Ю И Александров о стрессе

Ю И Александров о стрессе

Юрий Викторович Щербатых

Психология стресса и методы коррекции

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, относится к числу фундаментальных проявлений жизни, так как позволяет организмам приспосабливаться к различным факторам среды за счет универсального комплекса нейрогуморальных реакций. Этот термин стал одним из символов медицины ХХ века, а затем вышел за пределы этой науки в смежные области биологии, психологии, социологии, да и просто обыденного сознания, став модным, расхожим и многозначным. Этому способствовали реальное увеличение количества стрессов у людей, обусловленное урбанизацией, увеличением темпа жизни, возрастанием числа межличностных взаимодействий (в том числе конфликтных), а также все более явным несоответствием между биологической природой человека и условиями его социального существования.

Если сам основатель учения о стрессе первоначально рассматривал его гормональные и биохимические аспекты, то впоследствии все большее число исследователей стали обращать внимание на психологическую составляющую стресса. Выяснилось, что чрезвычайно сложная и чувствительная психика человека способна серьезно модифицировать характер «классического» стресса, описанного в работах Г. Селье. Стало понятно, что без понимания нейрофизиологических особенностей функционирования человеческого мозга, а также эмоциональных и когнитивных процессов, нравственных установок и ценностей личности невозможно прогнозировать и управлять стрессовыми реакциями человека. Таким образом, становится очевидным все большая роль теоретической и практической психологии в деле создания единой междисциплинарной концепции стресса.

Как пишет российский психофизиолог Ю. И. Александров, «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья».[1]

При этом врачи, физиологи, психологи и социальные работники зачастую вкладывают в понятие стресса совершенно различное содержание, из-за чего у людей может складываться неправильное, искаженное представление об этом явлении. Для практического психолога желательно уметь выявлять не только психологические, но и физиологические, поведенческие и другие признаки стресса, для того чтобы правильно оценивать тяжесть ситуации и помогать людям справляться с их проблемами. Поэтому данное учебное пособие построено на междисциплинарной основе, позволяющей дать студентам-психологам целостный взгляд на столь сложное явление, как стресс. В этом вопросе очень важно соблюдать оптимальный баланс между узкой специализацией и широким взглядом на проблему. С одной стороны, практический психолог должен сосредоточиваться на своем предмете исследования и в первую очередь выявлять психологические причины стрессов и изменения, происходящие в психике человека, а в случае выхода ситуации за сферу своей компетенции передать своего клиента другому специалисту (психиатру или врачу общего профиля). С другой стороны, психолог сам должен обладать тем минимумом знаний по физиологии, медицине и биохимии стресса, который позволит ему определять критерии выхода за область своих профессиональных возможностей. Для этого в данном учебном пособии большое внимание уделено физиологическим и медицинским аспектам стресса, что представляется вполне оправданным, ибо к четвертому курсу студенты-психологи уже завершают изучение таких предметов, как «Анатомия ЦНС», «Физиология ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем» и «Психофизиология». Автор пособия учитывал тот факт, что понятие «стресс» кратко разбирается в других учебных курсах, входящих в Госстандарт, – в «Общей психологии», в «Психологии труда», в «Психологии здоровья» и т. д. Поэтому задачей данного специального предмета является соединение воедино полученных студентами за три года знаний о стрессе в рамках единой концепции на основе принципа нервизма, традиционного для русской научной школы.

В процессе изучения такого курса, как «Психология стресса», студенты усваивают основные понятия, на которых основана наука о стрессе, изучают разнообразные формы проявления стресса, узнают о современных методах оценки уровня стресса и приобретают умения адекватно оценивать его тяжесть.

По мере изучения курса студенты также устанавливают основные причины возникновения стрессов (в первую очередь – психологические) и факторы, влияющие на динамику развития стрессорных процессов. Для своей будущей работы психологи должны знать не только общие закономерности профессиональных стрессов, но и их основные разновидности. Интегрируя сведения, полученные из данного курса, с другими своими знаниями и навыками, студенты овладевают наиболее эффективными методами оптимизации уровня стресса: различными способами саморегуляции и техниками, применяемыми в психотерапии.

В структуру учебника входят теоретические разделы, вопросы и задания для проверки усвоения знаний, цитируемая и рекомендуемая литература по каждому разделу. Примерная тематика семинаров и рефератов, упражнения и практические задания, соответствующие психологические тесты и ответы на тестовые задания вынесены в приложения. Там же дается методический материал для преподавателей: примерные тематические планы по курсу, программа и вопросы к экзамену.

АД – артериальное давление.

АДС – артериальное давление систолическое.

АДД – артериальное давление диастолическое.

АКТГ – адренокортикотропный гормон гипофиза.

АТ – аутогенная тренировка.

ВИК – вегетативный индекс Кердо.

ВНД – высшая нервная деятельность.

ВНС – вегетативная нервная система.

ВСР – вариабельность сердечного ритма.

ИН – индекс напряжения регуляторных систем.

ИПС – интегральный показатель страхов.

НЛП – нейролингвистическое программирование.

НС – нервная система.

ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство.

СМР – сенсомоторная реакция.

ЧСС – частота сердечных сокращений.

ЦНС – центральная нервная система.

Стресс как биологическая и психологическая категория

1.1. Проблема стресса в биологии и медицине

1.1.1. Классическая концепция стресса

В последние десятилетия стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал:

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания – это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, – все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с возросшими требованиями к человеческой машине» @@@@@2; с. 105#####.

www.litmir.me

Александров Ю.И. Психофизиология

Мозг
Общее описание
Нейрон Его строение и функции
Дополнительная литература

Современные методы исследований в психофизиологии
Регистрация импульсной активности нервных клеток
Электроэнцефалография
Магнитоэнцефалография
Позитронно-эмиссионная томография мозга
Ядерная магнитная резонансная интроскопия (ЯМРИ)
Электроокулограмма (ЭОГ)
Электромиография
Электрическая активность кожи
Дополнительная литература

Передача и переработка сенсорных сигналов
Обнаружение и различение сигналов
Передача и преобразование сигналов
Кодирование информации
Детектирование сигналов
Опознание образов
Адаптация сенсорной системы
Взаимодействие сенсорных систем
Механизмы переработки информации в сенсорной системе
Дополнительная литература

Психофизиология сенсорных процессов
Общие свойства сенсорных систем
Зрительная система
Слуховая система
Вестибулярная система
Соматосенсорная система
Обонятельная система
Вкусовая система
Висцеральная сенсорная система
Дополнительная литература

Управление движениями
Общие сведения о нервно-мышечной системе
Проприоцепция
Центральные аппараты управления движениями
Двигательные программы
Координация движений
Типы движений
Выработка двигательных навыков
Схема тела и система внутреннего представления
Дополнительная литература

Психофизиология памяти
Концепция временнˆой организации памяти
Концепция состояний памяти
Концепция распределенной памяти
Концепция информационного содержания памяти
Следовые процессы
Следы памяти и электроэнцефалограмма человека
Дополнительная литература

Психофизиология эмоций
Эмоции: определение, феноменология, измерение
Развитие базисных эмоций в раннем онтогенезе
Психологические и психофизиологические представления о природе эмоций
Вегетативная (автономная, висцеральная) нервная система: строение,
функции и место в системе механизмов эмоций
Нейроанатомическая и функциональная организация центральных
(мозговых) механизмов эмоций
Биохимическая специфика центральных (мозговых) механизмов эмоций
Дополнительная литература

Функциональные состояния
Определение функционального состояния
Роль и место функционального состояния в поведении
Модулирующая система мозга
Дополнительная литература

Психофизиология внимания
Теории фильтра
Проблема внимания в традиционной психофизиологии
Дополнительная литература
Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская
деятельность
Ориентировочный рефлекс
Ориентировочно-исследовательская деятельность
Дополнительная литература

Психофизиология сознания
Основные концепции сознания
«Светлое пятно»
Повторный вход возбуждения и информационный синтез
Сознание, общение и речь
Функции сознания
Три концепции — одно сознание
Дополнительная литература

Психофизиология бессознательного
Виды и формы бессознательного
Индикаторы неосознаваемого восприятия
Феномен психологической защиты
Безотчетные эмоции
Вызванные потенциалы коры больших полушарий головного мозга
на неосознаваемые словесные стимулы
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
и бессознательное
Дополнительная литература

Сон и сновидения
Активное наступление сна или лишение бодрствования?
Единый процесс или различные состояния?
Стадии медленного сна и быстрый сон
Сон в онто- и филогенезе
Потребность в сне
Депривация сна
Сновидения
Почему мы спим? (Функциональное значение сна)
Дополнительная литература

Системная психофизиология
Активность и реактивность
Теория функциональных систем
Системная детерминация активности нейрона
Субъективность отражения
Психофизиологическая проблема и задачи системной психофизиологии
Системогенез
Структура и динамика субъективного мира человека и животных
Проекция индивидуального опыта на структуры мозга в норме и патологии
Требования к методологии системного анализа в психологии и системная психофизиология
Дополнительная литература

Психофизиология научения
Психологические и биологические теории научения
Подход к научению как процессу
Представление о нейрофизиологических механизмах научения
Специфика психофизиологического рассмотрения научения
Системная психофизиология научения Проблема элементов индивидуального опыта
Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта
Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности
Дополнительная литература

Психофизиология стресса
Определение стресса, стрессоров, стрессовой реакции и дистресса
Стресс и другие психические состояния и реакции
Механизмы стресса
Дистресс и болезни
Сознательное управление уровнем стресса
Дополнительная литература

Дифференциальная психофизиология
Концепция свойств нервной системы
Общие свойства нервной системы и целостные формально-динамические характеристики индивидуальности
Интегральная индивидуальность и ее структура
Индивидуальные особенности поведения у животных
Интеграция знаний об индивидуальности
Кросс-культурные исследования индивидуальности
Дополнительная литература

Психофизиология профессиональной деятельности
Теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда
Методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследований
Психофизиология профессионального отбора и профпригодности
Психофизиологические компоненты работоспособности
Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности
Психофизиологические функциональные состояния
Биологическая обратная связь
Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности
Дополнительная литература

Сравнительная психофизиология
Появление психического
Эволюция видов
Эволюционные преобразования мозга
Сравнительный метод в системной психофизиологии
Дополнительная литература

Психофизиология и молекулярная генетика мозга
Экспрессия генов в мозге
Эволюция генома млекопитающих и эволюция мозга
Проблема нейроэволюции и связь биологии с психологией
Молекулярная генетика: контакт между развитием мозга и научением
Научение и развитие на молекулярно-генетическом уровне — единый
континуум
Системный уровень: активность генов и когнитивный контроль
Мозг, психика и эволюция генома: на пути к теории нейроэволюции
Дополнительная литература

Клиническая психофизиология
Предмет и задачи
Методы исследования
Шизофрения
Депрессия
Эволюционные аспекты шизофрении и депрессии
Нарушение внутрикорковых связей — ключевое звено в патогенетических механизмах шизофрении и депрессии
Дополнительная литература

Социальная психофизиология
От социобиологии — к социальной психофизиологии
Живые системы
Почему неизбежны объединения индивидуумов?
Определение и классификация сообществ
Дополнительная литература

www.twirpx.com

_Александров Ю.И., Психофизиология

В . В . Раевский, доктор биологических наук, профессор, зам. директора Института высшей нерв-

ной деятельности и нейрофизиологии РАН;

А . М . Черноризов, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психофизиологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

П86 Психофизиология: Учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. Ю. И. Александрова. — СПб.: Питер, 2014. — 464 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).

В четвертом, переработанном, издании учебника раскрыты все темы, составляющие в соответ-

ствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования содержание курса по психофизиологии, а также вопросы, привлекающие сейчас значительное внимание исследователей. Настоящий учебник отражает современное состояние психофизиологии во всей ее полноте.

Издание предназначено для студентов, аспирантов, научных сотрудников, а также для всех, кто интересуется методологией науки, психологией, психофизиологией, нейронауками, методами и результатами объективного изучения психики.

ББК 88.321я7 УДК 612.821(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было фор-

ме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© ООО Издательство «Питер», 2014

Глава 1. Мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

1.1. Общее описание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 1.2. Нейрон. Его строение и функции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Глава 2. Современные методы исследований в психофизиологии . . . . . . . . . . . . . . 26

2.1. Регистрация импульсной активности нервных клеток . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 2.2. Электроэнцефалография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 2.3. Магнитоэнцефалография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 2.4. Позитронно-эмиссионная томография мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 2.5. Ядерная магнитная резонансная интроскопия (ЯМРИ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 2.6. Электроокулограмма (ЭОГ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 2.7. Электромиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 2.8. Электрическая активность кожи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

Глава 3. Передача и переработка сенсорных сигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

3.1. Обнаружение и различение сигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 3.2. Передача и преобразование сигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 3.3. Кодирование информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 3.4. Детектирование сигналов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 3.5. Опознание образов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 3.6. Адаптация сенсорной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 3.7. Взаимодействие сенсорных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 3.8. Механизмы переработки информации в сенсорной системе . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51

Глава 4. Психофизиология сенсорных процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 5. Управление движениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83

5.1. Общие сведения о нервно-мышечной системе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 5.2. Проприоцепция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84 5.3. Центральные аппараты управления движениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85 5.4. Двигательные программы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 5.5. Координация движений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 5.6. Типы движений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 5.7. Выработка двигательных навыков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 5.8. Схема тела и система внутреннего представления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

Глава 6. Психофизиология памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99

6.1. Концепция временнˆой организации памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99

6.2. Концепция состояний памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102 6.3. Концепция распределенной памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 6.4. Концепция информационного содержания памяти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110 6.5. Следовые процессы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 6.6. Следы памяти и электроэнцефалограмма человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125

Глава 7. Психофизиология эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126

7.1. Эмоции: определение, феноменология, измерение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126 7.2. Развитие базисных эмоций в раннем онтогенезе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 132

7.3. Психологические и психофизиологические представления о природе эмоций 134

7.4. Вегетативная (автономная, висцеральная) нервная система: строение,

функции и место в системе механизмов эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 7.5. Нейроанатомическая и функциональная организация центральных

(мозговых) механизмов эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 7.6. Биохимическая специфика центральных (мозговых) механизмов эмоций . . . . 155 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156

Глава 8. Функциональные состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157

8.1. Определение функционального состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 8.2. Роль и место функционального состояния в поведении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 8.3. Модулирующая система мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169

Глава 9. Психофизиология внимания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170

9.1. Теории фильтра . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 9.2. Проблема внимания в традиционной психофизиологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179

Глава 10. Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180

10.1. Ориентировочный рефлекс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 10.2. Ориентировочно-исследовательская деятельность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190

Глава 11. Психофизиология сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191

11.1. Основные концепции сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 11.2. «Светлое пятно» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192 11.3. Повторный вход возбуждения и информационный синтез . . . . . . . . . . . . . . . 193 11.4. Сознание, общение и речь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 11.5. Функции сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 203 11.6. Три концепции — одно сознание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205

Глава 12. Психофизиология бессознательного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206

12.1. Виды и формы бессознательного . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206 12.2. Индикаторы неосознаваемого восприятия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 12.3. Феномен психологической защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 12.4. Безотчетные эмоции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 12.5. Вызванные потенциалы коры больших полушарий головного мозга

на неосознаваемые словесные стимулы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 221 12.6. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга

и бессознательное . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 232

13.1. Активное наступление сна или лишение бодрствования? . . . . . . . . . . . . . . . .

13.2. Единый процесс или различные состояния? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13.3. Стадии медленного сна и быстрый сон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 13.4. Сон в онто- и филогенезе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 13.5. Потребность в сне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 13.6. Депривация сна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 242 13.7. Сновидения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 13.8. Почему мы спим? (Функциональное значение сна) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 247 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251

Глава 14. Системная психофизиология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252

14.1. Активность и реактивность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252 14.2. Теория функциональных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 14.3. Системная детерминация активности нейрона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264 14.4. Субъективность отражения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271 14.5. Психофизиологическая проблема и задачи системной психофизиологии . . . 275 14.6. Системогенез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279 14.7. Структура и динамика субъективного мира человека и животных . . . . . . . . . 286

14.8. Проекция индивидуального опыта на структуры мозга в норме и патологии 302

14.9. Требования к методологии системного анализа в психологии и системная

психофизиология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308

Глава 15. Психофизиология научения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310

15.1. Психологические и биологические теории научения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310 15.2. Подход к научению как процессу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312 15.3. Представление о нейрофизиологических механизмах научения . . . . . . . . . . . 313 15.4. Специфика психофизиологического рассмотрения научения . . . . . . . . . . . . . 314 15.5. Системная психофизиология научения. Проблема элементов

индивидуального опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 15.6. Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317 15.7. Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой

активности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325

Глава 16. Психофизиология стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 326

16.1. Определение стресса, стрессоров, стрессовой реакции и дистресса . . . . . . . . . 326 16.2. Стресс и другие психические состояния и реакции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331 16.3. Механизмы стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332 16.4. Дистресс и болезни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337 16.5. Сознательное управление уровнем стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344

Глава 17. Дифференциальная психофизиология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17.2. Общие свойства нервной системы и целостные формально-динамические

17.3. Интегральная индивидуальность и ее структура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17.4. Индивидуальные особенности поведения у животных . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17.5. Интеграция знаний об индивидуальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17.6. Кросс-культурные исследования индивидуальности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 18. Психофизиология профессиональной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . 359

18.1. Теоретические основания применения психофизиологии для решения практических задач в психологии труда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359

18.2. Методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследований . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360

18.3. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности . . . . . . . . . 360 18.4. Психофизиологические компоненты работоспособности . . . . . . . . . . . . . . . . . 362 18.5. Психофизиологические детерминанты адаптации человека

к экстремальным условиям деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 365 18.6. Психофизиологические функциональные состояния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 18.7. Биологическая обратная связь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368 18.8. Психофизиологический анализ содержания профессиональной

деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 369 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371

Глава 19. Сравнительная психофизиология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373

19.1. Появление психического . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374 19.2. Эволюция видов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 19.3. Эволюционные преобразования мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 379 19.4. Сравнительный метод в системной психофизиологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384

Глава 20. Психофизиология и молекулярная генетика мозга . . . . . . . . . . . . . . . .

20.2. Эволюция генома млекопитающих и эволюция мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

20.3. Проблема нейроэволюции и связь биологии с психологией . . . . . . . . . . . . . .

20.4. Молекулярная генетика: контакт между развитием мозга и научением . . . . .

20.5. Научение и развитие на молекулярно-генетическом уровне — единый

20.6. Системный уровень: активность генов и когнитивный контроль . . . . . . . . . .

20.7. Мозг, психика и эволюция генома: на пути к теории нейроэволюции . . . . . .

Глава 21. Клиническая психофизиология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21.5. Эволюционные аспекты шизофрении и депрессии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

21.6. Нарушение внутрикорковых связей — ключевое звено в патогенетических

Глава 22. Социальная психофизиология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419

22.1. От социобиологии — к социальной психофизиологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419 22.2. Живые системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 421 22.3. Почему неизбежны объединения индивидуумов? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 422 22.4. Определение и классификация сообществ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425 Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437

Глава 23. Векторная психофизиология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438

23.1. Основные положения векторной концепции кодирования информации в нейронных сетях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 439

23.2. Анализ проблемы целостного восприятия (гештальта) в рамках векторной психофизиологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 444

Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 455

Предметный указатель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 456

По-видимому, каждый, кто откроет эту книгу, согласится со следующим высказыванием И. П. Павлова: «В сущности, интересует нас в жизни только одно: наше психическое содержание». В то же время поддержка выдвинутого еще Аристотелем положения: «Исследование души есть дело естествоиспытателя» не будет столь же безоговорочной.

Самое общее уточнение могло бы состоять в том, что познание «психического содержания» — дело не только науки, но и других видов человеческой деятельности, таких, например, как искусство или религия. Если же рассмотреть лишь один вид деятельности — науку, то и здесь оказывается, что «психическое содержание» исследуется представителями как естественных, например физиологии, так и общественных наук, к которым принято относить психологию, сочетающую естественнонаучные методы с герменевтическими (моделирование в психике исследователя психики испытуемого, зависящее от индивидуально-пси- хологических особенностей исследователя).

Контакты между названными науками, возникающие при решении проблем, представляющих взаимный интерес, часто «искрят», что вызывает у многих физиологов и психологов желание изолировать свою дисциплину, оградить ее от посторонних посягательств.

Однако выдающимся психологам уже давно было очевидно, что предпринимаемые как психологами, так иногда и физиологами попытки эмансипировать психологию от физиологии совершенно неправомерны, поскольку предмет психологии — нейропсихический процесс, целостная психофизиологическая реальность, которая лежит в основе всех без исключения психических процессов, включая и самые высшие. Со стороны психофизиологии также были приведены веские аргументы в пользу того, что самостоятельная, отделенная от психологии физиология не может выдвинуть обоснованную концепцию целостной деятельности мозга.

«Изоляция какой-либо дисциплины есть верный показатель ее ненаучности», — справедливо заключает известный философ М. Бунге, отвечая на вопрос: «Является ли психология автономной дисциплиной?» Психология же тесно свя-

зана и даже перекрывается с биологией, в частности с физиологией, причем область их перекрытия постоянно увеличивается. Логика развития методологии и методов науки, а также «социальные заказы», заставляющие преодолевать междисциплинарные барьеры, определяют возможность и необходимость все большего привлечения методов физиологии для разработки проблем профессионального и психического здоровья, сознания и бессознательного, изучения структуры сложной деятельности человека — совместной, речевой, операторской и многих других. Связь и взаимозависимость психологии и физиологии настолько сильны, что позволяют рассматривать их развитие как коэволюцию. Вкратце охарактеризуем этот процесс.

Современная психология в значительной степени представлена обыденным знанием, или «обыденной психологией» ( folk psychology ), под которой понимается основан-

ное на здравом смысле, не требующее точных определений понимание психических процессов и состояний.

Понятия обыденной психологии — память, внимание, воля, ум, влечение, чувство и другие — не только употребляются в быту для объяснения и предсказания поведения людей, но и влияют на формирование собственно научного знания. Они используются в психологических исследованиях как при обосновании проблем исследования, так и при трактовке его результатов. Закономерности и феномены, выявляемые в подобных

исследованиях, становятся базой не только для следующих психологических исследований, но и для формулировки задач экспериментов, в которых применяются методы физиологии.

Решение этих задач способствует пересмотру и фрагментации исходных концепций и понятий (сколько, например, разнообразнейших процессов, «систем» и прочего объединяется сейчас термином «память»!), формулировке новых вопросов и т. д. В конце концов в ряде случаев может даже оказаться, что выяснять надо ÷òî-òî совсем другое. Скажем, современная физиология не исследует, как образуются и движутся «животные духи».

Наряду с обыденной психологией существует и обыденное физиологическое знание — «обыденная физиология», которая взаимодействует и с обыденной психологией, и с собственно наукой. Однако здесь мы можем пренебречь самостоятельным значением обыденной физиологии и ограни- читься рассмотрением лишь обыденной психологии, полагая,

что последняя инкорпорирует ту часть обыденного физиологического знания, которая имеет отношение к интересующему нас проблемному полю.

Следует подчеркнуть, что в процессе коэволюции не происходит «истребления» психологии, ее замены «более научной» физиологией, как полагают «элиминативисты». Психологическое исследование формирует специфический компонент описания поведения и деятельности, необходимый для достижения специфических целей. Можно согласиться с философом М. Мидгли (M. Midgley): разнообразие наук отражает разнообразие целей, имеющихся у общества; эти науки выполняют разные части общей работы и могут быть рассмотрены как взаимодополняющие инструменты. Вместо «истребления» происходит внедрение научного знания в обыденное. Это внедрение,

по-видимому, не завершится заменой обыденной психологии и физиологии на собственно науку. В процессе развития на место замещенных придут новые понятия обыденной науки. На чем основано это утверждение?

Еще до возникновения науки, в доисторическую эпоху, представления о психике, или душе, считал В. Б. Швырков, складывались у людей как обобщенные характеристики внешнего поведения, как гипотезы о его детерминантах и

механизмах. В связи с этим даже в наиболее примитивных языках имеются обозначе- ния психических свойств и состояний. С появлением науки она становится, наряду с религией, искусством, обыденным опытом и т. д., одним из источников концепций, идей и терминов, включающихся в обыденное знание и формирующих обыденную науку. Люди начинают рассматривать их как само собой разумеющиеся и составляющие «реальность».

Можно полагать в связи с этим, что обыденная наука продолжит свое существование на всем протяжении процесса коэволюции, осуществляя «обмен» с собственно наукой. Первая будет поставщиком концепций и проблем (конечно, много проблем в собственно науке имеет внутринаучное происхождение) мировоззренческого или практического характера, вторая будет решать эти проблемы и возвращать переработанные концепции, внедрять новые или устранять дискредитированные. При этом количество ассимилированных и преобразованных понятий собственно науки в науке обыденной будет постоянно и быстро увеличиваться, если авторитет науки сохранится и общество не последует экстремистским рекомендациям, например, таким, как дополнить отделение государства от церкви отделением его и от науки.

Каково же место психофизиологии — науки, обязанной своим происхождением и даже названием сосуществованию психологии и физиологии и призванной установить между

ними связь, — в описанной ранее коэволюции? Каков ее специфический вклад? Можно ли свести роль психофизиологии к использованию методов физиологии для изуче- ния психических процессов и состояний? Ответы, которые дают на эти вопросы разные авторы, в том числе и авторы настоящего учебника, значительно различаются.

Известно, что даже физическую систему нельзя описать каким-либо одним теоретическим языком, множественность точек зрения на нее неустранима. Тем более не должно вызывать удивления существование различающихся позиций, разных теоретических языков и школ в психофизиологии, которая, по-видимому, имеет дело с наиболее сложным комплексом проблем, стоящих перед человеком.

Упомянутые различия находят свое выражение не только в многообразии ответов на один и тот же вопрос, но и в том, что отдельные вопросы психофизиологии, рассматриваемые одними исследователями как центральные, с других теоретических позиций могут расцениваться как малозначимые или даже неверно поставленные. Поэтому мы полагали, что в учебнике по психофизиологии, написанном одним автором, даже сам набор освещаемых проблем будет в значительной степени зависеть от взглядов автора. Кроме того, мы учи- тывали, что психофизиология находится на стыке разных наук: психологии, нейронаук, физиологии, в том числе физиологии высшей нервной деятельности, генетики, биохимии, медицины и т. д. В этом смысле ситуация здесь сходна с той, которая имела место при подготовке известного руководства по экспериментальной психологии под редакцией С. С. Стивенса. В предисловии редактор отмечал, что никто из представителей этой науки не обладает достаточной эрудицией, чтобы справиться с подобной задачей в одиночку.

 связи с уже сказанным мы, считая, что высокое качество всех разделов учебника,

à также достаточно полный охват обширного проблемного поля психофизиологии может обеспечить только совместная деятельность коллектива ученых, обладающих взаимно дополняющей квалификацией и представляющих позиции разных научных школ, выбрали коллективный путь его подготовки.

Список глав настоящего учебника включает все пункты Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также дополнительно и те вопросы, которые представляют собой «точки роста» психофизиологии, привлекают значительное внимание исследователей и игнорирование которых не позволило бы считать учебник отражающим современное состояние психофизиологии.

 результате содержание учебника соответствует не только Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, но и Программе по психофизиологии, подготовленной Советом по психологии Объединения государственных университетов Российской Федерации и МГУ им. М. В. Ломоносова.

Глава 1 подготовлена канд. мед. наук Ю. В. Гринченко (параграф 1) и ä-ðîì психол. наук Т. Н. Греченко (параграф 2);

главы 2 и 9 — ä-ðîì психол. наук Б. Н. Безденежных ;

главы 3 и 4 — ä-ðîì биол. наук, академиком РАН И. А. Шевелевым ;

глава 5 — ä-ðîì мед. наук, академиком РАН B. C. Гурфинкелем è êàíä. áèîë. íàóê

Ю. С. Левиком ; глава 6 — ä-ðîì психол. наук Т. Н. Греченко (параграфы 1–5) è ä-ðîì áèîë. íàóê,

профессором А. Н. Лебедевым (параграф 6); глава 7 — ä-ðîì психол. наук, профессором Ч. А. Измайловым , ä-ðîì психол. наук,

профессором А. М. Черноризовым è ä-ðîì мед. наук, академиком РАН П. В. Симоновым (раздел 7.3.6.);

главы 8 и 10 — ä-ðîì психол. наук, профессором Н. Н. Даниловой ; глава 11 — ä-ðîì ìåä. íàóê, чл.-корреспондентом ÐÀÍ А. М. Иваницким ; глава 12 — ä-ðîì мед. наук, профессором Э. А. Костандовым ;

глава 13 — канд. мед. наук Д. Г. Шевченко (параграф 8 — совместно с докт. психол. наук, профессором Ю. И. Александровым );

глава 14 — ä-ðîì психол. наук, профессором Ю. И. Александровым ; глава 15 — канд. психол. наук А. Г. Горкиным ; глава 16 — ä-ðîì психол. наук, профессором Г. Г. Аракеловым ; глава 17 — канд. психол. наук М. В. Бодуновым ; глава 18 — ä-ðîì психол. наук Л. Г. Дикой ; глава 19 — канд. психол. наук В. В. Гавриловым ;

глава 20 — ä-ðîì ìåä. íàóê, чл.-корреспондентом ÐÀÍ è ÐÀÌÍ К. В. Анохиным ; глава 21 — ä-ðîì ìåä. íàóê В. Б Стрелец ; глава 22 — канд. психол. наук Е. Д. Шехтер è ä-ðîì психол. наук, профессором

А. М. Черноризовым ; глава 23 — ä-ðîì биол. наук, академиком РАО Е. Н. Соколовым .

Настоящий учебник, который отражает современное состояние психофизиологии во всей ее полноте, предназначен студентам, аспирантам, научным сотрудникам, а также всем тем, кто интересуется методологией науки, психологией, психофизиологией, нейронауками, методами и результатами объективного изучения психики.

Авторский коллектив благодарит студентов психологического факультета Государственного университета гуманитарных наук, которые тщательно проработали все главы учебника в процессе подготовки настоящего дополненного и переработанного издания. В соответствии со всеми сделанными студентами замечаниями авторы внесли в текст дополнительные пояснения или произвели необходимые сокращения.

studfiles.net