Экзистенциальным неврозом

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ НЕВРОЗ

Психология начала признавать существование неудовлетворенности у преуспевающих людей в пятидесятые годы. До этого психотерапевты занимались лечением невротиков – людей, которые не смогли справиться со всеми обычными задачами развития и по этой причине были несчастливы. Они хотели быть «нормальными», быть приспособленными к жизни и радоваться ей как и все другие нормальные люди. Затем у психотерапевтов появился новый тип пациентов – люди, которых по социальным стандартам можно было считать вполне преуспевающими, но которые были недовольны своей жизнью. Типичные жалобы в этом случае могли состоять в следующем: «Я – вице-президент компании, в которой я работаю, и когда-нибудь смогу стать ее президентом. Я получаю хорошие деньги и уважаем в обществе. Я счастлив в браке и у меня хорошие дети. Каждый год мы с семьей два раза приятно проводим время в отпуске. И, тем не менее, моя жизнь пуста. Неужели нет ничего, кроме этого?»

Психотерапевты называют таких пациентов «экзистенциальными невротиками», чтобы подчеркнуть, что они сталкиваются с проблемами высшего смысла жизни, а не того, как справиться со своими повседневными делами. Однако такая терминология указывает и на то, насколько сами терапевты остаются в плену заблуждений нашей культуры. Почему считается, что если вы находите обычную жизнь недостаточно осмысленной для себя, то это признак «невротичности»? Теперь мы можем понимать, что преуспевающие неудовлетворенные люди несчастливы оттого, что их духовная жизнь пуста. Состояние согласованного транса оказывается недостаточным для тех, кто обладает врожденной способностью к пробуждению. Так что в действительности, «экзистенциальный невроз» является здоровым признаком потенциальной возможности роста.

Те формы анализа и практики, которые представлены в этой книге, предназначены как раз для преуспевающих неудовлетворенных людей. Они могут усиливать вашу неудовлетворенность и, в определенных отношениях, отчуждать вас от повседневной жизни. В то же время жизненно важно, чтобы эти идеи и практики не использовались в качестве оправданий для рационального объяснения неудач в делах повседневной жизни, или жестокого и равнодушного отношения к другим людям, поскольку это будет извращать сам потенциал этих практик и углублять ваши заблуждения.

Я беспокоюсь о том, что вас, дорогие читатели, может теперь излишне озаботить вопрос, достаточно ли вы преуспеваете и достаточно ли вы восприимчивы, чтобы быть «преуспевающим и восприимчивым недовольным» человеком. Если вы сумели дочитать эту книгу до сих пор, вы, вероятно, являетесь достаточно восприимчивым человеком, но насколько много несовершенств вам позволено иметь? Требуется ли какой-то минимальный уровень доходов? А как насчет тех действительно безумных мыслей и чувств, которые у вас порой бывают, несмотря на то, что вы «считаетесь нормальным», периодов сомнения в себе и тому подобного?

Смотрите на вещи здраво. Если существует множество того, на что вы неспособны на обычных уровнях функционирования, вам, вероятно, следует поработать над этими проблемами, прежде чем слишком сосредоточиваться на идеях о пробуждении – хотя некоторые из идей, имеющихся в этой книге могут помочь вам лучше функционировать и на этих обычных уровнях. Если вы недовольны, но при этом не являетесь относительно преуспевающим человеком, существует реальный риск искажения цели этой книги, так как вы можете пытаться использовать ее, чтобы получить большее количество вознаграждений, предлагаемых обществом, забывая о том, что ее действительная цель состоит в том, чтобы превзойти ограниченность общества. Именно по этой причине Четвертый Путь предназначен для людей, достигших уровня «преуспевающих и восприимчивых недовольных».

В том случае, если вы не вполне уверены, испробуйте эти идеи и практики и посмотрите, что из этого получится. Если они помогут вам удовлетворительно заботиться о себе и о ваших близких и порядочно вести себя по отношению к другим людям, достигая в этом по меньшей мере обычных уровней успеха (при этом не обязательно исходя из обычных причин подобных действий), тогда можно сказать, что это стоящее дело. Если при этом степень вашей погруженности в транс начнет уменьшаться, то это еще лучше.

psy.wikireading.ru

Ноогенный невроз

Определение «невроз» ввел в обиход доктор Уильям Куллен (1776) для обозначения целого ряда затяжных психологических расстройств, имеющих обратимый характер. Сегодня невроз понимается как отклонение в нормальном функционировании личности, сопровождаемое соматическими проявлениями, имеющими психологическую природу.

Как определить невроз?

Выделяют две группы симптомов психастенических заболеваний: психологические и соматические (телесные). Психологические отклонения наблюдаются в поведении как закомплексованность, тревожность, частая смена настроения, истощаемость интеллектуальных и физических сил, депрессии, дискомфортные состояния. Соматические признаки расстройств выявляются в жалобах на боли в области сердца и других органов, снижение аппетита, утомляемость, тревожный сон. Неврозы всегда имеют психологическую причину, могут сопровождаться соматическими нарушениями, но органических изменений в организме не происходит.

Этиология неврозов

Этиология неврозов рассматривается в рамках известных психологических школ по-разному. З.Фрейд видел их причиной регрессивный возврат к инфантильным формам поведения при невозможности противостоять трудностям жизни. А.Адлер полагал, что чувство неполноценности приводит к формированию поведения, когда человек «уходит» в болезнь для привлечения внимания окружающих. По мнению К.Хорни, недуг является следствием базальной тревоги, вызванной дефицитом родительской любви. С точки зрения бихевиоризма, психастении- это рефлекторно закрепившиеся неправильные привычки человека. Отечественные специалисты называют причинами дисфункций психологические травмы, патологии характера, неблагоприятные условия воспитания и семейные конфликты. Наиболее распространенной классификацией заболеваний признается деление их на неврастению, истерические и обессивные реакции, а также расстройства, основанные на страхах. Однако спектр невротических расстройств постоянно расширяется, что позволяет описать их новые формы.

Ноогенный (экзистеницальный невроз)

Одним из распространенных расстройств является ноогенный или экзистенциальный невроз. Утрата смысла жизни в современном обществе, по мнению исследователей, становится общей причиной 20 % невротических проявлений. Смыслообразование — продукт сознания, эмоций и воли человека, определяющий ценность личной и профессиональной сторон жизни. Виктор Франкл одним из первых обратил внимание на проблему обретения смысла жизни для полноценного существования и выделил стратегии его поиска через ценности творчества, переживания и отношения. В первом случае мы даем миру свою уникальность, во втором — берем от него во встречах и переживаниях, а в третьем — выражаем свои чувства по отношению к тяжелым жизненным обстоятельствам. Боль, вина, смерть –ограничивают нашу жизнь, мы не можем изменить случившееся, но можем изменить отношение к нему.

Отличительная черта ноогенного невроза состоит в том, что его протекание связано с духовной, а не психологической сферой человека.

Экзистенциальный вакуум (ощущение внутренней пустоты), порождаемый ноогенным неврозом ведет к разрушительным для личности последствиям, блокируя волю и мотивацию к деятельности. Психологи обратили внимание на увеличение доли богатых и успешных, но неудовлетворенных жизнью клиентов в середине прошлого столетия, во времена расцвета общества потребления. Формы проявления психологического неблагополучия индивидуальны, но часто включают в себя стремление к обогащению, власти, вещизму и сексуальному пресыщению. В поведении экзистенциальных невротиков наблюдаются цинизм, скука, апатия, безнадежность. В.Франкл отмечал алкоголическую и наркотическую зависимости у подавляющей части пациентов (до 80%). Смыслообразующая сфера человека тесно связана с сознанием, эмоциями, поведением и выделяют разные формы ноогенных расстройств.

  • Нигилизм — это проявления сознания (когнитивной составляющей), когда человек дискредитирует и обесценивает смыслы жизни других людей. Нигилизм формируется при отсутствии целеполагания, умения стратегически планировать жизненный путь.
  • Вегетативность целиком затрагивает эмоциональную (аффективную) сферу,вызывая негативные чувства и переживания по-поводу отсутствия смысла существования.
  • Крусадерство связано с поведенческими проявлениями: авантюризмом, риском, суетой.
  • В условиях нестабильности, кризисов, утраты ценностных ориентиров, возрастает количество невротизирующих факторов, действие которых помогают преодолеть психологические защиты. Существуют вариации защитных механизмов, связанных с поисками смысла: подражание чужим стилям жизни или формирование эрзац-смыслов. Например, вместо мотивации к достижению материального достатка через труд, формируется мотивация к получению быстрых денег другими средствами (выигрыш в лотерею, участие в скандальных телешоу).

    Невроз выходного дня

    Избегая раздумий о смысле своего существования, человек целиком заполняет жизнь повседневностью, трудовыми буднями, боясь остаться наедине с собой. Подобное явление получило название «невроз выходного дня». В. Франкл понимал его как особый вид депрессии, сопровождаемой скукой и ощущением бессодержательности, часто становящихся причиной суицидов в период отдыха. Психологи советуют планировать время отдыха и вести активный образ жизни.

    Создание и поддержание семейных ритуалов (совместные обеды, походы в кино) помогают снять тревогу и ощущение «убитого» времени.

    Координаторный невроз

    Координаторные неврозы развиваются в процессе выполнения профессиональной деятельности, связанной с перенапряжением отдельных мышц, в условиях высокой психологической нагрузки. Данное расстройство иногда называют «писчим спазмом», его относят к виду профессиональных дискинезий, специфика которых состоит в нарушении какой-то функции (печатание на клавиатуре, игра на чем-то). Лечение возможно с применением аутогенной тренировки, иглоукалывания, массажей, лечебного сна. Рекомендован отдых и прекращение трудовой деятельности на время лечения заболевания.

    Конверсионный невроз

    Конверсионный невроз тесно связан с понятием истерии, хотя данный термин исключен из международных классификаций в силу неоднозначности его толкований. Одним из первых изучал подобные расстройства З.Фрейд, предложивший лечение с помощью гипноза.Конверсионные реакции проявляются в нарушениях моторики, чувственного восприятия, глотания. Иногда наблюдаются судороги, ступоры, трансы и даже параличи. Сегодня применяют суггестивные методы и различные виды психотерапии.

    Системный невроз

    Термин «Системный невроз» предложен В.Н. Мясищевым для обозначения группы расстройств, при которых нарушается функционирование различных систем организма: кровообращения, пищеварения, дыхания и др. Однажды пережив физиологическую реакцию организма на стресс, человек фиксирует свое внимание на ожидании подобного явления и оно, как правило, наступает вновь. Так происходит динамическое взаимовлияние и взаимоусиление психологических и соматических факторов в феномене системного невроза. Часто данное расстройство переходит в невроз общий и, наоборот, в симптомах общего психологического расстройства могут выделяться нарушения одной из физиологических систем.

    Общий невроз

    Для общих неврозов характерны перенапряжение нервных процессов и расстройства высшей нервной деятельности, при котором нарушаются вегетативные функции.

    Реактивный невроз

    Реактивный (ситуативный) невроз получил свое названия из-за скорости возникновения под воздействием неожиданной для человека стрессовой ситуации. Усугубляют течение недуга неблагоприятные психологические состояния и возрастные изменения. Поведенческие реакции также индивидуальны и имеют широкий спектр проявлений: от апатии до двигательных бурь. Отмечено сохранение невротических реакций при реактивных расстройствах до 2-3-х месяцев.

    Невроз тройничного нерва

    Тройничный нерв является одним из 12-ти черепных нервов и боль, возникающая при его задевании, признается одной из наиболее острых болей.

    Лечение заболевания тройничного нерва осуществляется медикаментозно (противосудорожные препараты), в тяжелых случаях применяют оперативное вмешательство.

    Причиной душевного неблагополучия являются нарушения в работе высшей нервной деятельности из-за психологических проблем, но поддающиеся терапии.

    psycholekar.ru

    Экзистенциальным неврозом

    Этот термин ввёл Виктор Франкл.

    «Поговорив о том, что такое смысл, обратимся теперь к людям, которые страдают от чувства бессмысленности и опустошённости. Все больше пациентов жалуется на то, что они называют «внутренней пустотой», вот почему я назвал это состояние «экзистенциальным, вакуумом». В противоположность предельным переживаниям, так хорошо описанным Маслоу, экзистенциальный вакуум можно считать «переживанием бездны».

    Этиология экзистенциального вакуума представляется мне вытекающей из следующих фактов.

    Во-первых, человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать.

    Во-вторых, в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать. И часто он не знает даже, что он, по существу, хочет делать. Вместо этого он хочет делать то, что делают другие, или делает то, чего хотят от него другие.

    Он, так сказать, вносит свою лепту в конформизм и тоталитаризм; первый более характерен для Запада, второй — для Востока.

    Экзистенциальный вакуум — это феномен, который одновременно усиливается и распространяется».

    Виктор Франкл, Человек в поисках смысла, М., «Прогресс», 1990 г., с. 308.

    ПРИМЕР. «Франкл считает, что около 80% алкоголиков и 100% наркоманов — люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, т.е. испытывающие экзистенциальный вакуум — внутреннюю пустоту, бессмысленность существования. И действительно, бесполезно лечить алкоголика, если после выхода из клиники он не будет знать, ради чего он не станет больше пить, будет терпеть тяжелейшую перестройку не только организма, но и всего привычного образа жизни, проведения досуга, заполнявшего хоть как-то бессмысленность его жизни. […]

    Ноогенный невроз — это невроз мучительного поиска своего жизненного смысла в экзистенциальном вакууме. Это может быть связано с разрушением ценностей и традиции (революция, дискредитация религии, «перестройка», словом, древнекитайское проклятие: «Чтоб тебе жить во времена перемен!»). Для человека, в отличие от животных, традиции и моральные ценности очень важны, и их разрушение и дискредитация приводит к потере высокого смысла жизни и к редукционизму (сужению интересов и дел до мелких, эгоистично-обывательских)».

    Романин А.Н., Гуманистическая психология и психотерапия, М., «Кнорус», 2005 г., с. 175.

    vikent.ru

    Что такое экзистенциальный невроз

    Экзистенциальный невроз – это вид нервно-психического расстройства, причиной которого становится потеря смысла жизни.

    Невроз развивается в случаях нервно-психического дисбаланса, связанного с нарушением важных для человека отношений.

    Часто развитие экзистенциального невроза сопровождается внутренним конфликтом с совестью, ощущением бессмысленности существования.

  • Вся информация на сайте носит ознакомительный характер и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ руководством к действию!
  • Поставить ТОЧНЫЙ ДИАГНОЗ Вам может только ВРАЧ!
  • Убедительно просим Вас НЕ ЗАНИМАТЬСЯ самолечением, а записаться к специалисту!
  • Здоровья Вам и Вашим близким!
  • Описание патологии

    Развитию заболевания способствуют убеждения, распространенные в современном мире. Людей побуждают потреблять все больше, а чтобы потреблять, необходимо работать.

    В то же время приобретаемые вещи не имеют длительного срока службы либо часто меняются из-за того, что становятся не актуальными, не модными. Рано или поздно человек осознает, что все его усилия не приводят ни к чему и устает от происходящего.

    На фоне этого развиваются внутренние конфликты, стрессовые состояния, которые рано или поздно проявляются физически. Однако ситуация может рассматриваться не только со стороны проблемы потребления.

    Экзистенциальный невроз – проявление внутреннего разлада, развившегося вследствие сложных переживаний, потерь, чрезмерных нагрузок, нереализованных желаний, других причин, оказавших воздействие на психику.

    Не всегда понятно, является ли данное состояние заболеванием, и есть ли потребность в обращении к специалисту.

    Для развития невроза характерно состояние, когда человек не видит выхода из создавшейся ситуации, не может разобраться в ней, не в состоянии пережить трагедию.

    Экзистенциальный невроз возникает при конфликте желаемого с действительным. В то же время наблюдается ярко выраженная связь с духовной сферой, так как здесь задействованы нравственные составляющие.

    Соответственно, при одних и тех же условиях у одного человека это состояние может развиться, а у другого – нет. Многое зависит от моральных принципов, нравственного выбора.

    Причины любого экзистенциального невроза тесно связаны с угрызениями совести, отсутствии смысла жизни, утратой духовных основ. Поэтому стрессовые ситуации и проблемы являются не причиной развития невроза, а, скорее, стимулирующим фактором. В основе же лежит личность самого человека.

    О симптомах и лечении дыхательного невроза специалисты рассказали далее.

    Экзистенциальные неврозы протекают со своими особенностями:

  • апатичное состояние;
  • развитие депрессии;
  • потеря интереса к происходящему вокруг.
  • Считается, что один из пяти случаев нервно-психических расстройств имеет под собой ноогенную (экзистенциальную) основу. Однако вполне вероятно, что эта цифра намного больше.

    Не только отсутствие смысла жизни, но и отсутствие возможности реализовать желаемое могут привести к состоянию, которое называется вакуумом. Оно, по сути, и становится причиной ноогенного невроза.

    Симптомы и признаки

    Главным признаком является потеря человеком интереса к жизни. Люди с таким диагнозом не могут в полной мере оценить положительные моменты в жизни, наслаждаться тем, что имеют.

    Например, стандартные человеческие ценности: когда есть семья, дом, дети перестают иметь для них ценность. По их мнению, лучшее, что может произойти с ними – смерть за какую-нибудь высокую идею.

    Нередко этот тип невроза развивается как следствие духовной бедности, когда человек просто не знает, чем себя занять. Таким образом проявляется духовный конфликт человека, связанный с неопределенностью ценностей.

    Экзистенциальный невроз опасен своим побочным влиянием. Часто люди под воздействием собственных размышлений приходят к мысли о самоубийстве.

    Еще одной возможной стороной является развитие пристрастия к алкоголю или наркотикам. Исследования выявили прямую зависимость подобных явлений и их последствий с социальной и экономической ситуацией в обществе.

    Изначально течение заболевания проявляется психической симптоматикой, к которой впоследствии присоединяется соматогенная. Депрессивные состояния становятся типичными да больного, несмотря на то, что для окружающих его жизнь может выглядеть вполне благополучно.

    Депрессия и апатия всегда сказываются на физическом состоянии человека. С течением времени возникают нарушения сна, мигрени, снижается продуктивность, ухудшается общее самочувствие.

    Под воздействием постоянного стресса организм становится более слабым, поэтому для длительного состояния невроза характерно обострение любых хронических заболеваний.

    Есть мнение, что любой невроз, в том числе и ноогенный, это последствие продолжительного воздействия на психику человека травмирующей ситуации.

    Как лечить экзистенциальный невроз

    Рассматривая данное заболевание, возникает вопрос, ответ на который может быть неоднозначным. Нужна помощь только пациенту либо всему обществу в целом?

    Разумеется, человек может обратиться к специалисту, который порекомендует принимать препараты, действие которых направлено на устранение имеющихся в каждом конкретном случае симптомов.

    Это могут быть лекарства, повышающие настроение, восстанавливающие нормальный режим сна, повышающие работоспособность и т.д. В запущенных случаях такое лечение экзистенциального невроза будет даже не рекомендуемым, а обязательным.

    Также потребуется справляться с теми последствиями, которые были вызваны неврозом. Это могут быть заболевания, затрагивающие любые системы и органы: сердечнососудистые нарушения, проблемы с желудком, кишечником и т.д.

    Однако без устранения причины, которая породила заболевание, симптомы будут возвращаться вновь и вновь, усугубляя состояние невроза и провоцируя возникновение новых болезней.

    В идеале, необходимо заниматься оздоровлением общества, чтобы превратить его из общества потребления в объединение созидающих и творческих людей. Еще раз необходимо отметить, что существование в современном мире не для всех является проблемой.

    Кто-то замечательно живет, не испытывая беспокойств, связанных с неудовлетворенными духовными потребностями. Но тем, кто ищет способ заполнить образовавшуюся духовную пустоту, необходимо найти нужное решение.

    Сложно давать советы, каким образом можно это сделать, ведь каждый человек индивидуален, и каждый видит свой способ формирования духовного богатства. При этом можно дать несколько общих рекомендаций:

  • Отдавая, мы становимся лучше. Это касается не только материальных вещей, хотя очень многим нужна и такая помощь.
  • Речь идет о любви и внимании, бескорыстной поддержке, которую так сложно найти сегодня.
  • А ведь нуждаются в ней абсолютно все.
  • Делиться можно не только с людьми, но и с животными – вот кто сполна вернет вам всю подаренную любовь.
  • Течение ноогенного невроза сопровождается потерей интереса к жизни, ведь человеку кажется, что она скучна и примитивна.
  • Но есть множество вопросов, на которые так и не удалось найти ответы.
  • Кого-то могут заинтересовать математические открытия или доказательства существования жизни во Вселенной, а кого-то привлекут люди, их мысли.
  • Существует огромное количество информации, позволяющей с головой уйти в непознанное – эзотерику, древние знания, астрологию.
  • Главное – все время двигаться, а не стоять на месте. Тогда вы увидите всю многогранность существующего мира и найдете то, что увлечет вас.
  • Понятно, что экзистенциальный невроз развивается на фоне возникшего конфликта и неудовлетворенных духовных потребностей.
  • Разберитесь в себе: почему это произошло, по какой причине душа требует изменений.
  • Решив эту задачу, и определив, что вы можете сделать, чтобы вам стало лучше, вы получите возможность исцелиться без доктора.
  • Рисование, пение или танцы, любой из видов рукоделия – прекрасный способ вернуть себе настроение и улучшить самочувствие.
  • Любые действия, связанные с творчеством, успокаивают человека и приближают его к ответам на нужные вопросы.
  • Расширением кругозора заняты обычно учителя в школе. Но во взрослой жизни времени хватает только на работу и изредка на общение.
  • Очень часто именно поэтому – из-за нехватки новых ощущений, знаний и происходит угасание интереса к жизни – человек просто не понимает всех возможностей, которые у него есть.
  • Кругосветное путешествие – мечта многих, но не каждый может себе это позволить.
  • Это не очередной повод для депрессии, но стимул искать что-то новое и интересное там, где вы можете.
  • Попробовав следовать этим советам, можно сделать свою жизнь увлекательнее. Хорошо, если вы сможете помочь и другим людям, которые попали в аналогичную ситуацию и тоже нуждаются в поддержке.

    Ведь общество состоит из отдельных людей, а значит для его выздоровления необходимо, чтобы каждый из нас чувствовал себя в гармонии с собой и окружающим миром.

    О симптомах невроза кишечника читайте тут.

    В следующей нашей статье мы расскажем, как лечить невроз.

    Поэтому правильным решением будет создание собственной программы по борьбе с причинами неврозов и противодействие ситуациям, которые травмируют психику. Самое важное, чем можно помочь человеку, который столкнулся с такой ситуацией – направить его, вызвать интерес к чему-то, поддержать его увлечения.

    nerv.hvatit-bolet.ru

    Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества

    это может вам помочь

    Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества

    Известно, что люди, ищущие психотерапию, в большинстве случаев разочарованы в основах и сущности своей жизни. Субъективно они переживают потерю смысла жизни или же не могут его найти. Очевидно также, что многие люди, ощущающие себя относительно здоровыми и не нуждающиеся в психотерапии, страдают от одиночества и от некой опустошенности души. Последний вариант — неклинический, экзистенциального невроза, — я хотела бы проиллюстрировать анализом глубоко потаенного состояния одного литературного героя, а именно — главного героя романа Германа Гессе ‘Игра в бисер’ Иозефа Кнехта. Состояние Иозефа описано следующим образом: ‘Это было чувство, легко переносимое на первых порах, даже почти неприметное состояние, не связанное, в сущности, ни с какой болью и ни с какими лишениями, вялое, тупое, скучное душевное состояние, определить которое можно было, собственно, лишь негативно, как убыль, уход, и в конце концов отсутствие радости. Когда пасмурно, но не до черноты, душно, но грозы нет. все тянулось лениво, нудно, нехотя, через силу. ничего, кроме усталой, серой, безрадостной пустоты, этого чувства неизбывной пресыщенности. Он чувствовал, что пресытился всем: самим существованием, тем, что дышал, ночным сном, жизнью в своем гроте на краю маленького оазиса, вечной сменой сумерек и рассветов, вереницами путников и паломников, людей, ехавших на верблюдах, и людей, ехавших на ослах, а больше всего ТЕМИ, КТО ПОЯВЛЯЛСЯ ЗДЕСЬ РАДИ НЕГО САМОГО’.

    Наконец, это чувство разрослось до таких масштабов, что Иозеф, утомленный исповеднической деятельностью, присматривал каждый сук для окончания жизни, потому что даже ухо его чувствовало его усталым и поруганным, оно мечтало о том, ‘чтобы поток и плеск слов, признаний, забот, обвинений и самообвинений когда-нибудь прекратится, чтобы вместо этого бесконечного потока пришла смерть и тишина’. Но смерть была невозможной для Иозефа, потому что как верующий он не решался на этот грех. Некоторое время он живет в сосредоточенном на желании конца ощущении того, что жизнь стала пресной и потеряла ценность. Но, когда пламень ненависти к себе и жажда смерти и днем и ночью стали невыносимыми, он сделал попытку убежать.

    Если обобщенно обозначить симптоматику экзистенциального невроза, оставляя в стороне его различие с неврастенией, депрессией, отчуждением, она необыкновенно точно обозначена в состоянии этого героя: это убежденность в бессмысленности своей жизни, аффективный характер апатии и скуки, отсутствие активности, избирательности видов деятельности, отчужденности от себя и от общества.

    Какая же личность несет в себе предрасположенность к экзистенциальному неврозу? Эта личность чрезмерно конкретная, разрозненная и развивающая наименее уникальные свои качества. Такая личность может видеть себя лишь исполнителем социальных ролей и носителем биологических потребностей. Так, наш исповедник бросил свой дом, покинул земные радости, раздал свое имущество, но должен был взять с собою себя самого. И сначала он боролся со своим телом, иссушая его жарой, холодом и голодом, пока оно не высохло. Но осталась еще душа, неспособная переносить себя. Зато, когда появились первые нуждающиеся в исповеди, они дали и единственный смысл, и содержание его жизни и позволили не слышать себя. Теперь он мог служить богу орудием для привлечения душ, и, хотя этот сан был случайным для него, Иозефом овладело удовлетворение им.

    Человек, у которого развивается экзистенциально-невротическая симптоматика, в отношении с людьми весьма хладнокровен, они для него лишь средства для какого-то результата, хотя в эмоциональной области он склонен беспокоиться, переживать страх и тревогу по поводу его достаточности, его добросовестности или внутренней благополучности в глазах окружающих. Иозеф испытывал суетное самолюбие от прихода к нему на исповедь и приходил в ужас от того, что он грешен в этом перед богом. У него был дар слушать, но мало-помалу обязанность эта подчинила его себе и сделала его своим орудием. Для него исповедания были одинаковы, все жалобы, признания входили в него, ‘как вода в песок пустыни’. Казалось, он не имел о них никакого суждения, он не испытывал к ним ни сочувствия, ни презрения. Его обязанностью было принять излившееся на человека в себя и облечь излияния в молчание. Так он стал заполняться чужим человеческим материалом.

    Таким образом, преморбидная личность невротика может жить долго, пусто, со смутной тревогой, пока не подвергнется стрессу: угрозе близкой смерти, резким социальным изменениям или повторяющемуся недостатку глубоких и всесторонних переживаний. Иозеф, переполненный чужими страданиями и суетой, перестал слышать самого себя, сначала умертвляя свою плоть, затем свою душу. Переживания стали недоступны ему в связи с недоступной для его личности обобщающей, объединяющей и гуманизирующей силой собственного психического выражения, и рядом с этим постепенно накапливалось чувство упущенных возможностей и онтологической виновности.

    По Фредерику Пёрлзу, чем меньше личность соприкасается сама с собой, тем более она хочет контролировать окружающее с целью спрятать какие-то части себя от осознавания, тем более эта личность становится фрагментированной и предсказуемой. А истинная, аутентичная личность непредсказуема во всем, кроме того что она интегрированна, т.е. целостна, искренна, способна к саморазвитию. Такая личность владеет собой — как силой своей, так и слабостями. Личность же невротическая не чувствует резервов, чтобы жить, чтобы стоять на собственных ногах. Она не видит и даже не хочет видеть свои резервы, свои силы. И тогда нужен терапевт — ‘зрячий’, тот, кто поможет рассмотреть затаившиеся внутренние родники силы, энергии и возможности. И расширение представления о своих возможностях, в свою очередь, порождает ответственность за себя. Боясь же этой ответственности, невротическая личность предпочитает чувство вины перед собой и отказ от свободы выбирать решения, свободы использовать свои возможности.

    Ответственность за себя оставляет человека наедине с тем, что он представляет о себе сам. И тогда он ищет опору внутри себя. Или ищет того, кто возьмет за него ответственность, или с кем можно ее разделить. В такой ситуации помощь может быть найдена в религии как терапии, освобождающей от ответственности за свои решения. Кто-то уже искупил свой грех, кто-то за тебя принес жертву, кто-то сочинил перечень для запретов-заповедей-возможностей и невозможностей действовать. А психотерапия жестка с личностью тем, что она научает контролировать свою жизнь и отвечать за свои решения перед собой. Американский психотерапевт Кайзер определяет вину как опыт слияния, сплава ответственности и неответственности, где может быть взята ответственность за то, что не твое: грех всего человечества можно переживать легче, чем свой личный грех. Вина невротика перед собой вместо ответственности за себя — это иногда единственный способ чувствовать себя связанным с миром вместо того, чтобы чувствовать себя одиноким, ответственным за себя, это уход от встречи с собой. И это один из путей, чтобы не быть активным в мире, способ спрятаться от жизни, потому что жизнь трудна.

    Экзистенциональный невротик испытывает вину за то, что он есть, за то, что он незначителен, за то, что он не соответствует этому миру. Ему достаточно чувствовать себя виноватым для того, чтобы жить, пусть и в экзистенциальном неврозе, вина не обязывает к действию, тогда как принятие ответственности за себя обязывает. Американский психотерапевт Котский называл чувство вины результатом знания того, что нужно делать, но не делаешь. Защищенный экзистенциальным неврозом от жизни и действия, невротик защищает себя от страдания как части жизни, перестаёт быть ранимым и теряет гибкость своей психической структуры. Здоровая личность ранима, но восстановима, для нее страдания — норма жизни, как и радость, потому что ты открыт людям, миру, действию. Но люди не хотят, чтобы им было больно, и они ищут щит для ограждения себя от мира, от самого себя, не замечая того, что они психологически защищаются от жизни вообще. По Адлеру, одна из целей работы психотерапевта — пустить человека в страдания, а не учить прятаться от них.

    Свобода личности включает в себя способность жить в страдании. Часто нежелание жить — это нежелание рисковать, делать то, что ты хочешь, делать независимо от других, это уход от проживания своей жизни, своей индивидуальности, своей отдельности, — необходимость пребывания в одиночестве. Свобода от других и одиночество связаны с МУЖЕСТВОМ БЫТЬ. А бегство от этой свободы характеризуется отказом от индивидуальности и интегрированности, ощущением вынужденности, тревоги, и в итоге — бегство в невроз.

    Кайзер в психотерапии выделял три тенденции, характерные для клиентов с экзистенциальным неврозом: 1. ‘Сплав’ — желание потерять собственную личность, стремление слиться с другим, т.к. желание быть индивидуальностью связано с мужеством быть одиноким, а одиночество непереносимо для личности. 2. ‘Универсальный симптом’ — состоявшееся слияние или попытка (или иллюзия) слияния с другим и переживаемое при этом чувство двойственности. 3. ‘Универсальный конфликт’ — это переживаемое, как страдание, нежелаемое чувство одиночества.

    Все три тенденции позволяют клиенту не проживать те переживания, которые дает одиночество; настойчиво желать чего-либо; достигать своих убеждений путем размышления; выработать способность принимать свое решение. Эти тенденции приводят к бегству от одиночества, и такое бегство приносит облегчение от свободы и по существу является замещением, заменой, психологической защитой от необходимости иметь свои убеждения, исполнять или чувствовать свои желания. Невротическая личность делает все, чтобы уйти от одиночества, а здоровая, аутентичная личность принимает состояние одиночества как подлинность человеческого существования, как возможность свободного становления и самореализации, как полноту ответственности за себя.

    Удивительно просто это звучит у Сартра: ‘Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное как совокупность своих поступков, не что иное как собственную жизнь’. Но это необыкновенно сложно для невротика — как программа жизни, и это сложно для терапевта, который должен помочь клиенту научиться жить по этой программе.

    Так, герой-исповедник у Гессе, не обладая мужеством предстоять перед самим собой, теряет самого себя, ведя как будто одинокий образ жизни отшельника, но организуя это отшельничество так, чтобы ни одной минуты не находиться наедине с собой — все время в чужих исповедях, в чужом присутствии. И какая-то часть его личности, не перенося это отчуждение от себя, начинает вянуть, тупеть, опустошаться, терять все краски жизни. Так, герой, убегая от себя, пришел в состояние экзистенциального невроза. Если бы не осознание греховности своей деятельности, он так и увял бы среди потоков чужих слов и забот.

    Но он начинает бег, внезапный, как от погони, от людей, от бога, а более всего от той своей одной части, разросшейся и занявшей почти всего его, — от своей миссии. И это бегство не позорное, это, наконец, решение и действие, которые он предпринимает сам, выбор, который он осуществляет, преодолевая сам себя, — не быть функцией. Разум его вновь стал оживать и оценивать совершенное, он покинул пост, оказавшийся ему не по силам, и тогда смог оценить себя, осознать свою несостоятельность, признать себя побежденным. Лишь когда образовалось пространство: между ним и тем местом, где он функционировал, он реально смог пережить, что та жизнь покинута им, она не достигла цели и потеряла значение, зато он вернул себе способность признавать себя — пусть побежденным, но он слышал себя и теперь мог подумать о себе и оплакать в рыданиях себя. Так вернулись к нему его чувства: и после слез он улыбнулся себе и услышал, как в нем зовет добрый далекий голос, ‘словно его поход был не бегством, а возвращением домой’.

    Иозеф смог преодолеть ‘сплав’, но стоять самостоятельно на ногах он еще не мог, как и не мог еще нести полноту ответственности за то, как жил, и за то, как переживал эту жизнь. Он почувствовал невыносимое желание разделить с кем-то эту ответственность, переложить часть своих переживаний на кого-то: он хотел исповедаться. И дальнейший его путь — это поиск того, кому можно принести свою исповедь.

    А Тот шел в это время к нему и тоже на исповедь, пережив такое же состояние невстреченности с собой и заброшенности себя. Они встретились, но исповедался только Иозеф. ‘Теперь он был не один, а жил в тени под защитой другого человека, и поэтому это была все-таки совершенно иная жизнь’. Но исповедник Пугиль, рядом с которым теперь жил Иозеф, так же долго жил в слушании непрекращающегося потока боли и смрада, в глухом отупении. Вокруг него было много людей, и никогда он не мог быть один на один с самим собой, и он тоже бежал, встретил Иозефа, выслушал его, но уже выслушал, КАК БУДТО ВЫСЛУШАЛ СЕБЯ, и тем исцелил его и себя с ним. Слушая Иозефа, он более всего слушал, как отзывается его душа на эту исповедь, наконец у него появилась возможность собирать части своего ‘я’ в единое целое. Это было горько и больно — осознать ответственность за то, как ты проживал жизнь.

    Так исповедник Пугиль дорого окупил ту единственную мудрость, которая открылась ему в конце жизни, но это была та мудрость, которую он услышал внутри себя: ‘Отчаяние бог посылает нам не за тем, чтобы убить нас, он посылает нам его, чтобы пробудить в нас новую жизнь’.

    Это суровое жизнеописание было создано студентом Иозефом, которому как будто для постороннего глаза было вовсе не свойственно терять и мучительно искать смысл жизни. Но именно этот текст, созданный им в прозрачной тишине его уединения, свидетельствует нам о его способности самостоятельно переживать глубоко, потаенно сложнейшее и мучительнейшее состояние потерянности и заброшенности. Но сомнение в смысле жизни ‘никогда не может быть принято как проявление болезненности или ненормальности, это скорее наиболее истинное выражение человеческого состояния, знак наиболее человеческой сущности в человеке’ (В. Франкл).

    Герой книги Г.Гессе ‘Игра в бисер’ Иозеф Кнехт многократно проживает собственное сомнение в своих жизнеописаниях-исповедях и стихах, как бы перебирая еще и еще раз бисер своих глубинных, трудно обозначаемых словом состояний. В них он теряет свою конкретизацию: он то заклинатель дождей, то исповедник, то раджа, но все эти образы неразрывны, и, переливаясь, они интегрируются в образе личности цельной, т.е. противоположной частной. Кнехт, таким образом, сам терапирует свою личность, проигрывая те болезненные состояния, которые ему приходилось переживать. Он был той личностью, которая осознавалась в множественных создаваемых им образах. И, осознавая себя, он не бежал от себя, а определял меру, смысл для себя. Терапирующая себя личность, несомненно, будет совершать поступки, страдать от них, но не бросится выносить приговор себе, что жизнь не состоялась, не совершит болезненный процесс саморазоблачения и отказа от себя, ведущих к экзистенциальному неврозу.

    Кнехт показывает, что человек рано или поздно должен прийти к соглашению с одиночеством. Как только он признает его, перестанет бежать и пугаться его, изменятся его качества, вкус к жизни его станет иным. Это не будет сознание изоляции, в которой есть что-то жалкое. Это будет уединенность, а уединенность имеет качество блаженства. Но врата этого рая не могут быть открыты сразу, не сразу можно обрести покой. Чаще всего этому предшествует безумство — переживание боли одиночества, его трагизма. Но важно позволить себе принять страдание одиночества как данность жизни человека.

    psy.rin.ru