Как понять что у ребенка аутизм

Эксперт на связи: как понять, что у ребенка аутизм

Аутизм как нарушение развития впервые был описан в начале 40-х годов прошлого века. Еще в начале 2000-х заболевание не было сильно распространено в мире, хотя такие дети стали рождаться все чаще. И врачам, и родителям довольно трудно сразу после рождения распознать у ребенка некоторые отклонения в развитии. Однако есть признаки, на которые нужно вовремя обратить внимание. «Летидор» обратился к экспертам, которые рассказывают, что должно насторожить родителей.

Елена Новикова, врач-невролог Центра речевой неврологии Федора Краминова «ДокторНейро», к.м.н, врач высшей категории

Синдром Каннерра, или ранний детский аутизм (РДА) — отклонение в психическом развитии, которое проявляется в проблемах общения с окружающим миром.

Ребенок сталкивается с трудностями при взаимодействии с другими людьми или в выражении собственных эмоций. Даже в общении с близким кругом людей у ребёнка могут возникать сложности в построении эмоциональных связей.

Причины раннего детского аутизма до сих пор являются предметом дискуссий. Последние исследования показали, что патогенез данного заболевания обусловлен сложными биологическими факторами, такими как генетические отклонения или органическое поражение центральной нервной системы.

Мы рекомендуем обратиться к специалисту, если у вашего ребенка отмечается следующая симптоматика:

  • У ребенка выраженная склонность к стереотипному поведению (повторяющимся действиям), раскачиваниям, бегу по кругу.
  • Ребенок слабо реагирует на обращенную к нему речь, не воспринимает жесты, мимику, интонации, предпочитает общение с предметами, а не с людьми.
  • Наблюдается повышенная чувствительность к звукам, нарушение ритма сна и бодрствования, чрезмерная избирательность в еде.
  • В грудном возрасте родителей должно насторожить отсутствие «комплекса оживления»: ребенок при попытке взять его на руки становятся пассивным или, наоборот, проявляет отрицательную реакцию.

Одним из самых актуальных вопросов, связанных с лечением раннего детского аутизма, является вопрос правильной постановки диагноза. Симптоматика целого ряда заболеваний очень похожа. На начальном этапе необходимо дифференцировать РДА от других заболеваний, имеющих аналогичные внешние проявления.

Процесс постановки диагноза чрезвычайно сложен и требует проведения широкого набора клинических и психологических исследований. Помимо сбора подробного анамнеза, необходимо провести расширенное неврологическое и соматическое обследование, функциональную диагностику, хромосомный анализ.

При отсутствии тщательной и комплексной диагностики, проведенной опытными узкопрофильными специалистами, возможность точной и безошибочной постановки диагноза просто отсутствует!

Баранов Артем, психоаналитик

Признаки аутизма прежде всего проявляются в том, что ребенок не говорит. Он отказывается входить в диалог — не важно, каким способом, вербальным или невербальным. Все пространство знаков, слов и прочих моментов остается для него в общем-то загадкой.

Отчасти аутизм вызван повышенным требованием к ребенку, завышенными ожиданиями от него. Современная система образования требует от юного субъекта буквального того, чтобы он заговорил почти сразу. Под давлением этих требований маленький человек может отказаться от каких-бы то ни было отношений.

Также это может быть вызвано и абсолютным невниманием к ребенку, полным игнорированием его как человека, как субъекта. Например, был описан случай, когда родители почти с самого рождения посадили ребенка перед телевизором, и его воспитывал голубой экран, который не мог дать никакого ответа на его чувства, желания и потребности. В общем, причины аутизма всегда разные, но можно выделить одну — это некий механистический подход к отношениям с ребенком и его воспитанию.

Вылечить аутизм невозможно. Если это происходит, то это на всю жизнь. Возможно лишь помочь человеку выбрать и обрести возможность говорить с окружающим миром. Подобные мероприятия, конечно, очень долгие, могут идти по несколько лет. И здесь нужен комплексный подход, который бы позволил человеку каким-то очень специфичным образом влиться в социум.

letidor.ru

Вопрос-ответ. Ребенок избалованный или аутичный — как понять?

Советы тем, кто случайно стал свидетелем странного поведения ребенка, которое может быть вызвано особенностями развития

Дети с аутизмом склонны к странному поведению. Они могут издавать странные звуки, действовать импульсивно, убегать или залезать туда, куда не следует. Они могут быть чрезвычайно разборчивы в еде, отказываться надевать определенную одежду или им может быть трудно уснуть и оставаться в постели всю ночь. Они могут снова и снова стучать дверью, спускать воду в унитазе без надобности, снимать с себя одежду или драться с другими детьми. У них могут быть проблемы с вниманием, они могут легко отвлекаться, с ними даже может случиться очень длительная и громкая истерика, «нервный срыв».

Эти виды поведения социально неприемлемы. И нет такого поведения, которое может случиться только с ребенком с аутизмом. Так что в реальности, большинство взрослых людей, которые видят ребенка старше трех лет, ведущего себя таким образом, быстро приходят к выводу, что перед ними «донельзя избалованный» ребенок. Им кажется, что ребенка поощряли плохо себя вести, и что родители просто никогда не говорят ему «нет».

Вероятно, есть только две ситуации, в которых взрослый человек может заподозрить, что он наблюдает аутичное поведение, а не просто банальные капризы.

Во-первых, это ситуации, в которых язык тела и движения ребенка слишком необычны и выдают его особенности развития. Например, если подросток вообще не говорит, а для общения издает отрывочные звуки, или если ребенок раскачивается и машет кистями рук. Такое поведение может сообщать окружающим, что «у этого ребенка есть особые потребности».

Вторая ситуация происходит тогда, когда этот взрослый сам воспитывает или работает с ребенком с аутизмом. Мы, родители детей с аутизмом, так часто встречаем людей в этом спектре в приемных, на группах и в коррекционных классах, что знаем возможные проявления как свои пять пальцев.

Но что, если у вас нет ребенка с аутизмом, но вы просто наблюдаете или общаетесь с ребенком, который, как вам кажется, ведет себя плохо. Может быть, вы тренер в спортивной секции, вожатый в лагере, инструктор в бассейне или смотритель музея. Как вы можете понять, столкнулись ли вы с аутичным ребенком или же его действительно избаловали?

Вот несколько возможных подсказок, которые помогут вам понять, нуждается ли этот ребенок в строгой дисциплине или в специальной поддержке.

1. Странное поведение происходит «на ровном месте». В то время как обычные дети могут плохо себя вести, когда им в чем-то отказывают или они недовольны ровесником, проблемное поведение детей с аутизмом часто является результатом сенсорных трудностей (слишком светло, слишком громкие звуки, неудобная одежда, странные запахи), которые могут быть невидимы для остальных людей.

2. Поведение повторяется, но не преследует какую-либо цель. Ребенок, который снова и снова открывает и закрывает дверь, возможно, для того, чтобы понаблюдать за движениями двери, вряд ли делает это потому, что он «балуется». Вероятно, ему нравится этот сенсорный опыт, и он просто не знает о том, что данное поведение неуместно.

3. Поведение не соответствует возрасту ребенка. Когда способный двенадцатилетний мальчик настаивает на том, чтобы без конца говорить про видео или мультики «для малышей» или выпаливает ответы, не поднимая руку и обращая внимания на одноклассников, то вряд ли он просто хочет всех «достать». Подобное импульсивное поведение, а также интересы, странные для данного возраста, часто связаны с аутизмом.

4. Ребенок не ждет реакции окружающих. Если обычные дети «балуются», чтобы добиться реакции взрослых или сверстников, дети с аутизмом могут делать то же самое по своим собственным, внутренним причинам. Если вы видите, что ребенок делает то, что вы считаете «баловством» (сидит под партой, встает на скамью, бегает, хотя делать этого нельзя), но его при этом не интересует реакция на его поведение, то это может быть проявлением аутизма.

5. Ребенок не понимает социальные аспекты ситуации. Дети с аутизмом могут не понимать реакцию других людей, особенно если она неявная. В результате, они могут говорить без конца на одну и ту же тему, потому что не понимают, что она уже всем наскучила, вторгаться в личное пространство или считать, что им тут рады, даже если это не так.

Ни один из этих признаков еще не доказывает, что у ребенка можно диагностировать аутизм, но они определенно говорят о том, что ребенок не просто мешает окружающим ради того, чтобы их позлить или добиться своего. Независимо от аутизма эти дети нуждаются в дополнительной помощи, чтобы справиться с повседневными сложностями!

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь»

outfund.ru

Важная информация: как понять, что у ребенка аутизм

Сегодня врачи все чаще ставят детям диагноз аутизм – нарушение развития, причинами которого становятся множество факторов: от генетики до состояния экологии. Сами специалисты объясняют это тем, что врачи, прежде всего, научились правильно определять диагноз. Хотя все равно существуют определенные трудности с распознаванием аутизма у детей раннего возраста. Обычно этот диагноз ставят после двух лет. Поэтому медики обращают внимание родителей на то, что раннее коррекционное обучение детей приводит к более благоприятному развитию событий для самого ребенка и его семьи.

Эксперт на связи: как понять, что у ребенка аутизм

Елена Новикова, врач-невролог Центра речевой неврологии Федора Краминова «ДокторНейро», к.м.н, врач высшей категории

Синдром Каннерра, или ранний детский аутизм (РДА), — отклонение в психическом развитии, которое проявляется в проблемах общения с окружающим миром.

Ребенок сталкивается с трудностями при взаимодействии с другими людьми или в выражении собственных эмоций. Даже в общении с близким кругом людей у ребенка могут возникать сложности в построении эмоциональных связей.

У ребенка выраженная склонность к стереотипному поведению (повторяющимся действиям), раскачиваниям, бегу по кругу.
Ребенок слабо реагирует на обращенную к нему речь, не воспринимает жесты, мимику, интонации, предпочитает общение с предметами, а не с людьми.

Наблюдается повышенная чувствительность к звукам, нарушение ритма сна и бодрствования, чрезмерная избирательность в еде.
В грудном возрасте родителей должно насторожить отсутствие «комплекса оживления»: ребенок при попытке взять его на руки становятся пассивным или, наоборот, проявляет отрицательную реакцию.

Это еще не конец. Нажимай на кнопки ниже, чтобы смотреть продолжение. Также не забудь написать в комментариях все, что думаешь, и поделиться этой записью в Facebook.

ihappymama.ru

Ошибки, которые можно избежать. Признаки и симптомы аутизма

Ошибки, которые мы совершаем по не знанию диагноза. Признаки и симптоматика аутизма.

Дети — это самое ценное, что может быть в нашей жизни. И не важно, какой ребёнок – одарённый ли, или, наоборот, с ограниченным развитием. Но для общества он всегда будет особенным, другим, неадекватным, «больным»… И понять нас и нашего ребёнка общество не может, в силу того, что они с этой проблемой не сталкивались. И жизнь мамы особенного ребёнка – это постоянная борьба с собой и обществом, также борьба за развитие своего ребёнка. Даже если взять себя, когда у нас этой проблемы не было, мы не замечали проблем этих людей с особенными детками, но как это случилось с тобой, всё резко изменилось. И надо пройти определённый путь как внутри себя, так, и путь в нашем внешнем мире, в нашем обществе. Самое важное в отношении с ребёнком это гармония между вами и вашим ребёнком, а не то, как вас воспринимают окружающие, надо перестать беспокоиться о том, что о тебе и твоём ребёнке думают люди. Да, хочется убежать, спрятаться в этот момент, плакать, рыдать, выть, это просто тихий ужас. Даже были моменты, когда я думала, лучше бы я не рожала, но я так рада, что меня в эту минуту никто не слышал. Жизнь с такими детками очень тяжела, но чтобы понять нас родителей и что такое аутизм у ребёнка, надо прожить с ним хотя бы один день, прожить всего лишь день его жизни.

Приходится быть сильной, хоть это не комплимент для женщины, но не получается при такой жизни, быть слабой, и у меня обязательно хватит сил, чтобы помочь моей дочке. Но главная наша проблема в том, что, даже видя то, что у ребёнка что-то не так, что он развивается не так как другие детки, мы боимся того, что люди узнают, что у нас «больной» ребёнок, что нас заметят около кабинета психиатра. Думаем, что на следующий же день все соседи, весь двор будет на нас показывать пальцем, и это самая большая проблема и наша ошибка. Хоть мы и озвучиваем эту проблему нашему педиатру, нашим знакомым, но все в один голос твердят, перерастёт, догонит, не волнуйтесь, и мы рады это услышать, тешим себя надеждами, но тем самым мы теряем драгоценное время. Но тревогу врачи не бьют по этому поводу, тревогу должна забить именно мама, именно вы, а если врач говорит, не волнуйтесь, все дети разные, нужно сразу же поменять врача. И, конечно же, разобраться в этой проблеме незнающему родителю практически невозможно. Я многих вещей не понимала, списывала на характер, капризы. А хочется помочь мамам таких деток, чтобы они избежали моих ошибок и раньше обнаружили у своего ребёнка странности и признаки аутизма, потому что у меня было много времени упущено. Теперь люди мне говорят, что я не доглядела, но я же НЕ ЗНАЛА, что такое АУТИЗМ в тот момент. Но, наверное, да, они правы, НЕ ДОГЛЯДЕЛА…

Если не обращать на мнение людей, и на то, что о вас подумают, а на протяжении всего того времени, которого я с дочкой находилась на улице, люди мне говорили, какая у меня избалованная дочка, что я не могу успокоить её, что я плохая мать, что я неправильно воспитываю ребёнка, но если на все эти высказывания закрыть глаза и пропускать всё это мимо ушей, жизнь станет гораздо спокойнее. Надо принять своего ребёнка таким, какой он есть, безусловно принимать своё дитя. Это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, а просто так, просто за то, что он есть. И это является необходимым условием для нормального развития ребёнка-аутиста. Это проявляется, когда мы сообщаем своему чаду, что он нам дорог, нужен нам, что он просто хороший. Это проявляется в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, таких словах как: « Как хорошо, что ты у нас родился, я рада тебя видеть, ты мне нравишься, я люблю, когда ты дома, мне хорошо, когда мы вместе ». Обязательно надо обнимать своего ребёнка несколько раз в день. И это нужно ребёнку, как пища растущему организму. Это питает вашего ребёнка эмоционально, помогая психологически развиваться.

Главная наша задача, это вовремя заметить, что твой ребёнок не такой, как все и вовремя начать ему помогать, т.е. надо знать признаки и симптомы аутизма, чтобы вовремя это обнаружить. Конечно, наиболее ярко аутизм проявляется после трёх лет, когда мы ждём наиболее яркого развития и проявления этих развитий, но первые признаки проявляются до трёх лет, можно даже сказать, практически с первого года жизни. На что же нужно нам обратить внимание?

Признаки и симптомы аутизма:

Если до года у ребёнка нет реакции на маму, а мама самый близкий человек, самое родное, что должно вызывать у ребёнка оживление, эмоциональную реакцию, потому что это грудь, это запах, это защищённость, это ощущение счастья, когда мама рядом. У аутистов практически отсутствует эмоциональная ответная реакция на голос, на присутствие мамы. У такого ребёнка меньше положительной мимики. Они мало эмоциональны, не радуются, не смеются, нет ответной улыбки, не тянут ручки к взрослому, звуков могут почти вообще не издавать, не реагируют на яркие игрушки, проявляют какую-то особую пассивность. И всё это уже должно насторожить маму.

Ещё очень большая ошибка в том, что когда ребёнку что-то говоришь, а он не реагирует на это, и, говоря об этом врачам, они думают, что ребёнок глухой и направляют нас к сурдологу — врачу по слуху. Да, когда ты обращаешься к ребёнку по имени, он должен откликнуться, а аутисты не реагируют на своё имя. Но он же может отреагировать на другой звук, например, на удар, на звон. Я всегда дома, когда Яну днём укладывала спать, отключала домофон и телефон, потому что от малейшего шороха или звука, она просыпалась. Значит, слух есть! Хоть я об этом говорила врачам, меня всё равно посылали к сурдологу. И ни один врач мне не сказал о том, что аутисту просто речь не интересна, он её не воспринимает, не распознаёт, не реагирует на неё. И это тоже должно насторожить.

Ещё у таких деток бывают необъяснимые эмоциональные реакции. Т.е. нет чувства радости или сопереживания, например, на какие-то подарки, игрушки реагируют равнодушием, это их не цепляет. Или если вам больно или вы плачете, пытается ли ваш ребёнок пожалеть вас, видно ли по нему, что он переживает за вас? А может это вызвать у ребёнка необъяснимое возбуждение или непонятную реакцию, и здесь логики или адекватности трудно найти.

Также странная реакция ребёнка на окружающих, особенно новых людей, идёт их избегание, идёт негативная реакция на приход гостей в дом, а также попытка посетить кого-то. И наша ошибка в том, что мы думаем, что ребёнок стесняется, но это с возрастом не снижается. У них присутствует сложность адаптации к новым условиям и окружению. Если я с Яной ехала на очередной курс реабилитации, то ей нужно было время адаптироваться к новому месту и людям, у неё был страшный стресс, и это всегда сопровождалось запорами, а иногда и откатом в развитии.

У них отсутствует зрительный контакт или он очень кратковременный. У нормального ребёнка это взгляд глаза в глаза. У меня дочка смотрит как будто сквозь тебя, как будто задумалась о чём-то, и кажется, что она косит глазки, а на людях прикрывает глазки рукой и отворачивается. Т.е. если вы проявляете попытку привлечь к себе внимание ребёнка, а он проводит своим взглядом мимо ваших глаз, это тоже является проблемой аутизма, и вас это должно насторожить.

Также, когда мы стараемся приобщить ребёнка к контакту с другими детьми на детской площадке или ещё где-то, ему это не интересно, он в каком-то своём мире. Они, как правило, не играют с другими детьми. Уже в год, когда Яна моя научилась ходить, и я стала её заводить на детскую площадку, она кричала, я её не могла даже затащить в песочницу, она орала, что есть мочи, при этом была красная, как бурак, детей боялась, как огня, она даже приблизиться к ним не могла. И я, на тот момент, не могла понять эту реакцию и её боязнь.

Уже к трём годам ребёнок должен говорить предложениями. И, как правило, такие детки не разговаривают или имеют очень малый словарный запас. И конечно в раннем возрасте довольно трудно определить, правильно ли развивается ваш ребёнок, трудно понять, что это не простая задержка речевого развития. И ошибка родителей, у которых дети говорят, и которые отрицают до последнего наличие проблем, аргументируя, что их ребёнок иногда произносит очень сложные фразы, услышанные от взрослого, но это может быть отражённая речь, т.е. бессмысленное повторение, но это никак нельзя назвать нормальным развитием речевого аппарата. Это фразы, произнесённые ребёнком, никак не связаны с ситуацией и, как правило, речью своей они не пользуются и не вступают в диалог. У таких деток идёт как замедленное развитие речи, также и может произойти регресс речевых навыков. Идёт запаздывание возрасту вопросов, т.е. ребёнок не задаёт вопросы, которые задают все дети его возраста. У них обычно нет адекватного языка, в речи присутствуют неологизмы, т.е. придуманные и несуществующие слова или звуки, присутствует эхолалия, т.е. ребёнок повторяет только услышанные слова или части слов. Такие детки длительно обозначают себя во втором или в третьем лице, т.е. не говорят слово: «Я», например, Яна всегда говорила: » Яна хочет, Яна плачет».

Повторяющееся поведение один из самых типичных признаков аутизма. Выглядит это как многократное повторяющееся кручение вокруг своей оси, бегание из угла в угол, движение рук по одному маршруту, раскачивание из стороны в сторону, хождение на цыпочках, движение, как бабочка, размахивая руками. Яна могла бегать из угла в угол по комнате целый день, при этом всегда сильно кричала, и дома царил просто ужас, тишины не было вообще. Также повторение одних и тех же слов, звуков или одних и тех же фраз на протяжении целого дня. У Яны, на протяжении нескольких месяцев в течение целого дня, шло неимоверное повторение раз одной и той же фразы: » Скажи нет», и я должна была эту фразу за ней повторить столько раз, сколько она её повторяла на протяжении всего этого дня. И не было возможности её остановить, или не повторить за ней это, тогда это сопровождалось наистрашнейшими криками и истериками, и нельзя было никак успокоить её, поэтому приходилось всё равно повторять за ней это, чтобы она успокоилась.

Также наблюдается определённая стереотипия, и она потом всё больше и больше развивается. У такого ребёнка должен быть какой-то порядок, игрушки он складывает в определённой последовательности, т.е. желание их сложить стереотипно, одинаково и для нашего глаза это не понятно, для обычного ребёнка это не свойственно, и при этом, его невозможно переключить на что-то другое. И это нас также должно насторожить. Яна могла часами складывать книжки в стопку.

И эти симптомы становятся со временем более выраженными и явно выделяются на фоне других детей такого же возраста.

Потом, когда мы отдаём своего ребёнка в садик, у него нет контакта с воспитателями, просьбы он не выполняет, он их как будто не слышит, ребёнок сам по себе, занятия ему не интересны, и ведёт себя достаточно неорганизованно, у них нет желания коллективного участия в играх, нет желания дружбы, и , поэтому, во многих случаях, эти дети не уживаются, они не могут находиться в садике и родители вынуждены, или забирать своего ребёнка, или отдавать в специализированный садик. Ребёнок не играет и поэтому обучение естественным навыкам не происходит, отсюда и задержка развития и целый комплекс проблем.

У такого ребёнка нет указательного жеста, он не умеет просить. Также если мы ему пытаемся показать что-то пальцем, а ребёнок смотрит не по направлению указательного жеста, а на палец, то это тоже является тревожным сигналом.

Дети-аутисты не играются в игрушки, ребёнку не интересна сама игрушка в целом, например, машинка, а интересно колёсико от машинки, которое хочется крутить часами. Они заменяют игры повторяющими движениями. Яна могла часами стукать обувью или какой-нибудь игрушкой об стену, включать и выключать свет, закрывать и открывать дверцу шкафа. У них странные игровые предпочтения, например, верёвочки, пробки от бутылок, т.е. неигровые предметы. У моей дочки это были бумажки, брошюрки, фантики, и она их всегда держала в руке, и забрать у неё их было нереально. У таких деток отсутствует воображение, у них нет сюжетно-ролевых игр.

Также аутисты яростно капризничают и не хотят самостоятельно кушать.

Такие дети, как правило, не любят перемен, имеют стойкие привычки, ритуалы, например, привычка к одному типу еды, у них большая избирательность в еде, (Яна ест только жидкое и раньше ела только гречку). У них присутствует синоним тождества, т.е. когда ребёнок любит гулять по одним и тем же маршрутам, одевать одну и ту же одежду, и попытка одеть что-либо другое, сопровождается страшной истерикой. Дочка в садик раньше одевала одну и ту же одежду, и я с вечера её стирала и вешала на батарею, чтобы она высохла. Такие детки могут использовать одну и ту же игрушку или неигровой предмет, не хотят, чтобы менялось что-либо в его комнате, у них жёсткая привязанность к распорядку дня. У Яны как ритуал, садик, дом, вечером поездка к бабушке. Не поехать к бабушке, означает переживать нам очередные капризы и истерики.

У детей-аутистов есть негативная реакция на прикосновение. Присутствует холодность или чрезмерная привязанность к матери. Например, если мама уходит, начинается сильная истерика. В нашем случае было именно так, я не могла покинуть дом ни на минуту.

Они предпочитают одиночество, не проявляют интереса к окружающим предметам и людям, игнорируют происходящее вокруг. У них нарушено социальное взаимодействие, они не общаются с другими людьми, у них нарушена коммуникация, они не используют жесты и слова для общения. Не копируют поведение взрослого.

У них нарушение поведения, постоянные крики и истерики на пустом месте, самоагрессия. Яна могла биться головой об стену, или просто так или что-то не по неё было. У аутистов имеет быть место бессонница. Но в нашем случае, Яна спала хорошо, и только в том случае, если я лежала рядом и она меня держала за ручку, встать или отвернуться было невозможно, спала очень чутко, и создавалось такое ощущение, что она и вовсе не спала.

Они очень боятся и очень сильно реагируют на интенсивные внешние раздражители (яркий свет, громкий звук) и реакция на эти события бывает не предсказуемой, могут испугаться, а в другой раз, рассмеяться. Дочка моя могла на одну и ту же песню отреагировать по-разному, может пуститься в пляс и напевать мелодию, а может начать кричать и истерить, затыкать уши и надо в эту же секунду выключить эту песню. Также у неё присутствует боязнь к громким звукам, включить пылесос или мясорубку, или чтобы заиграла громко музыка, не реально, она также начинает закрывать уши и сильно кричать или убегает в другую спальню, но при этом тоже сильно истерит.

И первая подсказка в помощь родителю, ему нужно вести дневник наблюдения, чтобы при посещении врача, всё это могло помочь в установлении им правильного диагноза вашему ребёнку.

За словом аутизм прячутся множество самых разнообразных состояний, но это не один какой-то из перечисленных симптомов, потому что они могут быть у любого здорового ребёнка. Все эти признаки следует рассматривать исключительно в тесной взаимосвязи друг с другом, смотреть на поведение в совокупности. Но следует отметить, что аутизм никак не связан с воспитанием и не может быть причиной приобретённой душевной травмы. Дети с аутизмом они просто другие, не такие как мы, мы им не понятны, и они нам тоже. Ни в коем случае их нельзя перевоспитывать, мы делаем тем самым ребёнку только хуже. Дети с аутизмом рождаются гиперчувствительными. Ребёнок пытается создать систему игнорирования внешних сигналов, что нам кажется, что он апатичный, ему всё равно. Но на самом деле ему не всё равно, он просто пытается защищаться от того, что он не понимает. Но следует понимать, что поведение ребёнка, его настроение, агрессия, раздражительность, капризы, концентрация внимания, влияет от желудочно-кишечной дисфункции, включая запоры и боль.

У меня в жизни был очень долгий период, как одно большое болото, в котором я погрязла по уши в «дерьмо», и я с ужасом думала о том, неужели это будет так всю жизнь, неужели это будет так всегда. Я ждала того момента, когда я гордо скажу: » Яна — это моё счастье! Яна — эта моя жизнь!». И этот момент наступил! Я очень счастлива и я хочу жить!

autismpobedim.ru

Дети дождя: как понять детей с аутизмом и сделать их жизнь проще

Исполнительный директор Международного общественного объединения «Волюнтас» Галина Шварц знает о людях с расстройствами аутистического спектра если не все, то почти все. Более 20 лет она проводит тренинги для педагогов и родителей. И приглашает на них британских специалистов, которые как никто разбираются в этой теме. Чаще всего, замечает Шварц, родителей детей с аутизмом беспокоят следующие вопросы: почему в их семье родился такой ребенок, можно ли его вылечить и примет ли его общество. Об этом она и решила поговорить с корреспондентом Sputnik Юлией Балакиревой.

Эксцентричность = аутизм?

— Галина Николаевна, правда, что в последнее время число людей с аутизмом растет?

— Да, и происходит это стремительными темпами. Есть много мнений, почему человек рождается с аутизмом. Особенно много сейчас проводится исследований на генетическом уровне — исследуется не сам ген, а части его структурных компонентов. Поскольку аутизм многогранен и у каждого он проявляется по-разному, то корни заболевания могут быть разными. Не берусь быть пророком, я не знаю причины, как и весь остальной мир, но мне кажется, что много кроется в среде нашего обитания. В том, чем мы окружены. Известно ведь, что генные мутации часто провоцируются элементами среды.

— А есть наблюдения, у кого чаще диагностируют это заболевание?

— Раньше однозначно считалось, что расстройства аутистического спектра в большинстве своем проявляются у мальчиков. Но исследования последних лет показывают: аутизм встречается у девочек гораздо чаще, чем принято думать. Просто женский организм быстрее адаптируется в силу физиологических особенностей. Поэтому ранее нам казалось, что перед нами – просто эксцентричная женщина. А корни ее эксцентричности могли быть вызваны расстройством аутистического спектра. Последние исследования призывают быть более внимательным к диагностике девочек.

Не можем их «починить»

— В чем проявляется аутизм?

— У человека происходит перегрузка мозга информацией, в связи с тем, что ненужная не отсеивается. Это является причиной многих поведенческих проявлений. У нас есть видео, которое мы показываем во время тренингов, – в нем демонстрируется, что чувствует такой ребенок, попадая в магазин. Первое, что он слышит, – шум и звуки, которые идут отовсюду. А если у него еще повышенная чувствительность к звукам, то это воспринимается гораздо болезненнее. Это настолько сильный раздражитель для человека, что в такой момент бесполезно ему что-то говорить. Есть дети, которые не любят выходить на улицу. Там их могут раздражать звуки, запахи и даже свет, если у них повышенная зрительная чувствительность. Сын моей знакомой не может кушать ничего, кроме сухого хлеба… Кричать на ребенка или пытаться заставить его силой что-то делать – не выход. Это лишь вызовет большую нервную реакцию и стресс у него.

— Надо адаптировать для ребенка среду и помочь ему к ней адаптироваться. Если у него повышенная чувствительность, то применяется десенсибилизация, когда очень маленькими шагами по нарастающей ребенок получает сенсорный опыт. Если у него пониженная чувствительность, то есть он ищет дополнительных стимулов, тогда надо ему их дать. Но это должны быть социально приемлемые стимулы. Эти особенности детей должны понимать не только родители, но и воспитатели, люди, которые его окружают в социуме. Нужно, чтобы окружающий мир тоже был готов адаптироваться к потребностям этих людей. Они такие, мы не можем их «починить».

До высот Эйнштейна

— То есть аутизм не лечится?

— Нет, но диагноз ни в коей мере не влияет на продолжительность жизни человека. Не стоит относиться к этому, как к концу света. Можно добиться хороших результатов в развитии ребенка, если начать заниматься им с младенчества. В этом плане показателен опыт британцев. Они не ждут постановки диагноза, добиться которого крайне сложно, поскольку аутистические проявления могут быть у людей с рядом других заболеваний, и врачи медлят с решением. Британцы, если видят набор определенных сенсорных проблем, начинают над ними работать. И это дает серьезный толчок к развитию ребенка. Родителям я бы советовала обратить внимание на ребенка, если он не реагирует или, наоборот, сильно реагирует на шум, не поддерживает зрительный контакт, не улыбается маме, не тянет к ней ручки. Некоторые родители говорят мне: «У нас был нормальный ребенок, он редко плакал, даже когда хотел кушать». Но это уже ненормальное поведение… Стоит учитывать, что за последние 10 лет в понимании проблем аутизма сделано многое. Если раньше оценка людей с аутизмом проводилась по тому, что люди без заболевания думали о них, то теперь появилось больше высокофункциональных людей с аутизмом, которые сами могут объяснить свое состояние. И это дает дополнительную надежду. Потому что чем больше мы будем знать об особенностях аутистических проявлений, тем больше будем находить способов оказания помощи этом людям.

— Кто такие высокофункциональные люди с аутизмом и как они могут быть полезны обществу?

— Их особенность в том, что если что-то находится в сфере их интересов, то они будут заниматься этим без устали. Такой человек может не знать, как приготовить ужин или перейти улицу, но он может знать все о динозаврах, автомобилях и др. Он будет обращать внимание на такие детали, на которые мозг человека без аутизма не обратил бы, поскольку тот отсекает все, что считает ненужным. Знаю мальчика, который в 6-летнем возрасте сочинял стихи на двух языках и суммировал в уме шестизначные цифры. Но когда учитель спрашивал у него, сколько будет дважды два, он не отвечал. Просто ребенок не понимал, как взрослый человек может не знать ответ на элементарный вопрос. В Голландии несколько лет назад открылась фирма, в одном из отделов которой работают исключительно такие люди. Они занимаются отладкой компьютерных программ. Работа, мягко говоря, нудная: работник должен выполнить миллиард однотипных действий. Но эти сотрудники трудятся без устали. Важно понимать, что не все люди с аутизмом такие. Спектр расстройств аутистического спектра большой. Кто-то может дойти до высот Эйнштейна, а кому-то и в 20 лет, если он не успел «попасть» в программу раннего вмешательства, нужна будет пошаговая десенсибилизация или стимуляция.

Пути сосуществования

— Влюбляются ли такие люди, создают ли семьи?

— Конечно, знаю белорусскую пару – у обоих аутизм. Они занимают достойное положение в обществе: преподают в университете. Люди с аутизмом такие же, как и мы. Не нужно делить общество на своих и чужих. Это сейчас мы знаем, что перед нами – человек с аутизмом. А раньше он нам казался просто необычной личностью – талантливым математиком, например, который «не от мира сего». Сейчас очень трудно градуировать четко, что есть норма. Даже психиатры смеются, что по стандартам XVIII века мы чуть ли не все сумасшедшие… Не люблю слово «толерантность», потому что по-английски «toleratе» – значит «терпеть». Мне не нравится, когда говорят, что белорусы – толерантный народ. Мы прекрасно понимаем, что одно дело, когда ты что-то или кого-то терпишь, и совсем другое – когда тебя терпят. Нам надо уйти в своем понимании от того, что мы терпим, к тому, что мы принимаем. Тогда у нас будет и инклюзия, и интеграция. Именно с таким подходом надо работать с людьми, у которых аутизм. Как учили нас британские коллеги, если ребенок не обучается теми методами, которые мы применяем, значит, надо менять методы, а не ребенка. А после того, как мы научимся принимать этих людей, мы должны будем искать пути сосуществования, сотрудничества и всего совместного. Иначе далеко не уйдем.

— Нередко к вам обращаются родители «детей дождя». Какие вопросы они задают, и что им отвечаете?

— Большинство родителей беспокоит, что будет с их детьми, когда их не станет. Они не знают, сможет ли общество взять на себя заботу об этих детях, а это, поверьте, очень тяжелый труд. Беспокоят поведенческие проявления ребенка, когда он ведет себя так, что может причинить себе вред: кусает или бьет себя. Болезненно взрослые воспринимают отношение общества к их ребенку. Они, как родители, любят его со всеми проявлениями и хотят для него хорошей жизни. Наверное, тут однозначный ответ дать нельзя. Но подвижки в обществе очень большие. Есть понимание на государственном уровне того, что надо организовывать поддержку этих людей. Обнадеживает то, что родители, медики и педагоги стали работать вместе. Не все пока получается, но, тем не менее, они уже не предъявляют друг к другу претензии, а каждый выполняет свою роль в процессе реабилитации. Нам еще, если можно так сказать, повезло в том, что на Западе проблемами аутизма стали заниматься раньше. Мы с одной стороны можем делиться опытом, а с другой – анализировать те ошибки, что допустили там.

— Что у нас делается на государственном уровне для таких людей?

— В школах открываются интегрированные классы. В медицинских и специальных образовательных учреждениях оказывают помощь этим людям. Недавно Министерство образования добилось того, что появилась должность сопровождающего для ребенка в школе – ассистента. Сейчас должна пройти подготовка специалистов. Потому что в этом деле важно, чтобы человек не просто сидел рядом с ребенком, а понимал, чем вызвано его поведение, и умел управлять им не силой, а знанием. Главное – чтобы в стране этот процесс не останавливался, и тогда результаты будут еще заметнее.

Факт регистрации и авторизации пользователя на сайтах Спутник при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать национальное и международное законодательство. Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Администрация вправе удалить комментарии, сделанные на языках, отличных от языка, на котором представлено основное содержание материала.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике комментируемого сообщения;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме, в том числе моральный;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к иным незаконным действиям;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес Спутник;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит описание или ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • продвигает продукты или услуги третьих лиц без соответствующего на то разрешения;
  • содержит оскорбительные выражения или нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к языку, например, текст написан целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Администрация имеет право без предварительного уведомления пользователя заблокировать ему доступ к странице или удалить его аккаунт в случае нарушения пользователем правил комментирования или при обнаружении в действиях пользователя признаков такого нарушения.

    m.sputnik.by