Экология человека стресс

Урок экологии человека «Стресс как негативный биосоциальный фактор «; 8 класс

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (РАБОТА С ТЕСТОМ)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

Б) ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА ЛЮДЕЙ

2.СИЛА ШУМА ИЗМЕРЯЕТСЯ:

Б) В ДЕЦИБЕЛАХ (дБ)

3.БЕЗОПАСНЫМ ДЛЯ СЛУХА И ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА СЧИТАЕТСЯ ШУМ:

6. НАПИШИТЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ФОРМЫ БОЛЕЗНИ ДВИЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ВИДАМИ ТРАНСПОРТА

Понять, что такое стресс; показать губительную роль стресса на здоровье человека; выявить в связи с какими причинами возникает стресс, научить методам снятия нервного напряжения; учиться оценивать воздействие условий окружающей среды, воспитать бережное отношение к своему здоровью.

Термометры, глобус, система караоке.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания в виде теста для всех учащихся.

Давайте вспомним , что такое здоровье?

А что означает здоровый образ жизни?

Здоровье- это спокойствие души и отсутствие болезней тела.

Здоровый образ жизни- соблюдение режима дня, правильное питание, занятия спортом.

В этом определении отметим два чрезвычайно важных момента: во-первых – здоровье лежит в основе взаимодействия человека со средой, т.е. согласитесь со мной, что природа влияет на здоровье, во-вторых, человек может потерять способность к адаптации перед лицом серьезного жизненного кризиса, т.е. нервная система человека может не справиться с трудными жизненными ситуациями.

Давайте в тетрадях запишем тему урока.

Слово «стресс» в переводе с английского языка означает «напряжение».

1 стадия тревоги. Происходит мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессорному фактору.

2 стадия устойчивости. Организм противостоит неблагоприятному и сильному фактору среды, которым был вызван стресс. Но снижается устойчивость организма к другим неблагоприятным факторам и значительно ослабевает иммунитет.

В тот момент, когда человек испытывает стресс, учащается сердцебиение. Тютчев писал:

О, вещая душа моя!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия.

Многие из вас не всегда бывают готовы к урокам, поэтому в течение учебного дня испытывают стресс, боясь , что учитель спросит и поставит неудовлетворительную оценку.

Участвуя в мероприятиях, где вам приходится выступать перед классом , родителями вы также испытываете нервное напряжение.

Да, конечно, при этом кто-то грызет ногти, накручивает волосы на пальцы, смотрит в одну точку, теребит ручку или платок, грубо отвечает на вопросы, хлопает дверью и т. д.

Статистика, представленная Национальным советом здравоохранения Щвеции, показывает, что каждый третий ребенок в возрасте 4 лет имеет психические отклонения ( ночные страхи, недержание мочи, агрессивность). Каждый третий взрослый страдает от недомогания, бессонницы, усталости, угнетенного состояния и тревоги. Каждый десятый алкоголик.

Эмоциональный стресс и его последствия можно избежать.

Быстрому снятию стресса способствует глубокое дыхание.

Давайте вместе сделаем глубокий вдох и выдох. Повторяйте за мной.

Поднимите руку т е ребята, у которых есть домашние животные. Какие эмоции они у вас вызывают? Конечно только положительные, мы любим за ними наблюдать, играть с ними. Животные очень преданные, мы с вами знаем, что их любовь бескорыстна. Давайте посмотрим на фотографии кошек. Они вызывают у нас чувство умиления.

Играете ли вы в подвижные игры? Какие игры самые любимые? Да , это футбол, волейбол, баскетбол и др. Во время игры вы забываете обо всем, о делах, проблемах, И организм восстанавливается.

Но наиболее эффективное средство – это полноценный сон.

А сейчас мы вместе выполним упражнение, предназначенное для снятия психического и физического напряжения. Называется оно «Чередующееся носовое дыхание».

Вывод: неудовлетворительные условия жизни являются причиной серьезных , порой непереносимых страданий для людей, но существует возможность адаптироваться даже к экстремальным условиям, за что приходиться расплачиваться своими нервами физическим здоровьем.

Измерить среднюю температуру в классе. (Норма 18-23*С)

Измерить температуру пола, у стены с окнами и у противоположной. ( Разница недолжна превышать 2*С)

А сейчас я включу мелодичную музыку, чтобы вы могли расслабиться.

Цель: Учиться оценивать воздействие условий окружающей среды.

Измерить температуру пола. ( Нижняя допустимая температура пола 17-18*С)

Сделать вывод о том , является ли температура в помещении оптимальным фактором, влияющим на работоспособность.

Что такое стресс?

Как звали исследователя, который занимался изучением стресса?

Сколько стадий стресса вы знаете?

Как можно избежать стресс и его последствия?

Запишите домашнее задание: №25, выполнять чередующееся носовое дыхание в течение 7 дней и сделать вывод о влиянии его на состояние здоровья. Спасибо за урок.

Открытый урок по экологии в 8 классе на тему:

открытого урока по экологии

В состав класса, в котором был проведен урок, входят учащиеся разного уровня развития. В целом уровень средний.

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей.

В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам здорового образа жизни через предмет экология.

В связи с выше сказанным мы видим актуальность темы сегодняшнего урока: «Стресс как негативный биосоциальный фактор».

Учащиеся класса были заинтересованы темой урока, в связи с его актуальностью на сегодняшний день.

Я считаю, что в ходе урока поставленные задачи были решены.

pedsovet.su

Экология человека стресс

1.1. Причины стресса

1.2. Организационные факторы стресса

2. Проявление стресса

3. Жизненно важная роль стрессов

4. Опасность стрессов для здоровья

5. Приемы поведенческой антистрессовой защиты

6. Методы профилактики стресса

6.1. Противострессовая «переделка дня»

6.2. Первая помощь при остром стрессе

С научной точки зрения, стресс является реакцией приспособления организма к экстремальным изменениям окружающей среды. Г.Селье канадский физиопсихолог (1926г.) (стресс с англ. — давление, напряжение), определяет стресс как «реакцию борьбы и побега».

Наш организм готовится к наступающей извне конфронтации и мобилизует всю свою внутреннюю энергию. Физиологически длительный процесс приводит к непрерывному выделению стрессовых гормонов. Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, меняется ритм дыхания, мышцы обильно снабжаются кровью, весь организм постоянно находится в состоянии боевой готовности. Но мы по-разному реагируем на стрессовые ситуации. Есть люди в высшей степени восприимчивые к стрессам, другие не столь к ним предрасположены. Но, так или иначе, постоянное напряжение не может не сказаться отрицательно на состоянии здоровья. Тот, кто постоянно находится в состоянии напряжения, скорее заболевает, он более восприимчив к инфекционным и простудным заболеваниям.

Если множество различных позитивных и негативных стрессов сменяют друг друга, то тело и дух постоянно напряжены, даже по ночам. Если же это напряжение долго не ослабевает, страдает наше здоровье. Все симптомы возникшей болезни могут получить объяснение исходя из основного нарушения, а именно резкого ослабления иммунной системы в результате стрессов.

Те, кто плохо переносят стресс, нежелательны при приеме на работу. Хотя в ходе первого собеседования вас прямо не спросят о вашем отношении к стрессовым ситуациям, однако зададут вам вопрос — индикаторы стресса или соответствующих симптомов. Эти индикаторы или симптомы варьируют от потери веса или его прибавления, нарушений сна и чувства полной разбитости, расстройства кровообращения и болей в желудке, болей в спине.

Самые распространенные заболевания — ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь пищеварительных органов, бронхиальная астма, опухоли — принято считать болезнями стресса, число которых может достигать 90% патологии современного человека.

1. Стресс жизни. Основные причины.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его — может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе, определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение. Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др.

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный cтресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Стресс и его влияние на человека. 7 класс

Презентация о стрессе и его влиянии на человека.

Юдин Алексей Николаевич, 12.02.2017

Содержимое разработки

Стресс и его влияние на человека

Домашнее задание: § 7.2

Стресс — это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека.

Что же является причиной возникновения стресса?

Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные — потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Оказывается, по способам реагирования на стресс людей можно разделить на три категории: «стресс кролика», «стресс льва» и «стресс вола».

К первой относятся те, кто пассивно реагирует на стресс. При этом человек способен лишь на короткое время активизировать свои немногочисленные силы.

Другой вариант, когда человек бурно и энергично, как лев, реагирует на стресс.

Наконец, третий тип людей может долго трудиться на пределе своих возможностей, как вол, способный продолжительное время работать с большой нагрузкой.

Кем же лучше быть — «кроликом», «львом» или «волом»? Однозначного ответа не существует. Бывают ситуации, когда лучше «не суетиться» и просто «плыть по течению». С другой стороны, бывают ситуации, когда «львиная» реакция человека буквально спасала ему жизнь.

Стрессовое состояние человека можно разложить на следующие временные отрезки:

  • сначала возникает «предстартовая лихорадка», во время которой мы думаем о предстоящем событии;
  • затем наступает сам стресс;
  • далее следует состояние, которое называют «постстрессом».
  • Менять то, что Вы можете изменить, и принимать как судьбу то, чего пока изменить невозможно.
  • Вырабатывать положительное отношение ко всему происходящему. В любом даже весьма негативном событии находить выгоду для себя.
  • Научиться жить сегодняшним днём и получать удовольствие от каждого дня.
  • Никогда не обижаться на судьбу. Помнить, что могло быть гораздо хуже!
  • Чтобы избавиться от стресса, Вам необходимо:

    • Избегать неприятных людей. Если приходится общаться с людьми невыносимыми, радуйтесь, что Вы не такой как они.
    • Повысить самооценку и меньше беспокоиться о том, что о Вас думают другие.
    • Побольше общайтесь с интересными людьми.
    • Переоцените свои ценности, если необходимо.
    • Организовывайте свой быт так, чтобы не тратить время понапрасну.
    • Планируйте свою жизнь.

    Медицинская помощь при стрессе

    Если симптомы стресса не проходят в течение нескольких недель, необходимо провести диагностическое обследование. В случае отсутствия каких-либо явных физиологических причины стресса, рекомендуется обучающая психотерапия, которая поможет овладеть навыкам преодоления трудных жизненных ситуаций и извлекать из них полезный развивающий опыт.

    ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ВНЕШНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СЛУХ И ОРГАНЫ РАВНОВЕСИЯ»

    ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ИЗУЧАЕТ:

    А) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

    В) ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    А) В МЕТРАХ НА СЕКУНДУ (м/с)

    4.СПЕЦИФИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ШУМА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ПОВРЕЖДЕНИИ ОРГАНА СЛУХА

    5.ШУМ НАРУШАЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕРВНЫХ ЦЕНТРОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ЗАМЕДЛЯЯ ВСЕ НЕРВНЫЕ РЕАКЦИИ

    Рассказ учителя, элементы беседы, практическое упражнение, лабораторная работа.

    Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, обернитесь ,пожалуйста, и поздоровайтесь. Садитесь.

    А сейчас давайте проверим готовность к уроку: на парте должен находиться учебник, рабочая тетрадь, дневник, ручки. Дежурный объявите отсутствующих .

    На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как шум влияет на здоровье человека, о том, какая сила звука является предельно допустимой и о значении вестибулярного аппарата. Поэтому в качестве проверки домашнего задания , вы самостоятельно ответите на вопросы теста. По окончании работы свои ответы передавайте на первую парту своего ряда.

    А мы продолжаем говорить о здоровье человека, потому что это основное его богатство.

    Посмотрите на доску, здесь вы видите высказывание древнего афинского государственного деятеля Перикла. Я цитирую : «Здоровье – это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, и не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды.»

    Одним из факторов риска для здоровья является стресс. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока.

    « Стресс как негативный биосоциальный фактор»

    Стресс возникает под влиянием разных факторов среды.

    Ребята, как вы думаете, какие факторы среды могут вызвать стресс у человека?

    Низкие температуры влекут развитие холодового стресса , высокие температуры – теплового . Так же мы можем привести пример длительной слякотной, пасмурной погоды в то время, когда положено лежать снежному покрову, температура воздуха должна быть отрицательной, периодически должно было появляться солнце. Отсутствие солнца в течение нескольких месяцев привело к возникновению стресса у большинства людей, некоторые впали в состояние депрессии.

    Какие еще примеры влияния погоды на возникновения стресса у человека мы можем привести? Период половодья, когда по улицам мы наблюдаем бурлящие потоки воды, наши огороды и дома подмывает разлившаяся река. Что мы испытываем в этот момент? Нервное напряжение, страх, т. е. стресс. Также стресс вызывает длительная засуха летом, когда мы переживаем за свои огороды и вынуждены в дневное время суток прятаться от палящих лучей солнца.

    Существует лекарственный стресс , возникающий в результате избыточного употребления лекарств. Но наиболее распространен эмоциональный стресс.

    Учение о стрессе было создано канадским исследователем Гансом Селье , который установил, что стрессорные факторы вызывают комплекс защитных реакций организма, протекающих в три стадии.

    3 стадия истощения. Организм не в силах противостоять действующему фактору, и возникают различные болезни.

    О, сердце, полное тревоги,

    Люди имеют неодинаковую устойчивость к факторам среды. Некоторые их переносят легко, а у других наблюдается нервное перенапряжение и нарушение функций внутренних органов. Эти особенности человека передаются по наследству.

    Итак, как уже было сказано, наиболее распространен эмоциональный стресс, который возникает в ответ на конфликтные ситуации.

    Ребята, какие конфликтные ситуации вызывают стресс у людей?

    Это непонимание со стороны окружающих, завышенные требования, наказания, отсутствие дружеских отношений со сверстниками, высокий темп жизни и др.

    Давайте рассмотрим рисунок 40 на стр. 103 вашего учебника

    Если мы достаточно подробно рассмотрим режим дня школьника, то увидим , что в течение дня организм несколько раз испытывает напряжение.

    Так для многих из вас стрессом является подъем с постели, сбор в школу ( вспомним про «сов», людей, которым необходим утренний сон до 8-ми, 9-ти часов).

    Придя домой, вы сразу включаете телевизор и получаете негативную информацию об убийствах, пожарах, наводнениях и других катастрофах, при этом наверняка поглощаете обед, плохо пережевывая пищу. И это тоже стресс для организма.

    Некоторые из вас забыли выполнить просьбу родителей, и в семье возник конфликт.

    Ребята, можно ли визуально определить то, что человек находиться в состоянии стресса?

    А сейчас я для вас исполню песню из кинофильма «Приключения электроника» «Это что же такое», а вы определите, чем у Сыроежкина был вызван стресс.

    Примеров эмоционального стресса множество.

    Так в современном мире стресс может быть вызван массовой нищетой населения развивающихся стран Африки и Юго-Восточной Азии, где люди голодают и иногда со смертельным исходом. Согласно статистическим данным, в этих странах ежегодно умирают 15 млн. детей.

    В развитых странах (США) психические и социальные стрессы у 13 млн. детей вызваны неработающими отцами, 2/3 детей становятся свидетелями развода своих родителей, 17% детей и подростков живут в нищете, убогих перенаселенных домах, страдая от загрязненной среды, несчастных случаев, грубого отношения.

    Согласно исследованиям ВОЗ, в мире 48 млн. наркоманов. Но это лишь один пример патологической реакции на стресс. Другой пример реакции на стресс – курение, которое является основной причиной 1/3 всех раковых заболеваний, 75% хронических бронхитов и 25% инфарктов миокарда.

    Общение с домашними животными.

    Прослушивание мелодичной музыки.

    Физические упражнения и подвижные игры.

    Сколько часов длится полноценный сон ? Да, не менее 8 часов в сутки.

    Именно за этот период организм успевает восстановиться после трудового дня.

    Помимо выше перечисленных способов борьбы с напряжением организма, существуют и другие способы релаксации. Но они требуют специальной подготовки. Об этом вы узнаете дома при подготовке домашнего задания.

    Сидя на стуле, выпрямите спину. Вдохните левой ноздрей на счет 6, правую зажимая пальцем . Задержите дыхание до 3. Затем закройте левую ноздрю и выдыхайте через правую на счет 6. Вдыхайте правой ноздрей и т. д. Повторить 5-6 раз.

    Старайтесь делать это упражнение не реже 1 раза в день. Оно полезно при подготовке к встрече или событию, которые могут вызвать сильные эмоции.

    Ребята, так почему стресс является негативным биосоциольным фактором?

    Потому, что стресс вызывается природными и общественными причинами.

    А сейчас мы с вами выполним лабораторную работу. Для каждого из вас на парте лежит текст с лабораторной работой. Давайте внимательно прочитаем задание.

    Тема: Оценка температурного режима учебных помещений.

    Оборудование: термометр для измерения температуры воздуха.

    Мы проделали лабораторную работу. А теперь ответьте мне на вопросы.

    Какие факторы вызывают стресс?

    Сейчас я включу мелодичную музыку, чтобы вы могли расслабиться.

    МОУ «СОШ с. Мизино-Лапшиновка»

    на тему: «Стресс как негативный

    Для проведения открытого урока я выбрала 8 класс, где изучается экология человека.

    Выбранная тема урока соответствует своевременному прохождению программы.

    Мной были поставлены следующие задачи: показать губительную роль стресса на здоровье человека, выявить в связи с какими причинами возникает стресс, научить методам снятия нервного напряжения, учиться оценивать воздействие условий окружающей среды, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    Поставленные задачи решались с помощью следующих методов проведения урока: рассказ учителя, элементы беседы, практические упражнения, лабораторная работа.

    Полный текст материала Урок экологии человека «Стресс как негативный биосоциальный фактор «; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.

    Конспект урока «Стресс, стрессоустойчивость» 8 класс

    Селезнева Елена Васильевна

    учитель биологии и экологии

    Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 9 имени заслуженного учителя школы РФ А. Н. Неверова Дзержинского района г. Волгограда

    Урок по экологии человека «Стресс, стрессоустойчивость»

    Урок по экологии человека. 8 класс

    Тема: Стресс. Стрессоустойчивость.

    Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, семинар с групповой работой.

    Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации и её применения в жизненных ситуациях.

    Форма организации учебной деятельности: групповая.

    Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, компьютер, диапроектор.

    Средства обучения: учебник М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. Экология человека. Культура здоровья. – М.: Вентана-Граф, 2007. Пономарева И. Н. Экология. – М.: Вентана-Граф, 2006. Розанов Л. Л. Геоэкология. — М.: Вентана-Граф, 2006. Степанова М. И. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика.//Вестник образования России. 2005, № 10. Практикум по психологии/ под ред. А. О. Прохорова. – С. – Петербург: Речь, 2004.

    Целеполагание и мотивация.

    Изучение нового материала (индивидуальная работа, работа в малых группах, в группах по учебному ориентиру).

    Закрепление и применение знаний (заполнение схемы-конспекта и защита его разделов).

    Рефлексия. Составьте синквейн с термином стресс. Достигли ли мы поставленных целей и задач урока? В какой степени? Какие затруднения встретились? Оцените свою работу на уроке. (информация спикеров, выпуск бюллетеня ЗОЖ).

    Домашнее задание: п. 25, схема-конспект, задания №№ 4-7. По желанию подготовьте материал для обучающихся начальной школы (сказка, мультфильм, реклама, коллаж).

    Учитель: Добрый день! Сегодня у нас на уроке гости. Прошу поприветствовать.

    Спикеры групп отметьте пожалуйста в ведомости учета знаний отсутствующих. Все готовы? Мы начинаем с вами работать.

    В условиях социального неблагополучия, которое переживает наша страна в последние годы, особенно уязвимыми по состоянию здоровья стали вы дети. Влияние разных факторов среды предъявляют вашему организму повышенное требование, что вызывает комплекс защитных реакций.

    Прошу просмотреть видеофрагмент фильма (30 сек) (фрагмент ссоры взят из телесериала «Рыжая», может быть использован любой художественный фильм) и определить о чем мы сегодня поведем разговор. Подумайте над ключевыми словами урока. Ключевые слова: волнение, страх, напряжение, агрессия, гнев, стресс, обида…

    Мы сегодня с вами знакомимся со стрессом. Тема урока «Стресс. Стрессоустойчивость». Данная тема для нас актуальна. Идет период по подготовке к самой напряженной поре – экзаменам. И нам необходимо достойно подготовиться. Как вы думаете какие знания и умения сегодня приобретем? Итак цели урока знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека; уметь контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации стресса.

    Как вы думаете, что такое стресс? (индивидуально высказываются – 2 мин.)

    Поработайте в парах. Выберите лучший вариант (2 мин.)

    Поработайте в группе (2 мин.)

    В словаре Ожегова С.И. дается следующее определение стресса. Стресс – вызванное каким-нибудь сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения.

    На данном этапе прошу познакомиться с текстом учебника п. 25 (5 мин.)

    Запишите домашнее задание.

    Далее работа в группах по учебным ориентирам по составлению схемы – конспекта урока.

    Я считаю, что данная тема интересна для многих обучающихся лицея и предлагаю по окончании урока выпустить бюллетень ЗОЖ о стрессах, их причинах, профилактики. Для этого создаем 2 мини-группы, которые работают за компьютером, а координатором их работы попрошу быть завуча лицея Рыбьякову О.В. Если вы, работая в группе, посчитаете, что у вас есть интересная информация предложите для оформления бюллетеня. Группа работает 5 мин., 3 мин. оформление своей части схемы – конспекта, 2-3 мин. презентация у доски (1 чел.).

    При презентации 1-ой группы видеофрагмент о Г. Селье (2 мин.)

    Просмотрите конспект урока и если какая-то информация вызывает затруднение, обратитесь к учителю за разъяснением.

    Заполните тест — опросник « Диагностика состояния стресса». Подведите общие итоги теста в группе.

    Подведение итогов урока.

    Видеофрагмент (1-2 мин.)

    Учитель: основоположник учения о стрессе Г. Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет аромат и вкус к жизни». Давайте прислушаемся к этому совету и будем его применять. Спасибо за работу!

    Учебные ориентиры к уроку по теме

    Цели и задачи урока:

    знать что такое стресс, его причины, симптомы, позитивное и негативное влияние на человека;

    уметь контролировать себя, владеть методами релаксации и приемами нейтрализации стресса;

    развивать навыки самостоятельной работы и её оценивания.

    I . Работа в группах.

    1. Прочитайте текст учебника п. 25 (5 мин) и дополнительную литературу.

    2. Найдите материал: а) учение канадского исследователя Ганса Селье;

    б) что такое стресс? Дайте определение;

    в) назовите стрессорные факторы и реакции подростков на них.

    Определите: а) признаки стресса;

    в) стадии стресса и состояние организма.

    Прочитайте текст учебника п. 25 (5 мин) и дополнительную литературу.

    Назовите: а) приемы нейтрализации стресса;

    б) методы релаксации ( покажите их, предложите сделать за вами);

    в) что такое стрессоустойчивость?

    II Общие задания для групп:

    Оформите конспект (5 мин.) на А3.

    Подготовьтесь к презентации (3 мин.)

    Подготовьте материал для бюллетеня ЗОЖ и отдайте группе по оформлению.

    В ведомости открытого учета знаний проставьте оценки обучающимся.

    Домашнее задание: п. 25, схема-конспект, задания 4-7 в рабочей тетради на с. По желанию подготовьте материал для обучающихся начальной школы (сказка, мультфильм, реклама, коллаж)

    III . Закрепление материала.

    Составьте синквейн с термином стресс.

    Посмотрите на название параграфа учебника. Согласны вы с ней. Почему?

    Заполните тест — опросник « Диагностика состояния стресса».

    IV . Подведение итогов урока.

    Прочитайте цели урока. Достигли ли мы заданных целей? Что вам мешало их достижению? Оцените свою работу на уроке и работу группы. Оцените урок.

    открытого учета знаний по теме «Стресс. Стрессоустойчивость.»

    Медицинские интернет-конференции

    Абушинова Даяна Витальевна

    Разумная Светлана Евгеньевна

    Таран Карина Петровна

    В нашей статье, мы проанализировали влияние состояния экологии(в частности Саратовской области) на здоровье человека.

    Министерство здравоохранения Российской Федерации

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации

    высшего профессионального образования

    «Саратовский государственный медицинский университет имени

    (ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России)

    Кафедра общей биологии, фармакогнозии и ботаники

    Заведующая кафедрой: д. б. н., доцент Дурнова Наталья Анатольевна

    Научный руководитель: к.б.н., доцент Сигарева Л. Е.

    Влияние состояния экологии на здоровье человека

    студенты 1 курса 5 группы

    Многие годы не существовало общепринятого представления о количественной связи между загрязнением окружающей среды и состоянием здоровья населения. В 70-х гг. XX в., по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), состояние смешанных контингентов людей в разных странах в среднем на 50—60% зависело от экономической обеспеченности и образа жизни, на 18—20% — от состояния окружающей среды и на 20—30% — от уровня медицинского обслуживания. Л. Г. Мельник и Н. С. Владимирова на основании обработки статистического материала о потерях рабочего времени по болезни делают выводы о том, что «загрязнения воздуха на 43—45% повинны в ухудшении здоровья населения». Загрязнением атмосферы обусловлено около 20—30% общих заболеваний населения промышленных центров. Данная проблема является актуальной, потому что нарушения биосферного равновесия вызывают изменения в структуре заболеваемости. Наблюдается изменчивость старых, «классических» форм патологии уже известных заболеваний, и в то же время возникновение новых болезней, так называемых «болезней цивилизации»: аллергические, токсические, лучевые и токсико-аллергические. Растет число заболеваний верхних дыхательных путей, сердечнo-сосудистых, нервнo-психических, онкологических заболеваний [1].

    Цель: Проанализировать связь заболеваемости населения Саратовской области с изменениями окружающей среды.

    1. Изучить литературу, отражающую экологические загрязнения.

    2. Проанализировать больничную статистику с целью выяснения динамики заболеваемости по годам.

    3. Попытаться выявить связь между теми или иными заболеваниями и изменениями в окружающей среде.

    Понимание здоровья у людей в разные времена существенно различалось. Существуют следующие основные концепции здоровья:

    • общепринятой концепцией здоровья с древних времен и по наше время считается просто отсутствие болезней. Такое понимание здоровья бытует с начала нашей эры, и его можно встретить в работах и древних, и средневековых, и современных врачей;

    • по биологическим представлениям здоровье — это способность организма сохранять гомеостатическое равновесие, т. е. устойчивость регуляционных систем организма;

    • по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье — это позитивное состояние, характеризующее личность в целом, т. е. состояние физического, духовного и социального благополучия.

    Одним из главных показателей и следствий здоровья населения является такой социально значимый фактор, как работоспособность. Поскольку с биологических позиций здоровье представляет собой состояние гомеостатического равновесия, широкой адаптивности и резистентности, то современное понятие здоровья расширяется от узкого до более широкого понимания здоровья разных видов организмов, сообществ и даже экосистем.

    II. Патологические состояния и болезни человека

    Патологическое состояние в каждом отдельном организме, у каждого отдельного человека возникает чаще всего не сразу, а путем накопления усталости, некомпенсированных стрессовых состояний, т. е. того, что в медицине часто называется состоянием «предболезни». Классифицируя болезни, их можно разделить на несколько основных групп. Первая группа — это наследственные заболевания, возникающие у носителей мутантных генов. Часто встречается наследственная предрасположенность к болезням как результат полигенного наследования: к язвенным и сердечно-сосудистым заболеваниям, сахарному диабету, различным видам аллергий. Наследственные болезни в значительной степени связаны с условиями окружающей человека среды. В частности, мутации могут появиться в организме не только самопроизвольно, но и под действием определенных факторов среды, называемых мутагенными. Главным мутагенным фактором среды являются ионизирующие излучения (радиация). Мутагенное действие оказывает и ряд вирусных заболеваний, делающих более изменчивой наследственность отдельного человека и вызывающих наследственные предрасположения к патологиям.

    Среда обитания человека также является источником «стрессорных» воздействий. Это прежде всего факторы воздействия физического и химического стрессов. Факторы физического стресса связаны с нарушениями светового, акустического или вибрационного режима, а также уровня электромагнитных излучений. Как правило, отклонение от норм этих факторов характерно для городской или производственной среды, где чаще всего и в наибольшей степени нарушаются условия, к которым эволюционно адаптирован человеческий организм. Если возникает истощение организма, зачастую приводящее к болезни или даже к смерти, — это истощающий стресс (дистресс).

    Другой большой группой экопатологий, т. е. болезней, связанных с неблагоприятной средой, являются природно-очаговые заболевания. Они вызваны тем, что человек живет либо в местности, где обитают возбудители какой-либо болезни (например, клещевого энцефалита, переносимого клещами), либо в районе земного шара, имеющем геохимические или геофизические особенности.

    Крупная группа болезней и патологических состояний человека связана с возрастными изменениями. Это так называемые болезни старения: ожирение, рак, диабет, гипертония — синдромы, связанные не только с возрастом, но и с экологическими факторами. Понятие биологического возраста отражает определенный комплекс морфофункциональных изменений организма, простым показателем которых являются работоспособность и адаптивность человека, его функциональная активность. Возрастные изменения наступают у каждого отдельного человека не только в соответствии с его астрономическим возрастом, но также в зависимости от факторов окружающей среды. Все экопатологии ведут к преждевременному старению, что особенно хорошо видно в местах экологических бедствий, экологических катастроф, в местах, где отмечены геопатологические явления.

    III. Защитные системы организма человека

    Организм человека имеет ряд защитных систем, которые противостоят неблагоприятным воздействиям внешней среды, поэтому при различных экопатологиях поражаются в первую очередь. Первой защитной системой являются кожные покровы, а также слизистые оболочки легких и пищеварительного тракта. Через них поступают различные вредные вещества, растворенные в воде или просто находящиеся в атмосферном воздухе. Для территорий с повышенным химическим загрязнением характерны различные типы легочных заболеваний, заболеваний верхних дыхательных путей, а также разнообразные кожные болезни. Второй защитной системой организма является печень, обладающая способностью детоксикации вредных веществ (и даже ядов), попавших в организм вместе с пищей. Если печень человека оказывается перегруженной токсическими веществами, то возникают такие тяжелые болезни, как цирроз и онкологические заболевания. Главной защитной системой, предназначенной для защиты целостности и здоровья организма, является иммунная система. Она включает процессы и средства клеточной и гуморальной защиты от бактериальных загрязнений внешней среды и чужеродных белков, т. е. от попавших в организм бактерий и прочих возбудителей заболеваний биологического происхождения. В случае, когда иммунная система испытывает экологический стресс, ее работа нарушается. Заболевания иммунной системы очень характерны для нашего времени. Первая стадия таких заболеваний связана с ее гиперчувствительностью, приводящей к различным типам аллергий. Вторая стадия обусловлена иммунодефицитом — истощением иммунной системы, которое ведет к тому, что организм катастрофически теряет сопротивляемость к любым болезням и поражениям. Чувствительность человеческого организма к агрессии окружающей среды зависит также и от его возрастных особенностей [2].

    Основные экологические проблемы Саратова

    Саратовская область географически расположена в южно-восточной части европейской территории РФ, в северной части Нижнего Поволжья, занимает площадь 101240 км 2 , численность населения свыше 2,4 млн. человек. Город Саратов – административный центр, занимает площадь 394 км 2 , где проживает более 842 тыс. человек. По своему промышленному потенциалу г. Саратов относится к крупнейшим городам России, причём, с исключительно многопрофильной промышленностью, главными среди отраслей которой являются нефтеперерабатывающая, химическая, оборонная и стройиндустрия. На атмосферу в области негативное влияние оказывают промышленные предприятия, а также передвижные источники – автомобили. По данным Управления ГИБДД ГУВД по Саратовской области на территории города зарегистрировано 284,3 тысяч единиц автотранспорта, из них 85% легковые автомобили, 15% грузовые автомобили и автобусы. Вклад автотранспорта в суммарный выброс загрязняющих веществ по г. Саратову составил 77%.

    Предприятия Саратова выбрасывают в атмосферу свыше 50 милн. тонн вредных элементов, а именно: альдегиды, углеводороды, тяжёлые металлы, диоксид серы, оксиды азота, аммиак, оксид углерода и атмосферная пыль. Теплоэлектростанции, процесс сжигания каменного угля, выплавка чугуна и производство цемента дают выброс порядка 170 млн. тонн пыли в атмосферу. Источники водоснабжения Саратовской области загрязнены веществами биогенного и техногенного характера, это произошло по вине областных предприятий, которые сбрасывают большое количество неочищенных сточных вод. Ежегодно сбрасывается порядка 100 тыс. вредных веществ различных классов опасности.

    Предприятия, представляющие наибольшую опасность:

    Завод «АИТ» является источником отходов, содержащих элементы кадмия и никеля, которые вывозят на свалку Александровского сельсовета. ОАО «Иргиз», в результате деятельности которого в отвалах накопилось более 19 млн. тонн фосфогипса (хотя вместимость была не более 10 млн. тонн). Поэтому в этом районе степень загрязнения фосфатами, нитратами, хлоридами, железом и аммиаком в десятки раз превышает нормы.

    Также актуальны проблемы сбора и складирования технически-бытового мусора, вопрос утилизации лекарственных препаратов с истекшим сроком годности и энергосберегающих ламп, непригодных для использования. Количество «стихийных» свалок с каждым годом только увеличивается. Акции по сбору мусора, в виде субботников, проводят нечасто, и это не является главным решением вышеуказанных масштабных проблем. Для улучшения столь критической ситуации с экологией Саратовской области, необходимо применение целого ряда комплексных мероприятий. Лишь при слаженной совместной работе экологических служб, служб по охране природы и общественных организаций можно добиться положительных изменений [3].

    Глава III. Анализ статистики

    Заболеваемость (первичная заболеваемость) – совокупность новых, нигде не учтённых и впервые выявленных в данном календарном году заболеваний (табл. 1).

    Частота первичной заболеваемости на 1000 населения

    centrchudes.ru