Как предупредить заикание у детей

Предупреждение и профилактика заикания у детей

Навигация по записям

В этой статье родители найдут практические советы и рекомендации как вести себя, если ребенок начал заикаться. Как помочь ребенку, если у него появились запинки в речи? Как предупредить рецидивы заикания? Как снизить стрессовые моменты?

Родители готовы весело подпевать песенке мушкетеров «…Пока-пока-пока-чивая перьями на шляпах…», но стоит их малышу сказать: «Пока-пока-покакать хочу» , как это вызовет панику во всей семье. С чего же начинается заикание? Как проявляется? Какими обладает факторами риска, и как его следует предупреждать?

Всему этому, а также тому, какие действия следует предпринимать родителям, если их ребенок неожиданно начал заикаться, я постараюсь уделить внимание в этой статье.

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
При заикании в речи ребенка возникают вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.

Факторы риска появления заикания:

1. Дети с тревожными чертами характера. Эти детки, обычно привязаны к матери, плаксивы, раздражительны. Нередко такие малыши неспокойно спят и имеют плохой аппетит. Они могут отреагировать заиканием на перемену обстановки (поход в детский сад, переезд, долгое отсутствие матери).

2. Дети с ранним речевым развитием (первые слова и фразы в год); а затем с очень быстрым темпом наращивания словаря (в 2 -2.5 они уже говорят развернутыми фразами). Заикание может появиться от сбивания дыхания во время произнесения длинной фразы и желания сказать сразу все, тогда как детский язычок и легкие еще не могут справиться с таким объемом речевой информации.

3. Дети с задержкой речевого развития. Слова у них появляются ближе к двум годам. Фразовая речь после трех. Речь у таких деток часто бывает невнятная, с плохим звукопроизношением. Заикание у них может быть вызвано двигательной расторможенностью.

4. Дети, имеющие среди родственников заикающихся, чаще, чем другие, подвержены этому недугу. Так же следует быть внимательными, если в семье есть левши. У таких деток заикание может быть следствием сниженной возможности адаптации к внешнему миру у ЦНС (центральной нервной системы).

5. Дети с двуязычием в семье также обладают фактором риска появления заикания.

Конечно, совершенно необязательно, что двуязычный, беспокойный или леворукий ребенок начнет заикаться. Но повышенный контроль родителей за такими детками поможет им избежать лишних трудностей, в случае их возникновения.

Как вести себя родителям, если у ребеночка присутствует фактор риска появления заикания:

  • Соблюдать режимные моменты (сон, питание, прогулки — в соответствии с возрастом ребенка).
  • Избегать эмоциональных перегрузок (частое посещение мест скопления большого количества людей); чрезмерных физических нагрузок (при первых признаках усталости позволяйте ребенку отдохнуть, не нажимайте на него).
  • Следить за благоприятным эмоциональным климатом в семье. Не позволяйте себе кричать, ругаться в присутствии малыша.
  • Стараться следить за тем, чтобы предъявляемые к ребенку требования разными членами семьи не противоречили друг другу.
  • При возникновении у ребенка страхов (темноты, одиночества, замкнутого пространства) ни в коем случае не приучайте его быть храбрым. Не провоцируйте появление страхов показом фильмов или запугиванием. При возникновении боязни позволяйте ребенку спать при приглушенном свете, побудьте возле него некоторое время при засыпании. Если страх не проходит длительное время следует обратиться к психоневрологу.
  • Очень важным является контроль родителей за собственной речью — ведь для малыша она является образцом для подражания.

  • Речь родителей должна быть:
    Плавной, медленной, эмоционально-выразительной. Не спешите и не повышайте голоса при общении с ребенком.
  • Не используйте в речи звукоподражания и искаженные варианты произнесения слов. Ваша речь должна быть четкой, правильной.
  • Старайтесь, общаясь с малышом, не использовать сложные речевые обороты, длинные конструкции. Общайтесь при помощи достаточно простых для понимания фраз.
  • Не давите на ребенка, призывая его быстрее реагировать на ваши слова.
    Ни в коем случае не ругайте и не корите ребенка за неверный ответ.
  • Первые признаки заикания

    • Ребенок внезапно замолкает, отказывается говорить. Такое состояние может длиться от двух часов до суток, после чего малыш снова начинает говорить, но уже, заикаясь.
    • Ребенок начинает вставлять перед некоторыми словами лишние звуки (а, и).
    • Ребенок повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы.
    • Ребенок вдруг вынужденно останавливается в середине слова, фразы.
    • У ребенка вызывает затруднение (ступор) начало речи.
    • Поведение родителей ребенка с возникшими речевыми запинками:

    • Максимально снизить количество поступающей информации (исключить массовые зрелищные мероприятия, книги и фильмы не соответствующие возрасту).
    • Если у ребенка есть проблемы со звукопроизношением — направить усилия на их устранение (возможно, корень заикания лежит в трудности верного произнесения звуков).
    • Если начавший заикаться ребенок предпочитает пользоваться левой рукой, то переучивать его не стоит. Можно лишь в ненавязчивой форме предлагать пользоваться правой рукой (класть столовые приборы справа, протягивать к правой руке карандаши). Запрещать пользоваться левой рукой нельзя.
    • Если заикание ребенка провоцируется заиканием кого-то из близких — сократить их общение (а еще лучше — на время прервать его).
    • Если заикание возникло у малыша из двуязычной семьи, следует убрать один язык из обихода. До того момента, когда у ребенка улягутся речевые нормы одного языка. Обычно, это происходит к 5-6 годам.
    • Как не позволить заиканию закрепиться в речи ребенка:

      1. При «остром» возникновении заикания (обычно, после испуга), следует как можно скорее создать ребенку благоприятные условии для улучшения эмоционального состояния. Это может быть смена обстановки в которой произошла травма на иную.
      2. Усиленно следить за режимом — возможно, удлинить сон и ограничить поступление новой возбуждающей информации.
      3. Родители должны постараться никак внешне не проявлять свое беспокойство по поводу речи ребенка. Ни в коем случае не ругать малыша и не принуждать его произносить слова правильно. Передразнивания и насмешки — недопустимы.
      4. Речь окружающих начавшего заикаться ребенка должна быть тихой и спокойной. Постарайтесь некоторое время поменьше разговаривать с ребенком (иногда рекомендуют даже вводить режим молчания).
      5. Предлагать ребенку тихие спокойные игры — рисование, лепка, конструирование — не требующие речевого контакта.
      6. Формируйте у ребенка правильное дыхание (глубокий вдох и медленный выдох). Для этого подойдут следующие игры:

    • Надувание мыльных пузырей, воздушных шариков.
    • Сдувать ватные шарики, бумажные снежинки со стола, забивать ватные мячики в ворота.
    • Игра на детских духовых инструментах.
    • Перемещение дутьем легких игрушек по воде во время купания (кто быстрее).
    • 7. Очень благотворно действуют логоритмические игры, маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Разучивайте с ребенком маленькие стишки с короткой строкой и четким ритмом построения. Например, такое:

      Карусель
      Еле, еле, еле, еле
      завертелись карусели, (ребенок медленно идет по кругу, проговаривая стих)
      А потом кругом, кругом,
      И бегом, бегом, бегом. (бежит по кругу)
      Тише, тише, не спешите.
      Карусель остановите. (все медленнее и медленнее)
      Раз и два, раз и два —
      вот и кончилась игра. (шагает и останавливается)

      Все предлагаемые ребенку занятия он должен выполнять с удовольствием в игровой форме. Принуждать к чему либо ребенка с речевыми запинками не стоит.

      Если вы верно выстроите общение с начавшим запинаться ребенком, то, скорее всего, заикание не станет стойким нарушением, а бесследно исчезнет из речи вашего малыша.

      Автор статьи — К. Беленкова.

      zaikanie-vl.ru

      Заикание — легче предупредить

      Заикание — легче предупредить

      (памятка для родителей, учителей)

      Вместо предисловия: в начальных классах нашей школы несколько заикающихся учащихся, в конце

      текста привожу список специалистов и медицинских центров, куда можно обратиться с ребенком.

      Наиболее часто заикание возникает в возрасте от двух до четырех лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функции и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих десяти лет (от 4 до 14) случаев возникновения заикания примерно столько же, сколько в первые три года.

      При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей с ослабленной (истощенной) нервной системой. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

      · употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

      · повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

      · вынужденные остановки в середине слова, фразы;

      · затруднения перед началом речи.

      Причиной появления заикания является ослабленность (истощение) центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, на фоне вяло текущих хронических заболеваний, когда организм ослаблен.

      Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической травматизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей, в нервной обстановке, при перегрузке нервной системы учением, дополнительными занятиями. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки, режимов сна, питания, отдыха). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

      Заикание легче предупредить, чем лечить. Нельзя читать детям книги не соответствующие их возрасту, вредно чтение на ночь страшных сказок, историй, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта, монстра и т. п.

      Не следует разрешать часто и длительно смотреть телевизионные передачи, играть в компьютерные игры. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

      Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например отказ в чем-то желаемом. Требования к ребенку должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, в детском саду, школе. Нужно быть всегда одинаково ровными и требовательными к нему.

      Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений в период выздоровления после перенесенного заболевания (кино, просмотр телепередач, компьютерные игры, чтение). Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

      Нельзя кем-то (чем-то) запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре, общении со сверстниками и т. п.

      При возникновении заикания у ребенка выявите его причины. Постарайтесь их устранить, проявите к нему максимум чуткости, заботы. Не фиксируйте внимание ребенка на его недостатке и следите, чтобы его не дразнили другие дети.

      Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, и ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

      Если ребенок посещает детский сад, школу, следует сблизить его с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Попросите помочь вам в этом воспитателей группы, классного руководителя. Попросите их не вовлекать заикающегося ребенка в игры, которые легко возбуждают его и требуют от него индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем ему полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

      Предупредите воспитателя в группе, учителя в школе о возникновении заикания, так как таких детей нельзя спрашивать первыми на занятиях, уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, взрослый должен помочь ему: говорить вместе с ним или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

      Для заикающегося ребенка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. На праздниках нужно давать ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, т. е. не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселить уверенность в себе (особенно это относится к детям старшей и подготовительной к школе групп, учащихся начальных классов).

      При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заикание или его рецидивы. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой – учебная), повышением требований к ребенку, к его речевым умениям, общению со сверстниками, взрослыми, коллективом. Поэтому профилактика заикания необходима и в школьные годы.

      В «переходном» периоде обращается внимание на адекватные способы подростка утверждения себя как личности, на перенапряжение нервной деятельности, эмоционально-волевой сферы, неверную самооценку, преобладание отрицательных свойств личности.

      Заикающийся ребенок должен находиться под наблюдением психоневролога, логопеда, 1 раз в год проходить диспансеризацию.

      За дополнительной информацией и квалифицированной помощью можно обратиться:

      1. Медико-педагогический центр по восстановлению речи «Доктор слово» г. Пермь, ул. . Тел. 206 08 08; (с 2-х лет)

      2. Специализированный д/с № 000, г. Пермь, а (студ. городок ППИ) с 4-х лет

      3. Детский центр восстановительной медицины и реабилитации «Сказка» 2 от 0 – 18 лет) Направление невролога, санаторная карта, запись

      4. Медико-педагогический центр «Лингва – Бона» 0 Главный логопед пермского края — коррекция заикания

      5. Медицинский центр «Инсайт» г. Пермь, Комсомольский пр-т, 34б тел. 62 55; 8 902 47 15 742 Коррекция речевых дисфункций у детей

      6. Городская детская клиника им. Пичугина г. Пермь, Логопед (электронное направление от педиатра)

      7. Краевая детская больница 2 тел. 53 82 Логопед ежедневно с 9.00 – 13.00 очередь

      Психоневролог тел. 70 85

      8. Городской психиатрический диспансер г. Пермь, ул. Петропавловская, 6а Логопед

      9. Профессорская клиника г. Пермь, б-р Гагарина, 49 Невролог доктор мед. наук, доцент кафедры неврологии ПГМА 8 922 24 48 274

      10. Центр «Медикор» г. Пермь, м-он Гайва, ул. Невролог

      11. Центр психолого-медико-социального сопровождения «Гармония» г. Пермь, м-он Гайва, ул. Вильямса, 71 Невролог 8 9125842290

      12. Невролог 8 909 11 15 544

      13. Реабилитационный центр «Стрижи» г. Пермь, ост. Лодыгина, 259 36 00, зам. гл. врача по платным услугам Нина Михайловна 8 902 63 11 348

      pandia.ru

      Как предупредить заикание

      Как предупредить заикание

      Информацию подготовила Жайворонок О.Б.,

      Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.

      Первая группа : это дети с тревожными чертами характера.

      Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (начало посещения детского сада, длительное отсутствие матери и т. п.).

      Вторая группа : дети с ранним речевым развитием.

      У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные повторения. Речь протекает часто в этот период на вдохе.

      Третья группа : дети с некоторой задержкой речевого развития.

      Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна, с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.

      Четвертая группа : дети с генетическими факторами риска, т. е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).

      Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

      Пятая группа : дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем, также находятся в ситуации риска заикания.

      Возникновению заикания у этих групп детей способствует снижение адаптационных возможностей их центральной нервной системы.

      В семье детей с факторами риска заикания родителями должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка. Сюда относятся: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.

      У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т. п. Нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т. п.

      Не следует “приучать” детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.

      Для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

      — речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;

      — желательно, чтобы речь родителей была четкой;

      — нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;

      — речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

      — взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;

      — при общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

      — ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов.

      Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова, речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать “речевые успехи” ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

      Речевые образцы взрослых играют особо важную роль в организации речедвигательных автоматизмов таких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений.

      Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.

      Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.

      В тех случаях, когда повторения и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к “сглаживанию” и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.

      Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т. д.).

      Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта).

      В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей необходимо быть предельно внимательным к появлению повторений. Если на протяжении 3-4-х месяцев количество повторений не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.

      У детей с семейным левшеством полезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается ведущая рука. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т. д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку.

      Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).

      Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).

      Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием, т. е. где говорят на двух или более языках, должны быть созданы особые условия.

      Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т. д. В других случаях может развиться и заикание.

      Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

      Профилактика перехода острой формы заикания в хроническую.

      При “остром” начале заикания, что бывает, как правило, после испуга, необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, если после испуга наблюдался мутизм (обратимое отсутствие речи (от «мutus» — молчание). Такими условиями может быть смена обстановки, в которой произошла психическая травма, на нейтральную; создание специального охранительного режима с длительным сном и снижением уровня поступающей информации.

      При появлении судорожных запинок родители не должны внешне проявлять своего беспокойства, тем более не должны делать замечаний по поводу речи ребенка, требовать от него плавной речи, правильного произношения звуков, слов и т. п. Недопустимы передразнивания и насмешки. В начальный период заикания следует ограничить речевое общение с ребенком и разговаривать с ним лишь в необходимых случаях. Речь окружающих при этом должна быть негромкой и спокойной. Так как в процессе игры наедине с собой заикающиеся дети оречевляют свои действия без запинок, то следует поощрять разнообразные виды игровой деятельности ребенка наедине: рисование, мозаика, строительные игры и пр.

      Нельзя запретить ребенку говорить, если у него возникает такая потребность. Следует в этих случаях переводить форму речевой активности ребенка из монологической в диалогическую, с тем, чтобы упростить как форму общения, так и лексико-грамматическое оформление высказываний ребенка.

      Можно рекомендовать родителям использовать как ритмизированную речь, так и пение в общении с ребенком, разучивать с ним стихи, имеющие короткую строку, четкий ритм и соответствующие возрасту ребенка содержание. Полезно ребенку выполнять ритмические движения под музыку (маршировать, хлопать в ладоши, и пр.). При этом ритм выполнения движений должен быть выбран так, чтобы ребенок выполнял это без напряжения, с удовольствием.

      Все дисциплинарные требования должны предъявляться спокойным тоном, не носить характера безапелляционных приказов. Если ребенок сопротивляется выполнению требований, следует переключить его внимание на другую деятельность.

      Предупреждение повторений периодов заикания

      Несмотря на эффективность коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми в дошкольном возрасте, в школьном возрасте у таких детей могут быть рецидивы заикания. Следует учесть, что несмотря на избавление от судорожных запинок, у таких детей остается низкий уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы. В связи с этим усиление эмоциональной, психической и физической нагрузок может вызвать рецидив заикания.

      Наиболее часто первый рецидив наступает при поступлении ребенка в школу.

      Для того чтобы предупредить рецидив заикания, необходимо особым образом готовить такого ребенка к школе.

      Еще до 1 сентября ребенок должен посетить школу и класс, в котором он будет учиться. Он может походить по классу, посидеть за партой, узнать, где находится туалет. Кроме этого, необходимо заранее познакомить ребенка с педагогом. Педагог должен знать о том, что ребенок в прошлом заикался и потому требует к себе особого отношения.

      detsad-detctvo.ru

      Как предупредить заикание у ребенка

      Заикание у ребенка можно предупредить, если родители готовы следовать некоторым правилам. Эти правила просты, но очень эффективны.


      Подражание взрослым

      Развитие речи ребенка в раннем возрасте характеризуется в основном активным подражанием взрослым. Именно в этот период особо важно, чтобы речь взрослых была:

      Ребенок должен говорить не спеша, не крикливо, не слишком громко, широко открывая рот. Не стоит допускать, чтобы малыш говорил, задыхаясь, захлебываясь или на вдохе.

      Подражание речи взрослых, других детей с заиканием может стимулировать развитие заикания у ребенка. Запинки ребенок вполне способен перенести и в собственную речь.


      Здоровая нервная система

      Хрупкость нервной системы в раннем возрасте, неспособность выдерживать перегрузки может повлиять на нормальное развитие речи ребенка.

      С самого рождения важно беречь ребенка от физических и психических травм, бурных эмоций гнева и радости, от общения с беспокойными, нервными детками и взрослыми.

      Конфликты в семье, побои, запугивания ребенка, частые одергивания малыша, строгое наказание могут вызывать заикание у детей, которые особо впечатлительны.

      Если речь ребенка тороплива, то это может быть показателем ослабленности нервной системы, повышенной возбудимости. Со временем это может вызвать заикание.


      Стремительное раннее развитие

      Раннее развитие ребенка должно осуществляться с учетом индивидуальных возможностей ребенка, с учетом возраста. Чрезмерные требования могут усугубить состояние речи малыша. Даже младший школьный возраст характеризуется ограничениями:

    • бедный словарный запас;
    • недостаточное владение грамматическими средствами языка;
    • не развито в достаточной степени произношение.
    • Родители же могут требовать от такого ребенка произносить непонятные слова, сложные фразы, заучивать сложные по форме стихотворения в большом объеме.

      Только после 4-х лет артикуляционный аппарат достаточно развит. До этого времени не стоит заставлять ребенка произносить слова и фразы, которые трудны в смысловом и звуковом отношении. Иначе мы вызовем несоответствие между речевой нагрузкой и развитием речевого аппарата. Это может не только перегрузить нервную систему ребенка, но и истощить речевые возможности ребенка, утомить речевые механизмы, а в последствие еще и вызвать заикание.


      Недостаточная стимуляция развития речи

      Если с ребенком родители не учат с ребенком стихи, не читают ему, не просят пересказать прочитанное, мало с ним разговаривают, не поправляют его ошибки в речи и то, как говорит ребенок, то это может вызвать отставание в развитии речи. В таких случаях мыслительные способности превышают речевые возможности. Ребенок не владеет грамматическими средствами, необходимым запасом слов, чтобы выразить свои мысли. Тогда в момент высказывания речь ребенка наполняется продолжительными паузами, запинками, остановками. Дальше это перерастает в стойкое заикание.


      Избыточные впечатления

      Перегружать детей избыточными впечатлениям не стоит. Не следует слишком часто водить ребенка в цирк, театр или кино.

      Подобные мероприятия утомляют, перегружают ребенка. Но он не отказывается от высказываний и расспросов после них. Ребенок глотает звуки, слова, он говорит торопливо с запинками, перескакивая с одной мысли на другую. Всё это может закрепить нарушение речи или перейти в заикание.

      Некоторые специалисты вообще не рекомендуют посещать кинотеатр дошкольникам. Фильмы не всегда рассчитаны на детей такого возраста, а длительность сеанса в 1,5 часа – слишком большая для ребенка.

      Исключать цирк и театр не стоит. Но ребенка важно постепенно ввести в эти эмоции. Ознакомьте заранее с содержанием пьесы, опираясь на основные возрастные возможности ребенка, ранимость его нервной системы, впечатлительность.


      Страх

      Страх может провоцировать заикание. Родители не всегда успевают заметить беспокойство, скрытую тревогу ребенку и разгадать их причину. Важно постоянно наблюдать за поведением ребенка. Ребенок может бояться темноты, оставаться самому в помещении, спать одному в комнате. Следует выяснить и устранить причину. Вы можете попробовать сделать это сами, а иногда может понадобиться и психолог. Не нужно читать страшные сказки на ночь или рассказывать что-то волнительное. Ни в коем случае нельзя использовать выговор, наказание, насмешку, иронию в преодолевании любого страха ребенка. Лучше действовать тактично, бережно помогая, приучая ребенка не бояться.


      Левша

      Заикание часто возникает у тех левшей, которых заставляют писать правой рукой. Если ребенок-левша, и у него проявляется речь на вдохе, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в речи, нервная возбудимость, то переучивать его на правую руку не следует.

      Заикание
      легче предупредить, чем устранить уже существующее. Будьте внимательны к профилактической работе развития речи ребенка.

      «Основы логопедии» Филичевой Т.Б.

      Если у вас возникли вопросы, можно:

      Комментарии

      Достойная речь | Написано: 16.05.2015 11:06:10 Легче предупредить заикание у ребенка, чем от него избавиться. Не так легко убедить ребенка начать занятия, но чем раньше вы это сделаете, тем лучше. Причиной ухудшения речи, может стать плохая учеба в школе, из-за этого часто бывает неуверенность. Человек становится замкнутый и застенчивый, у таких людей мало друзей, в личной жизни тоже не все гладко. Старайтесь, тогда вы добьетесь более качественной речи. Нужно заниматься улучшением речи всегда, существуют одни из лучших упражнений для развития дикции. Опишу для вас подробно, как нужно проводить занятия, для приобретения лучшей речи. Вопросы и отзывы по электронной почте:vip1885@mail.ru

      roditeli.ua