше пойди, собери свои игрушки!». Таким отношением мать невольно отталкивает дочь от себя, не хочет быть для нее доступной, когда та ищет поддержки в своем зарождающемся образе маленькой женщины.

Отец же, напротив, использует естественные потребности ребенка во внимании и заботе, поощряет ее сексуальность: «Ах, ты моя красавица, моя куколка!» Он использует эти потребности, образовывает альянс с дочерью, поощряя в ней соперничество с тем, чтобы противостоять жене.

Именно потому, что этими естественными детскими склонностями пользуются для удовлетворения потребностей взрослого человека, ребенок переживает то, что в психоанализе названо «эдиповыми» конфликтами.

Вторым вариантом, создающим почву для формирования этого типа характера, является семейный уклад, в котором мать серьезно больна физически или психически. Дочь, в таком случае, часто принимает часть материнских обязанностей, в то время, когда мать становится более зависимой и/или менее вовлеченной в семейные дела. Мать хочет стать ребенком, а дочь хочет стать матерью. При этом по характеру мать также холодна и не заинтересована в сексе со своим мужем.

В этом семейном укладе, как и в вышеописанном, происходит смена ролей, в том числе и в сексуальной сфере. Под сменой ролей в сексуальной сфере мы имеем в виду не инцест в собственном смысле слова (инцест однозначно ведет к формированию истерического характера) а то, что потребность в признании и поддержке оказывает не жена мужу, а дочь — отцу.

Поскольку дочь оказывается втянутой в супружеские конфликты в роли соперницы матери, то она переживает глубокое внутреннее противоречие. В итоге она чувствует, что может понравиться отцу только ценой отдаления от матери.

Таким образом, условиями формирования этого типа характера выступает негативная реакция матери на естественную детскую сексуальность и соперничество дочери в сочетании с использованием их отцом, чтобы компенсировать отсутствие внимания со стороны жены.

В результате такого вовлечение в сложные отношения родителей дочь получает психологическую травму использованного ребенка. Ее первоначальным намерением было приобретение необходимого внимания отца, но в действительности она получила намного больше и в то же время намного меньше того, чего на самом деле жаждала. Реально заинтересованность отца определялась его собственным эгоистическим интересом в получении поддержки со стороны дочери, а также с целью компенсации невнимания со стороны жены, а не его заинтересованностью дочерью как личностью. Более того, такой альянс с отцом заведомо разрушал отношения дочери с матерью. Будучи ребенком, дочь обвиняет во всем этом себя.

Результатом будут последующие серьезные проблемы в установлении отношений с мужчинами, поскольку дочь усваивает урок о том, что признание она может получить только от мужчины и только за свои женские (в смысле сексуальные) качества.

Психологи называют подобный тип характера истерическим. Самым простым способом описания сути истерического характера является представление его в форме разных проявлений эмоциональной защиты или эмоциональных игр. Игра заключается в том, что истерическая личность демонстрирует одни чувства, а на самом деле испытывая другие. Эти другие чувства ею не осознаются, так как являются слишком тяжелыми. Скрываемые чувства берут свое начало в вышеописанном раннем детском опыте использования взрослыми, когда ребенок чувствовал себя игрушкой в руках взрослых, разменной монетой в их сложных отношениях. Эти глубоко скрываемые переживания накладывают отпечаток постоянной эмоциональной подавленности, которая всегда есть в жизни истерика. Чувства, которые выполняют роль маскировки для истинных переживаний истерика, часто воспринимаются другими людьми, как неискренние или искусственные. Их излишне драматичная природа и неадекватность, принимая во внимание, как их контекст, так и интенсивность, и факт, что они не приводят ни к какому решению, заставляют нас считать их наигранными и не вполне настоящими. Такая манера выражения чувств позволяет подавлять то, с чем пришлось бы столкнуться, если бы личность решилась на более открытую интимность в отношениях с другими людьми.

Внезапное же и интенсивное проявление некоторых из этих эмоций (то, что на бытовом языке называется «истерикой» и вовсе не является визитной карточкой этого типа характера) служит снятию напряжения, а также препятствует полному осознанию того, что на самом деле представляют собой эти чувства. Такие взрывы эмоций чаще всего приводят к вовлечению других людей. Иногда это выливается в цепочку событий мелодраматического характера.

В целях защиты от истинных болезненных переживаний, связанных с общением и берущих свое начало в вышеописанных отношениях с родителями, истерическая личность придает своим контактам с другими только поверхностный вид. Такой внешний, неглубокий и искусственный контакт помогает ей уходить от реальности и позволяет жить в мире прекрасных фантазий. «Ничего плохого не случилось. Я не сделала ничего плохого. Однажды появится мой принц».

Истерическая личность не способна ни глубоко переживать свои «личные проблемы», ни основательно их обдумать. Она пользуется такими когнитивными стратегиями, которые не дают ей такой возможности путем стирания информации и блокировки или притупления мыслительных процессов. Таким образом истерик может с успехом отделить мысль от чувства и действия. Он может, например, заведомо сексуально провоцировать, не осознавая никаких сексуальных мыслей или чувств.

Истерические личности известны тем, что переносят чувства и мысли из их естественного контекста, который создает для них угрозу, в другие ситуации, которые не вызывают острого чувства угрозы, но в реальности совершенно им не соответствуют. Истерик особенно склонен к негативным перенесениям, поддерживая конфликты в своих любовных связях или вообще разрывая их. В других случаях, если происходит позитивное перенесение, он может вступить в связь и даже в брак с неподходящим партнером. Таким образом, истерик иллюстрирует поговорку «Левая рука не знает, что делает правая». Он сам иногда замечает в себе эту черту, а уж другим она видна невооруженным глазом.

Расплывчатая и обобщающая природа мыслительных процессов истерической личности особенно хорошо прослеживается в ее речи. Она говорит о предметах, используя общие и неясные термины, и часто отказывается от вербальной конкретизации. То есть, истерическая личность стараются не думать о вещах, которые представляли для нее угрозу.

Истерик обладает склонностью считать себя особой, не несущей ответственности за то, что с ней происходит и за свои попытки вызвать симпатию, поддержку и спасение. К сожалению, защитная манера познания может вызывать ощутимый дефицит способности планировать и строить свою жизнь таким образом, чтобы достигнуть того, что необходимо. Более того, истерическая личность затрудняет процесс обучения, который мог бы развиваться при условии надлежащего восприятия обратной связи, касающейся собственной роли личности в реализации ее жизненных целей. Это еще более закрепляет склонность считать себя и других фигурами несущественными и ни за что не отвечающими.

Проблемы людей с истерическим стилем характера лежат в плоскости секса, любви и соперничества. Женщины с подобным типом характера неспособны строить полноценные отношения с другими, основанные на взаимности. Они склонны придавать мужчинам чрезмерную ценность и недооценивать женщин. При этом, у них существует мощная бессознательная враждебность по отношению к мужчинам за то, что они были использованы своими отцами. В них будет присутствовать также огромная враждебность к мужчинам, которые кажутся слабыми и неспособными удовлетворить их заблокированные сексуальные истерические (в данном контексте — завышенные, не реальные) ожидания.

Истерические женщины обычно не имеют близких связей с особами своего пола. Они предпочитают общество мужчин. Женщин же воспринимают, как представителей более низкого интеллектуального уровня, относятся к ним враждебно или сопернически. Иногда они могут поддерживать контакты со своей матерью или «лучшими подругами», которые, однако, будут носить регрессивный характер. В таких отношениях они будут придерживаться манеры «маленькой девочки»: делиться секретами, особенно по части мужчин, и демонстрировать поведение, соответствующее подростковому возрасту или еще более раннему периоду.

В отношениях с противоположным полом истерическая личность широко известна своей склонностью играть альтернативные роли, в которых она реализует различные аспекты бессознательных образов самой себя. К примеру, женщина может быть наивной, милой девушкой в одной ситуации или в один период, тогда, как в другое время будет девушкой сексуально провоцирующей и манипулирующей. Также она может вступать в любовные связи со старшими, дающими опору и поддержку, мягкими мужчинами, в которых она будет относительно асексуальной и невозбужденной, а потом — в контакты с мужчинами, которые далеко не так хорошо к ней относятся, но вызывают сексуальное возбуждение и т.д. При этом женщина не осознает противоречивость ролей, которые она играет.

В контактах с одним мужчиной, например, женщина может вести себя очень кокетливо, робко и демонстрировать свою зависимость, провоцируя своего рода зависимое вознаграждение, в котором постоянно нуждается. Альтернативно, или в контакте с другим мужчиной, она может вести себя сексуально — соблазнительно или вербально агрессивно с самого начала или с момента, как только ее провокационное поведение вызовет сексуальную реакцию. Чтобы понять такую противоречивую сексуальность, достаточно вспомнить всем известную игру в «Динамо». В этой психологической игре, часто проявляющейся в поведении, девушка вначале ведет себя соблазняюще или, по крайней мере не противится ухаживанию, а когда ситуация подходит к логическому продолжению, с возмущением отвергает мужчину: «Я – не такая! Как ты мог такое обо мне подумать!».

Однако, что необходимо особенно подчеркнуть, в истерической личности, это быстрота переключения с одного рода отношений на другой, будь то с тем же самым человеком или с другими людьми.

Более того, все эти отношения часто носят драматический характер «мыльной оперы», являющийся прямой противоположностью по-настоящему переживаемой человечности. Поэтому отношения, так же, как и чувства, производят впечатление искусственности.

Опишем типичные сценарии отношений истерической женщины с мужчинами.

Истерическая женщина периодически воспринимает себя в детских категориях, и вступает в отношения, в которых играю роль «любимой куколки большого папочки». Она часто тяготеет к старшим мужчинам, которые способны о ней позаботиться, воспроизводя, таким образом, отношения отец — дочь, в которых заботливость мужчины обменивается на определенный род сексуальных наград со стороны женщины.

Другой распространенный сценарий состоит в том, что женщина словно копирует поведение матери в ее сосредоточенных попытках привлечь и удержать трудного мужчину. Понятие трудного мужчины включает в себя широкий спектр психологических особенностей мужчины, в целом ставящих под сомнение возможность построить с ним серьезные отношения. Это мужчина, который не способен быть доступным, открытым, понятным в своих мотивах. Он – либо слишком занят, либо не заинтересован по тем или иным причинам (например, женат). Он может иметь поведенческие проблемы, проблемы с алкоголем, избеганием серьезных отношений, слишком зависим от своей матери и т.д. Он также может быть слишком контролирующим и доминирующим.

Частным случаем описанного сценария является вовлечение в треугольник с мужчиной и соперницей.

Нередко женщины с истерическим типом личности вовлекаются в отношения любовного треугольника. Они могут быть той «другой женщиной» в треугольнике, какой они были в своих семьях или создавать такие связи, где с одним мужчиной они будут играть одну роль, а с другим — другую. Путаница, вызванная такими тройными союзами, так же, как и путаница во всей их жизни, также выполняет защитную функцию. Возбуждение поддерживается на таком высоком уровне, что реальные личные проблемы не могут переживаться, обдумываться и прорабатываться.

По такому же принципу выполняет свои защитные функции упрямство, эксгибиционизм, праздность, сексуальные контакты со многими партнерами или ревность. Они отвлекают внимание, сосредотачивают его на внешних проблемах и направляют на них внимание других людей. Если постоянно поддерживать дела в действии и придать им достаточно драматический характер, то тем самым можно отвлечь внимание от более глубоких мыслей и переживаний.

Паттерны сексуального поведения могут скрывать в себе различные конфликты. Часто, например, в ее жизни присутствует большая зависимость по отношению к мужчине, как некогда было в отношениях с отцом. С такой точки зрения она имеет большую склонность считать мужчину и его потребности намного более важными, чем ее собственные, разделять его мнения почти инстинктивно и позволять ему сексуально или каким-либо другим способом использовать себя. Естественно, это вызывает у нее чувство сожаления и вся ее враждебность заслуженно или незаслуженно обращается на мужчину.

Внутренние ограничивающие убеждения истерической личности, приобретаемые ею в детстве:

  • «Секс — это плохо».
  • «Соперничество и состязательность — это плохо».
  • «Моя ценность зависит от сексуальности и привлекательности».
  • «Все поощрения меня происходит от противоположного пола».
  • «Я не могу любить, быть сексуальным и соперничать».
  • «Если я буду по-настоящему любить, то:
    • 1) меня либо используют, либо отвергнут;
    • 2) я причиню боль моим родителям;
    • 3) меня будут стыдить».

    Для мужчин этого типа характерна сексуальная роль «Мужчина-рыцарь», а для женщин — «Женщина-романтический идеал».

    Чтобы избежать травмы использованного ребенка, надо формировать такой уклад семьи, в котором нет смешения ролей и четко очерчены границы «взрослый» — «ребенок». Каждый из родителей имеет авторитет, и никто из них не трактуется семьей (супругом или бабушками) как фигура слабая из-за вредных привычек, например алкоголизации или неспособности достаточно зарабатывать и нести ответственность и не контролируется другим родителем наравне с ребенком.

    Идеальная фигура матери в возрасте зарождающейся сексуальности дочери, — это такая мать, которая способна радоваться тому, как дочь получает признание своей проявляющейся женственности от отца. Такая мать поддерживает дочь не только в ее проявлениях женственности, но и разрешает ей соперничать с собой за внимание папы, дает возможность ей, таким образом, примерить на себя в безопасной обстановке роль взрослой женщины.

    В такой идеальной ситуации связь и идентификация с матерью создают ситуацию, в которой дочь строит свои первые по сути отношения с мужчиной в лице своего отца, соперничая за него с мамой. При этом, дочь выбирает такой способ взаимодействия с мужчиной, который наиболее точно соответствует ее собственным потребностям и естественным склонностям. Таким образом, дочь «разучивает» поведение взрослой женщины и делает много полезных для себя открытий про то, как строятся отношения между мужчиной и женщиной. Она учится давать и получать поддержку от мужчины; получает опыт безусловного принятия от мужчины, когда папа тебя любит такую, как ты есть, а не за то, какой он хочет тебя видеть.

    Дочь также учится строить полноценные отношения с другой женщиной, с которой она соперничает за внимание, усваивая урок о том, что женщине можно доверять, а не только опасаться как соперницу.

    Идеальный отец – это отец, который оказывая поддержку и внимание дочери, не использует отношение с дочерью для своих собственных целей. Такой отец имеет достаточный авторитет и не нуждается в его укреплении путем чрезмерного внимания дочери и создания с ней альянса. То есть, и мать, и отец создают наиболее оптимальные условия для формирования сексуальности ребенка, давая ему уроки любви, дружбы и принятия своей сексуальности.

    Что делать, чтобы ослабить или даже полностью сгладить влияние шестого типа характера на свою жизнь и жизнь своих детей.

    Ослабление влияния травмы использованного ребенка начинается с обнаружения механизмов защиты, служащих подавлению или отсечению мыслей и чувств. Надо дать возможность подавляемым мыслям и чувствам пробиться к сознанию и найти для себя пути выражения.

    Далее следует научиться сдерживать те приемы, которые обеспечивают подавление болезненных мыслей и чувств. Хорошим приемом, способствующей достижению этой цели, являются обеспечение свободного потока мыслей, сосредоточенных на тех темах, которые вызывают самое большое сопротивление.

    Надо перестать считать себя пассивной личностью и таким образом снимать с себя ответственность за свои действия и их результаты.

    Так же надо научиться не приписывать силу другим людям, скрывая собственную силу и ответственность. Желательно найти и проанализировать в своем личном опыте соблазняющее поведение, находящееся в противоречии по отношению к сексуальным мечтам (желаниям) или чувствам.

    Самовосприятие также нуждается в корректировке и уточнении. Надо обнаружить и интегрировать представления себя в форме противоположностей — таких как наивный, безответственный ребенок либо плохая совратительница, которая должна стыдиться своего поведения.

    Также надо научиться видеть и понимать реакции других людей на свое поведение.

    Надо также усилить способность переносить настоящие переживания всех чувств, которые вызывают страх. Добиться этого можно путем все более частого их переживания.

    liniyalubvi.org.ua