Как избежать стресс в школе

Осознанное воспитание

18 октября 2012 . Раздел Начальная школа

Вот и начался очередной учебный год, а это значит – новые переживания и впечатления у наших детей-школьников, а также заботы и хлопоты родителей. Учеба в школе для ребенка – это не только радость открытий и узнавания чего-то нового, но и, к сожалению, стрессы и волнения, тревоги и проблемы. Стресс у ребенка в школе может возникнуть по пяти причинам: преподаватель, учебная нагрузка, отметки, взаимодействие с одноклассниками, недостаточная успеваемость. Обвинять в этом можно и преподавателя, и одноклассников с их родителями, но не нужно упускать из виду, что ответственны за своего ребенка можете быть и вы. Давайте рассмотрим основные пути решения проблемы стрессов детей в школе.

Ведь вы – первый наставник и учитель для ребенка. А школа лишь помогает вам в этом.

Многие родители, посылая ребенка в школу, не задумываются, что у него изменяется не только распорядок дня, но и нагрузка. Ранее, в дошкольном возрасте, основной деятельностью были игры, в школе же формируется учебный процесс.

Подумайте, прежде чем отдавать своего ребенка в группу продленного дня. В учебных заведениях нет тихого часа, а первоклассник имеет потребность в дневном сне, и в том, чтобы побыть в одиночестве. Это позволит школьнику избежать переутомления и стресса.

Первый педагог закладывает фундамент последующих знаний ученика. Он может быть слишком суровым или излишне мягким. Может быть, ваш ребенок чувствует страх перед педагогом. Ваше задание, как родителей, пояснить, что строгость учителя не связана с его отношением к ребенку. Любой взрослый человек, в том числе и учитель, имеет право сердиться и нервничать, но это не значит, что ваш ребенок плохой.

Ребенок может испытывать тревогу, если учебный материал не поддается его пониманию. Для него очень важно передать вам то, что происходило на уроках. Вы должны проявить искренний интерес в том, как вашему чаду даются первые шаги в школе. Благодаря этому, вы сразу сможете определить, к каким предметам более склонен ребенок, а какие скучны для него и даются с трудом.

Уделяйте внимание занятиям, стимулирующим интерес к познанию нового. Подберите для общего просмотра документальные фильмы, познавательные мультфильмы или телепередачи. Читайте перед сном интересные книги. Оказывайте помощь при выполнении уроков, заданных на дом, хвалите за каждый успех.

Не ожидайте, что ваш ребенок сразу же начнет чисто и аккуратно писать, и не вынуждайте его списывать по листу в наказание за неаккуратный почерк. Будьте терпеливы и поощряйте за любую красивую букву в строке. Также постарайтесь сразу приучить ребенка-школьника к порядку после школы.

От избранного вами преподавателя зависит, насколько успешен будет ваш ребенок на старте учебного процесса в начальной школе.

Повзрослев, ученик встретится с новой проблемой – отметки. Низкая оценка для него – это клеймо. Из-за этого ребенок становится тревожным. И нередко сами родители усугубляют его состояние неразумными замечаниями вроде «Опять напортачил!», или бранью и насмешками.

Это приводит к печальным последствиям, у ребенка пропадает интерес к учебе и он эмоционально закрывается от вас. Возникает известная проблема «родителей и детей». Выказывайте сочувствие к ребенку, выслушивайте его, пытайтесь совместно преодолеть трудности. Разъясняйте непонятное, упражняйтесь в решении заданий, списывания текста или под диктовку.

Позже, в классе эдак в пятом – шестом, ваш ребенок сталкивается со стандартной проблемой: учебник становится скучным чтивом с множеством непонятных терминов. На смену одному преподавателю приходит группа учителей-предметников, каждому из которых присуща своя манера преподавания.

Становится актуальным коммуникативный вопрос – взаимоотношения со сверстниками. Пятиклассник должен обрести свой статус среди одноклассников. И тут, если не удается достичь авторитета высокой успеваемостью, школьник начинает искать другие пути самоутверждения, которые, увы, зачастую бывают криминальными. Не пропустите первые плохие результаты в учебе пятиклассника. Плохая успеваемость часто бывает причиной стресса.

В каждой школе можно слышать жалобы ребят на насмешки со стороны сверстников. Причины могут быть разные: особенности фигуры, речи, ношение очков, лишний вес. Не драматизируйте! Отнеситесь с пониманием, разделить переживания вашего чада. Не дайте обиде и злости пустить корни в его сердце.

Помните: на вас лежит ответственность за дальнейшую судьбу вашего чада, ибо младшие классы – это время, когда в ваших силах все изменить к лучшему, создавая позитивные основания для дальнейшего развития ребенка.

www.kraskizhizni.com

Школа — новый ответственный рубеж в жизни ребенка и, к сожалению, начало этого пути не всегда проходит гладко.

У большинства первоклашек в течение разного времени наблюдается т.н. школьный стресс. И удивляться этому не стоит. Ведь период, когда дети идут в первый класс, выпадает на 6–7 лет, а это время очередного возрастного кризиса. Сейчас происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к повышенной утомляемости, раздражительности, перепадам настроения. Меняется и характер: в начале кризиса малыш «регрессирует», а затем делает резкий «рывок» в развитии вперед. Теперь понятно, что если такую «ломку» наложить на важную миссию первоклассника, детям и их родителям становится не сладко. О том, какие сюрпризы может преподнести «школьный стресс» и как пережить этот новый, сложный период в жизни ребенка, мы говорили с детским психотерапевтом центра ALTERA Людмилой Баталиной.

1. Страх. Если ребенок начинает бояться спать самостоятельно, мочить кровать или у него появляются тики, заикания, значит, дело не обошлось без сильного страха. И чаще всего причиной становится крик или наказания учительницы. Обязательно узнайте у ребенка, как она разговаривает, и поговорите с мамами одноклассников, чтобы подтвердить информацию. Если учительница действительно повышает голос, для начала попробуйте объяснить ребенку, что так она выражает эмоции и зла им не желает. Педагога попросите хотя бы объяснять детям, почему она на них кричит. Если это не поможет, надо менять учительницу или школу, а ребенка необходимо показать неврологу и психотерапевту.

2. Бойкот. Начнем с хорошей новости: в первом классе изгои меняются как перчатки, и ребенок, которого категорически не воспринимал коллектив вчера, может стать любимчиком завтра. Все в руках родителей. Во-первых, уговорите ребенка не унывать и начинайте действовать. Поговорите с учительницей, объясните ситуацию и попросите ее чаще хвалить ребенка, давать ему ответственные задания, назначить, например, старостой класса. Это улучшит его имидж в глазах одноклассников. Во-вторых, поговорив с ребенком, выясните, чем интересуются его одноклассники. Возможно, все играют с какой-то игрушкой, которой у вас нет. В таком случае лучше ее купить. Также можно предложить ребенку пригласить несколько одноклассников домой и устроить чаепитие или сводить всю компанию, например, в зоопарк. Если все эти ухищрения не изменят ситуацию, значит причина в самом ребенке (в его поведении), и проблему нужно решать совместно с психологом.

3. Устаолсть. Для некоторых детей школьная нагрузка оказывается просто непосильной (из-за возраста или особенностей нервной системы). Такие ребята уже через 15 минут теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Вы можете заметить, что ребенок быстро устает и рано ложится спать. Помочь первоклашке можно, изменив его режим дня. Отмените все кружки и секции в течение первого года обучения. Следите, чтобы в 21.00 ваш ребенок уже отдыхал, и обязательно старайтесь забрать его со школы до дневного сна (не оставляйте на продленку). Помогайте ему с уроками, и, конечно, обязательно ежедневно гуляйте на свежем воздухе. Если это не помогает, поговорите с учительницей об одном «выходном» в неделю, когда вы будете просто заниматься дома. А у вашего педиатра спросите о дополнительном приеме витаминов и микроэлементов.

4. Протест. Как правило, протестующие против чего-то малыши становятся агрессивными: они непослушны, нарушают дисциплину на уроке, на перемене, ссорятся с одноклассниками, мешают им играть, отказываются идти в школу, ломают игрушки или школьную канцелярию и т. д. Так первоклашка выражает протест новой системе и родителям. Важно выяснить, с чем это связано. Во-первых, сами поинтересуйтесь у учительницы об отношениях ребенка с одноклассниками, о том, как он ведет себя на переменах и на улице. И помните, что ребенка нужно поддерживать в любой ситуации и напоминать, что вы хотите ему помочь. Даже если учительница отчитывает перед вами чадо, не спешите тягать его за ухо перед всем классом и становиться на сторону педагога. Молча выслушайте ее точку зрения, поблагодарите и скажите, что обязательно выясните все дома. Чтобы разобраться в ситуации, вы должны выслушать и мнение ребенка, а если вы унизите его прилюдно, он может перестать вам доверять. А учительницу попросите в следующий раз ругать вашего ребенка наедине. Дома спокойно объясните ребенку, что он — часть коллектива, в котором есть свои законы. Например: «Понимаешь, в школе не принято вскакивать, если ты знаешь ответ. Нужно просто поднять руку. Пойми, это такие правила, и их нужно соблюдать всем».

5. Замкнутость. Некоторые первоклашки начинают замыкаться, часто плакать, краснеть, теряться даже при малейшем замечании учителя. Главная задача родителей — ежедневно расспрашивать ребенка о том, что происходит в школе, как изменилась его жизнь, комфортно ли ему сейчас. Спросите о его соседе по парте, об их отношениях, о «хороших» и «плохих» по его мнению, ребятах в классе, о обеде в столовой. Даже в таких, казалось бы, мелочах, может раскрыться причина проблемы. Узнав ее, попытайтесь совместно с ребенком найти выход (например, попросив учительницу пересадить). Если малыш категорически не хочет рассказывать, попробуйте выведать информацию с помощью историй из своей жизни. Скажите: «А знаешь, когда я пошла в школу, у меня были проблемы. ». И наведите парочку разных примеров. Возможно, это позволит малышу разговориться.

Специалисты говорят, главное войти в контакт с ребенком, помочь ему расслабиться и привыкнуть к незнакомой среде. Тогда Вы сможете спокойно заниматься своими делами, пока Ваше чадо вместе с другими школьниками познают окружающий мир через призму школы.

www.slingosiberia.ru

Как избежать стресс в школе

1 сентября за парты сядут не только дети — по сути, вся семья идет в школу. И главное здесь — правильный настрой. Томский психолог Татьяна Рыжова объясняет: если мама и папа негативно настроены (например, срабатывает собственный опыт), если всё, что они ждут от нового этапа в жизни ребенка — это «ужас», «каторга», «11 лет мучений» — их настроение передаётся ребёнку и в итоге уже его школьный опыт может стать отрицательным. Лучше представьте — у вас и вашего ребенка открываются новые горизонты, он получит свежие знания, найдет хороших друзей, научится справляться с трудностями! Ваши ожидания оправдываются, помните об этом. Обязательно выскажите ребенку свой восторг и уважение: «Вот ты и вырос. Теперь ты школьник, я горжусь тобой».

Вспомните свои годы в школе. Расскажите ребёнку о самых ярких моментах, смешных историях, о хороших и понимающих учителях. Если ваш опыт был негативным — лучше о нём не рассказывать, убеждает психолог.

Помните, что адаптация к школе длится около полугода, а иногда и до года. На адаптацию влияют несколько факторов: физический уровень развития ребенка, самостоятельность, усидчивость, внимательность, коммуникабельность, его интересы. Похвала и поддержка родителей помогут поскорее привыкнуть к школе и новому режиму.

В начальной школе очень важно научить ребенка учиться. Он должен понимать серьезность обучения и хотеть заниматься. Мотивируйте! Ребенку нужно объяснить, что любые знания могут пригодиться — здесь можно привести примеры знакомых и героев фильмов или книг.

Запаситесь терпением. При этом принимайте ребенка таким, какой он есть. Смиритесь с тем, что ему, к примеру, не нравится математика, что буквы не выходят идеальными. Зато у него есть другие плюсы и что-то получается лучше, чем у других. Нужно только разглядеть! Выслушайте ребенка и поддержите его в его чувствах.

Никогда не делайте задания вместо ребенка. Ваша задача — просто быть рядом. А уроки — это «работа» ребёнка. Младшим школьникам намного легче выполнять домашнее задание в присутствии родителя. Договоритесь, что ребенок сам делает легкие задания, а сложные — вместе с вами. А спустя какое-то время договоритесь, чтобы ребенок все выполняет самостоятельно, а вы — только проверяете.

Учите первоклассника распределять время и преодолевать трудности. Психолог Татьяна Рыжова советует завести так называемый «чек-лист»: список на каждый день. Это несколько вопросов, ответы на которые не займут больше 5 минут в день. Можно спрашивать устно, но лучше — в письменной форме.

Примерные вопросы: 1. Что сегодня ты сделал приятного для себя (посмотрел мультфильм, погулял с друзьями). 2. Что ты сделал для своего здоровья (гимнастика, пробежка). 3. Что ты сделал сегодня для своего успеха в жизни (то, что не нравится, но приближает к успеху — сам сделал уроки, узнал что-то новое). 4. Что ты сделал хорошего для своих родных (приготовил маме завтрак). 5. Что ты сделал для своего дома (убрался в комнате и пр.). Отмечая свои достижения, ребёнок «растёт» в собственных глазах, учится быть дисциплинированным, добиваться целей.

Нужно научить школьника не зацикливаться на проблемах, а стараться продолжить достижения. Не ругайте его за неудачи, постарайтесь вместе разобраться, почему так получилось, и что можно сделать, чтобы всё исправить.

Психологи подчёркивают — эмоциональный фон семьи — самое главное. Спокойны родители — спокоен ребенок. Если ему хорошо дома, ему хорошо везде. Поэтому на всё реагируйте с любовью и помните — вы — пример для ребёнка. Держите себя в руках, не паникуйте заранее и решайте проблемы по мере поступления.

www.tvtomsk.ru

6 способов уйти от стресса в школе

Учебная программа перегружена? На уроках скучно? Вспомним самые популярные представления и упреки, адресованные школе. И вместе с психологом Натальей Евсиковой подумаем, что можно сделать, чтобы учеба была ребенку в радость.

1. Успехи в учебе зависят от учителя

Отчасти это правда. Учителя многое определяют в жизни детей. Они могут быть слишком либеральны с учениками или слишком строги, опекающе заботливы или деловито отстраненны, дотошны в деталях и так далее.

Редко учитель целиком соответствует нашим представлениям о хорошем педагоге. Но один человек не определяет судьбу ученика, его жизненный успех или неудачу. Да и школа — при всем ее значении — не главное место в жизни ребенка.

Что делать? У родителей своя роль в учебном процессе. Они могут сделать начинающего школьника счастливее. Если ребенок боится учителя, признайте его переживания: он действительно боится! Объясните, что суровость учителя не направлена против него, взрослый человек тоже может нервничать и сердиться.

Если на каком-то уроке ребенок скучает, сами пробуждайте его интерес к этой области знания. Читайте ему хорошие книги, вместе бывайте в музеях, вместе смотрите по ТВ или видео документальные фильмы Discovery и BBC — это прекрасный способ поддержать любознательность.

2. Учебная нагрузка слишком велика

Как только ребенок идет в школу, его день становится похожим на день взрослого человека. В результате он устает, чаще болеет. Иногда усталость — результат неправильного распределения энергии и времени. Маленькие школьники вообще делают много лишнего, ведь они еще не умеют учиться. Для них все еще важен режим дня. Некоторые трудно переносят долгую дорогу в школу.

Что делать? Главное здесь — выработать ежедневный алгоритм поведения: пришел домой, пообедал, отдохнул, в определенное время начал делать домашнее задание.

Начните с завтрака. Часто утренняя спешка не позволяет выйти из «ночного» состояния и «влезть в шкуру» ученика, а детям необходимо перестроиться от дома к школе. Совместный завтрак — это и время вашего эмоционального общения, и еда, подкрепляющая его силы. Не устраивайте утром «профилактических» бесед, не ворчите.

Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» — и вслух отвечает на него

После уроков дайте выход детской энергии, прежде чем начнете напоминать о домашних заданиях. На уроках учителя говорят: «Достаем дневник, берем ручку, записываем. » Каждое действие так же надо проговаривать дома. Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» — и вслух отвечает на него. Выполняя упражнение, он говорит то, что сейчас делает: «Пишу: 12 плюс 24 равняется. »

Особенно это важно, если предмет дается с трудом. Называя свои действия, он постепенно учится говорить «про себя», незаметно осваивает алгоритм выполнения заданий и начинает использовать его автоматически.

3. Оценки вызывают постоянный стресс

Многие школьники живут в страхе перед плохой отметкой, воспринимают ее не как оценку своей работы, а как некое клеймо. Часто повод для детской тревоги дают сами родители: «Опять тетрадь испачкал, не решил задачу, не выучил стихи, потерял учебник. » Они драматизируют ситуацию, и дети начинают верить, что никогда не смогут учиться так, чтобы родители были ими довольны.

Что делать? Даже самый любознательный и внимательный ребенок иногда не справляется с заданием. И это не означает, что он плохой ученик. Столь тонкую, но очень важную разницу надо чувствовать самому и объяснять сыну или дочери. Всегда оценивайте работу, но не ребенка. Когда задание сделано хорошо, не забывайте замечать его старания.

Важно знать, что у младших школьников время от времени происходит как бы «откат назад». У детей 8-9 лет, например, наступает период, когда почерк становится небрежным, непонятным, неаккуратным. Зная об этой особенности возраста, эмоционально поддержите ребенка: «Ты научился так быстро писать!» — и помогите вновь освоить «забытый» навык чистописания.

4. Его дразнят одноклассники

Это случается в разных школах, независимо от престижности, местоположения и уровня преподавания. Поводом для насмешек может стать любая мелочь: очки, «не такого» цвета волосы, высокий или низкий рост, слишком плотная комплекция или тихий голос.

Что делать? Выслушайте ребенка, но не комментируйте его рассказ. Воздержитесь от соблазна немедленно решить его проблему. Попытайтесь понять, что он чувствует: боль, обиду, злость? Назовите это чувство: «Это очень обидно, когда тебя так называют» или «Трудно выносить такие тяжелые чувства».

Может показаться невероятным, но мы действительно помогаем детям, когда слушаем их и признаем их чувства. Есть только одна ситуация, в которую необходимо вмешаться сразу: когда действия ребенка — вашего или другого — унижают достоинство человекаили просто опасны для жизни.

5. Он отказывается идти в школу

Такое случается все чаще. С одной стороны, наши дети более свободны в проявлении своих чувств и желаний. С другой — школа действительно не всегда удовлетворяет их потребности в свободном выборе, творчестве, развитии.

Что делать? Ребенок заявил, что в школу больше не пойдет. Поговорите с ним об этом, но не сразу. Дайте и себе, и ему время понять, что происходит на самом деле. С «забастовщиком» необходимо договориться: «Школа — это и правда сложно… Но там есть друзья, есть учителя, которые тебе нравятся. Давай еще какое-то время (уточните какое) походим, посмотрим, попытаемся что-то изменить. »

Лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить и одновременно не выжимают из них все соки

Ваша задача — попытаться отодвинуть как можно дальше перспективу ухода из школы. Если проблема останется, возможно, вы действительно учитесь не в той школе. И никакой драмы тут нет. Желательно все вопросы со сменой школы утрясти класса до шестого. До этого момента вопрос отношений, общения со сверстниками дети решают легко. В 7-8-м классах будет труднее.

Какая школа лучше? Возможно, поближе к дому или та, где меньше учебная нагрузка. Многим родителям трудно решиться сменить учебное заведение. Им кажется, лучше то, где задают много уроков и есть два иностранных языка. На самом деле лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить и одновременно не выжимают из них все соки.

6. Ребенок стал плохо учиться

Обычно это случается классе в пятом: дети начинают хуже учиться, многое не успевают. И сами очень переживают из-за этого. В начальной школе главное для ученика — выучить наизусть и рассказать. В средних классах увеличивается количество предметов, задания становятся объемнее, но главное — появляется новый тип учебника.

По сути это книга для чтения, причем чтения довольно скучного и не всегда понятного. Тут заучивание мало помогает, надо разбираться в теме самому, вникать в материал, анализировать новую информацию — только так можно понять и запомнить новое.

Что делать? Возможно, вам придется вернуться к началу и вновь учить его учиться. Если у ребенка что-то не получается, не стыдите и не понукайте его. Попробуйте иначе: «Давай сделаем это вместе». Ребенок должен чувствовать вашу поддержку и стремление ему помочь. Всегда поддерживайте его, старайтесь подходить к проблеме конструктивно — и она будет решена.

Раздвигаем рамки: как научиться видеть
хорошее в плохом

Разглядеть даже в неприятных, а подчас и трагических событиях новые возможности — такому «спасительному» приему можно научиться. Поможет в этом рефрейминг. Что это такое и как работает, объясняет клинический психолог Наталья Ошемкова.

7 удивительных фактов, которые помогут воспитать гения

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок стал вторым Эйнштейном или Стивом Джобсом, чтобы он изобрел лекарство от рака или способ путешествовать к другим планетам. Можно ли помочь ребенку развить гениальность? Ответ знает журналист Эрик Вейнер.

www.psychologies.ru

Стресс ученика: когда пора бить тревогу?

«Мама, я больше в школу не пойду!» – как часто вам приходилось слышать такие слова от своего ребенка? На форуме ChelDiplom.ru нередко можно прочитать встревоженные родительские сообщения: «Я никак не могу понять, что же происходит с моим ребенком! Дочка учится в четвертом классе, и раньше у нас все было хорошо: ее тянуло в школу, на занятия, она получала практически одни пятерки, я так ей гордилась! Но в новом учебном году ее как будто подменили: мало того что она занимается без энтузиазма, так чуть ли не каждый день ищет предлог, только бы не пойти в школу. » Что это: обычная лень? Хроническая усталость? Начало серьезных проблем?

Порой родители искренне не понимают, что происходит: прежде усердный ученик – возможно, даже отличник – без видимых на то причин отказывается идти на занятия, у него снижается успеваемость, а то и вовсе появляется депрессивное состояние. Специалисты подтверждают: виной всему школьный стресс – весьма распространенное в ученической среде явление.

Подход к искоренению этой проблемы должен быть серьезным и обстоятельным, иначе есть риск навсегда убить в отпрыске любовь к знаниям. И не только: школьный стресс способен повлиять на все стороны жизни растущего человека. Как избежать серьезных проблем, рассказывает детский психолог Елена Сыркина.

Елена, так что же такое школьный стресс?

– Школьный стресс по силе воздействия ничем не отличается от серьезного, традиционного, взрослого стресса. Скажем просто: это нормальная реакция организма на ненормальные события. В психологии различаются два вида нервного напряжения. Один – положительный, который позволяет мобилизовать ресурсы организма, вывести его на новый уровень, раскрыть адаптационные ресурсы. Самый понятный пример – закаливание: во время процедуры организм получает встряску, в итоге повышающую иммунитет. Небольшой стресс способен пробудить в человеке сосредоточенность, решительность и прочие полезные качества. Но, к сожалению, существует и такое понятие, как дистресс, или отрицательный стресс, который, напротив, истощает организм, лишает нас сил и приводит к неминуемой депрессии. Возникновение его возможно в двух случаях: либо была сильная психотравмирующая ситуация, либо при длительном хроническом напряжении, которое накапливается и подтачивает со временем все ресурсы организма. Школьный стресс, соответственно, связан с учебной деятельностью ребенка.

Как быстро развивается стрессовое воздействие? Есть ли у родителей шанс миновать возможные проблемы?

– Этот стресс, как правило, не развивается спонтанно. Вспомним первое сентября: дети любого возраста идут в школу с радостью, кто-то хочет увидеть друзей, пообщаться, кем-то движет жажда знаний – да, есть и такие! Но проходит время, и дети начинают по-разному реагировать на учебу. Здесь важно выделить несколько моментов: самое начало учебного года вполне можно назвать своеобразным «медовым месяцем», когда дети с интересом, даже любопытством идут в школу. Особенно маленькие. Родителям главное – не проморгать этот момент и поддержать в ребенке все его позитивные стремления.

Через какое-то время начинает накапливаться усталость, школьник начинает сталкиваться с какими-либо трудностями. Учитывая то, что все дети по темпераменту очень разные, вполне естественно, что и на всевозможные препятствия они тоже реагируют по-разному. Например, меланхолики затрачивают на преодоление подобных моментов довольно много сил. В этом случае стресс становится предсказуемой реакцией на происходящее. Это время психологи условно называют фазой отсутствия горючего, когда затраты ресурсов превышают возможности ребенка.

Следующий этап в развитии стресса – обострение хронических заболеваний. Если нервное напряжение не находит выхода, а продолжает накапливаться в организме вашего чада, то у него начинают обостряться ранее появившиеся хронические заболевания: гаймориты, бронхиты, ОРВИ… Иначе говоря, любая инфекция находит свое место. Ребенок может часто жаловаться на головную боль или желудок. Но для родителей подобные недомогания должны стать тревожными звоночками, говорящими о том, что отпрыск находится под воздействием прогрессирующего стресса. Очень важно обращать внимание на всевозможные бессонницы, волнения, тревожные состояния, плохой аппетит и даже ночные кошмары. Не говоря уже про постоянную усталость школяра, когда он, едва проснувшись, уже чувствует себя уставшим.

Если и на этой стадии родители не обратят внимание на сигналы организма, следующим этапом будет развитие тяжелого кризисного напряжения, когда у ребенка начинает ухудшаться не только физическое, но и психологическое состояние: чадо становится плаксивым, раздражительным, возбужденным, постоянно настороженным и очень конфликтным. Приступы гнева могут возникнуть в ответ на самые незначительные замечания со стороны родителей. Здесь уже речь идет о неадекватной реакции на обычные события.

И наконец, финальной стадией влияния стресса становится полный отказ ребенка от учебы, апатия, глухая стена, когда отпрыск отказывается ходить в школу, учебная деятельность его просто отталкивает. Им правят пораженческие мысли: «Я – неумеха, я ничего не знаю, ничего не могу. Я ненавижу учителей, школу, себя, родителей» и прочее.

Вот так и развивается стресс. Влияние его более чем губительно, поэтому мамам и папам нужно крайне внимательно следить не только за школьными успехами ребенка, но и его психологическим комфортом.

Поговорим о причинах?

– Есть несколько причин, идущих из разных сфер.

Первое – школяр сталкивается с некоторыми трудностями и в силу разных причин опускает руки. Если в этот момент родители продолжают предъявлять к нему прежние требования, у ребенка неосознанно появляются мысли о том, что он обманул ожидания, он начинает думать, что бессилен изменить ситуацию, раз даже отец с матерью его в этот момент поддерживать не хотят. В итоге возникает обратная реакция – горе-ученик начинает «прятаться»: замыкается в себе, старается лишний раз не поднимать на уроках руку, не выходить к доске и прочее. Формируется осознанное бессилие.

Вторая причина школьного стресса – семейные требования, а точнее – семейное давление. Чаще всего встречается в тех семьях, где гиперсоциальные мамы и папы, которым крайне необходимы всесторонние успехи ребенка, ощущение того, что отпрыск – первый во всем, лидер. Довольно часто это те родители, которые свои некогда упущенные желания пытаются реализовать через ребенка. Постоянно выдвигают требования, доходя до крайностей. Им кажется, что проще некуда – всего-то нужно постараться и выучить уроки! «Ты плохо учишь дома, ты лентяй» – и прочие обидные реплики сыпятся на беспомощного отпрыска. «Ты это делаешь нарочно» – еще одна любимая фраза таких родителей. Они действительно верят в то, что ребенок не хочет учиться, только чтобы досадить им.

Третья причина – это родители, которые активно побуждают ребенка учиться. Причем призывают чадо только к интеллектуальной деятельности: им кажется, что важнее учебы нет ничего. Как правило, такие мамы и папы забывают о других сторонах жизни отпрыска и даже не допускают мысли о том, что, может быть, ребенок физически, творчески или музыкально тоже одарен, и ему это нравится гораздо больше! Ситуация осложняется, если ребенок не одарен интеллектуально, а другие возможности для самовыражения благодаря родительским запретам ему недоступны. На этой почве у ученика формируется комплекс неполноценности. И все заканчивается тем, что ребенок вообще не хочет идти в школу.

Следующий момент – игнорирование родителями всех достижений школяра, его сильных качеств. Как ни странно, есть такие мамы и папы, которые в ответ на вопрос, хвалите ли вы своего ребенка, искренне недоумевают, зачем это нужно делать. То, что отпрыск приносит пятерки, – это его обязанность, полагают они. Он так и должен, для нашего ребенка это нормально, зачем его за это хвалить– вот лишь небольшой перечень фраз таких родителей. Четверка или тройка в таких семьях – катастрофа, грозящая наказанием. Мамы и папы! Хочу отметить: ваш ребенок старается учиться! И далеко не все дети приносят пятерки. Не забывайте об этом.

Что происходит в таких семьях? Со временем ученик, чьих стараний не замечают, формирует для себя следующую установку: «Двоечники! С ними все носятся: родители на них обращают внимание, педагоги тоже, да и с детьми они, в принципе, находят общий язык. Умных у нас в классе не любят, потому что многие считают их выскочками». Получается, что отличник никому не нужен. И двоечником быть проще. Подобные рассуждения вполне могут поспособствовать тому, что отличник скатится до троек или двоек, лишь бы быть как все. Быть принятым.

Сложно приходится и тем детям, которым в детстве ничего не разрешают, постоянные запреты – не марай руки, одежду, не делай то-то – до добра ребенка также не доведут: неврозы – нередкие «приятели» таких школьников.

Воспитание по типу красного карандаша, когда родители видят только ошибки, забывая при этом хвалить ребенка, говорить о том, что у него хорошо получается, также можно считать весомым стрессовым фактором. Что происходит в таком случае? Отпрыск просто ничего не знает о своих сильных сторонах, не может при общении с другими детьми делать упор на свои сильные качества. Соответственно, формируется низкая самооценка со всеми вытекающими последствиями.

Говоря о стрессах, нельзя не сказать о негативном воздействии школьных перегрузок, особенно в лицейских (гимназических) классах. Что и говорить, педагогов судят по оценкам учеников, и в классах с усложненной программой это ощущается наиболее остро. Вот и получается: мало того что программа серьезная и родители давят, так еще и педагог присоединяется.

Елена, что вы можете посоветовать родителям?

– Предъявляя серьезные требования к ребенку во время учебы, вы очень четко должны понимать, зачем ему это нужно. Если вы хотите, чтобы отпрыск был отличником, задайтесь вопросом – зачем? С какой целью это так уж необходимо и отвечает ли это запросам самого школяра? И уж тем более если это делается лишь потому, что вы когда-то не смогли реализовать свои мечты – задумайтесь. В любом случае у вас ничего не выйдет: хотите вы того или нет, у ребенка будет личная жизнь, вы не проживете свою жизнь еще раз в судьбе своего отпрыска. Очень важно это понимать!

Второй момент. Понятно, что на работе каждый родитель сталкивается с определенным стрессом, но, я вас умоляю, не нужно с порога начинать выспрашивать у ребенка, какие оценки он получил сегодня в школе. Поверьте! Уставшему отпрыску тоже хочется отдохнуть и расслабиться. Выдержите паузу, минут тридцать минимум. И уже потом, когда все поели, поговорили о том, как приятно (или неприятно) прошел день, отошли от рабочего негатива, можно поговорить и об оценках. В этой ситуации важно, чтобы разговор с ребенком был не на бегу.

Не доводите до размера катастрофы каждую допущенную в той или иной сфере ошибку ребенка. Такова уж человеческая натура, что мы учимся на своих, а не на чужих оплошностях. Все наши огрехи позволяют чему-то научиться, понять, что привело к падению и что способствовало успеху. Поэтому родителям важно понимать пользу ошибок, как бы парадоксально это ни звучало. Периодически я бы даже рекомендовала играть с ребенком в игру «что хорошего и плохого есть в ошибках».

Если маленького ребенка очень зажимает школа, можно разрядить ситуацию в игровой форме. Проигрываем пугающие школяра ситуации школьной жизни. Через игру вполне возможно найти пути выхода из негативных моментов. Проявите фантазию.

В борьбе со стрессом должное время следует уделять физическим и дыхательным упражнениям.

В случае, если ваш отпрыск подвержен стрессовому воздействию из-за заниженной самооценки, не обойтись и без психологических методик: вместе с ребенком рисуем лесенку успеха. Сколько бы чаду ни было лет. На каждую ступеньку должно приходиться сильное личностное качество школяра. Допустим так: первая ступенька – «я умный», вторая – «я – веселый», третья – «я– позитивный» и так далее. Проделываем это упражнение с периодичностью примерно один-два раза в неделю. Обязательное условие: качества не должны повторяться.

Есть еще один секрет учебы без стресса: позволяйте ребенку в свободное время заниматься любимым делом, будь то танцы или спортивная секция. Не шантажируйте его тем, что если он получит двойку, тройку или четверку, то будет лишен любимого занятия. В этой сфере он чувствует себя компетентным. Уважайте интересы школьника.

Прислушивайтесь к ребенку: когда он говорит, что не любит учителей, которые заставляют учиться, в переводе с детского на русский это часто означает, что он не любит и маму, когда она заставляет его чрезмерно напрягаться, не позволяя отдохнуть и отвлечься. Просто мамам это говорить не принято.

И основное. Вспомните, родители, когда мы заканчиваем одиннадцатый класс, поступаем в вуз, мы понимаем, что часть дисциплин, которые в школе отняли у нас столько душевных и физических сил, нам просто не пригодились. Теперь ответьте на вопрос: имеет ли смысл растрачивать здоровье ребенка ради иллюзорного лидерства? Или, может быть, все хорошо в меру.

m.diplom.74.ru