Эмоциональное развитие детей с синдромом дауна

Особенности социально-эмоционального развития детей с синдромом Дауна

Обзор литературы показывает, что младенцы с синдромом Дауна уже сразу после рождения способны устанавливать взаимо­действие с матерью. Качество этого взаимодействия зависит, с одной стороны от состояния матери, переживающей шок, горе и депрессию после сообщения диагноза ребенка, с другой — от особенностей самого ребенка (Р.Ж. Мухамедрахимов).

Интересны данные, о том, что на ранних этапах задержка развития ребенка с синдромом Дауна в значительной степени объяс­няется особенностями семейного взаимодействия. Майкл Дж. Гу-ральник в своем докладе «Связь между общим представлением о развитии ребенка и системой ранней помощи детям с синдромом Дауна» (Шестой всемирный конгресс по синдрому Дауна, Мад­рид, 1997 год) отмечает, что стресс, вызванный появлением в семье малыша с отклонением в развитии, влияет на модель се­мейного взаимодействия. Выход изданной ситуации автор видит во всесторонней поддержке семьи, воспитывающей ребенка с син­дромом Дауна, причем значительная роль здесь отводится ее уча­стию в хорошо выстроенной программе ранней помощи.

Уже на самом первом этапе формирования детско-родительс-ких отношений наблюдаются искажения в процессе настраивания, что выражается в сокращении длительности контакта глаз, нару­шения очередности вокализаций, менее яркой реакцией ребенка на появление близкого человека. Эти и другие нарушения являют­ся основным объектом воздействия специалистов ранней помощи в программах домашнего визитирования. Опыт работы показыва­ет, что одновременное воздействие на пару «мать — ребенок», дает оптимальные результаты и позволяет сформировать у ребенка с синдромом Дауна отношения привязанности такие же, как у их здоровых сверстников. Хорошая способность к подражанию при условии частых контактов с мамой, умение мамы дозировать свою активность при инициации общения помогает сформировать у та­ких детей относительно высокое качество взаимодействия.

Стратегия взрослых при общении с ребенком с синдромом Дауна должна строиться с учетом следующих специфических мо­ментов: темп речи должен быть медленным, следует следить за семантической соотнесенностью речи, необходимо, также, пре­дусматривать большее количество повторений вербальных и не­вербальных стимулов.

Важно помнить, что излишне активное вмешательство взрос­лых, их неумение жить в темпе малыша, могут отрицательно по­влиять как на характер взаимодействия, так и на познавательную деятельность ребенка. При формировании общения в процессе со­вместной игры нужно учитывать, что объем внимания не позво­ляет малышу полноценно осуществлять контакт в том случае, если познавательная задача лежит в зоне ближайшего развития. Только в том случае, если игра знакома малышу и используется как мо­тив и цель коммуникативной деятельности, мы можем добиться полноценного ситуативно-делового общения. Предварительное ос­воение нового вида деятельности более успешно проходит при использовании двухэтапного знакомства: собственно презентации и самостоятельных проб ребенка.

Раннее начало помощи семье, практически с момента рожде­ния ребенка, учет особенностей формирования детско-родительс-ких отношений, одновременное воздействие на диаду «мать-ребе­нок», помогает нам уже при реализации программы домашнего визитирования заложить фундамент адекватных детско-родитель-ских отношений.

Следующий шаг формирования социально-эмоционального развития происходит в условиях адаптационной группы. Пребыва­ние ребенка в обществе сверстников и новых для него взрослых, его участие в специально организованных совместных играх и де­ятельности, помогает нам максимально приблизить социально-эмоциональное развитие малыша с синдромом Дауна к возраст­ной норме.

studopedia.ru

Результаты изучения материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна

В настоящее время считается общепризнанным тот факт, что роль родительского отношения для психического развития ребенка очень велика, однако вопрос о факторах и механизмах формирования материнского отношения и его влияния на развитие ребенка все еще остается не достаточно изученным. Особенно актуальной является эта проблема в контексте взаимодействия матери с ребенком, имеющим нарушения в развитии.

Существуют исследования, посвященные изучению специфики и развития материнского отношения к детям с ранним детским аутизмом (Печникова Л.С., Баенская Е.Р.), отношения матерей к детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Ткачева В.В.), исследования, направленные на формирование сотрудничества между взрослым и ребенком раннего возраста с отклонениями в развитии (Мишина Г.А.). Наше исследование представляет собой еще один шаг на пути понимания специфики родительского отношения к детям с особыми потребностями. Мы обратились к категории детей, которые отличаются потенциально сохранной эмоциональной сферой и отсутствием искажений социально- эмоционального развития – к детям с синдромом Дауна.

Целью нашей работы являлось изучение материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна. Практическая значимость исследования определяется необходимостью разработки методических средств и способов диагностики и коррекции нарушений отношения родителей к ребенку с проблемами в развитии, поскольку создание коррекционных программ немыслимо без включения в работу семьи ребенка, в первую очередь, матери.

Мы предположили, что ситуация рождения ребенка с синдромом Дауна не является единственным фактором, определяющим характеристики эмоционального отношения матери к ребенку. На знак и содержание эмоционально-ценностного отношения матери к ребенку с синдромом Дауна, в соответствии с нашей гипотезой, могут влиять личностные особенности и актуальное эмоциональное состояние матери, ее смыслы и ценности, связанные с ребенком и материнством. Кроме того, мы надеялись подтвердить существование взаимосвязи между уровнем общения у ребенка и особенностями материнского отношения к нему.

Для исследования осознаваемых компонентов родительского отношения использовались следующие методики:

  • Анкета для изучения социальных характеристик испытуемых, а также обстоятельств рождения ребенка и его раннего развития.
  • Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Захаровой Е.И.
  • Опросник ПАРИ Е.Шефера (Измерение родительских установок и реакций), направленный на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания.
  • Тест “Незаконченные предложения”, разработанный Ариной Г.А. и Айвазян Е.Б., направленный на изучение смысловой стороны материнства.
  • Для косвенного исследования тех аспектов материнского отношения, содержание которых подвергается действию защитных механизмов, использовались следующие проективные методики:

    1. Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда.
    2. Тот же тест “Незаконченные предложения”, модифицированный по аналогии с “Методикой управляемой проекции” В.В. Столина (1983).
    3. Для оценки уровня развития общения у ребенка использовались данные обследования, проведенного в лаборатории ранней помощи детям с отклонениями в развитии ИКП РАО зав. лабораторией Разенковой Ю.А. по методике “Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет” (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю., 2002).
    4. В исследовании приняли участие 15 женщин, воспитывающих ребенка с синдромом Дауна в возрасте от 8 месяцев до 2,5 лет. Исследование проводилось на базе Центра ранней помощи при Благотворительном фонде “Даунсайд Ап”

      Материнское отношение к ребенку с синдромом Дауна, по результатам опросников ПАРИ и ОДРЭВ, характеризуется тенденцией к гиперопеке: матери малышей с синдромом Дауна поощряют в своих детях зависимость от родителей, оберегают ребенка от трудностей, боятся причинить вред ребенку. Они высоко оценивают собственную способность воспринимать состояния ребенка, сопереживать ему и оказывать эмоциональную поддержку. Однако мамы признаются в том, что плохо понимают причины, по которым ребенок испытывает те или иные чувства, а при общении с ребенком недостаточно учитывают его состояние. Похожие результаты получены Е.И. Захаровой (2001) при апробации опросника ОДРЭВ на выборке матерей здоровых дошкольников. Очевидно, что в методиках такого типа мамы описывают те свои действия, которые социально поощряются или, во всяком случае, принимаются обществом. Полученные по “прямым” методикам результаты позволяют сделать следующие предположения: в нашем обществе поощряется чуткость матери к ребенку, умение понимать его и сопереживать ему. При этом низкая ориентация на состояния ребенка при построении взаимодействия с ним, когда родители не учитывают его чувства, желания и настроение, а исходят из своих планов и намерений, является социально приемлемой стратегией родительского поведения, не получает осуждения в нашем социуме. По-видимому, указанные особенности не специфичны для отношения к детям с особыми потребностями, а характеризуют представления о воспитании вообще.

      Результаты косвенного изучения знака эмоционального отношения к ребенку при помощи проективной методики ЦТО, показали, что эмоциональное отношение к ребенку с синдромом Дауна может быть как позитивным, принимающим, так и негативным, отвергающим. Наша выборка была поделена на две группы: матери с позитивным эмоциональным отношением к ребенку (в эту группу вошло 9 женщин, условно мы назвали эту группу “принимающие”) и матери с недостаточно позитивным эмоциональным отношением к ребенку, эту группу составили 6 женщин, условно мы назвали ее “отвергающие”. Таким образом, подтвердилось наше предположение о том, что ситуация рождения ребенка с синдромом Дауна сама по себе не является единственным фактором, определяющим знак эмоционального отношения к ребенку. Необходимо отметить, что результаты, полученные в ЦТО, не нашли подтверждения в результатах опросников: различий между группами “принимающих” и “отвергающих” матерей по данным ОДРЭВ и ПАРИ нет. Это подтверждает наше предположение о том, что в результатах опросников отражается принятая в обществе модель материнства, а не эмоциональное отношение к ребенку, которое, скорее всего, является неосознаваемым.

      Далее мы попытались ответить на вопрос, с чем может быть связан знак эмоционального отношения к ребенку с синдромом Дауна.

      Во-первых, обнаружена связь между знаком эмоционального отношения к ребенку и некоторыми личностными особенностями матери. Матери из “принимающей” группы отличаются активной жизненной позицией, им в большей степени присущи целеустремленность, настойчивость и оптимизм (по результатам MMPI, в этой группе значимо чаще выявляется стенический тип реагирования). Особенности актуального эмоционального состояния с характеристиками эмоционального отношения к ребенку не связаны — все матери, воспитывающие детей с синдромом Дауна, испытывают состояние тревоги, что проявляется и в результатах ЦТО, и в результатах MMPI.

      Во-вторых, результаты исследования показали наличие взаимосвязи между знаком эмоционального отношения к ребенку и ценностным содержанием материнства. Для “принимающих” матерей смысл материнства состоит в заботе о ребенке и его личностном благополучии. Это проявилось в методике “Незаконченные предложения”, в утверждениях типа “Для своего ребенка она прежде всего …мать, любящий человек, который всегда рядом”, “Главное в материнстве для нее. сам ребенок, …счастье ребенка”. Для “отвергающих” матерей основной является роль наставника и педагога. Это видно в утверждениях типа “Для своего ребенка она, прежде всего, . друг и учитель, . пример для подражания, …наставник, который объясняет, как себя вести”. А в ребенке для матерей “отвергающей” группы главное — достижения в интеллектуальном, физическом и психическом развитии. Можно предположить, что эти ценности связаны с идеальным образом ребенка, заданным опытом воспитания здорового, нормально развивающегося первенца. В группе “отвергающих” достоверно больше матерей, которые имеют первого здорового ребенка, чем в группе “принимающих”.

      В-третьих, была обнаружена взаимосвязь между знаком материнского отношения к ребенку и уровнем развития у ребенка средств и способов общения. Так, дети “принимающих” матерей отличаются более широким репертуаром средств, которые они используют для общения со взрослым, чем у детей, матери которых недостаточно эмоционально принимают своих детей. Однако основные различия между группами касаются таких характеристик общения, как инициативность, чувствительность и вовлеченность в общение. Дети “принимающих” матерей проявляют активность в общении во всех пробах, в большей степени чувствительны к воздействиям партнера и способны перестраивать свое поведение в соответствии с воздействиями взрослого. Дети, “отвергаемые” мамами, проявляют активность только в ответ на инициативу взрослого, некоторые инициативные действия игнорируют или выполняют разученным ранее способом, не переходя на новый, в общении занимают пассивную позицию, не проявляя настойчивости в привлечении внимания взрослого.

      В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

    5. Ситуация рождения ребенка с синдромом Дауна не является единственным фактором, определяющим знак эмоционального отношения к ребенку, поскольку исследуемая выборка матерей детей с синдромом Дауна разделилась на две группы: с позитивным и негативным эмоциональным отношением к ребенку. Эмоциональное отношение к ребенку не осознается и может быть выявлено только с помощью проективных методов. Декларируемое материнское отношение является схожим у всех матерей, в нем отражаются социально поощряемые и одобряемые характеристики.
    6. Все матери, воспитывающие ребенка раннего возраста с синдромом Дауна, испытывают состояние скрытой тревоги и отличаются эмоциональной нестабильностью вне зависимости от знака эмоционального отношения к ребенку. “Принимающие” матери отличаются большей целеустремленностью и активной жизненной позицией.
    7. Обнаружена взаимосвязь между знаком эмоционального отношения к ребенку и ценностным содержанием материнства: для “принимающих” матерей смысл материнства состоит в заботе о ребенке и его личностном благополучии, а для “отвергающих” матерей основной является роль наставника и педагога, а в ребенке главное – соответствие определенному идеальному образу, заданному опытом воспитания здорового ребенка.
    8. Существует взаимосвязь между знаком эмоционального отношения к ребенку со стороны матери и уровнем развития у ребенка средств и способов общения. Можно предположить, что в условиях “принимающего” материнского отношения ребенок имеет больше возможностей для эффективного развития навыков общения и, одновременно, высокий уровень развития общения у ребенка может оказывать позитивное влияние на формирование “принимающего” материнского отношения.

    alldef.ru

    Эмоциональное развитие детей с синдромом дауна

    Специфика развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников с синдромом Дауна дошкольного возраста

    Олигофрению как следствие болезни Дауна впервые в 1864 году описал английский врач Лангдон Даун, по имени которого она и получила название.

    Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Развитие личности ребенка с синдромом Дауна происходит по тем же законам, что и в развитие нормально развивающихся детей. Вместе с тем в силу интеллектуальной неполноценности оно происходит в своеобразных условиях.

    Особым образом идет развитие эмоциональной сферы.

    Во-первых, чувства ребенка-Дауна долгое время не достаточно дифференцированы. В этом отношении он несколько напоминает малыша. Известно, что у очень маленьких детей диапазон переживаний невелик: они либо чем-то очень довольны, радуются, либо напротив, огорчаются и плачут. У нормального же ребенка более старшего возраста можно наблюдать множество различных оттенков переживаний. Так, например, от получения хорошей отметки может появится смущение, радость, чувство удовлетворенного самолюбия. Переживания ребенка с аномалией более примитивны, он испытывает только или удовольствие или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний почти нет.

    Во-вторых, чувства детей с синдромом Дауна часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям внешнего мира по всей динамике. У одних детей можно наблюдать чрезмерную легкость и поверхностность переживаний серьезных жизненных ситуаций, быстрые переходы от одного настроения к другому. У других детей наблюдается чрезмерная сила и инертность переживаний, возникающих по малосущественным поводам. Так, например, незначительная обида может вызвать очень сильную и длительную эмоциональную реакцию. Проникнувшись желанием куда-либо пойти, с кем-либо повидаться, ребенок с синдромом Дауна не может затем оказаться от своего желания, даже если это стало не целесообразным.

    Слабость интеллектуальной регуляции чувств обнаруживается в том, что дети не чем не корригируют своих чувств сообразно ситуации, не могут найти удовлетворение какой-либо своей потребности в ином действии замещающем первоначально задуманное. Они долго не могут найти утешение после какой-либо обиды, не могут удовлетвориться вещью, даже лучшей какой им подобрали взамен похожей, разбитой или утерянной.

    Наряду с общим недоразвитием эмоциональной жизни у детей с синдромов Дауна, можно иногда отметить некоторые проявления болезненных чувств, о которых воспитателю нужно знать и соответственно этому осуществлять квалифицированный психолого-педагогический подход к больному ребенку [17].

    Таковы, например, явления раздражительной слабости, заключающиеся в том, что в соответствии утомления или при общем ослаблении организма, дети реагируют на все мелочи вспышками раздражения.

    Эмоциональная незрелость характеризуется тем, что у детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствие критики. Эмоциональные реакции этий детей примитивны и поверхостны. У детей эмоциональное развитие задержано, они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.

    Наблюдается живость эмоций детей с синдромом Дауна (приветливость, доверчивость, оживленность) наряду с их поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, легкую внушаемость в поведении и играх, следует за другими детьми. Их эмоции малоустойчивы, подвижны, отмечается слабость интеллектуальной регуляции чувств.

    Как и все другие дети, умственно отсталые дети на протяжении всех лет своей жизни развиваются. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости…

    Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма». Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

    Незрелость эмоций и чувств умственно отсталого ребенка, обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

    У дошкольника недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.

    «Умственно отсталый ребенок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального дошкольника моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости» — отмечает Н.Л.Коломинский. Это объясняется тем, что у ребенка очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его действия подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального ребенка, у него не происходит формирование социальных чувств.

    Часть сведений об эмоциональной сфере у детей с синдромом Дауна была получена путем проведения специальных психологических исследований. Рассматривалась возможность детей воспринимать и понимать эмоциональные состояния персонажей, изображенных на сюжетных картинках. Исходным было положение о том, что понимание эмоционального состояния другого человека определенным образом характеризует эмоциональный мир ребенка. Было установлено, что дети допускают грубые ошибки и даже искажения при толковании мимики персонажей, изображенных на сюжетной картине, им не доступны сложные и тонкие переживания, они сводят их к более простым и элементарным. Однако почти все дети правильно понимают и называют наиболее часто переживаемые ими самими и окружающими людьми состояния радости обиды и т.п.

    Слабость интеллектуальной регуляции чувств приводит к тому, что у учащихся коррекционных школ с опозданием и с трудом формируются так называемые высшие духовные чувства: совесть, чувство долга, ответственности, самоотверженности и т.д. Сложные эмоции социально-нравственного характера, тонкие оттенки чувств остаются недоступными для понимания и обозначения.

    Изучив литературу по данному вопросу, пришли к выводу, что гипотеза подтверждается: эмоциональная сфера дошкольника с синдромом Дауна отличается от эмоциональной сферы дошкольника в норме. Переживания ребенка-Дауна более примитивны, в отличие от сверстника в норме, он испытывает только или удовольствие или неудовольствие. Чувства бывают неадекватны. Ребенок в норме может дифференцировать тонкие оттенки переживаний. Эти данные попробуем подтвердить экспериментально.

    studwood.ru

    Средства и способы коррекции и развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

    Секция: Психология

    LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

    Средства и способы коррекции и развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

    Эмоциональную сферу изучали такие психологи, как А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, К.К. Платонов.

    Дошкольный возраст является сензитивным для формирования «правильных» эмоций. К группе риска в этом вопросе относятся дети с нарушениями интеллекта. Основы современной коррекционной педагогики и результаты современных исследований, представленные в работах Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой, создали предпосылки для более глубокого анализа состояния познавательных и эмоционально-волевых процессов детей с нарушениями интеллекта, в том числе у детей с синдромом Дауна.

    У детей с синдромом Дауна, сохранены только элементарные эмоции: радость, страх, грусть, им крайне трудно осознать разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. Поэтому, корректирование дефектов эмоциональной сферы необходимо рассматривать как одну из первостепенных и важных задач воспитания. Формирование и развитие эмоциональной сферы детей с синдромом Дауна доступно при помощи некоторых методик, например, игротерапия, арт-терапия, но значительный эффект дает психогимнастика.

    Психогимнастика — метод, где участники общаются без слов. Является результативным приемом оптимизации перцептивной сферы личности, потому что дает возможность сосредоточить внимание на жесты, мимику и пространственно-временные характеристики общения. Психогимнастика подразумевает проявление чувств, эмоциональных состояний, трудностей с помощью движений, мимики, пантомимы. Ее основу составляет система приемов, которые разработал чешский психолог Г. Юнова и невербальные методики.

    М.И. Чистякова определяет психогимнастику как «курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы)», следовательно, структура занятий по психогимнастике состоит нескольких этапов:

    1 этап — организационный (вводная беседа, использование литературного слова, неожиданного момента). Цель этапа: мотивирование детей на определенную форму работы или тему занятия.

    2 этап — формирующий (проработка движений и упражнений). Цель: тренинг универсальных возможностей вербального и невербального общения, достижение определенного результата.

    3 этап — рефлексивный

    Цель: фиксирование изученного материала, приведение в состояние устойчивости эмоционального состояния всех детей, улучшение их настроения и здоровья.

    В работе используются: мимические и пантомимические картины; сюжетно-ролевые игры; игры-психогимнастики; расслабляющие методы; коммуникативные упражнения; составляющие изобразительного творчества; музыкальный аккомпанемент. Главный метод – психогимнастика; дополнительные — игротерапия, сказкотерапия.

    Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

    Психокоррекционный результат игровых занятий у детей достигается при помощи налаживания положительного эмоционального общения между детьми и взрослыми. Игра корректирует сдерживаемые отрицательные эмоции, страхи, нерешительность, увеличивает возможности детей к общению, расширяет размер доступных манипуляций с предметами.

    Сюжет игры – реальная действительность. Содержание игры – взаимоотношения между взрослыми людьми жизни. В игре осуществляется развитие произвольного поведения ребенка и его социализация.

    Игротерапия — взаимодействие взрослого с ребенком на условиях последнего, когда ему дается шанс произвольного самовыражения с единовременным одобрением эмоций взрослыми.

    Главные психологические принципы регуляторного действия игры:

    1. Создание системы общественных отношений в доступной для ребенка форме.

    2. Смена роли ребенка на пути преодоления когнитивного и персонального эгоцентризма, из-за чего исходит понимание своего «Я» в игре, и увеличивается степень общественной компетентности и способности к решению трудных обстоятельств.

    3. Организация отношений сотрудничества и партнерства между ребенком и взрослым, обеспечивающих возможность положительного развития личности.

    4. Создание постепенной отработки в игре новых методов решения проблемных ситуаций.

    5. Развитие способности ребенка к произвольному регулированию деятельности на основании подчинения правил поведения.

    Арт-терапия – легкий и результативный метод психологической помощи, который основан на творчестве и игре. Иными словами, это – лечение творчеством.

    Цель арт-терапии — гармонизация развития личности через формирование способности к самовыражению и самопознанию.

    Арт-терапия дает возможность ребенку проявить свои эмоции, чувства при помощи лепки, рисования, создания поделок из природных материалов.

    Арт-терапия — это особо щадящий метод работы для контакта со сложными проблемами. Ребенок может выражать себя и свои проблемы через лепку, рисование и движения телом. Занятия арт-терапией помогают снимать психическую напряженность. Когда ребенок занимается искусством, очень важно, чтобы он чувствовал свой успех в этом деле. Тогда творческий успех бессознательно проецируется на обычную жизнь.

    В основе арт-терапии лежит внезапное самовыражение, которое игнорирует художественные критерии в оценке результатов и профессионализма автора. Поэтому, важен сам процесс творчества, а не результат.

    Важнейшие принципы проведения арт-терапии:

    1.Желание ребенка. Созидание без стремления невозможно, поэтому, невозможна доверительная беседа с ребенком.

    2. Похвала ребенка.

    3. Готовность педагога к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и нужно предлагать ему варианты ответов.

    4. Непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Лишь в таком случае у ребенка создается доверие к педагогу и к той деятельности, которая ему дается.

    5.Необходимо пользоваться ярким и красивым материалом, который используется на занятии. Для детей, включающихся в работу с неохотно, яркие и красивые канцелярские принадлежности становятся вовлекающей стороной.

    6. Речь педагога должна вводить ребенка в легкий транс при помощи повторения слов, предложений, применения эпитетов, метафор, изменения голоса. С помощью этого создается обстановка необычности, таинственности происходящего, что помогает совершиться чуду неожиданного самораскрытия ребенка.

    7. Получение удовольствия от самого процесса рисования, даже если это каракули и черкания.

    Таким образом, к способам и средствам коррекции эмоциональной сферы у ребенка с синдромом Дауна относят игротерапию, арт-терапию и психогимнастику. Использование этих средств позволяет оценить аффективно-эмоциональные и личностные аспекты развития ребенка с точки зрения анализа ее индивидуальных характеристик, которыми может обладать или не обладать ребенок.

    nauchforum.ru

    Радость Империи

  • Страница:
  • 1
  • 2
  • ТЕМА: Коррекция и развитие Детей с Синдромом Дауна

    Коррекция и развитие Детей с Синдромом Дауна 1 год 6 мес. назад #33

  • Развитие познавательной сферы детей от 3-до 5 лет с Синдромом Дауна

    -Нужен индивидуальный подход к каждому ребёнку

    -Домашнее обучение и в группе деток для адаптации в социальной среде

    -Развивать конечно необходимо все сферы

    -К трем годам у ребёнка уже могут быть сформированы собственные целенаправленные действия, и умение действовать по целям взрослого, следует вербальной инструкции и подражает.

    — Ребёнок может самостоятельно без родителей заниматься с детками. Желательно не большая группа.

    -Одной из задач, когда Вы занимаете с ребёнком, это оценка успехов ребёнка, выявить трудности, и определить зоны ближайшего развития.Родители отрабатывают с ребёнком все понятия, навыки. В конце занятий обязательно говорите на сколько успешно делал, действовал, выполнял, научился, ребёнок.

    -Необходимо расширять представление об окружающем мире, отрабатывать понятия и навыки и переносить их в бытовые, игровые ситуации.

    -Необходимо учитывать речевое, двигательное, социально-эмоциональное развитие ребёнка. Навыки в каждой из этих сфер сказываются на развитии других сфер. Например, если ребёнок не может в прорез крышки засунуть монетку, чтобы она упала в банку, то у ребёнка может быть недостаточный поворот руки в запястьи. Развитие мелкой моторики играет роль на графические навыки ребёнка. Уровень развития речи и уровень когнитивного развития важны для понимания инструкции, и там где требуются устные ответы.Социально-эмоциональное развитие ребёнка важны для любого процесса обучения,это контактирование, это позитивное отношение к обучению, это усвоение новых навыков. Необходимость точных движений для выполнения когнитивных заданий, влияет на развитие моторных навыков. Инструкции и устные ответы расширяют пассивный и активный словарь ребенка. Хороший уровень когнитивного развития для понимания и использования сложных речевых инструкций. Необходимо обучать ребёнка следовать инструкциям из двух трех шагов.

    -На социально-эмоциональное развитие влияет очень положительно игровая деятельность.

    -Основа когнитивного развития: наглядно-действенное мышление как опора которая переходит к наглядно-образному мышлению и логическому, потом уже ребёнок использует собственную мотивацию. Обучение оязательно в игровой форме, особенно от 3-до 6 лет. На уровень когнитивного развития деток с Синдромо Дауна могут повлиять: медленное формирование понятий и усвоение навыков; снижение памяти, которая так необходима для многократных повторений и усвоения; низкий уровень обобщения материала; низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно; трудность обьеденить новые понятия с изученными.

    Коррекция и развитие Детей с Синдромом Дауна 1 год 6 мес. назад #44

  • Сообщений: 39
  • Спасибо получено: 38
  • Формирование навыков крупной моторики и ориентации в пространстве деток с Синдромом Дауна

    Развитие крупных движений у детей с Синдромом Дауна проходит так же как и у ребёнка без этого синдрома, но время появление навыком более позднее. Переворачивается ребёнок не в 5 месяцев а в 8 месяцев; ползает на животе не в 8 месяцев, а в 12 мес.; ползает на четвиреньках не в 10 мес, а в 15 мес.; стоит не в 11 мес., а в 20 мес.; ходит не в 13 мес., а 24 мес

    Крупная моторика-это сила мышц, равновесие, координация, способность ориентироваться в пространстве, скорость реагирования, выносливость. И развитию крупной моторики может помешать: порок сердца, частые простуды, проблемы со зрением, снижение слуха. Потому что все эти проблемы со здоровьем не дают ребёнку активно двигаться, участвовать в активных подвижных играх, невозможность подражать взрослому, затруднено ориентирование в пространстве.

    Познавательная деятельность на прямую связана с развитием двигательной сферы. Потому что ребёнок учится в движении. Телесная чувствительность влияет на качество движений, на развитие познавательной сферы. Телесная чувствительность: кинестетическая-сигналы о необходимости сокращения или расслабления мышц в движении и когда стоит ребёнок и его группы мышц; проприоцепция-это информация поступающая от костей и мышц(костно-мышечного аппарата), вестибулярное чувство, которые информируют о положении головы относительно горизонтальной поверхности, анализ происходит в мозжечке, а используется под контролем зрения, чтобы позы у ребёнка были устойчивые, а движения точные и координированные.

    Для успешного развития крупной моторики-крупных движений:

    -Учитывать сильные стороны развития ребёнка, это зрительно-двигательное восприятие( в теменных долях мозга), высокий уровень имитационных способностей.
    -Включать ребёнка в коллектив деток чтобы подражать образцам движений, свойственных их уровню, что является решающим для их развития, двигательных навыков.
    -Ориентирование в пространстве хорошо развивает музыка, именно движения под музыку, танцы.
    -Обращать внимание на позы в которых сидит ребёнок, стоит, что-то носит, и корректировать.
    -Работайте в ритме ребёнка, не торопите и не тормозите ребёнка.
    Детки активные с Синдромом Дауна любят передвигаться с места на место, и не надолго оставаться в одной позе. Терпимы к новым позам, не любят долго сидеть на руках.

    Коррекция и развитие Детей с Синдромом Дауна 1 год 6 мес. назад #74

    • Мята
    • Не в сети
    • Формирование мелкой моторики и зрительно-двигательной координации от 2ух- до 4 лет, у детей с Синдромо Дауна

      -Плюсом в развитии мелкой моторики является то, что дети хорошо имитируют простые движения.

      -Для того чтобы совершить действия связаны с самообслуживанием, необходимы условия в первую очередь, а не ловкость. Условия при которых возможно совершить те или иные движения. И постоянная тренировка этих навыков будут переводить ребёнка на более высокий уровень их выполнения. Например, ребёнок сидит на стуле и учится сидя на стуле снимать носки. Когда ребёнок приподнимает ногу он может терять равновесие, нет захвата щепотью и пинцетом. Поэтому чтобы ребёнку было легче выполнить это задание, необходимо взять стульчик со спинкой, наклоненным вперед сидением, и обучение ребёнка ладонно пальцевому захвату предметов. Обучать надо доступно, увлекательно, по мере усвоения, ребёнком.

      -Хорошо развивается мелкая моторика в игре, рисовании , лепке, апликациям, при совместном приеме пищи, и подготовке к ней.

      -В первую очередь надо формировать готовность к развитию навыков мелкой моторики. Потому что многие дети нуждаются в продолжении работы по развитию чувства равновесия-координация рука-глаза, согласованные движением рук, имитация. Второе это формирлвание стабильности, а затем вращательных движений запястья-то есть усложнение захвата. И третье это формирование захвата-дотянуться до предмета, использует указательный и большой палец для пинцетного захвата.

      Что надо для формирования мелкой моторики?

      -Чтобы аккуратно помешал и доставал предметы- использовать пирамидки, доски с колышками.

      -Чтобы ребёнок научился использовать указательный и большой пальцы для пинцетного захвата- мелкие предметы, пазлы.

      -Чтобы появилось вращение запястьем-предлагать ребёнку подставлять ладони под струю воды, ловить мяч, подставляя ладони.

      -Для того чтобы ребенок использовал ладонный захват, держал мелок, рабочий конец которого направлен к мизинцу. И ребёнок чиркал мелком по бумаге- надо мелки и толстые трехгранные карандаши.

      -Навык, использовать ладонный захват, держать мелок рабочим концом к большому пальцу. Чтобы ребёнок раскрашивал, рисовал линии, и округлые формы- помогут мелки, пастель, фломастеры.

      -Чтобы ребенок начал чаще использовать одну руку как ведущую- занятия требуют билатеральной координации.Отрывать кусочки бумаги, пластилина, игры простыми сборными игрушками.

      -Для появления изолированных движений пальцев при манипуляции предметами, объектами- помогут, игры в процессе которых надо отрывать маленькие кусочки ваты, пластилина, перелистывать страницы, пальчиковые куклы, ножницы

      -Для того чтобы ребёнок держал карандаши и мелки щепотью- помогут мелки, карандаши,ручки.

      Коррекция и развитие Детей с Синдромом Дауна 1 год 6 мес. назад #397

    • Исцеляю Душу и Тело
    • Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна, методика работы

      1.Развитие крупной моторики -способность ориентироваться в пространстве самое главное.
      2.Логопедические занятия для развития слухового и зрительного внимания, понимания речи, стимулирование активной речи. Формирование представлений и понятий, с помощью соединения слов с образом предмета.
      3.Творчество-изобразительная деятельность для формирования графических образов со словами, развитие воображения, исследования ориентировочного. Всё это помогает усвоению конкретных навыков.
      4.Игра-мотивация помогает стимулировать побуждение решить практические задачи. Сборно-разборные игрушки или предметы, помогают ребёнку понять и соотнести части и целое, примерять и сравнить.
      5.Формирование навыков самообслуживания это целые цепочки предметных действий, направленных на достижение целей. Хорошо формируется во время еды и во время совместной еды.

      -Расширить чувственный опыт : развивать динамические позы, они улучшают качество движений; совершенствовать чувство равновесия-переносить вес тела при перемещении в пространстве; многократно повторять какое то движение снижая интенсивность, это снизит порог чувствительности.

      -Развивать восприятие с запоминаем, осмыслением, и сохранением чувственного опыта: Развивать слуховое восприятие-сравнить звучание различных музыкальных инструментов, сначала гармошка и барабан, потом дудочка и колокольчик, и гармошка и дудочка; учим различать шумы-шуршание кулька, стук молотка, стук ложек, стаканов; показываем источники звуков «У кота в гостях».
      Развиваем слуховое восприятие-слуховое внимание, сосредоточение, различение. С помощью песен-игр. Громко мы хлопаем в ладоши, с помощью танцев-сменяем движения, в зависимости от характера музыки; с помощью двигательных занятий-передвижение в направлении звука.
      Развитие зрительного восприятия — выделить цвет, форму, величину, расположение предметов, соотношение части и целого: для этого надо обучить анализу и сравнению предметов, подбор пар, группировка при постепенном сближении признаков и уменьшении длительности их предъявления. Просим ребёнка показывать два и более объекта, сборно-разборные игрушки, развивающие центры-развитие зрительно-двигательной координации.
      Развитие тактильного восприятия: используйте определённые качества поверхности, формы, и величины способом ощупывания и в быту.
      Обоняние и вкусовое восприятие: развивается во время еды.

      При развитии восприятия необходимо формировать целостный образ обязательно:
      -Учим ребёнка узнавать по общему образу, без выделения разных характеристик.
      -Обследование с помощью различных анализаторов с целью выделения его свойств и качеств, выполнение заданий группировке, потом по классификации и сериям-ряд предметов выстроенный по принципу убывания или возрастания одного из свойств.
      -Соедините двигательный, тактильный, зрительный, слуховой образы в один целостный образ соедините целостный образ с названием, то есть, жест-слово.

      Коррекция и развитие Детей с Синдромом Дауна 1 год 6 мес. назад #461

    • Осваиваюсь на форуме
    • Игры для развития внимания у детей с синдромом Дауна

      -Когда Вы продемонстрировали ребёнку игрушку предмет, способы взаимодействия с ним, создавайте ситуации, в которых ребёнок сам обыграет и использует новую игрушку или предмет.

      -Создайте слухово-зрительный образ у ребёнка: знакомьте с внешним видом музыкально инструмента, способом игры на нём, и характером звучания.

      -Соедините слухово-зрительный образ с словом и жестом: играйте на инструменте, а ребёнок жестом и звукоподражанием пусть обозначает происходящее. От подражания до спонтанного называния, это формирует речь и общение.

      -Потом включайте попеременную игру, играйте на одном инструменте потом на другом, пока ребёнок без ошибочно научится обозначать с помощью жеста и звукоподражания на чём Вы играете.

      -Далее обучите ребёнка различать звучания на слух. Ребёнок отвечает что за инструмент звучит, указывает на картинку, или с помощью звукоподражательного жеста. Ребёнок воспринимает на слух звучания, рассматривая изображённый инструмент.

      joyisv.ru