Как диагностировать у себя аутизм

Как диагностировать у себя аутизм

Богдашина О.
Аутизм: определение и диагностика

Как диагностируется аутизм?

Проблемы диагностики аутизма существуют со времен Каннера. Даже сейчас, когда аутизм получил официальное признание, и официальные критерии аутизма определены в основных классификационных системах диагностики — МКБ-10 и ДСС-IV, — ситуация с диагностированием аутизма оставляет желать много лучшего.

Одной из проблем является то, что многие клиницисты не имеют достаточно знаний и опыта в диагностировании аутизма, особенно, если у ребенка не «классический» аутизм, а та форма, которая занимает место далеко от центра континуума. Такие специалисты придерживаются устаревшей практики и ошибочно диагностируют аутизм как умственную отсталость, шизофрению и т.д. Некоторые просто не признают существование этого нарушения. Например, в Горловке (с населением около 330.000) в 1995 году «специалисты» признали аутизм лишь у одного ребенка, да и то «наряду с основным заболеванием», которое для матери мальчика так и осталось неизвестным: специалисты не сочли нужным сообщить ей диагноз ее сына. В 1998 году в Горловке было официально признано 4 ребенка с аутизмом, что подтверждает «непопулярность» диагноза аутизм и предполагает его замену на другие «рабочие» диагнозы, чаще всего — имбецильность и дебильность. Причем, основной рекомендацией специалистов психолого-медико-педагогической консультации является указание на необходимость поместить таких детей в специнтернаты для умственно отсталых, часто — без обучения.

К сожалению, ситуация, описанная в «Анналах» Общества содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом, (1996, №1, ее. 39-40) о работе Донецкой областной психолого-медико-педагогической консультации (12 апреля 1995г.), довольно-таки типична для Украины, во всяком случае, для Донецкой области:
«В одной из комнат началась регистрация детей. В специальные журналы и протоколы записывались следующие сведения: ФИО ребенка, год и место рождения, ФИО родителей, их возраст, место жительства, место работы и т.д. Родители послушно отвечали на все вопросы. (Позже они спросят себя: Зачем? Зачем мы участвовали в этом фарсе?)

Что касается членов комиссии, то они пожелали остаться неизвестными (Работа у них такая секретная?) Из пяти членов комиссии родители узнали двоих (встречали их раньше) — инспектора областного управления образования Кахно В.М. и главного городского логопеда Бабич Р.И. Остальные определялись родителями методом дедукции, использованием косвенных данных. Предположительно, это были 2 областных психиатра и психолог (?).

Все, что происходило на заседании П МП К действительно оказалось жестоким фарсом. Поначалу все были предельно вежливы, всем своим видом пытаясь продемонстрировать свое расположение к ребенку. Но не учитывали самого элементарного: ребенок 6-7-8 лет своей жизни провел дома, в четырех стенах, в окружении 2-3 очень близких людей. И вдруг его заводят в незнакомую комнату, где сидят 4 незнакомые тети и один дядя, улыбаются и задают вопросы. Родителям было не по себе, что уж говорить о ребенке, тем более, с таким нарушением как аутизм. (Правда, наши «специалисты» этого не признали.) Далее, шестилетнему мальчику, который уже читает слоги (хотя речь его еще ограничена), Раиса Ивановна Бабич предлагает. сложить пирамидку, с чем он прекрасно справлялся в двухлетнем возрасте. Мальчик не обращает на нее никакого внимания, цепляется за маму, забирается к ней на колени. Члены комиссии многозначительно переглядываются. Каково же их решение? Ну, этого вам никто не скажет. Написать выписку, заполнить предложенную форму, подписаться под поставленным диагнозом (кстати, каким?) — ну уж нет, не дождетесь!

В итоге, так и быть, у одного из 6 детей «наряду с основным заболеванием (каким? — не скажем) поставлен синдром аутизма» (под давлением мамы?). Ему рекомендованы индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом (если вы найдете кого-либо, кто согласится с ним заниматься) вне детского коллектива. Если хотите, чтобы ребенок общался с детьми, устраивайте это сами, но не в школе, 4-х детей в специнтернаты (из них троих — в интернаты без обучения), еще одного — в детский сад для умственно отсталых детей. Выписки из решений — ни за что. Стороны разошлись враждебно. Родители неудовлетворены и явно раздражены» («Анналы», 1996).

Главная причина необходимости признания аутизма и точной и своевременной диагностики состоит не только в том, чтобы поставить диагноз, но и в том, чтобы определить оптимальные методы коррекции, выяснить, как помочь ребенку справиться со своим нарушением и раскрыть свой потенциал.

Аутизм должен диагностироваться подготовленными опытными специалистами (психиатрами, психологами или педиатрами), которые обладают теоретическими знаниями и практическим опытом в этой области Диагностика аутизма может проводиться командой специалистов, включающей в себя невропатолога, психиатра, педиатра, психолога, логопеда-дефектолога, учителя аутичных детей, социального работника, имеющего опыт работы с детьми с особыми потребностями, консультанта, имеющего соответствующие знания по проблеме Единственным критерием включения специалиста в команду должен быть его/ее опыт, компетенция и знание проблемы, а не только наличие медицинского диплома или положения в структуре здравоохранения или образования

Родители, как наиболее заинтересованная сторона, должны иметь право знать уровень компетенции специалистов, определяющих судьбу их ребенка до того, как они приведут ребенка на обследование, чтобы избежать травмы ребенка и депрессии и унижения родителей

Ниже приводятся несколько советов-подсказок для родителей, которые помогут им отличить специалистов от «специалистов»:

  1. никогда не доверяйте «специалистам», которые заявляют, что они знают все об этом нарушении, только потому, что у них диплом медицинского института, психологического факультета и т. д. , или потому, что они занимают положение главного специалиста в области здравоохранения, образования и т.д. (В этом случае вы можете поставить им диагноз «синдрома Федоровой», названного по имени директора одного из центров социальных служб, которая знает все, потому что «я — директор», и если у нее нет аргументов, то «я не собираюсь разговаривать с вами в таком тоне» и гордо покидает своего оппонента. Синонимом «синдрома Федоровой» является «воинствующее невежество»);
  2. никогда не доверяйте «специалистам», которые отказываются назвать свою фамилию и поставить свою подпись под выпиской с диагнозом вашего ребенка Постарайтесь даже избежать общения с ними, поскольку, как правило, они бывают грубы, и после встречи с ними вы несколько дней не оправитесь от чувства унижения;
  3. никогда не доверяйте «специалистам», которые диагностируют вашего ребенка и оценивают его возможности после 5-10 минут наблюдений за ним в незнакомой для него обстановке и задав ему несколько вопросов. Диагноз будет предрешен — умственная отсталость, и судьба вашего ребенка будет перечеркнута;
  4. никогда не доверяйте «специалистам», которые не слушают родителей, потому что считают себя специалистами, а родители таковыми не являются («синдром Федоровой») Помните, никто не знает ребенка лучше, чем его родители, которые наблюдают его 24 часа в сутки;
  5. никогда не доверяйте «специалистам», которые говорят что-нибудь, типа «аутичный ребенок должен быть изолирован от других детей» и т.д.;
  6. В последние годы к диагностике психических нарушений применяют эмпирический подход. Это означает, что целью диагностики является выявление специфических нарушений, которые идентифицируются наличием определенного набора поведенческих симптомов На эмпирическом подходе основаны и современные классификационные диагностические системы — Международная Классификация Болезней (МКБ-10 (Всемирная Организация Здравоохранения, 1992) и Диагностико-Статистический Справочник психических нарушений (ДСС-IV) (Американская Ассоциация Психиатров, 1994) Эти две системы являются феноменологическими по своей ориентации, те они ограничиваются перечислением клинических черт нарушений, не рассматривая этиологию или патогенез.

    Описание поведенческих характеристик аутизма в этих двух системах почти идентично. Они основываются на триаде нарушений, сформулированной Лорной Винг (1993).

    Обе системы имеют категорию «Первазивные (общие) нарушения развития» которые включают в себя 5 нарушений, аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта, дезинтеграционное нарушение и атипичный аутизм (МКБ-10), неспецифическое ПНР (ДСС-IV).

    Ниже приведены критерии определения аутизма в этих двух системах:

    84,0 АУТИЗМ

    1. Проявления аномального развития до 3-х летнего возраста.
    2. Качественные нарушения в социальном взаимодействии (3 из следующих 5):
      1. отсутствие контакта «глаза в глаза», странное положение тела, выражения лица, использование жестов неадекватно ситуации;
      2. неспособность к установлению (адекватным для умственного развития способом и несмотря на наличие необходимой возможности) дружеских отношений, которые бы характеризовались взаимными интересами, деятельностью и эмоциями;
      3. отсутствие или очень редкие попытки найти в других людях утешение и любовь в моменты стресса или когда им плохо, и/или неспособность выразить утешение, сочувствие или любовь к другим, когда тем плохо;
      4. отсутствие проявления радости, если другие ее проявляют, и/или отсутствие попыток разделить свою собственную радость с другими людьми;
      5. отсутствие проявления социальности и эмоций, выраженное в социальной реакции на эмоции других людей, и/или отсутствие изменения поведения в зависимости от необходимости социального контекста, и/или слабая интеграция социоэмоционального и коммуникативного поведения.
    3. Качественные нарушения в коммуникации (2 из следующих 5):
      1. задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации, такими как жесты, мимика и т. д.;
      2. неспособность начать или поддержать разговор (вне зависимости от наличия речевых навыков), неспособность обмениваться репликами при общении с другими людьми;
      3. стереотипное и повторяющееся использование языка и/или идиосинкразия в использовании слов и фраз;
      4. аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости, ритме и интонации речи;
      5. отсутствие разнообразия при ролевой игре, или, в раннем возрасте, при социальной имитирующей игре.
      6. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и действий (2 из следующих 6):
        1. всепоглощенность стереотипными и ограниченными интересами;
        2. специфическая привязанность к определенным предметам;
        3. настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и заведенного установившегося порядка;
        4. стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы, включающие в себя верчение, хлопанье, взмахи руками/пальцами или сложные движения всего тела;
        5. настойчивое внимание к частям предметов или нефункциональным игровым материалам (обнюхивание, ощупывание поверхностей, слушание шумов, которые они производят);
        6. расстройство по поводу мелких, незначительных изменений в окружающей обстановке.
        7. Клиническая картина не соответствует другим первазивным нарушениям развития специфическому нарушению рецептивной речи со вторичными социоэмоциональными проблемами, реактивному нарушению привязанности, или расторможенному нарушению привязанности, умственной отсталости с эмоциональным/поведенческим нарушением, шизофрении с необычно ранним началом, и синдрому Ретта.
        8. А.6 (или более) из (1), (2) и (З): не менее 2 из (1) и по одному из (2) и(3):

          1. Качественные нарушения социального взаимодействия, представленные, по крайней мере, двумя из следующих
            1. явные нарушения в невербальном общении, отсутствие взгляда глаза в глаза, странное выражение лица, положение тела, жесты, неадекватные ситуации общения;
            2. неспособность устанавливать соответствующие уровню развития дружеские отношения со сверстниками;
            3. отсутствие проявления желания поделиться с другими своей радостью, интересами, достижениями (например, не приносят и не показывают другим предметы, которые их интересуют);
            4. отсутствие социального или эмоционального отклика.
            5. Качественные нарушения в области коммуникации, представленные, по крайней мере, одним из следующих:
              1. задержка или полное отсутствие вербальной речи (без каких-либо попыток компенсировать это посредством альтернативных способов коммуникации, таких как жесты или мимика);
              2. у людей, обладающих адекватной речью, явное нарушение способности начать или поддержать разговор с другими;
              3. стереотипии или повторения в языке, идиосинкразия;
              4. отсутствие разнообразия и изменений в ролевой игре или в игре, предполагающей социальную имитацию, на соответствующем развитию ребенка уровне.
              5. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов, действий, представленные, по крайней мере, одним из следующих:
                1. всепоглощенность одной или более стереотипными моделями интереса, ненормальными по своей интенсивности или сосредоточенности;
                2. явная жесткая приверженность к специфическим, нефункциональным ритуальным действиям и заведенному установившемуся порядку;
                3. стереотипные и повторяющиеся двигательные манериз-мы (например, взмахи, хлопки, кручения рукой или пальцами, или сложные движения всего тела);
                4. настойчивое внимание к частям предметов.
                5. В. Задержка или аномальное функционирование, по крайней мере, в одной из следующих областей, которое проявляется до 3-х летнего возраста:

                  1. социальное взаимодействие
                  2. использование языка в социальной коммуникации
                  3. символическая игра или игра с использованием воображения
                  4. С. Проявления нарушения лучше не соответствуют критериям нарушения Ретта или детскому дезинтеграционному нарушению.

                    Важно отметить, что проявления представленных Диагностических характеристик варьируются. Перечисленные в классификационных системах критерии не могут охватить всех проявлений нарушения, что осложняет постановку диагноза. Например, неопытный клиницист может определить наличие повторяющихся стереотипных действий в выстраивании ребенком предметов или игрушек в линию, однако, он может и не идентифицировать вербальные стереотипии ребенка (например, постоянный разговор о машинах безотносительно к социальной ситуации) как проявление этого же явления. Многие специалисты определяют нарушения социального взаимодействия, если ребенок избегает общения, и не замечают этого же нарушения, если оно проявляется в несоответствующих, странных, стереотипных попытках ребенка завязать дружеские отношения с другими детьми. И, наконец, отсутствие контакта «глаза в глаза» легко определить, если ребенок избегает смотреть на собеседника, однако, намного сложнее заметить это же нарушение, если ребенок смотрит на говорящего, но при этом отмечается использование взгляда неадекватно ситуации (Wing, 1998).

                    Необходимо помнить, что кратковременное обследование ребенка (даже командой специалистов) не может дать истинной картины нарушения и оценки возможностей ребенка. Очень часто, на первый взгляд, ребенок с аутизмом может показаться умственно отсталым Кроме того, неточность диагностики может быть вызвана индивидуальными различиями выраженности симптомов; более того, один и тот же ребенок может проявлять различную симптоматику в разном возрасте. Часто диагностика аутизма осложняется накладывающейся симптоматикой других нарушений (Rutter, Schopler, Elliot, 1993). В этом случае помочь могут родители, которые знают, что означает проявление определенного поведения их ребенка Необходимо, чтобы специалисты поощряли родителей принимать участие в обследовании и оценке возможностей их ребенка. Следует прислушаться к совету Л. Винг (1998), которая рекомендует задавать правильные вопросы, и утверждает, что беседа специалиста с родителями, его внимание и интерес к проблемам ребенка и семьи поможет установить доверительные отношения и создать оптимальные условия для уточнения диагноза и проведения коррекции нарушения. Все это требует времени — по крайней мере, 2-3 часа необходимо отводить беседе с родителями. Если эта процедура проводится в спешке или формально, и нужные вопросы не задаются, навряд ли можно поставить правильный диагноз (Wing, 1998).

                    И, наконец, необходимо отметить нецелесообразность и даже вред обследования ребенка в стационарных условиях. Помещение в психиатрическую больницу, пугающую обстановку с большим количеством новых взрослых и детей, отрывом от близких, для аутичного ребенка, одержимого страхом перемен, нередко чревато возникновением психотических расстройств, регрессом приобретенных навыков (Лебединская, 1995; Vblkmar, 1989).

                    Процесс диагностирования должен быть всесторонним и включать в себя:

                    • тщательное изучение истории развития ребенка (включая информацию о пре-, пери- и постнатальном периодах), а также установление начала проявления нарушения, анализ развития моторики, речи, области особых интересов (любимые занятия, необычные таланты)и т.д. Особое внимание должно уделяться развитию социального взаимодействия, установлению дружеских отношений с другими детьми, осознанию себя, развитию эмоций, проявлению проблемного поведения и т. д. ;
                    • история семьи. Врач должен получить информацию о генетических и других нарушениях в семье (например, аутизм, синдром Аспергера, туберозный склероз, нейрофиброматоз, умственная отсталость и т.д. ) Но вместо того, чтобы спрашивать, есть ли такие нарушения в семье, врач должен описать состояния, не подчеркивая, что это ненормально Также необходимо провести анализ состава семьи и психологической атмосферы в семье,
                    • детальное обследование внешности ребенка;
                    • психологическое обследование должно проводиться психологом, знающим проблему аутизма и особенности аутичных детей, с применением соответствующих возрасту и уровню развития тестов. Необходимо оценить уровень интеллектуального (вербального и невербального) развития ребенка; оценить нейропсихологическое функционирование ребенка (моторные и психомоторные навыки, память визуальную и слуховую, организирующее функционирование, ориентацию в пространстве, компенсаторные стратегии, особенности игры и т.д.); составление психологического профиля ребенка;
                    • обследование уровня развития речи, языка и коммуникации (вербальной и невербальной);
                    • обследование нарушений сенсорики, перцептуальных навыков: скрининг всех членов семьи на синдром Ирлен, составление сенсорного профиля ребенка;
                    • изучение неврологического развития ребенка, выявление доминанты;
                    • лабораторные обследования. (Кроме возможного исключения обследования ствола головного мозга, все эти процедуры необходимо провести с детьми, у которых подозревается аутизм, до 12-летнего возраста, если причина аутизма у них не известна. Некоторые из этих обследований необходимо проводить и со взрослыми людьми в зависимости от их физического развития и особенностей протекания нарушения) (Gillberg, 1992):
                      1. хромосомный анализ, особенно на наличие ломкой Х-хромосомы;
                      2. магнитный резонанс или компьютерная аксиальная томография с целью определения наличия туберозного склероза, нейрофиброматоза или гипомеланоза Ито;
                      3. обследование ствола головного мозга с целью определения наличия дисфункции ствола головного мозга. Исследования показывают, что некоторые дети с дисфункцией ствола мозга не выносят музыку; этот факт может помочь определению дисфункции (Gillberg, 1992);
                      4. офтальмологическое обследование, чтобы, при наличии нарушений зрения, выписать очки для ребенка раннего возраста, когда он легче к ним привыкнет. Кроме того, это обследование может выявить или исключить наличие склероза бугров головного мозга (туберозного склероза);
                      5. проверка слуха;
                      6. анализ крови на фенилаланин и вирус герпеса;
                      7. анализ суточной мочи на определение метаболизма и уровня мочевой кислоты.
                      8. Информация, необходимая для диагностики аутизма должна быть получена из различных источников: вопросники, беседы с родителями, учителями и другими людьми, которые играют особую роль в жизни ребенка, непосредственное наблюдение за ребенком (дома, в детском коллективе, в незнакомой обстановке и тд.)

                        Кроме того, для облегчения диагностики разработаны специальные диагностические карты, наиболее известные и широко используемые из них — это: диагностическая форма Е-2 (Rimland, 1965), Шкала Рейтинга детского аутизма (CARS — Schopler et al., 1980). Шкала Аутистического Поведения (АВС — Krug et al„ 1980)и другие. Все эти карты помогают, не только диагностировать аутизм, но и дифференцировать его от других нарушений.

                        www.autism.ru

                        Диагностика аутизма у детей и взрослых(тесты)

                        Чем вызвано заболевание?

                        В основе заболевания лежит нарушение в развитии головного мозга, которое выражается в замкнутости человека, ограниченности интересов и в повторении действий. Все эти симптомы выявляются у ребенка до 3 лет. Заболевание имеет генетическую основу. Есть приверженцы теории, связывающей возникновение болезни с вакцинацией в детском возрасте. Однако данная гипотеза должного подтверждения у ученых не получила.

                        По данным всемирного здравоохранения такой диагноз поставлен каждому 88-му ребенку на планете. При этом следует отметить, что частота заболеваемости у мальчиков намного выше (примерно в 4 раза). Число страдающих аутизмом выросло с 80-х годов ХХ столетия. Это объясняется изменившимися подходами при диагностировании заболевания. При этом так и непонятно насколько увеличилась распространенность этого расстройства.

                        Как диагностировать аутизм у себя?

                        Многие задаются вопросом, как диагностировать аутизм у себя? При подобном диагнозе налицо явные признаки, затрагивающие многие социальные и бытовые платы в поведении. Такие больные повторяют одни и те же действия, склонны к провождению ритуалов, прибегают к определенной последовательности при одевании, расположении вещей в свое комнате, опираясь на собственное представление. Но такая манера поведения иногда характеризует и абсолютно здоровых людей.

                        Так как же распознать симптомы аутизма самостоятельно? Для более точного определения заболевания предлагается пройти тест на аутизм у взрослых. Следует отметить, что таких тестов достаточно много, и у всех них есть свой принцип. Можно пройти любой тест на аутизм онлайн.

                        Давайте перечислим самые распространенные:

                      9. Aspie Quiz – выявляет черты аутизма у взрослого поколения. Он включает 150 вопросов.
                      10. Тест RAADS-R – шкала для вычисления болезненных черт. Его бесполезно проводить при наличии боязни общества, шизофрении, депрессивных расстройствах, неврозах навязчивого состояния, психопатиях, тревожных расстройствах, анорексии и наркомании.
                      11. Торонтская шкала алекситимии – может определить когнитивно-аффективные расстройства при описании личных переживаний и телесных ощущений, наличие низкого уровня символизации.
                      12. TAS20 – алекситимия. Больной не способен описать эмоцию другого человека или же свою. Выявляется отсутствие вербального плана. Неспособность передать чувство присуще 85% страдающим аутизмом.
                      13. Тест AQ — тест Симона Барон-Коэна. Его посредством возможно выявление коэффициента заболевания.
                      14. Тест EQ – шкала, помогающая выявить уровень эмпатии.
                      15. Тест SQ – оценивание уровня систематизации.
                      16. Тест SPQ — тест на уровень шизоидных черт.
                      17. Самые ранние признаки заболевания

                        Обычно первые признаки аутизма выявляются к возрасту 2 лет. До этого возраста любые отклонения от нормы могут сгладиться и измениться в лучшую сторону. Но в 2 года малыш должен обладать самыми простыми навыками и понимать речь взрослого. Об этом можно судить по его ответным реакциям.

                        Давайте попробуем отметить все отклонения в поведении малыша, которые должны насторожить родителей:

                      18. Ребенок не хочет смотреть вам в глаза.
                      19. Говоря о себе, употребляет 2 или 3-е лицо.
                      20. Постоянно повторяет одни и те же слова.
                      21. Начал говорить, но отмечено постепенное пропадание речи.
                      22. Отмечено мычание.
                      23. Отсутствие интереса к играм.
                      24. Отчуждение от ровесников.
                      25. Игнорирование родителей.
                      26. Постоянно трясет головой и качается.
                      27. Встает на носки.
                      28. Обгрызает пальцы и руки.
                      29. Агрессивен и истеричен.
                      30. Ударяет себя по лицу.
                      31. Незнакомые люди вызывают у него страх.
                      32. Боится звуков, вздрагивает от них.
                      33. Следует отметить, что если вы замечаете у своего ребенка некоторые из этих признаков, то это вовсе не означает обязательное наличие аутизма. Но все-таки обратите на ребенка внимание и покажите его специалисту.

                        Многие родители интересуются, как определить аутизм у ребенка самим. Существует небольшой диагностический тест в основу которого легли три вопроса:

                        • Предпочитает ли ваш ребенок смотреть в одну точку, даже если вы пытаетесь показать ему что-то интересное?
                        • Указывает ли ваш малыш на какой-то предмет не с целью его получения, а для того чтобы, разделить с вами интерес к нему?
                        • Любит ли он играть с игрушками, повторяя жесты и реплики взрослых?
                        • Если на все три вопроса вы отвечаете отрицательно, то это серьезный повод для подозрений. Если же вы ответили положительно, то, скорее всего, вы имеете дело с обычным отставанием в развитии речи, но никак не с аутизмом. Существует и американская практика выявления аутизма у детей. В США такое тестирование на аутизм проводится до 15 лет. Оно получило название «Проверка на аутизм для малышей».

                          Первая часть теста.

                        • Любит ли ваш ребенок сидеть на коленях или находиться на руках.
                        • Насколько он увлечен играми.
                        • Вступает ли в контакт с другими детьми.
                        • Происходит ли имитация действий в игре.
                        • Указывает ли он на предмет указательным пальцем.
                        • Приносит ли какой-то предмет для того, чтобы показать родителям.
                        • Вторая часть теста.

                        • Укажите ребенку на предмет указательным пальцем и внимательно следите за его реакцией. Взор малыша не должен остановиться на вашем пальце. Ребенок должен взглянуть на предмет.
                        • Пронаблюдайте, смотрит ли ваш малыш вам в глаза.
                        • Попросите ребенка приготовить вам чай в игрушечной посуде. Насколько данное занятие вызвало в нем интерес.
                        • Дайте малышу кубики и попросите построить башню.

                        Если при большинстве заданий вы получите отрицательный результат, то уровень аутизма оказывается достаточно высоким.

                        Существует ряд интересных тестов по картинкам.

                        7psihozov.ru

                        Вопрос-ответ. Как и зачем диагностировать «аутизм»?

                        Какие первые шаги следует сделать родителям аутистов

                        Почему нужно диагностировать аутизм?

                        Как правило, родители первыми замечают признаки аутизма. Вероятно, вы замечали, что ваш ребенок развивается не так, как сверстники. Отличия могли быть заметны еще с рождения, либо они стали заметны позднее. Иногда отличия ребенка тяжелы и очевидны каждому. В других случаях они настолько незаметны, что впервые на них обращает внимание только воспитатель детского сада или учитель. Вы можете спрашивать себя: а нужен ли моему ребенку диагноз? Это вполне законный вопрос, тем более что на данный момент не существует лечения от аутизма.

                        Организация Autism Speaks финансирует глобальные биомедицинские исследования, чтобы определить причины аутизма и найти потенциальные методы лечения, а также эффективные методы профилактики и поддержки. Существующее положение дел – это огромный прогресс по сравнению с недавней еще ситуацией, когда родителям говорили, что для их детей нет никакой надежды. Великие умы современности сейчас занимаются этим расстройством, и мы постоянно ищем средства лечения от аутизма. Но хотя мы живем в эпоху чудесных открытий, мы пока не достигли цели. Однако уже сейчас существуют методы лечения (терапии и методы, о которых рассказывается в этом руководстве), которые становятся для наших детей такими же важными как химиотерапия, диализ или инсулин.

                        Тем не менее, есть несколько причин, делающих диагноз очень важным для ребенка. Детальный и тщательный диагноз предоставит вам важную информацию о поведении и развитии вашего ребенка. Он поможет разработать индивидуальный подход к лечению, выявить конкретные сильные стороны и проблемы вашего ребенка, предоставит полезную информацию о его потребностях и тех навыках, которые нужно будет развивать в первую очередь с помощью раннего вмешательства. Диагноз часто дает возможность получать поддержку в специализированных службах по аутизму, программах раннего вмешательства или местных программах коррекционного образования.

                        Как диагностируется аутизм?

                        Не существует медицинского теста на аутизм. Диагноз основывается на наблюдении за поведением, образовательном и психологическом тестировании. Поскольку симптомы аутизма различны, пути к получению диагноза тоже отличаются друг от друга. У некоторых детей сначала диагностировалась задержка психического развития, и только потом ставился диагноз «аутизм», когда они уже получали какую-то помощь по раннему вмешательству или коррекционному образованию.

                        К сожалению, иногда врачи не принимают всерьез опасения родителей, и в результате диагноз ставится слишком поздно. Autism Speaks и другие организации в области аутизма упорно работают над информированием родителей и врачей о признаках аутизма, чтобы детям с аутизмом диагноз ставился как можно раньше. С рождения и примерно до 36 месяцев каждый ребенок должен проходить обследование на общие этапы психического развития в рамках обычного медицинского осмотра. Американская академия педиатров рекомендует обследовать всех детей на выявление признаков аутизма в возрасте 18 и 24 месяцев.

                        Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, то врач обязательно должен направить вас к специалисту по нарушениям развития. Необходимо будет проверить слух ребенка, обследовать его на контакт с тяжелыми металлами, а также провести стандартное обследование на симптомы аутизма, например с помощью Модифицированного списка симптомов аутизма у детей младшего возраста MCHAT.

                        MCHAT – это список простых вопросов о вашем ребенке. Ответы определяют, нужно ли направить его к специалисту, например, педиатру по психическому развитию, неврологу, психиатру или психологу, для дальнейшего обследования. Существуют различные диагностические инструменты, некоторые из них разработаны для детей старшего возраста или для конкретных расстройств аутистического спектра. Диагноз может поставить один из ранее упомянутых специалистов. В некоторых случаях ребенка может осмотреть команда специалистов, после чего предложить рекомендации по его лечению. В такую команду может входить отоларинголог (чтобы исключить сниженный слух), логопед (чтобы определить речевые навыки и проблемы), физиотерапевт (чтобы определить физические и моторные навыки). Междисциплинарное обследование очень важно при диагностировании аутизма и других проблем, которые часто его сопровождают, например, задержки моторного развития. Если вашего ребенка не обследовала команда специалистов, вам, возможно, стоит обратиться за дополнительными обследованиями к разным специалистам, чтобы узнать как можно больше о сильных сторонах и потребностях вашего ребенка.

                        Что такое аутизм?

                        Аутизм – это общий термин для описания одного из расстройств из группы сложных нарушений развития мозга, известных как первазивные расстройства развития. Помимо аутизма, к первазивным расстройствам развития относятся первазивное расстройство развития неуточненное, синдром Аспергера, синдром Ретта и детское дезинтегративное расстройство.

                        Возможно, вы слышали такие термины как ранний детский аутизм, классический аутизм или аутизм Каннера (названный так в честь первого психиатра, описавшего аутизм) – все они обозначают одно и то же расстройство, наиболее тяжелую форму расстройств аутистического спектра.

                        Диагноз «аутизм» требует наблюдения как минимум шести особенностей развития и поведения, эти проблемы должны присутствовать до возраста трех лет, и при этом должны отсутствовать симптомы некоторых других похожих расстройств.

                        Основные диагностические критерии аутизма:

                        Для постановки диагноза необходимо наличие как минимум шести признаков из разделов (1), (2) и (3), из которых как минимум два должны относиться к разделу (1), и как минимум по одному – к разделам (2) и (3).

                        (1) Качественные нарушения социального взаимодействия, характеризующиеся по крайней мере двумя из следующих проявлений:

                        (а) Ярко выраженные проблемы при использовании различных форм невербального поведения, таких как: зрительный контакт, мимика, позы и жесты, служащие для регулирования социальных взаимодействий.
                        (б) Неспособность устанавливать отношения со сверстниками, соответствующие данной стадии развития.
                        (в) Отсутствие спонтанного желания поделиться своей радостью, интересами или достижениями с другими людьми (ребенок не показывает пальцем на объекты своего интереса, не приносит и не протягивает их).
                        (г) Отсутствие социальной и эмоциональной взаимности.

                        (2) Качественные нарушения коммуникации, характеризующиеся по крайней мере одним из следующих проявлений:

                        а) Задержка или полное отсутствие разговорной речи (не сопровождающаяся попытками компенсировать ее отсутствие с помощью альтернативных видов коммуникации, таких как мимика и жесты).
                        (б) При нормальном овладении речью ярко выраженные проблемы, связанные со способностью начинать или поддерживать разговор с другими людьми.
                        (в) Стереотипный или повторяющийся характер использования речи или речевая идиосинкразия.
                        (г) Отсутствие игр, отличающихся разнообразием форм, проявлением спонтанности и участием воображения, а также отсутствие игр, имитирующих социальные аспекты действительности и соответствующих текущей стадии развития.

                        (3) Крайне ограниченные, повторяющиеся и стереотипные паттерны поведения, интересы и виды занятий, характеризующиеся по крайней мере одним из следующих проявлений:

                        (а) Постоянное предпочтение и полная поглощенность одним или несколькими стереотипными и ограниченными интересами, патологическими по интенсивности и сосредоточенности.
                        (б) Неизменное следование специфическим и нефункциональным ритуалам, либо выполнение однообразных рутинных действий.
                        (в) Стереотипные и повторяющиеся моторные движения (в частности, тряска или хлопки руками или пальцами, либо сложные телодвижения).
                        (г) Постоянный интерес к определенным деталям или предметам.

                        Насколько распространен аутизм?

                        По последним оценкам, аутизм диагностируется у одного из 88 детей в США. Это значит, что аутизм встречается чаще, чем детский рак, детский диабет и детский СПИД вместе взятые. Количество случаев аутизма в США увеличилось на 23% за последние два года. До сих пор не существует общепринятого объяснения такого роста. Существует две основных гипотезы: улучшение диагностических методов позволяет выявлять ранее игнорируемые случаи, или дело в каких-то факторах окружающей среды, которые провоцируют аутизм. Исследования предполагают, что аутизм гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек – среди мальчиков аутизм диагностируется в 3–4 раза чаще. По текущим оценкам, только в США аутизм диагностируется у одного мальчика из 54.

                        Что вызывает аутизм?

                        Важно помнить, что аутизм – это не одно-единственное расстройство с какой-то одной причиной. Скорее речь идет о группе связанных друг с другом расстройств, у которых могут быть различные причины. В большинстве случаев аутизм, скорее всего, вызван комбинацией генетических факторов риска, которые взаимодействовали с факторами риска в окружающей среде. Было выявлено несколько генов, которые связаны с аутизмом. Это значит, что если у человека есть определенная разновидность такого гена или, в некоторых случаях, редкая мутация в таком гене, то вероятность развития аутизма у такого человека очень высока. Существует множество генов, которые связаны с аутизмом. Предполагается, что действие этих генов зависит от некоторых факторов в окружающей среде.

                        Как уже говорилось, были выявлены некоторые генетические факторы риска аутизма, но конкретные факторы окружающей среды, которые способствуют аутизму, до сих пор плохо изучены. Известно, что некоторые неблагоприятные факторы, воздействующие на плод во время беременности, могут вызывать аутизм. Например, это относится к некоторым инфекционным заболеваниям во время беременности (краснуха или цитомегаловирус), а также химическим веществам (талидомид или вальпроат). Примерно 10–15% случаев аутизма имеют хорошо известную генетическую причину – синдром ломкой Х-хромосомы, туберозный склероз или синдром Ангельмана.

                        Хотя причины аутизма очень сложны, очевидно одно – поведение родителей к ним не относится. Доктор Лео Каннер, психиатр, который впервые описал аутизм как отдельное заболевание в 1943 году, предполагал, что его могут вызывать отчужденные, недостаточно любящие матери. Бруно Беттельгейм, известный тогда детский психиатр, активно продвигал это заблуждение об аутизме. Идея о том, что не любящие своих детей матери вызывают аутизм, привела к появлению целого поколения родителей с огромным бременем вины за инвалидность своих детей.

                        В 1960-х и 70-х годах доктор Бернард Римланд, отец сына с аутизмом, который впоследствии основал Общество аутизма Америки и Институт исследований аутизма, помог медицинскому сообществу осознать, что аутизм – это биологическое расстройство, и что оно не вызывается холодностью родителей.

                        Дополнительная информация о симптомах аутизма

                        Аутизм влияет на то, как ваш ребенок воспринимает окружающий мир и затрудняет его коммуникацию и социальное взаимодействие. У ребенка также может быть повторяющееся поведение или очень интенсивные интересы. Симптомы и их тяжесть могут очень сильно варьироваться у каждого ребенка, но эти симптомы всегда относятся к трем затронутым областям – коммуникации, социальному взаимодействию и повторяющемуся поведению. Конкретные симптомы вашего ребенка могут сильно отличаться от симптомов другого ребенка с тем же диагнозом.

                        Как правило, аутизм – это пожизненное состояние, но симптомы аутизма могут очень сильно меняться со временем. Прогноз для детей с аутизмом может очень сильно варьироваться. Некоторые дети с таким диагнозом имеют тяжелые нарушения и во взрослом возрасте. Многие дети с аутизмом имеют нормальные познавательные навыки и способность к обучению, хотя у них остаются проблемы речи и социальных навыков. У большинства людей с аутизмом рано или поздно развивается речь, и они учатся общаться с другими людьми. Раннее вмешательство с помощью поведенческой терапии может оказать огромное влияние на дальнейшее развитие вашего ребенка.

                        Важно помнить, что то, как ваш ребенок функционирует в данный момент, может полностью отличаться от того, как он будет функционировать во взрослой жизни.

                        Социальные симптомы

                        С самого начала развития младенцы – это социальные существа. С самого начала жизни они смотрят на лица других людей, поворачиваются на человеческий голос, хватаются за пальцы и улыбаются. С другой стороны, многие дети с аутизмом с трудом осваивают обычное взаимодействие с другими людьми. Даже в течение первого года жизни многие из них предпочитают играть с объектами, у них может отсутствовать социальное поведение, коммуникативный лепет и подражательная игра. Их контакт глазами может быть очень непостоянным. У большинства есть трудности с указательными жестами, маханием ручкой «на прощание», демонстрацией предметов другим людям. Исследования предполагают, что хотя дети с аутизмом очень привязаны к своим родителям, выражения этой привязанности могут быть необычными и трудными для «чтения». Родителям может казаться, что ребенок полностью их игнорирует.

                        Дети с аутизмом медленнее учатся понимать, что другие люди думают или чувствуют. Неявные социальные подсказки, такие как улыбка, жест рукой или гримаса могут не иметь никакого смысла для ребенка с аутизмом. Для такого ребенка фраза «Подойди сюда» всегда имеет одинаковый смысл, независимо от того, улыбается ли говорящий, протягивая к нему руки, или хмурится, уперев руки в бока. Из-за отсутствия способности интерпретировать жесты и выражения лица социальный мир кажется ребенку запутанным и непонятным. Ситуация усугубляется еще и тем, что людям с аутизмом трудно посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Большинство пятилетних детей уже понимают, что у других людей есть мысли, чувства и цели, отличные от их собственных. У детей с аутизмом это понимание может отсутствовать. Эта особенность приводит к тому, что ребенок неспособен достаточно хорошо предсказывать и понимать действия других людей.

                        Хотя и не всегда, но часто людям с аутизмом трудно регулировать свои эмоции. Это может приводить к «незрелому» поведению – плачу в классе, выкрикам, которые кажутся неуместными окружающим. Иногда дети с аутизмом могут мешать окружающим или проявлять физическую агрессию, что еще больше затрудняет социальные отношения. У них может быть тенденция «терять контроль», если они оказываются в непривычной или слишком возбуждающей обстановке, либо когда они не могут справиться со злостью и раздражением. В такие моменты они могут ломать предметы, нападать на других или причинять себе вред. Нестерпимые эмоции могут заставить их стучать головой о пол, выдирать волосы или кусать руки.

                        По счастью, детей с аутизмом можно учить социальному взаимодействию, значению жестов и распознаванию выражений лиц. К тому же есть много стратегий, которые помогают детям с аутизмом справиться с эмоциями, что предотвращает наиболее проблемное поведение. Об этом будет подробнее говориться в другой главе.

                        Трудности с коммуникацией

                        К возрасту трех лет большинство детей проходит основные этапы, необходимые для освоения языка. Первый такой этап – лепет. К первому году жизни ребенок, как правило, говорит одно или два слова, поворачивается и реагирует на свое имя, указывает на игрушку, которую хочет взять, а если ему предлагают что-то невкусное, активно демонстрирует, что он это не хочет.

                        Хотя часть аутистов так и не начинает разговаривать, большинство таких людей может говорить, и все люди с аутизмом могут научиться тому или иному виду коммуникации. Большинство младенцев, у которых потом проявляются симптомы аутизма, «гулит» и лопочет в течение первых месяцев жизни, но потом прекращает. У некоторых детей наблюдается сильная задержка речи, и они начинают говорить только в возрасте от пяти до девяти лет. Некоторых детей можно обучить использованию альтернативных систем коммуникации, таких как картинки или жестовый язык.

                        Даже те дети с аутизмом, которые могут говорить, зачастую используют речь необычным образом. Иногда кажется, что они не могут сложить отдельные слова в осмысленные предложения. Некоторые из них произносят только отдельные слова, в то время как другие повторяют одну и ту же фразу снова и снова. Они могут «попугайничать» и повторять все, что слышали. Это явление называется эхолалия. Многие дети с аутизмом проходят стадию, на которой они повторяют то, что слышат, но обычно эта стадия проходит к трем годам.

                        Некоторые дети с аутизмом испытывают только небольшую задержку в речи, они даже могут произносить очень сложные предложения и знать очень много слов, но им все равно трудно поддерживать разговор с другими людьми. Им трудно дается «обмен фразами» в ходе обычного разговора, очень часто они просто произносят монологи о своих любимых предметах, не оставляя другим людям возможности как-то их комментировать. Другая распространенная сложность – это неспособность понимать язык тела, тон голоса или «обороты речи». Например, человек с аутизмом может воспринимать саркастичный возглас «Ну, отлично!» как указание на то, что все действительно отлично.

                        Другим людям может быть трудно понять, что говорит ребенок с аутизмом, и что значит его язык тела. Выражения лица, движения и жесты таких детей часто не соответствуют тому, что они говорят. Кроме того, тон голоса может не отражать их чувства. Дети с аутизмом часто говорят тонким голосом, нараспев, или монотонным, похожим на робота голосом. Некоторые дети с аутизмом с относительно развитыми речевыми навыками говорят как маленькие взрослые, они не усваивают «детскую речь», характерную для их сверстников.

                        Из-за неразвитой речи и языка тела людям с аутизмом бывает очень трудно сообщить окружающим о своих потребностях. Из-за этого они могут просто кричать или пытаться схватить то, что они хотят. По счастью, есть методы, позволяющие научить детей с аутизмом сообщать о своих желаниях приемлемым образом.

                        Повторяющееся поведение

                        Хотя дети с аутизмом обычно кажутся физически нормальными, среди других детей их часто выделяют странные, повторяющиеся движения. Такое поведение может принимать крайние формы и быть очевидным, либо оно может быть почти незаметным. Некоторые дети и взрослые люди с аутизмом трясут руками или ходят на носках. Некоторые внезапно замирают в какой-то позе.

                        В детстве люди с аутизмом могут часами раскладывать машинки или поезда определенным образом вместо того, чтобы использовать их для имитирующей игры. Если кто-то передвигает одну из игрушек, то дети очень расстраиваются. Многие дети с аутизмом нуждаются и требуют абсолютной последовательности в окружающей среде. Небольшие изменения в привычном распорядке дня, например, в еде, одежде, приеме ванны или дороге в школу могут вызывать сильнейший стресс.

                        Повторяющееся поведение иногда принимает форму постоянного и навязчивого интереса. Такие сильные интересы могут казаться необычными из-за своего содержания (например, вентиляторы или унитазы), или из-за интенсивности интереса (например, необычайно подробные знания о «Паровозике Томасе»). Ребенок с аутизмом может быть помешан на информации о пылесосах, расписании поездов или маяках. Дети с аутизмом старшего возраста часто интересуются числами/буквами, символами, датами или научными темами.

                        Хотя люди с аутизмом испытывают серьезные трудности, у них могут быть и свои сильные стороны, например:

                        — Способность хорошо понимать конкретные концепции, правила и последовательности.
                        — Хорошая долговременная память.
                        — Способности к математике.
                        — Компьютерные навыки.
                        — Музыкальные способности.
                        — Художественные способности.
                        — Способность мыслить зрительными образами.
                        — Способность понимать письменный язык в необычно раннем возрасте. (Эта способность называется гиперлексия. Некоторые дети с аутизмом начинают понимать письменную речь раньше, чем они начинают понимать устную речь).
                        — Честность – иногда до крайности.
                        — Способность к полному сосредоточению, если это любимое занятие.
                        — Прекрасное чувство направления.
                        — Уникальные способности, которые могут сопровождать аутизм

                        Не у всех детей есть какие-то особые таланты, но довольно часто люди с аутизмом одарены в области математики, музыки, искусства, чтения и других. Эти области могут стать источником глубокого удовлетворения и гордости для ребенка с аутизмом.

                        Прямо сейчас вы можете думать о том, что ваш ребенок усвоил что-то гораздо раньше, чем другие сверстники. И вы правы: есть вещи, которым дети с аутизмом могут научиться намного быстрее детей с обычным развитием. Например, они могут быстрее понять, как выбрать свой любимый DVD на полке. В очень раннем возрасте они могут научиться пользоваться дистанционным пультом для телевизора и DVD-плеером, чтобы просматривать любимые эпизоды видео (или пропускать то, что им не нравится).

                        Они могут быть очень креативными, если нужно забраться на верхнюю полку с их любимыми хлопьями, или нужно открыть замок на двери, чтобы покачаться на качелях. Естественно, это не то поведение, которому вы хотите научить двухлетнего ребенка. И в то же время некоторые дети с аутизмом прекрасно осваивают такие навыки самостоятельно.

                        Как можно свести вместе то, чему дети с аутизмом могут и не могут научиться? Почему ребенок, который не понимает, как разделить квадраты и треугольники, включает телевизор и DVD-плеер, вставляет диск в плеер и нажимает кнопку воспроизведения? Как может ребенок, который не понимает фразу «возьми свое пальто», понять, как отпереть дверь и выйти на улицу?

                        Что определяет такой уникальный стиль обучения? Одно слово: мотивация. Мы все уделяем больше внимания тем предметам, которые нас интересуют, и мы становимся более искусными в том, что нам нравится. Если вы поймете, что мотивирует вашего ребенка, то вы найдете ключ к его обучению и развитию навыков. Особые таланты вашего ребенка могут быть частью его уникального и естественного стиля обучения.

                        Физические и медицинские проблемы, которые могут сопровождать аутизм

                        Судорожные расстройства

                        Судорожное расстройство или эпилепсия по некоторым данным может быть у 39% людей с аутизмом. Эпилепсия чаще встречается у детей, у которых есть когнитивные (познавательные) нарушения, чем у детей без них. Некоторые исследователи считают, что судорожные расстройства чаще встречаются у детей, у которых наблюдался регресс и потеря навыков. Существуют различные типы и подтипы судорожных приступов, и у ребенка с аутизмом может быть более одного типа. Проще всего узнать большой эпилептический приступ. Однако у ребенка могут быть малые приступы и субклинические приступы, которые можно заметить только на электроэнцефалограмме (ЭЭГ). Неизвестно, влияют ли субклинические приступы на речь, познание и поведение. Эпилептические приступы, связанные с аутизмом, обычно начинаются в раннем детстве или в подростковом возрасте, но они могут случиться в любой момент.

                        Если вы подозреваете, что у вашего ребенка могли быть судорожные приступы, то вам нужно обратиться к неврологу, который может направить вас на такие обследования как ЭЭГ, магнитно-резонансную томографию (МРТ), компьютерную томографию (КТ) или общий анализ крови. Детям и взрослым с эпилепсией обычно назначают противосудорожные препараты (антиконвульсанты), которые уменьшают или предотвращают судорожные приступы. Если у вашего ребенка эпилепсия, то вам нужно очень тесно сотрудничать с неврологом, чтобы подобрать препараты, которые будут наиболее эффективны при наименьшем уровне побочных эффектов. Также вам нужно будет научиться методам обеспечения безопасности ребенка во время приступа.

                        Генетические расстройства

                        Около 10–15% детей с аутизмом также имеют диагностируемые неврогенетические расстройства, например, синдром ломкой Х-хромосомы (синдром Мартина-Белл), синдром Ангельмана, туберозный склероз, синдром дупликации 15 хромосомы и другие хромосомные аномалии. Если у вашего ребенка есть клинические признаки, семейная история или физические симптомы, связанные с этими расстройствами, то ваш педиатр может назначить генетические тесты или направить вас к специалисту по нарушениям развития, медицинскому генетику и/или детскому неврологу для обследования.

                        Вероятность наличия хромосомных аномалий выше, если у ребенка есть когнитивные дефициты или умственная отсталость. Эта вероятность также выше, если у ребенка есть физические признаки того или иного синдрома. Ни один из этих синдромов нельзя излечить, но важно понимать, что если у вашего ребенка есть такой синдром, у него скорее всего будут другие медицинские проблемы, которые потребуют лечения. Наличие известной генетической причины аутизма у ребенка также может повлиять на вероятность рождения у вас другого ребенка с аутизмом.

                        Пищеварительные расстройства

                        Многие родители сообщают, что у их детей с аутизмом есть проблемы пищеварительной системы. Точный уровень распространенности таких проблем, включая гастрит, хронический запор, колит и эзофагит, среди людей с аутизмом неизвестен. Исследования предполагают, что от 46% до 85% детей с аутизмом испытывают проблемы с хроническим запором или диареей. Одно исследование показало, что у 70% детей с аутизмом были пищеварительные проблемы (аномальные движения кишечника, частые запоры, частая рвота и частая боль в животе). Если у вашего ребенка есть симптомы хронической и повторяющейся боли в животе, рвота, диарея или запор, вам желательно проконсультироваться с гастроэнтерологом (желательно, чтобы у него был опыт работы с людьми с аутизмом).

                        Боль, связанная с проблемами пищеварительной системы, иногда проявляется в поведении ребенка, например, у него может увеличиться самоуспокаивающее поведение (например, раскачивание) или приступы агрессии или самоповреждений. Учтите, что вашему ребенку может не хватать речевых навыков, чтобы сообщить о боли, связанной с пищеварительными проблемами. Лечение проблем пищеварения может улучшить поведение ребенка. Есть отдельные свидетельства о том, что лечению пищеварительных проблем у некоторых детей способствуют изменения в питании, в том числе исключение продуктов, содержащих молоко и глютен. Как и с любым лечением, лучше всего сначала обсудить его с врачом ребенка.

                        Нарушения сна

                        Вашему ребенку трудно уснуть или проспать всю ночь? Нарушения сна характерны для детей и подростков с аутизмом. Проблемы сна у ребенка могут негативно влиять на всю семью. Они также могут уменьшить эффективность терапии для ребенка. Иногда нарушения сна вызываются медицинскими проблемами, такими как обструктивное апноэ сна или гастроэзофагеальный рефлюкс, и тогда лечение медицинской проблемы позволит нормализовать сон. В остальных случаях нет медицинской причины, и можно попробовать улучшить сон с помощью поведенческих вмешательств – «гигиены сна».

                        Гигиена сна включает различные меры, в том числе ограничение сна в течение дня и жесткий распорядок при укладывании спать. Есть данные о том, то у детей с аутизмом часто встречаются аномалии регуляции мелатонина, что может вызвать бессонницу. Хотя прием мелатонина может быть эффективен для улучшения сна у детей с аутизмом, необходимы дополнительные исследования, прежде чем делать окончательные выводы. Прежде чем давать ребенку мелатонин или другие средства для сна, необходимо обязательно проконсультироваться с его врачом.

                        Дисфункция сенсорной интеграции

                        Многие дети с аутизмом необычно реагируют на сенсорные стимулы. Эти реакции связаны с трудностями обработки и интеграции сенсорной информации. Могут быть затронуты любые сенсорные системы – зрение, слух, прикосновения, запах, вкус, чувство перемещения тела (вестибулярная система) и ощущение положения тела (проприоцепции). Это означает, что хотя информация об окружающем мире поступает нормально, воспринимается она искаженно. Например, стимулы, которые кажутся «обычными» другим людям, воспринимаются ребенком с дисфункцией сенсорной интеграции как болезненные, неприятные и непонятные. (Дисфункцию сенсорной интеграции еще называют расстройством сенсорного восприятия или расстройством сенсорной интеграции).

                        Дисфункция сенсорной интеграции может включать гиперчувствительность (защитную сенсорную реакцию) или гипочувствительность к стимулам. Примеры гиперчувствительности могут включать неприятие одежды, прикосновений, невозможность находиться в помещении с нормальным освещением. Гипочувствительность может проявляться в повышенном болевом пороге ребенка или постоянном стремлении к сенсорной стимуляции.

                        Лечение дисфункции сенсорной интеграции обычно включает физиотерапию и/или сенсорно-интегративную терапию.

                        Пика – это пищевое нарушение, когда ребенок ест несъедобные вещи. Все дети в возрасте от 18 до 24 месяцев часто пробуют съесть несъедобные предметы, это нормальная часть развития. У некоторых детей с аутизмом и другими нарушениями развития эта привычка сохраняется намного дольше, и они продолжают есть грязь, глину, высохшую краску и так далее. Если дети постоянно кладут в рот пальцы или предметы, включая игрушки, их следует проверить на повышенное содержание свинца в организме, особенно если известно, что у них был повышенный риск контакта со свинцом.

                        outfund.ru