Как бороться со стрессом советы школьникам

Как бороться со стрессом советы школьникам

Прогресс дошел до того, что школьники, вовсе не старшие, имеют рабочий день полностью взрослой продолжительности. Первая смена начинается обычно в 8 часов, 6 уроков заканчиваются около 14, после обеда для многих школьников начинается вторая смена — школьные факультативы, занятия в музыкальных и художественных школах, спортивных секциях и кружках по интересам.

Короче, ученик выходит в школу вместе с взрослыми, идущими на работу, и возвращаться могут аккурат с ними, после 17-и. Только, в отличие от родителей, после ужина школьнику приходится садиться за письменный стол и выполнять домашние задания. Так, может, происходит и не 5 дней в неделю, но все равно тяжело. За занятиями не видно нормального детства: мало остается времени на дворовые игры и развлечения, не хватает сил на чтение книг, уставшие глаза и разум вечером способен только тупо смотреть в телеэкран.

Кроме того, школьные перегрузки касаются и родителей. Не только заботами о здоровье детей, но и также ежедневными домашними заданиями. Взрослые возвращаются домой после полноценного 8-часового рабочего дня, и после ужина, оказывается, нужно не расслабляться и не отдыхать, а помогать любимому ребенку с уроками. Родители школьников хорошо знают: это не самая простая работа. Естественно, ее приходится делать не всем, но, согласитесь, многим из нас.

Что тут можно посоветовать? Радикальные советы на счет сокращения домашних заданий в школе вряд ли удовлетворят учителей, а на отмену занятий по интересам, развивающих творческие способности детей, вряд ли согласятся родители.

Поэтому советы, как правильно учиться и справляться с перегрузками, сегодня дают школьникам и их родителям на страницах «Звязды» медик, педагог-психолог и народная врачевательница. Читайте, выбирайте, внедряйте!

Сон, движение, еда и вода

Татьяна Коняева, заведующая педиатрического отделения филиала-поликлиники № 10 г. Могилева:

  1. Здоровый образ жизни должен стать привычным делом. Нужно задолго до школы учить детей здоровому образу жизни точно так же, как их учат говорить, читать, писать и считать. Очень важна атмосфера взаимопонимания в семье и отказ родителей от школьных привычек.
  2. Полноценный сон нужно обеспечить в первую очередь. Младшие школьники должны спать не менее 10 часов, старшие — не менее 7—8 часов. Хроническое недосыпание, актуальное для старших школьников, ведет к неврозам. Такие состояния, мы, медики, сейчас наблюдаем у школьников с 9-го класса.
  3. Полноценное питание. В результате перегрузок у детей наблюдаются два состояния. У одних повышается артериальное давление, появляются головная боль и повышенная возбудимость. Таким детям рекомендуются продукты, богатые магнием и калием. Это крупы, бобы, свежая зелень, морковь, яблоки, курага и чернослив. Нужно исключить из рациона острые блюда, крепкий чай, кофе и шоколад.

Детям, у которых, наоборот, понижается артериальное давление, появляются слабость и вялость, нужно употреблять продукты, богатые кальцием: молочные продукты, творог, сыр, рыбу.

  • Борьба с гиподинамией. Школьнику нужны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также двигательные упражнения и процедура закалки. Не надо пенять на школьные уроки физической культуры: они «весят» только 10—11 % в движении ребенка, которому нужны также и утренняя гимнастика, занятия спортом, танцы и другое. Кроме того, движение — это борьба со стрессом.
  • Психоэмоциональное напряжение. Наблюдается у школьников и в старших классах, и в младших. Это зависит и от характера: один спокойный, другой впечатлительный. Очень хорошо стресс снимают водные процедуры. Хорошо, если школьник может посещать два раза в неделю бассейн. Но если такой возможности нет, то нужно пользоваться собственной ванной и душем.

    И за что не поверю, что не хватает времени на контрастный душ. Чередование горячей и холодной воды длится всего 4 минуты! Однако это укрепляет кровообращение, стимулирует выброс активных веществ, которые помогают бороться со стрессовыми ситуациями. Лучше всего делать контрастный душ, когда ребенок вернулся из школы уставшим и раздраженным. Это будет заряд бодрости.

    На ночь предлагайте школьникам ванну для расслабления — хвоево-соленую, хлоридную. Звучит мудрено, но речь идет о добавлении в воду обычной соли. Если есть время, заварите травник или хвою.

    Музыкотерапия — просто и эффективно. Музыку нужно приучать слушать с малолетства. Речь не идет о наушниках круглый день, как сейчас все делают. Как врач скажу, что это очень опасно — затыкать уши на улице. Человеку дан слух для того, чтобы своевременно ориентироваться и избегать опасности.

    Можно слушать дома легкую негромкую музыку для расслабления: такую, которая была бы приятна самому ребенку, но все-таки не монотонные звуки.

    Витаминно-минеральные комплексы. Микроэлементы помогут школьнику в борьбе со стрессами. Однако покупать комплекс витаминов и минералов в аптеке лучше по рекомендации вашего врача.

    Можно употреблять и полезные продукты питания. Например, черника для глаз. Или мед, который снимает усталость, успокаивает нервную систему, нормализует сон.

    Про компьютер в заключение просто не могу не сказать. Он, разумеется, облегчает жизнь человека, но вредит нашему здоровью. Это знают все. А я просто напомню, что нужно выполнять минимальные требования, чтобы нивелировать вред.

    Продолжительность работы за компьютером: для младшего школьника — не более 15 минут, для учеников 5—7 классов — 30 минут, 8—11 классов — не более часа. Помните, что это не только нагрузка на глаза, но и на нервную систему. Поэтому играть в компьютерные игры или работать за компьютером на ночь — особенно вредно!

    sv-class.com

    Советы психолога: как справиться со стрессом, готовясь к ЕГЭ

    «Что сами подростки говорят на тему подготовки к экзаменам, поступления и так далее? Чаще всего звучат фаталистические мысли: «это край, это конец, это ужас, полная безысходность». Или: «я не хочу об этом думать, ничего не знаю, меня это не интересует, отвалите. ». Очень редко звучат слова про новые возможности, про изменения, про новый статус, интересные знакомства. А это важный фокус, на который нужно заострять внимание.

    Поступление в вуз — это первый серьезный переход в жизни подростка: ребенок всю жизнь учился в школе по определенным правилам, ходил туда каждый день, а сейчас произойдет что-то другое — будут новые люди, новое место, события, правила. Подросток обычно к этому не готов. Здесь важно, чтоб фатализм «сейчас что-то случится и это катастрофа» сменился пониманием, что в этом нет ничего страшного. Это обычное событие, от того, что человек поступит в вуз или не даже поступит туда, ничего глобально, серьезно в жизни не поменяется. Появятся люди, которые с тобой одних интересов, знакомства, новые возможности.

    Первый важный шаг, который часто забывают во время гонки подготовки к экзаменам — обратить внимание на себя: как я себя чувствую, насколько я выспался, не голодный ли я, насколько мне нужен отдых. Важно делать паузы и задавать себе эти вопросы. В этот период сложно отказаться от каких-то вещей, все кажутся очень важными: «я пять лет занимался рисованием, неужели я сейчас брошу кружок, мне нужно поступить в вуз, для этого заниматься с репетитором, еще и в школу надо ходить и много вещей, на которые уходит время и силы». Но заботиться о себе: еде, питье, прогулках, все это действительно очень важно. Особенно сон. Человек, который не высыпается, реагирует на любые воздействия гораздо острее, даже небольшой стресс может стать для него непереносимым. О сне подростку заботиться сложно, ведь есть гаджеты, переписка с друзьями, фильмы и так далее — но нужно все отложить и поспать.

    Сам по себе стресс — это очень полезная штука, это мобилизация организма. Проблемы начинаются, когда стресса становится либо слишком много, — это постоянное давление и организм не может мобилизоваться, ему не хватает ресурсов. Либо, если стресс слишком большой: очень яркий свет, громкий удар, чересчур сильное воздействие, на которое организм не может дальше реагировать.

    Для того, чтобы со стрессом справляться, необходимо замечать его. Первые сигналы приходят от тела: замирает дыхание, потеют ладони, начинают трястись коленки, бросает в холод или, наоборот, не хватает воздуха. Вообразите, что ваш стресс сидит перед вами. Что он вам говорит: «Ты не справишься, не надо ничего делать, ты и так ничего не можешь». Это тяжелые слова, которые мешают двигаться, парализуют. Представьте, что ваш стресс можно от себя отделить: будто это человек или кукла, и они на вас воздействуют. И тогда этому можно сопротивляться и отстаивать себя.

    Есть простейшие техники работы со стрессом, когда страшно, неуютно, тяжело:

  • Дыхание. Сделать паузу на несколько глубоких вдохов-выходов. После того, как дыхание выравнивает сердечный ритм, можно снова приступать к работе.
  • «Внутренний взгляд». Часто человек, находящийся в стрессе, замечает, что у него затекли ноги или напряжение в спине или других частях тела. Нужно удобно устроиться, обеспечить хорошую опору ногам, спине и внутренним взглядом пройтись по своему телу. Двигайтесь от кончиков пальцев ног вверх по всем мышцам тела, стараясь на пару секунд задержаться на каждой, проверить, как она живет, напрячь, потом расслабить.
  • «Чужие уши» — возможность другому человеку рассказывать о своих переживания. Тут даже не так важно, отвечает ли он что-то, или нет: когда вы рассказываете, проблема формируется в слова и легче понимается. Это помогает самому в голову все лучше уложить.
  • «Волшебные слова». Придумайте кодовую фразу, с помощью которой восстанавливается состояние: «я все равно справлюсь», «все будет хорошо» или «все дураки», «это все неважно». У каждого эти слова свои, хоть, «зато у меня есть серый кот».
  • www.ucheba.ru

    Четыре способа справиться со стрессом в школе

    Ребёнок приходит со школы и заявляет, что на уроках ему скучно, учебная программа перегружена и он устаёт? Можно перечислить ещё много различных представлений и упрёков в адрес учебного заведения от школьников. Несколько советов, как правильно реагировать на проблемы ребёнка и сделать так, чтобы учеба стала доставлять ему удовольствие, подготовила психолог Наталья Евсикова.

    1. Успеваемость школьника не всегда зависит от преподавателя

    Конечно, от учителя много зависит: он может быть слишком либеральным или строгим, отстранённым или заботливым. В целом, в редких случаях он соответствует представлениям родителей о хорошем педагоге, кроме того, один человек не может определять успеваемость школьника, его успехи и неудачи. Несмотря на то, что ребёнок уделяет много внимания школе – она не может занимать главное место в жизни.

    У родителей есть возможность повлиять на учебный процесс и сделать маленького школьника счастливым. Главное – активно участвовать в его жизни: принимать во внимание его переживания, объяснять поступки учителя, побуждать интерес к предметам, на которых он скучает. К примеру, можно вместе с ребёнком читать книги из этой области знаний и смотреть документальные фильмы. Если школьник считает учителя слишком суровым, то следует объяснить, что эта строгость не направлена конкретно на него, так как все взрослые люди иногда могут нервничать и сердиться.

    2. Учебная программа перегружена

    Когда ребёнок начинает ходить в школу, то режим дня у него кардинально меняется, нагрузка возрастает, в результате чего он испытывает усталость и может чаще болеть. Усталость может проявляться из-за неправильного распределения времени и энергии, так как первоклассники не умеют учиться и часто совершают много лишних дел. Большое влияние оказывает новый режим дня и необходимость тратить много времени на дорогу в школу.

    Помочь сохранить силы в течение всего дня может правильный завтрак. Утром лишняя спешка мешает ребёнку перестроиться в состояние ученика. Следует уделить время для эмоционального общения во время утреннего приёма пищи, которая подкрепит силы ребёнка и зарядит энергией. Нравоучительных бесед, упрёков и высказываний за завтраком проводить не рекомендуется, чтобы школьник пошёл на занятия в приподнятом настроении.

    3. Постоянный стресс провоцируют оценки

    Школьники воспринимают плохие оценки не как оценку своей работы, а как ужасное клеймо, поэтому в школе находятся в постоянном напряжении. Родители тоже иногда неосознанно провоцируют появление тревоги, упрекая детей за неряшливый почерк, потерю учебника или невыученный стих. Взрослые начинают драматизировать, и дети постепенно теряют уверенность в своих способностях учиться так, чтобы это нравилось родителям.

    Родителям надо понимать, что даже усидчивый и внимательный школьник может иногда не справиться с заданием, и это вовсе не говорит о том, что он плохой ученик. Такой момент надо объяснить и самому ребёнку, показать, что оценивается результат проделанной работы а не он сам. Например, если у младшего школьника почерк небрежный и непонятный, лучше не критиковать его, а помочь освоить навык чистописания.

    4. Выбрать комфортную школу

    В некоторых случаях, если у ребёнка низкая успеваемость, можно подумать о смене школы. Возможно, лучше выбрать учебное заведение ближе к дому, в котором программа обучения не такая насыщенная и нагрузка будет меньше. Иногда лучше отказаться от некоторых дополнительных дисциплин и нескольких иностранных языков, которые предлагают специализированные школы. Лучшим вариантом всегда будут учреждения, в которых заботятся об эмоциональном состоянии школьников, где их уважают и учат, не выжимая все соки.

    www.dobrenok.com

    Как справиться с экзаменационным стрессом?

    Главная > Консультации > психолог > Как справиться с экзаменационным стрессом?

    Совсем немного времени осталось до начала выпускных экзаменов — итоговой проверки знаний школьников. Экзамен — это всегда серьезное и ответственное испытание, поэтому и подготовка к экзамену, и его сдача вызывают усиленную мобилизацию душевных и физических сил. Собственно, такую мобилизацию, напряжение всех сил организма и называют стрессом. Стресс может быть умеренным, вызывающим некоторое беспокойство, заставляющим собраться и успешно преодолеть возникшие трудности. Но может быть и чрезмерным, вызывающим панику, вгоняющим в ступор, заставляющим сдаваться, еще не начав бороться. Такой чрезмерный стресс специалисты называют дистрессом.

    Существует довольно много популярной литературы по совладанию со стрессовыми состояниями, поэтому их симптомы довольно хорошо известны. Это, прежде всего, неконтролируемая тревога и беспокойство. Кроме того, к симптомам стресса можно отнести мышечное напряжение, усталость, потливость, раздражительность, нетерпеливость, нарушения аппетита и сна (бессонницу или, наоборот, постоянную сонливость), расстройство желудка (диарея), трудности с концентрацией внимания, с запоминанием новой информации и припоминаем ранее заученной. Чрезмерный стресс и тревожность могут приводить к приступам паники, для которых характерны боль или чувство дискомфорта в грудной клетке, учащенное сердцебиение, затрудненное, поверхностное дыхание, чувство нехватки воздуха, удушья, озноб или резкое повышение температуры, дрожь, тошнота, боль в животе, онемение или чувство покалывания в конечностях. Такие крайние проявления стресса, к счастью, случаются довольно редко, но, если все-таки, вы заметили у ребенка подобные симптомы, есть смысл поговорить с врачом-неврологом или психотерапевтом, которые назначат медикаментозную поддержку (но ни в коем случае нельзя принимать седативные препараты в день экзамена — они сильно уменьшат мотивацию, будут мешать сосредоточиться, затормозят умственную деятельность!).

    Дистресс может приводить к дополнительным трудностям при подготовке к экзаменам и особенно вреден во время экзамена, поскольку не позволяет сосредоточиться, мешает вспомнить нужную информацию, провоцирует панику. Ниже мы поговорим о том, как справляться с таким состоянием.

    В то же время, умеренный стресс позволяет сосредоточиться, активизирует внимание, память и воображение, усиливает интеллектуальную и творческую деятельность. Поэтому нет смысла стараться избавиться от стресса полностью. Слишком спокойное и умиротворенное состояние снижает мотивацию и не способствует получению высоких оценок на экзаменах. Таким образом, можно сказать, что оптимальным является некоторое, индивидуальное для каждого промежуточное состояние между слишком высоким и слишком низким уровнем внутреннего напряжения.

    Исследования показывают, что среди школьников, готовящихся к экзаменам, равнодушных и абсолютно спокойных нет. Ученые установили, что и отличники, и двоечники волнуются перед экзаменами одинаково. Хотя родителям, порой, кажется, что именно их ребенок недостаточно «мобилизовался». В таком случае взрослые, активно поддерживаемые учителями, стараются добавить страху, чтобы дети «прочувствовали» всю ответственность момента. Дети реагируют на эту стратегию по-разному. Кто-то просто пропускает нотации и запугивания взрослых мимо ушей. Кто-то злится и скандалит. Кто-то вникает и оказывается в том самом состоянии дистресса, о котором уже говорилось выше. В общем, пользы от дополнительного взрослого давления на детей, как правило, никакой, поскольку определенный стиль учебы у ребенка уже сложился, и переделать его за один-два месяца не получится. А вред и для результатов экзамена, и для нормальных взаимоотношений в принципе, может оказаться серьезным. Короче говоря, я бы рекомендовал родителям в экзаменационную пору, в первую очередь, самим заняться управлением собственным стрессом, а относительно детей сосредоточиться на их максимальном подбадривании и поддержке.

    К счастью, и учеников, панически реагирующих на экзамены, не слишком много. Чаще всего это наиболее впечатлительные девушки, привыкшие получать только хорошие и отличные оценки и склонные к перфекционизму — стремлению делать все только идеально, получать от окружающих только одобрение любой своей деятельности. Такие ребята особенно нуждаются в подбадривании, внушении им уверенности в своих силах, демонстрации со стороны родителей безусловной поддержки и любви, независимо от учебных успехов.

    Теперь несколько советов, касающихся подготовки и сдачи экзаменационных испытаний.

    Во время подготовки к экзаменам

  • Питаться лучше 4–5 раз в день. В пище должно быть достаточное количество белков, растительных жиров и, конечно, витаминов. Стоит избегать избыточного количества животных жиров и крахмала.
  • Хорошо, если основным источником витаминов будут овощи и фрукты, ягоды, ржаной или цельнозерновой хлеб, печень и яйца. По рекомендации врача можно принимать витаминные комплексы.
  • Полезны нежирные сорта мяса, куриное филе, молочные продукты, бобовые, зерновые, коричневый рис, орехи. И особенно — жирные сорта рыбы.
  • Пить лучше преимущественно минеральную воду, не содержащую сахара. Кофе и чай лучше отложить до времени после экзаменов, дополнительное возбуждение, которое они вызывают, может оказаться излишним.
  • При подготовке к экзаменам важно соблюдать режим дня. Хорошо, если на подготовку будет уходить не более 2–3 часов в день.
  • Есть смысл использовать сложившийся стиль учебной деятельности, поэтому обсудите с ребенком несколько вопросов (учитывайте и свои наблюдения, но избегайте навязывать свое мнение ребенку).
    • В какие дни недели и в какое время суток ему работается особенно легко?
    • Сколько времени он может работать сосредоточенно, без перерыва?
    • В каких местах ему легче всего работается (за столом, в кресле, за компьютером; дома, в библиотеке, в парке и т. д.)?
    • Какая обстановка помогает работать более эффективно (тишина, слабая музыка, разговоры окружающих, тиканье часов и т. д.)?
    • Как влияют на его работоспособность и результативность напряженная обстановка, поторапливание, критика, похвала и т. д.?
    • Работает он лучше в одиночестве или в группе?
    • Есть ли какие-то вещи или предметы, которые стимулируют его работу (любимая ручка, любимая компьютерная мышь, любимый формат или плотность бумаги и т. д.)?
    • Беспорядок на столе отвлекает и часто приводит к беспорядку в мыслях. Поэтому нужно договориться с ребенком о чистоте и порядке на рабочем месте. То, с чем идет работа, должно находиться под рукой на столе. Все остальные тетради и книги нужно рассортировать по предметам и расставить на полках в шкафу. Поза за столом должна быть комфортной, не причинять неудобств и не портить осанку. Если занятия происходят вечером, нужно обеспечить достаточное освещение — общий свет в комнате плюс настольная лампа.
    • Лишать ребенка в предэкзаменационную пору компьютера и телевизора не обязательно, но нужно позаботиться, чтобы во время, отведенное для подготовки, никакие гаджеты, разговоры по телефону, хождение мимо других членов семьи и тому подобное не отвлекали от занятий. Если в семье есть маленькие дети, пусть они в это время займутся какими-нибудь нешумными делами. Бабушек и дедушек на это время нужно попросить приглушить звук телевизора и избегать громкого общения по телефону.
    • Наиболее распространенная проблема — откладывание подготовки к экзаменам на потом. Нужно постараться избежать этой ошибки. Легче «пережить» систематические занятия, если они будут продолжаться, как уже говорилось, 2–3 часа ежедневно в одно и то же время. Материал полезно сначала перечитать весь, отмечая наиболее трудные места. Потом, повторить весь материал без трудных мест. Наконец, после этого тщательно и не спеша проштудировать то, что показалось наиболее трудным. За день до экзамена по предмету можно еще раз пролистать все выученное, особое внимание уделяя тому, что дается особенно тяжело.
    • В свободное от подготовки к экзаменам время ребенку не стоит слоняться без дела. Не заполненное полезными занятиями время легко может заполниться тревогами и сомнениями. Можно предложить ему (ей) заняться спортом, танцами или рисованием, лепкой, кулинарией и т. п. Это отличный способ поддержать уверенность в своих силах.
    • Научите ребенка снижению стресса с помощью дыхательных упражнений. Например, можно закрыть глаза (чтобы не отвлекаться на окружающую обстановку) и сделать несколько медленных глубоких вдохов и выдохов (на счет 1-2-3 — вдох, на счет 4-5-6-7-8 — выдох). Одновременно можно говорить про себя уверенным голосом «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу сделать это, и сделаю это хорошо».
    • Помогите ребенку взглянуть на ситуацию в перспективе. Сегодня экзамены могут казаться ему самым важным событием на данный момент, но в контексте всей дальнейшей жизни — это всего лишь небольшая ее часть.
    • Непосредственно перед экзаменом

      • В ночь перед экзаменом нужно очень хорошо выспаться. Причем как самому школьнику, так и его маме. Если мама будет выглядеть изможденной и сильно нервничать, это состояние передастся и ребенку. Кроме того, глубокий сон активизирует долгосрочную память и помогает лучше усвоить прочитанное. Расслабиться перед сном помогут теплый душ и ванна.
      • Возобновлять зубрежку утром ни в коем случае не рекомендуется — это дезорганизует память.
      • Утром очень полезной будет энергичная зарядка.
      • Завтрак должен быть легким, с большим количеством сахара. Можно предложить ребенку выпить пару таблеток глюкозы или съесть небольшую шоколадку (но не молочный, а черный, горький шоколад).
      • Даже если погода в день экзамена будет теплой, стоит снабдить ребенка свитером или кофтой — нервное напряжение нередко вызывает озноб.
      • Поскольку экзамен — мероприятие сугубо деловое, всякие попытки нарушить соответствующую атмосферу будут восприниматься педагогами негативно. Поэтому от использования ярких, экстравагантных, вызывающих макияжа и одежды лучше отказаться. Излишне суетливого или шумного поведения также лучше избегать.
      • Угроза опоздания на экзамен — источник серьезного стресса и для ученика, и для экзаменаторов. Поэтому, отправляясь в школу, спланируйте небольшой запас по времени — минут 15–20. Нужно учесть и возможные пробки (если нужно добираться на транспорте), и нарушения в расписании движения транспорта.
      • Во время экзамена

        Научите ребенка нескольким несложным стратегиям сдачи экзамена.

      • Выполняя тест, не нужно торопиться! Каждое задание надо внимательно читать до конца, не пытаясь понять его только по первым словам. Стараясь решить задачу или ответить на вопрос, нужно держать на вооружении здравый смысл. Так машина не может развивать скорость близкую или превышающую скорость звука, строительная плита не может весить несколько килограммов, а дом не может быть высотой в километр или выше. Такие и подобные ответы не могут быть правильными, их можно исключить сразу.
      • Не нужно стараться обязательно выполнять все задания подряд. Правильное решение — использовать стратегию нескольких «проходов». Сначала выполняются последовательно те задания, которые понятны и решаются легко. Встретилось сложное или непонятное задание — смело, без паники и опускания рук пропускаем его и пробуем решить следующее, не получается и оно, вновь переходим к следующему и так далее. Пройдя весь список заданий, решив те, которые удалось решить без затруднений, возвращаемся к началу и начинаем решать первое из пропущенных нерешенных заданий, потом — второе и так далее. Если в течение пяти-семи минут выполнить задание не получается, не отчаиваемся, а опять переходим к следующему. Выполнив некоторые из отложенных после первого «прохода» заданий, вновь возвращаемся к началу и опять стараемся решить то, что не получилось сразу, выделяя на это еще больше времени. Все задания выполнять для получения хорошей оценки не требуется, главное — правильно выполнить как можно больше заданий, которые школьник в состоянии выполнить. То есть трудное задание, попавшееся в начале теста, не должно стать препятствием для выполнения последующих заданий.
      • Еще одна стратегия выполнения тестов состоит в том, что при выборе правильного ответа можно идти «от противного», то есть сначала исключить все заведомо неправильные ответы, а потом обдумать оставшиеся. Так удастся сконцентрироваться на одном-двух вариантах, что легче, чем обдумывать сразу все.

      На сайтах авторитетных образовательных учреждений — известных школ, вузов, психологических центров, часто можно найти и другие полезные советы для школьников по преодолению экзаменационного стресса и применению стратегий успешного прохождения выпускных испытаний. Предложите ребенку воспользоваться ими. Подростки, юноши и девушки нередко больше доверяют посторонним экспертам, чем своим родителям и педагогам. Что ж, времени наладить взаимоотношения будет еще много, а пока и дельный совет стороннего специалиста пригодится.

      edumsko.ru

      Как справиться со стрессом во время экзаменов — советы школьникам и студентам

      Содержание статьи:

      Пора экзаменов в школе, сессия в университете — это напряженное время в жизни каждого школьника и студента. Время, которое требует мобилизации всего организма. Однако вместо того, чтобы сконцентрироваться на экзаменационном билете, на ребенка может накатить необъяснимый страх, волнение, тяжело бьющееся сердце, влажные ладони и паника. Предупредить эту проблему можно заранее, оказать содействие в этом должны родители и специалисты. Специальные занятия способствуют преодолению экзаменационного рубежа, а также помогут в дальнейшем успешно справляться со стрессовыми ситуациями.

      Развеиваем страхи

      Для того, чтобы успешно преодолевать экзаменационное время, нужно понять причины, вызывающие страх и панику перед тестированием.

    • Одной из самых популярных причин является штудированиеучебниковперед самим испытанием. Школьник и студент уже подсознательно понимает, что ему все не выучить, программирует себя на определенный билет или тему. А потом начинает бояться, что не сможет вытянуть его.
    • Волнение может усилиться, если отношения с преподавателем сразу не сложились и студент опасается необъективности оценки или предвзятого отношения.
    • Многие школьники и студенты просто боятся реакции родителей на оценку.
    • На многих ребят сильно влияют мнения их друзей, которые также боятся тестирования, и начинают друг друга «накручивать».

    Психотехника для преодоления страха на экзамене

    Есть мнение врачей, что страх нельзя подавить усилием воли, так как это естественная реакция нормального организма.

    • Одним из наиболее эффективных способов является блокировка отрицательных эмоций, отказ от обдумывания предстоящей ситуации, фантазирование и приукрашивание деталей будущего тестирования, которые пропитывают разум страхом.
    • Для восточных школ по преодолению стресса характерен метод переживания своей смерти. То есть в случае экзамена нужно просто мысленно пережить, что он будет не сдан. В этот момент разум человека перестает искать пути спасения и концентрируется на максимально эффективном исполнении своего долга.
    • Еще один способ, который требует значительных усилий это моделирование ситуации, борьба с ней с помощью дыхания, самовнушения, аутогенной тренировки и релаксации.
    • Дыхательная гимнастика

      При нарастании напряжения исправит ситуацию дыхательная гимнастика. Стресса не избежать, но влиять на душевное равновесие он не должен.

    • Спокойное дыхание с длительным выдохом — это правильное дыхание при страхе. Вдох должен быть в два раза короче, чем выдох.
    • Второй способ дыхательной релаксации связан с плачем. Есть выражение: «Поплачь — полегчает!». В какой-то мере это действительно так. При использовании такого метода вдох и выдох делается через рот, со звуками «фуух», «ффф». Выдох должен быть в три раза длиннее, чем вдох.
    • При дыхании нужно мысленно представлять, что каждый вдох наполняет организм энергией, а каждый выдох выталкивает волнение и страх.
    • Упражнения и другие эффективные способы для преодоления предэкзаменационного стресса

    • Помогает расслабиться обычная бутылка воды. Как только начинают одолевать пессимистические мысли, нужно делать глоток воды.
    • Для зрительной моторики и собственного спокойствия можно делать шпаргалки. Шпаргалки помогают повторить и систематизировать знания, разложить все по полочкам. Их можно даже взять с собой на экзамен, но стоит ли ими там пользоваться другой вопрос. Но как средство подготовки и внутренней уверенности шпаргалки несут определенный смысл.
    • Подарочно-денежное стимулирование со стороны родителей. Такой метод не лучший вариант мотивировать ребенка на получение хороших оценок. Но если в семье уже завелся такой порядок, что за каждый успех получается вознаграждение. Хороший родитель не должен запугивать ребенка, а должен найти способ заинтересовать в получении отличного результата. Вера в ребенка и поддержка — одни из важнейших факторов укрепления детской психики. При таком подходе с каждым годом школьнику все легче будет морально настроиться на период итоговых тестирований.
    • Подготовка к провалу. Да, это тоже очень важный подход к купированию стрессовых ситуаций. Ребенку нужно объяснить, что провалить тестирование не смертельно. Всё можно исправить. Возможно, такой подход как раз и поможет отнестись более спокойно к экзамену, с мыслями о том: «Сдам так сдам, не сдам так не сдам».
    • Физические нагрузки могут отвлечь от неприятных размышлений о предстоящих экзаменах. Бег, гимнастика и плавание все это требует полной отдачи, что не представляет возможности отвлекаться на мысли.
    • Прием успокоительных средств настроит на позитивный лад. Пустырник и валериана не на спиртовой основе наладят сон, успокоят нервную систему за день до экзамена. К тому же валериана улучшает мозговую деятельность.
    • Внутреннее самовнушение , лозунги, которые помогут взять себя в руки:

    • «мои мысли четкие и ясные, я уверен в себе, у меня все получится»;
    • «у меня хорошая память, я знаю все ответы»;
    • «я ощущаю себя бодрым и уверенным»;
    • «я говорю спокойно, уверенно, неторопливо».
    • Вера в свои способности — залог успех

      Уверенность в собственной находчивости и способность справиться с любыми трудностями — залог успеха. Если мысленно представлять, что даже если что-то не знаешь, то можно придумать. Главное — говорить уверенно и открыто. Бывают такие ситуации, когда для преподавателя важнее интонация, с которой экзаменуемый отвечает. Если студент говорит ровным спокойным голосом, значит он уверен в своих знаниях. Такая интонация вводит преподавателя в так называемый транс, он слушает ответ «в пол уха». А вот когда студент начинает заикаться, подолгу молчать или подбирать слова, это наводит на размышление. С таким можно столкнуться, даже если этот билет хорошо знаком.

      Таким образом, соблюдение всех правил поможет справиться с предэкзаменационным стрессом, подготовиться и морально настроиться на испытания. Использование методов самовнушения наладит душевное равновесие, вернет спокойствие и уверенность.

      Легкое волнение перед экзаменом — это естественная и нормальная реакция организма здорового человека. Это мобилизует и настраивает ребенка на победу. Главное вера в себя и в свои силы, только позитивные мысли настроят на хороший исход.

      baragozik.ru