Как отличить аутизм

Как распознать в ребенке аутизм?

«Одним из важнейших симптомов некоторых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, сопровождающееся активным уходом из внешнего мира. Более тяжелые случаи полностью сводятся к грезам, в которых как бы проходит вся жизнь больных; в более легких случаях мы находим те же явления, выраженные в меньшей степени. Этот симптом я назвал аутизмом», – писал сто лет назад швейцарский психиатр Эйген Блейлер.

Термин «аутизм» произошел от греческого слова «autos» – «сам», «погруженный в себя» и используется для обозначения психического расстройства разных степеней тяжести. С 1908 года термин использовали для описания состояния крайней замкнутости у взрослых, а с 1943 года аутизм был выделен как отдельная клиническая единица. Первое описание аутизма принадлежит американскому психиатру Лео Каннеру. Родился он на территории нынешней Украины, в галицийском городке, образование получил в Берлине. Позже Каннер эмигрировал в США, где ему предложили создать детскую психиатрическую службу при госпитале в Балтиморе.

Наблюдая за необычным поведением детей, Каннер выделил признаки заболевания: крайнее артистическое одиночество, непреодолимое навязчивое стремление к постоянству, прекрасная механическая память, гиперчувствительность к сенсорным воздействиям, хорошие когнитивные задатки. В более поздней работе Каннер оставил всего два признака: «крайнее отчуждение и навязчивое стремление к сохранению однообразности обстановки». Другие симптомы он рассматривал как вторичные.

Триада нарушений

Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое характеризуется преобладанием замкнутой внутренней жизни, отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. При аутизме мозг обрабатывает сенсорную информацию иначе, чем это происходит у здорового человека. Аутисты не способны общаться (недостаток коммуникаций), взаимодействовать в группе (нарушение социального взаимодействия), имеют ограниченные интересы и склонность к монотонному повторению действий (нарушение воображения и социального поведения). Эти три признака составляют характерную триаду аутизма, которую в 1981 году описала британский исследователь Лорна Винг. Чтобы поставить диагноз, одного или двух симптомов недостаточно. В соответствии с Международной Классификацией Болезней (МКБ), принятой Всемирной Организацией Здравоохранения в 1992 году,для постановки диагноза должны наблюдаться три из пяти (см. далее, Аутизм в МКБ) нарушений социального поведения, два из пяти нарушений в общении, два из шести нарушений интересов и поведения. Похожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Трудности ранней диагностики

Наиболее ярко картина нарушения проявляется от двух с половиной до трех лет. До этого возраста симптомы выражены слабо. Часто педиатры, детские психиатры не могут увидеть в ранних симптомах аномалии развития. Советуют родителям немного подождать, надеясь, что ребенок перерастет необычные проявления. Иногда родители отказываются замечать ранние патологии или не могут заметить, если это первый ребенок. Чтобы установить диагноз, консультации у педиатра недостаточно. Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя и общается.

Именно поэтому симптомы аутизма первыми замечают те люди, которые смотрят за ребенком. Поскольку аутизм проявляется в поведении, речи и общении, родители замечают, что ребенок ведет себя не так, как другие дети его возраста, играет в одиночестве, не смотрит в глаза другим. Примерно половина родителей замечают необычное поведение ребенка к полутора годам, к двум годам на отклонения обращают внимание 80 % родителей. Часто у родителей создается ощущение, что ребенок живет в своем отдельном мире. Проявляются повторяющиеся, иногда чрезмерно, ритуалы поведения, интересы и игры. Например, ребенок все время раскачивается, ненормально привязан к определенным предметам или сильно расстраивается, если меняется привычный ход вещей.

Наблюдение до года

Нередко в младенчестве дети с аутизмом укладываются в границы нормы и даже превосходят ее. Они могут рано начать говорить, интересоваться цветами, геометрическими фигурами, книгами. Отклонения становятся заметны после двух лет. В младенческом возрасте стоит обратить внимание на такие реакции и поведение ребенка. Младенец не приспосабливается к рукам матери – слишком напрягается или расслабляется, затрудняется принять комфортную позу. Не фиксирует взгляд на лице мамы, смотрит «сквозь» людей, не протягивает ручки, если над ним наклоняется взрослый, улыбается и людям, и предметам, либо не улыбается в ответ на улыбку. Обычно младенец радуется маме или папе, дольше их рассматривает, активно требует общения. При аутистическом развитии ребенок быстро устает от общения со взрослым, не различает выражения лиц, может неадекватно реагировать на эмоции – плакать, когда взрослый смеется, или смеяться, когда тот плачет.

Умение выражать эмоции формируется у младенцев после двух месяцев. В случае с аутичными младенцами даже опытная мама не может определить, что чувствует ребенок. Обычно в шесть месяцев малыш хорошо определяет выражение лица ухаживающего за ним взрослого, формируется привязанность к близкому человеку, отличает своих от чужих. У младенца с аутизмом привязанность к матери не формируется или принимает особые формы. Ребенок может не замечать маму, когда она рядом, и сильно огорчаться, когда ее нет, не воспринимать остальных членов семьи. Может наблюдаться слишком сильный плач или испуг в ответ на слабый звук или небольшие изменения в обстановке; отсутствие довольного выражения после еды, оживление при виде игрушки может быть сильнее, чем реакция на родителей. Малыш может терять чувство края, быть неуправляемым, непослушным. Его почти невозможно отвлечь, если он чем-то увлекся.

Наблюдение в два-три года

Даже если в это время не происходит потерь в психическом развитии, становится заметным постепенное отставание, особенно в развитии речи. Именно в этот период особенности развития малыша становятся очевидными для взрослых. Например, разлаживается сон, появляются выраженные страхи или навязчивые движения, ребенок перестает реагировать на обращение. У ребенка не усложняется лепет, ему сложно показать, что он хочет. К трем годам заметны особенности в речи и движениях, отсутствие интереса к другим детям, уход от общения. В действительности дети аутисты не предпочитают одиночество. Просто им очень сложно поддерживать дружеские отношения.

Некоторые особенности поведения вызывают серьезные проблемы. Например, проявления агрессии и самоагрессии, неуправляемый страх и влечения, становится ярко выраженной стереотипность поведения. Отказ малыша от бытовых действий (стрижка, еда, умывание, горшок, одевание) обычно вызван сочетанием реальных трудностей и сильным дискомфортом, страхом. Очень хорошо, когда ребенок начинает говорить о том, что его пугает, но чаще только по его поведению – крику, выражению лица или по тому, что он закрывает глаза или уши ручками, – можно понять, что именно его пугает. Неправильная реакция близких, которые пытаются заставить ребенка вести себя «прилично», часто усиливает страхи или приводит к появлению новых странностей.

Другие проявления

Аутичный ребенок проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям. Некоторые дети так и не начинают говорить, у других же наблюдается задержка речевого развития. Несмотря на то, что аутичный ребенок может говорить, он испытывает трудности при общении. Он понимает все слова буквально (если ему известен их смысл), не читает мимику, жесты, не понимает шуток и образной речи. Часто он хочет отреагировать, но не знает, как это делается. В речи возможны реверсии (перестановки местоимений) и эхолалии (использование ранее услышанных фраз). На вопрос «Ты хочешь конфету?» может ответить «Ты хочешь конфету». Ограниченные интересы. Например, маленькие дети часто играют с одной частью игрушки, а не с игрушкой целиком. Дети постарше могут интересоваться одной узкой темой. Стремление к однообразию – в одежде, игре, режиме, еде, распорядке дня, расстановке вещей, игрушек. Хорошая механическая память.

Большинству людей, страдающих аутизмом, сложно общаться с другими людьми и выполнять обычные действия. Аутисты не могут выразить свои чувства, эмоции и так же не могут понять других. Они могут показаться окружающим бесчувственными и бестактными. Дети не могут играть в игры, требующие воображения, или спортивные игры. Чем раньше диагностирован аутизм, тем больше шансов, что ребенок сможет приобрести необходимые навыки. Аутизм вылечить нельзя, но можно обучить ребенка правильному поведению, стереотипным реакциям, найти комфортную для него среду.

Курс лечения аутизма подразумевает разработку образовательной программы, соответствующей уровню развития ребенка. Лечение включает три направления: семейная терапия, медико-психологическая терапия и коррекция нарушений поведения. В любом случае, чтобы помочь ребенку с аутизмом адаптироваться в нашем обществе, нужно попытаться понять его способ мышления и восприятия реальности.

Непредсказуемое поведение

«Типичного аутиста» не существует. В целом аутизм проявляется как отрыв от реальности. В то же время нарушение связи с внешним миром может проявляться и как крайняя пассивность, и как сильная ранимость. Отсутствие инстинкта самосохранения выражается и как осторожность, и как бесстрашие. Пищевая патология проявляется и как избирательность в еде, и как возможность пробовать несъедобные предметы. Дети могут не разговаривать (мутичны), могут иметь небольшой словарный запас, а могут запоминать длинные слова и сложные фразы. Речь может быть вялой, а может быть четкой и скандирующей.

У людей, больных аутизмом, симптомы болезни никогда не проявляются одинаково. В книге «Дети и подростки с аутизмом» О. С. Никольская, руководитель Института коррекционной педагогики РАО, пишет: «Клиническая картина синдрома полиморфная и противоречивая, что внешне контрастирует с четкостью основных критериев… Представляется однако, что сама эта противоречивость может рассматриваться как специфическая характеристика синдрома». У каждого ребенка аутиста заболевание может проявляться по-разному. Поэтому исследователи опираются не столько на четкие критерии, сколько на общую картину расстройства.

Аутизм в МКБ

Нарушения в социальном взаимодействии

1) отсутствие контакта «глаза в глаза», странное положение тела, выражения лица, неадекватное использование жестов;

2) неспособность к установлению (адекватным способом и при наличии возможности) дружеских отношений на основе общих интересов, занятия и эмоций;

3) отсутствие или очень редкие попытки найти в других людях утешение и любовь в моменты стресса или когда им плохо, неспособность выразить утешение, сочувствие или любовь к другим, когда тем плохо;

4) отсутствие проявления радости, если другие ее проявляют, и/или отсутствие попыток разделить свою радость с другими;

5) отсутствие проявления социальности и эмоций, выраженное в социальной реакции на эмоции других людей, и/или отсутствие изменения поведения в зависимости от необходимости социального контекста, и/или слабая интеграция социоэмоционального и коммуникативного поведения.

Нарушения в коммуникации

1) задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации, такими как жесты, мимика и т. д.;

2) неспособность начать или поддержать разговор (вне зависимости от наличия речевых навыков), неспособность обмениваться репликами при общении с другими людьми;

3) стереотипное и повторяющееся использование языка и/или идиосинкразия в использовании слов и фраз;

4) аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости, ритме и интонации речи;

5) отсутствие разнообразия при ролевой игре или, в раннем возрасте, при социальной имитирующей игре.

Стереотипные модели поведения и интересов

1) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами;

2) специфическая привязанность к определенным предметам;

3) настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и заведенного установившегося порядка;

4) стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы, включающие в себя верчение, хлопанье, взмахи руками/пальцами или сложные движения всего тела;

5) настойчивое внимание к частям предметов или нефункциональным игровым материалам (обнюхивание, ощупывание поверхностей, слушание шумов, которые они производят);

6) расстройство по поводу мелких, незначительных изменений в окружающей обстановке.

Автор: Наталья Калиниченко

hochu.ua

Интервью: люди с аутизмом видят мир иначе

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

Аутизм — не до конца изученное расстройство. В преддверии Всемирного дня распространения информации об аутизме 2 апреля мы обратились к нашим читателям с просьбой задавать нам вопросы про аутизм, которые их волнуют.

Люди с аутизмом очень разные. У некоторых из них встречаются неординарные способности и фантастическая память, у других — выраженные трудности с общением и обучением.

На вопросы читателей о причинах аутизма и о связанных с этим расстройством мифах отвечают клинический психолог Татьяна Морозова и детский невролог Святослав Довбня, эксперты Фонда «Обнаженные сердца». Поговорила с экспертами корреспондент Русской службы Би-би-си Ксения Гогитидзе.

Аутизм не болезнь

Когда медицинская наука выделила аутизм как заболевание? Болезнь ли это?

Аутизм не заболевание, а состояние или расстройство развития, имеющее биологическую природу. Им нельзя заболеть и его нельзя вылечить. С этим нарушением развития человек рождается, живет и доживает до старости.

Можно сделать так, чтобы аутизм не мешал жить человеку, но от него нельзя излечиться, по крайней мере, на сегодняшний день.

Впервые состояние описал в 1943 году американский психиатр Лео Каннер. Примерно в то же время к похожим выводам пришел и австрийский психиатр Ганс Аспергер.

Из-за того, что их публикации были разделены языковым барьером и границами, долгое время считалось, что есть два разных аутизма — «Каннеровский аутизм» и «синдром Аспергера».

На самом деле, как показывают исследования, существует много «аутизмов», а люди с этим расстройством очень разные. Есть люди с аутизмом и выдающимися способностями, а есть люди — с выраженными трудностями в обучении — и все это аутизм.

Поэтому ученые говорят о целой группе нарушений, а все похожие состояния называют «расстройствами аутистического спектра». (далее — «аутизм»)

Когда ставить диагноз? Как понять, что у ребенка расстройство?

Специального анализа на аутизм не существует, а диагноз ставится на основании наблюдений за поведением ребенка.

Согласно принятой в наши дни Международной классификации болезней (МКБ-10), аутизм не заболевание, которое нужно лечить и можно излечивать. Это нарушение развития, состояние, которое можно с помощью развивающей и обучающей программы корректировать.

Чтобы понять, есть ли основания говорить об аутизме в том или ином конкретном случае, следует обратить внимание на комплекс симптомов, известный как «триада аутизма».

Главные поведенческие проблемы, которые могут быть у ребенка и которые непосредственно связаны с аутизмом —

  • нарушения коммуникации
  • нарушения социального взаимодействия
  • ограниченные, повторяющиеся модели поведения, интересы и занятия

То есть, у людей с аутизмом бывают проблемы с социальными и эмоциональными навыками, зачастую они не способны вести диалог, они иногда повторяют одну и ту же последовательность действий, не любят изменений в распорядке дня, не умеют притворяться и предпочитают играть в одиночестве.

Ребенок с аутизмом порой не пользуется указательным жестом, чтобы показать свой интерес к чему-то, а вместо того, чтобы что-то сказать, повторяет услышанные слова и фразы.

Стоит помнить, однако, что аутизм как достаточно непростой поведенческий диагноз не может быть поставлен при наблюдении только за одним параметром: смотрит/не смотрит в глаза, говорит/не говорит.

Диагноз ставится только в тех случаях, когда проявления симптомов влияют на жизнь ребенка или взрослого и мешают ему общаться, учиться и развивать различные навыки.

Исследования показывают, что достаточно надежно возможно поставить диагноз с возраста полутора лет. Чем раньше поставить диагноз, тем выше шанс, что ребенок сможет впоследствии адаптироваться к своему состоянию.

Как следует называть людей с аутизмом и почему это важно?

Корректным считается говорить о человеке с аутизмом, а не об «аутисте». В данном случае мы придерживаемся принципа «сначала человек» (people first).

Корректная терминология невероятно важна для любого человека. То, как мы говорим о людях — определяет то, как мы к ним относимся.

Другие статьи из цикла «Жизнь с аутизмом» можно прочитатьздесь.

Мы в первую очередь должны видеть человека с его уникальными особенностями и потребностями, а только потом — его диагноз. И это помогает помнить о том, что люди с нарушениями развития имеют такие же права — жить в семье, учиться, играть, заниматься любимыми делами — как и все остальные люди.

Миф о гениальности

Правда ли, что люди с аутизмом — гении?

Это один из самых распространенных мифов об аутизме.

Повторимся, что люди с аутизмом разные. У некоторых — выдающиеся способности, но встречаются и те, у кого выраженные трудности в обучении. И все это — аутизм.

Но неверно считать, что все люди с аутизмом — гении, хотя некоторое количество людей с нарушениями действительно такими способностями обладает.

Неверна и точка зрения, согласно которой все они имеют когнитивные нарушения.

Аутизм — взгляд на мир с другого ракурса?

Люди с аутизмом несколько иначе обрабатывают информацию, поэтому можно сказать, что они по-другому воспринимают мир.

Некоторым из них это позволяет самовыражаться в искусстве и добиваться успехов в других областях.

При этом аутизм порой затрудняет понимание социальных ситуаций, намерений и чувств других людей. Это влияет на повседневное общение человека и его поведение.

Как выглядит мир глазами человека с аутизмом?

Некоторые взрослые люди с аутизмом говорят об особенностях их видения мира: они более остро воспринимают некоторые звуки и запахи.

Другие замечают детали, которые для других не особенно важны.

Им сложнее находиться в местах большого скопления людей (вокзалы, торговые центры, стадионы), правда, многие придумывают стратегии выхода из трудных ситуаций.

Как отличить ребенка с аутизмом и ребенка, отстающего в развитии, потому что родители им не занимались?

Прежде всего нужно помнить, что аутизм не возникает из-за недостаточной заботы родителей или других ухаживающих за ребенком взрослых. Это расстройство имеет биологический характер, а большинство детей с аутизмом развивает надежную привязанность к родителям.

Трудности у детей с аутизмом касаются того, как человек учится, общается, как мозг ребенка обрабатывает информацию. Они чаще всего заметны через 12 -18 месяцев после рождения.

Правда, с первого взгляда отличить ребенка с расстройствами аутистического спектра от ребенка, который живет в состоянии серьезной депривации (например, в доме ребенка или семье социального риска) порой нелегко.

Некоторые маленькие дети, не получившие должной заботы, не инициируют контакт с людьми, не смотрят в сторону взрослого (как будто разочаровались в отношениях), отстают в развитии речи, привыкли успокаивать себя сами (раскачиваются, сосут пальцы и т.д.), не проявляют любопытства.

Специалисты называют подобные состояния нарушениями привязанности, однако сейчас понятно, что основная причина — не недостаток игрушек, а отсутствие близкого человека и частая смена ухаживающих за маленьким ребенком взрослых.

В отличие от аутизма, подобные симптомы носят временный характер и постепенно исчезают, когда о ребенке начинают заботиться, например, при переходе ребенка из специализированного учреждения в приемную семью.

Разрабатывается ли лекарство от аутизма?

Волшебной таблетки от аутизма нет. На сегодняшний день ни в одной стране мира не существует медикамента, который способен вылечить аутизм.

Тем не менее, есть медикаменты, которые помогают справляться с некоторыми сопутствующими состояниями, например, регулировать настроение, контролировать гиперактивность, бороться с депрессией и дефицитом внимания.

Существуют также программы помощи, ставящие себе целью нормализовать жизнь человека и включить его в общество. Одинаковой для всех программы поддержки не существует, важно учитывать особенности и реакции ребенка.

Исследования показывают, что рано начатые программы помощи, в которых участвует вся семья, приводят к хорошим результатам.

В США, например, еще 20-30 лет назад около 75% детей к началу школьного обучения (к 5 годам) говорили мало или совсем не говорили. На сегодняшний день с появлением эффективных программ помощи не говорят к пятилетнему возрасту лишь 25% детей.

Возможно ли полностью избавиться от аутизма?

Если с ребенком начать заниматься рано, можно добиться впечатляющих результатов.

Как показывают последние исследования, у небольшой группы детей (около 10%), получивших раннюю помощь, в дальнейшем вовсе не проявляется поведенческих особенностей, которые являются основанием для постановки диагноза «аутизм».

Это недавно полученные данные, которые требуют дальнейшего изучения.

У большинства же детей симптомы, на основании которых был поставлен диагноз, сохраняются всю жизнь, но программа помощи может скорректировать поведение человека и улучшить его жизнь в обществе.

Про причины

В чем причины аутизма? В результате чего повышается риск рождения ребенка с аутизмом? Можно ли как-то снизить риски этого?

На сегодняшний день причина аутизма все еще не понятна. Исследования показывают, что существует ряд факторов риска.

  • возраст родителей
  • наличие в семье других детей с нарушениями развития
  • прием некоторых медикаментов во время беременности
  • недоношенность
  • аутизм встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек
  • В последнее время все чаще говорят, что загрязнение окружающей среды может рассматриваться как один из факторов риска, но пока это не полностью подтвержденные исследованиями гипотезы.

    Известно также, что при некоторых генетических синдромах (х-ломкая хромосома, синдром Ретта, синдром Дауна) вероятность аутизма выше.

    Может ли аутизм развиться после проведения прививки паротита?

    Точная причина аутизма до сих пор не известна, однако связь его и прививок — это пожалуй наиболее хорошо изученная тема.

    Огромное количество исследований, проведенное в разных странах на очень больших выборках людей, уверенно показывает отсутствие какой-либо связи между вакцинацией и аутизмом.

    Не обнаружено связи между типом прививки, возрастом, в котором проводилась вакцинация, количеством вакцин и аутизмом.

    С чем связан рост количества детей с аутизмом?

    Во всем мире пытаются понять, почему наблюдается увеличение количества людей с расстройствами аутистического спектра.

    Одно из объяснений — улучшение диагностики (более четкие критерии постановки диагноза, пересмотр ранее поставленных диагнозов).

    Это может частично объяснить рост количества диагнозов. Проводятся исследования с целью определения факторов риска развития аутизма в зависимости от факторов окружающей среды, но пока никаких однозначных данных не получено.

    Про социальную адаптацию

    Как адаптировать человека с аутизмом к профессиональной жизни?

    Успешность в профессии часто зависит от социальных навыков, которые не развиты у людей с аутизмом. Поэтому им необходимо профессиональное сопровождение и помощь, особенно в начале работы.

    Люди с аутизмом могут быть прекрасными работниками. Их особенности — внимание к деталям, увлеченность, дисциплина — могут быть преимуществом на работе, требующей высокой концентрации внимания.

    Как общаться с ребенком с аутизмом в компании друзей, нужно ли проявлять активность, задавать вопросы, вовлекать в игру? Как общаться с ребенком посторонним людям? Что можно делать и чего нельзя?

    Существуют специальные программы, направленные на помощь ребенку с аутизмом в развитии социальных навыков, общения и игры со сверстниками.

    Его учат вступать в диалог и поддерживать его, придерживаться правил в игре, отказываться от того, что неприятно.

    Программы предусматривают и обучение людей, которые окружают ребенка — и детей, и взрослых.

    Очень важно давать ребенку с особенностями время для обработки информации, не торопить его, поддерживать инициативу. Лучше избегать длинных предложений и фразеологизмов.

    Возможно ли, чтобы дети с аутизмом учились в обычных школах?

    Немало детей с аутизмом обучаются в обычных школах по самым обычным программам.

    Некоторым нужна лишь небольшая адаптация школьной программы, например, возможность отвечать письменно, если устный ответ затруднителен.

    На сегодняшний день специалисты в области детского развития в один голос говорят, что для нормальной жизни ребенка с особенностями развития ему необходимо общаться с обычными сверстниками и учиться вместе с ними.

    Уровень инклюзивного образования может отличаться. Например, дети с аутизмом в сочетании с трудностями обучения могут изучать отдельные предметы в специальном классе, а на других предметах (физкультура, музыка, любимые предметы, дисциплины, которые даются легче) быть среди обычных сверстников.

    Очень важно, чтобы дети находились вместе на переменах, в столовой, видели друг друга и привыкали.

    Ведь после окончания школы ребенок с нарушениями будет жить среди обычных людей, а не в специально организованной группе.

    Передается ли аутизм по наследству?

    Аутизм имеет генетическую природу, но точная причина расстройства пока не известна.

    Как показывают исследования, вероятность, что в семье с особенностями развития родится ребенок с расстройством, выше. Но это не четкая корреляция, а всего лишь некоторое повышение риска.

    Генетическое консультирование при планировании семьи может помочь при выявлении риска многих генетических синдромов, но в случае с аутизмом пока никаких конкретных рекомендаций дать нельзя.

    Если не выявляется никаких сопутствующих генетических состояний, вероятность рождения типично развивающегося ребенка выше, нежели риск рождения ребенка с аутизмом.

    Отказ от ответственности

    Все сведения, содержащиеся в этой статье, предназначены только для общей информации и не должны рассматриваться в качестве замены медицинских советов вашего лечащего врача или любого другого профессионала из сферы здравоохранения. Би-би-си не несет ответственности и не может быть привлечена к таковой за содержание внешних интернет-сайтов, упомянутых в этом материале. Она также не призывает к использованию каких-либо коммерческих продуктов или услуг, упоминаемых или рекомендуемых на любом из этих сайтов. Всегда обращайтесь к вашему лечащему врачу, если у вас возникают какие бы то ни было опасения по поводу вашего здоровья.

    www.bbc.com

    Как узнать ребенка-аутиста в лицо

    Исследователи установили различие между чертами лица здорового ребёнка и ребёнка-аутиста. Все части тела и органы развиваются в тесной взаимосвязи, оказывая влияние друг на друга. Это верно и в отношении мозга и лица: давно известно, что особенности формирования мозга могут впоследствии найти отражение в чертах лица. Причём это касается не только эмбрионального развития: даже через много лет после рождения какой-нибудь неврологический дефект может изменить внешность. Так что в каких-то моментах физиогномика, по сей день не имеющая научного статуса, всё же права.

    Учёные из Университета Миссури (США) задались целью проверить, можно ли распознать ребёнка-аутиста по внешности. В исследовании приняли участие 64 мальчика с аутизмом и 41 обычный ребёнок 8–12 лет. Для каждого из них была построена 3D-модель головы, которую затем картировали по 17 точкам. Эти точки обозначали некие ключевые позиции на лице, вроде уголка глаза или ширины подносового желобка. После этого лицевую геометрию аутистов сравнивали с нормой.

    Как утверждают авторы, отчитавшиеся о проделанной работе в журнале Molecular Autism, черты лица у аутичных детей действительно имеют некоторые общие признаки, отличающие их от детей здоровых. У них чуть шире раскрыты глаза и более широкая верхняя часть лица; щёки, нос и вообще средняя часть лица относительно короткие, не вытянутые; они отличаются более широким ртом и подносовым желобком. Кроме того, учёным удалось установить некоторые частные признаки, отличающие детей с разными видами аутистических расстройств и с разной симптоматикой. Так, детей, у которых доминируют проблемы с речью, можно по лицу отличить от тех, у кого ярче выражен повторяющийся репертуар поведения.

    17 точек на лице ребёнка, использованные исследователями для того, чтобы отличить аутистов от здоровых (фото авторов работы).

    Знание того, как аутизм отражается на формировании лица, способно подсказать, в каких зонах он прячется. А это, в свою очередь, очертит круг возможных причин расстройства и окажет содействие в поисках мало-мальски эффективной (лекарственной или психологической) терапии. По лицу можно будет сказать, как и в каком темпе должна развиваться болезнь.

    С другой стороны, эти результаты указывают лишь на корреляцию между чертами лица и неврологическими нарушениями, а это значит, что у нейрофизиологов и молекулярных биологов появляется новая головная боль: как объяснить всю эту физиогномику на языке клеток и биомолекул.

    scorcher.ru