Эмпирическое исследование стресса

Эмпирическое исследование эмоционального стресса у студентов в период экзаменационной сессии

Глава 1. Теоретические основы проблемы стресса…………………………….6

Понятие эмоционального стресса и его изучение в психологии………….6

Исследования стресса в психологии и психофизиологии………………. 13

Характеристика видов стресса и причин его возникновения…………….15

Этапы эмоционального стресса…………………………………………….19

Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального стресса у студентов в период экзаменационной сессии………………………………………………..23

Описание экпериментальной выборки и методов исследования………. 23

Сравнительный анализ результатов исследования………………………..25

В настоящее время такой термин как стресс получил очень широкое распространение. Трудно найти научный термин, который использовался бы так же часто, как слово «стресс». Употребляя этот термин, люди обычно подразумевают, что они находятся в состоянии нервного напряжения, что они утомлены или подавлены. Между тем, стресс – вовсе не «болезненное» состояние, а средство, при помощи которого организм борется с нежелательными воздействиями.

Стресс стал естественной и неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем на него внимания, в то время как длительное воздействие отрицательных эмоций, грозит опасностью возникновения различных психосоматических заболеваний.

Проблемой стресса занимались такие авторы как Г.Селье, Р.Лазарус, Р.Ланьер, В.Л. Марищук.

Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Наиболее широко употребляемым определением является следующее: «Стресс — это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое .»

Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Например ситуация экзамена непременно сопряжена со стрессом, и в данной работе мы хотим проанализировать именно эту ситуацию, так как на сегодняшний день она очень актуальна, и вызывает большой интерес именно в сфере образования. Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся высшей школы. Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это одна из задач воспитателей, педагогов социальных педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс тренинговых курсов, здоровье сберегающих технологий.

Изучить и сравнить уровни эмоционального стресса у студентов в период экзаменационной сессии.

Объект исследования: стресс, как состояние эмоциональной напряженности,

Предмет исследования: уровни эмоционального стресса у студентов в период экзаменационной сессии.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что различия в уровнях стресса у студентов младших и старших курсов существуют.

мы предполагаем, что различия в уровнях стресса у студентов младших и старших курсов не существуют.

1.проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2.Выявить уровни эмоционального стресса у студентов младших и старших курсов.

3.провести сравнительный анализ эмоционального стресса у студентов младших и старших курсов в период экзаменационной сессии.

Теоретико-методологической основой является положение В.Л. Марищука о том, что стресс это напряженное состояние организма человека как физическое так и психическое.

Для решения поставленных задач и исходных положений был использован комплекс методов исследования:

Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Эмпирические: тест на учебный стресс и тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Вилиансона (Интернет сайт www.psyholog-911.ru.)

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведенный анализ позволит расширить и уточнить знания об эмоциональном стрессе.

Практическая значимость заключается в том, что данные полученные на основе сравнительного анализа могут использоваться в работе психологов и педагогов ,а также в организации экзаменационной ситуации.

Надежность и достоверность данных в исследовании, обеспечивается применением стандартизированных и валидных методик, адекватных цели и объекту исследования.

Структура работы: работа включает в себя введение, две главы: одна теоретическая, а вторая – практическая, заключение, список литературы, состоящий из источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы проблемы стресса.

1. 1 Понятие эмоционального стресса и его изучение в психологии.

Понятие стресса можно отнести к одной из базовых научных категорий, которая стала предметом изучения целого комплекса дисциплин: биологии и медицины, физиологии и психологии, наук об управлении, демографии, юриспруденции и даже политологии. В самом общем виде его можно определить как естественную приспособительную реакцию живого организма на любое возмущение в окружающей среде. Это понятие, возникшее в физиологии в 30-х гг. ХХ в., очень быстро вышло за границы узкобиологической трактовки и стало широко использоваться как в науке, так и в житейской практике. Именно с помощью слова «стресс» мы привычно объясняем свои ошибки или неадекватные поступки при возникновении трудностей, целый букет острых эмоциональных реакций, а также возникающие впоследствии ощущения полного истощения, усталости и даже болезни. Удивительно, но такой короткий термин отражает три основные аспекта, на которых сконцентрировано внимание современных исследований стресса: 1) стресс как ситуация или присущие ей риск-факторы, требующие дополнительной мобилизации и изменений в поведении человека; 2) стресс как состояние, включающее целую палитру специфических физиологических и психологических проявлений; 3) стресс как отсроченные негативные последствия острых переживаний, нарушающих дееспособность и здоровье человека.

Непосредственным прародителем концепции стресса стал крупнейший французский физиолог К. Бернар. Он экспериментально разработал принципы поддержания постоянства внутренних сред организма, лежащих в основе теории гомеостаз. Для того чтобы выжить в постоянно изменяющихся внешних условиях, организм должен сохранять сбалансированный режим протекания жизненно важных функций в минимальном диапазоне допустимых изменений: для нормальной жизнедеятельности у нас должна поддерживаться постоянная температура тела, кровяное давление и осмотическое давление в клетках, состав крови, содержание кислоты в желудочном соке и многое другое. Любой выход за пределы допустимого диапазона чреват срывом механизмов адаптации, возникновением болезней и даже летальным исходом. Так, мы все знаем, что нормальная температура тела человека колеблется в пределах 36-37оС, а ее понижение или повышение от 34оС до 40,5оС представляет реальную угрозу его жизни, тогда как температура среды обитания может изменяться в пределах нескольких десятков градусов. Для того чтобы организм мог пластично адаптироваться и активно действовать в столь изменчивом внешнем мире, природа снабдила нас сложнейшими регуляторными механизмами, включающими слаженную работу нейрогуморальных, барьерных и выделительных систем.

Теория гомеостаза получила развитие в работах известного американского психофизиолога У. Кеннона, показавшего решающую роль вегетативной нервной системы и гормональной регуляции в формировании приспособительного поведения. Им впервые была продемонстрирована непосредственная связь между гуморальными механизмами энергетической мобилизации и возникновением эмоциональных реакций, определяющих целостный паттерн реагирования живого существа на осложнение ситуации.

Естественным развитием изучения природы адаптационных процессов стало создание концепции стресса.

Родоначальником концепции стресса являлся один из крупнейших физиологов ХХ в. Г. Селье. Он родился в 1907 г. в пригороде Вены, центре Австро-Венгерской империи, получил начальное медицинское образование в Праге, а затем в университетах Парижа и Рима. Спасаясь от нацизма, он эмигрировал в Америку и, проработав два года в знаменитом медицинском центре США — Университете Дж. Гопкинса, продолжил исследования в университете Макгилла в Канаде. Трудный путь эмигранта дал ему многое в плане формирования общенаучной философии мышления. Впитав принципы целостности анализа явлений, развиваемых в европейском естествознании, и пройдя школу «строгого эксперимента» в США, он смог увидеть нечто общее и уникальное в побочных результатах своих опытов над грызунами, которых подвергал различным вредоносным воздействиям. Результаты исследований дали ему основание сформулировать оригинальную концепцию общего адаптационного синдрома, для краткости обозначенного как стресс (от англ. stress — давление, напряжение, нажим). Впервые основные положения концепции были опубликованы им в статье, вышедшей в журнале Nature в ноябре 1936 г.Появление этой публикации вызвало живой интерес у специалистов, поскольку содержащиеся в ней материалы радикально меняли существующие представления о природе реакции приспособления организма к воздействию разнообразных экстраординарных факторов. Селье показал, что вслед за воздействием какого-либо травмирующего агента (токсины, ожог, переохлаждение, облучение, болевой шок и др.) в организме животного помимо ожидаемых локальных нарушений происходит целый ряд неспецифических изменений, не имеющих прямого отношения к характеру воздействующего фактора. Это позволило ему определить стресс как защитную реакцию организма на повреждение как таковое, суть которой состоит в генерализованной мобилизации внутренних ресурсов для преодоления возникших затруднений. Им были описаны также закономерности проявлений синдрома стресса и его развития во времени.

В опытах на грызунах, а позднее и на высших млекопитающих Селье обнаружил, что в ответ на любое агрессивное воздействие внешней среды в протекании физиологических процессов (прежде всего биохимических) происходит три типа характерных изменений. Они получили название классической триады признаков стресса. Во-первых, происходит увеличение коры надпочечников и резкий выброс в кровь катехоламинов (адреналина, норадреналина и их производных), что приводит к мощному усилению вегетатики — учащению частоты сердечных сокращений и повышению тонуса сосудов, повышению тонуса мышц, усилению дыхания, обогащению состава крови кислородом и глюкозой. По сути дела, автоматически повышается готовность к экстренным действиям в сложной ситуации: бежать, драться, защищаться, прятаться и т.д.

Второй характерный признак стресса — точечное изъязвление слизистых желудка и кишечника. Этот на первый взгляд непонятный феномен объясняется тем, что в период острого реагирования на опасность работа организма перестраивается на режим траты сил, а процессы восстановления и накопления ресурсов блокируются. Выделение секретов во многих органах приостанавливается: в частности, сокращается секреция желудочного сока, что приводит к высушиванию слизистых и, как следствие, их естественной травматизации. Причина столь «жестокого» обращения организма с самим собой двояка. С одной стороны, это защита от потребления чего-либо неподобающего в критической ситуации. С другой стороны, усвоение новых питательных веществ — «дорогостоящий» процесс, на который у организма в условиях повышенной активности нет средств (кстати, «заедание» неприятностей, которым грешат многие люди в стрессовой ситуации, — скорее форма, а пассивного ухода от активного реагирования на трудности.)

works.doklad.ru

Эмпирическое исследование влияния стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу младшего школьника

Теоретические основы стресса и стрессовых ситуаций. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоционального состояния младших школьников. Особенности проявления стрессовых ситуаций у детей. Причины тревожности и примеры ее профилактики.

Подобные документы

Понятие, причины возникновения и основные стадии стресса. Анализ психологических проблем на предприятии ЗАО «Мирный» как предпосылок возникновения стрессовых ситуаций персонала. Рекомендации по снижению и нейтрализации стрессовых ситуаций на предприятии.

курсовая работа, добавлен 19.06.2014

Проблема профессионального стресса. Характер и виды напряжённых ситуаций в педагогической деятельности. Методы формирования эмоциональной устойчивости в период подготовки молодых специалистов. Практические рекомендации по преодолению стрессовых ситуаций.

дипломная работа, добавлен 13.11.2014

Исследование влияния нарушений в детско-родительских отношениях на рост тревожности и страхов ребенка. Анализ характерных особенностей эмоциональной сферы младших школьников. Изучение зависимости эмоционального благополучия детей от стилей воспитания.

дипломная работа, добавлен 05.04.2012

Понятие и сущность стрессовых ситуаций. Психологическая характеристика старшеклассников. Анализ влияния акцентуаций характера на поведение старшеклассников в стрессовой ситуации. Эмпирическое исследование Я-концепции и способности в возникновении стресса.

курсовая работа, добавлен 29.04.2014

Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности младшего школьника, значение эмоций и их роль в жизнедеятельности человека. Эмпирическое исследование тревожности как негативного эмоционального состояния, интерпретация результатов исследования.

дипломная работа, добавлен 16.06.2011

Роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса. Три этапа в развитии стресса: тревога (фазы шока и противошока), резистентность и истощение. Основные причины возникновения стрессовых ситуаций.

реферат, добавлен 19.11.2014

Общая черта напряженности и стресса — неспецифической (общей) реакции организма на воздействие, нарушающее его гомеостаз. Понятие, фазы и составляющие стресса в организациях. Последствия стресса и стрессовых ситуаций для организационного поведения.

курсовая работа, добавлен 24.05.2015

Анализ посттравматических стрессовых расстройств. Экспериментальное исследование посттравматических стрессовых расстройств у военнослужащих, участников боевых действий. Разработка программы психологической поддержки участников локальных конфликтов.

дипломная работа, добавлен 17.09.2011

Понятие и характеристика стресса. Причины его появления у людей. Классификация эмоциональных состояний. Причины стрессовых ситуаций и их преодоление. Методы борьбы со стрессом. Главные причины утраты единиц жизненной силы согласно стресс-анализу.

реферат, добавлен 14.12.2013

Теоретические основы изучения эмоций, проблемы эмоциональной неустойчивости личности. Эмоциональная неустойчивость и проявление стрессовых ситуаций как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения. Влияние стресса на психологическое здоровье.

allbest.ru

Глава 2. Эмпирическое исследование психосоматических проявлений стресса у современных студентов

2. 1 Организация и методы исследования Для эмпирического исследования психосоматических проявлений стресса у студентов мы выбрали 3 методики (тест «Анализ стиля жизни», тест на стресс и депрессию по методике Спилбергера-Радюка, тест на учебный стресс Ю.В. Щербатых) и анкету для оценки психофизического состояния. Для исследования нами было отобрано 40 студентов ЕГУ имени И.А. Бунина, обучающихся по специальностям «Психология», «Начальное образование» и «Дошкольное образование». Возраст студентов: 19-21 год. 1. Тест «Анализ стиля жизни» разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона. Предназначен для выявления уровня стрессоустойчивости. Тест представлен в Приложении 1.

2. Опросник Спилбергера был разработан для первичного выявления стресса и депрессии, а также для оценки ситуативной (в данный момент) и личностной (обычно) тревожности. Тест Спилбергера позволяет оценить уровень нервного напряжения и, в частности, уровень эмоционального стресса. Оцениваются значения четырёх основных эмоциональных состояний в данный момент и обычно (любознательности, тревоги, агрессии и депрессии) В сумме получается 8 шкал. Автор теста – Ч.Д. Спилбергер, автор адаптации – О.М. Радюк. Высокий уровень тревоги и агрессии говорит о наличии стресса, высокий уровень любознательности — об отсутствии стресса и депрессии. Тест представлен в Приложении 2.

3. Тест на учебный стресс Ю.В. Щербатых позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами. Текст опросника представлен в Приложении 3. 4. Анкета для оценки психофизического состояния была разработана с целью выявления признаков и их уровня выраженности. Анкета была разработана на основе разработанного В. Ю. Щербатых «Теста на учебный стресс». Анкета состоит из 13 пунктов. Студентов просят оценить наличие и выраженность у них нескольких признаком по 10-бальной шкале (где 0-вообще не проявляются признаки; 10 – максимально выражено). Просят обвести или подчеркнуть нужную цифру. Текст анкеты представлен в Приложении 4.

2. 2 Анализ результатов исследования Результаты теста «Анализ стиля жизни», проведённого нами среди 40 студентов, представлен в таблице 1.

По результатам методики № 1 было выявлено 4 группы испытуемых с одинаковым количеством: с высокой стрессоустойчивостью, с нормальной, слабой и отсутствием стрессоустойчивости (балльное распределение смотри в приложении 1). Результаты представлены на диаграмме 1.

По данным таблицы 1 построим диаграмму.

Рисунок 1 — Диаграмма по результатам теста «Анализ стиля жизни»

Как видно из диаграммы, 25% студентов обладают высокой устойчивостью к стрессовым ситуациям, 25% — нормальной устойчивостью. И также на 25% студентов стрессовые ситуации оказывают немалое влияние, и они им не очень сильно сопротивляются. 25 % студентов очень уязвимы для стресса, им следует серьезно задуматься о своей жизни. Далее приведём результаты исследования по опроснику Спилбергера-Радюка (таблица 2).

По методике № 2 были получены следующие результаты ( смотреть в приложении 2)

По данным, приведённым в таблице 2, построим диаграммы.

Рисунок 2 — Диаграмма по результатам опросника Спилбергера-Радюка: нормальные значения шкалы

Где: ИЛ – интенсивность любознательности (Интерес);

ИА – интенсивность агрессии (Агрессия);

ИТ – интенсивность тревоги (Тревога);

ИД – интенсивность депрессии (Депрессия);

ЧЛ – частота любознательности (Любознательность);

ЧА – частота агрессии (Агрессивность);

ЧТ – частота тревоги ( Тревожность);

ЧД – частота депрессии (Депрессивность).

Рисунок 3 — Диаграмма по результатам опросника Спилбергера-Радюка: повышенные значения шкалы

……………. Результаты по стрессу

Из диаграмм на рисунках 2 и 3 мы можем сделать вывод о том, что 50% студентов обладают нормальной интенсивностью и частотой любознательности, частотами агрессии, тревожности и депрессивности. 40% студентов обладают нормальной интенсивностью агрессии, 43% — нормальной интенсивностью тревоги и 45% — нормальной интенсивностью депрессии. Однако в данной выборке 60% студентов обладают повышенной интенсивностью агрессии, 57% — повышенной интенсивностью тревоги и 55% — повышенной интенсивностью депрессии.

Таким образом, практически у 60% студентов на лицо стресс (ИТ+ИА). Отсюда, можно сделать вывод о том, что у студентов у которых преобладает повышенная интенсивность агрессии, тревоги и депрессии, в жизни постоянно присутствует стресс и это не удивительно, так как существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс — спутник студенческой жизни. А студенты, у которых преобладает нормальная интенсивностью частоты любознательности, частоты агрессии, тревожности и депрессивности, не так подвержены стрессу как предыдущие и у них на данном этапе жизни все находится в норме, они не подвержены депрессии, возникновению хронических заболеваний и вследствие чего у них нет причин для беспокойства.

Результаты теста Ю.В. Щербатых представлены в таблице 3. Данная таблица представлена в приложении 3.

Таблица 3. Результаты теста на учебный стресс

Итак, основными причинами возникновения стресса у студентов являются большая учебная нагрузка и страх перед будущим. Меньше всего студентов волнует проблема совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе. Средний показатель экзаменационного волнения в группе — 8,3. Студенты волнуются больше нормы, возможно, это связано с одной из популярных причин стресса «страх перед будущим». Уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы: Значительно уменьшился у 12 студентов (30%); Незначительно уменьшился у 7 студентов (17,5%); Не изменился у 10 студентов (25%); Незначительно возрос у 5 студентов (12,5%); Значительно увеличился у 6 студентов (15%). Проявляется стресс в группе в основном на психологическом уровне, что сказывается на понижении работоспособности студентов, плохом сне, нехватке времени. Биологические признаки проявления стресса у большинства студентов присутствуют в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов в группе. Основным способом снятия стресса является сон (используют 100% опрошенных). Радует то, что алкоголь, сигареты, наркотики в качестве приема снятия стресса в группе практически не используются. Из биологических признаков проявления стресса можно выделить учащение сердцебиения и различные боли. Остальные признаки присутствуют у меньшей части студентов. Наконец, результаты опроса с помощью анкеты для оценки психофизического состояния представлен в таблице 4, которую можно посмотреть в приложении 4.

По результатам проведённых исследований нами были сформированы 2 группы: контрольная и экспериментальная. В контрольную группу вошли 20 студентов с низким уровнем стресса ( 30 баллов).

Далее мы определили учебную нагрузку и психофизические показатели по каждой из групп, и с помощью t-критерия Стьюдента выяснили, значимы ли их различия по группам или нет. Дополнительно нами была рассмотрена стрессоустойчивость по группам. Всё это оформим в виде таблицы 5.

Таблица 5. Сводная таблица результатов эмпирического исследования

Выводы по главе 2 Таким образом, в рамках данного исследования мы рассмотрели психосоматические особенности стресса у современных студентов. Из 40 студентов были сформированы 2 группы: контрольная с низким уровнем стресса и экспериментальная — с высоким. Далее мы установили влияние учебной нагрузки на респондентов каждой группы и с помощью t-критерия Стьюдента выяснили, значимы ли различия между группами. Интервал значимости составил 2,98. Следовательно, различия были значимыми. По психофизическим показателям респондентов контрольной и экспериментальной групп интервал значимости по t-критерию Стьюдента составил 3,11, т. е. различия также значимые. Дополнительно мы проанализировали стрессоустойчивость по группам и пришли к выводу, что стрессоустойчивость выше в контрольной группе, то есть у тех студентов, у которых низкий уровень стресса.

Заключение Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все — от новорожденного до немощного старика. Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции. Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека. В психологии стресс понимают как состояние психического напряжения, которое возникает у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях как в повседневной жизни, так и при особых экстремальных состояниях. Различаются физиологический стресс и психологический стресс. К психологическим признакам, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса можно отнести снижение аппетита, злоупотребление вредными привычками, депрессию, дезорганизованность, несамостоятельность и др. Ганс Селье выделил три стадии в развитии общего адаптационного синдрома. Первую стадию он назвал стадией тревоги, это момент столкновения организма со стрессом, на этой стадии выделяются гормоны стресса. В итоге нарушается аппетит, усвоение поступающей пищи. Потом идет стадия резистентности, на этой стадии показана устойчивая сопротивляемость к стрессу, мобилизируются все системы организма, такие проявления стресса как: тревога, агрессия, возбудимость практически исчезают. Но при продолжении воздействия стресса на организм наступает третья стадия, это стадия истощения. На этой стадии начинают возникать серьезные нарушения, соматические заболевания, психологические расстройства и человек самостоятельно уже не может выйти из стрессового состояния, и ему требуется посторонняя помощь. Стресс нарушает деятельность человека, его поведение, привычный образ жизни, приводит к различным психо-эмоциональным нарушениям, функциональный уровень нарушается и в итоге это приводит к нарушению деятельности в целом, и к развитию в дальнейшем серьезных заболеваний. Выделяют 2 вида стресса: это кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стресс. Эти виды стресса оказывают разное влияние на здоровье человека. Кратковременный стресс – это как бы предверие появления долговременного стресса, при нем сильно расходуются адаптационные резервы организма и в связи с этим начинают мобилизироваться «глубокие». К этому виду стресса можно отнести – поход к стоматологу, экзамен и т. д. Долговременный стресс несет уже более тяжелые последствия. Особенностью этого вида стресса является то, что его течение может быть скрытым. Этот стресс со временем может переходить в тяжелые заболевания. Помимо этого выделяют и такие виды стресса как: нервный, хронический, физиологический, психологический. В студенческой жизни есть и ситуации стрессогенного характера, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Психосоматические расстройства занимают лидирующее место в настоящее время и на протяжении уже многих лет их постоянно исследуют в рамках психосоматической медицины из-за их быстрого роста. В основе этих расстройств всегда главное место занимает — невроз. Он начинается тогда, когда здоровые органы, начинают плохо функционировать. В основе неврозов, почти всегда обнаруживается внутренний конфликт, у человека возникает ощущений упущения счастливого случай, он испытывает вину и в итоге возникают психотравмы. Если переживания значимы для человека, то только тогда они и становятся источником невроза. Проявления психосоматических расстройств, имеющие отчасти образно-символическое значение («язык тела»), являются также проявлением защитно-компенсаторных механизмов, способом противостояния подсознательных фрагментов психики подавлению со стороны сознательной цензуры. Тем самым подобные конверсионные и диссоциативные механизмы психосоматических нарушений отражают внутреннюю двойственность, противоречивость человеческой психики. Основным отличием всех ранее описанных психосоматических расстройств от обычных (телесных), является характер их протекания. Сильные ухудшения всегда совпадают именно тогда, когда человек испытывает бурные душевные переживания, эти переживания особенно часто проявляются именно в студенческой жизни. Но также важно помнить и о личностной предрасположенности, о личностно-типологических особенностях, в результате которых в будущем возникают психосоматические нарушения. Повышенное психическое напряжение, всевозможные неудачи, страхи, переживание чувства повышенной опасности являются наиболее разрушительными стрессорами для человека. В рамках данного исследования мы рассмотрели психосоматические особенности стресса у современных студентов. Из 40 студентов были сформированы 2 группы: контрольная с низким уровнем стресса и экспериментальная — с высоким. Далее мы установили влияние учебной нагрузки на респондентов каждой группы и с помощью t-критерия Стьюдента выяснили, значимы ли различия между группами. Интервал значимости составил 2,98. Следовательно, различия были значимыми. По психофизическим показателям респондентов контрольной и экспериментальной групп интервал значимости по t-критерию Стьюдента составил 3,11, т. е. различия также значимые.

Дополнительно мы проанализировали стрессоустойчивость по группам и пришли к выводу, что стрессоустойчивость выше в контрольной группе, то есть у тех студентов, у которых низкий уровень стресса.

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. – 5-е изд. – М.: Академический проспект: Альма Матер, 2012. – 702 с.

2. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. — М.: Педагогика, 1984. — 214-276 с.

3. Бодров, В.А. Информационный стресс [Текст]. М.: ПЕР СЭ, 2014. — 382 с.

4. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] — М.: ПЕР СЭ, 2011. – 528 с.

5. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2005.-416с.

6. Габдреева, Г. Ш, Практикум по психологии состояний [Текст]: учебное пособие/ Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров; под ред. А. О. Прохорова.-М.: Речь, 2004.-480с.

7. Игумнов, С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы [Текст]:. — СПб.: Речь, 2014. – 217 с.

8. Изард, К. Эмоции человека [Текст]:. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 440 с.

9. Лайтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1971.

10. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.

11. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип./ В.С. Мухина — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.

12. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. — 2-е изд. — Мн.: «Попурри», 2012. – 848 с.

13. Митева, И.Ю. Курс управления стрессом [Текст]:. Москва: ИКЦ «МарТ», 2014. — с.288

14. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. — Казань, 1991.

15. Селье, Г. На уровне целого организма [Текст]:. М.: Наука, 1972. — 122 с.

16. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст]:. М.: Прогресс, 1979. — 124 с.

17. Смит, Т. Д.ж. Профессиональный стресс // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. — 356-392 с.

18. Фаустов, А.С., Щербатых, Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2011, №4, 38-39 с.

19. Холл Келвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности — 2005.

20. Хорни, К. [Текст]: Невротическая личность нашего времени. — СПб.: Питер, 2002. — 224 с.

megapredmet.ru