Экзаменационный стресс понятие

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Последние новости

Самое популярное

Что такое стресс? Существует следующее определение стресса: «Стресс — (от англ. перегрузка) реакция организма на раздражающие факторы и проявляющееся в виде органических, физиологических нервно-психических расстройств.»
Все мы разные и реакции на стресс у нас тоже разные. Самое главное приучить себя прислушиваться к стрессовым сигналам организма.
Экзамены — это необходимый этап перед вступлением во взрослую жизнь. Для одних это проходит безболезненно, для других является первым серьезным испытанием, часто имеющим негативную, травмирующую окраску. Но симптомы стресса имеют и те и другие.

Признаки стресса можно разделить на три категории: физическую, эмоциональную и поведенческую.
Физические признаки:

Головные боли
Запоры
Понос
Частое мочеиспускание
Усиление сердцебиения
Боли в животе
Тошнота или рвота
Потеря аппетита или постоянное чувство голода
Нарушение менструального цикла
Сыпь на теле
Кожный зуд

Эмоциональные признаки:

Импульсивное поведение
Пониженное настроение
Гнев
Нарушение памяти и концентрации внимания
Беспокойный сон (кошмары)
Необоснованная агрессивность
Раздражительность, частые слезы
Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей
Импульсивное, непредсказуемое поведение

Поведенческие признаки:

Кручение волос
Кусание ногтей
Потеря интереса к внешнему облику
Морщение лба
Скрежетание зубами
Пронзительный нервный смех
Усиленное курение
Чрезмерное потребление лекарств
Притоптывание ногой или постукивание пальцем

Конечно, стресс не является болезнью, которую нужно лечить, но само пребывание в стрессовом состоянии довольно дискомфортно и от него хочется избавиться. Во время экзаменов стресс дезорганизует деятельность, понижается самооценка, появляется чувство неуверенности в себе. Естественно это не способствует успешной сдаче экзаменов. Поэтому важно уметь управлять стрессом, предотвращать и преодолевать его.

1.Обращайтесь к себе позитивно. Если вы что-то не успели выучить, то не стоит усугублять положение недостойными высказываниями в свой адрес.
2.Представляйте себе положительные результаты. Представляйте себе успех , то как будете рады вы и ваши близкие успешной сдаче.
3.Определите оптимальное время работы и наилучшую обстановку. Большинство из нас либо «совы», либо «жаворонки». Установите свое лучшее время и запланируйте как можно больше дел вокруг в его пределах,чтобы работать на пике ваших энергетических возможностей.
4.Во время подготовки к экзаменам, чередуйте умственную нагрузку с физическими упражнениями, которые избавят вас от напряжения и беспокойства.
5.Поощряйте себя чем-либо после каждого выученного билета.
6.На время экзаменов отрегулируйте свой режим дня.
7.Разбивайте изучение большого объема материала на части, в таком случае он не будет казаться таким сложным и невыполнимым.
8.Во время подготовки к экзаменам очень важно овладеть техникой расслабления, ибо это даст вам возможность более спокойно воспринимать непредвиденные ситуации во время подготовки и сдачи экзаменов.
9. И последнее — это чувство юмора, ведь юмор – великий облегчитель стрессов и один из лучших способов избавиться от беспокойства.
Общие рекомендации абитуриентам.
Не стоит относиться к экзаменам слишком серьезно. Ко всему происходящему с вами подходите с долей юмора и со здравым смыслом.Ведь даже в случае получения низкого балла, ничего катастрофического не произойдет. Все зависит от вашего восприятия, от отношения к экзаменам и к возможному поражению в целом.

Если вы плохо подготовились, то изначально не стоит рассчитывать на чудо, скорее всего вы получите то, что заслужили.
Другое дело, если в стрессовом состоянии вам так и не удалось обуздать эмоции и подавить страх, в результате низкий балл и отчаяние из-за провала. Примите произошедшее ни как поражение, а как шанс лучше узнать свои слабые стороны и, как возможность поработать над собой.
В конце концов, экзамены, каким бы серьезными они ни были, — не решают, по большому счету, вашу судьбу. Ее строите вы сами. И не следует забывать, что школа, техникум, институт, наконец, работа- это только часть жизни, одна из ее многочисленных граней.
Стресс — тоже часть жизни. И страх перед ним не имеет смысла, потому что стресс — одна из составных частей жизни, а иногда — ее движущая сила.
Поэтому, отбросив ненужные сомнения и тревоги, вооружившись знаниями и определенной долей юмора, вы мужественно пойдете сдавать экзамены.
И, как бы не сложилась ситуация, — это всегда ваша победа и ваш шанс.

www.vashpsixolog.ru

«КАК РАБОТАЕТ НАШ МОЗГ»

Экзаменационный стресс

• Общие принципы подготовки к экзаменам — как правильно организовать режим дня, как правильно питаться и сколько спать во время сессии.

• Общение с экзаменатором — как наладить психологический контакт с собеседником

• Анекдоты про экзамены

• Вы думаете хорошие знания? Этого недостаточно. Дело в том, что многие школьные предметы, по которым происходит тестирование, столь обширны, что выучить все физически невозможно. Кроме того, в настоящее время не существует единых базовых учебников для всей страны, поэтому по какой бы книге вы не готовились, всегда существует вероятность, что человек, который составлял тесты, использовал другой учебник. Так что получить 100% результат практически невероятно…Впрочем, не все так безнадежно! Вы вполне можете набрать достаточное количество балов по ЕГЭ, вполне достаточное, чтобы поступить в понравившийся вам институт.

• Время от времени в нашей жизни случаются важные события, которые можно назвать испытаниями. Часть из них посылает нам судьба, в другие мы вовлекаемся сами. Это могут быть экзамены в школе или ВУЗе, важная деловая встреча или первое романтическое свидание. У артиста это – концерт или выступление, у спортсмена – школьные соревнования или Олимпийские игры, у молодой девушки – свадьба или конкурс красоты. На работе – это может быть важная презентация или собеседование в отделе кадров, в бизнесе – решающая деловая встреча. Все эти разные события объединяет одно: человек волнуется, стремится показать себя наилучшим образом и боится совершить ошибку, показав себя не лучшим образом.

• Психология религии и экзамены в ВУЗе. Исследование показало, что стремление обезопасить себя перед экзаменом, обратившись к Богу, достаточно распространено среди студентов. Религиозность студентов составила 5.4 балла ( по 10-балльной шкале). 54% студентов считают, что вера уменьшает предэкзаменационное волнение, а 44% студентов полагают, что вера в Бога и молитва перед экзаменом поможет получить лучшую оценку.

Научные статьи о стрессе — ЗДЕСЬ

Автореферат доктуорской диссертации автора, посвященной экзаменационному стрессу — ЗДЕСЬ

Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».

www.no-stress.ru

Экзаменационный стресс понятие

  • биография
  • книги
  • Интервью
  • Видеогалерея
    • Телепередачи
    • Лекции и выступления
  • Публикации
    • Публикация СМИ
    • Исследовательские статьи
    • Стихи
      • Главная >интервью > Экзаменационный стресс
      • Экзаменационный стресс

        Автор и ведущая Татьяна Ткачук

        Татьяна Ткачук: Экзамены — как бы мы ни ждали их и ни готовились, всегда — стихийное бедствие. Напряжение, которое испытывают сдающие экзамен, можно приравнять к выполнению работ на пределе физических возможностей. И если одного стресс стимулирует, другого вводит в ступор. Стоят ли экзамены затраченных на них нервов? И определяют ли они реально уровень знаний абитуриента? Об этом — сегодняшний разговор с заведующим кафедрой психологии личности МГУ Александром Асмоловым. Мне любопытна такая деталь: делает ли педагог при оценке результата экзамена серьезную скидку на то, что студент или человек, сдающий экзамен (в случае, например, автошколы), находится в состоянии стресса?

        Александр Асмолов: К сожалению, история культуры пока не придумала более удачных путей диагностики наших знаний, чем экзамен. Тем самым мы заложили в культуру стресс. У индейцев это называлось инициация, у нас это называется экзамен. И когда мы сталкиваемся с этой ситуацией перманентного стресса, то, как преподаватели, стараемся так или иначе смягчить ее: через увеличение времени, ибо экзамен — это принятие решения в условиях дефицита времена; через возможность пользоваться информацией.

        Эти пять дней для меня были стрессом, последние пять дней, потому что я принимал экзамены у 150 студентов факультета психологии. Не знаю, как для них, а для меня это было тяжеловато, поэтому я очень просто сказал: «Вы можете пользоваться любыми книгами, можете пользоваться конспектами. Если вы знаете, где искать, то это уже великое дело. А там уже я, как преподаватель, увижу, каждый сколько жизненно стоит».

        Татьяна Ткачук: Александр Григорьевич, вопрос к вам: где психологи, которые могут помогать школьникам?

        Александр Асмолов: Как есть хорошие учителя и учителя, у которых есть перспективы развития, так же есть и замечательные школьные психологи. И школьный психолог выступает, если он талантливый человек, как «мастер по неодинаковости». И самое тяжелое, если мы будем видеть в психологе человека с тестом или анкетой в руке, потому что главное для психолога — это искусство общения и понимания другого человека. Поэтому как какой школе повезло. Судя по тому, что сказано, некоторым школам, к сожалению, не везет.

        В целом же психологи очень четко могут работать со стрессовыми ситуациями, в том числе такими, как стрессовая ситуация экзамена. Они могут подготовить к целому ряду технологий, которые помогают овладеть собой в этой ситуации и не превратить себя в кучу гуляющих конфликтов.

        Татьяна Ткачук: Александр Григорьевич — как психолог, в первую очередь, и как преподаватель, принимающий экзамены в очередь вторую — можете вы что-то посоветовать людям, которым предстоит завтра, послезавтра, в какие-то ближайшие дни экзамен? Что с собой можно сделать, как с собой можно справиться? Наверное, валерьянки чересчур много выпить нельзя — можно прийти «квелым», не собраться, не мобилизоваться. Снотворное пить тоже нельзя, потому что с тяжелой головой пойдешь. Что делать?

        Александр Асмолов: Психолог, как и врач, вряд ли рискнет давать универсальный рецепт, не видя лицо, глаза человека, которому он советует.

        Татьяна Ткачук: Тогда скажите, чего не делать?

        Александр Асмолов: Вместе с тем (вы предугадали, о чем идет речь) есть несколько простых вещей. Я бы всем хотел напомнить гениальную психотерапевтическую сказку «Крошка Енот», в которой Енот пошел доставать воду или что-то для своей мамы и не мог перейти речку, потому что кто-то грозил ему из реки, кто-то нападал на него, кто-то хотел его изгнать. И тут последовали советы: не грози тому, кто сидит в пруду, а улыбнись тому, кто сидит в пруду. Если вы помните замечательный фильм «Операция Ы, Или Приключения Шурика», там с иронией говорится: «Каждый экзамен для меня праздник, профессор!» По сути дела, если мы иронично умеем относиться к самим себе, правило самоиронии — одно из лучших правил жизни. Если мы понимаем, что экзамен — это не финиш, а это только начало и возможность проверить свои силы и способности, не превращаем его в финальную черту (за экзаменом — все, за экзаменом — конец), то все будет хорошо. Это начало, одно из испытаний, и мы идем на эти испытания, и это нормально.

        Татьяна Ткачук: Александр Григорьевич, а педагог, принимающий экзамен, увидев ученика, настроенного самоиронично, не воспримет это на счет его недостаточно серьезного отношения к предмету, к преподавателю, который сидит напротив его, не подумает, что это такой «пофигист» пришел, который сидит и улыбается? Не вызовет ли это раздражение?

        Александр Асмолов: «Апофигей» — это черта немалого количества современных студентов, и когда приходит такой студент с «апофигеем», то надо отпаивать валерьянкой профессора. В этой ситуации я могу лишь сказать, что если вы профессиональный преподаватель и видите ласковую иронию студенту ко многим вопросам, которые вы задаете, если вы видите, что он критичный (а критичность — это умение видеть разные сценарии в той или иной ситуации), человек, который умеет иронично обращаться к себе, — зрелый человек. А что такое зрелость? Это умение видеть разные варианты решения. Поэтому это только выигрышно.

        Я ввел, пытался ввести в России вариативное образование, и оно в какой-то мере живет. И здесь, я могу сказать, возможны варианты. Читайте книгу, которая называется «Как стать несчастным без посторонней помощи».

        Татьяна Ткачук: Вот есть две основные идеи у специалистов, которые изучают экзаменационный стресс. Часть специалистов считает, что экзамены в школе, в частности, нужно сдавать каждый год, начиная с четвертого класса, как это было прежде. И нам на сайт об этом пишет, например, Виктор Дубровский, и еще есть несколько писем о том, что сдавали каждый год, и никаких особенных проблем с экзаменами не было. Часть специалистов считает, что экзамены вообще нужно отменить, и только таким образом можно сохранить здоровье населения. Какая точка зрения вам ближе?

        Александр Асмолов: Я бы хотел сказать, что эта точка зрения имеет очень много полюсов и много оттенков. Прежде всего, я хочу сказать несколько слов в защиту стресса и выступить своего рода адвокатом стресса. Когда мы приговариваем, что стресс — это только падение, это только тревога, мы не учитываем описанных гениальным канадским психофизиологом Гансом Селье всех последствий стресса. Стресс имеет следующую функцию: стресс — это мобилизация, стресс — это увеличение в ряде ситуаций возможностей принятия решений. Поэтому вывешивать на слове «стресс» черепушку с двумя костями «Не влезай — убьет!» не будем спешить. И стресс очень часто помогает увеличиваться поиску творчества, как это ни парадоксально. Это одна из линий.

        И я был бы убого односторонен, если бы не сказал следующее: экзамен — это всегда конкуренция. А конкуренция не единственный способ развития. Есть молчаливая одаренность, есть тихая одаренность, а не только олимпиадная. Некоторые олимпийцы (а Олимпиада — это тоже, как вы понимаете, ситуация экзамена) научились, натаскались, надрессировались быстро решать задачи. А рядом сидят те, кто может решить в неспешной ситуации и прийти ко многим другим решениям. Иными словами, беда экзаменов, что они не учитывают индивидуального стиля развития ребенка, — вот это одна из главнейших бед.

        И, наконец, беда экзаменов, что они не учитывают, что такое образование. Образование — это путь к достижению личностного и профессионального успеха, а не только передача знаний. Если мы рассматриваем образование как путь достижения успеха, если мы понимаем, что образование сегодня в культуре — это социальный институт, обеспечивающий рост конкурентоспособности личности, общества и государства, то конфликты, которые развивают вас, необходимы. Но если эти конфликты как тропический ливень, тогда будет другая ситуация в жизни.

        Татьяна Ткачук: Всегда ли такое напряжение во время экзамена и его результаты свидетельствуют о реальном уровне знаний ученика? Напрягся, пришел, сдал, написал:

        Александр Асмолов: Я бы хотел достаточно жестко сказать, что существует огромная опасность свести все проверки интеллекта к процедурам экзамена. На самом деле существует целый ряд процедур диагностики знаний, которые не погружают вас в ситуацию критического стресса. Во многих странах Европы не надо сдавать экзамен, когда вы поступаете в вуз. Вы все поступаете в вуз только потому, что вы решили поступить в этот вуз. Но в течение года постепенно те, кто вдруг осознает, что это не то, что это не его личностный, профессиональный выбор, они потихоньку отпадают, не проходя через экзаменационные экзекуции. Это один момент.

        Второе, у нас возникает новая опасность под названием Единый экзамен. Единый экзамен — это избыточно стандартизованная процедура оценки знаний, в основном направленная на память, на репродукцию, а не на решение творческих задач. Следовательно, мы ищем с вами решение многих проблем, как в известном анекдоте, «под фонарем». Поэтому давайте подумаем не об экзаменах, если хотим, чтобы человек был готов к миру, а о том, что он должен в школе обучиться решать задачи с недостаточными данными, с избыточными, а не задачи, в которых все дано.

        Человек должен учиться решать жизненные задачи, школа должна стать школой подготовки к поведению в неопределенных ситуациях. И тогда стресс перестанет быть врагом, а неопределенность окажется нормальной ситуацией в жизни.

        Татьяна Ткачук: Александр Григорьевич, посмотрите, что происходит. Мы стараемся расширить рамки нашего разговора и углубить его, а каждый следующий звонок нас все равно возвращает к стрессу, который происходит именно во время экзаменов. То есть наши слушатели хотят говорить об этом. И вот что любопытно: боящиеся экзаменов школьники и студенты предпочитают искать причину тревоги в любых внешних факторах, но только не в своем уровне знаний. Я вам приведу цифры: 49 процентов опрошенных сказали, что боятся плохого билета (то есть здесь вопрос удачи — повезет или не повезет?), 21 процент боится недоброжелательности экзаменатора, 11 процентов назвали причиной неуверенность в себе (как черту характера — «я не очень уверен в себе»), 10 процентов сослались на плохое физическое самочувствие и только 8,5 процента студентов указали на низкий уровень собственных знаний.

        У меня к вам вопрос как к преподавателю. Перед вами сидит студент, и все-таки мы пока говорим про экзамен, который никто не отменил, вот он происходит. Всегда ли вы способны угадать, насколько действительно студент знает ваш предмет, в зависимости от того, как он себя ведет? Хватает вам на это интуиции, опыта? Или вы даже не задаетесь такой целью в ряде случаев, скажем так?

        Александр Асмолов: На ваш корректный вопрос я дам хвастливый ответ. В этом году 33 года как я преподаю у себя на факультете психологии в Московском университете. За несколько лет, как говорят, можно и зайца научить на барабане играть, поэтому преподаватели, имея опыт и ремесло, могут оценить по ряду признаков, как ведет себя студент, как сидит (даже не по тому, как говорит), — что знает студент. И потом, мы же знаем студента не в дни, когда он приходит с вами общаться, а мы все-таки общаемся через семинары с ним постоянно.

        Татьяна Ткачук: Ну а если это вступительные экзамены, вы видите его впервые в жизни?

        Александр Асмолов: Если это вступительные экзамены, и преподаватель видит его впервые в жизни (что не бывает с психологами, потому что нет вступительного по психологии), то здесь, действительно, приходит интуиция преподавателя как главная школа понимания в этих ситуациях.

        Татьяна Ткачук: Слава богу, что нет вступительного по психологии, потому что вот так попадешь на вступительном экзамене к психологу — он же тебя раскусит, расколет вмиг. Если ты ничего не знаешь, но умеешь уверенно себя вести, то с психологом этот номер не пройдет.

        Александр Асмолов: Но вы сказали очень интересную вещь: что все стараются приписать причины не своим способностям, а каким-то другим ситуациям. Я только приведу по этому поводу следующий пример. Вы всегда в жизни можете встретить человека, который в ситуации неудачи скажет: «Знаете, у меня плохая память». Вы можете встретить человека, который скажет: «Знаете, у меня неважный характер, поэтому так получается». Но где вы найдете человека, который подойдет и вам скажет: «Ну и дрянь же у меня интеллект!» или «Ну и дрянь же у меня личность!» Такого не бывает.

        Татьяна Ткачук: Пожалуй, вы правы.

        Слушатель: Сегодня пошла такая практика, что в основном упор на огромное количество дат, на огромное количество имен, выучить их практически невозможно. В этой связи делается ли что-то для того, чтобы был отход от этой тенденции в сторону понимания глубинных каких-то процессов?

        Александр Асмолов: Нормальная тенденция школы — превратить любые учебники в учебники понимания. Без этого ничего не произойдет. Если школа учит только тому, чтобы вы вспоминали, когда была Куликовская битва, это неверно. Поэтому еще раз хочу сказать, есть блестящие учебники («Учебник Средних веков» Гуревича и других) по истории, в которых рождается понимание ментальности характера, личности, и они не сводятся к тому, чтобы зазубривали избыточное количество фактов (для этого нужно иметь компьютер).

        asmolovpsy.ru

        Экзаменационный стресс и его профилактика

        Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

        Дата публикации: 10.03.2015

        Статья просмотрена: 1604 раза

        Библиографическое описание:

        Пряничникова Ю. Х. Экзаменационный стресс и его профилактика [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 184-186. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7383/ (дата обращения: 22.06.2018).

        Статья выявляет причины возникновения экзаменационного стресса, раскрывает меры профилактики состояния тревожности у учащихся основной школы.

        Ключевые слова: стресс;экзаменационный стресс; профилактика экзаменационного стресса.

        Человек с течением времени приспосабливается к условиям, вызывающим психофизиологическое напряжение. Такое напряжение называется стрессом. В общем виде стресс — это реакция организма на действие какого-либо фактора, а стрессовый фактор — это любое воздействие на организм, вызывающее реакцию напряжения [7, с. 156].

        Адаптация организма к изменяющимся условиям среды начинается с общего адаптационного синдрома — реакции общезащитного характера. При успешном приспособлении в организме отмечается высокий уровень экономичности функционирования систем, ответственных за адаптацию. P. M. Баевский считает, что общий адаптационный синдром обеспечивает мобилизацию функциональных резервов организма, а перенапряжение и истощение резервных механизмов сопровождается уменьшением согласованности элементов функциональных систем, ухудшением их синхронизации [2, с. 136].

        В. В. Марков приводит пять стадий развития стресса, связанного с профессиональной деятельностью. «На первой стадии появляется ощущение тревоги и некоторого напряжения; на второй — прибавляется чувство усталости и отчуждения (с этого момента начинается депрессия); на третьей — возникают физиологические реакции: несколько возрастает сердцебиение и повышается давление, появляются признаки нарушения в пищеварительной системе, тупые боли в области живота; следующая, четвертая стадия, когда человек осознает начало болезни, и последняя, пятая стадия, когда человеку ставится диагноз болезни, причиной которой явился стрессовый фактор» [5, с. 57].

        Учеба может стать у школьников источником стрессовых ситуаций. Школьный стресс — это широкое понятие, его частная форма — экзаменационный стресс. Он является главной причиной, вызывающей психическое напряжение у выпускников.

        Подготовка и сдача экзаменов вызывают большое напряжение организма школьников: интенсивная умственная деятельность, ограничение двигательной активности, нарушение отдыха и сна, эмоциональные переживания.

        Экзаменационный невроз или экзаменационный стресс характеризуется различными нарушениями вегетативных функций: изменением электрического сопротивления кожи, ее температуры, потоотделения, частоты сердечных сокращений, артериального давления, сужением или расширением кровеносных сосудов, частоты дыхания, расстройством пищеварительной системы, выделением слюны, изменением диаметра зрачка, работы сфинктеров, меняется электрическая активность мозга, гомеостаз, основной обмен, у девушек часто наблюдается расстройство менструального цикла. Чаще всего обучающиеся отмечают состояние тревоги и депрессии, быструю утомляемость, нарушение сна. При сильном стрессе наряду с перечисленными изменениями меняется общее поведение человека, возникает общая реакция возбуждения, проявляющаяся в беспорядочных, некоординированных движениях, жестах, сбивчивой и неясной речи. При чрезмерном стрессовом воздействии наблюдается обратная реакция — общее торможение, скованность, отказ от деятельности.

        Повышенная тревожность в период подготовки и сдачи экзаменов может привести, по мнению В. М. Кадневского, к снижению результатов [4, с. 163]. Тревожность — это эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности, неудачи. Выражается в беспокойстве, озабоченности, беспомощности и неопределенности, особенно обостряющихся в присутствии более подготовленных товарищей. Тревожность может сопровождаться учащением дыхания, сердцебиения, повышением артериального давления [6, с. 198]. У каждого человека по-разному проявляются симптомы тревожности, он остро реагирует на неудачи, хуже работает в стрессовых ситуациях.

        Используя метод педагогического наблюдения и анкетирования выпускников средней общеобразовательной школы № 6 г. Верхняя Салда, мы выявили, что уже в начале учебного года у выпускников определяется умеренно выраженная тревожность и напряжение в учебной деятельности. Стоит отметить, что нередко педагоги являются стимуляторами стресса, которые вызваны личным напряжением перед экзаменами или некомпетентностью по предмету. Во время сдачи экзаменов многие высокотревожные субъекты терпят неудачи не потому, что им не достает способности, знаний и умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих в это время. Некоторые ученые отмечают, что только 25 % выпускников не испытывали страха и тревоги.

        Было установлено, что чувство беспомощности чаще всего возникает у человека тогда, когда неудачи в его сознании ассоциируются с отсутствием у него способностей, необходимых для успешной деятельности в усложненной обстановке, и у него пропадает желание прилагать дальнейшие усилия для достижения цели. Нехватка знаний может являться основной причиной снижения эмоционально-положительных мотиваций.

        С другой стороны — при сильно выраженной мотивации достижения успехов и уверенности в том, что многое зависит от самого себя, чувство беспомощности возникает реже и обеспечивает положительный результат деятельности.

        Проанализировав и обобщив педагогическую, методическую литературу по исследуемой проблеме, мы выяснили, что для снижения экзаменационного напряжения организма выпускников в практическую деятельность учителя должны внедряться новые формы и методы работы. Они будут тренировать учащихся к объективной оценке ситуаций, создающихся во время проведения любых форм контроля, и способствовать снятию стрессовых ситуаций, а, следовательно, сосредоточению учащихся в получении более высоких результатов.

        В данном случае введение ОГЭ как формы итоговой аттестации благоприятно воздействует на психику человека. По результатам опроса тестовая форма экзамена лучше воспринимается учащимися. Поэтому в основу подготовки к экзаменам должен быть положен текущий, индивидуальный, систематический контроль знаний учащихся при приоритете тестовых форм (тесты с выборочным ответом, тесты с многовариантным выбором ответа, программированный контроль). В настоящее время эти формы успешно используются в школе. Тестовый контроль без значительных эмоциональных затрат может повторяться, обеспечивая лучшее усвоение материала, так как времени на контроль в тестовой форме автоматически получается больше — это плюс, потому что не все дети работают с равной скоростью. Обучение учащихся приемам аутотренинга также снижает экзаменационное напряжение.

        Важным профилактическим средством экзаменационного стресса является сразу выставленная оценка. Незнакомые помещения, преподаватели и длительное ожидание усугубляют обстановку. У учащихся с высоким уровнем тревоги во время экзаменов происходит ослабление адаптационно-приспособительных механизмов, поэтому они представляют собой потенциально невротическую группу в состоянии предболезни.

        Анализ влияния этих факторов на успеваемость и физиологические характеристики, отражающие уровень эмоциональной напряженности, приводит к снижению уровня тревожности, а значит и позволяет избежать неблагоприятных изменений состояния организма учащихся при экзаменах. Мы выяснили, что уменьшению тревожности способствуют:

        — предварительная подготовка, создание ситуаций, моделирующих экзаменационный стресс, разучивание рациональных форм поведения в напряженных ситуациях;

        — оптимальная двигательная активность, занятия физической культурой и спортом.

        Учащиеся, которые занимаются спортом, лучше адаптированы к экзаменам, отличаются высокой работоспособностью и минимальным числом отрицательных сдвигов в функциях организма, выявляемых после экзамена [2, с. 35];

        — проигрывание в аудитории перед экзаменом функциональной музыки. Под влиянием музыки уменьшается прирост частоты сердечных сокращений и артериального давления, при этом лучше действует классическая музыка, по сравнению с джазовой. Рекомендуется включать музыку непосредственно во время экзамена [3, с. 32].

        Необходимо отметить, что во время подготовки к экзаменам учащиеся должны строго соблюдать режим дня с достаточной продолжительностью сна и правильно организованным питанием. М. В. Антропова указывает, что при обследовании меню школьных завтраков и обедов их калорийность и содержание основных ингредиентов были сниженными от 21 до 80 %, при явном недостатке витаминов и минеральных солей [1, с. 30].

        На развитие экзаменационного невроза влияет эмоционально-стрессовая психологическая атмосфера в семье. Воздействие этого фактора на функциональное состояние и психику учащихся значительно возрастает при ухудшении благополучия и нервозности родителей. Интенсивность проявления экзаменационного стресса зависит также от состояния здоровья выпускника и его адаптационных возможностей.

        Из вышесказанного следует, что уровень здоровья выпускников школ довольно низкий, а их психо-физиологическое состояние приближается к показателям взрослых, и они могут делать правильный выбор из многоальтернативных ситуаций, длительно сохранять умственную работоспособность в условиях напряженной деятельности (временной лимит, неизвестная обстановка). Тем не менее, в условиях неполноценного здоровья и, как следствие, неадекватности процессов адаптации ко все более возрастающим учебным нагрузкам могут развиться неблагоприятные реакции при выходе из стрессовых ситуаций, что может снизить результативность сдачи экзаменов.

        Таким образом, для профилактики срывов во время сдачи экзаменов, в том числе и в форме ОГЭ, необходима научно обоснованная система подготовки к ним.

        1. Антропова М. В. Факторы риска и состояние здоровья учащихся //Здравоохранение Российской Федерации, 1997. -№ 3. -С.29–33.

        2. Баевский P.M., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний.- М.: Медицина, 1997. -256с.

        3. Калашников A. A., Сауткин B. C., Косова Л. В. К вопросу о профилактике нервно-эмоционального напряжения у студентов во время экзаменов //Гигиена и санитария. — 1982. — № 5. — С.32–35.

        4. Кадневский В. М. К вопросу о создании обучающих тестовых систем по учебным дисциплинам образовательного стандарта // Поиск новых форм взаимодействия вузов со школами. Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов V Всероссийской научно-методической конференции. — М., 2003. -С. 163–164.

        5. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. — М.: Academia, 2001. — С.57–59.

        6. Педагогический энциклопедический словарь — М.: Науч. издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. — 527с.

        7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. — 207с.

        moluch.ru