Как отвлечь ребенка от стресса

Содержание:

13 способов успокоить ребенка

Только не говорите ему: «Успокойся!» Есть куда более веселые и интересные занятия: выпить вместе какао из теплой глиняной кружки, нарисовать бабочку, взяв по мелку в каждую руку, перевернуться вверх тормашками, задуть с первого раза большую красивую свечу… Эти «фокусы» больше похожи на игру и потому эффективнее слов. И кстати, имеют под собой вполне научную основу.

Ребенок может нервничать по разным причинам. Ему скучно – вокруг ничего не происходит, или не находит выхода его физическая энергия, или он устал к концу долгого дня, но не может расслабиться, или испытывает эмоции и пока не умеет с ними справиться.

Вот несколько способов успокоить ребенка и сделать это естественно и незаметно.

1. Теплое питье

Пить душистый чай с травами, или какао, или молоко с щепоткой ванили… Держать любимую глиняную кружку в руках – это так уютно и так успокаивает. Всему телу сразу становится тепло – словно кто-то обнимает изнутри. Заведите с ребенком такой ритуал, и как только он раскапризничается, говорите: «А давай-ка выпьем с тобой чаю?»

2. Медвежье объятие

Это очень крепкое объятие должно длиться долго, больше 20 секунд. За это время ребенок почувствует ваше тепло, его тело вспомнит безопасные ощущения самого раннего детства, а его иммунная система (и ваша тоже) начнет вырабатывать гормон окситоцин, который снижает вредные эффекты от стресса.

3. «Толкни стену»

Прекрасный способ избавиться от стресса, когда раздражение переполняет и не находит выхода. Предложите ребенку упереться в стену обеими руками и толкать ее изо всех сил. Так мы превратим энергию стресса в мышечную, и, как после всякого мышечного усилия, наступит расслабление.

4. «Задуй свечу!»

Зажгите большую красивую свечу. Предложите ребенку ее задуть, но держите свечу не слишком близко. Конечно, любой ребенок, а тем более рассерженный, с удовольствием это сделает. А теперь зажгите свечу снова, но держите еще дальше. Ребенок наберет побольше воздуха и будет дуть изо всех сил.

Хитрость такова: чтобы успокоиться, достаточно сделать несколько глубоких вдохов. К тому же живой свет горящей свечи приятен для глаз и успокаивает.

5. «Поедатель страхов»

Такие забавные мягкие зверушки продаются в магазинах, но можно сшить их самим.

У «поедателя» должен быть большой широкий рот на молнии: можно положить в него бумажку с написанным на ней страхом или другой детской проблемой, которая ребенка беспокоит и не дает ему уснуть. Проглотив ее, «поедатель страхов» закроет рот на замок.

6. Массаж теннисным мячом

Старый физиотерапевтический трюк. Хорошо срабатывает, когда ребенок капризничает, потому что ему скучно, – например, в дороге или когда вам приходится долго ждать в очереди.

Покатайте мячик по плечам, мышцам шеи и спины ребенка – это те места, где тело «хранит» стресс. Этот массаж – то, что нужно, когда малыш больше всего нуждается в мягком ненавязчивом прикосновении.

7. «Снова Плакса пришла?»

Дети мыслят конкретно и не всегда могут разобраться в своих эмоциях, так что очень полезно давать им, эмоциям, имена.

Малышам очень нравится прогонять плохую Плаксу, которая пришла к хорошей девочке. И это гораздо правильнее, чем назвать плаксой самого ребенка.

8. «Музыкальная банка» и «океан в бутылке»

Это замечательное изобретение поможет отвлечь ребенка. К тому же его легко сделать самому.

Наполните продолговатую пластиковую банку разнообразными шуршащими предметами: палочками корицы, звездочками гвоздики, горошинами и фасолью. Получившийся «инструмент» можно встряхивать, прислушиваться к звукам, разглядывать как калейдоскоп.

Так мы одновременно задействуем моторику рук, слух и зрение, и это помогает избавиться от напряжения. Можно сделать «океан в бутылке», налив в нее несколько жидкостей разной плотности и поместив какой-нибудь веселый «поплавок». Детей такие игрушки просто завораживают.

9. Подпрыгнуть высоко и… медленно

Вызовите ребенка на соревнование – кто подпрыгнет выше. А теперь – кто подпрыгнет… медленнее. Кто будет прыгать быстрее всех?

Вы снова отвлекли детей и дали выход их нерастраченной физической энергии.

10. Прыжки под музыку со скакалкой

Это развлечение для скучного осеннего дня, когда ребенок потихоньку начинает ныть. Поставьте веселую музыку и предложите ему две минуты прыгать на цыпочках, попадая точно в ритм, и не сбиться.

11. «Маленькие монстры»

Этих веселых оранжевых монстров можно сделать из небольших надувных шариков, наполненных крахмалом, который приятно скрипит и меняет форму, и разрисовать вместе с ребенком. Их можно бросать об пол, «сражаясь с монстрами», и даже о стену.

12. И левой, и правой

Гуляя с ребенком, дайте ему два мелка, по одному в каждую руку, и попросите нарисовать бабочку одновременно обеими руками. Это не так-то просто, если рисовать не параллельные линии, а каждое крылышко отдельной рукой, «в зеркальном отражении», – так, чтобы ваши руки то двигались навстречу друг другу, то расходились. Даже у взрослых это получается не сразу.

Во время долгой поездки или сидя в очереди в поликлинике, предложите ребенку нарисовать простой знакомый предмет левой рукой, чтобы дать работу заскучавшему мозгу. Это занятие требует максимальной концентрации… и заканчивается смехом.

13. Стоим на руках, бегаем на четвереньках

Йоги давным-давно осознали целебную силу перевернутых поз, когда голова (и разум) опускается ниже уровня сердца. Это оказывает позитивный эффект на автономную нервную систему, которая контролирует ответ нашего тела на стресс. Такие упражнения очень нравятся детям!

www.psychologies.ru

Как ребенку справиться со стрессом в школе

Стрессы и следующие за ними расстройства адаптации у детей школьного возраста бывают разными, составляя до 40% поводов для обращения за помощью к специалисту. Стрессы классифицируются от легких (конфликты в школе) до тяжелых, когда ребенок подвергается насилию, получает физическую или психическую травму, находится длительное время в состоянии, угрожающем жизни (попал в аварию, был свидетелем аварии на дорогах, совершено сексуальное нападение на девочку-подростка со стороны ровесников или взрослых мужчин и т. д.). Однако такая градация является условной: тяжелый стресс может возникнуть и у девочки-отличницы, получившей всего лишь одну плохую оценку. О признаках стресса и помощи ребенку в трудной ситуации рассказывает психолог, кандидат медицинских наук Михаил Васильевич Шипилов.

Часто встречается острая реакция на стресс, возникающая в течение 8 часов с момента действия стрессового фактора. К концу этого периода у детей возникает адаптация к нему. Если стрессовый фактор продолжает действовать в течение 48 часов, реакция должна пройти. Эти расстройства адаптации сохраняются не более 6 месяцев. В противном случае следует говорить уже о психическом заболевании (депрессии или других расстройствах психики).

Наиболее частые проявления стресса

  • Затруднение или нарушение сна, когда ребенок всхлипывает во сне, ему снятся кошмары, он просыпается от них. Наблюдаются все признаки повышенной чувствительности.
  • Ребенок становится более раздражительным, возникают вспышки гнева, не типичные для него в прошлом.
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание, отказывается от деятельности, которую ранее успешно выполнял (приготовление уроков, еда, питье и т. д.), возникает не свойственная ему лень, усталость.
  • Возврат к тем типам поведения, которые были для ребенка свойственны на ранних этапах развития (энурез, грубость, избыточная детскость в поведении, чрезмерная привязанность к матери, кусание ногтей, сосание пальцев и т. д.).
  • У подростков нередко наблюдается асоциальное поведение, агрессивность (может нагрубить однокласснику или учителю, ударить кого-то).
  • Возникновение психосоматических расстройств. Например, у ученицы пропадает голос из-за того, что учительница сказала, что ее оценки будут невелики.

Что родители могут сделать своими силами

  • Любой стресс нарушает психическое равновесие, поэтому необходимо установить уравновешенный ритм жизни. Достаточно ли ребенок спал, ел, отдыхал после даже небольшой физической или психической нагрузки?
  • В продуктах питания для ребенка должно содержаться большое количество витаминов группы В, С (свежие фрукты, овощи, земляника или черника по 1 стакану 1 раз в день и/или прием поливитаминов).
  • Отсутствие избыточной стимуляции. Многие родители, наоборот, пытаются ребенка отвлечь, нагрузить информацией, что плохо отражается на его психике.
  • Отсутствие скандалов, истерик и лишнего напряжения по поводу состояния ребенка.
  • Родителям нужно пересмотретьчрезмерные требования к собственному чаду по поводу учебы и поведения.
  • Необходима поддержка и защита в любой форме: успокойте и поддержите ребенка, дайте ему понять, что родители его любят. Очень важен тесный контакт с «безопасным» для ребенка человеком (легкий массаж, поглаживания, надавливания, разминание, прикосновения, совместное купание в течение непродолжительного времени, плавание в бассейне).
  • Лишь после того, как ребенок успокоился, заново проанализируйте ситуацию, объясните, что ребенок сделал не так, чего не учел в конкретной ситуации. Надо давать оценку конкретным фактам в поведении, а не ребенку.
  • Можно попробовать использовать отвары трав с успокаивающим эффектом: успокаивающий сбор, чай из мяты, мелиссы, отвар корня валерианы. Подойдут и успокаивающие ванны на 10-15 минут при температуре 38 °С с ароматизированными добавками. Используйте и ароматические масла, добавляя их на ночь в специальную лампу.
  • Когда нужно обратиться к психологу

    Психолог обычно «подключается» уже в «запущенных» случаях. Наиболее часто они возникают, когда стрессовый фактор находится в семье. Например, отец бьет собственного ребенка, предварительно «нагрузившись» алкоголем. Другой случай: одинокие матери, требуя от ребенка больше, чем он может (хорошие оценки, соответствие идеалам матери), от бессилия могут перейти к физическим наказаниям, особенно по отношению к сыну. Наиболее частым является и непредоставление защиты собственному ребенку, испытавшему стресс в школе («Сам виноват, что тебя избили». «Так и надо, получил по делам». «Ты не мужчина, а слабак»).

    Чем поможет психолог

    Следует помнить: чем раньше родители обратились к специалисту, тем лучше ребенку. Психолог не оценивает позицию ребенка (правильно — не правильно), а создает алгоритм: что делать, если будет похожая ситуация. Иногда школьник не может вспомнить ситуацию, из-за которой у него развился стресс, то есть у него развивается полная или частичная потеря памяти (это защитный механизм). Если семья не обеспечивает ребенку защиту и поддержку, то психолог выстраивает эту систему, а также помогает ему самому выработать навыки борьбы со стрессом (мышечное расслабление, аутогенная тренировка), дает место чувствам, возникшим при ответе на стресс (рисунки, ролевая игра, телесная терапия).

    Затем организуется обучение взаимодействия перенесшего стресс ребенка с другими детьми: отстаивание своей позиции, умение конструктивно проявлять свою агрессию.

    Читайте также в рубрике «Статьи»

    19 июня, 16:03
    Новая методика для борьбы с лимфатическими отеками X 473 K 0

    08 июня, 10:36
    Как быстро и надежно остановить диарею X 376 K 0

    med-info.ru

    Помогаем ребенку справиться со стрессом в первые учебные дни

    У дочки моей подруги за пару недель до начала учебы появилась вредная привычка — грызет ногти. Нервничает, боится. Наш семилетний сосед Гоша, тоже первоклашка, сосет палец. На любой стресс ребенок может среагировать неврозом, или, иначе говоря, вредной привычкой. Как понять, что наследник нервничает? И что с этим делать?

    Ребенок грызет ногти. Родители в ужасе, ведь пальчики чада выглядят ужасно, да и вся грязь мира попадает прямиком в деточкин рот. Мамы-папы бьют тревогу и начинают изыскивать оригинальные способы отучить. Мажут горчицей, ругают, ставят в угол, пугают микробами, страшными червяками и неизлечимыми болезнями. Самые остроумные из знакомых мне родителей показали дочери фотографию скульптуры Венеры Милосской с отбитыми руками и пообещали, что детка станет такой же, если будет грызть ногти. А одна мама, начитавшись в Интернете советов псевдопсихологов, осознала, что ребенку нельзя ничего запрещать. Она подстригла ему ногти и предложила грызть их — те самые отстриженные. Можно, грызи, но только вот эти.

    Все хитрости развлекают чадо, но ни в коей мере не устраняют самое главное — ПРИЧИНУ! Почему ребенок грызет ногти? Или сосет палец, или теребит свои собственные волосы, или ковыряет в носу? Все это проявления тревоги, дискомфорта, нехватки внимания и часто невроза. Так что горчицей делу не поможешь.

    — У ребенка может быть масса разнообразных привычек, только не все мы относим к разряду вредных, — говорит детский психолог Татьяна Малютина . — Если привычка действительно вредная, т. е. являющаяся симптомом какого-то нездоровья ребенка, то это повод для обращения к врачу — неврологу.

    Родители часто пугают детей, отучая от «неправильного». Рассказали, что, если будет сосать палец, в животе червяки заведутся. Испугался, бросил одну вредную привычку и быстренько нашел другую. Нельзя сосать палец? Но ведь можно ковырять в носу. Ребенку что, так необходима вредная привычка? Да, необходима. Потому что это способ рассказать о своих проблемах.

    Тревогу бить, несомненно, нужно, так как вредные привычки мало того что являются симптомами невроза, могут отвлекать ребенка от познания мира, а следовательно, задерживать его развитие. Кроме того, ребенок может поранить себя (если ковыряет в носу, грызет ногти), в ранку попадет инфекция, и тут уже будет совсем невесело.

    Ругать не нужно! Во-первых, это бесполезно. Ребенок только начинает чувствовать себя плохим, но прекратить грызть ногти не может и продолжает страдать из-за того, что он плохой и мама его не любит. Во-вторых, если будете бурно реагировать на привычки чада, это может стать причиной замкнутости, необщительности, скрытности ребенка.

    ОТКУДА БЕРУТСЯ НЕВРОЗЫ

    1. Невроз появляется, когда ребенку некомфортно. Страшно. Появление невроза перед походом в школу говорит о том, что первоклашка боится нового. А бывалый школьник не хочет идти в класс, потому что там что-то было не так. Проблемы с учителями, не нашел друзей, в классе не любят, не успешен в учебе.

    2. Одной из причин появления неврозов и навязчивых движений является недостаток внимания к ребенку. С одной стороны, вроде бы все хорошо: мама готовит, убирает, стирает, гладит, ходит в магазин, ребенок рядом, но… он сам по себе. С ним никто не занимается. А вот как только появились навязчивые движения — тут уж море внимания, иногда способного привести к тому, что малыш начинает получать «удовольствие» от болезни — мама и папа не ругаются, все капризы выполняют.

    3. Еще одной причиной появления неврозов и навязчивых движений может быть чрезмерная строгость родителя к ребенку — накричал, заставил, вынудил к чему-либо против воли чада, требует быть самым лучшим в классе.

    4. Кроме того, на появление невроза могут влиять раннее отлучение от груди, искусственное вскармливание и т. д.

    Можно сделать вывод, что для полного избавления ребенка от вредных привычек часто необходима не только медикаментозная терапия, но и работа с психологом. Ведь нужно постараться узнать о страхах, изменить отношения в семье и найти возможности для выхода напряжения у малыша — очень здорово работают арт-терапия, песочная терапия, спасают плавание, спорт.

    Как реагировать:

    1. Не кричать, особенно на людях, не чувствовать себя виноватыми за поведение ребенка перед знакомыми — у каждого из нас есть эмоциональные проблемы, почему их не может быть и у ребенка.

    2. Скорее всего, когда проявляются навязчивые движения, ребенок может быть напряжен из-за желания, но страха что-то вам сообщить, малышу страшно в чем-то признаться. Попробуйте просто спросить его, о чем он хочет сказать вам.

    3. Переключайте внимание ребенка на что-то иное, попросите его о чем-то, дайте задание.

    4. Невроз — это проблема семьи, а не проблема одного лишь ребенка. Поэтому отнеситесь к ней как к своей собственной.

    Что делать:

    — Понять, что ребенок — это наше зеркало. И до тех пор пока мы сами не избавимся от страхов, раздражения, негатива, суеты, наш малыш будет страдать неврозом.

    — Некоторые психологи применяют в своей практике борьбы с неврозами такой прием: родители в течение нескольких часов повторяют те же навязчивые движения, которые свойственны их детям. И при этом прислушиваются к тем ощущениям, которые возникают. Говорят, что метод успешен, что многие родители осознают, где проблема и как ее решить.

    — Не бросать ребенка со словами «сам разбирайся». Если проблема в школе, обязательно выясните, что случилось, возможно, с помощью детского психолога, учителя. Узнайте, что так нервирует чадо, и не бойтесь обратиться к неврологу.

    Три причины: Если ребенок не хочет идти на урок.

    Анна ПОРТНОВА , главный детский психиатр Москвы :

    — Если первоклашка боится школы, скорее всего, его запугали родители. Хорошо бы во время записи первоклашек в школу проводить с родителями подготовку, что можно говорить ребенку, а что нельзя. Ведь папе достаточно рассказать страшную историю из своего школьного детства или просто упомянуть, что в школе плохо, чтобы первоклашка расхотел туда идти.

    — Ребенок не созрел личностно. Сейчас родители почему-то стараются как можно раньше отдать ребенка в школу, особенно если это мальчик и ему нужно не попасть в армию. Это порочная практика. Обязательно нужно советоваться с психологом, готов ли школьник. Многие мамы и папы не понимают, что ребенку важно быть готовым! Он может уметь читать, писать, считать, но эмоционально он еще дитя и ему рано садиться за парту, ему будет очень тяжело. Так что думайте не о том, во сколько лет ребенок закончит школу, а о том, как он там будет учиться. Если он с самого начала встанет на вторые позиции — самый маленький, самый младший, забитый, — это не покинет его все 11 лет.

    — Ребенка дразнят и не любят в классе. Это очень болезненная ситуация. Это вина и учителя, который не вмешался в конфликт. Это вина и родителей, которые не научили ребенка строить отношения со сверстниками. Причины такого неприятия ребенка в школе могут быть самые разные. Иногда необъяснимые. И в этой ситуации ребенка нельзя бросать, пускать ситуацию на самотек! Нужно помочь, иногда по совету психолога, может быть, даже перевести в другую школу. Иначе у школьника появится невроз, начнут формироваться патологические черты характера. Он привыкнет быть жертвой, приобретет комплексы. В этот момент важно быть рядом со своим ребенком. Подключить учителя. Школьник должен знать, что он не один, что его не бросили, что ему помогут!

    В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ

    Читайте также

    В Санкт-Петербурге мальчика-инвалида не переводят в 10 класс из-за того, что он не может сдавать экзамены

    Решить этот вопрос может только министерство образования

    Геймеров с диагнозом в армию не возьмут

    Чрезмерное увлечение видеоиграми признано болезнью. Что это это значит?

    Доказано учёными: позже вставать в школу полезно

    Из-за особенностей организма в пубертатный период дети лучше концентрируются, если просыпаются на пару часов позже

    Фоторепортаж с праздника Алые паруса 2018: Самые яркие моменты главного выпускного страны

    В Санкт-Петербурге состоялось грандиозное шоу, аналогов которому нет нигде в мире. Вспоминаем лучшие моменты Алых парусов 2018 [фото, видео]

    Бумажные учебники покинут школу через два года. Правда, что ли?

    Наш обозреватель считает, что это утопия

    Рособрнадзор рассказал, с какими вузами абитуриентам нужно быть аккуратнее

    Прежде чем отправлять документы, надо проверить аккредитацию и лицензию

    Двоечники из состоятельных семей нашли лазейку, как поступить в вуз в обход ЕГЭ

    Исследователи Института образования НИУ ВШЭ обнаружили неожиданную закономерность

    В учебнике издательства «Просвещение» за письмо Шопена выдали сочинение студентки

    Летом выйдет новая редакция книги, где ошибку исправят

    Во французских школах запретили мобильники. Может, и нам пора?

    О том, чем вредны смартфоны и планшеты для детей, мы поговорили со специалистом по защите от излучений Олегом Григорьевым

    Благодаря прямой линии с Путиным на Алтае сохранят школу, где учится около 40 детей

    Местные жители считают, что это спасет их село

    Пятая четверть: надо ли заниматься со школьниками летом?

    Эксперты говорят, лучше отложить учебники

    Минобр Татарстана: Организаторы не заставляли школьницу снимать лифчик перед ЕГЭ

    Ведомство уточняет, что девочка это сделала сама, на эмоциях

    27 российских вузов вошли в топ-1000 лучших в мире

    А МГУ попал в первую сотню рейтинга

    “Школьники не могут даже сориентироваться по карте”: географы почувствовали время новых великих открытий

    В Москве прошла конференция «Практическая география и вызовы XXI века»

    Возрастная категория сайта 18+

    m.kp.ru

    Стресс у ребенка: как помочь стправиться с напряжением

    Дети нередко сталкиваются со стрессовыми ситуациями, и в таких случаях задача родителей – отвлечь малыша игрой и помочь ему расслабиться, успокоиться.

    Игры, которые помогут снять стресс и напряжение у ребенка:

    1. Гирлянда

    Эта игра хорошо подойдет застенчивым и стеснительным детям. Из разноцветной бумаги вырезаем гирлянду-человечков. Можно нарисовать им мордочки и написать имена родственников или друзей. Ребенок увлекается процессом, и в результате понимает, что он не один – человечки из бумаги являются олицетворением его семьи, ближайшего окружения.

    2. Негатив в небо

    Ребенок, переживший травму (стресс), может застрять в проблеме, если не помочь ему избавиться от груза на душе. Возьмите китайские фонарики, либо воздушные шары, наполненные гелием, отправляйтесь с ребенком на открытую местность и запустите его проблему в небо.

    3. Рисуем пальчиками

    Еще одна очень простая игра, которая помогает снять стресс у ребенка. Окунаем пальчики в краску, ставим на лист несколько отпечатков пальчиков. А затем спрашиваем, что нужно дорисовать, чтобы получился кролик, ежик, коровка, кошечка или собачка.

    4. Выводим страх на поверхность

    На темной или черной бумаге рисуем разноцветными мелками, карандашами, красками. Этот метод помогает в трансформации тревоги, выводит “на поверхность“ скопившийся страх. Из темноты неизвестного, прошлого, страшного, выступает что-то новое и красочное.

    5. Узоры из краски

    Для того, чтобы снять напряжение и расслабиться, существует очень простой способ: берем стакан с водой и капаем туда немного акварельной краски, рассматриваем образовавшиеся на воде узоры и наблюдаем за тем, как растворяется краска.

    m.ivona.bigmir.net

    Способы успокоить и снять стресс у ребенка

    Дети часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями, а традиционные методы, такие как глубокое дыхание, не всегда помогают с ним справиться. Когда ребенку необходимо быстро снять напряжение, попробуйте один из способов, предложенных ниже.

    1. Переверните ребенка вниз головой. Много столетий назад йоги обнаружили, что положение тела, в котором голова находится ниже уровня сердца, успокаивающе действует на организм. Для расслабления ребенку нужно наклониться, дотягиваясь ладонями до пальцев ног, или постоять на голове. Перевернутое положение тела укрепляет вегетативную нервную систему, отвечающую за стрессовые реакции организма.

    2. Попробуйте визуализацию. Исследования показывают, что визуализация снижает уровень стресса. Предложите ребенку закрыть глаза и представить себе тихое, спокойное место. Затем помогите ему представить эту картину в деталях. Спросите, как выглядит это место, какие там запахи, что ощущает ребенок, находясь там.

    3. Предложите ребенку воду. Обезвоживание приводит к снижению умственной продуктивности. Дайте ребенку выпить стакан холодной воды и немного посидеть. Выпейте стакан воды сами, и вы заметите, как данная процедура успокаивает нервную систему.

    4. Спойте что-нибудь. Все знают о том, что любимые песни поднимают настроение. Кроме этого громкое пение (даже если вы при этом немного фальшивите) способствует выработке «гормонов счастья» – эндорфинов.

    5. Примите «позу собаки мордой вниз». Поза, известная в йоге как «Собака мордой вниз», как и перевернутое положение тела, восстанавливает вегетативную нервную систему. Также она растягивает мышцы рук, ног и туловища, что приводит к сжиганию уровня глюкозы, выработанной в результате реакций организма на стресс.

    6. Рисуйте. Рисование не только помогает отвлечься от источника стресса, но и развивает стрессоустойчивость. Если вас пугает даже мысль о том, что ребенок будет рисовать красками, позвольте ребенку порисовать, например, кремом для бритья на шторке в душе. Шторку будет легко вымыть, а ребенок не измажет всё вокруг.

    7. Попрыгайте через скакалку. Установите таймер на две минуты, включите музыку и позвольте ребенку прыгать через скакалку в ритме музыки. Если ребенку трудно прыгать через скакалку, он может просто подпрыгивать на месте.

    8. Попрыгайте в высоту. Устройте с ребенком соревнование, кто прыгнет выше, дальше или быстрее. Это еще один простой, но действенный способ выпустить пар с помощью физической активности.

    9. Пускайте мыльные пузыри. Дуть на вертушку или пускать мыльные пузыри – такие занятия помогут ребенку контролировать дыхание а, заодно, нормализовать состояние психики. Кроме того, ребенку наверняка понравится бегать за лопающимися пузырями.

    10. Примите горячую ванну. После трудного рабочего дня нет ничего приятнее, чем полежать в горячей ванне в полной тишине и с приглушенным светом. Ребенку данная процедура также поможет успокоиться, расслабиться и отвлечься от всех занятий. Позвольте ему взять с собой в ванную любимую игрушку и отдохнуть столько, сколько ему потребуется.

    11. Примите холодный душ. Хотя этот способ полностью противоположен предыдущему, он также укрепляет организм. Холодный или даже прохладный душ помогает снять мышечное напряжение, улучшает приток крови к сердцу, заметно повышает настроение. Исследование, в котором приняли участие люди, практикующие закаливание, показало, что регулярное купание в холодной воде снижает напряжение, усталость, депрессию и негативные эмоции. Для совсем маленьких детей купание в холодной воде нежелательно. Лучше постепенно снижать температуру воды или попробовать контрастный душ.

    12. Пейте теплые напитки. Теплые напитки в прохладный день дают телу ощущение тепла. Это похоже на объятия изнутри. Чашка горячего шоколада или теплого молока помогут малышу быстро прийти в состояние гармонии.

    13. Задувайте свечи. Зажгите свечу и предложите задуть её ребенку. Затем зажгите её снова, но при этом немного отодвиньте от ребенка. С каждым разом ребенку нужно будет дышать глубже и глубже, чтобы задуть свечу. Так в игровой форме вы можете научить ребенка глубокому дыханию.

    14. Наблюдайте за аквариумными рыбками. Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему в больницах часто ставят аквариумы? Согласно исследованиям, наблюдение за аквариумными рыбками снижает артериальное давление и частоту пульса. Более того, чем больше аквариум, тем эффективнее его действие. Когда вам потребуется успокоить ребенка, сводите его к местному пруду или аквариуму для небольшого сеанса «рыбной терапии».

    15. Посчитайте от 100 до 1. Счет в обратном порядке не только позволяет ребенку отвлечься от того, что его беспокоит. Он также развивает концентрацию внимания и полезен дошкольникам в качестве подготовки к школе.

    16. Повторяйте мантры. Придумайте мантру, которую ребенок сможет использовать для успокоения. Хорошо подойдут фразы: «Я спокоен» или «Я уверен в себе».

    17. Дышите животом. Большинство из нас дышит неправильно, особенно в стрессовых ситуациях. Предложите ребенку представить, что его живот – воздушный шарик. Ребенок должен дышать глубоко, чтобы наполнить шарик воздухом. Повторите это простое упражнение пять раз, и вы увидите, что ребенок станет намного спокойнее.

    18. Сделайте пробежку. Бег снижает стресс эффективнее, чем визит к психологу. Десятиминутная легкая пробежка не только повысит настроение ребенку, но и позволит справляться со стрессом на протяжении нескольких часов.

    19. Сосчитайте до пяти. Когда ребенку кажется, что он не может контролировать эмоции, предложите ему закрыть глаза и сосчитать до пяти. Эта своеобразная пятисекундная медитация позволит мозгу «перезагрузиться» и посмотреть на ситуацию с другой стороны. Также это приучит ребенка хорошо подумать перед совершением какого-либо действия в стрессовой ситуации.

    20. Выговоритесь. Дети, способные свободно говорить о своих чувствах и о том, что их беспокоит, рано учатся разбираться в происходящих ситуациях и собственном отношении к ним. Родителям не следует сразу же советовать ребенку, как решить проблему. Сначала выслушайте ребенка и задайте ему наводящие вопросы, помогающие прояснить ситуацию.

    21. Напишите письмо самому себе. Мы никогда не будем так же критичны к своему другу, как к самим себе. То же самое происходит и у детей. Научите их быть добрее к себе, а в трудных ситуациях спрашивайте, что бы они сказали в такой ситуации своему лучшему другу.

    22. Украсьте стену. Речь не идет о красках и декорациях, можно просто повесить на стену плакат или картинку из журнала. Это поможет ребенку проявить свои творческие способности. В таком деле важен сам творческий процесс, а не результат.

    23. Изготовьте доску визуализации. Пусть ребенок вырежет из журналов фразы и картинки, иллюстрирующие его интересы и мечты. Наклейте их на специальную доску на стене. Такое занятие поможет ребенку не только разобраться в том, чего он хочет от жизни, но и позволит отвлекаться от источника стресса в трудные моменты, фокусируя свое внимание на том, что ему действительно интересно.

    24. Обнимите ребенка или позвольте ему обнять вас. Объятия способствуют выработке окситоцина – гормона, обеспечивающего работу иммунной систем организма. 20-секундные объятия снижают давление, улучшают самочувствие и снижают стрессовые реакции организма. Объятия принесут пользу и вам, и вашему ребенку.

    25. Гуляйте на природе. Согласно исследованиям, 50-минутные прогулки на природе улучшают мыслительные процессы и снижают уровень стресса. Если у вас нет столько свободного времени, то даже 15-минутная прогулка на свежем воздухе поможет ребенку справиться со стрессом.

    26. Представьте себя через несколько лет. Это отличный способ мотивировать ребенка поставить цели на будущее и стремиться к ним. Пусть он запишет, каким хочет видеть себя через неделю, месяц, год или более продолжительный срок.

    27. Подуйте на вертушку. Как и в случае со свечей, данное упражнение тренирует дыхание ребенка, однако здесь акцент делается на контролируемый выдох, а не на глубокий вдох. Ребенок должен заставить вертушку крутиться медленно, потом быстро, потом опять медленно. Так он научится регулировать своё дыхание.

    28. Лепите из пластилина. Во время лепки участки мозга, отвечающие за стрессовые реакции, становятся неактивными, поскольку импульсы активизируют другие участки мозга. Можно купить пластилин в магазине или сделать его своими руками.

    29. Поработайте с глиной. Подобный эффект наблюдается и при работе с глиной. Позвольте ребенку вылепить что-нибудь из глины или сделать чашку с помощью гончарного круга. Это также прекрасная возможность для ребенка научиться чему-то интересному и сформировать новый практический навык.

    30. Пишите. У старших детей ведение дневника или просто описание своих чувств на бумаге благоприятно сказывается на настроении, особенно если они уверены, что эти записи никто не читает. Дайте ребенку тетрадь, и пусть он опишет свои чувства. Убедите ребенка в том, что его записи никто не будет читать, пока он сам об этом не попросит. Постоянное ведение дневника положительным образом сказывается на памяти, концентрации внимания и мышлении ребенка.

    31. Благодарите. Кроме описания чувств предложите ребенку записывать, кому и за что он благодарен. Это помогает повысить успеваемость в школе и снизить уровень стресса. Для этого можно завести отдельную «тетрадь благодарностей».

    32. Называйте свои эмоции. Неумение распознавать негативные эмоции часто становится причиной стресса у детей. Если ребенок злится, испытывает панику или страдает от перфекционизма, попросите его назвать это чувство, дать ему имя. После этого помогите ребенку справиться с негативом. Например, спросите у малыша: «Тебя опять беспокоит идеальность?». В такой игровой форме вы можете обсудить, как преодолеть перфекционизм, а ребенок не останется один на один со своим чувством.

    33. Покатайтесь на качели. Катание на качели не только укрепляет мышцы ног и туловища, но также снижает уровень стресса (такой эффект имеют движения раскачивания). Покатайте ребенка на качели или он может покататься самостоятельно, чтобы успокоить эмоции.

    34. Толкайте стену. Это хороший способ избавиться от гормонов стресса, не выходя из комнаты. Ребенок должен в течение 10-ти секунд толкать стену. Повторите упражнение три раза. Чередование мышечных усилий и расслабления приводит к выработке «гормонов счастья».

    35. Мните тонкую бумагу. Мять бумагу – одно из любимых занятий маленьких детей. Их успокаивает не только шелест бумаги, но и её текстура. Сенсорные импульсы активизируют определенные участки мозга, снижающие уровень стресса.

    36. Лопайте пузырьки на упаковке. Купите немного такого материала и порежьте на небольшие куски, чтобы успокаивать ребенка в моменты стресса.

    37. Катайте теннисный мяч по спине. Такая процедура действует в качестве легкого успокаивающего массажа. Делайте её, когда ребенку необходимы успокаивающие прикосновения. Массируйте плечи, шею и нижнюю часть спины – эти участки наиболее напряжены в момент стресса.

    38. Массажируйте ступни небольшим мячиком. Это помогает улучшить кровообращение и воздействует на определенные точки на ступнях, помогая снять стресс и убрать напряжение мышц ног. Ребенку может покатать мяч по всей поверхности ступни, наступая на него с разной силой.

    39. Определите «спокойное место» в доме. Ребенок должен иметь определенное место в доме, где он сможет прийти в себя в моменты утраты контроля над эмоциями. В этом месте ребенок должен чувствовать себя максимально комфортно, чтобы иметь возможность для полноценного отдыха и восстановления душевного равновесия.

    40. Слушайте музыку. Музыка улучшает настроение, способствует здоровому сну, снижает уровень стресса и беспокойства. Слушайте музыку различных стилей, установите оптимальный уровень громкости в доме, машине и спальне ребенка.

    41. Устройте танцевальную вечеринку. Физическая нагрузка в сочетании с удовольствием от музыки принесет ребенку пользу. Ему понравится такая активность в сочетании с развлечением. Если ребенок в плохом настроении, сделайте музыку громче и устройте танцевальную вечеринку в комнате. Настроение ребенка мгновенно поднимется.

    42. Покричите. Иногда плохое настроение ребенка связано с тем, что его переполняет слишком много эмоций. Пусть ребенок примет свободную позу и представит, как эмоции проходят сквозь его тело от пальцев ног до рта. Для их освобождения ребенку нужно громко закричать.

    43. Поменяйте обстановку. Когда мы испытываем сильные негативные эмоции, иногда нужно просто выйти из дома. Смена обстановки поможет малышу быстро успокоиться. Если вы находитесь дома – выйдите на прогулку. На улице найдите спокойное место, где можно присесть. Смените обстановку и это поможет ребенку быстро восстановить самообладание.

    44. Выйдите на прогулку. Мы часто ходим гулять для того, чтобы навести порядок в мыслях. На нас успокаивающе действует не только свежий воздух, но и естественные ритмы природы. Выйдите на прогулку вместе с ребенком, и, возможно, он поделится с вами причинами своего плохого настроения.

    45. Запланируйте веселое занятие. Когда вы чем-то обеспокоены, кажется, что на вас давят стены и мир вот-вот рухнет. Некоторым детям необходимо помочь посмотреть в будущее, чтобы отвлечь от внутреннего диалога. Запланируйте какое-нибудь веселое занятие для всей семьи, позвольте ребенку поучаствовать в его обсуждении. Любая тема, связанная с будущим, будет ему полезна.

    46. Испеките хлеб. Все бабушки в мире знают, что процесс выпекания хлеба помогает избавиться от стресса. В Интернете вы можете найти много простых рецептов приготовления хлеба. Ребенок может самостоятельно смешать ингредиенты и замесить тесто. Ему обязательно понравится результат вашей совместной работы.

    47. Сплетите браслет. Работа руками вызывает состояние полной поглощенности занятием. Подобный эффект имеют такие занятия, как вязание, вышивка или любое другое дело, помогающие малышу забыть о внешних обстоятельствах.

    48. Покатайтесь на велосипеде. Катание на велосипеде понемногу теряет популярность у детей. Но велосипедные прогулки не только благоприятны для суставов – они развивают равновесие и физическую выносливость. Можно организовать велосипедные прогулки всей семьей.

    49. Раскрашивайте книги-раскраски. Раскраски – отличный способ занять и успокоить ребенка, развить у него мелку моторику и концентрацию внимания. Купите ребенку карандаши и фломастеры и раскрашивайте страницы книг-раскрасок вместе с ним.

    Эти, казалось бы, простые способы, помогут не только улучшить психоэмоциональное состояние ребенка любого возраста, но и научить его лучше разбираться и справляться с негативными эмоциями. Эти навыки сослужат ему добрую службу на протяжении всей жизни.

    childdevelop.ru