Как избавиться боязни сцены

Содержание:

Боязнь сцены

Большинство людей испытывают боязнь публичных выступлений. В эти минуты появляется желание просто провалиться сквозь землю. Однако в некоторых случаях избежать такого рода выступления не удается. Да и зачем? Ведь все, что необходимо сделать – это побороть страх перед сценой, и не более того. Остается только один вопрос: как?

Для начала следует понять, что же именно кажется таким пугающим и шокирующим. Некоторые бояться, что им зададут сложный вопрос, на который нет ответа. Другие – беспокоятся о том, что публика их не воспримет. Третьи не могут продолжить монолог, если его кто-то прерывает на середине. В общем – «отмазок» огромное множество. Попробуем рассмотреть основные рекомендации, которые помогут избавиться от страха, и забыть о преградах. Основы ораторского искусства покоряться всякому, кто подойдет к подготовке серьезно.

Советы по проведению выступлений

  1. Для начала подготовьте краткий план, по которому будете доносить до слушателей информацию. Ни в коем случае не записывайте весь текст. Это будет только отвлекать и сбивать, заставляя возвращаться то к 1 пункту, чтобы дополнить рассказ, то обратно к 10. Так делать нельзя. Идите по порядку.
  2. Не следует читать с листочка. Говорите, рассказывайте. Ведь когда человек не читает – он доносит информацию гораздо понятнее и речь его выглядит более привлекательной.
  3. Не создавайте монолог. Говорите с публикой. Ведь в противном случае слушатели могут подумать, что они не интересны выступающему. Дайте возможность проявить себя, поучаствовать в дискуссии. Покажите, что их мнение важно, иначе – внимания к рассказу не будет никакого.
  4. Важно, чтобы доклад был кратким и простым. Не стоит затягивать выступление. Знайте, что нужно использовать слова и выражения, которые доступны каждому. Научно доказано, что в толпе у людей снижается интеллектуальные способности. Соответственно, чем больше аудитория – тем проще нужно выбирать слова.
  5. Используйте пуазы, ведь так легче воспринимать любую информацию. Делать нужно так, чтобы слушатели успели осмыслить все сказанное, а выступающий – подготовиться к продолжению рассказа.
  6. Говорите четче и громче. А главное – речь должна быть внятной. Это наиболее важный пункт, если он не соблюдается, то все остальные просто бессмысленны. Работа над интонацией — основа подготовки к любому выступлению.
  7. Нужно практиковаться, и как можно больше. Выступающему необходимо понимать то, о чем он говорит. Делайте это дома, перед родными и близкими. Отлично подойдет использования зеркала. Ведь появится возможность увидеть себя со стороны.

Как начать бороться

Прежде всего, нужно понять, что чем скорее приступить к решению проблемы, тем быстрее боязнь публики перестанет доставлять физический и психологический дискомфорт. Ученые вероятно очень постарались, решая, как называется боязнь сцены.

В результате появился термин «социофобия». Означает он немотивированный страх выступления перед аудиторией. Конечно, порой корни этой проблемы оказываются очень глубокими.

У кого-то боязнь выступать на публике начинается еще в детском саду, когда настойчивая воспитательница требует рассказать на новогоднем утреннике стих.

При этом поэтическое творение может быть гораздо менее интересно ребенку, чем уши зайца, сидящего на соседнем стуле. Детская неудача фиксируется в мозгу и вырастает в мощный страх перед выступлением, патологическую боязнь сцены во взрослом возрасте. В таком случае может понадобиться помощь хорошего психолога, который сможет откопать истинные причины боязни выступать перед публикой. Не стоит рассчитывать, что один сеанс решит хорошо укоренившуюся за долгие годы проблему. Понадобятся длительные целенаправленные усилия. При этом специалист лишь даст рекомендации о том, как избавиться от страха сцены, как побороть страх перед выступлением.

В любом случае, выходить на сцену, преодолевая страх перед публичным выступлением, придется самостоятельно. За руку никто вести не будет.

Не стоит прибегать к алкоголю. Ведь он способен как побороть страх перед публикой, так и стать спутником на всю дальнейшую жизнь. Многие известные певцы и артисты театра по этой причине закончили свою карьеру и прозябают в нищете в обнимку с «зеленым змием».

Поэтому лучше поискать другие методы, которые позволят как побороть боязнь сцены, так и остаться «в строю». Возможно, утешит тот факт, что боязнь публичных выступлений испытывает 90% людей. Просто с опытом приходит понимание того, как избавиться от боязни сцены, не показывать зрителям своих дрожащих коленей и потеющих ладоней.

Собрания, которые помогут избавиться от страха

Для начала стоит потренироваться выступать в кругу людей, чье признание для вас не имеет большой ценности. Можно, например, вступить в дискуссионный клуб и обсуждать творчество поэтов 18-19 века. В этом случае искоренение страха публичных выступлений, как преодоление стеснительности, произойдет за счет обсуждения проблемы в формате дружеской беседы (люди в подобных клубах по интересам достаточно доброжелательны). Можно записаться в кружок любителей театра. Это поможет как побороть страх перед сценой, так и развить ораторское мастерство и актерские задатки.

Хороший руководитель такого кружка обычно выступает и в роли психолога. Он рассказывает своим подопечным о том, как побороть страх публичных выступлений, как грамотно жестикулировать, расставлять акценты в словах.

Перед выступлением многие лекторы неожиданно вспоминают, что, несмотря на многолетний опыт, их все так же беспокоит боязнь сцены. Бороться с этой напастью они учились достаточно долго. Во-первых, стоит успокоиться, проделать несколько дыхательных упражнений. Конечно, каждый выступающий имеет свои секреты того, как побороть страх перед выступлением. Однако есть и некоторые общие рекомендации, дающие даже новичкам представление о том, как побороть страх сцены.

В любом случае – нужно понимать, что боязнь выступлений не пройдет после первого раза. Лишь регулярная практика поможет избавиться от страхов к неудачам. По мере того, как страх сцены будет отступать, качество выступлений будет улучшаться, ведь связь эмоций и интонации неоспорима. И последнее: не думайте о том, что зададут вопрос, на который не знаете ответа. В любом случае – нет людей, которые владеют всей информацией. Будьте естественны, проговаривайте свою речь, и все же – выпейте пару капель успокоительного перед первым выступлением! Удачи!

videoforme.ru

Как побороть страх сцены и стать любимцем публики

С близкими я свободно говорю на любые темы, люблю быть в центре внимания, но стоит мне оказаться «на сцене», тут же наваливается страх выступления перед аудиторией. Внутри меня как будто все сжимается. Перестаю владеть своим телом, голосом, разумом, повторяю слова, как робот, без интонации, без осмысления. Руки дрожат, лоб покрывается испариной. Скорее бы все закончилось!

Сердце колотится так, что может выскочить из груди. Нужно выйти перед всеми и произнести речь. Но страх публичных выступлений сковал меня по рукам и ногам. Из головы вылетели все наставления, всё, что было подготовлено заранее. Оказываясь в центре внимания, я теряюсь и нервничаю. Взгляды зрителей устремлены на меня с пристрастием – они не простят ошибок, заметят любую неточность. От сухости во рту вырывается звук, похожий на карканье вороны. Невнятный лепет только усугубляет ситуацию, то ли от ужаса, то ли от стыда хочется провалиться сквозь землю. Еще и с желудком проблемы – перед каждым публичным выступлением не могу далеко отойти от туалета. Это ужасно. Ох!

Как избавиться от страха публичных выступлений. Понять причину

Друзья стараются меня подбодрить: «Не дрейфь! Ты же мечтала стать актрисой, вживайся в роль!». Да, я мечтала! Притягивать восхищенные взоры, а не холодеть от страха выйти на сцену, покрываясь липким потом. Но я не знаю, как сменить минус на плюс, как побороть страх перед сценой. Мои страхи не подчиняются разумным доводам, и они очень мешают жить! Мудрые люди говорят — если хочешь знать, как преодолеть страх перед публичным выступлением, попробуй хотя бы понять причины его возникновения.

Как побороть страх сцены. Желание нравиться

Впервые я испытала страх выступления перед публикой еще в школе, когда надо мной посмеялся парень, в которого я была тайно влюблена. Я больше не чувствовала себя неотразимой, а желание быть в центре внимания сменилось страхом не понравиться.

Помню, что многие мои знакомые окончили школу с выраженным страхом публичности. За долгие школьные годы отвечать у доски приходилось довольно часто, а «дикая стая» одноклассников меньше всего заботилась о том, что кто-то там заработает страх выступления перед публикой — высмеять за ошибку на уроке было делом привычным и даже забавным.

Не понятно только одно, почему некоторым все до лампочки – нет и не будет у них никаких страхов, а такие, как я, будто всю жизнь обречены дрожать, как осиновый лист, даже просто при необходимости заговорить с незнакомым человеком. В чем тут дело?

Как побороть страх перед публичным выступлением. Бессознательные реакции человека разумного

Ответ на вопрос «как преодолеть страх публичных выступлений перед аудиторией» нашелся случайно. После бесконечных попыток решить деликатную проблему и отрегулировать работу кишечника «народными методами» я наткнулась на статью «Синдром раздраженного кишечника». Оказалось, что подобным образом проявляли себя мой страх опозориться и моя давнишняя зависимость от мнения других, как и неспособность принимать решения в состоянии стресса. Всё это присуще обладателям анального вектора, которые всегда стремятся добиться совершенства во всем, что они делают. Несоответствие заданной планке вызывает у них сильнейший дискомфорт.

На портале системно векторной психологии Юрия Бурлана нашлось много интересных статей о страхах и их причинах, из них я узнала и о самом эмоциональном, внушаемом и пугливом человеке – обладателе зрительного вектора, в котором я без сомнений узнала себя. Оказалось, что страхи это всего лишь выражение моей ненаполненной эмоциональности. И если на одной стороне эмоциональной амплитуды – страх, то на другой – любовь. Мы не обречены бояться! Чем больше я знакомилась с материалами, тем больше становилась надежда понять, как преодолеть страх сцены.

Как избавиться от страха сцены? Все в твоих руках!

Очень скоро я попала на курс бесплатных лекций Юрия Бурлана, это событие я запомню навсегда. Сидя дома перед экраном своего компьютера, я ловила себя на мысли, что лектор знает обо мне всё – тайные желания, увлечения и пристрастия, даже мои мысли. Чем глубже я осознавала свои особенности, тем яснее понимала, почему я боюсь выступать перед аудиторией, которую вижу впервые.

Всё, что я узнала, помогло мне лучше понять себя, помогло увидеть ситуации, которые вызывали напряжение, совершенно в другом свете. Самое приятное, что уже после нескольких прослушанных лекций я заметила перемены – первое же собеседование, к которому я так долго готовилась, прошло легко и непринужденно. Уверенности добавило чтение результатов на портале системно векторной психологии в разделе отзывы – 10 000 реальных людей написали и рассказали о переменах, которые произошли с ними.

Вот лишь некоторые отрывки из отзывов:

Сотни людей сумели победить такие страхи и фобии, по сравнению с которыми мое преодоление страха публичных выступлений казалось очень даже посильной задачей.

Теперь я точно знаю, как побороть страх публичных выступлений перед аудиторией, и это делает мою жизнь проще и приятнее. Решайся сейчас и потом ты не вспомнишь, что когда-то боялся – бесплатные онлайн лекции уже скоро. Регистрируйся здесь.

www.yburlan.ru

Страх сцены.Как преодолеть страх публичного выступления.

Как преодолеть страх сцены? Подскажите как справиться с волнением и страхом выступлений перед большой группой людей — коллег? Как избавиться от стеснения выступать? С такими вопросами ко мне обращается все больше клиентов. Сегодня несколько практических советов в этой статье саморазвития.

Как возникает страх сцены?

Страх сцены — это самый распространенный страх публичных выступлений и общения с большой группой незнакомых или малознакомых людей.

Страх сцены, боязнь выступать перед людьми второй по распространению страх после страха умереть. Психолог Счастья.

Страх сцены, как и многие другие страхи, проявляется на 3-х уровнях психики человека : поведенческом, эмоциональном и мысленном.

Статьи психолога счастья на тему преодоления страха:

Посмотрите на картинку ниже, на ней представлены 3 уровня проявления и зарождения страха выступать.

Насколько Вы боитесь выступать перед людьми?

3 уровня страха выступлений и страха сцены.

Как и любая психологическая проблема, страх сцены проявляется на 3-х уровнях.

Оценочный или мыслеобразный уровень страха сцены.

Это уровень мысленной оценки ситуации выступления или знакомства с людьми.

Если человек склонен думать о сцене и выступлении, как опасной ситуации, как о возможности быть осмеянным и опозориться, то и реакция будет соответствующей.

Человек с такой оценкой ситуации представит себе негативный образ провала, позора и испытает сильнейший психоэмоциональный стресс.

Поведенческий или телесный уровень страха сцены.

Это уровень действия и тех ощущений, которые возникают в теле человека в ответ на оценку ситуации.

Если человек определил ситуацию, как опасную для себя, то в ответ на стресс все его тело охватит сильнейшее напряжение мышц и он будет склонен задерживать дыхание.

Человек начнет потеть, руки и ноги будут дрожать и подгибаться, в животе похолодеет, дыхание станет поверхностным, голос станет хриплым.

Эмоциональный или чувственный уровень страха сцены.

Это душевный, чувственный уровень проявления страха сцены, как итоговая эмоциональная реакция, окраска происходящая с человеком, собирающимся выступать.

Если на первых 2-х уровнях человек определил ситуацию как опасную и впал в стресс, то эмоциональное следствие проявится как страх, тревога, неуверенность и стеснение.

Человек испытает все виды страха от стеснительности и мнительности до тревоги и ужаса от происходящего.

Как преодолеть страх публичного выступления.

Из предыдущей части статьи Вам уже наверняка стало понятно, что страх выступления, сцены нужно преодолевать на 3-х уровнях его проявления .

Именно эта комплексная стратегия преодоления страха сцены на оценочном, поведенческом и эмоциональном уровнях имеет все шансы на успех.

Психологический практикум преодоления страха сцены.

Переводим проблему «страх публичных выступлений» в задачу «уверенное и свободное выступление».

Как Вы знаете проблема решений не имеет. А вот у задачи решений много, согласны?

1) Оценочный уровень.

На этом уровне нужно решить задачу правильной оценки ситуации.

Будем решать ее с конца. Ответьте себе на вопрос: «Как я представляю себе успешное выступление или смелое общение?».

Ответом должен быть образ. Теперь войдите в этот образ и спросите, этот уверенный человек на сцене каким образом оценивает эту ситуацию? Что он думает о выступлении? Запишите ответы.

Например, он мог бы думать так о выступлении: «Великолепная возможность проявить себя и собрать аплодисменты/комплименты зала».

Примерьте на себя эту оценку — если думая так у вас прекрасное настроение и повышается уверенность, Вы готовы встроить эту мысль в свое сознание.

Наденьте на руку банковскую резинку за день перед выступлением. Всякий раз, как появляется страх сцены, щелкайте себя по руке. Мысленно говорите «Стоп!» и тут же представляйте новый образ и волевым усилием думайте новую мысль.

2) Поведенческий уровень.

Тут решений может быть несколько. Вы можете работать с телом, с дыханием или с ощущениями.

На телесном уровне, Вы можете освоить любую технику релаксации или применить прием быстрого сброса напряжения.

Для этого перед выходом на сцену соберитесь в узел и максимально сильно напрягите все мышцы, доведите напряжение до предела и сбросьте его переменив позу.

Либо примените дыхательную гимнастику, например совместите абдоминальное дыхание с сигнальной релаксацией.

Технику работы с ощущениями можно освоить на сеансе со знающим психологом.

3) Эмоциональный уровень.

Тут задача решается заранее. Нужно научиться управлять своими чувствами.

Подойдет техника якорения нужного эмоционального состояния или Дневник Успеха. Можно пройти тренинг уверенного или ассертивного поведения.

Главное, нужно знать как быстро поменять страх на спокойствие, тревогу и смятение на уверенность.

В принципе, если Вы на мыслительном уровне поменяли оценку ситуации, изменится и Ваша эмоциональная реакция.

Понятно как преодолеть страх сцены и что Вы собираетесь сделать в первую очередь?

psymanblog.ru

Боязнь сцены: страшная тайна классической музыки. Как справиться с волнением

Немногие исполнители признаются в этом, но боязнь сцены – серьезная проблема многих классических музыкантов.

Боязнь сцены похожа на безумие: появляется без предупреждения, как гром среди ясного неба. Именно так это случилось у шотландского пианиста Стивена Осборна, одного из самых грамотных и эмоциональных современных пианистов. Около десяти лет назад, во время исполнения 23го фортепианного концерта Моцарта, ему вдруг показалось, что он вот-вот забудет следующую ноту.

«Волнение охватывало меня все больше и больше, — вспоминает музыкант, — И хотя я ничего не забыл, ощущение было, как будто я тону, и вода уже прямо у меня под носом». Осборн был так обеспокоен этим происшествием, что обратился за помощью к когнитивному психотерапевту. «Он научил меня нескольким приемам, например, перед выступлением представлять, что я где-то в спокойном, безопасном месте, скажем, на цветочном луге. Это помогало, но я всегда понимал, что это ненадолго».

Затем, несколькими годами позже, во время исполнения первого фортепианного концерта Рахманинова случилась настоящая катастрофа. «Это было как землетрясение, потому что на этот раз у меня на самом деле были провалы в памяти, и я понимал, что все выступление катится к чертям. Это было ужасно, и повторялось снова и снова. Мне стало казаться, что это конец моей карьеры. Каждый раз перед выходом на сцену я думал «Как же я могу выходить и выступать, когда прекрасно знаю, что сейчас неминуемо случится?»

Осборн не единственный, кто подвержен этому страху. У многих музыкантов боязнь сцены проявляется такими пугающими симптомами, как тремор пальцев и учащенное сердцебиение. Музыканты-классики больше других страдают от проявлений боязни сцены, так как для них точность и виртуозность превыше всего. Допустишь ошибку в джаз-брейке, и это вряд ли заметят; допустишь ошибку в струнном квартете – и это заметят все.

Неудивительно, что большинство музыкантов скрывают свой страх публичных выступлений, но есть единицы, кто не боится говорить об этом открыто. В своей автобиографии американская звезда оперы, сопрано Рене Флеминг упоминает о том, что самый страшный приступ боязни сцены случился у нее в 1998 году в Ла Скала, в Милане, когда зрители стали свистеть во время ее выступления в главной роли в «Лукреции Борджиа» Доницетти. Она стала дрожать, и ее трясло еще несколько дней. Долгие месяцы после этого происшествия каждый выход на сцену для нее был сущей пыткой.

Польско-американский пианист Леопольд Годовский настолько сильно волновался на сцене, что играть в полную силу мог только в частном окружении. Другой пианист, Владимир Горовиц, пожалуй, больше других пострадал от боязни публичных выступлений. Однажды, проиграв битву с нервами, он на несколько лет прервал выступления.

Существует много способов справиться с этой проблемой, отнимающей столько сил у музыкантов. Один из них – самый распространенный и самый простой – прием препаратов, притупляющих волнение. В 2012 году исследование среди оркестров Германии показало, что почти треть музыкантов принимают седативные препараты или бета-блокаторы.

Однако, трудность заключается в том, что, притупляя нервное напряжение, лекарства также притупляют интенсивность чувств и творческое вдохновение, которые являются главными атрибутами успешного выступления. Кроме того, они снимают симптом, но не причину, заявляет Аарон Виллиамон, возглавляющий Центр Исследований Публичных Выступлений в Королевском музыкальном колледже. «В сущности, боязнь сцены состоит из двух главных компонентов — непроизвольная физиологическая реакция организма на стрессовую ситуацию, выражающаяся в сухости во рту, учащенном сердцебиении и т.п.; и психологические аспекты, включающие в себя опасные мысли, например, о том, что выступление непременно потерпит фиаско. От физиологических симптомов можно легко избавиться при помощи физических упражнений, которые понижают уровень гормонов стресса, таких, как кортизол. При психологических аспектах очень эффективна когнитивная психотерапия. Она заключается в том, что необходимо помочь музыканту относиться к выступлению более рационально. Например, вместо того, чтобы считать публику своим врагом, и думать, что представление может быть либо идеальным, либо отвратительным, нужно смириться с тем, что ошибки неизбежны, а зрители всегда на стороне исполнителя».

Стивен Осборн относится к волнению перед выступлением так же, как он относится к музыкальному произведению – как к сложной и интересной задаче, которую ему предстоит решить. Он никогда не принимал каких-либо препаратов и скептически относится к благоприятному воздействию когнитивной психотерапии.

«Это методы спортивной психологии: избавься от волнения и добьешься наилучших результатов, — считает он, — Но я думаю, это неприменимо к музыке. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что музыка – это воплощенное переживание: при помощи своего тела ты делаешь эмоциональные переживания живыми и реальными для слушателей. Если ты отгораживаешься от части своего сознания, это значит, что эмоции во всем своем многообразии уже не будут доступны для тебя». Осборн, напротив, придерживается мнения, которое кажется абсолютно противоположным: он относится к боязни сцены, как к «другу», которого нужно почитать. «Не нужно бороться с волнениемнужно уметь извлекать из него выгоду».

Очень похоже, что Осборн придерживается старого романтического суждения о том, что «художник должен страдать». «Нет, вовсе нет, — возражает музыкант, — на самом деле, лучше всего я играю тогда, когда меньше всего волнуюсь».

Итак, мы пришли к парадоксальной мысли о том, что боязнь сцены – это хорошо, но только тогда, когда вы не волнуетесь… Однако, Осборн вскоре дает нам путеводную нить, которая выведет нас из этого лабиринта. Он рассказывает о том, что несколько лет назад прочитал в газете статью о «самоосознавании», которое заключается в том, чтобы сконцентрировать свое внимания на том, что происходит в данный момент, нежели постоянно сожалеть о прошлом или строить планы на будущее.

«Мне понравилась эта идея, — продолжает пианист, — и я окончил двухмесячный курс. Что мне нравится в теории самоосознавания, так это то, что ты перестаешь пытаться что-то изменить. Если ты понимаешь, что твое сознание где-то блуждает, смирись с этим и просто наблюдай за своими мыслями. Мы всегда недовольны тем, как разворачиваются события сами по себе, мы всегда пытаемся сделать их другими. Я особенно замечаю это, когда занимаюсь на фортепиано. Удивительно, сколько разрушительной агрессии ты можешь принять от самого себя, когда что-то происходит не так, как ты этого хочешь. Это в высшей степени непродуктивно».

Эта теория помогает Стивену Осборну справляться со сложными музыкальными произведениями.

«Так было, когда я готовился к записи «Диверсий» Бриттена – это концерт для левой руки с оркестром, — вспоминает Осборн, — До дня записи оставался всего месяц, а мне по-прежнему никак не давались два пассажа. Я был просто взвинчен, ужасно злился на себя. Затем однажды я вдруг подумал: «Куда меня приведет вся эта негативная энергия? Да, эти места получаются неидеально, ну и что. Я же не операцию на мозге делаю, никто не умрет». И я отпустил ситуацию. Забавно, что через несколько дней обе проблемы были решены».

В конечном счете, оказалось, что все эти новомодные философии сводятся к простой старой истине: нужно принимать мир и себя таким, как есть.

«Да, это значит, что не нужно тратить столько энергии, чтобы избавиться от чего-то. Волнение и боязнь сцены – это, по сути, игра против себя. Куда более эффективно находиться в хороших отношениях со всеми проявлениями своей личности».

статья из журнала «Телеграф» («TheTelegraph») от 26. 06. 2014

Перевод Адели Рахматулиной

planetatalantov.ru

Как научиться петь?

Школа душевного пения Алены Войс

Свежие записи

Популярные статьи

Как избавиться от страха сцены

Только 5% счастливчиков никогда не испытывали боязни сцены или страха перед публичными выступлениями. Такую статистику собрали ученые, изучающие страхи и фобии. Остальным 95% приходится учиться справляться с ним. С чего начать?

Проявления «сценической боязни» очень неприятны и могут погубить карьеру артиста: это тошнота, потливость, дрожание рук и ног, изменения голоса и другие неприятные сюрпризы. Люди, чья жизнь связана с публичными выступлениями, могут потратить много времени и сил на поиск ответа на вопрос: как не бояться выступать? И только тогда, когда этот рубеж перейден, страх побежден, артист начинает играть и двигаться естественно, вкладывать в свое выступление эмоции. А зрители начинают чувствовать энергетику артиста и верить происходящему перед ними.

Но даже если вы не танцор, не певец и не музыкант, и сценическая карьера – не ваша цель, вы тоже можете столкнуться со страхом перед публичными выступлениями. Например, во время презентации, вручения награды или даже на дружеской вечеринке с друзьями, когда вы вместе решили спеть караоке. Страх может привести к тому, что момент вашей славы или праздничный вечер будет скомкан и оставит неприятные воспоминания. В некоторых случаях страх публичных выступлений может помешать в образовании или карьере – ведь учеба в институте связана с чтением докладов и проведением презентаций, и то же самое относится к некоторым профессиям и должностям.

Итак, вы хотите выходить к любой аудитории и чувствовать себя при этом так же комфортно и естественно, как на собственной кухне? Этого можно достичь. Но прежде, чем переходить к советам о том, как не бояться выступать, давайте вместе разберемся в природе страха сцены и причинах его появления.

Слово ученым

Пейрафобия или глоссофобия (так называют страх публичных выступлений на латыни) – это патологическая боязнь выступать перед публикой. Она может проявляться как у застенчивых, так и у очень самоуверенных людей; у тех, кого мучают различные фобии (страх темноты, боязнь открытых или замкнутых пространств), и у тех, кто никогда ничего не боялся. Психологи объясняют причины появления глоссофобии по-разному и, соответственно, советуют разные методики, как не бояться выступать. Вот самые популярные версии.

Генетическая память. Человек – социальное существо, и мы издавна привыкли к тому, что в общине удобно и безопасно. Можно вместе добывать еду, а в случае нападения врага – сообща от него отбиваться. Именно поэтому мы боимся, что общество нас не примет, и нам придется оказаться один на один с враждебным миром. По одной из теорий, ситуация, когда вы находитесь на сцене и противопоставлены остальному залу – модель такого «неприятия».

Страх из детства. Многим из нас в юном возрасте родители запрещали петь, кричать, танцевать, громко разговаривать в местах, где много других людей (например, в торговом центре или автобусе). А в школе ученика вызывают к доске, чтобы там перед всем классом уличить в незнании или отчитать за шалость. Некоторые психологи уверяют: именно поэтому мы, вырастая, боимся быть центром внимания или стоять перед аудиторией: память подает сигналы, что это «неправильно». Так и рождается страх публичных выступлений.

Невысокая самооценка. По мнению ученых, сцены боятся те, кто заранее нарисовал себе мрачный сценарий: зрителям будет скучно, они проявят неуважение к выступающим… Поэтому такие артисты и ораторы заранее теряют уверенность в себе и на сцене паникуют.

Каковы бы ни были причины боязни сцены, её симптомы всегда одни и те же. Каждый, кто испытывал её, наверняка запомнил это состояние: колени слабеют, в горле встает ком, собственный голос слышится словно со стороны, а лица зрителей размываются в сплошную массу. О рецептах «от страха» мы поговорим в продолжении этой статьи.

alenavoice.ru