Эмоции у детей с умственной отсталостью

Статья на тему:
Статья «Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование»

Предварительный просмотр:

БОУ РА «Центр психолого-медико

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.

У людей с ослабленной способностью эффективной саморегуляции эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью.
Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих людей могут быть самыми различными: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья. Эмоции помогают человеку в его становлении, те люди, у которых они недостаточно развиты – испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у нормальных детей и детей ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.

Для детей с умственной отсталостью характерно недоразвитие в эмоционально-волевой сфере . Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители.

Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу.

В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. Но в то же время даже при выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также «симпатические» эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.

Особенности мышления, восприятия, памяти, речи, особенности психического развития остаются эмоции и чувства умственно отсталого ребёнка, еще малоизученными. В этой области можно отметить работы В.К.
Кузьминой, М.С. Певзнер, В.И. Лобовского, С.С. Ляпидевского, Б.И. Шостака, Л.В. Занкова. Однако в этих работах проблема эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка затрагивается лишь косвенно. Важность и огромное значение изучения проблемы эмоциональной сферы аномального ребёнка несомненны. Знать её особенности – значит прямо и опосредованно воздействовать на неё с целью сглаживания и коррекции имеющихся недостатков.

Одной из важных характеристик личности ребёнка-олигофрена является незрелость его эмоциональной сферы.

У ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального дошкольника, у ребёнка-олигофрена не происходит формирование социальных чувств.

Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С.
Ляпидевский и Б.И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя».

Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка – олигофрена
(приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.

Нами было проведено исследование особенностей эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников. В исследовании принимали участие 10 дошкольников в возрасте от 4 до 8 лет с диагнозом – олигофрения в степени дебильности неясного генеза, компенсирующей группы МДОУ «Детский сад № 6 комбинированного вида г.Горно-Алтайска».

На констатирующем этапе исследования объем выборки составил 10 детей.

1. На основе анализа полученных результатов по методике «Визуально-ассоциативная самооценка эмоциональных состояний» (или Методика «Маски»), автор Н.П. Фетискин, было выявлено, что у большей части детей эмоциональное состояние в следующих вариациях: неудовлетворенного и пресыщенного эмоционального состояния у детей не наблюдалось. 3 ребенка из 10 выбрали радостное состояние и 2 из 10 – светлое, приятное.

2. На основе анализа результатов ис следования по методике «Дневник эмоций» было выявлено, что часто испытываемые эмоции у данной категории детей варьируют, так же как и редко испытываемые. (рис. 1 и 2)

Можно констатировать, что среди часто испытываемых эмоций у детей с УО были любовь (9) и гнев (9), а наиболее редко испытываемые эмоции – это одиночество (7).

3. Что касается уровня тревожности , (Авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В Амен), то мы получили следующие результаты:

Высокий уровень тревожности наблюдается у 2-х детей, средний – 3, низкий уровень тревожности – 5 детей. Что, скорее всего, связано с незрелостью эмоциональной сферы. (рис. 3)

4. Как видно из диаграммы по результатам Опросника для родителей «Уровень эмоционального стресса» средний и низкий уровень тревожности, по мнению родителей, преобладает у детей данной группы. (рис. 4)

В среднем по группе детей можно сказать, что уровень тревожности низкий, эмоциональные состояния выражены достаточно слабо, так как слабо развиты. Что дает нам возможность выделить следующие особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей, это:

  • Трудности общения;
  • низкий уровень тревожности;
  • слабо развита эмоциональная сфера у детей с УО.
  • Таким образом, в ходе данного иссле дования было выявлено, что психологические особенности оказывают влияние на процесс социально-психологической адаптации детей в обществе, посредством эмоционально развитой сферы личности, учет которых необходим при организации развивающей, воспитательной и обучающей деятельности. Знание особенностей эмоциональной сферы детей с УО явля ется необходимым условием организации коррекционной деятельности в учебно-воспитательного процессе ДОУ и будет способствовать выбору наиболее эффективных методов пси холого-педагогического взаимодействия с детьми.

    Таким образом, экспериментальная работа позволила получить важные данные, на основе которых нами сформулированы следующие выводы:

  • Необходимо специально организовывать коррекционно-развивающую работу по развитию эмоциональной сферы детей с УО, которая должна проводиться не только с детьми, но и с родителями.
  • В снятии негативных проявлений у детей.
  • Имеет место связь между уровнями тревожности, самооценки и уровнем общительности и уровнем адаптации ребенка в обществе и развитием его эмоционально и личностной сфер.
  • В результате экспериментального исследования эмоциональной сферы по нескольким методикам, были показаны особенности эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Особенностью эмоциональной сферы дошкольника, является его значительная эмоциональная возбудимость, которая накладывает отпечаток на весь психический облик ребенка. Вместе с ним эмоции ребенка малоустойчивы, подвижны. Свои эмоциональные переживания, впечатления, возникшие под воздействием окружающей среды. Поэтому очень важно, зная особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития высших эстетических и нравственных чувств личности.

    Исследование эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью, доказало гипотезу о том, что уровень эмоционального отношения к действительности аномального ребенка качественно отличается от уровня эмоционального отношения нормального ребенка, а именно оказывается ниже. Это подтвердили данные эксперимента. Такое аномальное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка связано с наличием первичного дефекта – поражения головного мозга.

    При всем этом, личность аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно отсталого ребенка и знать специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

  • Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. [Текст] / С.Д. Забранная — М., 1993.
  • Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) — Учебное пособие. –5-е изд. [Текст] / И.Ю. Кулагина — М.: Изд-во УРАО, 1999.
  • Основы специальной психологии [Текст] / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002.
  • Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова — М., 1998.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.[Текст] / С.Я. Рубинштейн — М., 1986.
  • Рис. 1 Часто испытываемые эмоции у детей с УО.

    Рис. 2 Редко испытываемые эмоции у детей с УО.

    Рис. 3 Результаты количественного анализа по методике отпределения уровня тревожности ( Авторы Р. Тэммл, М. Дорки, В Амен)

    nsportal.ru

    Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка

    Рубрика: Психология и социология

    Статья просмотрена: 10370 раз

    Библиографическое описание:

    Федосеева О. А. Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка // Молодой ученый. — 2013. — №3. — С. 446-447. — URL https://moluch.ru/archive/50/6372/ (дата обращения: 27.06.2018).

    Психология занимается изучением своеобразия развития психики умственно отсталого ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависимости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации дефекта.

    Эмоции и чувства играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка-олигофрена наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.

    Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С. Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма» [1, 42].

    Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

    Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребёнка обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

    У олигофрена-школьника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.

    Н. Л. Коломинский отмечает, что « Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального школьника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости» [2, 9].

    Это объясняется тем, что у ребёнка-олигофрена очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка-олигофрена не происходит формирование социальных чувств.

    Незрелость в эмоциональной сфере в школьном возрасте ещё резче проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставятся задачи, требующей сложной и опосредованной формы деятельности.

    Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ребенка совершенно новых видов психической деятельности. Если в дошкольном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по твёрдой программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учебную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся указания учителя.

    Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребёнка характерны малодифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С. С. Ляпидевский и Б. И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя» [3, 27].

    То есть, переживания умственно отсталого ребенка примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний.

    Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивных потребностей.

    Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка — олигофрена (приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.

    Кроме того, у детей-олигофренов часто бывают неадекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.

    Типичны малая дифференцированность и однообразие эмоций, бедность либо отсутствие оттенков переживаний, слабость побуждений и борьбы мотивов, эмоциональные реакции в основном на непосредственно воздействующие раздражители. Недоразвитие эмоциональной сферы усугубляет общую косность психики, слабую психическую активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности. В то же время неспособность подавлять аффект либо влечения часто проявляется в склонности к импульсивности, интенсивной аффективной реакции (бурные вспышки гнева, агрессивные разряды) по незначительному поводу.

    В эмоционально-волевой сфере выступает недоразвитие более сложных эмоций. Неадекватность эмоциональных реакций часто связана с неспособностью отделить главное от второстепенного, побочного. Отсутствуют либо очень слабы те переживания, которыми определяются интерес и побуждения к познавательной деятельности. Но в то же время даже при выраженных степенях слабоумия нередко сохранны эмоции, связанные с элементарными потребностями, конкретной ситуацией, а также “симпатические” эмоции: проявления сочувствия к конкретным лицам, способность к переживанию обиды, стыда.

    Слабость мысли, интеллекта умственно отсталого ребёнка и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

    Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.

    При всем этом, личность аномального ребенка развивается. Специфически, своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь, на имеющиеся сохранные функции и возможности умственно отсталого ребенка и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности умственно отсталого ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

    Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. -М.: Изд-во , 1957 г.

    Психология и психопатия слабоумия. -Киев; Радянська школа, 19 81.

    Ляпидевский С. С., Шостак Б. И. Клиника олигофрении. -М.: Просв. 1973г.

    moluch.ru

    Дети с умственной отсталостью и особенности их эмоций

    Если мы обратимся к словарю психологических терминов, то встретим определение понятию эмоционально-волевой сферы следующего содержания: это характерное свойство для содержания, качества и динамики развития различных эмоций и чувств у личности.

    Сейчас разграничим две составляющие данного понятия — эмоции и воля.
    Эмоции в психологии рассматриваются как особая форма переживания человека, его отношение к чему-либо. При этом у человека происходят особые физиологические перемены, в ответ на полученные переживания. Это можно отметить, как определенные эмоциональные состояния эмоционально-волевой личности. Эмоции сопровождают человеческие чувства, такие как радость или печаль. Сопутствуют проявлению страха, гнева и других.

    Под волей определяют осознанное урегулирование индивидом своих поступков, действий, поведения. Когда человек встречает определенного рода препятствие или какую-либо трудность, его волевые качества помогают ему с этим справиться.

    Каким же образом особенности эмоции связаны с волевыми проявлениями?

    Часто эти два понятия объединяют в одно — эмоционально-волевой сферы. Это можно понять так, что эмоциями, как и любыми другими чувствами, можно успешно управлять, или посредством воли регулировать. Конечно же, мы имеем в виду волевую регуляцию отрицательных эмоций. Положительные эмоции регулировать нет особой необходимости.

    Особенно часто переживают отрицательные эмоции дети. Мы поговорим далее о детях старшего дошкольного возраста. Это промежуток жизненного пути от 5 до 7 лет. В этот период у ребенка складывается фундамент, способствующий дальнейшему росту, формируются основы личностного развития. Эмоциональность дошкольника развивается, богаче становятся его особенности и эмоциональные показатели, развиваются высшие чувства.

    И тут мы подходим к главной задаче нашей темы — каковы же особенности эмоций и их эмоционально-волевой регуляции у детей старшего дошкольного возраста с УО?

    Затронем понятие «умственная отсталость у детей».

    Под этим словосочетанием подразумевают изменения психики личности, нарушения познавательных процессов, которые часто бывают вызваны какими-то органическими повреждениями головного мозга. При таких нарушениях страдает как интеллект ребенка, так и его эмоции, воля, нарушается поведение. Ребенок с умственной отсталостью очень медленно развивается, так как страдают и психическое и физическое развитие.

    Особенности форм умственной отсталости

    Умственная отсталость проявляется в разных формах. Чаще всего можно встретить такую форму как олигофрения. Это необратимое состояние нарушения психики ребенка, при котором главное место занимает полная дисфункция познавательного развития. У таких дошкольников нет познавательного интереса, они ничего не хотят узнавать, отсутствует какая-либо познавательная активность или потребность. В результате чего дети приобретают по жизни искаженные представления во всех сферах. У дошкольников с УО полным образом нарушено восприятие действительности. Им трудно воспринимать пространство и время, что является тормозом в ориентации в окружающем мире ребенка.

    Самой тяжелой степенью отмечают идиотию.

    У дошкольников с данной степенью тяжести УО наблюдается отсутствие сферы речевой деятельности, они не способны узнавать даже очень близких людей. Бессмысленность в лице, отсутствие внимания, чувствительности, неумение обслуживать себя до конца жизни, возможно множественное покачивание.

    Следующая степень тяжести умственной отсталости — имбецильность. Эта степень намного легче. Дети старшего дошкольного возраста разговаривают, выполняют несложные трудовые обязанности, откликаются на речь. Таких дошкольников даже можно научить читать, писать и считать. Но присутствие нарушений мышления, внимания делают их навыки недостаточно устойчивыми.

    Одной из самых легких степеней умственной отсталости является дебильность. У ребенка отмечают пониженный уровень интеллекта и нарушение воли и эмоций. Ребенку с данным видом нарушения сложно усваивать школьную программу, но при систематической коррекционной работе их можно обучать даже профессиональному мастерству. С возрастом такие дети могут быть самостоятельными, хотя и им требуется руководство и помощь со стороны другого человека.

    Дети с УО намного позднее нормально развивающихся детей учатся распознавать оттенки цвета, особенности формы предмета и т.д.

    Позитивные эмоции таких ребят очень слабо выражены. В трудной жизненной ситуации ребенок дошкольного возраста не способен удовлетворить свои потребности. Воля у таких малышей также проявляется в недостатке какой-нибудь инициативы со стороны самого ребенка.

    Волевая сфера у умственно отсталых дошкольников связана с речью, которая помогает ребенку хотя бы осознать, что ему требуется сделать в тот или иной момент жизни.

    Поведение детей с данным нарушением развития безынициативно, ребенок лишен самостоятельности в поступках. Дети такие, как правило, очень внушаемы другими людьми. Однако, когда ребенок сталкивается с потребностью какого-то действа, он становится упорным, настойчивым, вплоть до агрессивности, которая не контролируется и никак не управляется.

    Для чего необходимо изучать особенности эмоционально-волевой сферы у детей данной категории развития?

    Своеобразие поведения дошкольников с диагнозом «умственная отсталость у детей» требует тщательного подхода к его изучению. Рассмотрению проблемы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с диагнозом «умственная отсталость у детей» уделяется много внимания в ученых кругах, в педагогике и психологии.

    Исследователи ищут пути и способы формирования эмоционально-волевой сферы у рассматриваемого вида дошкольников, чтобы компенсировать видимые дефекты, помочь ребенку адаптироваться в обществе, найти свое место среди других, приобрести элементарные познания об окружающем.

    Особенности дошкольников старшего дошкольного возраста с диагнозом «умственная отсталость у детей»

    Дети дошкольного возраста с умственной отсталостью бедны на проявление чувственных переживаний, у них часто отсутствуют эмоциональные реакции на происходящие рядом события. Психика ребенка неактивна, отсутствует интерес к окружающим и происходящему, не наблюдается самостоятельность. Зато можно отметить временами вспышки гнева и раздражительности.

    Что удивительно, но иногда у детей с УО можно наблюдать порывы сочувствия к некоторым людям, переживания за них.

    Перечислим проблемы развития личности у ребенка дошкольного возраста с умственной отсталостью:

  • Отсутствие или недостаточное развитие познавательного интереса.
  • Специфика формирования психического процесса памяти и его видов. Здесь отметим удивительную сторону развития памяти дошкольников с диагнозом «умственная отсталость у детей». У них плохо развиты запоминание, сохранение и воспроизведение событий. Но они достаточно хорошо могут помнить случайные внешние зрительные картины.
  • О недостатках развития речи дошколят с умственной отсталостью писали М.Ф. Гнездилов и В.Г. Петрова. Исследователи высказывались, что у таких ребят отстают в развитии все стороны речи. К ним мы относим фонетическую, лексическую и грамматическую систему языка. Ребенок может и вовсе не воспринимать и понимать речь. И это приводит к нарушениям письма, чтения. Пропадает полностью или частично потребность общаться с кем-либо.
  • Внимание ребенка дошкольного возраста с УО страдает больше всего. Свойства внимания, как устойчивость, переключаемость развиваются критически низко. Непроизвольность внимания почти отсутствует у ребят с олигофренией.
  • Недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции крайне неустойчивы. Бывает дети испытывают огромную радость, хотя видимых причин для ее проявления не наблюдается. Или же дети плачут, расстраиваются, но при этом ничего фактически не чувствуют. Волевая сфера имеет свои отличительные особенности у таких детей. Дети дошкольного возраста очень внушаемы. Ими можно легко манипулировать, подтолкнуть к любому действию, так как такие дети не хотят самостоятельно принимать решения, им легко поддаться воле другого ребенка или взрослого. Поэтому они часто копируют поведение и поступки окружающих.
  • И тут мы подходим к одному замечательному моменту в развитии таких дошкольников

    Как помочь ребенку с диагнозом «умственная отсталость у детей»?

    Ввиду того, что ребенку склонно подражание окружающим из-за неумения поступать самостоятельно, из-за неспособности проявления волевых усилий по собственной инициативе, то можно давать ему пример для подражания. При этом мы намеренно внушаем такому ребенку основы правильного поведения.

    Для работы с детьми с диагнозом «умственная отсталость у детей» можно разработать специальные психологические занятия, включающие элементы арт терапии. На занятиях полезно использовать различные упражнения и игры, которые позволят снять внутреннее напряжение провести релаксацию мышечных тканей. Занятия такого характера помогут создать дружескую атмосферу.

    В игровой форме проживаются ситуации, в ходе которых ребенок приобретает социальные навыки, у него расширяются социоэмоциональные возможности, развиваются некоторые формы общения.

    Занятия должны быть распределены на несколько блоков.

    1. Блок, направленный на социальную перцепцию. Детей учат выразительным движениям, мимике, жестам. Помогают сформировать представления об эмоциях, развивают интерес к окружающим детям и взрослым. Посредством игр, кукол, рисованию дети овладевают способностями выражать свои эмоции по отношению к людям и событиям.
    2. Блок для развития совместной деятельности.
      На занятиях данного блока дети учатся общаться, вместе выполнять простые действия. В играм, совместном рисовании дети пробуют творчески самовыражаться.
    3. Блок коррекции эмоциональных состояний. Тут осуществляется снижение напряжения эмоций у ребят. Создаются ситуации успеха, в которых понижается тревожность детей. Различные средства арт терапии способствуют релаксации эмоционального состояния малыша.Блок для снижения конфликтности и агрессивности ребенка.
      На занятиях этого блока используют кукол, рисование, различные игры и упражнения, которые направлены на то, чтобы помочь ребенку быть добрее к окружающим, проявлять толерантность и другие положительные социальные качества.
    4. Если четко организовать такое педагогическое воздействие, то можно добиваться великолепных результатов. Обучение таких детей должно быть специализированно, проходить в рамках определенной программы. И тогда можно увидеть рост сферы речевой активности ребенка, способствовать развитию его личности, волевой активности. В дальнейшем мы будем представлять материалы для работы с такими детьми.

      ПОДПИСЫВАЙСЯ! Каждый день новый рисованный ролик! ПРОСТО НАЖМИ НА СОЛНЫШКО!
      podrastu.ru