Экзистенциальный кризис и депрессия

Содержание:

Navigation

Психологическая помощь в Москве и on-line

Слово экзистенциальный происходит от лат. existentia — существование

А значит, Экзистенциальный кризис, по другому, мы можем назвать Кризисом существования.

Теоретики и практики экзистенциальной психотерапии выделяют несколько важнейших Данностей Существования, чаще всего экзистенциальный кризис является следствием обострившей конфронтацией с одной из них, или сразу несколькими.

Под «данностями существования» подразумевается определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире.

Смерть. Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придет, и от нее никуда не деться. Это ужасная правда, которая наполняет нас «смертельным» страхом. Говоря словами Спинозы, «Все сущее стремиться продолжать свое существование». Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить — это центральный экзистенциальный конфликт.

Свобода. Другая конечная данность, значительно менее очевидная. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Не жаждет ли человек свободы и не стремиться ли к ней на протяжении всей письменной истории человечества? Однако свобода как первичный принцип порождает ужас. В экзистенциальном смысле «свобода» — это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем). На самом же деле человек несет полную ответственность за свой мир — иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами ничто — пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это так же ключевой экзистенциальный конфликт.

Экзистенциальная изоляция. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от частей собственной личности). Это фундаментальная изоляция — и от других созданий, и от мира, — скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы не были мы близки к кому-то, между нами всегда остается последняя непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен его покидать. Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.

Бессмысленность. Четвертая конечная данность существования. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире — какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живем? Как нам жить? если ничто изначально не предначертано — значит каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел. Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный конфликт порожден дилеммой, стоящей перед ищущим смысла человеком, брошенным в бессмысленный мир.

В статье использованы материалы книги Ирвина Ялома «Экзистенциальная психотерапия»
Эта книга рекомендована к прочтению всем, кто интересуется данной темой (вне зависимости от того имеется ли в наличии психологическое образование или опыт работы).

www.gorod-psy.ru

Блог клиники «Аксимед»

Неизбежный переход от беззаботных 20-ти лет к более зрелым 30-ти может привести к появлению экзистенциального кризиса абсолютно у всех, даже у тех, кто выглядит достаточно уверенным в себе.

Человек (женщина или мужчина), «приближающийся» к 30-ти годам, начинает задаваться вопросом о смысле жизни, закрадываются сомнения в правильности выбора профессии и в принципе необходимости построения карьеры, начинаются болезненные (зачастую) переломы в личной жизни.

Неясность, тревога, небезопасность в любых аспектах жизни — верные спутники кризиса 30-ти. Вы как будто срываетесь с обрыва и падаете в пропасть жизни, обесценивая всё на своём пути, потому что вдруг поняли, что та жизнь, которая «до этого» была, не отвечает больше сегодняшним ожиданиям.

Итак, 12 маячков, которые будут «наступать вам на ноги» по мере приближения к 30-ти годам:

Ощущение провала

Вам уже почти 30, а вы всё ещё не замужем, у вас нет детей. Вы опоздали, ваш поезд уже ушёл. Совет психолога: на самом деле бесполезно оказывать на саму себя психологическое давление, это никак не поможет изменить ситуацию в лучшую сторону, наоборот, её усугубит. Важнее в данной ситуации наметить, что вы хотите приобрести в будущем и определиться со сроками достижения заветной цели.

Вы впервые начинаете скрывать ваш истинный возраст

Некоторые, конечно, всё время волнуются о том, что им уже далеко не 18 (даже в 20–22 года), но самая «высокая» волна переживаний настигает женщину в 29–30.

Сомнения в достижениях

Для некоторых женщин прошлые достижения (профессиональные или личные), которыми они по праву гордились, перестают иметь какое-либо значение в их «новой» жизни, ведь теперь существует «иное» определение успеха. Такое обесценивание ведёт к полному упадку сил и отсутствию каких-либо желаний, и как следствие — депрессия.

Неуверенность по поводу отношений

Грусть и стресс, спровоцированные разрывом или отсутствием отношений, могут нарастать по мере приближения к критической цифре.

Оглядываясь на свою жизнь, вы начинаете сожалеть о том, что не поступили по-другому, а теперь уже слишком поздно что-то менять.

Проблемы с деньгами

Вы, как взрослый человек, начинаете осознавать (почему-то вдруг), что тратили гораздо больше, чем зарабатывали. И ваша финансовая ситуация вам кажется более патовой чем обычно.

Вопросы по карьерному продвижению

Вы осознаёте, что карьера, конечно, важна, но она явно больше не стоит в вашем списке ценностей на первом месте. Вы достаточно легко можете сейчас уволиться в никуда или кардинально поменять деятельность — в сторону, скажем, более «человеческих» профессий. Этот феномен, по мнению Поля Куллена, длится от 28 до 32 лет.

Вы всё время подавлены и чувствуете себе не в своей тарелке

Вы пересматриваете всё время свои ценности и поведение. Самое прекрасное, но одновременно и самое страшное, с чем приходится сталкиваться современной женщине, — это бесчисленное множество новых возможностей. Совет психолога: не торопитесь, помните, что вам всего только 30, и жизнь на этом не заканчивается, ваш сегодняшний выбор не является выбором на всю жизнь, всё можно поменять в любой момент.

Вы сравниваете себя с ровесниками

Кризис 30-ти питается за счёт сравнения с другими индивидами одного с вами возраста. Вы смотрите на них в фейсбуке и думаете, что ваша жизнь далека от идеала, и вы совсем не на высоте. Вы завистливо просматриваете профили ваших друзей и врагов, один за другим. И представляете зачастую себе то, чего и в помине нет. Но помните, что фейсбук может провоцировать не только желания, но и социальную изоляцию.

Вы не хотите никуда выходить

Вы предпочитаете терять время, лёжа в постели, или в обнимку с чашкой чая листать фотки более «успешных» подруг в интернете. Вы изолируетесь от вашего окружения и всё чаще отвергаете предложения «прогуляться».

Вы страдаете от так называемого «синдрома самозванца»

Вы дошли до 30-ти лет и сделали головокружительную карьеру, но теперь, в 30, вы усомнились в себе, в собственных силах. Вы больше почему-то не можете опираться на свои компетенции, навыки и опыт, вам всё это кажется несовершенным и недостаточным. Много женщин, оказавшихся, как им кажется, «волею судьбы» на высоких должностях, страдают от «синдрома самозванца», который даёт им ощущение мнимости их профессионализма.

Желание равновесия и благосостояния

Многие женщины в возрасте от 25 до 35 сталкиваются с тем, что требования на работе противоречат картинке той личной жизни, которая живёт в вашем сознании. Это «профессиональное давление» может стать пусковым механизмом к обретению стабильной и спокойной жизни.

Подводя итоги, можно сказать, что женщина в 30 лет склонна многое беспричинно обесценивать и от этого впадать в депрессию. Но все психологи утверждают, что через каких-то пару лет эта тревожность существенно снизится, и женщина обретёт вновь желание жить, учиться, любить и развиваться.

blog.aksimed.ua

Экзистенциальная депрессия и экзистенциальный кризис

Экзистенциальная депрессия – это психическое расстройство на фоне переживаний по поводу глобальных проблем человечества, когнитивного диссонанса (конфликта идей и ценностей в сознании человека) или отсутствия самореализации. Также могут быть другие причины, в результате которых несоответствие желаемого и действительного повергает человека в угнетённое состояние. Чувство тоски, подавленности и тревоги нуждаются в посторонней помощи, если состояние человека продолжает усугубляться. Самостоятельное излечение от депрессивного состояния порой бывает невозможным. В таком случае требуется помощь специалиста.

Причины депрессии

Экзистенциальная депрессия характеризуется глубокими переживаниями по поводу отсутствия смысла жизни, несовершенства мира. При размышлениях о поиске себя и смысла существования человек ощущает полную безнадёжность, становится тревожным. Возможно, кризис был вызван отсутствием самореализации, когда человек не достиг своих целей, либо был вынужден изменить свои планы или взгляды на жизнь в силу определённых обстоятельств. Нередко существует привязка к понятию «кризис среднего возраста», при котором происходит переоценка ценностей и анализ своей жизни.

Но могут быть и другие причины кризиса или депрессивного состояния. Чувство одиночества или отрешённости от других, изоляция (например, заключение) могут способствовать кризису человека. Переживание душевной боли или терзаний, крах идеалов, аномия (несоответствие опыта и требований общества, распад системы ценностей) располагают к возникновению депрессии. Депрессия может быть вызвана приёмом психоделиков (например, ЛСД). Если длительное время клиническая картина заболевания не пропадает или даже усугубляется, то необходима помощь специалистов.

Депрессия сопровождается апатией, чувством подавленности, раздражительности, сниженной самооценкой, резко негативным взглядом на жизнь и окружающую действительность. Депрессия может усложняться психосоматическими расстройствами или возникновением суицидальных мыслей, которые сопровождаются попыткой покончить с собой.

Отсутствие аппетита, снижение либидо, нарушения сна, возникновение различных болевых и дискомфортных ощущений могут сопровождать депрессивное состояние.

Лечение депрессии проводится специалистом после постановки диагноза. Если у пациента случился экзистенциальный кризис, то, по мнению философа из Норвегии Петера Цапфе, необходимо пройти 4 этапа излечения. К ним относятся:

  • изоляция (устранение мыслей, приводящих к кризису) – по мнению Цапфе, слишком развитый интеллект приводит к подавленности и формированию экзистенциального кризиса;
  • фиксация – закрепление в сознании основных ориентиров, являющихся основой;
  • отвлечение – занятие сознания каким-либо делом, при котором необходима максимальная концентрация;
  • сублимация – направление энергии в позитивное русло.

Если же у человека именно депрессивное расстройство, то требуется медикаментозное лечение с применением антидепрессантов. Дополнительно необходимо лечение с помощью психотерапии. Также могут применяться другие методы улучшения состояние пациента: спорт, йога, правильное питание, занятие любимым делом и др.

lecheniedepressii.ru

Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные

Варламова Дарья

«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в неправильном значении. В этом выпуске — что такое воскресный невроз, как важно чувствовать свою индивидуальность и почему нет судьбы кроме той, что мы творим сами.

«Экзистенциальный кризис» — типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению — исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм». И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее — все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia — «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Человек хочет верить в то, что его жизнь важна, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда — его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации — такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета — «быть или не быть?» — были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса — личное дело каждого. Но, как и в случае с когнитивным диссонансом многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом — не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» — «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать — нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы — ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог, — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, — серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И все-таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления — австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии — логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог — творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса — «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели — как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Как говорить

Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис». Правильно — «Он в подавленном состоянии».

Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию».

Правильно «Экзистенциальный кризис — болезнь эпохи перемен».

theoryandpractice.ru

Экзистенциальный кризис и депрессия

Экзистенциальный кризис – это тревожное состояние либо ощущение всеобъемлющей психологической неуютности вследствие размышлений о сути бытия. Данное понятие общераспространено в странах, где базисные потребности удовлетворены. Экзистенциальный кризис человека может зародиться в юности либо зрелости (в момент оценивания прожитых лет), при созревании личности. Такое переживание может быть довольно мучительным, поскольку возможность отыскать нужные ответы отсутствует. Справиться с экзистенциальным кризисом возможно несколькими путями. Часть индивидов решает прекратить задаваться этими вопросами, поскольку множество различных проблем требуют участия и решения. Другие – отыскивают выход в осознании того, что лишь настоящее имеет смысл, поэтому необходимо прожить полноценно его, дабы потом, не сожалеть об прозеванных мгновениях.

Что такое экзистенциальный кризис

Рассматриваемый феномен является типичной проблемой разумного существа, избавленного от необходимости решать злободневные вопросы, касающиеся выживания. У таких индивидов излишек времени, поэтому они начинают задумываться о смысле собственного существования жизни. Чаще подобные размышления приводят к безрадостным выводам.

Иррационалистическое направление современного философского ученья, воздвигающее в центр исследования бытие людских субъектов и утверждающее чутье человека в качестве базисного метода постижения реальности, именуется экзистенциализмом. Он оказал колоссальное влияние на развитие культуры прошлого столетия. При этом экзистенциализм никогда в чистой вариации в виде отдельного направления философии не существовал.

Человеческий субъект стремится уверовать в то, что существование имеет смысл, однако одновременно с этим, взирая на собственное бытие, словно со стороны, он внезапно осознает, что же существование людей не характеризуется ни объективным смыслом, ни заданным предназначением.

Экзистенциальный кризис человека может быть ложно диагностирован, являть собой следствие или сопровождать нижеприведенные явления:

– острый дефицит сна;

– неудовлетворенность собственным существованием;

– ощущение одиночества и изолированности в мире;

– приобретенное понимание собственной смертности, чаще наступающее по причине диагностирования неизлечимого недуга;

– убежденность в отсутствии смысла существования и цели бытия;

– потеря понимания функционирования реальности;

– предельная степень переживания, блаженства либо боли, вызывающая стремление отыскать смысл;

– осознание сложности устройства Вселенной.

Экзистенциальные проблемы человека

Устремленность на саморазвитие является естественным механизмом выживания, поскольку без него род людской никогда бы современный уровень развития не достиг. Проблема в преградах, подкарауливающих на этой стези, одной из преград нередко становится экзистенциальный кризис, формирующийся из противоречий внутри личности. Появляется неврозоподобное состояние, когда отсутствует необходимость тревожиться о минимальных потребностях бытия.

Стремление аргументировать собственное существование появляется у большинства субъектов, но у одних доводы получаются примитивными и складными вследствие глубокой религиозности либо заложенным «инструкциям» иного порядка.

Экзистенциальные проблемы зарождаются в момент прихода разочарования в избранных ранее идеалах. Индивид перестает чувствовать удовлетворение от роста статуса либо теряет веру в небывалую ценность собственного бытия. Иной причиной подобных переживаний может являться ощущение неотвратимости смерти. Порой может показаться, будто такие размышления приходят на ум лишь обладателям большого количества вакантного времени, поскольку тяжело трудящимся индивидам необходимо ежедневно решать множество насущных проблем и все силы идут на выживание. Отчасти подобное воззрение верно, так как чаще экзистенциальные размышления посещают субъектов творческих профессий, индивиды, занимающиеся физической деятельностью, менее предрасположены к копаниям в «кулуарах» собственной личности, однако и они полностью от этого не защищены.

Можно выделить нижеприведенные предпосылки к возникновению экзистенциального переживания:

– утрата родного человека;

– угроза собственному существованию;

– разлука с детьми, любимым.

В ходе экзистенциального размышления индивиду приходится сталкиваться с противостоянием, порождаемым ощущением значительности собственного бытия и одновременным пониманием его бесполезности. Неумение отыскать разрешение сложившейся ситуации трансформируется в экзистенциальное уныние, которому присуща потеря заинтересованности собственным будущим.

Эскалация кризиса нередко провоцирует желание завершить свое якобы бессмысленное бытие. Поскольку, кажется, что оно не способно принести пользы. Когда индивид сталкивается с подобным противоречием, ему самостоятельно неимоверно трудно разрешить проблемную ситуацию.

Экзистенциальное одиночество

Кроме осознания личностной уникальности во Вселенной, человечеству надобно осознать, что каждый субъект всегда остается одиноким. Поскольку ни один человеческий субъект не способен ощутить то, что чувствует другой индивид. И неважно, находится ли человек в окружении тысяч себе подобных, сливается ли в экстазе с партнером или заперт в четырех стенах с собственной персоной наедине.

Неотвратимое экзистенциальное одиночество подразумевает то, что бытие человеческих особей предопределено его индивидуально-уникальными ощущениями, мыслями, недосягаемых для других субъектов.

Понимание экзистенциального одиночества может принести индивиду, как абсолютную свободу, так и рабство, может стать генератором небывалой силы или источников больших проблем. Это обусловлено индивидуальным выбором. При этом избежать состояния одиночества невозможно. И лишь во власти самого индивида трансформировать его в независимость и вынудить работать на него. Ответственность за персональное существование и независимость также приумножают переживание описываемого состояния, поскольку в действительности невозможно никому делегировать ответственность за собственное бытие. Эта ноша индивидуальна.

Экзистенциальное одиночество, прежде всего, обусловлено, соотнесением собственной личности с природой, восприятием себя в качестве целостной реальности. Если данная потребность не удовлетворена, то зарождается чувство одиночества, выражаемое тоской по Отчизне, взаимодействию с природой. Описываемая разновидность одиночества, в общении с себе подобными не исчезнет, а лишь временно приглушится, поскольку причины его возникновения обитают вне круга человеческих коммуникаций. Такое переживание наблюдается далеко не у всех, чаще оно зарождается у индивидов определенных профессий, деятельность которых имеет связь, например, с природой.

У отдельных личностей сильно сформирована потребность в приобщенности к мистическому, Богу. В отсутствии ее удовлетворения зарождается характерное переживание одиночества. Данный фактор является основополагающим в формировании различных сект, в возникновении религиозного фанатизма.

У некоторых субъектов часто остается неудовлетворенной необходимость ощущать и осознавать собственную уникальность. Индивид, переживающий самоизоляцию, понимает, что односторонне развитие собственного «Я» нивелирует формирование остальных сторон, вследствие чего ощущает неуютность. Данная вариация одиночества выражается в виде направленности к «Я истинному».

Культурное одиночество выражается в переживании отстранения от культурного достояния, которое ранее являлось значимой частью существования. Чаще проявляется разрывом с прежними ценностными ориентирами, что является немаловажным элементом в подростковом бытие.

Социальное одиночество можно повстречать гораздо чаще. Оно связано с взаимодействием личности и коллектива. Социальное одиночество возникает в изгнании, неприятии коллективом, отвержении группой.

Индивид ощущает собственное неприятие, что его исключили, отвергли, не оценили. Ощущение неприятия социумом, собственной ненужности чаще зарождается у субъектов, которые занять определенное место в социуме не смогли. Таким индивидам присуща тревога о собственном социальном статусе, беспокойство о социальной идентичности.

Мучаются данной разновидностью одиночества чаще субъекты, нуждающиеся в общественно значимой вовлеченности. Это старики, подростки, малообеспеченные особы, эксцентричные люди, женщины. Именно вследствие опасения социального одиночества люди активно входят в коллектив, включаются в общественную деятельность.

Еще одна вариация социального одиночества зарождается, когда человеческого субъекта воспринимают лишь в качестве роли. С описанным выше видом одиночества рядом обычно идет межличностное. Однако обусловлено оно отвержением или неприятием именно конкретным человеком.

Индивиды, испытывающие все перечисленные разновидности одиночества, страдают личностным расстройством – аномией. Аномичный индивид характеризуется неприятием собственной персоны и окружения либо же тяготением к произведению действий под контролем извне, списанием ответственности за жизненный путь на судьбу. Аномичному индивиду часто кажется, будто он существует без ориентиров в свободном (пустом) пространстве. От подобного существования люди устают. Вследствие этого бытие теряет ценность, нередки суицидальные попытки. Такие индивиды бороться самостоятельно с мучительными переживаниями одиночества неспособны.

Экзистенциальный страх

Зачастую страхи экзистенциального характера считаются отдельной разновидностью страхов, не обусловленных определенным жизненным событием, а больше связанных с внутренней сутью человеческого субъекта. Вследствие чего экзистенциальные страхи имеют ряд специфик и присущи всем людям, но таятся в глубине подсознания и оттого, часто не осознаются человеком. По причине глубины и неопределенности содержания, страхи экзистенциального характера полному излечению почти не поддаются. Эти страхи можно лишь минимизировать.

Описываемые страхи подразделяются на:

– боязнь старости, смерти, иными словами страх перед неизвестностью будущего;

– пространственные страхи, могут принимать разнообразные формы: боязнь замкнутого или открытого пространства, темноты, глубины;

– непонимание себя и страх перед собственной личностью, боязнь своих мыслей, сумасшествия, проявления личностных черт, возможных поступков, опасение утрать контроль над собственной персоной;

– боязнь жизни, проявляется в опасении непознаваемости жизни: боязнь необъяснимого, таинственного, загадочного, бессмысленности бытия.

Отдельные авторы выделяют еще одну группу страхов экзистенциального характера – опасение порядка и боязнь его отсутствия. Данная вариация страхов может выражаться навязчивостью стремления установить навсегда определенный уклад, жизненный строй. При этом такие субъекты опасаются новизны: смены работы, места обитания, завязывания отношений и беспорядка. Описываемая разновидность людей обычно находит себя в сфере, где важен четкий распорядок, уклад, пунктуальность. Либо напротив, обнаруживается в стремлении разрушить предопределенность бытия, стереотипность поведения, что ведет к зарождению страха из-за надобности следовать четко установленному порядку (чаще такие индивиды находят себя в творчестве). Однако, описываемые страхи неразрывно связаны с боязнью пространства, оттого их чаще и не выделяют в отдельную подгруппу.

Экзистенциальная вина

Данное явление является неминуемой спутницей человеческого естества. За рождением неотвратимо следует кончина. Основой людского существования является убийство. Поскольку ради выживания люди истребляют животный мир. Исключения не составляют даже вегетарианцы, так как они убивают растения. А прекратив питаться, человек убьет собственную особу, то есть совершит самоубийство.

Вина – это неотъемлемая часть человеческого бытия. Отличие между адекватной виной и невротической заключается в побудительном факторе. Невротическая вина основывается на мнимых проступках, направленных будто бы против социального окружения, родительских приказаний, общепринятых социальных норм. Нормальная вина является призывом к совести, проще говоря, она побуждает индивидов придавать огромное значение этическим сторонам собственного поведения.

Экзистенциальная вина считается вариацией вины. Различают три ее формы. Первая – является последствием неумения жить, соответствуя собственному потенциалу. Например, люди ощущают вину, думая, что навредили себе сами. Вторая – основывается на искажении действительности товарищей данного индивида. Люди могут полагать, что нанесли урон близким либо друзьям. Третья – это «вина разделения», объектом данной вариации провинности является природа в качестве единого целого.

Экзистенциальная провинность универсальна. Она гнездится в самосознании и не представляет собой результат неисполнения родительских «директив», однако вытекает из воззрения, что человеческий субъект может воспринимать себя в качестве индивида, который может совершать выбор и не может. Отсюда, рассматриваемое понятие неразрывно связано с личной ответственностью. Вину экзистенциального характера не следует априори считать невротической виной, однако она обладает ресурсом, необходимым для трансформации в невротическую провинность. При этом если правильно подойти к рассматриваемой вариации вины, то она способна принести пользу человеческому субъекту. Она нередко способствует формированию у индивидов способности примиряться с миром и сочувствовать окружающим субъектам, а также вырабатыванию творческого ресурса.

Экзистенциальная провинность перед собственной персоной является платежом, который уплачивает индивид за невоплощение собственной судьбы, за отрешение от собственных чувств, отчуждение собственной персоны от своих дум и желаний. Проще говоря, описываемое понятие можно выразить так: «Если индивид признает, что может изменить определенную черту или привычку сейчас, то будет вынужден признать, что мог поменять это давно. Следовательно, он виноват в потраченных впустую годах, в собственных потерях и недостижениях». Поэтому чем взрослее индивид, чем больше его определенная проблема либо общее недовольство бытием, тем глубже будет его провинность экзистенциального характера перед собой.

Как преодолеть экзистенциальный кризис

Рассматриваемое явление возникает, когда понятие смысла существования и его цели перестает удовлетворять, перестает направлять, лишает внутреннего покоя. Когда индивид осознает быстротечность собственного бытия, не понимает, чем наполнить собственное существование. Это тревожит его разум, вышибает из-под ног почву. Однако стоит лишь наметить определенную незначительную цель и запастись решимостью, как вновь возвращается душевное равновесие.

Существует несколько способов, как выйти из экзистенциального кризиса, один из которых характеризуется 4 шагами.

Первый – заключается в избавлении от мрачных дум, отрицательных чувств. Это своеобразная изоляция себя от негатива.

Следующий шаг – это фиксация. Он состоит в борьбе с отчуждением, путем «привязки» себя к устойчивой системе ценностных ориентиров и идеалов (Бог, государство, церковь, судьба, люди).

Третий шаг – это отвлечение, которое заключается в запрете собственным думам перетекать в негативное русло. Необходимо заполнить бытие новыми занятиями, хобби, целями, проектами, которые способствуют отвлечению. Именно на новых свершениях следует сконцентрировать всю энергию.

Последний шаг состоит в сублимации. Здесь надобно устремить собственные силы в позитивном направлении: можно музицировать, заняться рисованием, чтением стихов – всем, что способствует личностному самовыражению.

Ниже приведены иные способы, как выйти из экзистенциального кризиса. Прежде всего, рекомендуется постараться осознать, что источником проблемы является сам индивид. Однако дело тут не в самих размышлениях, а в виновнике их породившем. Мысли возникают вследствие воздействия внутреннего состояния, окружающего социума и реагирования на полученный опыт.

Также следует воспринимать среду исключительно такой, какой она является. Ставя под сомнения все, человек учится распознавать вранье и отделять его от правды. Рассматриваемый феномен является довольно распространенной проблемой. Практически каждому человеческому субъекту иногда кажется, что он увяз в игре, сотворенной и управляемой кем-то извне, не желающим человеческому роду добра. Когда человек ощущает кризис, ему начинает видеться, что другие субъекты добились высот благодаря умению обманывать его, внушать страх, всецело игнорировать. Дабы избавиться от подобных дум, рекомендуется заняться изучением истории цивилизации, необходимо уяснить, каким образом происходит смена поколений на Земле, существующей вечность. После чего необходимо сформировать собственное понимание о направленности движения мира.

Человеческое существование кажется довольно размеренным и организованным, поэтому в нем хотя бы минимум смысла есть. Дабы избежать экзистенциального криза следует прекратить сравнивать собственную личность с социальным окружением и отдельными индивидами. Это позволит значительно вырасти умению получать от бытия удовольствие.

psihomed.com