Юношеское одиночество юношеская депрессия

Депрессия в юношеском возрасте

В психологическую консультацию обратилась шестнадцатилетняя Ира Л. с жалобой на частое «плохое настроение». «Мне ничего не хочется делать. Внутри – только тоска и слабость. Могу весь день пролежать в постели и никуда не выходить. И вроде бы ничего не произошло, но на душе скверно и «кошки скребут». Все раздражает, сама себе становишься противной. Кажется, что все в жизни плохо и я ни кому не нужна…» — рассказывает старшеклассница.

В 16-18 лет многие девушки и юноши испытывают апатию, депрессию, переживают чувство одиночества и бессмысленности своей жизни. Некоторые из них не умеют регулировать свои внутренние состояния и полностью отдаются депрессии и апатии. И вот для облегчения таких состояний, а также снятия их же молодые люди прибегают к курению, алкоголю, наркотикам.

А ведь существуют и другие, более безопасные для здоровья способы избавления от депрессии и эти способы не все психотехнические, но и просто житейские.

По моим наблюдениям юноши для расслабления и достижения хорошего настроения выбирают спорт, физические упражнения и встречи с друзьями, прослушивание современной музыки. Девушки же с той же целью слушают спокойную музыку, готовят вкусную еду («люблю вкусно поесть»), встречаются с подругами, занимаются с младшими братьями и сестрами, вяжут и шьют, смотрят телевизор, возятся с домашними животными.

Юля В., 16 лет, ученица 10-го класса: «Когда мне бывает плохо, я беру нашу кошку Муську, сажусь в кресло и слушаю музыку. Успокаиваюсь».

Вера М., 16 лет: «Когда становится грустно, я иду гулять по магазинам, рассматриваю украшения, косметику, обязательно что-нибудь себе куплю, пусть мелочь, недорогую помаду или заколку».

Не впадать в отчаяние. Внутренние состояния человека изменчивы и депрессия рано или поздно проходит и наступает радостное и бодрое состояние. И необходимо верить всегда, что депрессия обязательно пройдет. Необходимо понять, в чем причина плохого настроения. Может это затяжной конфликт со значимыми людьми, нерешенная личная проблема, переутомление или хронический стресс. В такой ситуации необходимо устранить или немного уменьшить влияние психотравмирующей ситуации или причины или попытаться изменить собственное отношение к проблеме, снизив ее значимость для себя («А мне это и не надо», «Пусть будет то, что будет», «Об этом я подумаю завтра»).

Очень часто причиной депрессии становится время года, например, весна для многих самый тяжелый период в психологическом отношении. В это время не следует переутомляться, наваливать на себя кучу дел. Больше пользы принесет забота о своем здоровье – усиленный прием витаминов, свежий воздух, регулярный и полноценный сон.

Не нужно зацикливаться на своих переживаниях, выпадать из привычного ритма жизни, но и не переутомляться. В минуты мрачных настроений полезно вспомнить, что радостного и приятного было в вашей жизни, восстановить в воображении счастливые ситуации до мельчайших деталей, постараться снова пережить приятные эмоции.

В общении с друзьями и знакомыми необходимо предпочесть нейтральные темы, не «пережевывать» свои проблемы – этим вы только усилите свое негативное состояние.

И главное, в период депрессии не принимать важных решений. В это время многое воспринимается в искаженном свете и человек может что-то отчаянно сделать или совершить сгоряча поступок, о котором потом будет жалеть и испытывать чувства вины и раскаяния.

www.b17.ru

Одиночество и особенности его проявления в юношеском возрасте

Автор: Зарицкая Ольга Николаевна, практический психолог
КВУЗ «Донецкий педагогический колледж»
Проблемы развития, формирования, социализации личности

Статья посвящена проблеме возникновения и проявления одиночества в юношеском возрасте и разработка рекомендаций по его предупреждению и преодолению.
Ключевые слова: юность, одиночество, экзистенциальный кризис, индивидуум, стереотипы, фрустрация, Я – концепция, социализация, дезадаптация.
Стаття присв`ячена проблемі виникнення та прояву самотності в юнацькому віці і розробка рекомендацій щодо його попередження та прояву.
Ключові поняття: юність, самотність, екзистенціальна криза, індивідум, стереотипи, фрустрація, Я – концепція, соціалізація, дезадаптація.
Актуальность исследования. Достаточно распространённым является мнение, что проблема одиночества более актуальна для людей старших возрастных групп. Действительно, им сложно изменять социальные стереотипы. Но современная социальная ситуация такова, что по ряду причин достаточно сильное проявление чувства одиночества испытывают и в юношеском возрасте.
Юность – время осознания и овладения одиночеством. Через переживание одиночества в юности проходят практически все.
Анализ исследований и публикаций. Научные исследования феномена одиночества в рамках психологии и педагогики ведутся недостаточно. В трудах А.Маслоу, К.Роджерса, Х.С. Салливана, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Хорни, Э.Эриксона, К.Г. Юнга были рассмотрены психологические предпосылки возникновения одиночества и предложены психотерпевтические пути его преодоления [1].
В исследованиях К.А. Андерсона и Л.М. Хоровица, Р.Вейса, Дж. Де Джонг-Гирвельд и Д.Раадшелдерс, Т.Б Джонсона и У.А. Садлера, К.И Кутрона, М.Мицели и Б.Мораша, Л.Э. Пепло, М.Э. Селигмана, Ф.Фромм-Рейхман, Дж.И. Янга показано сложное содержание феномена одиночества, акцентируется внимание на его причинах, связанных как с типичными ситуациями жизни, так и с характером личности [1].
В отечественной науке интересующая нас проблема рассматривалась в работах: В.Г. Асеева, А.А. Бодалёва, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, Е.И. Головахи и Н.В. Паниной, Н.И. Гуткиной, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, Ю.М. Орлова, Н.А. Рождественской, В.Ф. Сафиной, Е.Т. Соколовой, Д.И. Фельдштейна и др.
Указанные авторы анализировали ее в приложении именно к лицам подросткового и юношеского возраста, уделяя внимание социальным и психологическим причинам, вызывающим чувство одиночества у молодых людей, а также его последствиям в процессе формирования личности [1].
Цель статьи – выявить особенности влияния одиночества на процесс развития личности в юношеском возрасте и разработка рекомендаций.
Изложение основного материала. Одиночество различно для каждого человека. Некоторые люди чувствуют себя одинокими в отношениях с конкретными людьми. Некоторые чувствуют себя одинокими в толпе. Некоторые чувствуют себя одинокими, потому что не нашли своей любви. Некоторые чувствуют себя одинокими, потому что страдают от депрессии повышенной тревожности и других болезненных состояний.
Психологами выделены три основные типа одиночества:
Таблица.1. Типы одиночества.
Болгарский психолог Л.Симеонова [2] сделала попытку сгруппировать людей, подверженных к одиночеству, по их характерным поведенческим особенностям и выделила следующие типы:
1. Люди с ненасытной потребностью в самоутверждении, у которых в центре внимания стоит только собственный успех.
2. Люди с сильно выраженной стереотипизацией поведения, вследствие которой они не в состоянии выйти из рамок выбранной ими роли и не могут позволить себе раскованность.
3. Люди, отличающиеся, напротив, сильной нестандартностью в поведении, у которых мировосприятие и поступки не соответствуют установленным в доступных для них группах правилам и нормам.
4. Люди, сосредоточенные на своём внутреннем мире, представляющие события собственной жизни и свои внутренние состояния исключительными, не похожими на все то, что происходит с другими.
5. Люди застенчивые, с заниженной самооценкой, недооценивающие себя как личность и в силу этого боящиеся быть неинтересными, стремящиеся всегда держаться в тени. В результате они действительно никем не замечаются, что, в свою очередь, болезненно переживается.
Получается, что одиночество – это очень широкое понятие, и каждый чувствует его по-разному.
Одиночество в юности есть стремление к уединению, столь непостижимое для предшествующего подросткового возраста. Уединение позволяет подготовиться к будущим чувствам влюбленности и любви, которые могут восприниматься наедине с собой.
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».
Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1. Открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется и чувство одиночества.
2. Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях.
3. Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают, противоречивы («Я в своем представлении гений + ничтожество»).
4. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека. Если зрелая половая любовь взрослых представляет собой гармоническое единство чувственно-сексуального влечения и потребности в глубоком духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юности эти два влечения созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей.
Анализируя возрастные особенности проявления одиночества, Г.М. Тихонов отмечает, что одиночество в юности — широко распространенное и интенсивно протекающее явление. Молодые люди в целом проявляют более высокую уязвимость по отношению к одиночеству и большую склонность к нему, чем зрелые или пожилые люди [3, с. 35]. Одиночество в юности во многом определяется объективными условиями: стремлением жить отдельно от родителей (быть независимыми от них), изменениями социальных (в том числе и межличностных) отношений, переживаниями, связанными с поиском смысла своего существования, вступлением в новые условия, связанные с учебой или профессией, и т. п.
С.В. Малышева и Н.А. Рождественская выделили четыре причины,
обусловливающие возникновение чувства одиночества юношей и девушек [4]:
Таблица.2. Причины возникновения одиночества у юношей и девушек.
Известно, что в юношеском возрасте большая роль отводиться коллективно-групповым формам общения и, вместе с тем, нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.
Усиливается потребность в установлении более широких отношений, выходящих за пределы семьи.
Блокирование данной потребности создает ситуацию одиночества, которая вызывает у многих негативные переживания, чувство отчужденности, порождает фрустрацию – эмоционально тяжелое переживание неудачи. На границе подросткового и юношеского возраста резко усиливается потребность в статусе, в признании и уважении со стороны сверстников и старших, в подтверждении своей личностной состоятельности, а также в меж половых отношениях. В свою очередь, все это вызывает необходимость в резком расширении социальных и межличностных контактов. Затруднения в реализации указанных потребностей часто становятся базой для формирования негативно переживаемого одиночества.
Причины негативных переживаний одиночества в юности также могут быть связаны с возрастными доминантами в психосоциальном развитии личности. Они полагают, что в юности важнейшими социальными потребностями становятся [1]:

Таблица .3.Социальные потребности юности.
Испытываемые юношами негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или «уход» от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др.
В связи с этим, проблема одиночества и его переживания в юношеском возрасте является далеко неоднозначной. Практическая актуальность разработки различных ее аспектов выходит за пределы собственно психологии так же, как за ее пределы выходят пути и способы преодоления одиночества. Однако именно психология и, прежде всего, социальная психология, является наукой, в рамках которой проблема одиночества может быть наиболее полно исследована и определены основные направления и пути ее решения.
Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании помощи юношам и девушкам нужно придерживаться принципа «золотой середины», т.е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества. Разделить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства. Преобразовать в позитивное переживание, значит, быть готовым изменить ситуацию, проанализировав ее и начать налаживать отношения с окружающими, рассмотрев альтернативные возможности, как, например, изменение своего поведения и отношение к себе и людям, развитие рефлексии и навыков общения.
Способы преодоления одиночества в юношеском возрасте [6]:
1. Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки).
2. Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности.
3. Выполнение домашних дел.
4. Занятие спортом, творчеством и т.п. с целью избавления от негативных эмоций.
5. Шопинг с целью изменения собственного имиджа.
6. Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).
7. Анализ причин своего одиночества.
8. Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу.
9. Обращение к психологу или психотерапевту для разрешения проблем.
Вывод: Итак, в психологии сильны две тенденция в изучении одиночества. Первая – трактовка его как психического состояния или субъективного переживания. Вторая – трактовка одиночества как исключительно негативного состояния и переживания. Если даже человек месяцами находится один, не поддерживает ни с кем никаких контактов, но чувствует себя при этом превосходно и не нуждается ни в какой помощи, он не считается находящимся в одиночестве.
Проведенный теоретический анализ научной литературы по данной проблеме показал [6]:

Таблица.4. Характер проявления одиночества.
Можно сделать следующие выводы:
— переживания одиночества в юношеском возрасте связаны с особенностями проявления Я — концепции;
— одиночество в юношеском возрасте необходимо рассматривать с позиции нормы и патологии оно играет существенную роль в процессе индивидуализации личности, но обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояния; нарушая внутреннюю целостность личности ( по исследованиям Н.И. Глушкова, А.А. Хмеленко).
Лев Толстой однажды написал в своем дневнике: «Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми». Поэтому, одиночество — это всего лишь шаг в познании себя и мира. Но каждый из нас делает этот шаг в назначенное ему время.
Литература
1. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания
студентами. – Елабуга: «Алмедиа», 2007. – 157 с.
2. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально – психологические проблемы / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. – Киев: Украина. 2001. – 270с.
3. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: Монография. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. — 174 с.
4. Малышева С.В., Рождественская Н.А. Особенности чувства
одиночества у подростков // Вестник московского университета. Серия 14.
Психология. 2001. – №3. – С. 63-68.
5. Неумоева Е.В. Одиночество как общественно-историческое явление и как явление индивидуальной жизни // Гуманитарный вектор. Вестник Забайкальского отделения Академии гуманитарных наук. — № 1 – 2 (10 – 13). – 2002. – Чита: ЗабГПУ. – 2004. – С.23 – 29.
6. Янг Д.И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и её применение / Д.И. Янг. – М.: Прогресс, 1989. – С.552-593.

ped-kopilka.ru

Депрессия и возраст 2

В зависимости от возраста человека депрессия проявляется по-разному.

Еще до середины прошлого века считалось, что дети и подростки ей не подвержены. Теперь мнение ученых изменилось. Возможно, здесь имеет значение «глобальная тенденция» к омоложению большинства психических заболеваний, в былые времена обычно не наступавших раньше своего «положенного сро­ка». Некоторые ученые даже стали полагать, что депрессия может развиться и у младенцев, если они остаются без материнской опеки. На наш взгляд, эта точка зрения является не соответствующей действительности.

В прошлом так же, как и сегодня, границы депрессии, расширяли преде­лы астении, истерии и даже шизофрении.

Американские исследователи считают, что депрессией страдают 2% детей в возрасте до 12 лет. В среде подростков эти цифры возрастают до 8% мальчиков и 12% девочек, а в возрасте 13-19 лет у девочек доля переживаю­щих депрессию возрастает до 16%.

У детей признаки депрессии наиболее заметны в поведении, изменении активности. Возникает грустное настроение, появляется раздражитель­ность, обидчивость, замкнутость, растерянность, снижается интерес как к учебе, так и к привычным играм. Раздражительность может сочетаться с проявлениями агрессивности. Иногда плохая учеба и видимое отставание в развитии могут оказаться скрытыми симптомами депрессии.

Достаточно часто детская депрессия проявляется в виде жалоб на общее недомогание, слабость, повышенную утомляемость, боли в различных частях тела. Нередко у детей возникают идеи самообвинения и сочетают­ся с дисморфофобиями: ребенок вдруг начинает считать себя уродливым, глупым, бездарным.

В юношеском возрасте депрессия проявляется излишней капризностью, раздражительностью, импульсивностью, фиксацией на болезненных ощуще­ниях в различных частях тела, особенно в области живота, половых орга­нов. Молодые люди начинают находить неисправимые недостатки в своей внешности, считают себя неудачниками, обвиняют себя в ограниченности, в неспособности принести пользу ни себе, ни близким. Важными признака­ми начала депрессии могут быть замкнутость и стремление к одиночеству. Часто присутствуют навязчивые поиски смысла жизни, разочарование в вы­бранной профессии, желание сменить ее, болезненное отношение к деньгам и неспособность получать удовольствие от тех вещей, которые радовали раньше, будь то общение с друзьями или занятия творчеством. В то же вре­мя молодой человек пытается сопротивляться депрессии, активно занимаясь спортом, заставляя себя преодолевать свою лень с помощью усилий воли. Однако без медицинской помощи, как правило, такие попытки остаются тщетными.

Стоит заметить, что детская и юношеская депрессия — обычное дело в среде талантливых и потому всегда более ранимых людей. В качестве ярких примеров можно привести великого композитора Петра Чайковского, кото­рый, по словам его гувернантки, «был «стеклянным ребенком»; писателя Оноре де Бальзака, который в 14 лет походил на спящего человека с откры­тыми глазами. Грусть не отпускала юного поэта Генриха Гейне, философа Жан-Жака Руссо. Лев Толстой в молодые годы «из-за самого черного рас­положения духа» совершил попытку самоубийства.

Следует обратить внимание на то, что рецидивы депрессивных эпизо­дов характерны прежде всего для людей, у которых первые явные признаки депрессии были заметны до 20-летнего возраста.

В среднем возрасте более отчетливо выступают классические симпто­мы депрессии в ее основных четырех модальностях: раздражительности, тревоги, тоски и апатии. К ним порой добавляются ворчливость и гневли­вость.

Жена Льва Толстого писала о 47-летнем муже: «Он постоянно говорит, что все кончено для него, скоро умирать, ничто не радует, нечего больше ждать от жизни». В возрасте 40 лет совсем пал духом Иван Тургенев, он по­терял веру в свое дарование, что еще больше угнетало его.

Врач-психиатр, психотерапевт высшей категории,

www.depressia.com

Возрастные аспекты депрессии

Депрессия проявляется по-разному, в зависимости от возраста людей. До середины двадцатого века считалось, что дети и подростки не болеют депрессией. Однако, позже эта точка зрения изменилась на противоположную. В настоящее время некоторые ученые полагают, что депрессия может развиться и у младенцев, если они остаются без материнской поддержки. Американские исследователи считают, что депрессией болеют 2% детей в возрасте до 12 лет. В подростковом возрасте эта цифра увеличивается до 8% у мальчиков и 10% девочек. Несколько позже, в возрасте 13-19 лет процент заболеваемости у девочек существенно повышается и достигает 16%. По данным Schaffer D. с соавт. (1996) около 4,9% детей страдают выраженными депрессивными расстройствами.

У детей клинические проявления депрессии наиболее заметны в поведении, изменении активности, грустном настроении, появлении раздражительности, обидчивости, растерянности, замкнутости, снижении интереса к обычным играм и учебе. В ряде случаев плохая учеба и отставание в развитии могут быть скрытыми симптомами депрессии. У детей достаточно часто депрессия проявляется жалобами на общее недомогание, слабость, повышенную утомляемость, боли в различных частях тела. Нередки идеи самообвинения, когда ребенок считает себя глупым уродливым и бездарным. Для депрессии в детском возрасте типичны смешанные состояния, проявления раздражительности и агрессивности.

В юношеском возрасте больные капризны, раздражительны, импульсивны, часто находят недостатки в своей внешности, считают себя неудачниками и ограниченными людьми, не способными принести никакую пользу ни себе, ни близким. Следует отметить замкнутость, стремление к одиночеству как важный признак начала депрессии в юношеском возрасте, часто отмечаются поиски смысла жизни, разочарование в выбранной профессии, болезненное отношение к деньгам и неспособность получить удовольствие от тех вещей, которые радовали раньше.

В среднем возрасте более отчетливо выступают классические симптомы депрессии, однако, возможно появление ворчливости и гнева. Больные пожилого возраста чаще жалуются на расстройства со стороны внутренних органов.

Депрессию нельзя отнести к «типичным» спутникам старости и она не является неизбежным следствием возрастных изменений.

Выявить депрессию в старческом возрасте достаточно сложно, около 40% случаев этого аффективного расстройства просматривается врачами.

С точки зрения психопатологии депрессивного состояния в пожилом возрасте на первый план выходят соматические симптомы, ипохондрические переживания, фобии, тревога, включения дисфории и когнитивные нарушения. Растерянность и заторможенность могут быть спутаны с проявлениями амнезии и нарушениями ориентировки. К особенностям аффективных расстройств в пожилом возрасте можно отнести сравнительно частое появление дистимии после перенесенного эпизода депрессии. В старческом возрасте хорошо выражены такие проявления депрессии, как негативное представление о будущем, трудность восприятия позитивных событий, отнесение успехов к внешним событиям, а неудач к собственной несостоятельности. В случае развития депрессивного психоза на первый план могут выходить бредовые идеи виновности и греха.

Эффективность терапии депрессии в пожилом и старческом возрасте согласно результатам современных исследований примерно та же как, что и в более молодом возрасте. В процессе старения соматические факторы, органическое поражение мозга, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, психосоциальные особенности жизни человека способствуют возникновению депрессии.

Страх утраты самостоятельности, недостаточная социальная поддержка, одиночество, социальная изоляция, потеря влияния и уважения, изменение жилищных условий и привычных социальных связей представляют из себя то обрамление, в котором развивается депрессивная симптоматика в пожилом возрасте. В плане развития последней особенно опасны тяжелые психические травмы: смерть супруга, смена места жительства, финансовый крах.

В психотерапии депрессии пожилого и старческого возраста особенно важна поддержка и ободрение больного.

psyclinic-center.ru

ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

студент 2 курса, кафедра социологии и ОРМ, НИУ «БелГУ», г. Белгород

ассистент кафедры социологии и ОРМ, НИУ «БелГУ», г. Белгород

Одиночество, как и общение с другими людьми являются частью человеческого существования. Этот феномен имеет противоречивую и многоуровневую характеристику. Его сложность обуславливается самой сущностью существования человека. В последнее время появилось много работ, посвященных исследованию данного феномена. Он вызывает интерес у представителей различных направлений научного знания: философии, психологии, психиатрии, социологии. Но многие согласны, что одиночество человека – сложная проблема, обусловленная социальными, психологическими экономическими и культурными факторами. Достаточно распространённым является мнение, что проблема одиночества более актуальна для людей старших возрастных групп. Но современная социальная ситуация такова, что по ряду причин одиночеству подвержена и молодежь. Анализ сложившейся ситуации показывает, что в молодежной среде наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: неуверенности в завтрашнем дне, увеличения стрессовых ситуаций, нарушения межличностных отношений, отчаяния, одиночества. Сложившееся положение осложняется тем, что духовные переживания подрастающего поколения, его внутренний мир, эмоциональная сфера остаются без достаточного внимания общества.

Известно, что в развитии личности наступает период (подростковый возраст), когда потребность в одиночестве актуализируется: человек начинает испытывать необходимость в том, чтобы побыть одному, наедине со своими мыслями и переживаниями. Отсутствие возможностей для ее удовлетворения также вызывает негативные последствия. В связи с этим, проблема одиночества и его переживания в подростковом и юношеском возрасте является далеко неоднозначной.

Учитывая все вышесказанное, представляется важным проведение комплексного социологического исследования по проблеме одиночества в юношеском возрасте (на примере студентов высших учебных заведений г. Белгорода).

Опираясь на результаты, полученные в ходе исследования можно сделать следующие выводы:

1. Мнения респондентов о том, что же такое одиночество, почти пополам разделилось с одной стороны, на отожествление его с состоянием ненужности, непонимания и игнорирования со стороны других людей, которое оказывает только негативное воздействие, и с другой стороны, с комфортным состоянием, совсем не отягощающим, приносящим положительные эмоции. Это может свидетельствовать о том, что молодые люди до конца не понимают определение такого феномена как одиночество. В их восприятии существуют определенные стереотипы, связанные с негативной оценкой данного состояния. Но в тоже время наблюдается тенденция к развитию такой точки зрения, как одиночество-состояние души, то есть гармонии со своим внутренним миром.

2. Выясняя у респондентов мнение относительно того, какой человек может быть одиноким, мы получили следующие ответы: «любой человек» – так ответило 82 % опрошенных, и лишь 11 % «замкнутый, необщительный». Из этого следует, что молодые люди считают, что чувство одиночества может возникнуть как и у общительного и веселого человека, так и у закрытого интроверта абсолютно в равных возможностях. А значит, респонденты уверены, что состояние одиночества не зависит от личных качеств человека. По их мнению, одиноким может стать любой человек. Например тот, кто пребывает в данном состоянии по собственному желанию либо в силу определенных обстоятельств, причем не всегда из-за внешних причин.

3. Показательно, что 75 % опрошенных молодых людей отметили, что одиночество необходимо человеку. Это говорит о том, что одиночество становится потребностью наравне с общением.

4. Стоит сказать, что 90 % респондентов признались, что испытывают одиночество, и не стараются его избегать 54 %. Причем у этих людей одиночество вызывает только положительные эмоции. Поэтому можно заключить, что одиночество, пусть даже вынужденное, помогает разобраться в себе, провести переоценку ценностей, понять других и прежде всего себя. Одиночество дает возможность улучшить профессиональные, творческие и другие навыки, помогает сосредоточиться и найти верные пути решения проблем.

5. Анализируя результаты по объяснениям причин одиночества, 45 % отметили такой вариант как «пребывание вдали от семьи и у друзей». Это вполне закономерно, так как 70 % опрошенных студентов учатся не в своем родном городе. Молодые люди, покинув родной дом и приехав учиться в вуз, могут испытывать одиночество по причине недостаточного уровня занятости, вовлеченности в учебный процесс. Заметен период адаптации, которая протекает в первые 1,5-2 года обучения. Большой процент ответивших (44 %) выбрали «уединенность», что подтверждает сознательное пребывание человека в этом состоянии. Следует отметить и то, что эти же респонденты и не стремятся избегать одиночества. Для них одиночество служит полезным фактором, влияющим на развитие их способностей. Причиной одиночества считают и просто отсутствие каких-либо дел (27 %). В большинстве случаев это первокурсники, которые не привыкли к студенческой жизни и не знают всех возможностей, которые предоставляет университет.

6. Лидирующими способами борьбы с одиночеством стали спорт, творческая деятельность (54 %). И это весьма объясняемо. Любая активная деятельность способна отвлечь, избавить от чувства ненужности. Особенно если это активность связана со спортом, так как совершенствуя тело, человек совершенствует и дух, становится уверенней в себе, что позволит наладить межличностные связи. Творчество – тоже замечательный способ забыть об одиночестве и реализовать себя в создании чего-то нового. Расширение социальных связей, новые знакомства молодежь тоже рассматривает как способ преодоления одиночества. Начать с чистого листа – прекрасная возможность показать себя с другой стороны.

Существуют некоторые рекомендации тем, кто хочет бороться с одиночеством.

Лучше «активное уединение». Начать что-нибудь писать, заняться любимым делом, сходить в кино или театр, почитать, послушать музыку и потанцевать, заняться спортом.

Не нужно избегать одиночества, стоит поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть свое одиночество. Напомнить себе, что у вас в действительности есть хорошие отношения с другими людьми. Сказать себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше. Подумать о занятиях, в которых всегда преуспевали в жизни (спорт, искусство, учеба и др.). Сказать себе, что большинство людей бывают одинокими в тот или иной момент времени. Следует отвлечься от чувства одиночества, серьезно задумавшись о чем-то другом. Подумать о возможной пользе испытанного одиночества.

Другой способ справиться с одиночества – осознать тот факт, что быть одному еще не приговор. Вероятно, что это лишь короткий период, крайне необходимый для становления личности. Одиночество позволяет ощутить себя «свободным». Например, когда индивид может поехать куда-то или сделать что-то, не ущемляя желаний и прав других; когда он свободен в своих поступках, но не от обязательств перед теми, чьими услугами пользуется. Такого человека не тяготит чувство долга по отношению к окружающим, одновременно он ждет, что другие обязаны ему чем-либо. Он поддерживает отношения с кем захочет или, наоборот, избегает любых контактов. Все зависит от его внутреннего ощущения. Свободу легче почувствовать в одиночестве. Полезнее уехать и попытаться узнать иные стороны жизни, кроме тесных личных отношений.

Следует отметить, что недостаток одиночества может привести к таким серьезным последствиям, как нервное истощение, характеризующееся переходом кризиса в депрессию, эмоциональное выгорание, сопровождающееся ненавистью к людям и избеганием их. Могут возникнуть пограничные состояния, такие как агорафобия (страх открытых пространств и людных мест), и психосоматические состояния.

А, исходя из того, что именно в юности происходит формирование общей эмоциональной, личностной и профессиональной направленности, то культура одиночества должна быть привита именно в этом возрасте.

Список литературы:

  1. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход. – М.: Прогресс, 1989. – С.52–87.
  2. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами. – Елабуга: «Алмедиа», 2007. – 157 с.
  3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М.: Наука, 1987. – 248 с.

sibac.info