Как бороться со стрессом тренинг

«СЕМЬ СПОСОБОВ ПОБОРОТЬ СТРЕСС»

Как бороться со стрессом и жить спокойной, размеренной жизнью? Есть много способов предупреждения стресса, но как быть, если нужно расправиться с ним прямо сейчас? Представляю Вашему вниманию семь советов о том, как быстро и легко справиться с внезапно нахлынувшим стрессом.

Отправляйтесь погулять. Неспеша.

Небольшие физические нагрузки вместе со свежим воздухом замечательно помогают очистить голову от ненужных мыслей и очень неплохо расслабляют. Если Вы раздражены, то Вы двигаетесь быстрее и делаете все дела в спешке. Но здесь есть и обратная связь: попытайтесь ходить медленно, расслабленно, наслаждайтесь тем, что окружает Вас и Вы вскоре почувствуете себя лучше и спокойнее.

Сделайте 30 глубоких вдохов.

Это, наверное, самый эффективный способ расслабиться из тех, которые я знаю. Он прост, быстр, и Вы можете делать его когда захотите и где захотите.

— сядьте и примите удобное положение;

— положите руки себе на живот;

— начинайте медленно вдыхать через нос, но не легкими, а как бы животом (если Вы делаете все правильно, Ваш живот начнет расширяться, и Вы ощутите это руками);

— медленно выдыхайте через нос, сопровождая выдох некоторым усилием, чтобы почувствовать, что Ваш живот вдавливается до самой спины.

Повторите алгоритм 30 раз, делайте глубокие вдохи и выдохи. Обязательно считайте повторы. После 30 вдохов и выдохов Вы должны почувствовать себя гораздо более расслабленным. Кроме того, Ваше тело продолжит дышать так же и дальше, и Вы даже не будете этого замечать.

Найдите пять причин радоваться прямо сейчас.

Радостное состояние — одно из наиболее эффективных средств превращения плохого настроя на хороший, поэтому найдите несколько причин радоваться именно в эту минуту. Возможно, это будет солнечный день, Ваше хорошее самочувствие и энергичность, вкусный обед, состоявшийся 15-ю минутами ранее, красивая девушка, прошедшая мимо или любимый фильм, который Вы собираетесь посмотреть вечером.

Составьте список из трёх наиболее важных дел, которые необходимо сделать сегодня…

…и сделайте их, одно за другим. Сначала возьмитесь за самое важное. Не волнуйтесь о других делах, занимайтесь только одним. Запомните, «ничегонеделание» очень часто приводит к стрессовым ситуациям. После выполнения самого трудного дела, Вы не только почувствуете себя более спокойным, но также и более сосредоточенным, что поможет Вам легко сделать оставшиеся два дела.

Заведите привычку всё записывать.

Записывайте свои мысли, идеи, встречи, диалоги и списки того, что нужно купить. Не пытайтесь всё запомнить — это только вызовет стресс из-за боязни что-то забыть. Привычка все записывать замечательно помогает держать Ваши мысли ясными и свободными, а также позволяет Вам сконцентрироваться на гораздо более важных вещах, чем на памяти о том, сколько пакетов молока Вам надо купить.

Наведите порядок на своём рабочем месте.

Чистое и организованное рабочее место поддерживает ясность ума. Прямо сейчас выделите пять минут, чтобы немного прибраться. Если Вы сможете выработать привычку делать это регулярно, Вы не только получите постоянно аккуратное рабочее место, но и улучшите свою концентрацию.

Почитайте.

Этот пункт может звучать немного глупо, но лично я, когда испытываю стресс, прочитываю одну-две статьи на тему самомотивации, и это меня успокаивает. Я не знаю почему так происходит, но, возможно, это результат хорошей концентрации на длинном и часто весьма «заряжающем» тексте.

syntone.ru

Классный час по психологии по теме:
Тренинг для подростков «Как избавиться от стресса?»

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Тренинг знакомит подростков с понятием «стресса», видами и типологией стрессовых ситуаций, а так же помогает найти индивидуальный выход из стрессовой ситуации.

Предварительный просмотр:

Тренинг для подростков

«Как вести себя в стрессовых ситуациях?»

  • Объяснить учащимся понятие стресса и стадии его развития.
  • Познакомить учащихся с различными способами преодоления стресса. Помочь овладеть навыками их применения.
  • 1. Приветствие и игра – разминка .

    Игра КОЛЕЧКО Добрый день ребята! Прежде чем мы с вами начнем нашу работу, я предлагаю поиграть в игру, которую вы все знаете и, наверняка, любите: «Колечко».
    Ход игры: выбирается водящий. У него в руках спрятано колечко. Все игроки складывают ладошки «лодочкой» и держат их перед собой на коленях. Водящий по очереди подходит к каждому и проводит своими ладошками по ладошкам играющих. В какой-то момент он незаметно передаёт колечко игроку. После того, как водящий пройдёт возле всех играющих все хором говорят: «Колечко, колечко выйди на крылечко». Тот игрок, у кого колечко должен выскочить в центр круга, а остальные должны попытаться его поймать. Если его не поймали, то он становится водящим.

    Да, чувствуется напряжение, которое вы все испытывали в ходе игры, пытаясь отгадать и схватить того, у кого было колечко. Такое напряжение мы испытываем не только во время игры. Мы живём в напряжённое время, время чрезвычайно интенсивных перемен. Всё чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому и поговорим мы сегодня о том, что такое «СТРЕСС».

    2. Мини-опрос: Какие ситуации являются стрессовыми?

    Все участники по кругу высказывают предположения о ситуациях, которые, по их мнению являются стрессовыми. Ведущий записывает их на доске (ватмане, флипчарте).

    Ведущий: «Посмотрите на получившийся список. Обратите внимание на то, что есть такие ситуации, которые каждый человек может назвать стрессовыми, а есть те, которые только лично для кого-то являются стрессом. Но, так или иначе, выполняя это задание, вы имели своё представление о том, что такое стресс. Давайте попробуем сформулировать это понятие (Участники высказывают свои определения стресса).

    3. Рассказ ведущего о понятии стресса – его признаках и стадиях.

    Мы с вами почти сформулировали понятие стресса, введённого в наш лексикон канадским врачом Гансом Селье. Смысл данного им определения заключается в следующем:

    Стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.

    Как видите эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причём эти раздражители необязательно могут существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Данные реакции организма проявляются как в психологических, так и в физиологических изменениях, происходящих с человеком.

    В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса.

    В своём развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их. Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не могут понять суть контрольной работы или вовсе не могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовиться действовать.

    Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к работе. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние резервы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это вторая стадия – стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряжённо, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

    Если стрессовая ситуация продолжает оставаться напряжённой, наступает третья стадия – стадия истощения . Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы пишете на каждом занятии целый день. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание и память начнут изменять вам. Результат работы может стать безразличен. Организм использовал все ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно ухудшается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог – наступает болезнь. В крайних случаях может наступить смерть.

    Стрессовые состояния существенно влияют на жизнь человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый « эустресс» . Опасность как бы подстёгивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. У других людей стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение её эффективности, пассивность и общее торможение. Это «дистресс» .

    4. Мозговой штурм, «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?»

    Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего – от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Я уверена, что такой опыт есть у каждого из вас. Он обусловлен вашей жизненной практикой, и, попадая в напряжённые ситуации, каждый из вас реализует его, пытаясь справиться со стрессом. Предлагаю провести мозговой штурм на тему: «Какими способами можно помочь себе справиться со стрессом?».

    Записать на доске или ватмане все предложенные варианты (попить чаю, послушать спокойную музыку, сделать уборку, поспать, погулять на природе, пообщаться с животными, заняться любимым делом (хобби): повязать, шить, рассмотреть свою коллекцию, ремонтировать свою машину и др…).

    5. Упражнение «Фотография в рамке»

    Это упражнение можно выполнять сразу же после того, как произошло событие, заставившее вас изрядно поволноваться.

    1. В быстром темпе прокрутите у себя в голове эту ситуацию так, как если бы она была фильмом.
    2. Выберите из всего потока картинок только один «кадр», который, с вашей точки зрения, наиболее полно отражает суть всего произошедшего. Может быть, это будет самый эмоциональный момент пережитого.
    3. Представьте себе выбранный момент в виде фотографии. Остановите мгновение. Смотрите на эту фотографию, на лица людей, которые, к примеру, перекошены злобой или негодованием.
    4. Вообразите, что вы уже старше на несколько лет и смотрите на эту фотографию, в которой лишь отблеск прошлых событий. Смотрите на нее глазами человека, для которого все это давно в прошлом.
    5. Подумайте, в какую рамку вы желали бы заключить эту фотографию. Круглую? Овальную? Квадратную? Это будет массивное красное дерево или изящное стекло или примитивная реечная рамочка? А может, это будет рамка-игрушка, к примеру, из искусственного лохматого меха в виде собачки?
    6. Повесьте мысленно фотографию в рамке на стену, сделайте для нее специальное, практически музейное освещение. Кстати, какие фотографии висят рядом с ней в личной галерее вашего разума?
    7. Вернитесь в настоящее. Подумайте снова о событии, которое принесло вам огорчение. Ваши ощущения наверняка несколько изменились. Если нет, вернитесь к выбранному вами кадру и представьте, как это изобразил бы детский художник, карикатурист, Рубенс, Ван Гог.
    8. Найдите тот образ, который изменит ваши чувства надлежащим образом.

      6. Упражнение «Дыхательные техники»

      Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.

      Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох.

      Дышите таким образом несколько минут.

      К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.

      Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.

      Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, что ваш ум успокоиться.

      Это упражнение не только помогает снятию стресса и тревоги, но и расслабляет мышцы лица, подтягивает кожу вокруг глаз и разглаживает морщинки в углах рта.

      Очень широко откройте рот. Высуньте максимально язык и с силой скажите три раза: «Ххааахх!» Этот звук должен исходить из глубины горла. Вместе со звуком выталкивайте из себя горечь, злобу, грусть, негативные мысли. Избавляйтесь от депрессии и разочарований.

      Толчковое дыхание помогает и в том случае, если тело и мозг страдают от очень большой профессиональной или домашней нагрузки, сильной ссоры, любой болезни. Благодаря этому очистительному дыханию снимается напряжение и восстанавливается связь с внутренним «я».

      Данная дыхательная техника отлично высвобождает кипящие эмоции, тревогу и агрессивные чувства.

      Представьте себя могучим огнедышащим драконом. Вы полны жара и энергии солнца. Удерживая в уме эти образы, сделайте несколько коротких и мощных выдохов, выталкивая воздух через ноздри и не открывая рта. Начните медленно, но постепенно наращивайте скорость. Выдохнуть таким образом можно до двадцати пяти раз. Во время этого дыхания можно спокойно вдыхать через нос, практически не обращая внимания на вдохи.

      Самая простая, но не менее эффективная техника, позволяющая успокоиться и расслабиться.

      Лягте на спину и положите ладони на живот. Медленно и глубоко вдохните. Почувствуйте, как расширяется ваш живот при вдохе. Теперь сделайте медленный и полный выдох. Ощутите, как сжимается живот по мере выхода воздуха. Повторите это еще пять раз. Делайте это медленно и вдумчиво.

      В данном случае мы включаем так называемое брюшное дыхание (животом), которое имеет целый ряд преимуществ перед грудным (совершающимся за счет межреберных мышц). Брюшное дыхание оказывает ярко выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции. Оно более эффективно для преодоления стрессов.

      7. Расслабляющая медитация

      Кроме всех вышеперечисленных способов борьбы со стрессом есть ещё релаксационные методики. Сегодня мы с вами попробуем одно упражнение, которое называется «Летнее настроение».

      Цель: настроиться на позитивный лад, расслабиться, научиться вырабатывать положительные эмоции. Оборудование, необходимое для выполнения упражнения: В идеале это должна быть релаксационная комната с тёмными шторами, телевизор и DVD проигрыватель, или компьютер и проектор, удобные кресла по количеству детей/взрослых.

      Длительность упражнения: 30 – 60 минут.

      Ведущий: Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Путешествие в лето. Для этого устраивайтесь поудобнее и смотрите на экран. Кто хочет, может закрыть глаза и просто слушать музыку, смотреть на те образы, которые возникают у него в голове. Итак, начинаем.

      Просмотр видеофайла (14 минут).

      Шеринг: по окончании просмотра все участники делятся своими впечатлениями, чувствами, настроением, которое возникло при просмотре данного фильма. Ведущий может задавать наводящие вопросы, чтобы каждый участник имел возможность высказаться: «Какие чувства у вас возникли при просмотре данного фильма? Какие впечатления у вас возникли в ходе просмотра? Как вы себя чувствуете сейчас? И др.»

      Обратная связь. Ведущий спрашивает у ребят, что нового, интересного они узнали во время этого тренинга. Что им понравилось, что не понравилось.

      Заключительное слово ведущего: Вот и подошёл к концу наш сегодняшний тренинг. Надеюсь, что вы узнали про стресс то, что поможет вам в будущем с ним бороться и успешно. Закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Дейла Карнеги, который является известным специалистом в области человеческих взаимоотношений:

      «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать её на пустяки»

      nsportal.ru

      Как бороться со стрессом тренинг

      Оказание психологической помощи

      Психолог по семейным вопросам, специалист по эриксоновскому гипнозу и эриксоновской терапии, НЛП -тренер, арт-терапевт — Логинова Ольга Иосифовна

      Контактный телефон: 8(916) 555-98-10 E-mail: psycholog50@mail.ru г. Москва


      Психологические тренинги и семинары в Москве 2014

      Тренинг «Как справиться со стрессом?»
      субботние встречи


      Дата проведения: 2015 г.
      Время проведения: 13.00-17.00 ч.

      Стоимость участия
      : 2000 руб. за один день.
      Ведущая: Логинова Ольга Иосифовна, арт-терапевт, тренер НЛП.
      Контактный телефон: 8(916)555-98-10
      Место проведения: Москва. м. Белорусская, ул. Лесная, д.43
      Предварительная запись в группу обязательна!
      Возможна индивидуальная программа.

      В ходе практического семинара вы познакомитесь с упражнениями и техниками, которые позволят вам справляться со стрессом в повседневной жизни.

      Программа предназначена
      для всех желающих, кто хочет научиться справляться со стрессом дома и на работе.

      Тренинг. Первый день

      Стресс. Последствия стресса. Выход из стрессовой ситуации.

      Упражнения из телесно-ориентированной терапии для снятия напряжения.

      Работа с эмоциями и чувствами. Работа с рисунком

      «Круг эмоций» (Обида, страх, чувство вины, гнев),
      «Разрисовка листа»,
      «Мое настроение сегодня»,
      «Мое состояние».

      Ресурсные техники:

      Тренинг. Второй день

      Позитивный подход к жизненным ситуациям.

      «Рисование карандашом»,
      «Мое здоровье»,
      «Шар энергии».

      «Работа с пластилином для снятия напряжения».

      Ведение дневника «Позитивный подход».
      Неотправленное письмо.

      Тренинг. Третий день

      Стресс и лишний вес.

      Почему я практически ничего не ем, а вес растет? Я хочу похудеть, как скорректировать вес?

      Как часто мы «заедаем стресс» и этого не осознаем этого. При стрессе человек может буквально за полгода набрать лишних 20-30 кг. или за неделю потерять до 10 кг.
      На этом тренинге мы обсудим с вами:

      — Каким образом стресс влияет на пищевое поведение.
      — Как избежать резкого изменения веса.
      — Какие продукты влияют на повышение веса.
      — Как контролировать то, что мы едим.
      — Почему происходят срывы и что с этим делать.
      — Как получать удовольствие не только от.

      Проанализируем, что для вас «заедание стресса» и когда это началось, а самое главное, что с этим делать?

      olga2901l.narod.ru

      Тренинг Анти-Стресс

      Стресс — это перенапряжение систем организма. Стресс возникает по разным поводам и без всяких поводов. В условиях неопределенности мы боимся неизвестности, заполняем ее своими страшными фантазиями. Что будет? Чем это кончится? Наш организм в состоянии стресса дает сбои, но нам не хватает психологической компетентности справится со стрессовыми ситуациями.

      Тренинг анти-стресс направлен на формирование навыков преодоления негативных эмоциональных состояний, которые являются сопутствующими стрессу.

      Вы читаете этот текст, дышите, задумываетесь над написанным — и одновременно с этим не осознаете многие скрытые напряжения мышц своего тела. Некоторые напряжения обеспечивают позу, осанку и даже эмоциональное состояние. А многие — подготавливают заболевания в связи с хроническими мышечными напряжениями.

      Приемы, используемые в тренинге Противостояния Стрессу , помогают найти связь между состояниями тела, разума и души — соответственно, между ощущениями, эмоциями и убеждениями.

      Что вы получите в результате тренинга Анти Стресс

      Программа тренинга Анти Стресс

      1. Изучение методов работы с телом. Анализ «Проблемной анатомии».
      2. Выявление психоэмоциональных зон тела и их связи с жизненными событиями человека.
      3. Изучение мышечных панцирей по В. Райху. Приемы снятия хронических мышечных блоков и зажимов. Работа с хроническим напряжением и осознанием проблемы тела.
      4. Понятие энергооборота в теле. Приемы работы с дыханием.
      5. Приемы повышения чувствительности и внимания.
      6. Отслеживание физических и психологических состояний. Работа со страхами. Саморегуляция и ауторелаксация.

      Форматы и стоимость обучения на тренинге «Анти-Стресс»

      ВНИМАНИЕ! Стоимость обучения в формате группы (очно и онлайн) зависит от даты бронирования участия. Для регистрации и бронирования участия в этом обучающем тренинге, возможны различные формы оплаты: наличные, расчетный счет Школы, платежные карты и электронные деньги.

      ukr-consulting.com

      Тренинг для старшеклассников «Как справиться со стрессом на экзамене?»

      Транскрипт

      1 Тренинг для старшеклассников «Как справиться со стрессом на экзамене?» Педагог-психолог СОШ 2 Воронина О.Ю. Цель тренинга: отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов. Задачи: Принятие правил работы группы. Формирование положительного настроя на работу. Освещение теоретических аспектов понятия о стрессе. Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам. Развитие уверенности в себе. Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения. Ожидаемые результаты: Сформировано позитивное отношение к процессу сдачи экзаменов; Рост сопротивляемости стрессу; Рост самооценки учащихся; Снижение уровня тревожности; Материалы и оборудование: заранее подготовленные бланки с текстом. Время проведения: 40 минут. Участники: учащиеся 9 11х классов. Ход тренинга 1. Приветствие. Психолог представляется и рассказывает о тренинге, его целях и задачах. Психолог: «Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. С чем это связано?

      2 Конечно, во многом с тем, как вы выучили материал, с тем, насколько вы хорошо знаете тот или иной предмет, с тем, насколько вы уверены в своих силах. Человек, сдающий экзамен, тревожится, беспокоится, переживает стресс. Как вы считаете, что такое стресс? Стресс это состояние психического напряжения. Стресс (от англ. давление, напряжение) комплексное психическое и физиологическое состояние, возникающие в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Мы с вами должны понимать, что определённый уровень тревожности в ситуации экзамена естественная и обязательная особенность активной личности. Все мы, взрослые перед ответственным выступлением или экзаменом немного тревожимся и волнуемся. И это позволяет нам быстро извлечь нужную информацию, быть собранным, сконцентрированным, внимательным. Роль стресса состоит в активизации организма, в результате которой организм приходит в состояние «боевой готовности». Другое дело, когда уровень тревоги очень высок и это начинает нам мешать возникает чувство, что всё забыли, сильно бьётся сердце, в голове мечутся обрывки мыслей. Как вы видите стресс, может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние (дистресс) на нашу деятельность. Самое главное для нас, чтобы волнение, тревога не помешали сдать экзамен. Нам необходимо научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации. В ходе занятия мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов. Но прежде чем перейти к нашему занятию, я предлагаю вам обсудить правила в нашей группе». 2. Обсуждение и принятие групповых правил. Активность. Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего и будет стремиться участвовать во всех событиях. Искренность в общении и право сказать «нет».

      3 Каждый член группы постарается быть искренним, но имеет право сказать «нет». Участники по возможности открыто выражают свои мысли и чувства. При этом каждый имеет право сам решить, как поступить в той или иной ситуации, и если не готов говорить, или действовать, то имеет право сказать «нет». Обращение по имени и персонификация высказываний. В группе необходимо называть участников по имени и не говорить о присутствующих в третьем лице. Стараться говорить больше о себе лично: «Я читаю, что», «Я думаю». Недопустимых непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего следует оценивать не самих участников, а их действие. Не «Ты мне не нравишься», а «Мне не нравиться когда ты говоришь или поступаешь». Игра «Поменяйтесь местами» Цель: раскрепощение, неформальное общение ребят. Выбирается водящий, который стоит в центре круга, остальные участники сидят на стульях в кругу. Водящий предлагает какой-то признак, например: «Поменяйтесь местами те, кто любит читать книги». Те участники, к которым этот признак относится, меняются местами. Игра «Счет до 30» Цель: развитие уверенности, внимательности. Участники должны досчитать до 30, каждый называет только одно число. Тот, кому выпадает число, которое делится на 3 или в котором есть тройка, вместо этого числа говорит «Не собьюсь». Психолог: «Все мы в той или иной мере подвержены стрессу. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддаётся сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой и напряжением в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся. Очень важно уметь обладать собой, сконцентрировать внимание.

      4 Каждому участнику я раздам карточки, на которых написан текст с хаотичным на первый взгляд набором букв и даётся задание прочитать его». Цель: отработка приёмов сохранения самообладания. Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка» ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаП УгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО нак ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОгБеГ УщиХ ног После завершения задания проводится обсуждение: — Сразу ли вы справились с заданием? — Что понадобилось вам для его быстрого выполнения? — В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание? — Как развить самообладание? Самообладание умение владеть собой, своими действиями, переживаниями, чувствами. Упражнение «Суперученик» Цель упражнения: создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, который может помочь при сдаче экзаменов. Ход упражнения: Ребята получают задание составить портрет «суперученика», который без сомнения, сдаст любой экзамен.

      5 Психолог: «Давайте, мы с вами подумаем, какими качествами должен обладать ученик (суперученик) который, без сомнения, сдаст любой экзамен. Давайте составим портрет» суперученика». — стрессоустойчивый (уметь адекватно реагировать на происходящие события, уметь владеть собой (эмоциями) — внимательный — обладать хорошей памятью — целеустремлённым (ставить цель и добиваться её), уметь планировать свою деятельность — волевой — с хорошей самооценкой (Я могу (установка) при возникновении затруднений, не опускать руки, а предпринимать попытки решить затруднение) Ребята предлагают свои варианты ответов. Инструкция для учащихся: «Сейчас мы будем говорить про каждого из вас. Вы должны вспомнить положительные качества друг друга, которые помогут вам сдать экзамен. Но вы должны не просто называть качества, а подтверждать их примерами! И так мы говорим про каждого присутствующего по очереди». Если группа не может найти сильной «экзаменационной» стороны личности того или иного участника, задача ведущего помочь им, организовать миниобсуждение. Учащийся, которого обсуждают, делает записи. Затем участникам предлагается из ряда названных качеств выбрать одно, наиболее важное, по их мнению, которое помогло бы сдать экзамен. Участники по очереди зачитывают наиболее важное для себя качество. Ведущий отмечает, что у каждого нашлась сильная сторона.

      6 Психолог: «Ребята, обратите внимание, у каждого из вас нашлись сильные стороны, и вы должны знать об этом. Чтобы в ситуации затруднений опираться на них». Выбранные качества записываются на листе ватмана и вывешиваются на стенд. При обсуждении учащиеся отвечают на вопросы: — Что нового вы о себе узнали? — Какие качества вы бы хотели у себя развить? Психолог: «Я думаю, что вы со мной согласитесь, что важно чувствовать себя уверенно на экзамене. Уверенность складывается из нескольких составляющих: из того, как ты себя чувствуешь, как ты выглядишь, как ты подготовился. В ситуации экзамена важно помнить, что у каждого есть собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации. Если вы будите вести себя уверенно, и ощущения будут меняться». Игра «Статуя уверенности и неуверенности» Цель: отработка навыков уверенного поведения. Участники группы делятся на 2 команды. Психолог: «Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуры, которые будут называться Уверенность и Неуверенность. Делимся на две команды. Обсуждаете в командах особенности (качества и поведение) уверенного и неуверенного человека, выбираете экскурсовода. Одна команда лепит фигуру уверенности, другая — неуверенности.скульптура лепится из одного участника, которому все остальные участники придают необходимую позу, мимику. В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Экскурсовод будет описывать скульптуру, рассказывать, что она выражает. На обсуждение и построение — (4 минуты).

      7 Уверенный человек открытый взгляд, плечи расправлены, общается на равных, ни над кем ни возносится, но и не чувствует себя хуже других. Он характеризуется адекватной самооценкой и развитым умением регулировать своё эмоциональное состояние. Менее подвержен манипулятивному влиянию. Неуверенный человек смотрит только в пол, плечи опущены, говорит тихим голосом, считает, что его не за что любить, он не интересен и не популярен. Психолог: «Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние». Упражнение «Приставным шагом» Цель: осознание важности положительного эмоционального настроя. Психолог: «А сейчас мне нужен один доброволец. Стулья немного отодвинем и освободим пространство. Сейчас ( ) будет пытаться пройти ровно приставным шагом по воображаемой черте. Вы все будите её провоцировать, кричать: «( ), ты сейчас упадёшь, споткнёшься, потеряешь равновесие» А потом: «( ), ты молодец, у тебя всё получается, ты умница, ты обязательно справишься!» Обсуждение: — Что чувствовала в первый раз? — Что чувствовала, когда слышала слова поддержки? — Ребята, а как вы считаете важно, когда тебя поддерживают в трудный ответственный момент? Конечно. — Слова поддержки очень нужны, при этом ВАЖНО и то, как мы себя сами настраиваем, какие слова говорим сами себе. Для этого существует простой, но очень эффективный способ аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой,

      8 добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание. Правила составления формулы аутотренинга: 1. Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается. 2. Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен». Можно кратко: «Я уверен. Спокоен. Всё помню». На самом деле это работает. Я думаю, что каждый из вас придумает свою формулу. Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете» Цель: обучение способам поддержания рабочего самочувствия. — Медленно сосчитать предметы, никак эмоционально не окрашенные: листья на ветке, буквы на отпечатанной странице и т. д. — Выбрать любой предмет (часы, кольцо, ручку и т.д.), положить его перед собой и попробовать в течение определенного времени (не более 3-5 минут) удерживать все внимание на этом предмете, внимательно его рассматривать, стараясь не отвлекаться ни на какие посторонние мысли. Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Простое упражнение на релаксацию «Дыхательная релаксация» Цель: успокоение дыхания.

      9 Установлено, что концентрация внимания на дыхании способствует его успокоению, замедлению и тем самым возникновению и углублению аутогенного состояния: 1. Сядьте удобно. 2. Закройте глаза. 3. Постарайтесь расслабить свои мышцы, начиная с ног и заканчивая лицом, сохраняйте их расслабленными. 4. Дышите носом. Когда выдохните, мысленно скажите: «Раз». Например: вдох выдох «раз» и т.д. Дышите легко и естественно. 5. Не беспокойтесь о том, насколько вы углубляете состояние расслабления. Позвольте релаксации проникнуть в ваш внутренний мир. Упражнение «Ресурсные образы» Цель: успокоиться, эффективно снять физическое и психическое напряжение. «Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях». Выход из состояния релаксации. Рефлексия. Менялось ли ваше состояние в ходе выполнения этих упражнений? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас? Единственного правильного способа справится со стрессом не существует, каждый выбирает то, что подходит лично ему.

      10 «Возможности, которые предлагает нам жизнь» Участникам предлагается прослушать притчу и обсудить её. Притча Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной женщине. Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и в конце концов он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и заявил ему: Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Все свою жизнь ждал. но ничего не произошло. «Я не это тебе обещал, ответил ангел. Я обещал тебе возможности богатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил. Человек был озадачен. «Я не представляю, о чем ты говоришь», сказал он. «Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?» спросил ангел. Человек кивнул. «Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самих богатых людей в царстве». И еще, помнишь, сказал ангел, был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимание на призывы о помощи и остался дома». Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке. «Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жизней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе», сказал ангел.

      11 «Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что оно никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?» Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы. «Да, мой друг, сказал ангел, оно стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы понастоящему счастлив всю жизнь». Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям помешать нам использовать их. Упражнение «Комплимент» Каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Обязательные условия: 1) Обращение к партнёру по имени. 2) Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему. Рефлексия Подведение итогов работы: — Что показалось самым трудным сегодня? — Что удивило? — Что узнал нового для себя?

      12 Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка» ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО нак ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка» ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО нак ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка» ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО нак ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка» ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО нак ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног

      13 КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГОТОВИТЬ СЕБЯ К ЕГЭ? Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ. Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой. Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз. Подумай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события; Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний. Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей. Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию. Используй такие формулы самовнушений: Я уверенно сдам ЕГЭ. Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями. Я с хорошим результатом пройду все испытания. Я спокойный и выдержанный человек. Я смогу справиться с заданием. Я справлюсь. Я должен сделать то-то и тото. Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным. КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГОТОВИТЬ СЕБЯ К ЕГЭ? Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЕГЭ. Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой. Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах похожая трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому. Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы и в этот раз. Подумай, кто мог бы помочь тебе в ситуации подготовки к ЕГЭ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении по поводу предстоящего события; Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний. Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению и обработке материалов единого государственного экзамена, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей. Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию. Используй такие формулы самовнушений: Я уверенно сдам ЕГЭ. Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями. Я с хорошим результатом пройду все испытания. Я спокойный и выдержанный человек. Я смогу справиться с заданием. Я справлюсь. Я должен сделать то-то и тото. Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным.

      14 «Стресс-тест» Вам необходимо прослушать утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу: почти никогда (1 балл); редко (2 балла); часто (3 балла); почти всегда (4 балла). 1. Меня редко раздражают мелочи. 2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать. 3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею. 4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть. 5. Не переношу критики, выхожу из себя. 6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю чтонибудь грубое. 7. Все свое свободное время чем-нибудь занят. 8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю. 9. Не умею выслушивать, вставляю реплики. 10. Страдаю отсутствием аппетита. 11. Часто беспокоюсь без всякой причины. 12. По утрам чувствую себя плохо. 13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться. 14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально. 15. Думаю, что сердце у меня не в порядке. 16. У меня бывают боли в спине и шее. 17. Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой. 18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю. 19. Думаю, что я лучше многих. 20. Я не соблюдаю диету.

      15 Шкала оценки: 30 баллов и меньше. Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете баллов. Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (т.е. у вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, вы не измените, образа жизни, но оставьте немного времени и для себя баллов. Ваша жизнь беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для вас важно мнение других, и это держит вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку. 61 балл и больше. Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому вы подвержены, угрожает и здоровью, и вашему будущему.

      docplayer.ru