К предрасполагающим причинам заикания относятся

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи.

Заикание — одно из самых распространенных расстройств детской речи. На планете этим страдает каждый пятидесятый ребенок. Чаще всего оно возникает в возрасте 3-5 лет, когда малыш усваивает сложно-слоговые слова, расширяет словарный запас, совершенствует фразовую речь.

Каковы причины возникновения заикания?

Знание причин позволяет осознать сущность проявлений заикания, а во многих случаях и предупредить его возникновение.
В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие “почву” и производящие “толчки”. При этом некоторые причинные факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

К предрасполагающим причинам относятся следующие:

— невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и
соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции
центральной нервной системы);

— невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез,
повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);

— конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной
нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее
особая подверженность психическим травмам);

— наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной
слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в
качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно
учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию
сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды;

— поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием
многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;
постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические
нарушения при различных детских заболеваниях.

Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого
развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

К неблагоприятным условиям относятся:

— физическая ослабленность детей;

— возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного
мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту
оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного мозга.
Речевая функция особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее
созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более
выраженную неустойчивость их нервной системы;

— ускоренное развитие речи (3 — 4 года), когда ее коммуникативная,
познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием
общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается
повторение слогов и слов, имеющее физиологический характер;

— скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на
почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием
среды и степенью его осознания; недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием; недостаточное развитие моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных
движений.

При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

Симптомы и последствия

Заикание проявляется по-разному. На начальном этапе это может быть судорожный вдох или прерывистый выдох, когда перед каждым словом ребенок делает паузу. Иногда дети тянут гласный в начале слова или с трудом “выталкивают” первый звук или слог. Чаще, однако, многократно повторяется первый слог или слово (ма-ма-ма-шина. ).
В результате страдает темп речи, ритм и плавность. Если родители не обратили внимание на это и не приняли мер, полагая, что заикание пройдет само собой, то уже к моменту поступления в школу ребенок будет достаточно фиксирован на речи — появится страх перед речевым общением.

Далее. Одноклассники не скупятся на прозвища, учителю не всегда хватает такта и терпения — он не выслушивает до конца, предлагает ответить письменно. Подросток старается определить свое место в мире, все больше внимания уделяет своей внешности, речи, оценке своих достоинств и недостатков со стороны сверстников, он становится все более эмоциональным, чувствительным, впечатлительным — и возрастает страх перед речевыми ситуациями, особенно значимыми для него. Meняется мотивация общения, подросток БОЛЕЗНЕННО фиксируется на своей речи. Именно в этот период заикание и переходит в следующую стадию — речевой невроз, или ЛОГОНЕВРОЗ, усугубляемый патологическим страхом речи.
Любое речевое общение — будь то ответ у доски, разговор по телефону, беседа с девушкой — травмирует подростка, что способствует его школьной и социальной дезадаптации, появлению чувства собственной неполноценности, отсюда раздражительность, вспыльчивость, неуверенность в себе. Эти психологические особенности часто перерастают в стойкие психические состояния. Вот почему так важно своевременно помочь ребенку и предотвратить развитие речевого расстройства.

Терпение, и еще раз – терпение . К сожалению, заикание легко не излечивается. Это серьезный лечебно-педагогический процесс. Некоторые родители надеются на “чудо” и обращаются к случайным людям, усвоившим несколько простых приемов.
На современном этапе развития логопедии используется комплексный подход к преодолению заикания. Только комплексный курс лечения: логопед, невропатолог, физиотерапевт, логоритмист — после длительной кропотливой работы при активном участии родителей может дать положительный результат.

На основе обобщения опыта многих авторов, опыта как исследовательской, так и практической работы с заикающимися, можно выделить семь основных логопедических техник, направленных на формирование плавной речи у заикающихся:
1) охранительный речевой режим;

2) формирование речевого дыхания;

3) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

4) развитие просодической стороны речи;

5) развитие ритмизации и координации движений;

6) регуляция эмоционального состояния;

7) развитие планирующей функции речи.

Несомненно, большую помощь в коррекционной работе оказывают родители. Знание ими причин возникновения, предрасполагающих факторов позволяет понять механизм нарушения, доверительное отношение к специалистам поможет выработать оптимальный курс коррекции и строго придерживаться его в домашних условиях, предупредить рецидивы в возникновении заикания.

logoped.kalinka5.edusite.ru

Современные представления о заикании: понятие, механизмы, этиология и симптоматика

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Термин заикание (balbuties) греческого происхождения и означает повторение судорожных сокращений речевых органов. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Интерес к лечению заикания имеет многовековую давность, однако только в XIX столетии началась научная разработка этой проблемы. Изучением, предупреждением и лечением заикания стали тщательно заниматься специалисты таких научных дисциплин, как психиатрия, логопедия, психология, физиология и другие.

Долгое время исследователи придерживались того мнения, что заикание в дошкольном возрасте следует рассматривать как возрастное явление, которое постепенно с возрастом должно пройти само. И рекомендовалось на заикании у детей дошкольного возраста не фиксировать внимание, создавая дома полный покой. В некоторых случаях это и приводило к благоприятным результатам, но в большинстве случаев такие меры не помогали, и заикание у детей принимало все более тяжелую форму, накладывая свой отпечаток на все поведение ребенка и отражаясь на развитии его личности. Лечение его в последующем было несравненно сложней, чем в начале заболевания. Чем старше возраст заикающегося ребенка, тем тяжелее степень заикания и те изменения, какие оно производит в характере, поведении и во взаимоотношениях ребенка с окружающей средой.

Такие ученые как М. Зееман (1962), М.Е. Хватцев (1959), В.М. Шкловский (1994), В.И. Селиверстов (2001), доказали необходимость лечения этого страдания на ранних этапах его возникновения, то есть в раннем детстве.

Заикание является сложным структурным нарушением речи. Отражением этого являются многочисленные теории, претендующие на объяснение его механизмов. Большинство отечественных ученых, разрабатывая проблему заикания, относят его к неврозам, руководствуясь павловским учением о высшей нервной деятельности человека, и в частности о механизме невроза. При этом часть исследователей склонна рассматривать заикание как симптом невроза например, Т.А. Флоренская, другая часть — как особую форму общего невроза (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, Н.П. Тяпугин и др.), третья часть исследователей рассматривает заикание как функциональное расстройство в сфере речи, судорожный невроз (И.А. Сикорский), или определяют его как страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи (Хр. Лагузен, Г. Д. Неткачев), как психоз (Гр. Каменка).

Изучению проблемы заикания посвящены многочисленные исследования. Но до настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля — логопедов, невропатологов, психологов и др. Даже формальное определение заикания как патологического процесса, по мнению В.М. Шкловского (1994), не может быть на современном этапе ни достаточным, ни окончательным. Тем не менее, автор считает, что заикание является дискоординационным судорожным нарушением речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, и вторичными психовегетативными расстройствами.

Большинство авторов разделяет точку зрения, что заикание — это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, И.О. Калачева, 1978).

В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата (Л.С. Волкова, 2003).

Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые, как правило, распространяются и на мышцы лица, шеи. Они могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации. Строгой закономерности в возникновении запинок нет. Они могут быть в начале фразы, в середине, в конце, на согласных или на гласных звуках.

Однако запинками, остановками и повторениями, нарушающими плавное течение речи, не исчерпывается понятие «заикание». При заикании расстраиваются дыхание и голос: дети пытаются говорить на вдохе и в фазе полного выдоха, голос становится сдавленным, монотонным, тихим, слабым. Речь заикающегося ребенка обычно сопровождается сопутствующими движениями (покачивание головой, туловищем и т. п.).

Сложность этой речевой патологии выражается и в том, что заикание, затрудняя свободное речевое общение ребенка с окружающими людьми, отличая его от нормально говорящих сверстников, накладывает отпечаток на все поведение ребенка, на всю его личность (С.В. Леонова, 2004).

В настоящее время нет единой научно обоснованной теории, с позиций которой можно было бы обобщить и систематизировать экспериментальные данные и различные гипотезы, высказанные многими авторами по поводу причин возникновения этого нарушения речи. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.

Исследователи (М.Е. Хватцев, 1959; М. Зееман, 1962; В.А. Куршев, 1973; Л.И. Белякова, 1992; В.М. Шкловский, 1994; В.И. Селиверстов, 2001; Л.Я. Миссуловин, 2002 и др.) выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут способствовать развитию заикания и непосредственно вызывать его (Л.С. Волкова, 2003).

К предрасполагающим причинам относят:

1. Определенный возраст ребенка (от 2 до 6 лет), так как формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

2. Состояние центральной нервной системы. Нередко при возникновении заикания отмечается органическое поражение мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Эти причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сфеpax, приводят к задержке речевого развития и к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания. У части заикающихся не обнаруживается органического поражения мозга. В то же время они характеризуются повышенной впечатлительностью и ранимостью нервной системы, тревожностью, низким уровнем адаптации, особой подверженностью к психическим травмам.

3. Наследственный фактор. Он обусловлен генетической передачей некоторых особенностей высшей нервной деятельности — повышенной возбудимости, ускоренного темпа общих движений и речи, т. е. передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Отягощенная наследственность может прослеживаться на уровне нескольких поколений. При этом, по данным Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой (1998), у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%. Для женщины риск появления заикания детей выше: в этом случае появляется 36% заикающихся мальчиков, 17% — девочек. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%, причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%. По данным Л.Я. Миссуловина (2002), в случаях семейного заикания возможность возникновения этого нарушения у детей только по подражанию родителям мало реальна. Генетическая наследственность какой-либо патологии проявляется при наличии дополнительной вредности.

4. Функциональная ассиметрия мозга. В.А. Куршев (1973) указывает на то, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость, если оно доведено до истязания. А по мнению М.Е. Хватцева (1959), при переучивании левшей не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены у левши ведущие центры речи. Ослабление взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой.

5. Особенности протекания речевого онтогенеза. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций (от лат. Iterare — повторять). В этом возрасте (от 2 до 5 лет) дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова, которые не несут лексической и эмоциональной нагрузки — «а», «ну», «вот» и т. п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи, так как еще недостаточно оформленное речевое дыхание не соответствует психической возможности произнесения сложных фраз (М. Зееман, 1962; Л.И. Белякова, 1992; В.И. Селиверстов, 2001).

Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития, особенно появление фразовой речи: замедленное или ускоренное. В эти периоды речевая система особенно подвержена влиянию неблагоприятных факторов. Особое значение в этих случаях имеет поведение взрослых, окружающих ребенка. Дополнительная речевая и эмоциональная нагрузка, фиксация на итерациях могут провоцировать заикание (Л.И. Белякова, 1992).

6. Половой деморфизм. Л.М. Белякова и Е.А. Дьякова (1998) отмечают, что среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4. А Л.Я. Миссуловин (2002) в своей работе показал, что с возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1.

Кроме перечисленного, к врожденным предрасполагающим факторам В.М. Шкловский (1994) относит тяжелые нервно-психические и инфекционные заболевания родителей. Ученый отмечает, что такие заболевания, как шизофрения, туберкулез, сифилис и др., вредные химические факторы производства, повышенная радиоактивность во многих случаях поражают раньше всего нервную систему еще неродившегося ребенка. Вредно могут отразиться на состоянии нервной системы потомства и различного рода травмы, переживания, неблагоприятные условия жизни и работы матери в период беременности, родовые травмы.

Внешние предрасполагающие причины, по данным В.М. Шкловского (1994), порождаются окружающей средой, условиями жизни и воспитания ребенка. К ним автор относит нарушения режима сна и питания, недостаточную осведомленность родителей о том, что малыш должен жить и воспитываться, по возможности, в спокойных условиях. Сильные звуковые раздражители (телевизор, приемник, магнитофон, громкие окрики взрослых и т.п.), большое скопление людей, духота — все это отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка. Длительно психотравмирующие раздражители могут явиться причиной тяжелого невротического состояния, на фоне которого появляется заикание. Определенную роль среди внешних причин заикания играет подражание ребенка заикающимся взрослым или сверстникам.

В группе производящих причин В.И. Селиверстов (2001) выделяет анатомо-физиологические, психические и социальные.

1. Анатомо-физиологические причины: а) Физические заболевания с энцефалитическими последствиями и травмы (внутриутробные, природовые, с асфиксией, сотрясения мозга); б) Органические поражения мозга, при которых повреждаются подкорковые механизмы, регулирующие движения; в) Истощения и переутомления нервной системы в результате интоксикации и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи (корь, рахит, коклюш, болезни внутренней секреции и обмена); г) Болезни носа, глотки, гортани, несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержки речевого развития.

2. Психические и социальные причины: а) Кратковременная и одномоментная психическая травма: испуг и страх; б) Длительно действующая психическая травма — неправильное воспитание в семье, избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание и воспитание «примерного» ребенка; в) Хронические конфликтные переживания, длительные эмоций в виде стойких психических напряжений или конфликтных ситуаций; г) Острая тяжелая психическая травма, сильные и внезапные потрясения, вызывающие аффектную реакцию: ужас, чрезмерную радость; д) Неправильное формирование речи в детстве; речь на вдохе, скороговорение, нарушение звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей, перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующие возрасту усложнения речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы), полиглоссия -одновременное овладение разными языками в раннем возрасте вызывает заикание на одном языке; подражание заиканию: пассивное — непроизвольное заикание, слыша речь заикающегося и активная – копирование речи заикающегося; переучивание леворукости: требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невропатического и психопатического состояния с заиканием; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика может быть толчком к заиканию.

Первичными являются физиологические особенности личности заикающегося, на их основе формируются психологические, которые усугубляют симптоматику заикания.

К неблагоприятным условиям, способствующим возникновению заикания В.И. Селиверстов (2001) относит также следующие факторы: физическая ослабленность детей; возрастные особенности деятельности мозга; ускоренное развитие речи (3-4 года) возникает тогда, когда коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием взрослых; при этом у детей наблюдаются итерации — повторение слогов и слов, имеющие физиологический характер; скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованиями среды и степенью их осознания; недостаточное количество положительных эмоциональных контактов между взрослым и ребенком; недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляционных движений.

Следует заметить, что большинство исследователей в группе производящих причин относят психические травмы, которые могут быть хроническими и острыми. Так, Б.Д. Карвасарский (1990) отмечает, что большинство авторов исходят из признания определяющей роли психотравмирующих ситуаций в генезе неврозов, полагая, что в одних случаях они могут выступать в качестве ведущих этиологических факторов, в других — как этиологические условия. А чаще всего патогенную роль приобретают их сочетания.

Хроническая психическая травма – это длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребенка в детском учреждении.

Острая травма — сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще это реакция испуга или страха. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера (С.В. Леонова, 2004).

В целом при наличии каких-либо из перечисленных неблагоприятных условий достаточно чрезвычайного по своей силе раздражителя, и будет вызван нервный срыв, вызывающий заикание.

Таким образом, дети дошкольного возраста в силу своей эмоциональной возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий окружающей среды больше, чем взрослые подвержены бурным эмоциональным реакциям. Совокупность отдельных из вышеперечисленных факторов, воздействуя в период формирования речевой функции (от 2 до 6 лет), может вызывать появление заикания (Л.Я. Миссуловин, 1997).

В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические). К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности (Л.М. Белякова, Е.А. Дьякова, 1998; Л.Я. Миссуловин, 1997; В.И. Селиверстов, 2001).

Как отмечает Н.А. Власова (1956), основным внешним симптомом являются судороги в процессе речевого акта (0.2 -12.6 сек.). В тяжелых случаях судороги длятся до 90 сек. Они различаются по форме (тонические, клонические, смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные) и по частоте. При тонических судорогах отмечаются короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц — тонус. При клонических судорогах — ритмическое, с менее резко выраженным напряжением, повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус. Так обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей центральной нервной системой. В зависимости от преобладания судорог в тех или иных органах речи различают судороги дыхательные, голосовые и артикуляционные.

М. Беккер, М. Совак (1981), обращают внимание на различные нарушения высшей нервной деятельности заикающихся, их физического здоровья, вегетативные нарушения: обидчивость, плаксивость, нарушения аппетита и сна, подверженность инфекционным и простудным заболеваниям, соматическая ослабленность и т. п. В процессе речевого высказывания у заикающихся резко усиливается потоотделение, краснеет или бледнеет кожа лица, учащается сердцебиение, то есть проявляются вегетативные реакции, которые наблюдаются и у нормально говорящих в состоянии сильного эмоционального напряжения.

Еще одним характерным симптомом заикания является страх перед устной речью, боязнь звуков или слов, которые наиболее трудны для произнесения заикающимся. Страх речи называется логофобией. Логофобия включает в себя навязчивые переживания, страх возникновения речевых судорог, боязнь речевого общения. (Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, И.О. Калачева, 1978).

Под понятием фиксированности на дефекте подразумевается особое свойство внимания (устойчивое, застревающее, навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (страх, тревожность, боязливость и переживания). Вначале происходит непроизвольное эмоциональное реагирование на дефект, но постепенно формируется свое отношение к дефекту, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках), самостоятельной безуспешной борьбе с заиканием.

Г.А. Волкова (1976) выделяет несколько степеней болезненной фиксированности на дефекте: 1) нулевая степень: дети не испытывают ущемления от сознания дефекта, либо не замечают его. Нет элементов стеснения, обидчивости за неправильную речь, попыток преодоления дефекта; 2) умеренная степень: старшие школьники, подростки переживают дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к уловкам и стараются меньше общаться. Знают о заикании, стараются его скрыть и замаскировать; 3) выраженная степень: переживание находит выражение в чувстве неполноценности. Дети концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, возникает мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Фиксированность на дефекте — один из основных факторов, усложняющих структуру дефекта и его коррекцию.

Осознание дефекта, неудачные попытки его преодоления порождают различные психологические особенности у заикающегося: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и т. д. Поэтому, в настоящее время для обоснованной психотерапевтической направленности коррекционной работы глубже изучаются индивидуальные психологические особенности заикающихся.

Исследования Г.А. Волковой (2003) взаимоотношений в семье заикающегося ребенка показали некоторые изменения в характере детей с появлением заикания: проявление агрессивности, использование некорректных слов, резкий отказ от речи, от игр. По мнению родителей у детей проявились упрямство, настойчивость в осуществлении их желаний, просьб, высказываемых в категоричной форме.

По данным Г.А. Волковой (2003), для заикающихся дошкольников показательны несформированность игровых умений и навыка коллективного общения, снижение активности, бедность игровых замыслов. Эти особенности обусловливают и недоразвитие общественного поведения заикающихся детей.

При характеристике экспрессивной речи заикающихся детей В.И. Селиверстовым (2001) отражены следующие ее особенности: а) нарушение плавности, темпа и частично мелодики. Речь прерывиста, с необоснованными паузами, повторениями, а то и вовсе трудным произнесением отдельных звуков, их сочетаний или просто затрудненное начало фраз; б) речевые уловки в виде вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболофразия); в) ограничение речевой активности у многих детей, снижение общения с окружающими, что говорит об определенных нарушениях коммуникативной функции речи; г) недостатки произношения звуков, неправильное употребление слов, построение фраз и пр.; д) в школьном возрасте недостатки устной речи могут отражаться в письменной речи в виде повторения одинаковых букв, слогов, разрыва слова, неправильного построения предложения и пр.

Начиная с середины 60-х годов утверждается взгляд на заикание как на нарушение коммуникативной функции речи (Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева, С.А. Миронова, А.В. Ястребова). Проявления заикания изучаются в тесной связи с особенностями коммуникативной ситуации и реакции на нее ребенка, которые определяют его речевое поведение.

Таким образом, заикание отражается на деятельности и поведении ребенка, отрицательно влияет на психическое развитие. Этот речевой дефект оказывает влияние на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности; мешает речевому общению (Л.С. Волкова, 2003).

В целом, анализ литературы позволяет сделать следующие краткие выводы:

– Заикание — сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Среди многочисленных речевых нарушений оно одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты. Одни трактуют его как сложное невротическое расстройство, которое является результатом ошибки нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, расстройства единого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции), другие как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза, третьи как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности. При этом все подходы являются правомерными, так как в целом этиология заикания отличается совокупностью экзогенных и эндогенных факторов.

– Рассмотрев структуру дефекта можно отметить, что первичными при заикании являются физиологические особенности личности заикающегося, и так как заикание характеризуется сложной, полиморфной симптоматикой в подавляющем большинстве случаев оно является причиной вторичных психологических и логоневротических наслоений, которые усугубляют симптоматику заикания. Кроме специфического речевого дефекта, для заикающихся детей характерны нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. Исследователи отмечают у этих детей отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости, чрезвычайно неустойчивое внимание, трудность сосредоточивания и удержания внимания на чисто словесном материале вне наглядной ситуации, замедленное включение в деятельность, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии наглядно-образного мышления. Поэтому работа по коррекции заикания у детей должна строиться с учетом особенностей их внимания, памяти, мышления и восприятия. Только учет всего многообразия и взаимосвязи речевой и неречевой симптоматики у заикающихся дает возможность осуществлять целенаправленный подход к отбору не менее многообразных методов и приёмов терапии указанного дефекта речи.

Список литературы:

1. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. — 1978. — №1. — С.25-30.
2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. — М.: Медицина, 1981. – С.273-275.
3. Волкова Г.А. Проявления заикания у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1976. — №1. — С.24-26.
4. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания // Заикание: проблемы теории и практики / Под ред. Беляковой Л.И. — М. — 1992. — С.3-20.
5. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие. — М.: В. Секачев, 1998. — 304с.
6. Власова Н.А. Лечение заикания у детей дошкольного возраста. — М.: Знание, 1956. — 32с.
7. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. Учебное пособие. — М.: Владос, 2003. — 431с.
8. Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. Пер. с чеш. Е.О. Соколовой / Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского. — М.: Медгиз, 1962. — 299с.
9. Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1990. — 572с.
10. Куршев В.А. Заикание. — М.: Просвещение, 1973. — 159с.
11. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. — М.: Владос, 2004. — 128с.
12. Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. — СПб.: ООО СЛП, 1997. — 144с.
13. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы. — СПб.: Союз, 2002. — 320с.
14. Селиверстов В.И. Заикание у детей. — М.: Владос, 2001. — 208с.
15. Хватцев М. Е. Логопедия. — М.: Учпедгиз, 1959. — С.237-249.
16. Шкловский В.М. Заикание (клинико-психологический и экспериментально-психологические аспекты). — М., 1994. — 248с.

superinf.ru