Этиология и механизм заикания

Общая характеристика заболевания

Заикание представляет собой нарушение речи, для которого характерны частые повторения или пролонгация слов, слогов или звуков, также признаками заболевания являются частые остановки или нерешительность в речи, приводящая к разрыву ее ритмического течения.

Проще говоря, заикание – это нарушение плавности и ритма речи, вызывающее затруднения в устном общении.

Для того чтобы был поставлен диагноз «заикание» симптомы должны быть значительными. Заминки и сбои в ритме речи нормально говорящих людей отличаются от данного расстройства ощущением у заикающегося мышечного напряжения, утратой контроля над речевыми органами, возникновением чувства стыда и страха.

Заикание, как правило, начинается в возрасте от 2 до 5 лет и может длиться месяцами или годами. Этому расстройству речи больше подвержены мальчики, чем девочки, были зафиксированы случаи данного заболевания сразу у нескольких членов семьи. Заикание у детей, в отличие от взрослых, может пройти спонтанно.

Практически для всех заикающихся характерно умение говорить плавно, когда они эмоционально увлечены, читают с кем-то в один голос, поют, находятся одни или когда изменяют манеру говорить, дыхание, свой голос.

Заикание начинает проявляться при общении в сложных ситуациях, когда, например, предстоит выступление перед публикой, в спешке, в стремлении получить одобрение или при сосредоточении на себе и своем нарушении речи.

Для большинства запинок при заикании характерны продление или повторы начальных слогов или звуков, также возможна полная остановка на начале слога или слова. Кроме того, параллельно с запинками могут наблюдаться такие «вторичные» симптомы, как непроизвольные движения мышц конечностей, шеи, лица либо вставки посторонних звуков или слов. Первые признаки заикания у детей проявляются в виде неплавной и неуверенной речи, частых повторов слов, видимом напряжении ребенка, иногда бывают случаи молчания и полного отказа от устного общения.

Причины заикания

Заикание у детей может быть спровоцировано дефектами нервной системы или стать результатом неврозов.

В первом случае причиной нарушения речи могут быть наследственная предрасположенность, тяжело протекающая беременность, травма при родах или частые заболевания в младенческом возрасте. Несмотря на то, что внешне такие дети выглядят вполне здоровыми, неврологическое обследование может выявить у них повышенную судорожную готовность, изменение рефлексов, повышенное внутричерепное давление.

Заикание у детей во втором случае вызывают неврозы, обусловленные стрессом, сильным переутомлением, испугом. Наиболее подвержены нарушениям речи такого типа нервные и впечатлительные дети, при этом признаки заболевания могут усиливаться при нервно-психическом напряжении или эмоциональном возбуждении.

В редких случаях причиной заикания у детей может стать стремление ребенка подражать заикающемуся родственнику, принудительное переучивание из левши в правшу или перенесение инфекционного заболевания.

Заикание у взрослых возникает достаточно редко, как правило, этому предшествует сильная психическая травма. В некоторых случаях причиной заикания у взрослых становится боязнь говорить (логофобия), которая сначала проявляется непосредственно во время речевого общения, а затем трансформируется в страх, сопровождающий даже мысли о предстоящем разговоре.

Механизм заикания

Эффективная коррекция заикания и его лечение предполагают понимание того, что собой представляет данное нарушение в физиологическом плане. Заикание у взрослых, так же как и у детей — это судороги мышц речевого аппарата (нижней челюсти, мягкого неба, губ, языка), которые возникают периодически.

Так, клоническое заикание, представляющее собой непроизвольное повторение отдельных слогов и звуков, обусловлено несколькими кратковременными сокращениями мышц. В то время, как тоническое заикание (задержку речи) вызывает длительное сильное сокращение мышц. Иногда судороги мышц речевого аппарата сопровождаются судорогами мышц конечностей и лица.

В головном мозге находятся голосовой, слуховой и ассоциативный центры, слаженная работа которых формирует речевой круг. В основе заикания лежат разрывы речевого круга, которые возникают периодически в результате разной скорости работы речевых центров. Именно по этой причине чаще всего возникает заикание у детей в возрасте 2-5 лет, когда синхронная связь между центрами только формируется.

Современная медицина механизм заикания объясняет следующим образом. Изменения нервной системы приводят к перевозбуждению голосового центра (центр Брока), скорость работы которого увеличивается, что провоцирует временное размыкание речевого круга. Перевозбуждение переносится на участки коры головного мозга, ответственные за двигательную активность, в результате чего возникают мышечные судороги. После самого факта заикания голосовой центр расслабляется до нормы, а речевой круг снова замыкается. Заикание возникает чаще всего на согласных звуках, поскольку нервные импульсы при перевозбуждении по частотной характеристике близки этим звукам, особенно глухим.

Лечение заикания

Вопрос о том, как избавиться от заикания, ставится практически всегда, когда один из членов семьи сталкивается с данным речевым расстройством.

Лечение заикания на сегодняшний день нельзя назвать однозначным, поскольку специалисты расходятся во мнении относительно методов терапии. Для того, чтобы коррекция заикания была продуктивной, обычно применяют комплексный подход, сочетающий в себе несколько методик, среди которых выделяют:

  • психологическую;
  • психотерапевтическую;
  • логопедическую;
  • логопсихотерапевтическую;
  • социореабилитационную;
  • физиотерапевтическую;
  • медикаментозную;
  • нетрадиционную.
  • Методики коррекции заикания разрабатывались авторами на основе их понимания причин данного заболевания. Одни трактуют заикание как сложное невротическое расстройство, к которому привели сбои нервных процессов в головном мозге. Другие видят причину этого сложного невротического расстройства в зафиксированном рефлексе неправильной речи, который возник в результате речевых затруднений различного происхождения. Для третьих лечение заикания представляет собой устранение дисгармоничного развития личности, а также речевого и общего дизонтогенеза. Четвертые видят причину заикания лишь в органических поражениях центральной нервной системы.

    Сегодня существует множество методик лечения заикания, однако стопроцентной гарантии не дает ни одна из них. В некоторых случаях вопрос о том, как избавиться от заикания, может и не возникнуть, если вовремя предупредить болезнь, создав ребенку максимально спокойные и щадящие условия жизни.

    Видео с YouTube по теме статьи:


    www.neboleem.net

    Этиология и механизм заикания

    До настоящего времени нет единого взгляда на этиологию заикания. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания имеет значение ряд факторов.

    1. Определенный возраст ребенка.

    2. Состояние центральной нервной системы ребенка.

    3. Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза.

    4. Особенности формирования функциональной асимметрии мозга.

    5. Наличие психической травматизации.

    6. Генетический фактор.

    7. Половой деморфизм.

    Можно перечислить еще целый ряд факторов, которые могут предшествовать появлению заикания (соматическая ослабленность, неправильные формы воспитания, аномальные черты характера, неблагоприятная социальная среда и т.д.). Независимо от того, какой этиологический фактор является ведущим в возникновении заикания, можно считать, что данный фактор, в первую очередь, снижает адаптивные свойства центральной нервной системы ребенка.

    При заикании, как правило, отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.

    Итак, рассмотрим каждый из этиологических факторов отдельно.

    Определенный возраст ребенка

    По данным многочисленных наблюдений в подавляющем числе случаев первые признаки появляются в возрасте 2-6 лет. Имеются лишь единичные случаи, когда заикание появлялось после 7-ми лет. Такая возрастная избирательность появления заикания связана с тем, что формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Физиологические исследования свидетельствуют о том, что любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

    Состояние центральной нервной системы

    Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга резидуального характера, возникающее во внутриутробном, пренатальном или постнатальном периодах развития. Это поражение, как правило, бывает диффузным, в то же время обычно отмечаются те или иные отклонения в состоянии моторньк структур мозга. В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы.

    У части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новьм условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме.

    Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза

    В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций.

    Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз.

    Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации. В свою очередь, в психической стороне речи наряду с наличием высокой степени речевой мотивации имеется выраженная несформированность процесса внутреннеречевого программирования. С этим несоответствием связано появление в речи у детей физиологических итераций в виде повторения слогов, слов, словосочетаний. Кроме этого, в речи имеются необоснованные паузы и ошибки в лексико-грамматичес-ком структурировании контекстного высказывания.

    Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития. Появление развернутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой.

    Аналогичная ситуация возникает при некоторой задержке речевого развития. У детей с задержкой речевого развития нередко наблюдается интенсивное развитие фразовой речи в 3,5-4,5 года, что ослабляет координаторные механизмы формирующейся речевой системы и может способствовать появлению заикания.

    В этот период речевого развития имеет большое значение поведение взрослых, окружающих ребенка. Фиксация внимания ребенка на итерациях может провоцировать появление заикания. Вредным также является и психологическое травмирование детей частыми указаниями на ошибки в их речи.

    Особенности формирования функциональной асимметрии мозга

    Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значительно превышающий процент левшества в популяции.

    Есть указания также на то, что заикание нередко возникает при перевоспитании леворукости на праворукость. В тех случаях, когда переучивание происходит грубо, а также в неадекватно сжатые сроки, у ребенка может появиться заикание.

    Следует учесть, что при левшестве у детей наблюдаются высокая общая эмоциональность, боязливость, тревожность и другие показатели, которые нередко ведут к невротическому реагированию при воздействии различных патогенных раздражителей.

    Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи (И. В. Данилов, И.П. Черепанов, 1970).

    Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции.

    Наличие психической травматизации

    Многочисленные авторы связывают появление заикания с перенесенной психической травмой.

    Психические травмы разделяют на острые и хронические, причем объективная сила воздействия психического фактора травмы не имеет решающего значения.

    По своему конкретному содержанию психические травмы отличаются большим разнообразием. Реакция на психическую травму в виде заикания характерна для психомоторного уровня реагирования центральной нервной системы, что свойственно детям дошкольного возраста.

    В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера.

    Данные мировой литературы свидетельствуют, что отягощенная наследственность по заиканию может прослеживаться на уровне нескольких поколений. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных (разнояйцевых) близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных (однояйцевых) — в 77%. Заикающиеся мужчины и женщины могут иметь заикающихся детей с большей вероятностью, чем незаикающиеся родители. При этом у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%. Для женщины риск появления заикающихся детей выше: в этом случая появляется 36% заикающихся мальчиков и 17% заикающихся девочек.

    Известно также, что если среди близких родственников имеется хотя бы один заикающийся, то риск появления заикания в последующих поколениях резко возрастает, в особенности, если заикаются родители. По-видимому, по наследству передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Генетическая наследственность той или иной патологии проявляется, как правило, только при наличии дополнительной вредности.

    У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Механизм этого явления до конца не ясен. Предполагается, что у девочек в более сжатые сроки формируются моторные функции: они начинают раньше мальчиков ходить, говорить, тонкая моторика пальцев рук и речевые артикуляции у них также формируются быстрее. Возможно, в связи с этим речедвигательные механизмы у девочек более устойчивы к экзогенным вредоносным влияниям.

    Разумеется, перечисленные этиологические факторы не исчерпывают все причины, с которыми может быть связано появление заикания.

    Однако здесь выделены те факторы, которые играют прямую или косвенную роль в возникновении заикания по данным современных многочисленных исследований.

    pedlib.ru

    Этиология заикания 1205

    ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

    Если рассматривать этиологию заикания с позиции прошлых веков, то еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И.А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные заболевания, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г.Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.

    Зарубежные исследователи в числе причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствии инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс 1931) [5].

    Таким образом, в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, Н.А. Власова, Н.И. Красногорский, Н.П. Тяпугин, М. Зееман и др.).

    Речевые судороги возникают в результате расстройств высшей нервной деятельности. Причины нарушения высшей нервной деятельности ребенка многообразны. Так, расстройства могут быть вызваны частыми и тяжело протекающими заболеваниями, ослабляющими организм ребенка в целом. Иногда дети рождаются с ослабленной нервной системой. Такое бывает в результате неблагоприятного протекания беременности матери, патологических родов, а также отягощенной наследственности.

    Частой причиной срыва нормальной нервной деятельности ребенка является педагогическая запущенность, неправильные приемы его воспитания.

    Сюда относится неблагоприятная нервозная домашняя обстановка, ссоры родителей в присутствии ребенка, неуравновешенное отношение к нему взрослых, внезапные переходы от ласки к ругани, резкие окрики, запугивающие наказания. Не меньший вред может нанести ребенку потакание его прихотям, несогласованное воспитание.

    На наличие нервозной обстановки в семьях, где впоследствии развивается у детей заикание, указывают многие авторы: Н.А.Власова, К.П.Беккер, Л.Я.Миссуловин, М.И.Иогихес, Р.Е.Левина и др.

    Нередко срыв высшей нервной деятельности у ребенка наступает вследствие одномоментной психической (испуг) или физической травмы. Но неправильно будет считать, что нервные потрясения, вызванные испугом — единственная причина заикания.

    Против мнения, что заикание появляется только в результате испуга, говорит прежде всего то обстоятельство, что все без исключения люди в детстве обязательно чего-нибудь пугались: страшный сон, собака и т.п., однако, заикаются, как мы видим, далеко не все.

    Заикание может возникнуть от запинок несудорожного характера (интерация) по типу зафиксированного патологического рефлекса.

    Физиологические итерации (от лат.- повторять), по мнению некоторых авторов (Доротти, Дейвис, Джонсон, Десперт), свойственны 80% детей в период активного формирования у них фазовой речи (2-5 лет), когда развитие мышления опережает развитие речевых возможностей. Если нет осложнений, эти повторения проходят, как только ребенок приобретает укреплением речевыхусловных рефлексов достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью.

    Как было сказано выше, в настоящее время можно выделить две группы причин заикания — предрасполагающие и производящие или провоцирующие. При этом некоторые этиологические факторы могут, как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

    К предрасполагающим причинам относятся следующие: невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы); невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам); наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды; поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

    Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

    К неблагоприятным условиям относятся: физическая ослабленность детей; возрастные особенности деятельности мозга; ускоренное развитие речи (3 — 4 года); повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания; недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком; недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

    При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

    В группе производящих причин выделяются анатомо-физиолгические, психические и социальные.

    Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани; несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

    Психические и социальные причины: кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно-действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссияподражание заикающимся; переучивание леворукости; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика — может служить толчком для появления заикания [5].

    Существует несколько пиков проявления заикания, связанных с измене­нием социально значимой ситуации (поступление в школу, пубертатный пери­од, принятие самостоятельных решений в юношеском возрасте и т.д.). Таким обра­зом, на возникновение заикания влияет не одна причина, а сложный комплекс условий.

    studepedia.org

    Причины возникновения заикания

    1. Заикание
    2. Причины возникновения заикания

    Как мы выяснили в статье о физиологии заикания, его причина заключается в нарушении синхронной работы центров головного мозга, обеспечивающих формирование и анализ речи. Исчерпывающее объяснение механизма заикания дает нейрофизиология. Дальнейшее закрепление заикания происходит с появлением психологических комплексов и логофобии.

    Теперь следует рассмотреть причины нарушения работы речевых центров, которые могут играть роль спускового механизма для появления заикания. Причины появления заикания делятся на психогенные и органические.

    Психогенное заикание

    Стоит отметить, что в результате нашего исследования, проводившегося в течение нескольких лет, более 90% заикания носит исключительно психогенный характер.

    Психогенное заикание появляется в результате перевозбуждения центра Брока головного мозга, отвечающего за синтез и воспроизведение речи. В большинстве случаев непосредственно спусковым механизмом для этого является испуг, либо любая другая экстремальная или стрессовая ситуация, которая возникает в детстве. Страх по сути является элементами здоровой, нормальной реакции на стресс, который запускает инстинктивные либо сознательные механизмы защиты. У ребенка, особенно в раннем возрасте, такой механизм защиты заключается в вербальной активности в виде крика или плача, целью которого является призыв о помощи. За его формирование, как мы уже выяснили, отвечает центр Брока.

    При воздействии сильного раздражителя речевой центр ребенка испытывает экстремальное возбуждение, что приводит к так называемому безусловному торможению в коре головного мозга (его еще называют запредельным), когда наступает предел работоспособности нервных клеток эфферентных (от речевого центра к речевому аппарату), а иногда и ассоциативных (между речевыми центрами) путей передачи сигналов. Другими словами, речевые центры настолько сильно возбуждаются, что временно теряют свою функциональность. А учитывая двойную систему связи между речевыми центрами, можно уверенно предположить, что во время запредельного торможения латерального пути функцию связи между речевыми центрами полностью берет на себя медиальный, подкорковый путь. Однако и он на время может терять функциональность. Это полностью соответствует наблюдениям, поскольку в экстремальных и стрессовых ситуациях сознательный контроль речевых характеристик обычно полностью пропадает.

    Сюда же нужно отнести заикание, которое формируется на фоне сопутствующих психических заболеваний, причиной многих из которых является нарушение баланса важнейших нейромедиаторов. В свою очередь, как мы уже говорили в статье о нейрофизиологии заикания, нарушение баланса нейромедиаторов или работы рецепторов является ведущим в патогенезе логоневроза.

    Все это может являться спусковым механизмом формирования и последующего закрепления заикания, поскольку нарушается синхронная работа речевых центров. Бывают случаи, когда ребенок после стресса или перевозбуждения некоторое время не разговаривает, что является врожденным механизмом восстановления функциональности речевых центров головного мозга после перенесенного стресса. Но в большинстве случаев ребенок начинает заикаться. Помимо испуга, кстати, спусковым механизмом этого процесса может послужить стресс или любое эмоциональное перевозбуждение.

    Органическое заикание

    Не смотря на то, что подавляющее большинство случаев заикания носит исключительно психогенный характер, список органических причин появления этого нарушения речи гораздо шире.

    Органические причины появления заикания связаны с поражением ткани нервной системы. Они включают в себя следующие энцефалопатии:

    • Перинатальная и интранатальная патология, то есть поражения мозга во время беременности или во время родов
    • Нейродегенеративные заболевания различной этиологии
    • Черепно-мозговые травмы, контузия
    • Сосудистые нарушения, ишемия, геморрагия
    • Перенесенные вирусные или инфекционные заболевания
    • Интоксикация (в основном нейротоксичными веществами)
    • Гипертермия, гипоксия
    • Эпилепсия

    Еще раз отметим, что так называемое органическое заикание встречается крайне редко и в свою очередь легко диагностируется. При этом механизм заикания в этих случаях ничем не отличается от психогенного, различия только в причинах. Во всех этих случаях нарушение синхронной работы речевых центров головного мозга связано с органическими нарушениями тканей мозга в областях, прилегающих к этим центрам. Травмы, ишемия и связанная с ней гипоксия, нарушения метаболизма, продолжительное воздействие высокой температуры, интоксикации нарушают функциональность тканей мозга. Возникновение очагов судорожной активности при эпилепсии тоже может вызывать нарушение функциональности отдельных участков головного мозга.

    Если эти нарушения затрагивают речевые центры, то в ряде случаев это вызывает развитие заикания. Далее, как мы уже писали в механизме заикания, включается дальнейшее закрепление нарушения речи в связи с психологическими комплексами и логофобией. Обращаем особое внимание, что причина возникновения заикания, будь то психогенная или органическая, не влияет на результаты при правильной и специализированной терапии заикания. В патогенезе органического заикания, разумеется, также наблюдается нарушение баланса нейромедиаторов. Заикание, вызванное органическими причинами, по статистике поддается лечению так же, как и психогенное.

    Отдельно следует вывести вопрос о генетических факторах и о так называемом наследственном заикании, когда у заикающегося родителя ребенок тоже начинает заикаться. Читайте об этом в статье «заикание и наследственность». Действительно, были обнаружены специфические гены, мутации в которых могут вызывать нарушение речи. Это значит, что заикание вполне может передаваться по наследству.

    При составлении статьи использована информация:

    zaikanie.info

    Этиология и механизм заикания

    Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации.

    Сложность этой речевой патологии выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребёнка с окружающими людьми, невыгодно отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на всё поведение ребёнка, на всю его личность.

    Начало заикания падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции (от 2 до 6 лет). И.А.Сикорский впервые называет заикание детской болезнью и обосновывает это тем, что возникновение заикания приходится, как правило, на период, когда развитие речи у детей ещё не закончено.

    На основании существующих представлений об этиологии заикания можно выделить две группы причин: предрасполагающие и производящие. При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

    К предрасполагающим причинам относят:

    1. Определённый возраст ребёнка (от 2 до 6 лет), так формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

    2. Состояние центральной нервной системы, нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сфере, приводят к задержке речевого развития и к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. У части заикающихся людей не обнаруживается органического поражения мозга. В то же время они характеризуются повышенной впечатлительностью и ранимостью нервной системы, тревожностью, низким уровнем адаптации, особой подверженностью к психическим травмам.

    3. Наследственный фактор. Он обусловлен генетически передачей некоторых особенностей высшей нервной деятельности — повышенной возбудимости, ускоренного темпа общих движений и речи, т.е. передаётся определённая слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Отягощенная наследственность может прослеживаться на уровне нескольких поколений. При этом у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%. Для женщины риск появления заикания у детей выше: в этом случае появляется 36% заикающихся мальчиков, 17% — девочек. В случаях семейного заикания возможность возникновения этого нарушения у детей только по подражанию родителям мало реальна. Генетическая наследственность какой-либо патологии проявляется при наличии дополнительной вредности .

    4. Функциональная ассиметрия мозга. Есть указания на то, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость, если оно доведено до истязания. По мнению М. Е. Хватцева, при переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи..

    5. Особенности протекания речевого онтогенеза. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивногоформирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций. В этом возрасте (от 2 до 6 лет) дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова, которые не несут лексической и эмоциональной нагрузки — «а», «ну», «вот» и т. п.).

    6. Половой диморфизм. У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек.

    7. Большое влияние на появление заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное. В эти периоды речевая система особенно подвержена влиянию неблагоприятных факторов. Особое значение в этих случаях имеет поведение взрослых, окружающих ребёнка. Дополнительная речевая и эмоциональная нагрузка, фиксация на итерациях могут провоцировать заикание.

    К производящим причинам относятся психические травмы, которые могут быть хроническими и острыми.

    1. Хроническая психическая травма — длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешённых, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряжённым психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребёнка в дошкольном учреждении.

    2. Острая травма — сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще это реакция испуга или страха. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера. Л. Я. Миссуловин делит случаи острого психического травмирования на 8 основных групп:

    • Психотравма была нанесена домашними и дикими животными, птицами, пресмыкающимися и другими представителями животного мира.

    • Психотравмы были получены в результате пожаров, бомбёжек, обстрелов, транспортных катастроф.

    • Психотравмы нанесены детям в результате различных зрелищных мероприятий (театр, цирк, кино, зоопарк и т.д.), а также в результате чтения и рассказывания страшных историй, случаев и т.п.

    • Психотравмы нанесены людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Среди таких лиц преобладают родители, страдающие хроническим алкоголизмом.

    • Психотравмы связаны с физической травмой.

    • Заикание развилось вследствие ятрогении (негативных реакций на приход в лечебное учреждение и вид людей в белых халатах, неправильного поведения врача).

    • Заикание возникло в результате дидактогении (случаи педагогических ошибок, допущенных педагогами дошкольных учреждений).

    • Заикание возникло в результате неожиданной смерти близких людей на глазах ребёнка.

    Дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые подвержены бурным эмоциональным реакциям. Совокупность отдельных из вышеперечисленных факторов, воздействуя в период формирования речевой функции (от 2 до б лет), может вызывать появление заикания.

    Проблему заикания можно считать одной из самых давних в истории развития учения о расстройствах речи. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов.

    В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна.

    На рубеже XVII—XVIII вв. заикание пытались объяснить как следствие несовершенства периферического аппарата речи Часть исследователей связывали заикание с нарушениями в протекании психических процессов.

    В России большинство исследователей рассматривали заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз или определяли его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи, как психоз.

    К началу XX века всё многообразие понимания механизмов заикания можно свести к трём теоретическим направлениям:

    1. Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координации). Это было сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А.Куссмауля, а затем в работах И.А.Сикорского.

    2. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т.Гепфнером и Э.Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г.Д.Неткачев, Ю.А.Флоренская.

    3. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А.Адлер, Шнайдер.

    Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи.

    Большинство ученых, разрабатывая проблему заикания, относят его к неврозам, руководствуясь Павловским учением о высшей нервной деятельности человека, и в частности о механизме невроза. При этом часть исследователей склонна рассматривать заикание как симптом невроза (Ю. А. Флоренская, Ю. А. Поворинский и др.), другая часть — как особую форму общего невроза (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, И. П. Тяпугин, М. С. Лебединский, С. С. Ляпидевский, А. И. Поварнин, Н. И. Жинкин, В. С. Кочергина и др.)

    Нельзя, однако, и в настоящее время сказать, что механизм заикания полностью разгадан. До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать с разных позиций: клинических, физиологических, нейрофизиологических, психологических.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблема заикания занимает умы не одного поколения людей, отражением чего являются многочисленные теории, претендующие на выяснение механизмов заикания.

    studwood.ru