Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью

Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью

Проблема эстетического воспитания детей и юношества сегодня стоит крайне остро. Недооценка в социальной политике роли эстетического сознания, художественной культуры как факторов динамического развития общества; культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности классического искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицанию; усиление разрыва между массовой и классической культурой, которая приобретает все более элитарный характер; второстепенная роль предметов культурно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях, устойчивый подход к ним как к остаточным и факультативным — все это приводит к обеднению эмоционального мира детей и подростков, к эстетической безвкусице, нравственной глухоте, дегуманизации поведения. Доставляет беспокойство и содержание получаемой детьми информации по художественным дисциплинам. Большую часть художественной информации дети получают через аудиовизуальные (телевидение, радиовещание, кино, диски аудио- и видеозаписей) каналы и средства эстетической организации окружающей среды (архитектурные ансамбли, монументальная скульптура, живопись).

Однако достаточной подготовки к адекватному постижению художественных качеств окружающей среды и полноценному восприятию музыкального, изобразительного и других видов искусства дети, как правило, не получают ни в семье, ни в школе, поэтому художественные и эстетические вкусы формируются у детей в подавляющем большинстве случаев спонтанно. Дома дети и подростки в основном контактируют не с членами семьи, а с компьютерами и средствами массовой коммуникации, постоянно потребляя музыкальную и иную продукцию, неконтролируемую родителями. А ведь приобщение молодежи к культуре вообще и к художественной культуре в частности — это не только вопрос, связанный с развитием ее художественного, эстетического вкуса, но и очень серьезная проблема формирования личности современного человека, способного содержательно проводить свой досуг, духовно обогащаться в процессе общения с искусством. Таким образом, сложилась определенная диспропорция в области эстетического воспитания.

Данный спектр проблем еще более остро очерчивается в процессе воспитания умственно отсталых детей, нравственное и эстетическое развитие которых осложняется не только наличием специфических особенностей, обусловленных интеллектуальным дефектом, но и довольно часто неблагоприятной средой воспитания и развития как в семье, так и в школе. В настоящее время в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида эстетическое воспитание довольно часто выступает как второстепенное занятие развлекательно-досугового характера и так же, как и в массовой школе, практически вытеснено из учебного процесса (в базисном учебном плане школ VIII вида образовательная область «Искусство» занимает 6,2 %). Ситуация еще более усугубляется слабой материально-технической базой и отсутствием квалифицированных кадров. В этой связи проблема эстетического воспитания умственно отсталых школьников представляется одной из актуальных проблем современной специальной педагогики.

Эстетическое воспитание в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является не только одним из направлений воспитательной работы, но и неотъемлемой частью единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети способны достаточно продвинуться в своем эстетическом развитии, у них формируется интеллектуальная и эмоциональная отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, многие способны овладеть элементами художественного творчества, освоить простейшие навыки и умения создавать красивое (И.А. Грошенков [1], И.В. Евтушенко [2-4], С.Н. Миловская [5]).

Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся значительно осложняется в силу присущих данной категории детей с ограниченными возможностями здоровья особенностей: недостатков познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сфер. Вследствие этого работа по эстетическому воспитанию в специальной школе VIII вида имеет определенную специфику, обусловленную нарушениями психофизического развития воспитанников, и требует специальной организации, предусматривающей: более элементарный уровень содержания эстетического воспитания по сравнению с массовой школой; рациональное использование разнообразных форм, методов и средств эстетического обучения и воспитания, отвечающих возможностям учащихся; коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

В процессе эстетического воспитания умственно отсталых детей решаются прямые и косвенные задачи. К прямым задачам относят: развитие у умственно отсталого ребенка способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование у него художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства и к объектам действительности и их эстетической оценки. Умственно отсталый школьник должен научиться видеть прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, понимать, чувствовать и выражать свое отношение к этим явлениям в той или иной доступной ему форме. В неразрывной связи с прямыми задачами решаются косвенные, реализуемые в процессе решения задач других направлений воспитательного процесса (умственного, нравственного, физического, трудового и др.), основанные на привлечении внимания учащихся к различным произведениям искусства, отражающим представления о красоте и доброте.

Все задачи эстетического воспитания умственно отсталых школьников можно распределить на пять групп. К первой группе относятся задачи, направленные на коррекцию дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей, становление личности каждого ребенка и подготовку его к самостоятельной жизни. Задачи второй группы направлены на развития у умственно отсталых детей эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать красивое в повседневной жизни, природе, искусстве, обогащение опыта эстетическими впечатления, формирование запаса эстетических образцов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов, приучение к нравственно-этическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям. В третью группу выделяются задачи, включающие формирование элементов эстетического сознания умственно отсталых детей (объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки), основанного на формировании системы разнообразных эталонов: сенсорных (свойства и качества предметов), эмоциональных (эмоции и чувства), искусствоведческих (виды и жанры искусства, выразительные средства, произведения разных видов, знание имен авторов различных произведений искусства), эстетических (красивое — некрасивое), развитие и совершенствование эмоциональной сферы умственно отсталых детей, добиваясь адекватной реакции на красоту природы, окружающей обстановки и произведений искусства. К четвертой группе относятся задачи, позволяющие приобщить детей к активной эстетической и художественной деятельности: развитие эстетического и художественного восприятия, формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности, воспитание у детей потребности активно и творчески вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми на основе формирования соответствующих умений и навыков. К пятой группе задач относят задачи, направленные на формирование у каждого ребенка общих и специальных художественно-творческих способностей (наклонностей).

Группы задач эстетического воспитания взаимосвязаны и взаимообусловлены. На основе задач разрабатываются содержание и методика эстетического воспитания.

Можно выделить следующие группы методов эстетического воспитания:

  1. Методы, направленные на формирование эстетической восприимчивости окружающей действительности и произведений искусства, эмоциональной отзывчивости на них, эстетических чувств, интересов, потребностей, отношений (восприятие и наблюдение за окружающими предметами и явлениями, рассматривание или прослушивание произведений искусства, сравнение или сопоставление их).
  2. Методы, направленные на формирование элементов эстетического сознания (беседы, рассказы, экскурсии, прогулки с наблюдениями, игра).
  3. Методы, направленные на приобщение детей к эстетической и художественной деятельности, развитие у них умений и навыков художественного воспроизведения окружающих форм (показ способа действия, образцов для обследования, тренировочные упражнения с целью освоения элементарных средств художественной выразительности в зависимости от вида искусства).
  4. Методы, направленные на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий (создание ситуаций творческого поиска, придумывание вариантов решений, индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей, поощрение творческих решений).

Во все названные группы методов следует активно включать игровые ситуации (особенно в младшем школьном возрасте), а также приемы, повышающие интерес умственно отсталых детей к деятельности и способствующие ее усвоению.

Разнообразие задач содержания эстетического воспитания требует как разнообразия методов, так и форм организации эстетического воспитания в специальной школе VIII вида.

Эстетическое воспитание учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида осуществляется в процессе обучения (на уроках) и во внеклассное время. Система коррекционно-воспитательной работы предполагает эстетическое воспитание в ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего периода обучения. Ряд учебных дисциплин в силу их специфики (изобразительное искусство, музыка и пение, ритмика, трудовое обучение, физическая культура) обладают большими возможностями для эстетического воспитания, остальные меньшими. Однако очень важно, чтобы каждый учебный предмет был максимально использован в целях эстетического воспитания. При этом также необходимо помнить, что органичное включение эстетических средств воздействия на умственно отсталых учащихся, с присущими этим средствам красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающей чувства ребенка, значительно повышают результативность усвоения учебного материала.

Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, музыки и пения и ритмики, вследствие непосредственного включения умственно отсталого ребенка в определенный вид искусства (живопись, музыка, танец) и формирования у него доступной эстетическо-художественной деятельности в рамках данного вида искусства. Однако нередко за формированием программных знаний, умений и навыков теряется основная цель данных уроков, их эстетическая и воспитывающая направленность. Несмотря на то, что программы по изобразительному искусству и музыке и пению составлены так, что предполагают, во-первых, коррекцию недостатков развития умственно отсталых детей, во-вторых, формирование элементарных умений и навыков по данным видам художественной деятельности (обучение элементарному рисованию, пению, игре на музыкальных инструментах), и, в-третьих, формирование эмоционально-эстетического восприятия, — основной своей задачи они, как правило, не решают. Формальное обучение рисованию, пению, музыкально-ритмическим движениям без формирования у умственно отсталых учащихся основных представлений о характерных особенностях определенного вида искусства, средствах его художественной выразительности, эстетического восприятия произведений искусств делают невозможным решение задач эстетического воспитания и развития. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась на уроках ритмики, которая традиционно относится к специфическим коррекционным предметам и не рассматривается в качестве предмета художественно-эстетического, несмотря на то, что является синтезом двух видов искусств (музыки и танца). Существующая программа по ритмике для специальных (коррекционных) школ VIII вида не предполагает формирование эстетических представлений и понятий, художественных видов деятельности. За формированием двигательных умений и навыков, коррекции психомоторных нарушений умственно отсталых детей (что, несомненно, важно), нивелируется художественная и эстетическая ценность музыки и танца как видов искусства, не используются в полной мере их воспитательные и развивающие возможности.

Важным средством эстетического воспитания, особенно учащихся младших классов, являются уроки трудового обучения (ручного труда), на которых учащиеся работают с различными материалами, привлекающими и радующими детей, как во время деятельности, так и в момент, когда работа закончена. В трудовом процессе активно участвуют все органы чувств, благодаря чему создаются выгодные условия для развития эстетического восприятия и элементов художественного творчества.

Нельзя также не отметить особую роль в эстетическом воспитании умственно отсталых школьников уроков чтения и развития речи. Содержание литературных произведений, предлагаемых для чтения, само по себе оказывает благоприятное воздействие на личность умственно отсталого ребенка, предоставляет богатый материал для его нравственного и эстетического развития. Однако не следует забывать и о влиянии художественного слова, которое раскрывает перед умственно отсталым ребенком красоту и богатство родного языка. Не только содержание литературного произведения определяет эстетическую окраску и ценность уроков чтения. Особое воспитательное значение имеет художественное слово учителя. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы умственно отсталых школьников, вызывает у них сочувственное переживание. Выразительное же чтение художественных произведений побуждает у учащихся интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение — одно из самых результативных средств эстетического воспитания, и важно его использовать на всех этапах школьного обучения.

Внеклассная работа в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, а особенно в школах-интернатах VIII вида весьма разнообразна и позволяет использовать различные формы и средства эстетического воспитания. В современной практике применяются, как правило, три основные формы такой работы: массовая (общешкольные мероприятия: праздники, утренники, соревнования, концерты и т.п.), групповая (занятия в кружках, студиях, секциях и т.п.) и индивидуальная (обучение отдельных учащихся элементам художественной деятельности в рамках определенного вида искусства). Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию. К основным средствам эстетического воспитания во внеклассной работе относят: устройство быта и создание благоприятных условий для труда; организация творческой и исполнительской деятельности; демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой.

Эстетическое воспитание начинается с внешней обстановки, с эстетики быта, которые формируют эстетический вкус ребенка. Однако только созерцательного отношения к красоте окружающего мира мало для воспитания вкуса, необходимо включать умственно отсталых детей в активную работу по благоустройству и оформлению помещений, содержанию дворов, пришкольных участков, игровых площадок. Необходимо постоянно заботиться о внешнем виде детей, предъявлять серьезные требования к состоянию рабочего места, учебных принадлежностей, инструментов, изделий. Составной частью эстетики быта также являются поведение учащихся и их взаимные отношения, формированию которых, как правило, уделяется огромное внимание.

Организация творческой и исполнительской деятельности осуществляется в разнообразных студиях дополнительного образования, секциях, клубах, объединяющих детей по склонностям и интересам. Занятия в них способствуют увлекательному заполнению досуга, создают условия для творчества и художественной самодеятельности. Наиболее часто организуемыми в специальных (коррекционных) школах VIII вида являются следующие виды студий дополнительного образования эстетической направленности: художественно-изобразительные (рисование, лепка, аппликация, выпиливание, выжигание, керамика, чеканка, художественное вышивание, мягкая игрушка и др.); художественно-музыкальные (хор, вокал, музыкальные инструменты, танцы); драматические (пантомима, драма, кукольный театр).

Практика организации подобной работы показывает возможность и целесообразность деятельности данных кружков, их положительного влияния на развитие личности умственно отсталого ребенка, коррекции имеющихся у него недостатков. Однако организация кружковой работы очень часто носит бессистемный характер, не являясь структурным звеном общей воспитательной системы школы, школы-интерната, не выполняя функций дополнительного образования, направленного на развитие высших психических функций умственно отсталого ребенка, формирование его личности, и, как конечная цель, на его социализацию. В подавляющем большинстве случаев работа студий дополнительного образования является не самоцелью, а механизмом подготовки и организации массовых мероприятий школьного и иного масштаба, тем самым не выполняя своей воспитывающей и развивающей функции.

Важным звеном в системе эстетического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида является работа по демонстрации или исполнению художественных произведений с их последующим разбором и оценкой. К данному виду работы, как правило, относятся тематические беседы о каком-либо виде искусства, сопровождаемые демонстрацией лучших произведений искусства, а также разнообразные гостиные (музыкальные, художественные, литературные).

Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на определенную теоретическую разработанность проблемы эстетического воспитания умственно отсталых школьников, отмечается разрыв между целеполаганием, методологией и реализацией процесса эстетического воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида, что обусловлено отсутствием четкой системы организации работы по данному направлению. В этой связи становится актуальной разработка модели эстетического воспитания (образования) умственно отсталых школьников в условиях специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, а также разработка критериев оценки эффективности данного процесса.

Рецензенты:

Евтушенко И.В., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.

Ткачева В.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.

www.science-education.ru

Цели и задачи эстетического воспитания в школе VIII вида

В специальных (коррекционных) классах VIII вида осуществляется комплексная система обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью, обеспечивающая адекватный их возможностям уровень общего образования и первоначальной профессиональной подготовки.

На сегодня разработана концепция развития образовательной и реабилитационной помощи детям с умственной отсталостью. В понятие общеобразовательного стандарта заложено несколько идей, которые призваны сохранить единое образовательное пространство.

Учебный план составляется на основе Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII вида и позволяет выполнить требования государства, предъявляемые к специальному федеральному государственному образовательному стандарту для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Система коррекционно-воспитательной работы школы VIII вида ставит своей целью эстетическое воспитание в, ходе преподавания всех учебных дисциплин на протяжении всего обучения. Ряд школьных предметов в силу их специфики (изобразительное искусство, пение и музыка, трудовое обучение, ритмика и физическая культура) обладает большими возможностями для эстетического воспитания, другие (математика, история и пр.) — меньшими. Однако важно, чтобы каждый предмет школьного цикла мог быть максимально использован для решения задач эстетического воспитания.

Усвоение учебного материала детьми с нарушениями интеллекта происходит значительно результативнее, если дидактический материал органично включает эстетические средства с присущими им свойствами — красочностью, выразительностью, образностью, — неизбежно затрагивающими чувства ребенка.

С учетом своеобразия развития таких детей и особой роли коррекционной школы как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

1. Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития детей с нарушениями интеллекта, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.

2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.

3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.

4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных детям с нарушением интеллекта художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореографии, ритмики, художественного рукоделия и т. д.).

Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение указанных выше задач. Поэтому нужна специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой школе, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения, в-третьих, коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Следовательно, эстетическое воспитание в школе VIII вида имеет определенную специфику, которая обусловлена конкретными проявлениями психофизического развития ее воспитанников.

studwood.ru

Эстетическое воспитание в коррекционной школе — неотъемлемая часть единого образовательного процесса. Специфические педагогические условия способствуют значительному продвижению в эстетическом развитии умственно отсталых детей, которые, несмотря на достигнутый результат, не в состоянии овладеть уровнем художественных и творческих умений, характерных для их сверстников, обучающихся в общеобразовательной школе. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия и, следовательно, становятся отчетливее, полнее и богаче представления. В процессе такого воспитания у учащихся удается сформировать положительную мотивацию и эмоциональную отзывчивость на объекты эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, отграничивать его от безобразного, дисгармоничного. Кроме того, многие школьники овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое.

Система коррекционно-образовательной работы специальной школы предусматривает непрерывное эстетическое воспитание на протяжении всего периода обучения. Одни учебные предметы в силу их специфики (изобразительное искусство, пение и музыка, чтение, трудовое обучение, ритмика, физическая культура, география и естествознание) обладают большими возможностями для этого, другие — меньшими. Однако важно, чтобы каждая образовательная дисциплина могла быть максимально использована для решения задач эстетического воспитания.

Дети с умственной отсталостью результативнее усваивают учебный материал, если на уроках органично используются средства, обладающие эстетическими свойствами — красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающими чувства ребенка. К таким средствам относятся: объекты природы, дизайн помещения, произведения искусства, гармоничные взаимоотношения между людьми, внешний вид человека, совершенство разнообразной деятельности, сложность движений и др.

Специфический характер развития школьников с интеллектуальным недоразвитием требует от педагога проявления особой заботы о воспитании у них умения видеть, слышать, чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, пения и музыки.

sites.google.com

Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся

Эстетическое воспитание умственно отсталых учащихся.

Кондакова О.Г. Московский Государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова.

Журнал «Современные проблемы науки и образования» 2013/№6.

В статье показана важность использования эстетического воспитания в процессе коррекции и компенсации нарушенного психического и эмоционального развития умственно отсталых школьников в современных условиях. В статье показана важность использования эстетического воспитания в процессе коррекции и компенсации нарушенного психического и эмоционального развития умственно отсталых школьников в со-временных условиях. Автор считает, что в процессе целенаправленного эстетического воспитания, используя специально подобранные средства эстетического воздействия (произведения искусства, природные факторы, украшения помещения), соответствующие коррекционным принципам, можно добиться успешного формирования положительных личностных качеств ребенка с легкой умственной отсталостью и его дальнейшей благополучной социализации. В статье выделены основные методологические подходы, повышающие эффективность процессов социализации умственно отсталых детей в образовательном процессе, где учитывается своеобразие психической деятельности, эмоционального состояния учащихся. Представлены результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся специальной школы для умственно отсталых детей.

Автор считает, что в процессе целенаправленного эстетического воспитания, используя специально подобранные средства эстетического воздействия (произведения искусства, природные факторы, украшения помещения), соответствующие коррекционным принципам, можно добиться успешного формирования положительных личностных качеств ребенка с легкой умственной отсталостью и его дальнейшей благополучной социализации. В статье выделены основные методологические подходы, повышающие эффективность процессов социализации умственно отсталых детей в образовательном процессе, где учитывается своеобразие психической деятельности, эмоционального состояния учащихся. Представлены результаты экспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся специальной школы для умственно отсталых детей.

ipk74.ru

Статья на тему:
«Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью в процессе проектной деятельности»

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм воспитания и обучения является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению.

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное

учреждение Иркутской области « Специальная (коррекционная)

школа – интернат №19 г. Тайшета»

«Эстетическое воспитание детей

с умственной отсталостью

в процессе проектной деятельности»

Подготовила: Сычева Екатерина Дмитриевна, воспитатель I кв. категории

Эстетическое воспитание — это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно, оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.

В основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность (В.А. Артемов, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.).

Эстетическая воспитанность предполагает: 1) эмоциональное отношение ко всему окружающему; 2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного; 3) наличие эстетических и нравственных суждений; 4) стремление к самостоятельному художественному творчеству.

Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает прежде всего чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность — это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.

Эстетическое воспитание во вспомогательной школе — неотъемлемая часть единого коррекционно-воспитательного процесса. При создании надлежащих педагогических условий умственно отсталые дети значительно продвигаются в эстетическом развитии, хотя и не в состоянии достичь того уровня, который характерен для их сверстников, обучающихся в массовой школе.

В ходе систематической и целенаправленной работы по эстетическому воспитанию прежде всего происходит сенсорное развитие учащихся, составляющее фундамент их умственного развития. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия, и, следовательно, становятся отчетливее и полнее представления. Чем выше качество восприятия, тем ярче и богаче представления.

В процессе эстетического воспитания у учащихся удается сформировать интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное. Благодаря педагогическому воздействию обогащаются чувства детей, а их эмоциональные переживания и реакция становятся разнообразными и устойчивыми. Многие школьники, кроме того, овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое (Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, С.М. Миловская).

С учетом своеобразия развития умственно отсталых детей и особой роли вспомогательной школы как специального учреждения эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

1. Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития умственно отсталых школьников, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.

2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и. правильным, аргументированным суждениям.

3. Развивать и совершенствовать эмоциональную, сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.

4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных умственно отсталым детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, пения, музыки, хореографии, ритмики, художественного рукоделия и т. д.).

Эстетическое воспитание в процессе внеклассной работы

Внеклассная работа во вспомогательных школах и школах-интернатах весьма многообразна и позволяет использовать различны формы и средства эстетического воспитания. В практике применяются три формы организации такой работы: а) массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, «творческие отчеты», соревнования и т.п.); б) групповая (занятия кружков, студий секций, команд и т.п.); в) индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, вышивке пению, игре на музыкальных инструментах и т.п.).

Выбор тех или иных форм, а также их сочетание зависят главным образом от содержания работы по эстетическому воспитанию.

Эффективность эстетического воспитания умственно отсталых школьников повышается, если эта работа организуется в системе, имеет четкое планирование и предусматривает взаимосвязь мероприятий, проводимых во внеклассное время, с программным содержанием уроков чтения, изобразительного искусства, пения, музыки и т.д. Существенное значение при этом имеет учет потенциальных возможностей учащихся на разных годах обучения, соответствие форм и средств эстетического воспитания индивидуальным, особенностям каждого ребенка, а также сочетание воспитательных, образовательных и коррекционных целей проводимой работы.

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм воспитания и обучения является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Но метод проекта в коррекционной школе имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.

Проектная деятельность в коррекционной школе позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и в контроле своей деятельности. В основе метода проектов лежит:

— развитие познавательных навыков учащихся,

— развитие критического и творческого мышления,

— умение ориентироваться в информационном пространстве,

— умение самостоятельно добывать и конструировать свои знания, ·

— умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Благодаря методу проектов и использованию информационных компьютерных технологий появилась возможность вовлечь обучающихся с ОВЗ в активную деятельность по выполнению творческих проектов.

Цель работы над проектами в нашей школе — включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Значимость этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать вид деятельности по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. Таким образом, ребята под руководством учителя, воспитателя учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания в различных областях, приобретать навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

Нелюбовь детей с нарушениями развития к описанию своей работы кроется в недостаточных умениях анализировать и оценивать свою деятельность, представлять результаты анализа и оценки в письменном виде. Для преодоления этих трудностей обучающимся предлагались различные алгоритмы выполнения работы, инструкционные карты. В процессе работы над проектами осуществляются связи с предметами: математика, чтение, изобразительное искусство, история, музыка, компьютерные информационные технологии.

По продолжительности обучающимися выполняются краткосрочные и долгосрочные проекты, по виду деятельности – информационные (например, сообщение об изучаемом объекте), практико-ориентированные (изготовление изделий из бумаги, дерева, бисера, лент) и творческие проекты. Проекты могут быть индивидуальными или групповыми.

При выборе темы проекта обучающиеся учатся анализировать не только свои потребности, но и школы, города. Тематика проектов подбирается только с учетом личных интересов и способностей обучающихся.

Учащиеся получают возможность углубить свои знания и умения, используя разнообразные источники информации, причем самостоятельно. В качестве информационного методического обеспечения могут использовать учебную, справочную, научно-популярную литературу, источники из Интернета.

Таким образом, в этом учебном году проектная деятельность основывалась на программе внеурочной деятельности «Проектная деятельность», согласно календарно-тематическому планированию. Занятия проводились 1 раз в неделю. Содержание программы было разделено на два блока: теоретический и практический. Работая над теоретическим блоком, ребята познакомились со способами мыслительной деятельности, упражнялись в выявлении проблем и изменении собственной точки зрения, наблюдали экспериментировали, учились выдвигать предположения, работали с источниками информации. А так же на первом этапе работали над первым пробным проектом «Ах, синема, синема!», в процессе работы над которым разрабатывали костюмы для выступления, придумывали идею для него, подбирали песенный репертуар, продумывали ход выступления.

В практический блок вошли следующие проекты: социальный проект «Новогодний подарок», «Музыка моей души», «Лоскутная мозаика», проект «Фоторамки». Работая над каждым проектом, ребята не только познавали новое, но и учились работать в коллективе, учились ориентироваться в информационном пространстве, а также каждый из проектов подразумевал эстетическую направленность, что способствовало эстетическому воспитанию обучающихся. Данная работа не является исчерпывающей, будем продолжать работу в данном направлении.

nsportal.ru